7


  • Учителю
  • Урок литературы для 7 класса «Стихотворения в прозе И. С. Тургенева»

Урок литературы для 7 класса «Стихотворения в прозе И. С. Тургенева»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Методическая разработка урока и мультимедийная презентация к нему.Проведение урока желательно в комьютерном классе с выходом в Интернет.Эпиграф к уроку и высказывания об И.С. Тургеневе.Организация работы учащихся в группах по анализу стихотворений в прозе: «Воробей», «
предварительный просмотр материала

Тип урока: комбинированный

Цели урока: 1.Обучающие: формирование знаний о биографии И.С.Тургенева; проверка степени усвоения ранее изученных произведений Тургенева, знакомство с спецификой жанра стихотворения в прозе, с некоторыми стихами в прозе Тургенева; формирование умений и навыков анализа стихотворений, работы с учебной и дополнительной литературой, с информацией из Интернет; обеспечение усвоения нравственных понятий (милосердие, благородство, патриотизм и др.)

2. Развивающие:

развитие памяти, внимания, аналитических навыков, навыков публичного выступления, устной и письменной речи, исследовательской и творческой деятельности; навыков критического мышления, развитие воли, рефлексии, эмоциональной сферы личности учащихся, эстетического вкуса, познавательного интереса, навыков самостоятельной работы, умения работать в группах.

3. Воспитывающие: воспитание нравственных качеств и гражданской позиции: гуманности, порядочности, благородства, чувства сопричастности к беде ближних, нетерпимого отношения к любым проявлениям жестокости; патриотизма, любви к русскому языку, гордости за свой народ; воспитание эстетического восприятия действительности, интереса к творчеству И.С.Тургенева, к предмету.

Задачи: 1.Образовательные: способствовать формированию знания о жизни И.С.Тургенева, об истоках его творчества, освоению новых форм поиска и обработки информации; обеспечить усвоение нравственных понятий в ходе работы; продолжить формирование умений анализировать, сопоставлять, обобщать, готовить сообщения, работать в группах, индивидуально; создавать компьютерную презентацию; осуществлять само- и взаимоконтроль, само- и взаимооценку (рецензии ответов, заполнение листа оценки работы).

2. Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию такого мировоззренческого понятия, как «причинно-следственная» связь; на материале урока формировать высокие нравственные качества, гражданскую позицию, в целях эстетического воспитания использовать наглядность, художественное слово.

3. Задачи развития учащихся: формировать умения сравнивать, обобщать, делать выводы (во время анализа текста), составлять схемы, формулировать вопросы, умения переносить знания в новую ситуацию, работать с ПК, развивать самостоятельность критического мышления, обогащать словарный запас учащихся, усиливать коммуникативные функции речи (при работе в группах, коллективной работе); формировать умения преодолевать трудности при обучении, обеспечить ситуации эмоциональных переживаний (и при анализе стихов, и при знакомстве с историей жизни писателя, и при прослушивании отрывков из музыкальных произведений)

Мотивационное обеспечение урока:

Стимулировать положительное отношение к учению через: работу в зоне ближайшего развития, создание ситуации успеха, сотрудничество с учителем и одноклассниками (работа в группах); способствовать развитию как сильных, так и слабых учащихся, уверенности в своих силах, дать толчок к саморазвитию (разноуровневые задания с правом выбора).

Основные методы:

  1. по источнику знаний: устный, печатно-словесный, наглядный, ТСО;

  2. по уровню познавательного интереса: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, творческий.

Приёмы: беседа, рассказ, исследование, составление схемы, компьтерной презентации, таблицы и др.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, групповая; учащиеся выполняют роли биографа Тургенева, экскурсовода, искусствоведа, корреспондентов, роль лаборанта (работа с компьютером: работа с презентацией урока: по ходу урока проецирует на экран необходимые наглядные средства обучения, производит музыкальные заставки и др.)

Оборудование: 1.ТСО - ИКТ (компьютеры, подключенные к сети Интернет, проектор, экран), диск «Фонохрестоматия. Литература. 7 класс»;

2.Наглядность - мультимедийная презентация Power Point; портреты И.С.Тургенева;

3.Книжная выставка «Лебединая песня И.С.Тургенева».

4.Тексты, карточки с заданиями, листы оценки работы учащихся на уроке, эпиграф урока: Вся моя биография в моих сочинениях…И. С. Тургенев; алгоритм-предписание, словари, таблица «Изобразительные средства», схема «Роды и жанры литературы»

Межпредметные связи: информатика, история, живопись, музыка, русский язык



План урока

1.Оргмомент

2.Проверка Д/З

3.Теоретическая разминка

4.Проблемная ситуация, постановка цели

5.Поиск и обработка информации по определению жанрового своебразия «Стихотворений в прозе»

6.Анализ стихотворений

7.Представление отчётов

8.Подведение итогов, вывод

9. Организация домашнего задания

10. Рефлексия



Записи в тетрадях учащихся

  • Название темы урока

  • Эпиграф

  • Цели (вопросы)

  • Определение жанра «Стихотворение в прозе»

  • Заполненные таблицы (образные средства)

  • Выводы по идейному содержанию стихотворений

  • Рефлексия



Эпиграф:

Вся моя биография в моих сочинениях…

И. С. Тургенев

Музыкальное вступление (До звонка на урок звучит романс «Утро туманное…»)

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Проверка Д/З

Биография И.С.Тургенева (стр.212 - 213 учебника)

1)план статьи учебника;

2)компьютерная презентация «Основные события в жизни И.С.Тургенева»

3)Виртуальная экскурсия по памятным местам

  • Россия

  • Франция

4) Выступление «корреспондентов»

Провели анкетирование, оказывается, что всем опрошенным хорошо известно имя великого русского писателя, известны его произведения. Это романы, повести, рассказы.

Обращение к выставке книг.

- Что-нибудь удивило?

- Да, действительно, в ваших анкетах почти никто не упомянул. - О чем?

- О «Стихотворении в прозе», о том, что И.С.Тургенев писал стихи, даже есть романс, который явился музыкальной заставкой нашего урока.

Книга начиналась с обращения к читателю: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихов сподряд: тебе, вероятно, скучно станет - и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

4. Проблемная ситуация с последующим формулированием цели

- Сегодня нам предстоит не просто познакомиться с некоторыми стихами Тургенева, не только разобраться в жанровом своеобразии его «Стихотворений в прозе», но и понять их глубокий смысл, который является для нас духовным завещанием великого мастера, мудрого человека.

5.Теоретическая разминка. Актуализация знаний.

Осмысление понятий:

  • стихотворение

  • проза

(Схемы: «Роды литературы», «Литературные жанры»

Работа с Толковым словарём Ожегова.

- Что необычного в названии цикла?

- Это стихотворение и проза!

Рядом слова АНТОНИМЫ.

- В чём же отличие стихов от прозы?

- Почему слово стихотворение на первом месте?

-Составьте вопросы к теме урока, используя слова: Что? Где? Когда? Какие?

(Например: Что такое стихотворения в прозе? Где они были написаны?

Когда были созданы? Что хотел выразить Тургенев в своих стихотворениях? - Какой же совет он дает своим читателям? Почему? И др.)

6. Реализация цели

Организация работы в группах с использованием ИКТ:

1) Определение жанрового своеобразия «Стихотворений в прозе».

- Найдите на поставленные вопросы ответы, пользуясь программой «Яндекс - персональный поиск». (Ученики должны отыскать в сети нужный материал, изучить его, выделить нужные фрагменты, сохранить в своих папках для дальнейшей работы. Рекомендуется обратить внимание на портреты писателя последних лет жизни с целью определения его душевного состояния, связать с названием книжной выставки «Лебединая песня Тургенева»).

Самостоятельная работа может проводиться по технологии мозгового штурма, когда каждый пишет своё, а затем обсуждаются разные варианты и из них составляется набор ответов.

Подведение итогов по истории создания «Стихотворений в прозе», определению их жанрового своеобразия проводится в форме отчёта каждой группы. (Форму отчёта выбирают сами учащиеся: таблицы, презентация, кластер и т.п.)

(Возможный материал для ответа учащихся об истории создания «Стихотворений в прозе»

«Лебединой песней» называли современники Тургенева «Стихотворения в прозе». Создаёт их писатель в последние годы жизни с 1877 года. Они были напечатаны в 1882 году в журнале «Вестник Европы», за год до смерти писателя. Это своего рода поэтическое завещание большого мастера, мудрого человека. Многие думы и чувства, во власти которых находился Тургенев в течение всей жизни, продолжали тревожить ум и сердце стареющего художника. Для их воплощения он выбирает оригинальную, в русской литературе до той поры неизвестную форму лирических миниатюр в прозе, которые дали ему возможность не только ярко, глубоко выразить свои мысли и настроения, но и проявить различные стороны творческой манеры: от тончайшего лирика до язвительного сатирика.

Эти произведения для печати не предназначались, слишком уж личными были переживания в некоторых из них.

«Стихотворения в прозе» состоят из 2-х разделов: «Старческое» и «Новые стихотворения в прозе».

В первый раздел вошло 51 стихотворение.

Во второй - 31 стихотворение, которые при жизни писателя не печатались.

В 1882 году 30 стихотворений при участии автора были переведены на французский язык.

«Стихотворения» - это сборник оригинальных философских высказываний, жизненных выводов.

В предисловии к первой части стихотворений И.С.Тургенев писал: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет - и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

  • Обращение к портрету последних лет жизни И.С.Тургенева

(Глаза - зеркало души - грустные, уставшие; писатель будто с сожалением вспоминает прошлое, понимая неотвратимость скорого ухода из жизни...)

- Да, каждое стихотворение - это отдельный этюд, миниатюра, у каждого своя тема, а объединены они в один цикл. Это своебразный итог размышлений о жизни, о себе, о творчестве.

- Как же удалось автору совместить несовместимое?

Решить эту проблему попробуем совместно, продолжая работать в группах. Инструктаж. У каждого есть алгоритм-предписание, словарь, подсказка-словарь «изобразительные средства» и самое главное

Задания. (Время - 7 мин.)

Группа № 1. Анализ стихотворения «Воробей» (См. Приложение № 1)

Вывод: 1) Да, это проза! Прозаическая речь, нестихотворная речь, нет рифмы, строф.

2) Да, это лирическое стихотворение, т.к. этюд написан от 1 лица, отличается лиризмом, музыкальностью, изобилием выразительных средств, эмоциональной концовкой, определенным ритмом!

Группа № 2. Анализ стихотворения «Два богача» (См.Приложение № 2)

(Вывод, аналогичный выводу 1-ой группы)

Группа № 3. Анализ стихотворения «Русский язык» (См.Приложение № 3)

(Вывод, аналогичный выводам 1-ой и 2-ой групп)

- Так что же такое стихи в прозе ?

  • Определение специфических черт жанра стихотворения в прозе по таблице (См.Приложение)

  • Формулировка определения жанра стихотворения в прозе

с помощью составленной таблицы и опыта прочтения цикла Тургенева (определение «выстраивается» совместными усилиями учителя и учеников, записывается в тетради) Пройди по ссылке:

Стихотворение в прозе - это лирическое произведение в прозаической форме. Обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объём, часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, мотивов, идей, характерных для поэзии данного времени, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания.

Стихотворение И.С.Тургенева - прозаическая миниатюра, насыщенная лирическим чувством, и по своему изящному построению близкая поэзии.

Характерные черты «Стихотворений в прозе »

Казалось бы, это совершенно несовместимые жанры. И.С.Тургенев создал совершенно новый литературный жанр, естественно сочетающий в себе раскованное движение прозы с ритмической дисциплиной стихотворения, выразительно обозначив их характерные черты:
1)Лиризм, воссоздающий душевный строй, настроение автора. 2) В большинстве случаев - прямая автобиографичность и рассказ от первого лица. 3)Повышенная выразительность голоса, передающая то радость, то грусть, то восторг, то смятение. 4)Дневниковость, носящая исповедальный характер. 5) Философские раздумья, 6) Музыкальность, 7) Острая наблюдательность.

2) Анализ текстов

Каждая группа получает задание (определенный текст). Работа ведется по плану.

План работы в творческих группах:

  1. Распределить роли чтеца, комментатора.

  2. Прочитать выразительно стихотворение.

  3. Проанализировать стихотворение по плану.

  4. Обобщение

  5. Показ презентации

План анализа стихотворения в прозе:

  1. Название.

  2. Тема.

  3. Основная мысль.

  4. Авторское отношение.

  5. Художественные средства.

  • Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Два богача» в исп. А. Колгана.

(Вариант анализа стихотворения «Два богача»:

- О чем говорится в стихотворении?(Восхваляется богач Ротшильд, который из своих "громадных" доходов выделяет целые тысячи на милосердные дела. Но богатому Ротшильду далеко до бедного мужика, который отдает свои последние гроши).

- Какова тема произведения? Как вы думаете, соответствует ли название произведения его теме?(В произведении отражена тема социального неравенства. Мир богачей противопоставляется миру бедных. В стихотворении действительно показаны 2 богача. Один имеет деньги, а другой имеет свое богатство - доброту, бескорыстие).

- Каково авторское отношение к изображаемому? Какому из героев автор симпатизирует больше? Какие нравственные качества крестьянина раскрывает Тургенев в стихотворении? (Автору больше по буше "бедный богач". В обездоленном нищем мужике Тургенев показывает благородство и красоту души).

- Художественные средства. Какие глаголы употребляет автор в стихотворении, давая оценку богачу? ("Хвалю и умиляюсь").

- Какая фраза отражает наибольшее превосходство простого мужика перед Ротшильдом?("Далеко Ротшильду до этого мужика").

Итак, проанализировав это стихотворение, мы пришли в выводу, что в нем раскрывается любовь - милосердие, любовь к обездоленным.

  • Стихотворение «Воробей» (стихотворение читает учитель)

Задания по плану и дополнительное:

- Раскройте смысл аллегорического образа собаки.

(Из ответов учащихся:

Любовь занимала исключительное место в творчестве писателя. Любовь у Тургенева - это отнюдь не интимное чувство. Это всегда сильная страсть, могучая сила. Она способна противостоять всему, даже смерти.

«Любовь для него - едва ли не единственное, в чём человеческая личность находит своё высшее утверждение». «Только ею, только любовью держится и движется жизнь» («Воробей»). Во всех своих произведениях И.С.Тургенев представляет любовь, как большое жизненное испытание, как проверку сил человеческих. На эту жертву обязан пойти каждый человек, любое живое существо.

Об этом и стихотворение И.С. Тургенева "Воробей". Даже птицу, потерявшую гнездо, для которой смерть, казалось, неизбежна, может спасти любовь, которая сильнее воли. Лишь она, любовь, способна дать силы бороться и жертвовать собой.

Аллегория собака у Тургенева - это «судьба», злой рок, тяготеющий над каждым из нас, та могучая и, казалось бы, непобедимая сила. Она так же медленно приближалась к птенцу, как и то пятно из стихотворения «Старуха», а проще говоря, смерть, медленно подкрадывается, «ползёт» прямо к нам. И здесь опровергается фраза старухи «Не уйдёшь!». Уйдёшь, ещё как уйдёшь, любовь сильнее тебя, она «закроет» «зубастую раскрытую пасть» и, даже судьбу, даже это громадное чудовище можно присмирить. Даже оно может остановиться, попятиться, признать силу, силу любви. Стихотворение звучит как проповедь активной, мужественной позиции человека перед лицом суровых и вечных законов жизни.

Сила любви противостоит силе зла - таков окончательный вывод философской мысли автора.


  • Стихотворение "Без гнезда".

(Из истории отношений Тургенева и Полины Виардо /сопровождается показом презентации/

Свет высокой и трагической любви входит в нашу жизнь и остаётся в ней, согревая и тревожа, успокаивая и волнуя. И нет равнодушных, потому что человеческое сердце всё-таки человеческое сердце, способное страдать и сострадать. И именно поэтому никогда не будут забыты имена И.С. Тургенева и Полины Виардо.

Русский писатель и французская певица. Они встретились в 1843 году. Полине Виардо было 22 года, когда она приехала в Петербург на гастроли. У неё был удивительной красоты голос, меццо- сопрано (уже с 1839 года она была солисткой Итальянской оперы в Париже). Её учителем был её отец - испанский композитор, гитарист и певец-тенор Мануэль Гарсиа. В Петербурге Виардо имела совершенно поразительный успех.

Певица приехала в Петербург вместе с мужем - Луи Виардо (1800-1883), театральным деятелем, критиком и переводчиком (он перевёл на французский язык "Дон Кихота" Сервантеса). Луи Виардо был охотником. Страстным охотником был и Тургенев. Они встретились и познакомились во время охоты под Петербургом. Вскоре Луи Виардо представил Тургенева своей супруге. Тургенев, не пропускавший ни одного представления в Итальянской опере, потрясённый до глубины своей музыкальной души талантом певицы, ждал такого случая.

Ещё два сезона она пела в Петербурге и Москве. Летом 1845 года Тургенев, ставший своим человеком в семье Виардо, побывал в их имении Куртавнель под Парижем. Между Тургеневым и Полиной Виардо постепенно налаживалась переписка. Тургенев - это совершенно очевидно - влюблён в неё с первой встречи. Она же, это видно из переписки, с самого начала относится к Тургеневу очень дружески.

Свидетелями этой любви-дружбы были не только люди, но и письма. Много, очень много писем написал Тургенев Полине Виардо. Весёлые и лёгкие в первые годы их знакомства, письма становятся всё более нежными и грустными с течением времени.

Любовь, которую испытывал Тургенев к Полине Виардо, была необычной и странной. Что-то от средневекового рыцарства со священным культом «прекрасной дамы» проскальзывало в ней. В глазах Тургенева певица возносилась на высокий пьедестал, была недосягаема в своей божественной красоте и могуществе; хотелось пасть ниц к её ногам, целовать край её платья, ступни ног её и следы, которые она оставляет на земле. Малейший знак внимания с её стороны доставлял ему какое-то сладостное и мучительное наслаждение.

«В ноябре 1850 года Тургенев писал П. Виардо: "В будущий вторник исполняется семь лет с тех пор, как я в первый раз был у вас. И вот, мы остались друзьями и, мне кажется, хорошими друзьями. И мне радостно сказать по истечении семи лет, что я ничего не видел на свете лучше вас, что встретить вас на своём пути - было величайшим счастьем моей жизни".

Какие мечты, надежды волновали Тургенева? Он не старался высказать их вслух. Но помимо его воли они изливались в его произведениях и особенно в поздних - в стихотворениях в прозе. Здесь нет прямых посвящений Полине Виардо, но как не увидеть связи между тем, что было в его жизни и тем, что было написано им?

Тургенев стремился быть возле Виардо: он живёт в Париже, в Куртавнеле, в Баден-Бадене, в Буживале, по большей части в одном доме с семьёй певицы, как друг, почти как член семьи. Тургенев поглощён заботами о дочерях Виардо. "Жизнь на краешке чужого гнезда" (это слова Тургенева) вместе и глубоко трагична и полна высоких, светлых переживаний. Не эти ли переживания водили рукой писателя, создававшего другое стихотворение в прозе, может быть, самое трагическое и откровенное из всех - "Без гнезда".

Никто не дал душе Тургенева столько света, радости, столько творческих вдохновений, столько наслаждений духовных, как Полина Виардо. Конечно, как и всякое длительное чувство, любовь Тургенева переживала моменты тревоги, отчаяния, неуверенности… Ведь она продолжалась сорок лет! Любовь давала Тургеневу силы жить, писать. Она поддерживала его в минуты отчаянья, возвращала оптимизм.

Любовь научила его ценить и любить каждое мгновение жизни.

  • Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Близнецы» в исп. А.Колгана,

(Из беседы с учащимися:

- Что поразило автора в описанном эпизоде? (Ненависть двух братьев-близнецов, которые, бранясь, выкрикивали ругательства как бы в своё лицо)

- Как актёр средствами выразительного чтения сумел передать эмоциональное состояние автора?

- Какое чувство стремится вызвать автор описанием этой картины?

Неприятие грубого отношения к окружающим людям, себе подобным. Относись к людям так, как ты хочешь, чтоб они относились к тебе и помни: зло всегда возвращается к тому, от кого произошло.

7. Демонстрация отчётов работы групп.



  • Стихотворение «Русский язык»

Слово учителя.

- Долгие годы жил писатель вдали от России, но его мысли и сердце всегда было с ней. Тургенев глубоко любил свою родину, свой народ, его культуру, его язык. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких иностранных языков, он не написал ни одного произведения на каком-либо другом языке, кроме своего родного, русского языка, которому он посвятил одно из своих «Стихотворений в прозе».

Чтение стихотворения

(Из беседы с учащимися:

- Какая мысль заключена в этом стихотворении?

(Мысль о том. Что родной язык помогает пережить неприятные события )

- Какое чувство стремится передать автор? Какая интонация главенствует здесь? (С помощью торжественной интонации автор выражает надежду на то, что русский народ - великий народ)

- Почему «Русский язык» называют стихотворением в прозе? (Он графически оформлен как проза, но по содержанию - лиричен. Кроме того, он чётко ритмически организован и эмоционально окрашен /восклицательные и вопросительные интонации говорят об искренней взволнованности автора, о патетическом звучании текста/.

Автор использует эпитеты: великий, могучий, свободный, правдивый - применительно не только к языку, но и народу Эти определения сразу вошли в обиход страны, стали звучать в публицистических выступлениях. Ведь в них не только высокая оценка, но и характеристика конкретных качеств.)

Произведение состоит всего из трёх фраз, но с какой силой оно воздействует на читателей!

Рассказывают, что во время Великой Отечественной войны к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.

И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось всё больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, твёрже становилась походка, выше поднята голова.

Фашистов заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность. Комендант решил посмотреть сам. Вошёл в музей и всё понял… Первое, что видел каждый, были слова:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Оно создано за границей смертельно больным писателем в начале 80-х годов 19 века, когда в России свирепствовала оголтелая реакция, шла война с турками.

-А какое же воздействие этого произведения было на людей во время ВОвойны? (В годы Великой Отечественной войны стихотворение укрепляло веру людей в победу, призывало добиться этой победы, так как в данном стихотвореинии выражена не только боль, но и надежда на то, что

если у народа такой великий язык, то и народ велик, и сможет справиться с любыми испытаниями, которые выпали на его долю.

Хочется верить, что вы по-другому, более бережно, будете теперь обращаться с нашим русским языком, таким великим и могучим, как и сам его создатель и носитель - русский народ. Именно к этому призывал Тургенев, говоря: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык - этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

8. Итог: Консультанты комментируют, как работали учащиеся в группах, оценивают работу, выставляя оценки.

Вывод:

«Стихотворения в прозе» - это итог трудной, но красивой жизни великого писателя, который сумел соединить в своих «Senilia» и радость, и горечь, и мгновенное, и вечное, и личное, и общечеловеческое…Многообразие формы, сочетающееся с красотой и изяществом слога, свидетельствует о высоком мастерстве художника. Тургенев обогатил русскую литературу новыми изобразительными средствами и проложил дорогу таким писателям, как И.Бунин, В.Г.Короленко, М.Пришвин, В.Солоухин, Ю.Бондарев, которые продолжили развитие этого жанра.

М.Е. Салтыков-Щедрин утверждал, что после прочтения произведений Тургенева «легко дышится, легко верится, тепло чувствуется».

Как бы ни были разнообразны мысли, образы этих стихотворений, все они объединяются в одном - в любви, которая по-разному проявляется, потому что "Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь". Любовь - это свет. Давайте стремиться к тому, чтобы в нашей жизни было как можно больше света, а значит - и любви, добра и нравственной красоты. Они звучат как духовное завещание умудрённого жизненным опытом человека, нам, его читателям. И последнее:

-В чем актуальность стихотворений в прозе?

- Тургенев заставляет нас задуматься над важнейшими вопросами бытия. Как мы живем? Какие непреходящие ценности управляют нашими поступками? А восхваляет он при этом самую обычную жизнь с её радостями и горестями, т.е. то, что нужно ценить.

Мы все знаем, что живем не так, как надо и как могли бы жить. И потому всегда надо помнить, что жизнь наша может и должна быть лучше. Помнить это надо не затем, чтобы осуждать жизнь других людей и свою, не исправляя её, а затем, чтобы с каждым днем становиться хоть немного лучше, исправляя себя.

9. Домашнее задание. Дифференцированное.

На выбор:

1 группа - выучить наизусть одно из стих-ий;

2 группа - сделать анализ по образцу;

3 группа - написать эссе или своё стихотворение в прозе .

Дополнительное задание, предваряющее изучение поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины»: прочитать стихотворение в прозе Тургенева «Порог», посвящённое теме выбора жизненного пути, о решении героини идти дорогой жертвенного бескорыстного служения людям.

10. Рефлексия.

- Что же, по-вашему, завещал нам И.С.Тургенев своими стихотворениями в прозе ?

- «…которое… из них и что… заронило тебе в душу»?

- О чём заставил вас задуматься сегодняшний урок?

Приложения

Схема №1

РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ



ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА



ЖАНРЫ



ЭПОСА ЛИРИКИ

(роман, повесть, рассказ) (гимн, стихотворение, поэма, элегия)

= проза = поэзия

Схема № 2

ПРОЗАИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

ПОЭТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

(СТИХОТВОРНАЯ)

Слова и предложения располагаются свободно, образуют текст


1. Особенная, отличается порядком, ритмом, краткостью, рифмой,есть строфы (группа строк ), можно скандировать.

2. Цель лирики: воздействовать на чувства, найти единомышленника

Стихотворения пишут от 1 лица. Автобиографичны.

Читатель чувствует настроение автора, переживает вместе с ним, удивляется, восторгается.

Характерна большая насыщенность изобразительных средств. Музыкальны (звучат, как музыка).



Таблица

Определение специфических черт жанра стихотворения в прозе (заполняется учителем при активном участии уч-ся)


поэзия

проза

метр

+

-

ритм

+

-

рифма

+

-

Способ размещения на листе

Строфы

(все строки - красные)

Сплошной текст

Выражение мысли

краткость

развёрнутость

Значение слова

многозначность

Сужение смысла до одного

Задача слова

Передать чувства (создаёт особый мир взаимодействия слов и стихотворной формы; нет фабулы)

Передать сюжет, вызвать представление (пересказ романа возможен, стихотворения - нет)

Специфика повествования

Слово автора тождественно речи персонажей, монологичность

Изображение речи персонажей, диалогичность



Формулировка определения жанра с в п с помощью составленной таблицы и опыта прочтения цикла Тургенева (определение «выстраивается» совместными усилиями учителя и учеников).

С р е д с т в а в ы р а з и т е л ь н о с т и.

Тропы (изобразительно-выразительные средства)

  • Эпитет - художественное определение (Парус одинокий)

  • Сравнение - сопоставление одного предмета или явления с другим предметом, установление связи (Глаза, как небо, голубые).

  • Метафора - скрытое сравнение (Деревья в зимнем серебре).

  • Олицетворение - перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы (Шумели листья на дереве, в них пел ветер, идущий по свету). Аллюзия - при помощи намека говорится о том, что нельзя сказать прямо.

  • Аллегория - противопоставление понятий, положений, образов; иносказание (Правосудие - женщина с весами).

  • Ирония - скрытая насмешка.

  • Афоризм - мысль, выраженная в предельно сжатой и стилистически совершенной форме.



Стилистические фигуры (средства образуемые синтаксически)

  • Антитеза - противопоставление (Они сошлись: волна и камень).

  • Градация - последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств худ.речи (Не жалею, не зову, не плачу).

  • Повторение - тавтология.

Лексические

  • Синонимы - это слова, близкие по лексическому значению (храбрый - смелый, мужественный, отважный).

  • Антонимы - это противоположные по смыслу слова (друг - враг, тяжелый - легкий).

Синтаксис:

  • Вопросительное предложение.

  • Ряды однородных членов (Подойдя к краю обрыва, Андрей пошатнулся, не удержался на ногах, полетел вниз и уснул на мокром песке крепким сном).

  • Прямая речь - это предложение, в котором говорящий воспроизводит чью-то речь, как бы от лица того, кто её произнес.

  • Диалог - разговор двух и более людей (прямой и скрытый).



Работа в группах

ГРУППА № 1

Проза - нестихотворная литературная речь в отличие от поэзии



Прозаическая речь - слова и предложения располагаются свободно, образуют текст.

Стихотворение - небольшое поэтическое произведение в стихах или в прозе - небольшое эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозе.

Лирика - род литературных произведений, преимущественно поэтических (могут быть и прозаические), выражающих чувства и переживания.

Эмоция - душевное переживание, чувство.

Стихотворная речь:

особенная, отличается порядком, ритмом, краткостью, рифмой, есть строфы (группа строк 4,7,8), можно скандировать.

Ритм - четкий, чередование ударных и безударных слогов.

Рифма - созвучие окончаний стихотворных строк.

«Воробей»

Вопрос

Проза

  1. О каком событии рассказывает автор?

  2. Как автор относится к этому событию?

  3. От какого лица идет повествование?

  4. Как располагаются слова и предложения?

  5. Отличается ли рифмой? Есть строфы?

Ответ

Вывод:

Стихотворение

  1. Какие чувства испытывает автор?

  2. Сопереживает ли читатель героям вместе с автором?

  3. От какого лица ведется повествование?

  4. Автобиографично?

  5. Изобразительные средства (эпитеты, однородные члены, восклицательные предложения?

  6. Эмоциональная концовка?

  7. Есть ли рифма?

  8. А ритм?

Вывод:



ГРУППА № 2

Проза - нестихотворная литературная речь в отличие от поэзии



Прозаическая речь - слова и предложения располагаются свободно, образуют текст.

Стихотворение - небольшое поэтическое произведение в стихах или в прозе - небольшое эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозе.

Лирика - род литературных произведений, преимущественно поэтических (могут быть и прозаические), выражающих чувства и переживания.

Эмоция - душевное переживание, чувство.

Стихотворная речь:особенная, отличается порядком, ритмом, краткостью, рифмой, есть строфы (группа строк 4,7,8), можно скандировать.

Ритм - четкий, чередование ударных и безударных слогов.

Рифма - созвучие окончаний стихотворных строк.

«Два богача»

Вопрос

Проза

  1. О каком событии рассказывает автор?

  2. Назовите героев

  3. На сколько частей можно разделить миниатюру?

  4. От какого лица ведется повествование?

  5. Рифма? Строфы?

Ответ

ГРУППА № 3

Проза - нестихотворная литературная речь в отличие от поэзии



Прозаическая речь - слова и предложения располагаются свободно, образуют текст.

Стихотворение - небольшое поэтическое произведение в стихах или в прозе - небольшое эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозе.

Лирика - род литературных произведений, преимущественно поэтических (могут быть и прозаические), выражающих чувства и переживания.

Эмоция - душевное переживание, чувство.

Стихотворная речь:

особенная, отличается порядком, ритмом, краткостью, рифмой, есть строфы (группа строк 4,7,8), можно скандировать.

Ритм - четкий, чередование ударных и безударных слогов.

Рифма - созвучие окончаний стихотворных строк.

«Русский язык»

Вопрос

Проза

  1. О чём рассказывает автор?

2. Автобиографичен ли этот этюд?

  1. От какого лица идет повествование?

  2. Есть ли рифма?

Ответ

Вывод:

Стихотворение

  1. Какие чувства испытывает автор?

  2. Какие чувства испытывает читатель?

  3. Изобразительные средства (эпитеты)?

  4. Эмоциональная ли концовка?

  5. Есть ли четкий ритм?


Вывод:



Высказывания о «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева:


В.Г. Короленко: «Каждое стихотворение в прозе, как камешек определенной расцветки, кладется художником на своё место, и если отойти на расстояние и издали взглянуть на целое, то собранные вместе камешки кажутся мозаикой, создающие цельную картину».

И. Бунин: «Стихотворения в прозе объединяет лаконичность, иносказательность, а главное бездна мысли». «От жизни человечества, от веков, поколений остается на земле только высокое, доброе и прекрасное. Только это. Все злое, подлое, низкое, глупое, в конце концов, не оставляет и следа. А что осталось? Что есть? Лучшие страницы лучших книг, предания о чести, о совести, о самопожертвовании, о благородных подвигах».

Группа 1

Группа 2

Группа 3

1. Выразительное чтение


2. Ясность изложения


3. Аргументированность выводов


4. Свобода рассуждений


5. Итог


Таблица оценивания



  • У - удовлетворительно

  • Х - Хорошо

  • О - Отлично

22



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал