- Учителю
- Сценарий дня Славянской письменности и культуры
Сценарий дня Славянской письменности и культуры
Просветившие землю славянскую.
Цель: создание условий для духовно - нравственного воспитания учащихся через изучение истории возникновения славянской письменности.
Задачи:
-
Развитие познавательной активности учащихся через знакомство с историческими личностями Кирилла и Мефодия и историей возникновения славянской письменности.
-
Воспитание духовно - нравственных основ на исторических фактах.
Оборудование: элементы оформления зала, компьютер, мультимедийная установка, презентация, диск духовные песни «Русский крест»
Действующие лица:
Учитель сына императора.
Придворный.
Константин.
Бабушка (ведущая).
Внуки:
Анатолий
Инна
Анна
В глубине сцены стоит стол, покрытый нарядной скатертью. За столом сидит Бабушка с внуками, они беседуют.
Звучит мелодичная, негромкая музыка «Россия».
Бабушка:
Весна открывает череду самых светлых и прекрасных праздников: Благовещение, Пасха, День Победы. В чудесный хоровод вплетаются поэтические Дни славянской письменности и культуры, соединенные с праздником русского языка. Начинается этот праздник 24 мая - в день памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Это два брата, два святых монаха, научившие наших предков - древних славян - письменности. Братья родились в Фессалониках.
Одного из братьев звали Константином, но в монастыре он получил новое имя -Кирилл.
Звучит музыка « Земля».
На сцену выходят Учитель императорского сына и Придворный.
Учитель (в руках у него книга; обращаясь к Придворному)
Я отрока ищу.
Он должен быть умен
И благородным сердцем одарен.
Пригож собою и душою нежен,
Послушен и в учении прилежен.
Пусть будет он помощником усердным
Мне в воспитанье императорского сына.
Его наперсником, сердечным другом верным.
Где отрока такого мне найти?
Придворный
Есть у меня ребенок на примете,
В мою семью уже давно он вхож,
Талантлив он, и весел, и пригож.
Его все любят - взрослые и дети.
И очень дружит с ним мой младший сын.
Учитель
Как отрок сей зовется?
Придворный
Константин!
Учитель
Хотелось на него бы мне взглянуть.
Придворный
Ну что ж! Гонца за ним сейчас отправлю в путь.
Сердечно услужить вам буду рад.
Приедет скоро Константин в Царьград!
Придворный и Учитель уходят. Звучит негромкая музыка «Потерпи».
Бабушка. Так отрок Константин оказался в византийской столице - городе Царьграде.
Красив Царьград! Сияют храмы
В цветущей зелени садов
Таинственно журча фонтаны.
Сверкает золото крестов.
Венчают площади скульптуры
Героев древних и бойцов.
Прекрасная архитектура
Высоких мраморных дворцов!
Звучит музыка «Господи, я любви Твоей прошу». На сцену выходит Константин.
Константин
Бродить по улицам Царьграда
Средь белокаменных дворцов.
Цветных мозаик, изразцов -
Для сердца светлая отрада!
Но слышится все чаще мне
Чудесный голос в тишине,
Словно божественная лира
Зовет меня уйти от мира,
Жить в небольшом монастыре
В трудах и долгих размышлениях,
Молиться Богу на заре.
Дни проводя в уединенье.
Звучит негромкая музыка «Когда порой». Константин уходит.
Бабушка. С некоторых пор юного Константина стали тяготить жизнь в городе, частые посещения императорского дворца, многолюдные собрания. Он решился уехать в далекий монастырь на горе Олимп к своему старшему брату Мефодию.
Анатолий. Да! Я знаю, что Мефодий был военным, но не простым, а облеченным большой властью - он управлял целой областью. Но жизнь в миру тяготила его. Мефодий оставил свой высокий пост, принял монашество и стал жить в маленьком монастыре на горе Олимп.
Бабушка. Правильно, Толя! Но что же произошло дальше?
Инна. Прежде чем уехать в монастырь к брату Мефодию. Константин решил помолиться в храме Святой Софии в Царьграде.
(Читает стихотворение.)
Святая София
Святая София! Открой
Премудрость Божию нам!
Небесною красотой
Сияет твой дивный храм.
Среди мозаичных плит
Дух Божий царит незримо.
И синий кобальт горит
На крыльях святых серафимов.
И сквозь аркады окон
Ручьями льются лучи.
Открой нам любви закон
И мудрое научи!
Звучит музыка «Господи, я любви Твоей прошу».
Бабушка. С тех пор Константин и Мефодий стали жить в небольшом бедном монастыре, в тихом уединении и молитвах.
Анна (читает стихотворение)
В монастыре
Тихо тлеет огонек лампады,
Дремлет тишина в монастыре.
Только слышно, как звенят цикады
В зарослях колючих на горе.
Хорошо навек уединиться
Средь седых и величавых гор,
Размышлять о Боге и молиться,
И смотреть в сияющий простор.
Звучит музыка «Свеча».
Анатолий. Прошло немного времени, и в 862 году византийский император попросил братьев отправиться в путь, на этот раз в славянскую страну Моравию, к князю Ростиславу, чтобы принести этому народу свет истины.
Анна. Братья и пять их верных учеников приступили к созданию славянской азбуки. Все получалось у них легко, словно само собой. Азбука складывалась, как мозаичная картина, и наконец Константин написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна: В начале было Слово.
Теперь славянские народы получили письменность и могли прочесть Святое Евангелие.
(Читает стихотворение.) на фоне музыки «Свеча»
Помолившись Богу поутру.
Наклонился над листом святой.
Буквы подносил к его перу
Лучезарный ангел золотой.
И ложилась букв славянских вязь.
И строка бежала за строкой,
Книгою великой становясь,
Посланной Всевышнею рукой.
И казалось, блеск небесных звезд
Эта книга бережно хранит,
И казалось, Сам Иисус Христос
По-славянски с нами говорит!
Первые славянские книги были рукописными, создавали их в тиши святых обителей монахи. Они старательно выписывали каждую буковку. Заглавные буквы писали красными чернилами. Книги переплетали в кожу и богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями.
(Читает стихотворение.)
Старинные книги
Искусно предки книги украшали
Камнями, позолотой и эмалью.
И. словно драгоценные венцы,
Евангелия старинные сияли.
В обителях послушники-писцы
Старательно умелою рукой
Строку вели усердно за строкой.
Письма славянского узорчатая вязь
Орнаментом цветочным оплелась,
А силуэты лесных зверей и птиц
Цветами, травами и стеблями вились.
Бабушка.
По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Братьев Кирилла и Мефодия после смерти Православная Церковь почитает как равноапостольных святых и считает их учителями Славянскими.
Звучит гимн Кириллу и Мефодию.