7


  • Учителю
  • Урок по роману И. А. Гончарова «Обломов».

Урок по роману И. А. Гончарова «Обломов».

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок по роману И.А. Гончарова «Обломов».

Тема урока: Любовь в романе И.А.Гончарова.

Тип урока: традиционный с элементами проблемного обучения

Цели урока: анализируя отношения Обломова и Ольги Ильинской, истории их любви, добиться от учащихся осмысления материала;

-получения полных и глубоких знаний;

-самостоятельного добывания знаний по тексту.

Задачи:

учебные:

- углубить понятие "художественный прием";

развивающие:

-развитие интеллектуальных и общеучебных умений: анализ, синтез, сравнение;

- развитие навыков работы с художественным текстом: пересказ, выразительное чтение, анализ художественного текста, объяснение значения приема в раскрытии художественного образа;

- развитие речевых умений и навыков;

воспитательные:

- усилить нравственно-эстетическое воздействие произведения на учащихся путем обращения к "вечным" темам, связи времен;

- воспитывать чувство толерантности, внимания к человеку.

Планируемые результаты освоения материала:

предметные:

- рассмотреть взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской; проследить духовное развитие героев; определить значимость темы любви в романе, проследить динамику развития взаимоотношений Обломова с другими героями и определить значение этих отношений в романе, определить авторскую позицию и рассмотреть способы ее выражения на страницах романа И.А.Гончарова «Обломов»;

- организовать деятельность учащихся по самостоятельному анализу темы любви в романе «Обломов»;

метапредметные:

-совершенствовать умение формулировать проблемный вопрос;


-уметь давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера, характеристику женских образов умение пользоваться разными видами чтения;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

личностные:

-развивать культуру художественного восприятия, эстетические и нравственные чувства; образное мышление, умение следить за мыслями писателя, логикой его образов; способность самостоятельно мыслить;

-усилить нравственно-эстетическое воздействие произведения на учащихся путем обращения к "вечным" темам;

-воспитывать чувство толерантности, ответственности за свои поступки, уважения общечеловеческих ценностей.

Оборудование урока:

Текст (Гончаров И.А. Обломов: роман. В 4-х ч. Т.: 1985г.), эпизоды из экранизации романа «Обломов» Гончарова «Несколько дней из жизни Обломова» Н.С.Михалкова, музыка Шуберта, тетради.

Образовательные технологии: проблемное обучение, исследовательские образовательные методы, обучение в сотрудничестве (групповая работа), информационно-коммуникационные технологии.

Методы урока: частично-поисковый, исследовательский, практический, аналитический, сравнительный, репродуктивный.



Ход урока

Любовь-это не покой, она должна иметь

нравственный результат, прежде всего для любящих

Иннокентий Анненский

Вы правы, подозревая меня… в вере во всеобщую, всеобъемлющую любовь

и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять

волей людской и направлять ее к деятельности.

Гончаров

1 этап урока: Организационный момент ( приветствие, эмоциональный настрой)

Учитель: «Сегодня на уроке будет часто звучать слово «любовь», что поможет создать душевную атмосферу на уроке.

2 этап урока: Постановка учебной задачи «Включение» в тему через целеполагание

Звучит музыка Шуберта. На фоне музыки учитель читает:

"- Оставьте меня. Я бегу петь, петь, петь!. . -твердила она с пылающим лицом. - Мне теснит грудь, мне почти больно!
Он остался на месте и долго смотрел ей вслед, как улетающему ангелу.
"Ужель и этот миг поблекнет? " - почти печально думал он, и сам не чувствовал, идет ли он, стоит ли на месте.. .
Проходя мимо окон Ольги, он слышал, как стесненная грудь ее облегчалась в звуках Шуберта, как будто рыдала от счастья.
Боже мой! Как хорошо жить на свете! "

- Откуда эти строки? Назовите автора и название произведения.

-Вы, наверное, догадались, какой теме мы посвятим сегодняшний урок. Назовите её. ( Любовь в романе И.А. Гончарова « Обломов»)

- Как вы считаете, разговор о любви в романе « Обломов» важен?

( Роман « Обломов» - это роман о любви)

Учитель:

Испытание любовью - это традицион­ная тема для русской литературы. Онегин и Татьяна, Печорин и Вера, Базаров и Один­цова, Болконский и Наташа Ростова- в этом ряду оказываются также Обломов и Ольга. Проявление личностных качеств этих героев происходит прежде всего в их чувстве, но ни один из них не говорит о своей любви так возвышенно и поэтически, как Обломов, никто из них не близок в этих сло­вах так автору, как Обломов. Понять, о какой любви поведал нам Гончаров и как че­рез это чувство раскрывается человек вообще, необычайно важно при изучении ро­мана «Обломов» в школе.

Особенностью романа «Обломов» является то, что доминирующее положение в его структуре занимают мотивы любви. Сам Гончаров считал главными частями романа вторую и третью, в которых все общественные отношения уходят на задний план, главное - любовь.

И.А. Гончаров верил во всемогущую силу любви. «Вы правы, - писал он одной из своих знакомых, - подозревая меня <> в вере во всеобщую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности».

Именно любовь, по мнению писателя, способна кардинально изменить жизнь человека, и именно в любви проявляются его лучшие и худшие стороны. В романе несколько любовных коллизий, но сегодня мы обратимся к самым вдохновенным, самым поэтическим страницам романа, которые рассказывают нам о любви…о любви Обломова и Ольги Ильинской. Попробуем проследить, как развивалось это чувство. Для начала вспомним определяющий момент, давший толчок развитию этого чувства.

«От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот же момент хотелось умереть, но пробуждаться от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни. …

Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слезы, и еще труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. Давно не чувствовал он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг».

А теперь посмотрим, как показывает эти чувства Н.С.Михалков в своем фильме «Несколько дней из жизни Обломова», где главную роль играет О.Табаков, а в роли Ольги - Е.Соловей.

(Эпизод из фильма - пение Ольгой «Casta diva» из арии «Норма» Винченцо Беллини).

Чтобы как можно лучше понять этих героев, обратимся к этимологии их имен.

Ольга Ильинская - фамилия трактуется как любовь ради Ильи (Ильинская). По одной из версий, Ольга - луна (с. 295), по другой - святая, факел (с.259, 296).

Илья - (по ветхому завету) связано с небесным огнем. В народных представлениях Илья - пророк, бог-громовержец или громовик, который сыплет огненные стрелы (с. 245).

Таким образом, любовь Обломова и Ольги - это огонь. Посмотрим, как это выражается в тексте.

3 этап урока : Открытие нового знания Работа в группах

- К сегодняшнему уроку вы получили задание. Вы работали с текстом, отвечая на вопросы. Работать мы будем в группах.

1 группа:

«Любовь в понимании Обломова» (сначала подготовить сообщение с цитатами из текста - затем рассказ от имени Обломова о своей любви к Ольге)

- С чего начинается любовь Обломова к Ольге?

-Чем нравилась Ольга Обломову и Штольцу, но не нравилась «другим»?

-Сравните Ольгу Ильинскую с идеалом любви, семейного счастья, человеческой жизни вообще, который сложился у Обломова задолго до знакомства с ней: могло ли состояться счастье Обломова и Ольги?

-Та ли Ольга женщина, о которой всю жизнь мечтал Обломов?

-Почему Обломов так испугался любви? И только ли любви? Что значит лю­бить?

Проблемный вопрос: Способна ли любовь изменить Обломова? Как встреча с Ольгой повлияла на Илью Ильича? (II ч., V гл.) В каких сценах романа это проявляется?

( Первый день знакомства, а «настойчивый взгляд Ольги не выходил из головы Обломова». Под влиянием Ольги герой преображается: « У него на лице сияла заря пробуждённого, со дна души восставшего счастья, наполненный слезами взгляд был устремлён на неё». Здесь Ольга подобна богине из древних преданий, которая лучами восходящего солнца разгоняет ночную тьму и вызывает появление утренней зари. Обломов начинает «вращаться» вокруг Ольги: встаёт в семь часов, носит цветы, возит книги, журналы. Халат забыт, Обломов одет в безукоризненно сшитый сюртук, ослепительной белизны сорочку. Днём не ложится на диван, иногда даже не спит по ночам. Любовь изменила Илью Ильича: «Он в самом деле смотрел на нее как будто не глазами, а мыслью, всей своей волей… Он не успевает ловить мыслей…, а у сердца, в левом боку, как будто болит». Илья был с Ольгой с утра до вечера, он читал с ней, посылал цветы, гулял по озеру, по горам … он, Обломов, «Чего только не бывает на свете!

-Вспомните, какой глагол чаще всего употреблял автор в связи Обломовым до встречи с Ольгой? ( лежать ).

- Появляются ли новые глаголы в характеристике Обломова после знакомства с Ольгой?

( Глаголы - читал, посылал (цветы), скучал, гулял, отвечал, вздыхал, готовился, переживал, слушал…)

«По ночам Обломову не спалось, напрасно он во весь рост лег на спину, напрасно брал самые ленивые и самые покойные позы - не спится, да и только».

«Теперь и день и ночь, всякий час утра и вечера принимал свой образ и был или исполнен радужного сияния, или бесцветен и сумрачен, смотря по тому, наполнялся ли этот час присутствием Ольги или протекал без нее и, следовательно, протекал вяло и скучно… Он уже прочел несколько книг…Он написал несколько писем в деревню, сменил старосту… Он не ужинал и вот уже две недели не знает, что значит прилечь днем… Они объездили все петербургские окрестности…»

«- Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь! - тихо сказал Обломов. Проходили дни за днями: он там и обеими ногами, и руками, и головой».)

2 группа

«Любовь в понимании Ольги Ильинской».

-Сходство с какой литературной героиней можно отметить, читая описание ее внешности?

- Какой план развился у Ольги по отношению к Обломову?

-Какую роль по отношению к Обломову взяла на себя Ольга? Любила ли она его?

-Сказалось ли на Ольге Общение с Обломовым? Как?

-Почему нет ощущения счастья в браке Штольца и Ольги Ильинской?

Проблемный вопрос: Любила ли Ольга Обломова? Обоснуйте свою точку зрения.

- Что для Ольги значит любовь? Изменила ли Ольгу любовь?(гл.9, ч2)

( Ольга изменилась. Если Обломов «догнал жизнь», то Ольге казалось, что «она только начала жить…» . В книге, которую она читала, «были строки с искрами её ума, кое-где мелькал огонь её чувств». В начале романа с Обломовым она была легка, весела, иронична, открыта, простодушна, доверчива, неуверенна. После же нечаянного первого объяснения Обломова она стала задумчива, сдержанна, настойчива, тверда, иногда деспотична. Вместе с ростом чувства она становилась взрослее, пытливее, строже. Любовь обнажила меру сердечного и рационального в каждом из них. Любовь Ольги сочетает в себе и сердечность и рассудочность, расчётливость.

Анализ 6 гл, ч 2 - любовь - миссия. Анализ 9 гл., ч.2 - любовь - долг.

Для Ольги любовь - это, прежде всего долг, и сама героиня не отрицает этого: « Жизнь есть жизнь, долг, обязанность, а обязанность бывает тяжела. Исполним же долг…» В ее взаимоотношениях с Обломовым ей нравилась «роль путеводной звезды, светлого луча», который направлял Илью Ильича Обломова. ( ч. 2, гл.5,9)

Ольга не просто полюбила. Она выбрала великую цель и поставила перед собой грандиозную задачу: «Возвратить человека к жизни - сколько славы доктору, когда он спасет безнадежного больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу?..» Обломов перед Ольгой - Галатея перед Пигмалионом. Героиня активна, а герой пассивен, во всём покорен ей: «...она взглянет на него мимоходом и улыбнется, уловив луч нежной Покорности, безмолвного счастья в его глазах»)

3 группа

Музыка в романе стоит в ряду символически образов и деталей.

-Понаблюдать, какие художественные детали сопутствуют любви Обломова и Ольги?

Проблемный вопрос: Какова роль музыки в любовной коллизии?

( Музыка является своеобразным аккомпанементом этой любви. Души героев открыты для музыки. Музыка их сближает, обнажает всё лучшее, что есть в них обоих, потому что их души родственны, чувствуют они одинаково глубоко. Вместе с наслаждением музыкой в Обломове пробуждаются и воля, и стремление, и жажда к жизни: «От слов, от звуков, от это­го сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, гла­за искрились и заплывали слезами. В один и тот же момент хотелось умереть, не пробуждаться от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни... Давно не чувствовал он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг». Как пела. Ольга! «Я в самом деле пела тогда, как давно не пела, даже, кажется, никогда..." "Боже мой, что слышалось в этом пении! Надежды, неясная боязнь гроз, самые грозы, порывы счастья - всё звучало, не в песне, а в её голосе». Отношения Обломова и Ольги связаны поэзией, поэтому и сопровождаются музыкой. Когда Ольга становится женой Штольца музыка больше не звучит на страницах романа. Для характеристики отношений героев, их любви автор переходит на язык музыки: «Так разыгрывался между ними всё тот же мотив в разнообразных варьяциях. Свидания,разговоры-всё это была одна песнь, одни звуки, один свет… Каждый день и час приносил новые звуки и лучи, но свет горел один, мотив звучал всё тот же»)

4 группа - проанализировать письмо Обломова Ольге (глава 10 второй части).

( Выразительно читать самые яркие, с вашей точки зрения, части письма)

- Почему Обломов пишет письмо? Почему чувство угасает?

- Какие картинки вновь начинают появляться в его мечтах?

- Что же постепенно понимает Обломов?

- Если все так хорошо, почему же Обломов пишет Ольге письмо и почему? Как тревоги, мучения Обломова отразились в его письме?

- Почему Обломов не говорит об этом прямо Ольге, а пишет письмо?

Сравните его с другим, незаконченным, к хозяину дома (глава 8 первой части): как сопоставление этих писем подчеркивает изменения, произошедшие с Обломовым.

-Что нового в характере героя открывает письмо, написанное им к Ольге Ильинской?

Проблемный вопрос: Прав ли Илья Ильич в оценке чувства Ольге.

( В письме Обломов выразил и свою любовь, и боязнь оказаться не тем человеком, кого сможет полюбить такая девушка, как Ольга. Он глубоко понимает Ольгу, как, может быть, она сама не понимает себя: « Я только хочу доказать вам, что ваше настоящее «люблю» не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить, которая за недостатком настоящей пищи, за отсутствием огня, горит фальшивым, негреющим светом…» - пишет он в своем послании.

Обломов не говорит об этом прямо Ольге, а пишет письмо.

Гончаров здесь выступает тонким психологом. Когда человеку трудно принять какое-то решение, выразить свою боль, легче довериться листу бумаги и на нем излить свою душу. Не случайно, написав письмо, Обломов почувствовал, что ему стало не так тяжело. «Я почти счастлив…Отчего это? Должно быть, оттого, что я сбыл груз души в письмо». )

4 этап урока: Рефлексия деятельности

- Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание любовью?

(Обломов не выдерживает испытания любовью. Он не способен брать на себя ответственность за судьбы других людей. Обломов развращен барством. Женившись на Пшеницыной, он опускается все больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически )

- Как сложилась жизнь Ольги после расставания с Обломовым?

- Счастлива ли Ольга со Штольцем?

( Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе Ольги здравый смысл, рассудок окончательно победили терзавшее ее чувство. Ее жизнь можно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его. Но Ольга начинает чувствовать необъяснимую тоску. Механическая, деятельная жизнь Штольца не дает тех возможностей для движения души, которые были в ее чувстве к Обломову. И даже Штольц угадывает это: "Узнав раз, его разлюбить невозможно". С любовью к Обломову умирает лучшая часть души Ольги, она навсегда остается жертвой Вперёд, только вперёд по беспокойной дороге… Деятельность, труд… Пока Штольц заслуживает её любви, пока насыщает её пытливый ум и отвечает на её вопросы; но сомнения уже закрадываются в душу Ольги, она впервые сталкивается с неясностью, теряет былую решительность, часто вспоминает об Обломове; не может осмыслить своей странной тоски ("Куда идти?"), да ведь нельзя постигнуть умом эту грусть! )

- А что испытывает Пшеницына после смерти Обломова?

( Пшеницына после смерти Обломова живёт в постоянной молчаливой скорби, далеко от пошлости, суеты, лжи, которые составляют мир братца и невестки, живёт, ясно осознавая, что её жизнь "просияла", что никогда не вернётся к ней радость. Тем больше ценит Агафья Матвеевна воспоминания - "теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно".)

Выводы.

Общее обсуждение проблемы.

1. Поистине «любовь - претрудная школа жизни…» Но какая же любовь нужна человеку? Оставим этот вопрос для самостоятельных раздумий.

2.Тема любви - центральная в «Обломове». По мнению И.А. Гончарова, «в первой части заключается только введение, пролог к роману»; основные события, позволяющие судить о характере главного героя, происходят во второй и третьей частях романа - «поэме любви».

3.Действительно, в истории отношений Обломова и Ольги Ильинской, как нельзя лучше, проявляются сильные и слабые стороны обломовской натуры: способность тонко чувствовать, понимать и неумение решать обыденные практические вопросы.

4.Гончаровская философия любви имеет глубокие корни, в ней переплелись и синтезировались идеи древнеримского мыслителя Платона, представления романтиков и христианские заветы о любви - участии, любви сострадательной и спасительной. Для Гончарова любовь - это сила, которая движет миром. Крах их любви изображен Гончаровым как не сыгранная, но уготованная человеку самой судьбой драма. И Илья Ильич навсегда сохранит в глубине души светлый образ Ольги и их любви, и героиня не перестает любить «нежное, верное сердце» Обломова. Состояние печали, трагичности - таков результат ис­пытания любовью, которое выпадает на долю литератур­ных персонажей по воле Ивана Александровича Гонча­рова. Причину, видимо, следует искать в личной жизни писателя, в глубинах его души.

Влюбленность Обломова сродни той душевной буре, которую пережил сам автор. Переписка с Елизаветой Ва­сильевной Толстой - источник всплеска нежности, доб­ра и благородства, выраженных в письме Ильи Ильича к Ольге.

И вновь слова Гончарова как бы взяты со страниц романа: «Нет, не могу, не смею любить. Мне - любить? Вдруг сказать ей - я люблю!».

Способностью любить Гончаров наделил своего героя, но писатель не дал ему возможность совершить реши­тельный поступок. Такой поступок, который совершил он сам. Речь идет о кругосветном вояже, в который от­правился «маркиз де Лень», как шутливо называли Ива­на Александровича. Тем не менее впечатления, получен­ные от путешествия, мысли, рожденные вдали от роди­ны, вошли в роман, придав ему масштабность, а образу героя - всечеловеческую ценность.

Рефлексия: составим диаманту.

ДИАМАНТА
Это стихотворная форма, состоящая из 7 строк, первая и последняя
из которых - понятия с противоположным значением.

Схема.

1 строка: тема (существительное)

2 строка: определения (2 прилагательных)

3 строка: признак по действию (3 причастия)

4 строка: ассоциации ( 4 существительных)

5 строка: признак по действию (3 причастия)

6 строка: определения (2 прилагательных)

7 строка: тема (существительное)

Обломов и Ольга.

Любовь

чистая, романтическая,

окрыляющая, возрождающая, всеобъемлющая.

Счастье, признание, сомнение, письмо.

Пугающая, утомляющая, угасающая,

вялая, апатичная.

Сон.

Задание на дом: подготовиться к дискуссии на тему: «Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писа­рев, А.В. Дружинин)».




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал