7


  • Учителю
  • Ясноликая хохлома. (Обучение сочинению-описанию действия) (VI класс)

Ясноликая хохлома. (Обучение сочинению-описанию действия) (VI класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Ясноликая хохлома.

(обучение сочинению-описанию действия)

(VI класс)

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

В. Боков


Оборудование урока:

  • Выставка изделий с хохломской росписью; рисунки ребят

  • Репродукция картины художницы Инны Алексеевны Широковой «Хохлома»

  • Музыкальное оформление (русские народные песни)

Цели урока:

  1. Знакомство с народным промыслом - хохломой.

  2. Приобщение к народной культуре.

  3. Подготовка к сочинению- описанию действий.

План урока:

  1. Вводное слово учителя

  2. Словарная работа

  3. Легенды о происхождении Хохломы

  4. Определение лексического слова «Хохлома»

  5. Заочная экскурсия на фабрику «Хохломской художник»

  6. Самарский пересказ Т.П. Емельяновой

  7. Роспись. Орнамент. Игра «Четвёртый лишний»

  8. Описание узоров на представленных изделиях

  9. Составление плана будущего сочинения

  10. Работа над зачином сочинения

  11. Работа над концовкой сочинения

  12. Д.З. Написание сочинения-описания действия.



Ход урока:

Сегодня на уроке мы будем говорить о Хохломе. Цель нашего занятия хорошо отражена в эпиграфе.(Поближе познакомиться с этим народным промыслом, в итоге описать одно из действий, которое совершается при появлении готового предмета).


Рассмотрим изделия с хохломской росписью, обратимся к стенду с фотографиями, открытками, рисунками, сделанными на ИЗО.

- Каково назначение изделий?

Ассортимент предметов хохломы разнообразен.


Словарная работа

Братина - сосуд, похожий по форме на вазу.

Поставок - сосуд цилиндрической формы с крышкой.

Ендова - праздничный сосуд с носиком-сливом.

Утица-солонка - чашечка с головой и хвостиком уточки.


- По материалу, тематике росписей определим, в какой стороне (средняя полоса) родились эти изделия, почему не мог возникнуть этот промысел в горах, нр. Кавказа, на берегах Средиземного моря, Ледовитого океана…


- Составление предложений в соответствии со схемой:

О: о,о,о,о,о,о.о..:

Разнообразен перечень хохломской токарной посуды: чашки, бочата…

(миски, ложки, ковшики, солонки, поставцы…)

В последнее время выпускают изделия новых форм: комплекты для компота, ухи, ягод, блинов, мёда… (сахарницы, вазы, подносы, разделочные доски, декоративные блюда…)

Появились даже предметы мебели:… (полки, детские стульчики и столики…)

Выпускают женские украшения:.. (броши, заколки, бусы, браслеты)


Откуда же появилось это хохломское искусство? Об этом нам поведают легенды.

- Какая из легенд больше поразила, что здесь правда, а что опоэтизировано художественным воображением, почему в легенде использовании образ Жар-птицы, а не какого-либо другого животного?

Рассказывают, будто поселился давным-давно за Волгой весёлый мужик - умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забыл насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он её угостил. И вдруг Жар-птица прикоснулась своим крылом к чашке, и чашка стала золотой.


Это, конечно, легенда, сказка. Но сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Не оттуда ли, не из сказки ли появилась удивительная, сказочная красота?


Ещё легенда:

В давние времена в Москве жил талантливый мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но ещё больше любил он свободу. И однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим прежним ремеслом.

Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нём отразилась красота родной природы. И стал он рисовать пышные, яркие цветы и тоненькие веточки. Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле.

Стали люди приезжать да любоваться этой красотой. Избы рубили да селились рядом. Слава о мастере дошла и до государя. Приказал он отряду стрельцов найти v беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких ног.

Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл им секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба художника. А самого художника, как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но сохранилось его удивительное мастерство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Знать кисть у художника была необычной - она была из солнечных лучей.

  • Продолжим знакомство с художественным промыслом хохломы.

Перед вами тексты об истории хохломской росписи.

  • Как возник промысел, в чём тайна появления золота на изделиях?

  • Определим на основе текстов лексическое значение слова Хохлома.

