7


  • Учителю
  • Средства выражения поэтической идеи в стихотворении В.В. Маяковского Хорошее отношение к лошадям (к уроку литературы в 6 классе)

Средства выражения поэтической идеи в стихотворении В.В. Маяковского Хорошее отношение к лошадям (к уроку литературы в 6 классе)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ПОЭТИЧЕСКОЙ ИДЕИ

В СТИХОТВОРЕНИИ В.В. МАЯКОВСКОГО

«ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ»





«Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей». Эти слова М. Горького справедливы для любого времени, но особенно заметны перемены в языке в переломные периоды жизни нашего общества. И это не случайно: язык отражает изменяющееся сознание общества. Доказательством тому может служить творчество поэтов конца XIX - начала XX века, в частности Маяковского - яркого представителя футуризма.

В письме о футуризме от 1 сентября 1922 г., говоря литературной группировке «Комфут» («Коммунистический футуризм»), он определяет одну из важнейших её задач: «Утвердить словесное искусство, как мастерство слова …, как умение в слове решить любую задачу», а также отмечает необходимость работы над словарём (словоновшество, звуковая инструментовка и т. д.). Эти установки поэт реализует в собственных произведениях, в частности - в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» (1018г.).

Слово для В. Маяковского - орудие изменения общества, человека. Один из главных врагов в борьбе за нового человека, по его мнению, - мещанство, корень которого, как полагал поэт, кроется в сытой тупости, ограниченной бытовыми рамками, в нечувствительности к чужой боли. Все эти переживания и отразились в «Хорошем отношении к лошадям». Сюжет произведения - лишний повод задуматься о соотношении алчного и грубого со светлым и гуманным в душе каждого из нас и в обществе в целом.

Как же «работает» слово в этом стихотворении?

Звукоподражание в начале стихотворения не только имитирует цокот копыт, но и выдвигает лексически значимые слова, несущие в себе тему грабежа и насилия:

Били копыта. Пели будто:

- Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб.

Аллитерация [г р],[б],[б'] в сочетании с особой рифмовкой способствует нагнетанию тягостной атмосферы, тревоги, готовит читателя к чему-то страшному. На этом фоне резко контрастирует «мягкое» слово «пели», ещё больше подчёркивая мотив тревожности. Кроме того, монотонный цокот копыт передаёт и однообразие существования Кузнецкого моста. Падение несчастной лошади на скользкую, обледеневшую мостовую вносит разнообразие в жизнь обывателя:

…и сразу

за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

сгрудились…

Здесь с помощью метонимии автор обезличивает толпу в её сытом самодовольстве. В зеркальном повторе (« - Лошадь упала! / - Упала лошадь!») слышится торжество бездушия, бессердечия.

Звенящий и звякающий смех зевак воспринимается поэтом как вой (злобный, хищный). Он противопоставляет себя толпе («Лишь один я / голос свой не вмешивал в вой ему»). Он с сочувствием заглядывает в глаза лошади и видит там отражение мостовой:

Улица опрокинулась,

течет по-своему...

Так поэт передаёт состояние лошади, существа одинокого и беззащитного.

Нельзя не обратить внимание на «словоновшество» Маяковского: «за каплищей каплища», - так пишет он о слезах бедного животного, чтобы передать, насколько велика обида и душевная боль живого существа (сравните использование суффикса -ищ- в слове силища).

Интересно соотнести следующие строки:

Подошел и вижу -

за каплищей каплища

по морде катится,

прячется в ше́рсти...

И какая-то общая

звериная тоска

плеща вылилась из меня

и расплылась в шелесте.

От боли катятся слёзы по морде лошади - от сострадания выливается тоска из души поэта. Лошадь, оказывается, способна чувствовать, как человек - человеком овладевает тоска «звериная».

Конечно же, нельзя не заметить обращение к лошади на «вы»: «Лошадь, слушайте - / чего вы думаете, что вы их плоше?» Это почтительное обращение - предпосылка к последющему «все мы немножко лошади». Противопоставляя себя толпе, поэт не гнушается отождествить себя с этим существом, так сейчас нуждающемся в понимании и поддержке.

Финал стихотворения контрастно оптимистичен:

Хвостом помахивала.

Рыжий ребенок.

Пришла веселая,

стала в стойло.

И все ей казалось -

она жеребенок,

и стоило жить,

и работать стоило.

Символично созвучие: рыжий ребенок - жеребенок. В.В. Маяковский последовательно и настойчиво сравнивает лошадь и человека. Как и лошадь, каждый из нас способен оступиться, пасть духом на жизненном пути. Поэт показывает, как трудно, но необходимо найти в себе силы и встать, не обращая внимания на пустые крики зевак, на насмешки тех, кому безразлична твоя судьба. И как важно, когда рядом будет тот, кто сумеет понять тебя и найти слова поддержки.

Стихотворение «Доброе отношение к лошадям» значимо по своему богатству содержания и формы, по гуманистической направленности: в годы ожесточённости поэт призывал к доброте и милосердию.

__________________________________________________________



Использованные интернетресурсы:

  1. feb-web.ru/feb/mayakovsky/critics

  2. stavcur.ru

  3. www.scienceforum.ru

  4. school-essay.ru

  5. 5litra.ru

  6. www.litra.ru

  7. litevv.narod.ru/razbor_stixov/24.html</</p>



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал