- Учителю
- Рабочая программа и КТП по литературе в 7 классе. Программа Коровиной В. Я.
Рабочая программа и КТП по литературе в 7 классе. Программа Коровиной В. Я.
№ п/п | Тема раздела, тема урока | Количество ч-в | Содержание урока | Тип, форма урока | Планируемые результаты | Теория литературы | Оснащение, | Деятельность учащихся на уроке. Форма организации деятельности |
| Дата | Дата факт | ||||||||||||
|
|
|
| личностные | метапредметные | предметные |
| оборудование |
| Виды контроля | пдан |
| |||||||||||
1 | Изображение человека как важнейшая нравственная проблема литературы | 1 | Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся | вводный | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной жизни | Смысловое чтение, умение организовать совместное сотрудничество с учителем и сверстниками | Понимание ключевых проблем произведений художественной литературы | Литературный герой, литература как вид художественного творчества. | Стихи | Выразительное чтение, аналитическая беседа, устный или письменный ответ на вопрос, участие в коллек4тивном диалоге | Самостоятельная работа по составлению плана (тезисов) вступительной статьи учебника и пособия «Читаем, думаем, спорим...» |
|
| ||||||||||
И. Бунина, |
| ||||||||||||||||||||||
С. Щипачева о книгах | Фронтальная. | ||||||||||||||||||||||
2 | Предания | 1 | Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Предание как жанр фольклора (начальное представление) | Комбинированный | Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, осознание свое этнической принадлежности, | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставитьи формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;. | Пониманипе ключевых поблеем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, | Фольклор. Жанры фольклора. Исторические жанры. Предания. |
| Рецептивная: чтение статьи учебника, преданий; репродуктивная: пересказ, ответы на вопросы | Сформулировать самим вопросы по текстам преданий |
|
| ||||||||||
Знание истории языка, и культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия России и , усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационалльного государстваЮ воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, | Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления в них вневременныхЮ непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. | |||||||||||||||||||||
3 | Пословицы и поговорки | 1 | Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц Развитие представление об афористических жанрах литературы. | Комбинированный |
| Овладение основамисамоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной познавательной деятельности, |
| Фольклор. Малые жанры фольклора. Афоризм. Сравнение. Метафора. | Презентация ИЗО: рисунок художника .Билибина.. MP3 | Рецептивная: чтение статьи учебника, чтение пословиц и объяснение их прямого и переносного смысла; Продуктивная, творческая объединение пословиц в тематические группы; сочинение по пословице | Конкурс «Кто знает больше пословиц и поговорок?» |
|
| ||||||||||
4 | Эпос народов мира. Былины «Вольга и Микула Селянинович» | 1 | Исторические и художественные основы былины. Понятие о былине. Собирание былин. Прославление мирного труда героя-труженика. Микула Селянинович эпический герой. Сказка и былина | комбинированный |
| Умение создавать, применять и преобразовывать в знаки, |
| Жанры фольклора. Былины. Эпос | Презентация ИЗО: рисунок художника .Билибина.. MP3 | Рецептивная: чтение статей учебника «Былина», «О собирании, исполнении, значении былин», чтение былины; репродуктивная: ответы на вопросы; Продуктивная, творческая: выразительное чтение былин, устное словесное рисование; поисковая: комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; исследовательская: сравнение со | Литературная викторина по изученным и самостоятельно прочитанным былинам или сочинение собственной былины. |
|
| ||||||||||
5. | «Илья Муромец и Соловей разбойник. «Садко» | 1 | Киевский цикл былин. Илья Муромец - носитель лучших черт русского национального характера. Бескорыстное служение Родине и народу. Особенности былинного стиха. Роль гиперболы |
|
| Символы и схемы для решения учебных и познавательных задач, |
| Жанры фольклора. Былины. Эпос | ИЗО: картина В.М. Васнецова «Богатыри». | Продуктивная, творческая работа над цитатным планом по ходу чтения, составление словесного портрета Ильи Муромца, выразительное чтение, чтение по ролям; поисковая: характеристика былинного героя; исследовательская: сопоставление текстов художественных произведений (Н. Карамзин, А. Толстой, И.Бунин) и былины | Выразительное чтение эпизода «Поединок Ильи Муромца с Соловьемразбойником» |
|
| ||||||||||
6. | Калевала. | 1 | Эпос народов мира. Калевала. |
| Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Жанры фольклора. Былины. Эпос |
| Объясннение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия фольклора и литературыю Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы. | Ответы на вопросы учебника |
|
| ||||||||||||
7. | Песнь о Роланде | 1 | Эпос народов мира.. Песнь о Роланде. |
|
| Жанры фольклора. Былины. Эпос |
| Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы. | Ответы на вопросы учебника |
|
| ||||||||||||
Древнерусская литература - 1 час |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
8. | Поучение Владимира Мономаха. Повесть временных лет. | 1 | Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи и летописцы. Владимир Мономах - выдающаяся фигура Древней Руси, виднейший государственный деятель, человек «большого ума и литературного таланта». «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг») | Урок изучения нового | Воспитание российской гражданской идентичност: патриотизма, любви и уважения к Отечество, прошлое и настощяее многонационального народа России, знание истории, языка своего народа, усовение гуманистических ценностей. | самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное.. | Понимание ключевых проблем изученных произвведений древнерусской литерату, понимание связи литературных произведениц с эпохой их написания. | Жанры древнерусской литературы. Поучения | Презентация о древнерусской литературе | Рецептивная: чтение статьи учебника, текста «Поучения»; репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту; Продуктивная, творческая выразительное чтение; исследовательская: анализ текста | Ответить на вопрос: какие наставления Владимира Мономаха актуальны и сейчас? Составить план «Поучения» |
|
| ||||||||||
| Повесть о Петре и Февронии Муромских. | 1 | Историческая основа повести, идейное художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини | Урок изучения нового | Усвоение гуманистических ценностей , формированиек целостного мировоззрения, осознанного и уважительного отношения к другому человеку, культуре, вере | Смысловое чтение, умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, раборать индивидуально и в группе, умение оаознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. | Понимание ключевых проблем изученных произвведений древнерусской литерату, понимание связи литературных произведениц с эпохой их написания. | Жанры древнерусской литературы. Повесть. | Житийная икона | Репродуктивная: ответы на вопросы; Продуктивная, творческая устное словесное рисование, чтение по ролям; поисковая: комментирование художественного текста; исследовательская: анализ текста «Повести…» | Составить план пересказа повести |
|
| ||||||||||
литература 18 века (3 часа) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
9 10 | М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В. Ломоносова | 2 | Слово о поэте и ученом. Теория «трех штилей». «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, призыв к миру. Жанр оды (начальное представление) | Комбинированный урок | своение гуманистических ценностей , формированиек целостного мировоззрения, осознанного и уважительного отношения к другому человеку, культуре, вере | умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, раборать индивидуально и в группе, умение оаознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации | Понимание ключевых проблем изученных произвведений литературы 18 века, понимание связи литературных произведениц с эпохой их написания. | Ода как жанр лирики | MP3 ИЗО: скульптура (памятник Петру I работы Фальконе). | Рецептивная: чтение статьи учебника, чтение оды; продуктивная творческая: выразительное чтение с учетом особенностей жанра оды; исследовательская : анализ текста оды | Практикум: определить, к каким стилям относятся прочитанные произведения М.В. Ломоносова. Выписать из отрывка «К статуе Петра Великого» слова, относящиеся к «высокому штилю», определить цель их использования |
|
| ||||||||||
12. | Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина | 1 | Биографические сведения о поэте. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку», «Признание». Философские рассуждения о смысле жизни и свободе творчества | Комбинированный урок |
|
|
| Лирика. | ИЗО: репродукция с картины Н.Ге «Пушкин читает стихи на экзамене»: MP3 | Рецептивная: чтение статьи о Державине, чтение стихотворений; репродуктивная: рассказ о поэте на основе дополнительных источников, ответы на вопросы; поисковая: комментирование художественного текста; исследовательская: анализ текста | Ответить на вопросы: в чем «забавный русский слог» Державина способствовал обновлению поэзии? Что сближает двух великих поэтов - Ломоносова и Державина? |
|
| ||||||||||
русская литература 19 века - 29 часов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
13 | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. | 1 | Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл сопоставления Олега и волхва. Особенности композиции «Песни...», своеобразие языка. Понятие о жанре баллады (развитие представлений) | Комбинированный урок | Освоение культурного наследия России и , усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационалльного государстваЮ воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставитьи формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;. | Понимание ключевых проблем изученных произвведений литературы 19 века, понимание связи литературных произведениц с эпохой их написания. | баллада | ИЗО: иллюстрации художника В.В. Васнецова MP3 | Рецептивная: чтение летописного отрывка о смерти Олега, чтение «Песни...»; репродуктивная: пересказ летописного отрывка, ответы на вопросы, сообщение о поэте; Продуктивная, творческая инсценирование «Песни о вещем Олеге», выразительное чтение; поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них своеобразных черт (летопись, баллада) | Ответить на вопросы: что общего и чем отличаются друг от друга летопись и баллада? Найти в «Песне...» средства воссоздания эпохи княжения Олега. Какова главная мысль этого произведения? Почему Пушкин обращается к далекой старине |
|
| ||||||||||
Умение соотносить свои действия с планируемыми | |||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||
14 | А. С. Пушкин. «Полтава» (отрывок). | 1 | Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII | Комбинированный урок | Освоение гуманистических ценностей , формированиек целостного мировоззрения, осознанного и уважительного отношения к другому человеку, культуре, вере | результатами, | Умение анализирован литературное произведение, определение его принадлежности к одному из литературных родов и жарнов, понимать и формулировать тему, идею | Поэма, тема, идея, композиция, сравнительная характеристика героес | Мозаика «Полтавская баталия» М. Ломоносова. | Обучение выразительному чтению. Устное рецензирование выразительного чтения однклассников. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словаря. | Что такое описание, литературный портрет? |
|
| ||||||||||
Овладение основамисамоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной познавательной деятельности, | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
15 | А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). | 1 | Выражение чувства любви к родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. | Комбинированный урок |
| умение организовать учебное сотрудничество с учителем и | Сопоставлять геров литературного произведения, приобщение к духовному | Поэма, антитеза | Презентация | Обучение выразительному чтению. Устное рецензирование выразительного чтения однклассников. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словаря. | Ответы на вопросы |
|
| ||||||||||
16 | Развитие речи. А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. | 1 | Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. | Урок развития речи |
| сверстниками, раборать индивидуально и в группе, | Наследию и к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. | Драма | «Борис Годунов. Гравюра С. Галактионова» | Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А. С. Пушкина» | Ответы на вопросы |
|
| ||||||||||
Формулирование | |||||||||||||||||||||||
17 | Проза А.С. Пушкина. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке | 1 | История Самсона Вырина и его дочери. Изображение «маленького» человека, его положения в обществе. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Повесть как | Комбинированный урок |
| умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации | Собственного отношения к произведениям литературы их оценка | Тема маленького человека в литературе | ИЗО: иллюстрации к повести художников М. Добужинского, Д. Шмаринова, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». MP3 | Рецептивная: выборочное чтение (описание комнаты смотрителя в начале и конце повести); репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ отдельных эпизодов; Продуктивная, творческая устное словесное рисование «Три приезда на станцию», инсценирование эпизода «Первый приезд Самсона Вырина к ротмистру Минскому», рассказ по иллюстрациям; поисковая: | Составить композиционный план повести: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Озаглавить пункты плана словами |
|
| ||||||||||
Понимание авторской позиции и свое отношение к ней. | |||||||||||||||||||||||
|
|
| жанр эпоса (развитие представлений) |
|
|
|
|
|
| установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ эпизодов, сопоставление повести и притчи о блудном сыне | текста. Ответить на вопросы: какой эпизод повести подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми людьми привилегированного сословия»? Какова позиция отца в притче о блудном сыне и позиция Самсона Вырина? Кто оказался счастливее: блудный сын или Дуня? |
|
| ||||||||||
18 | Художественное совершенство и человечность Повести А.С.Пушкина | 1 | Автор и рассказчик. Отношение рассказчика к героям повести. Гуманизм Пушкина в оценке «маленького человека». Выразительность и лаконизм пушкинской прозы. Значение повести «Станционный смотритель» в истории русской литературы | Комбинированный урок |
|
|
| Тема, идея, композиция |
| Репродуктивная: подробный пересказ эпизода «Самсон Вырин у Минского»; Продуктивная, творческая рассказ «История Самсона Вырина», поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, исследовательская: анализ текста, сопоставление образа автора и повествователя | Ответить на вопросы: что же движет пушкинскую повесть; в чем ее тайна; что побудило Ивана Петровича Белкина рассказать эту историю? |
|
| ||||||||||
19 | М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта Стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Когда волнуется желтеющая нива». |
| Краткий рассказ о поэте. Проблема гармонии человека и природы. Тема трагической разъединенности между миром и человеком. Стремление к единению с природой. Своеобразие лермонтовского пейзажа |
| Освоение гуманистических ценностей , формированиек целостного мировоззрения, осознанного и уважительного отношения к другому человеку, культуре, вере | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставитьи формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;. | Сопоставлять геров литературного произведения, приобщение к духовному наследнию | Лирика, выразительные возможности языка., лирический герой | MP3 | Рецептивная: чтение стихотворений; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование (пейзаж), рассказ о поэте, выразительное чтение; поисковая: комментирование стихотворения «Молитва» | Составить Цветовую гамму стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», ответить на вопрос: почему в этом стихотворении, говоря о гармонии мира природы и человека, Лермонтов рисует столь многоцветную картину? Прочитать статью «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях» и ответить на вопрос: помогают ли стихотворения поэта понять признания Д.С.Мережковского и И.А.Бунина? |
|
| ||||||||||
Умение соотносить свои действия с планируемыми | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации | |||||||||||||||||||||||
20 | М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России |
| Картины быта России XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения и их художественная роль. Фольклорные традиции в поэме |
|
|
| Приобщение к Наследию и к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. | Историческая песнь, тема, идея, композиция, речевые особенности | ИЗО: картины И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван», В. Васнецова «Иван Грозный», «Гусляры», И. Билибина «Боярский пир времен Ивана Грозного». MP3 | Рецептивная: выборочное чтение (описание портретов); репродуктивная: ответы на вопросы, краткий пересказ «Жалобы Кирибеевича»; Продуктивная, творческая выразительное чтение поэмы, устное словесное рисование (описание внешнего вида царя); поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская : сопоставление исторической ситуации и сюжета поэмы, сопоставление «Песни...» с произведениями устного народного творчества | Игра «Угадай героя» по «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Проследить по тексту, как Кирибеевич нарушает принятые всеми условия жизни, за которыми по традиции должен наблюдать царь. Какие нравственные законы преступает Кирибеевич? |
|
| ||||||||||
Формулирование |
| ||||||||||||||||||||||
| Понимание авторской позиции и свое отношение к ней. | ||||||||||||||||||||||
21 | Нравственный поединок героев поэмы | 1 | Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Степан Калашников - носитель лучших качеств русского национального характера. Защита человеческого достоинства, сила и цельность характера Калашникова. Авторское отношение к изображаемому. Язык и стих поэмы |
|
| результатами, | Собственного отношения к произведениям литературы их оценка | Сопоставительная характеристика героев | ИЗО: иллюстрации художников И. Билибина, В. Васнецова, Б. Кустодиева: | Продуктивная, творческая: выразительное чтение калачного боя, описания утра перед кулачным боем, рассказ о семейной драме Калашникова; поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментированное чтение текста; исследовательская: анализ текста (эпизод поединка героев, диалоги купца Калашникова и Алены Дмитриевны, Грозного и Калашникова, Кирибеевича и Калашникова), сопоставление «Песни...» с произведениями устного народного творчества | Сравнительная характеристика героев: Калашникова и Кирибеевича. Ответить на вопросы: исключительным событием или обычаем того исторического времени представлен в поэме кулачным бой? Зачем выходит на кулачный бой Кирибеевич? Почему бросает ему вызов купец Калашников? Отметить эпические способы изображения Калашникова |
|
| ||||||||||
Овладение основамисамоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной познавательной деятельности, | Понимание авторской позиции и свое отношение к ней. | ||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||
22 | Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по «Песне...» | 1 | Тема, идея сочинения, отбор материала в соответствии с темой. Темы сочинений: «В чем смысл столкновения Степана Калашникова с Кирибеевичем?»; «Калашников и Кирибеевич. Кто в «Песне...» является настоящим героем и почему?» |
|
| умение организовать учебное сотрудничество с учителем и |
| Сопоставительная характеристика героев |
| Продуктивная, творческая: создание сочинения | Написание сочинения |
|
| ||||||||||
23 | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести | 1 | Краткий рассказ о писателе. Замысел автора. История создания повести. Историческая основа повести. Тарас, Остап и Андрий в начале повести. Описание быта семьи Тараса. Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев. Принцип контраста в изображении Остапа и Андрия, роль художественной детали. | комбинированный | Освоение гуманистических ценностей , формированиек целостного мировоззрения, осознанного и уважительного отношения к другому человеку, культуре, вере | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставитьи формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;. | Сопоставлять геров литературного произведения, приобщение к духовному наследнию | Фольклор, историческая основа повести | ИЗО: картина И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» | Рецептивная: чтение статьи учебника, сообщение - историческая справка; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование: на основе прочитанного придумать «биографию» одного из героев картины И. Репина; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Викторина на знание творчества Н. В. Гоголя и первичное восприятие повести. Составить план учебной статьи |
|
| ||||||||||
Умение соотносить свои действия с планируемыми | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
24 | Тарас Бульба и его сыновья | 1 | Описание степи. Соотнесенность картин природы с судьбой героев. Проставление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев. | комбинированный | умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации | Сопоставительная характеристика | ИЗО: иллюстрация художника П. Соколова «Возвращение из бурсы». иллюстрации художников Е. Кибрика, Д. Шмаринова (портреты Остапа и Андрия), иллюстрации художников Е. Кибрика, Д. Шмаринова «Остап перед казнью», «Гибель Тараса» | Репродуктивная: выборочный пересказ эпизодов: «Остап и Андрий в бурсе», «В светлице Тараса», «Мать у изголовья детей», ответы на вопросы; продуктивная: творческая: инсценировка эпизода «Встреча Тараса с сыновьями», выразительное чтение эпизода «Степь»; поисковая: комментирование первых глав, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: сопоставительный анализ «Остап и Андрий», сопоставление текста с иллюстрациями П. Соколова | Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (начало работы). Составление сравнительной таблицы. Составить цитатный план к теме «Образ матери в первой главе повести» Письменный ответ на вопрос: можно ли назвать Андрия предателем? |
|
| ||||||||||||
25 | Урок развития речи. Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | 2 | Тема и проблематика повести. Центральные образы и приемы их создания. Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле. Связь повести с фольклорным эпосом |
|
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа над сочинением |
|
| ||||||||||
26 | |||||||||||||||||||||||
27 | И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных | 1 | Слово о писателе. История создания и тематика сборника «Записки охотника». Нравственные проблемы рассказа «Бирюк». Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека. Роль пейзажа в рассказе. Художественные особенности произведения | Комбинированный урок | Формирование осознанного, уважительного и доброжелатеного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, истории , культуре, религии, традициям, языкам, | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих мыслей, чувств и потребностей. | Умение анализирован литературное произведение, выразительное чтение произведения, | Литературный цикл | ИЗО: соотнесение прочитанного с рисунком П. Каверзнева «Бирюк» MP3 | Рецептивная: чтение рассказа; репродуктивная: пересказ произведения, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: рассказ о писателе, сообщение об истории создания сборника «Записки охотника», художественный рассказ (описание избы Бирюка, инсценированное чтение), составление плана рассказа | Составить тезисный план ответа на вопрос: «Как автор относится к изображенному в рассказе?» Ответить на вопрос: в чем смысл названия рассказа? |
|
| ||||||||||
Освоение социальных нор, правил поведения, |
| ||||||||||||||||||||||
| Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры | ||||||||||||||||||||||
28 | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла. | 1 | Работа писателя над циклом «Стихотворения в прозе». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе «Близнецы», «Два богача», «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека | Комбинированный урок | Форм и ролей социальной жизни в группах и сообщества. |
|
| Стихотворения в прозе | MP3 | Рецептивная: чтение стихотворений и полноценное их восприятие; продуктивная, творческая: выразительное чтение, поисковая: комментированное чтение; исследовательская: анализ текста | Написать сочинение-рассуждение: «Почему характер языка - «свидетельство судьбы народа?» |
|
| ||||||||||
29 | Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины | 1 | Слово о поэте. Историческая основа произведения. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Самоотверженность, сила чувств, верность долгу. Развитие понятия о поэме | Комбинированный | Формирование осознанного, уважительного и доброжелатеного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, истории , культуре, религии, традициям, языкам, | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих мыслей, чувств и потребностей. | Умение анализирован литературное произведение, выразительное чтение произведения, | Лирическая поэма | MP3 | Рецептивная: чтение первой части поэмы, репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: рассказ о писателе, составление плана учебной статьи, выразительное чтение, инсценирование поэмы | Составить тезисный план статьи учебника и сообщения о поэте (отразить факты жизни и творчества писателя, отзывы современников, характеристику автора статьи). Ответить на вопросы: чем отличается документ, рассказывающий об историческом событии (восстание декабристов) от поэтического повествования Н.А. Некрасова? В чем сила княгини и почему ее не смог переубедить генерал? |
|
| ||||||||||
Освоение социальных нор, правил поведения, |
| ||||||||||||||||||||||
| Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры | ||||||||||||||||||||||
30 | Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа | 1 | Стихи поэта о судьбе народа. Образ Родины. Изображение реального положения народа. Противопоставление образов «владельца роскошных палат» и мужиков, пришедших к вельможе. Бесправие простых людей перед власть имущими | комбинированный |
|
|
| Лирика, тема, идея, композиция | Иллюстрация художника А. Лебедева «Размышления у парадного подъезда» | Рецептивная: чтение фрагмента воспоминаний А.Панаевой, чтение стихотворения; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование с цитированием (описание ходоков), составление киносценария | Выстроить образный ряд, связанный с описанием мужиков, используя цитаты из текста. Создание киносценария «Парадный подъезд и его посетители» |
|
| ||||||||||
31 | А.К. Толстой. Исторические баллады | 1 | Слово об А.К. Толстом. Правда и вымысел в балладах. Конфликт «рыцарства» и самовластья. «Василий Шибанов»: особенности стилистической интерпретации исторического предания | комбинирогванный | Формирование осознанного, уважительного и доброжелатеного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, истории , культуре, религии, традициям, языкам, | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих мыслей, чувств и потребностей. | Умение анализирован литературное произведение, выразительное чтение произведения, | Историческая баллада |
| Репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение баллад; сообщение об одном из героев баллады; поисковая: комментирование текста художественного произведения; исследовательская: сопоставление художественных произведений | Составить краткий словарь устаревших слов, использованных автором в балладах. Объяснить, какова их роль в тексте? Ответить на вопросы: почему автор назвал баллады «Василий Шибанов» и Михайло Репнин»? Рассуждение «Бегство князя Курбского в Литву: измена Руси или Ивану Грозному?» |
|
| ||||||||||
Освоение социальных нор, правил поведения, |
| ||||||||||||||||||||||
| Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры | ||||||||||||||||||||||
32 | А.К. Толстой «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» - | 1 | Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластью. | Урок внеклассного чтения |
|
|
|
|
| Рецептивная: чтение баллад; репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ; продуктивная, творческая: устное словесное рисование с опорой на текст; поисковая: комментирование; исследовательская: сопоставление баллад. | Ответить на вопросы учебника. |
|
| ||||||||||
33 | М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | 1 | Слово о писателе. Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Сатира на социальные и нравственные пороки общества в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Сатира и юмор. Гротеск (начальное представление). Элементы народной сказки в повествовании | комбинированный | Формирование коммуникатичвной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстникамми; | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих мыслей, чувств и потребностей. | Умение анализирован литературное произведение, выразительное чтение произведения, | Сатира | Иллюстрации художников: М. Черемных, Н. Муратова, Кукрыниксов MP3 | Рецептивная: чтение статьи в учебнике, чтение сказки; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение по ролям, инсценирование, поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: сопоставление народных сказок и «Повести...», ситуации, изображенной в «Робинзоне Крузо» Д.Дефо, и в «Повести...» | Составить цитатный план сказки. Ответить на вопросы: какие пороки общества обличает Салтыков- Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Почему Салтыков-Щедрин называл свою манеру писать «эзоповым языком»? Есть ли что-то общее у сказки Салтыкова-Щедрина и басен И.А. Крылова? Что нового вносит эта сказка в ваше представление о литературной сказке? |
|
| ||||||||||
Формирование целостного миров,оззрения, |
| ||||||||||||||||||||||
Формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку | Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры | ||||||||||||||||||||||
34 | М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества | 1 | Своеобразие сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Приемы создания образа помещика. Позиция писателя в сказке | Урок закрепления |
|
|
| сатира |
| Рецептивная: чтение сказки и полноценное ее восприятие; репродуктивная: пересказ сказки «Повесть о том...»; продуктивная, творческая: чтение по ролям диалога между помещиком и капитаном-исправником («Дикий помещик»); поисковая: самостоятельная работа по таблице: «Кого, в чем и как обличает автор», комментирование художественного текста; исследовательская: анализ текста «Сказки...» | Работа по заполнению таблицы «Кого, в чем и как обличает Салтыков-Щедрин в сказке». Доказать на примере сказки «Дикий помещик», что источником как материальной, так и духовной культуры правящих классов является народ. Ответить на вопрос: что сближает сказку «Дикий помещик» со сказкой «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»? |
|
| ||||||||||
35 | Сатира и юмор в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | Сказка Салтыкова-Щедрина как модель, воссоздающая реальные противоречия русской действительности. Идейно-художественный смысл сказок Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения в сказках | Урок развития речи. |
|
|
| юмор |
| Рецептивная: чтение и восприятие текста сказок; репродуктивная: рассказ с использованием цитат о жизни «просвещенного пискаря», краткий пересказ сказки «Медведь на воеводстве», ответы на вопросы; продуктивная, творческая: характеристика одного из героев сказки «Дикий помещик», защита сценария по этой сказке, презентация сказки, созданной в духе сказок Салтыко-ва-Щедрина; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование текста; исследовательская: анализ текста, сопоставление сказок | Групповое задание устное сочинение-рассуждение на темы: 1 . Какой была бы жизнь, если бы сбылись слова щуки: «Вот кабы все так жили, как этот премудрый пискарь живет»? 2. «Удивительно, как иногда причины самые ничтожные к самым серьезным последствиям приводят» (по сказке «Медведь на воеводстве») |
|
| ||||||||||
36 | Литературный ринг по изученным во II четверти произведениям |
| Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-1Щедрина | Урок контроля. |
|
|
|
|
| Продуктивная, творческая: сочинение-рассуждение, поисковая: самостоятельный поиск ответа на вопросы | Развернутый ответ на вопрос, тест |
|
| ||||||||||
37 | Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых | 1 | Слово о писателе. История создания повести. Автобиографический характер произведения. Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого писателя | Комбинированный урок | Формирование коммуникатичвной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстникамми; | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих мыслей, чувств и потребностей. | Умение анализирован литературное произведение, выразительное чтение произведения, | Трилогия. Автобиографическая повесть |
| Рецептивная: чтение и восприятие художественного текста; репродуктивная: выборочный пересказ, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сообщение о писателе: Толстой и Ясная Поляна; Толстой и дети; поисковая: комментирование глав: «Maman», «Что за человек был мой отец»; исследовательская: анализ глав повести | Выборочный пересказ, комментирование |
|
| ||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры | |||||||||||||||||||||||
38 | Главный герой Повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир | 1 | Характеристика героя. Детство как открытие мира, самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни. Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя. Герой-повествователь (развитие понятия) | Комбинированный урок | Формирование целостного миров,оззрения, |
|
| Автобиографическая повесть | Иллюстрация художника А. Вестфалена | Рецептивная: чтение и восприятие художественного текста; репродуктивная: сжатый пересказ, ответы на вопросы, краткий пересказ главы «Ивины»; продуктивная, творческая: инсценирование главы «Классы», устное словесное рисование (Николеньки, Карла Ивановича, Натальи Савишны); поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: анализ глав «Классы», «Наталья Савишна», «Детство»; сопоставление произведений художественной литературы (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой) | Ответить на вопросы: чему учат Николеньку Карл Иванович и Наталья Савишна; что общего в отношении героя -повествователя к Карлу Ивановичу и Наталье Савишне? Как развивается внутренний мир Николеньки Иртеньева? |
|
| ||||||||||
Формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку | |||||||||||||||||||||||
39 | А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. | 1 | Слово о писателе. «Хамелеон» - рассказ о всеобщем рабстве. Смысл названия рассказа. Средства создания комического в рассказе «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире | Комбинированный урок | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбораЮ формировании нравственных чувст и нравственного поведения | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих мыслей, чувств и потребностей. | Умение анализирован литературное произведение, выразительное чтение произведения, | Жанр рассказа | Иллюстрации художников Кукрыниксов MP3 | Рецептивная: чтение и восприятие текста рассказа, чтение статей в учебнике о писателе; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение по ролям; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста | Тест по рассказу «Хамелеон». Ответить на вопрос: чем страшно и опасно раболепие, лицемерие, хамелеонство (Очумелова, толпы)? |
|
| ||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры | |||||||||||||||||||||||
40 | Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник» | 1 | Ситуация непонимания на основе сюжета. Авторская позиция в рассказе. Смешное и грустное в рассказе | Комбинированный урок |
|
|
| Жанр рассказа | работа с иллюстрацией художника В.Пономарева «Злоумышленник» MP3 | Рецептивная: чтение и восприятие текста рассказа, чтение отрывка «Литературная жизнь» из очерка А.М. Горького «А.П.Чехов»; репродуктивная: выразительное чтение рассказа, продуктивная, творческая: чтение по ролям, характеристика главных действующих лиц по плану; поисковая: развернутый ответ на вопрос: над чем смеется автор в рассказе «Злоумышленник» и что его огорчает? | Объяснить смысл слов И. Бунина: «Грустно видеть, как много страданий, и тоски, и нужды на Руси» (на примере рассказов А.П. Чехова) |
|
| ||||||||||
41 | Смех и слезы в «маленьких рассказах» А.П. Чехова | 1 | Творческий процесс писателя. Социальная направленность рассказов. Позиция писателя | Урок внеклассного чтения. |
|
|
| Юмор |
| Репродуктивная: пересказ рассказа «Тоска», образ глухого города; продуктивная, творческая: чтение по ролям рассказа «Размазня», презентация киносценария по рассказу «Хамелеон», защита обложки к этому рассказу, инсценирование рассказа «Злоумышленник»; исследовательская: анализ 2-3 рассказов, сопоставление, выявление в них общих черт | Характеристика одного из героев рассказов А.П. Чехова. Ответить на вопросы: современны ли темы рассказов Чехова? Какие прочитанные вами рассказы можно отнести к сатирическим, какие - к юмористическим? Свой ответ обосновать |
|
| ||||||||||
Из русской литературы ХХ века - 23 часа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
42 | И.А. Бунин. Рассказ «Цифры». | 1 | Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии. Психологизм и искренность в разработке характеров и их описании | комбинированный | Формирование коммуникатичвной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстникамми; | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих мыслей, чувств и потребностей. | Умение анализирован литературное произведение, выразительное чтение произведения, | Рассказ, сюжет, элементы сюжета |
| Рецептивная: чтение статьи о писателе, составление плана; выборочное чтение, наблюдение над психологическим состоянием взрослых и ребенка (гл. 2-5), чтение лирического отступления (гл.6), финала рассказа; репродуктивная: ответы на вопросы, поисковая: комментированное чтение глав рассказа, написание отзыва на произведение; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы о детстве (рассказы А.П.Чехова, повесть Л.Н. Толстого «Детство») | Написать отзыв на рассказ «Цифры» или составить план рассказа (по выбору). Сопоставить поведение героев Л.Н. Толстого и А.Бунина (Николенька «Детство» - Женя «Цифры»). Кто из героев вызывает симпатию, жалость, сочувствие? Пересказ-анализ сцены ссоры, ее причин с параллельным составлением таблицы (развитие ссоры) |
|
| ||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры | |||||||||||||||||||||||
43 | И.А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа | 1 | Тема, идея рассказа. Композиция. Философское размышление писателя о связи Человека и Природы, жизни и смерти. Мастерство Бунина-прозаика | комбинированный |
|
|
| Рассказ, сюжет, элементы сюжет |
| Продуктивная, творческая: устное словесное рисование, рассказ «о страшной ночи»: «предметная» насыщенность, описание, антитеза «мрак-свет»; исследовательская: стилистический анализ эпизода «...было большое горе» (1 абзац) | Написать продолжение Рассказа «Лапти». Ответить на вопрос: почему рассказ сюжетно не завершен? В чем смысл рассказа? Как связаны между собой, по мысли Бунина, жизнь и смерть человека? |
|
| ||||||||||
44 | Стихи русских поэтов XIX о родной природе | 1 | Чтение и анализ стихотворений В.А. Жуковского «Приход весны», А.К. Толстого «Край ты мой, родимый край ...», «Благовест», И.А. Бунина «Родина». Поэтическое изображение природы и выражение авторского настроения, миросозерцания | Урок развития речи. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих мыслей, чувств и потребностей. | Понимание образной природы литературы как я | Рассказ, сюжет, элементы сюжета | Репродукции художников И. Левитана, И. Шишкина, Н. Ромадина, А. Саврасова, Н.Ге | Рецептивная: чтение стихотворений, статьи учебника; продуктивная, творческая: устное рисование; исследовательская: анализ лирического произведения по плану; сравнение произведений художественной литературы («Молитва» М.Ю.Лермонтова - «Благовест» А.К.Толстого); поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Выразительное чтение стихотворений. Ответить на вопросы: почему возможно сравнение произведений поэзии, живописи и даже музыки? Что роднит стихотворение А.К. Толстого «Благовест» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Молитва»? |
|
| ||||||||||
45 | М.Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести | 1 | Слово о писателе. Тяжелые картины детства. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров | комбинированный | Формирование коммуникатичвной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстникамми; | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих мыслей, чувств и потребностей. | Умение анализирован литературное произведение, выразительное чтение произведения, | трилогия | MP3 | Рецептивная: чтение статьи учебника о Горьком, сопоставление фактов жизни писателя с содержанием повести «Детство»; репродуктивная: сообщение о писателе, пересказ сцены «Порка Алеши дедом»; поисковая: подобрать цитаты, характеризующие «свинцовые мерзости жизни»; комментирование, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы; исследовательская : анализ текста | С помощью цитаты раскрыть понятие «свинцовые мерзости жизни». Какая картина русской жизни открывается со страниц повести? «И ведь не про себя я рассказываю», - писал Горький во второй главе. О чем же рассказывает писатель в повести о детстве? Чем обстановка в доме деда Каширина отличается от атмосферы дома, описанной Л.Н. Толстым в повести «Детство»? |
|
| ||||||||||
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное, бережное отношение к окружиющей среде и окружающим людям |
| ||||||||||||||||||||||
| Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры | ||||||||||||||||||||||
| Определение в произвдведении элементов сюжета, композиции, изобразительных выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии | ||||||||||||||||||||||
46 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев | 1 | Бабушка, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героев | комбинированный |
|
| Идейно-художественного замысла писателя. | Автобиографическая повесть. | Иллюстрации художника Б. Дехтерева | Репродуктивная: ответы на вопросы по содержанию и осмыслению повести; продуктивная, творческая: инсценирование эпизода «Ученье», сообщения «Алеша и Цыганок» (гл.2, 31) и «Алеша и Хорошее Дело» (гл.8), устное словесное рисование «Бабушка глазами Алеши» (гл.1), художественный пересказ «Бескорыстие и доброта бабушки» (гл.2), «Молитвы и рассказы бабушки», «Бабушка в сцене пожара» (гл.4), «Пляска бабушки» (гл.З); исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы разных авторов | Ответить на вопросы: в чем смысл бабушкиного «все хорошо»? Что это - «слава богу, что мы пока живы»? В чем вы видите источник веры писателя в «возрождение наше к жизни светлой, человеческой»? |
|
| ||||||||||
Формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка | Литературный портрет. Речевая характеристика | ||||||||||||||||||||||
47 | Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство» | 1 | Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя | Урок развития речи. |
|
|
| Литературный портрет. Речевая характеристика. |
| Исследовательская: анализ эпизода «Пожар» (с сопоставлением поведения героев во время бедствия) | Письменная работа по анализу эпизода «Пожар» |
|
| ||||||||||
48 | «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». | 1 | Подвиг во имя людей. Готовность на самопожертвование. Поэтичность языка (сравнение, метафора, эпитет, гипербола) | Комбинированный |
|
|
| Пейзаж как средство характеристики | Иллюстрации Д. Буторина к «Данко», художников Палех | Рецептивная: чтение легенды; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование; исследовательская: определение сходства сюжета библейской истории о Моисее и легенды о Данко, анализ текста | Устное словесное рисование (или собственная иллюстрация) «Памятник горьковскому герою». Ответить на вопросы: в чем сходство и отличие сюжета библейской истории и легенды о Данко? Проследить по тексту, как соединяется в единое целое тема гибели «гордого смельчака Данко» и поведения людей, ступивших на свободную землю. |
|
| ||||||||||
Романтизм, | |||||||||||||||||||||||
49 | В.В. Маяковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | 1 | Слово о поэте. Особенности стиля Маяковского как художника и поэта. Роль фантастических картин. Метафора как основа сюжета стихотворения. Яркость и динамизм образов | Комбинированный | Формирование коммуникатичвной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстникамми; | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих мыслей, чувств и потребностей. | Умение анализирован литературное произведение, выразительное чтение произведения, | Лирика, сюжет и композиция | Рисунки Д. Бурлюка и В. Маяковского MP3 | Рецептивная: чтение статьи о поэте, чтение стихотворения; продуктивная, творческая: устное словесное рисование сюжетной картины стихотворения (как выглядят Поэт и Солнце во время чаепития?); поисковая: сопоставление содержания с рисунками Д. Бурлюка и В. Маяковского, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ стихотворения | Тест на знание содержания стихотворения «Необычное приключение». Составить таблицу «Лексический анализ стихотворения» (разговорная лексика, просторечия, неологизмы, слова, употребленные в переносном значении). Ответить на вопросы: чем интересен поэтический словарь Маяковского? Как поэту удается совместить шутку, игру, «житейское правдоподобие» и поэтическую фантазию? |
|
| ||||||||||
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное, бережное отношение к окружиющей среде и окружающим людям |
| ||||||||||||||||||||||
| Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры | ||||||||||||||||||||||
| Определение в произвдведении элементов сюжета, композиции, изобразительных выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии | ||||||||||||||||||||||
50 | В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». | 1 | Понятие о лирическом герое. Сложность внутреннего мира, гуманизм лирического героя и сочувствие его ко всему живому | Комбинированный |
|
|
| лирика | MP3 | Продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворения, работа над языком произведения (сравнение, метафора, просторечия, неточная рифма, звукозапись...), устное словесное рисование | Мини-сочинение по начальной фразе: «Мне нравятся (не нравятся) стихи В.В. Маяковского, потому что...» |
|
| ||||||||||
51 | Л.Н. Андреев «Кусака». | 1 | Слово о писателе. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения | Урок внеклассного чтения. | Формирование коммуникатичвной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстникамми; | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих мыслей, чувств и потребностей. | Умение анализирован литературное произведение, выразительное чтение произведения, | Рассказ как жанр, сюжет |
| Рецептивная: чтение очерка о писателе «Люди и книги», выборочное чтение рассказа; репродуктивная: ответы на вопросы по осмыслению сюжета, идейному содержанию, выборочный пересказ на тему «История Кусаки»; продуктивная, | Составление цитатного плана произведения |
|
| ||||||||||
52 | А. Платонов «Юшка». | 1 | Слово о писателе. Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека | Комбинированный | Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное, бережное отношение к окружиющей среде и окружающим людям | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих мыслей, чувств и потребностей. | Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры | Тема, идея, композиция. | MP3 | Рецептивная: чтение диалогов Юшки с детьми и взрослыми; репродуктивная: рассказ о Юшке, близкий к тексту, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: рассуждение «Ситуации в моей жизни, вызывающие сострадание»; поисковая: комментированное чтение; исследовательская: анализ текста | Тест по рассказу «Юшка» (с вариантами ответов). Ответить на вопрос: как писатель объясняет несправедливое и грубое отношение взрослых к Юшке? Что общего между горьковским Данко и Юшкой? |
|
| ||||||||||
Определение в произвдведении элементов сюжета, композиции, изобразительных выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии | |||||||||||||||||||||||
53 | . А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». | 1 | Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А. Платонова | Урок внеклассного чтения |
|
|
| Тема, идея, композиция, элементы сюжета |
| Рецептивная: выборочное чтение (портрет старого машиниста, рассказ помощника машиниста о наблюдательности Мальцева, последняя часть рассказа); репродуктивная: близкий к тексту пересказ «Юшка наедине с природой», художественный пересказ «Дети и Юшка»; ответы на вопросы учебника; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование; исследовательская: сравнительный анализ героев произведений А.Платонова | Самостоятельная работа: объяснить название рассказа (письменно). Ответить на вопросы: с какой целью писатель ввел в рассказ фигуру следователя? В каком отношении находятся мир людей и мир природы в рассказе? В ком находит поддержку и единственную опору в противостоянии стихийным и враждебным силам «прекрасный и яростный мир» и человек Платонова? |
|
| ||||||||||
54 | Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | 1 | Подготовка к сочинению-рассуждению на основе изученного произведения одного из писателей: М. Горького, В. Маяковского, Л. Андреева, А. Платонова | Урок развития речи. |
|
|
|
|
| Продуктивная, творческая: сочинение-рассуждение; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы | Письменная работа (сочинение) |
|
| ||||||||||
55 | Час мужества | 1 | Интервью как жанр публицистики. Сведения о поэтах: А. Ахматовой, К. Симонове, А. Суркове и др. | Урок внеклассного чтения. | Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих мыслей, чувств и потребностей. | Понимание русского слова в его эстетической функции | Тема, мотив |
| Рецептивная: чтение интервью, составление плана по ходу чтения; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений о войне с комментированием | Выразительно читать одно из стихотворений о Великой Отечественной войне (конкурс чтецов «Стихи о войне») |
|
| ||||||||||
Лирика поэтов 20 века о ВОВ | |||||||||||||||||||||||
56 | Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». | 1 | Слово о писателе. Любовь автора ко всему живому. Логика истории и развития связей природы и человека. Понятие о литературной традиции | комбинированный | Форм ирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях. | Смысловое чтение, умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать материал, устанавливать причинно-следственные связи | Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры | Тема, идея, композиция |
| Рецептивная: чтение статьи в учебнике, чтение рассказа; репродуктивная: ответы на вопросы по осмыслению идейно-тематического содержания рассказа, пересказ рассказа от лица Рыжухи; продуктивная, творческая: комментированное чтение концовки рассказа | Ответить на вопрос: «Какие раздумья вызвал у вас рассказ?» Составить план рассказа |
|
| ||||||||||
Определение в произвдведении элементов сюжета, композиции, изобразительных выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии | |||||||||||||||||||||||
57 | Е.И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа | 1 | Слово о писателе. Автобиографический рассказ «Кукла». Протест против равнодушия. Красота родной природы в рассказе. Мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни. Лаконизм рассказа |
| Форм ирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях.Осознание морального сознания и компетентности в решении моральных проблем | Смысловое чтение, умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать материал, устанавливать причинно-следственные связи | Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры | Тема, идея, композиция, сюжет |
| Рецептивная: чтение описания пейзажа; репродуктивная: слово о писателе, выборочный пересказ, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: чтение по ролям, составление характеристики героя; исследовательская : сравнение рассказа Е. Носова «Кукла» со стихотворением К. Случевского «Кукла» | Тест по рассказам Е.И. Носова «Кукла». Ответить на вопросы: как можно объяснить различные названия произведения: «Кукла», «Акимыч»; какое из них кажется вам наиболее удачным? |
|
| ||||||||||
Определение в произвдведении элементов сюжета, композиции, изобразительных выразительных | |||||||||||||||||||||||
58 | . «Не дать погаснуть живому огню...» (по рассказу «Живое пламя» Е.И. Носова) | 1 | Осознание огромной радости прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. Мотив памяти в рассказе «Живое пламя» | Урок внеклассного чтения |
|
|
| Тема, идея, композиция, сюжет |
| Рецептивная: чтение и восприятие текста рассказа; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование (описание маков); исследовательская: анализ текста | Ответить на вопросы: сумел ли Е.Носов на страницах небольшого рассказа показать жестокость войны? Почему образ маков является в рассказе ключевым? В чем, по-вашему, основная идея рассказа? |
|
| ||||||||||
59 | Ю.П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки | 1 | Слово о писателе. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе | комбинированный | Освоение социальныъ норм, правил поведения, ролей и форм жизни в группах и сообществах | Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Умение анализирован литературное произведение, определение элементов сюжета. | Тема, идея, композиция, сюжет |
| Репродуктивная : слово о писателе, пересказ событий рассказа от лица героев (Володи и Яшки); продуктивная, творческая: словесное рисование (описание утра), чтение диалога по ролям; исследовательская : анализ диалогов мальчиков и пейзажа в рассказе | Составить: цитатный план своего рассказа о мальчиках или тест по рассказу «Тихое утро» (по выбору) |
|
| ||||||||||
60 | Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе | 1 | Произведения В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого и др. Единство человека и природы. | Урок внеклассного чтения. | Развитие эститеческого сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности | Умение осознанно использоать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих мыслей | Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. | Лирика, лирический герой | Музыка: «Времена года» П.И. Чайковского. ИЗО: репродукции картин И.И.Шишкина, И.И.Левитана, А.К. Саврасова и др.: | Рецептивная: чтение отрывка из статьи К.Г. Паустовского «Заметки о живописи»; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений о природе (конкурс чтецов) « | Выразительное чтение стихотворений наизусть |
|
| ||||||||||
61 | А. Т. Твардовский.. Философские проблемы в лирике Твардовского. | 1 | Слово о поэте. Развитие понятия о лирическом герое. | комбинированный | Эстетического характера. | Чувств и потребностей |
| Лирика, лирический герой | MP3 | Репродуктивная : слово о писателе, пересказ событий стихотворения от лица лирических героев;продуктивная, творческая: устное словесное рисование (описание маков); исследовательская: анализ текста | Выразительное чтение стихотворений наизусть. Подготовить рассказ с пользованием лексики А.Т. Твардовского и ассоциативной лексики |
|
| ||||||||||
62 | Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи | 1 | Слово об ученом, публицисте. Публицистика, мемуары как жанр литературы | комбинированный |
|
|
| публицистика |
| Репродуктивная: работа по главам (составление тезисов), составление плана статьи об ученом, пересказ; продуктивная, творческая: выразительное чтение глав «Молодость - это вся жизнь», «Учиться говорить и писать»; поисковая: комментирование художественного текста.. | Подготовить сообщение на тему «Искусство моего родного края», использовать советы автора из главы «Учиться говорить и писать» |
|
| ||||||||||
63 | Смех Михаила Зощенко (по рассказу «Беда») | 1 | Слово о писателе. Смешное и грустное в рассказе «Беда». «Сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М. Горький) | Комбинрированный | Развитие эститеческого сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности | Умение осознанно использоать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих мыслей | Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. | юмор | MP3 | Репродуктивная: пересказ с сохранением авторского стиля; продуктивная, творческая: чтение по ролям, сообщение о писателе | Отзыв на рассказ |
|
| ||||||||||
литература народов России - 1 час |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
64 | Расул Гамзатов . Тема родины в творчестве поэта | 1 | Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта | комбинированный | Развитие эститеческого сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности | Умение осознанно использоать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих мыслей | Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. | лирика | MP3 | Продуктивная, творческая: сообщение о поэте, выразительное чтение стихотворений; исследовательская: анализ текста | Развернутый ответ на вопрос: как вы понимаете следующие строки: «Границы отчизны - не лес, не поля. Граница отчизны - граница покоя»? |
|
| ||||||||||
Зарубежная литература - 6 часов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
65 | Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность». | 1 | Слово о поэте. Народнопоэтическая основа и своеобразие лирики Бернса. Грустный и шутливый характер произведения | комбинированный | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровлю развития науки и общественно практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира | Формирование и развитие компетентности в области использования информационных технологий; | Приобщение к духовно-нравственным ценностям мировой литературы и культуры, | Лирика, темы, мотивы лирики |
| Рецептивная: чтение статьи учебника о Р.Бернсе, репродуктивная: пересказ статьи о поэте по составленному плану; продуктивная, творческая: выразительное чтение произведения; поисковая: подбор пословиц, отражающих идею каждого куплета, комментирование по строфам; исследовательская : анализ стихотворения | Ответить на вопросы: как вы понимаете слова Р.Бернса: «Душа человека - его королевство»? Почему многие песни Р.Бернса считаются народными? Какие русские афоризмы совпадают по мысли с афоризмами Р. Бернса? Найти художественно-изобразительные средства языка, отражающие идейный смысл стихотворения: метафоры, антитезу |
|
| ||||||||||
Планирование и регуляция своей деятельности, | Понимание образной природы литераты как явления словесного искусство, эстетическое восприятие литературы, формирование эстетического вкуса. | ||||||||||||||||||||||
Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью |
| ||||||||||||||||||||||
66 | Дж. Г. Байрон Судьба и творчество поэта | 1 | Слово о поэте. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!». Героические мотивы лирики Д.Г. Байрона. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины | комбинированный | Формирование эстетичского сознания через освоение художественного насления мира, творческой деятельности эстетического характера |
|
| Лирика, темы, мотивы лирики, лирический герой | Репродукции библейских сюжетов, «Поклонение волхвов» Рубенса MP3 | Продуктивная, творческая: слово о поэте, выразительное чтение стихотворения; исследовательская: анализ текста стихотворения, сопоставление лирического героя Байрона с героями русской литературы, которые будут жить «в песнях родины святой» |
|
|
| ||||||||||
67 | О. Генри «Дары волхвов». | 1 | Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе. Поэтический гимн благородству и любви. Смешное и возвышенное в рассказе | Комбиинированный |
|
|
| Сюжет, элементы сюжета |
| Репродуктивная: пересказ от лица героев; продуктивная, творческая: слово о писателе, чтение по ролям, инсценирование отдельных эпизодов |
|
|
| ||||||||||
68 | Р.Д. Брэдбери «Каникулы». | 1 | Слово о писателе. Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле | комбинированный |
|
|
| Сюжет, элементы сюжета |
| Рецептивная: чтение рассказа; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: слово о писателе, устное словесное рисование картины мира, из которого ушли люди «Мир без людей», «Тридцатилетние каникулы»; поисковая: «раскрашивание и озвучивание» иллюстраций учебника; исследовательская анализ текста |
|
|
| ||||||||||
69 | Японские хокку (хайку.) | 1 | Особенности жанра. |
|
|
|
|
|
| Урок-практикум. |
|
|
| ||||||||||
70 | Урок итогового контроля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|