Вывод: слово Хохлома /хохлома имеет три значения:

  1. название села;

  2. название художественного промысла;

  3. название изделия, выполненного мастерами художественного промысла.

  1. Хохлома - старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. г~ Вместе с его историей уходит в далёкое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи.

Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Ещё при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (значит, ухоженное, расчищенное для пашни место). В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы... Уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золочёной посуды...

(Жегалова С.К. Русская народная живопись. - М., 1984. - с. 154.)


  1. Родина искусства хохломы - лесное Заволжье. По берегам реки Керженец и Узола издавна жили умелые мастера. Они изготовляли деревянную расписную посуду. (Вишневская В.М. Хохлома. - Л., 1969. - с.З)

  2. Хохлома - это крупнейшее торговое село, откуда поставляли золотую расписную деревянную посуду на ярмарки. Со временем и сами изделия, выполненные с помощью оригинальной техники окраски, характерной лишь для этих мест, стали именоваться хохломой. (Там же)


Работа по подготовке к созданию

сочинения - описания действий.


- Совершим заочную экскурсию на фабрику «Хохломской художник».

Цель - узнать, как рождаются хохломские изделия.

С какого цеха: токарного, столярного, механического, художественного или отделочного - следует начать экскурсию?

В токарном цехе запах свежей древесины (липы, сосны).

Лежат груды брусков , готовых для дальнейшей их обработки в столярном цехе.

Затем заготовки поступают в механический цех, где они обстругиваются, заглаживаются, просверливаются пазы для будущих соединений деталей. Неокрашенные полуфабрикаты деревянных изделий ( их называют бельём) поступают в отделочный цех. В отделочном цехе деревянные формы пропитываются олифой, льняным маслом, покрываются сырой глиной. Здесь же после просушки изделия покрывают «серебряным» алюминиевым порошком. Когда-то применяли олово и даже настоящее серебро.

Из отделочного цеха изделия поступают в художественный цех. Здесь-то и совершается таинство творчества, а изделие превращается в произведение декоративно- прикладного искусства. Из-под кончиков кисти появляются дивные узоры: цветы, гибкие стебельки и веточки, сладкие ягоды и плоды, сказочные птицы, быстрые кони.

После того как художник украсит изделие орнаментом, на изделие наносится лак. Дальше следует закалка в печи. Под влиянием высокой температуры (от 270° до 300°) плёнка лака, покрывающего роспись, темнеет и приобретает тёплый янтарный оттенок, а поверхность, покрытая серебряным алюминиевым порошком, становится похожей на золотую.

Тысячи изделий создаются и расписываются на фабрике, и каждое отличается своей неповторимостью, красотой. Пить и есть из такой посуды - одно удовольствие, а от расписной хохломской ложки без еды сыт будешь.


- Повторим последовательность изготовления изделий хохломы. Нужно соотнести пункты плана в соответствии с очерёдностью операции.


1. Обжиг. 2. . Подготовка к росписи. 3 Пропитка олифой, льняным маслом.

4. Роспись. 5.Покрытйе лаком. 6. Заготовка белья. 7.Лужение (покрытие полудой - «серебряным порошком»)

ОТВЕТ: 6, 2, 3, 7, 4, 5, 1.

Или:

Выявить нарушение в обозначении последовательности работы над изделием.


Вырезать / выточить; покрыть жидкой глиной; пропитать олифой, льняным маслом; прошпаклевать; расписать; покрыть алюминиевым порошком; покрыть лаком; закалить в печи при высокой температуре.

Подготовку к созданию текста-описания продолжим, обратившись к следующему тексту. Определим, какое действие описывается в данном тексте, восхитимся изобретательностью мастеров хохломского промысла.


Задание: (самарский пересказ текста)

1. повторим композицию текста-описания;

  1. выделим структурные части данного материала.

  2. определим последовательность действий в процессе золочения изделия.

  3. назовём глаголы, называющие действия мастеров, отглагольные существительные, включающие в своё лексическое значение название дествия.

  4. подберём заголовок.

  5. попробуем пересказать текст.


Получить эффект золота на дереве не так-то просто. Некрашеные изделия грунтуют, покрывают олифой, натирают алюминиевым порошком. В прошлом использовали оловянный, реже дорогой серебряный порошок. Посеребрённую таким образом посуду расписывают стойкими к высокой температуре масляными красками. Потом её лакируют и закаляют в печи. От нагрева лак желтеет, а серебро становится похожим на золото. Яркость колорита смягчается, роспись оказывается написанной на ровном золотистом фоне.

Так создаётся впечатление драгоценности изделия. А оно и на самом деле драгоценное, потому что стало произведение искусства.

(По Т.П. Емельяновой)

Внимательно рассмотрим одну из сложнейших (а потому самых интересных) творческих операций при создании изделия декоративно - прикладного искусства любого вида и жанра - роспись.

Выясним, какую смысловую нагрузку несут предметы изображения и сами цвета.


  • Изображение цветущей природы, плодоношения символизирует полноту жизни, единение с природой.

  • Образы птиц и коней олицетворяют близость к добрым космическим силам.

  • Золотистый цвет - цвет солнечных лучей, символ света.

  • Красный цвет символизирует огонь, любовь, жизнь.

  • Чёрный цвет - цвет торжественности, на фоне особенно ярко выделяются все остальные цвета.


Орнамент ?


Игра «Четвёртый лишний»

  • Что не изображается в узорах хохломы? Почему? (Листок берёзы, липы, пальмы, осины. Плоды яблони, сливы, малины, смородины).

  • Цвет какого тона отсутствует в росписи? (Красный, золотистый, синий, чёрный).

  • Какая операция не выполняется мастерами промысла? (Нанесение золотой пыли, пропитка льняным маслом, грунтовка жидкой глиной, покрытие лаком).


Творческое задание.

Описать узор на представленных изделиях. ^ .

Нр.: -

  1. Вот ковш-утица с навесными ковшиками, ковш снаружи и изнутри расписан узорами ветвей лесной яблоньки. Висят на ней маленькие румяные яблочки, ветви украшены золотистыми цветками звёздочками.

  2. На солонке мастер создал рисунок из четырёх стеблей. Мощные растительные побеги гнутся под тяжестью великолепных крупных яблок. Рядом яблоки земляники, малины, светлые цветочки с пятью лепестками. Узорная листва украшена мягкими завитками травы.

  3. На дне блюда мастер написал розетку с линиями, которые расходятся от центра подобно солнечным лучам. Стебли и листья изображены склонёнными под порывом ветра. Тончайшие стебельки и веточки исполнены чёрной краской.

  4. На одной из братин крупными мазками написан красный цветок. На золотистом фоне свободно раскинулись его листья. Мы вспоминаем сказочный цветок счастья, который распускается только в ночь на Ивана Куполу.


Определим собственные действия как авторов, создающих текст,- описание действий, например по теме «Великолепное узорочье хохломы»

  1. Выберем, какую из операций при изготовлении хохломской посуды будем описывать. Наверное, ту, которую можно хотя бы отчасти повторить в условиях занятия. Это роспись. Заметим, что в прошлом весь процесс создания изделия мужчины брали на себя, в том числе и роспись, а женщинам и детям позволяли лишь дополнять узор завершающими росчерками травинок, жилок на листочках, точками тычинок и пестиков.

  2. Составим план будущего сочинения. Используем данные заголовки.


Что за чудо хохлома!

Огненные травы. j

Кисть из солнечных лучей. / Волшебная кисточка. / Лёгкая и быстрая кисть мастера.

Роспись по золотому фону./ Роспись золотыми травами и цветами.

Пламенные краски./ Золотисто-красный колорит./ Сверкающие краски. /Тайна золотистого сияния.

4Хохлома рождается в огне. s

А теперь можно на выставку!

Добрым людям на загляденье.


  1. Сконструируем предложение типа «... - это что?»

Хохлома - это... (часть культуры родной земли; проявление народного духа; красота нашей земли; искусство русского народа, гордость нашего края)


  1. Выберем один из вариантов зачина в сочинении. Придумаем свои.

  1. За красочность, яркость, оригинальность, за всё то, что радует глаз, отчего светлеет на душе, полюбилась народу праздничная хохлома. Вот и я залюбовался... и решил попробовать...

  2. Был дождливый осенний день, когда мы приехали к бабушке и дедушке. Они принялись угощать нас разными кушаньями. Мне дали на маленьком блюдечке свежего мёду. Он ещё не затвердел, и сквозь прозрачное лакомство видны были золотые травки, красные малинки, белые цветочки. Вот эту красоту я и хочу сейчас нарисовать, а потом описать словами.


  1. Определим, какой по содержанию может быть концовка сочинения. Можно рассказать, что искусство хохлома завоевало всеобщее признание, что мастера участвуют в художественных выставках, в том числе и за рубежом, что росписи надо учиться... Можно выразить свою заинтересованность в продолжении изучения хохломского промысла, готовность к созданию собственных эскизов росписи изделий в стиле хохломы.


Творческая работа по выбору.


  1. Сочинение -.описание действий «Великолепное узорочье хохломы»

Сочинение -.описание действий «Как добиваются получения золотистого цвета без

применения золота»

Сочинение - описание любого другого действия, производимого мастером хохломского художественного промысла.


  1. Выставка рисунков и сочинений, посвящённых хохломе



Приложение 1.

Дидактический материал к уроку:


  1. Хохлома - старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далёкое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи.

Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Ещё при Иване Г розном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (значит, ухоженное, расчищенное для пашни место). В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы... Уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золочёной посуды...

(Жегалова С.К. Русская народная живопись. - М., 1984. - с. 154.)


  1. Родина искусства хохломы - лесное Заволжье. По берегам реки Керженец и У зола издавна жили умелые мастера. Они изготовляли деревянную расписную посуду. (Вишневская В.М. Хохлома. - Л., 1969. - с.З)

  2. Хохлома - это крупнейшее торговое село, откуда поставляли золотую расписную деревянную посуду на ярмарки. Со временем и сами изделия, выполненные с помощью оригинальной техники окраски, характерной лишь для этих мест, стали именоваться хохломой. (Там же)


  1. Обжиг. 2. Подготовка к росписи. 3. Пропитка олифой, льняным маслом. 4. Роспись. 5.Покрытие лаком 6.Заготовка белья, 7. Лужение (покрытие полудой - «серебряным порошком»)

Вырезать / выточить; покрыть жидкой глиной; пропитать олифой, льняным маслом; прошпаклевать; расписать; покрыть алюминиевым порошком; покрыть лаком; закалить в печи при высокой температуре.


Получить эффект золота на дереве не так-то просто. Некрашеные изделия грунтуют, покрывают олифой, натирают алюминиевым порошком. В прошлом использовали оловянный, реже дорогой серебряный порошок. Посеребрённую таким образом посуду расписывают стойкими к высокой температуре масляными красками. Потом её лакируют и закаляют в печи. От нагрева лак желтеет, а серебро становится похожим на золото. Яркость колорита смягчается, роспись оказывается написанной на ровном золотистом фоне.

Так создаётся впечатление драгоценности изделия. А оно и на самом деле драгоценное, потому что стало произведение искусства.

(По Т.П. Емельяновой)

План:

Что за чудо хохлома!

Огненные травы.

Кисть из солнечных лучей. / Волшебная кисточка. / Лёгкая и быстрая кисть мастера. Роспись по золотому фону./ Роспись золотыми травами и цветами.

Пламенные краски./ Золотисто-красный колорит./ Сверкающие краски. / Тайна золотистого сияния.

Хохлома рождается в огне.

А теперь можно на выставку!

Добрым людям на загляденье.

I. - Составление предложений в соответствии со схемой:

О: о, о, о, о, о, о...:

Разнообразен перечень хохломской токарной посуды: чашки, бочата...

(миски, ложки, ковшики, солонки, поставцы...)

В последнее время выпускают изделия новых форм: комплекты для компота, ухи, ягод, блинов, мёда... (сахарницы, вазы, подносы, разделочные доски, декоративные блюда...)

Появились даже предметы мебели: ...(полки, детские стульчики и столики...) Выпускаются и женские украшения: ...(броши, заколки, бусы, браслеты)



  • Грунтуют

  • олифой

  • алюминиевый порошок

  • в прошлом

  • стойкие краски

  • лакируют

  • закаляют


  • драгоценность изделия

  • произведение искусства



Братина

Поставок

Ендова

Утица -

%

солонка


Как за Волгой яр хмель

Над кусточком

вьётся.

Перевился яр хмель

На нашу сторонку. Как нa нашей сторонке

Житьё пребогато: Серебряные листья, Цветы золотые.




Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива, Ты, как и люди, служишь Отчизне! (В. Боков)




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал