7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала













Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по предмету «Дитература»

в 6 «А» классе



Абдувалиевой Халиды Фаизовны,

учителя высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №25»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан





























2016 -2017 учебный год









Пояснительная записка

Учебная программа разработана на основе:

1. Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Закона «Об образовании в РТ» № 68- ЗРТ от 22.07.2013 года;

3. Приказа Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

4. Основной образовательной программы основного общего образования на 2015-2020 учебные годы МБОУ «Гимназия № 25» НМР РТ;

5. Учебного плана МБОУ «Гимназия № 25» НМР РТ на 2016-2017 учебный год;

6. Положения о рабочей программе педагога МБОУ «Гимназия № 25» НМР РТ.



Для реализации данной программы используется линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации» и включен в Перечень учебников, рекомендованных для использования в образовательных учреждениях РФ на 2016-2017 гг. и соответствующих требованиям ФГОС.

Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы (Базовый уровень) /автор-соcтавитель В.Я.Коровина и учебника для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Настоящая программа рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов в год) и является программой базового уровня обучения. Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в 2016-2017 учебном году.

В данной рабочей программе также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Цели обучения:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

2.Общая характеристика учебного предмета

С учётом рекомендаций, изложенных в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования», в программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Ученик постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте.

В 6 классе формируются представления о специфике литературы как искусстве слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения - от метафоры до композиции.



В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:

• Устное народное творчество.

• Древнерусская литература.

• Русская литература XVIII века.

• Русская литература XIX века.

• Русская литература XX века.

• Литература народов России.

• Зарубежная литература.

• Обзоры.

• Сведения по теории и истории литературы.



3.Место предмета «Литература» в базисном учебном плане



</ Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов, уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Ученик постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте.

В 6 классе формируются представления о специфике литературы как искусстве слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения - от метафоры до композиции.



Формы организации учебного процесса, виды и формы контроля:

  • групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития в начале учебного года и выявление его последующей динамики;

  • проверка усвоения навыков выразительного чтения (в т.ч. наизусть);

  • развитие элементов исполнительской интерпретации художественного литературного произведения в чтении наизусть, инсценировании текста, чтении по ролям;

  • различные формы пересказа как средство выявления навыков монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев - персонажей;

  • письменное высказывание по литературной или нравственно-этической проблеме как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного произведения;

  • сочинения на литературные и публицистические темы;

  • зачёты;

  • семинары;

  • коллоквиумы;

  • уроки-консультации по руководству проектной деятельностью учащихся;

  • другие формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся.



Выпускник 6 класса научится:

• использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

• понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

1) в познавательной сфере:

• понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

•анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственной интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимать авторскую позицию и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленному чтению и адекватному восприятию;

• пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимать образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формировать эстетический вкус;

• понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Устное народное творчество:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.



Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX-XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации





4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литература»



● Ценность патриотизма, гражданственности - любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.

● Ценность нравственных чувств - нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.

● Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

● Ценность природы, окружающей среды - родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.

● Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.



Ученик получит возможность научиться:

- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.



Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Планированию пути достижения цели.

- Установлению целевых приоритетов.

- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).



Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать условия выполнения учебной задачи.

- Выделять альтернативные способы достижения цели.

- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).



Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

- Аргументировать свою точку зрения.

- Задавать вопросы.

- Осуществлять контроль.

- Составлять план текста.

Ученик получит возможность научиться:

- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).



Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.



Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).







5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы в основной школе



Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Метапредметные результаты:



  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.



Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



6.Содержание тем учебного предмета «Литература»

Введение

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки



Древнерусская литература

«Сказание о белгородском киселе». Антитеза ума и силы: острый ум, способный найти выход из безнадежной ситуации и победить силу. Надежда и ее влияние на отношение людей к ситуации и своим возможностям.

Лаконизм летописного изложения событий.



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

  • Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.

  • «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимний вечер». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. «Узник». «Зимняя дорога». Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Тема поэта и поэзии. Вдохновение как особое состояние поэта. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести.

  • «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

  • Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

  • «Тучи», «Утес». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок». «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

  • Фёдор Иванович Тютчев. «Фонтан», «С поляны коршун поднялся». «Весенняя гроза». «Неохотно и несмело», «Листья». Философская проблематика стихотворений Тютчева. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания. Рассказ о поэте.

  • Афанасий Афанасьевич Фет

  • Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них - у дуба, у берёзы...». «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Еще майская нчь». Философская проблематика стихотворений. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания

  • Е. Баратынский. «Чудный град...»;»Весна,весна! Как воздух чист…»

  • Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи», «Посмотри - какая мгла». Образ родины в русской поэзии. Обращение поэтов к картинам русской жизни, изображению родной природы, событий отечественной истории, создание ярких образов русских людей.

  • Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

  • Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

  • Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

  • Александр Степанович Грин. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

  • Валентин Григорьевич Распутин. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.

  • Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.

  • Родная природа в русской поэзии XX века

  • С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы». Олицетворение как основной художественный приём. Напевность стиха

  • А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». «Родная земля». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

  • Николай Семёнович Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»". Изображение русского характера.

«Там, где стоит левша», надо читать «русский народ» (Н.Лесков). Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.



М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Сказка и быль в «Кладовой солнца» М.М.Пришвина. Тропа Насти и тропа Митраши.

Д.С.Самойлов. Произведения о Великой Отечественной войне. Стихотворение «Сороковые, роковые…». Идейно-эмоциональное содержание произведения, посвященного военной теме. Образы русских солдат

В. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.



Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Мир детства в рассказе.



Дина Сабитова. Повесть «Цирк в шкатулке». Литература о подростках.



В.М.Шукшин. «Критики». «Чудаки» и «чудики» в расска-

зах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем

крае и его месте в жизни человека.









ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.



  • Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга - «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

  • Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым не был мой народ…». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт - вечный должник своего народа.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Мифы и легенды Древней Греции. Подвиги Геракла.

Представление о мифах и мифологии.

  • Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея» - эпическая поэма. Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей - мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях

Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы.

  • В.Скотт «Клятва Мойны». История жанра баллады. Жанровые признаки. Своеобразие балладного сюжета. Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного в балладе.

  • Ф. Шиллер «Перчатка».

  • Гёте. «Лесной царь». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

  • Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин.

Проспер Мериме. «Маттео Фальконе». Своеобразие главного героя. Понятие о новелле.



Л.Кэролл. Сказка «Алиса в стране чудес»



М. Энде. Повесть «Пунш желаний»



А. Линдгрен. Сказка «Крошка Нильс Карлсон»



Д.Пеннак . Повесть «Глаз волка». Мир людей и животных.



Теория литературы.

Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Рождественский рассказ (начальные представления).

Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Лирический герой (развитие представлений).

Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Рыцарская баллада (начальные представления).

Притча (начальные представления).

«Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

















Учебно-тематический план



контр

работы

РР (сочинение)

Внеклассное чтение

1.

Введение

1







2.

Русский фольклор

1







4.

Русская литература 19 века

19

1

1

2

7.

Русская литература 20 века

15

1

3

3

8.

Зарубежная литература

10







9.

Обзор литературы

11









Итого 70 часов:

57

2

4

5







Учебно-методический комплект учащихся:



Основной учебник:

Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин; под ред В. Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2011



Дополнительные пособия:

Г. С. Меркин. Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса. - М.: РОСТ, Скрин, 1997

Учебно-методический комплект учителя:

1. Н. В. Егорова Литература 6 класс: Поурочные разработки к учебникам-хрестоматиям В. П. Полухиной и Т. Ф. Курдюмовой. - М.: ВАКО, 2005

2. Турьянская Б. И. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М.: Русское слово, 1999

3. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим: Вопросы и задания по лит.: 6 кл. - М.: Просвещение, 1996

4. Полухина В. П. Литература: 6 кл.: Метод. советы. - М.: Просвещение, 2003

5. В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс». - М.: Просвещение, 2011









































































Календарно-тематический план



урока





дата

Тема урока

Виды учебной деятельности

план

факт

1











Введение. Литература как искусство слова.

Календарно-обрядовые песни

Выразительное чтение, эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.

Характеристика форм проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма). Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства - фольклорной и литературной.



2





Пословицы, поговорки и загадки как малые жанры фольклора

















Использование пословиц, поговорок и загадок в устных и письменных высказываниях. Выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах .

Толкование прямого и переносного смысла пословиц и поговорок, загадок.

Сочинение загадок. Устное или письменное сочинение по пословице или поговорке.

3





Древнерусская литература.

«Сказание о белгородском киселе».

Антитеза ума и силы: острый ум, способный найти выход из безнадежной ситуации и победить силу. Надежда и ее влияние на отношение людей к ситуации и своим возможностям.

Лаконизм летописного изложения событий.





Литература 19 века

4-5.





И.А. Крылов. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Жанр басни, история его развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определённых качеств человека. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы её воплощения. Своеобразие языка басен Крылова.



Поиск сведений о писателе. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение басен (в том числе наизусть). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев басен. Выявление характерных для басен образов и приёмов изображения человека. Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины.

6.





А.С.Пушкин. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики. Стихотворение «И.И. Пущину». Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Художественные особенности стихотворного послания.

Воспринимать текст литературного произведения, выразительно читать фрагменты произведений русской литературы, находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, формулировать вопросы по тексту произведения, выявлять признаки лирики.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет,

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Выявление в стихотворениях их жанровых особенностей. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Поиск незнакомых слов и их объяснение с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов.

7.





«Зимнее утро». «Зимний вечер». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни в пейзажной лирике.

8.





«Узник». «Зимняя дорога» Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Тема поэта и поэзии. Вдохновение как особое состояние поэта.



9.





Роман «Дубровский». История создания романа. Картины жизни русского поместного дворянства.



Воспринимать текст литературного произведения, выразительно читать фрагменты произведений русской литературы, находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, формулировать вопросы по тексту произведения, выявлять признаки жанра и рода литературы,

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет,

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования, характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, сопоставлять героев литературного произведения

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной

10.





Образы Дубровского и Троекурова. Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе.



11.





Нравственная проблематика в романе. Образ благородного разбойника Владимира Дубровского. Традиции приключенческого романа в произведении А.С.Пушкина

12.





Образы крепостных в романе. Изображение крестьянского бунта

13.





Романтический характер истории любви Владимира и Маши. Средства выражения авторского отношения к героям романа.

14.





Рр. Сочинение -сравнительная характеристика. «Два помещика»( по роману А.С.Пушкина «Дубровский»)

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта, находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ



15.





Вн. чтение . Повесть А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести.

Групповая, индивидуальная: иллюстрации к понравившимся эпизодам.

16





М.Ю. Лермонтов. Чувство трагического одиночества в стихотворениях «Тучи», «Утес». Прием сравнения как основа построения стихотворения. Метафора

Воспринимать текст литературного произведения, выразительно читать фрагменты произведений русской литературы, находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, формулировать вопросы по тексту произведения, выявлять признаки лирики,

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет,

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной

Начальные понятия о поэтической интонации, развитие представлений о балладе, выразительное чтение стихотворений, анализ стихотворений

17.





М.Ю. Лермонтов. «Листок», «Три пальмы». «Звуки небес» и «скучные песни небес». Аллитерация. Баллада

18.





Развитие речи. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю. Лермонтова

Письменная работа по теме: Как выражается мотив одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова? (по выбору)



19.





Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Осмеяние пороков человеческого общества.



Составление сравнительной характеристики героев. Составление плана анализа эпизода. Письменный ответ на проблемный вопрос. Подбор цитат из текста повестей по заданной теме. Участие в коллективном диалоге. Выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах

20-21





И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Нравственная оценка героев.

Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Авторская позиция и способы её выражения в произведении.

Устный рассказ о писателе. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление устной и письменной характеристики героя или групповой характеристики героев. Нравственная оценка героев. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции.. Выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах

22-23.





Ф.И. Тютчев. «Фонтан», «С поляны коршун поднялся». «Фонтан». «Неохотно и несмело», «Листья». Философская проблематика стихотворений Тютчева. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания

Развивать понятия о пейзажной лирике, о звукописи, начальное представление о строфе.

Подбирать цитатные примеры к теме «Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева», выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средств языка писателя и определять их художественные функции.

24-25.





А.А.Фет «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них - у дуба, у березы». «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Еще майская ночь». Философская проблематика стихотворений.. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания Трехсложные размеры стиха. Сопоставительный анализ стихотворений.

Воспринимать текст литературного произведения, выразительно читать фрагменты произведений русской литературы, находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, формулировать вопросы по тексту произведения, выявлять признаки лирики,

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет,



26-27.





Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».

«Зеленый шум».

Своеобразие композиции стихотворения. Образ рассказчика и образ Вани. Картины строительства железной дороги - художе ственная правда и художествен ный вымысел в литературном произведении. Роль пейзажа. Неоднозначность авторского отношения к изображаемому и средства его выражения. Смысл эпиграфа.

Поиск материалов о биографии и творчестве поэта. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах

Различение образов лирического героя и автора в лирике.

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции.



28.





Н. С. Лесков « Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера.



Развитие понятия о сказе, понятие об иронии. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции. Составление викторины на знание текста сказа

29.





«Там, где стоит левша», надо читать «русский народ» (Н.Лесков). Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа.

Сказ как форма повествования. Образ повествователя. Особенности языка повествования

Чтение сказа. Комментарии. «Какие лучшие качества русского народа изображены в сказе Н.С. Лескова «Левша».

Чтение по ролям, беседа по вопросам.

30





Встреча с А. П. Чеховым - писателем и человеком . Рассказ «Толстый и тонкий». Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказе.

Воспринимать текст литературного произведения, выразительно читать фрагменты произведений русской литературы, находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, формулировать вопросы по тексту произведения, выявлять признаки лирики,

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет,

Подбирать цитаты из текста литературного произведения к теме «Речь героев и художественная деталь как источники юмор в рассказах А.П.Чехова

Выявление характерных признаков лирики в изучаемых стихотворениях. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции в произведениях.

Проект: Составление под руководством учителя электронного альбома «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века».

31





Рассказ А.П.Чехова. «Лошадиная фамилия». . Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций. Роль художественной детали. Смысл названия

32





Е. Баратынский. «Чудный град...»; «Весна,весна! Как воздух чист…»

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи», «Посмотри - какая мгла».

Образ родины в русской поэзии. Обращение поэтов к картинам русской жизни, изображению родной природы, событий отечественной истории, создание ярких образов русских людей.

33





А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя.

Рождественский рассказ. Смысл названия. Тема служения людям и добру. Образ доктора в русской литературе

Понятие о рождественском рассказе, поиск в тексте черт рождественского рассказа и подбор цитатных примеров, особенности рождественского рассказа, составление устного рассказа о герое и его прототипах

34





Н.М.Рубцов Стихотворение «Звезда полей». Картины природы и русского быта в стихотворениях Рубцова. Темы, образы, настроения. Лирический герой и его мировоззрение

Развитие представлений о лирическом герое, характеристика ритмико-метрических особенностей стихотворения, выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции

35





С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы».

Олицетворение как основной художественный приём. Напевность стиха.

А.А. Ахматова. «Перед весной бывают…», «Родная земля». Основные темы и образы поэзии. Роль предметной детали, ее многозначность

Выразительное чтение стихотворения, анализ стихотворения, нахождение различных средств художественной выразительности

36





А. П. Платонов. Рассказ "Неизвестный цветок". Основная тема и идейное содержание рассказа. «Ни на кого не похожие» герои А.Платонова



Чтение материала учебника о писателе, комментированное чтение и анализ текста, подбор примеров, формулирование выводов

37





Сказочное и реальное в сюжете рассказа «Неизвестный цветок». Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление). Философская символика образа цветка.

Поиск цитатных примеров к понятию «образ-символ», раскрыть особый мир платоновских героев

38





А. Грин. Повесть "Алые паруса". Жестокая реальность и романтическая мечта в повести.

Воспринимать текст литературного произведения, выразительно читать фрагменты произведений русской литературы, находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, формулировать вопросы по тексту произведения. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения,

Подбирать цитаты из текста литературного произведения, иллюстрирующие роль антитезы в композиции повести, сопоставить повесть и ее киноверсии. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования, характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, сопоставлять героев. литературного повести и ее киноверсии

39





Душевная чистота главных героев. Образ Ассоль. Встреча с волшебником как знак судьбы. Воплощение мечты как сюжетный прием.

40





Душевная чистота главных героев. Детство и юность Грея, его взросление и мужание. Отношение автора к героям. Алые паруса как образ мечты. Утверждение веры в чудо как основа жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса

41





М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Слово о писателе. Две загадки Антипыча. Образ мудрого правоискателя-рассказчика

Чтение материала учебника о писателе, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного текста

42





Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Сказка и быль а «Кладовой солнца» М.М.Пришвина.

Осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы, устное словесное рисование. Рассказ по плану, анализ эпизодов, обсуждение плана характеристики

43





Тропа Насти и тропа Митраши.

Рр Сочинение - сравнительная характеристика Насти и Митраши.

Рассказ по плану, анализ эпизодов, обсуждение плана характеристики

44-45





В. П.Астафьев «Конь с розовой гривой». Яркость и самобытность языка произведения. Авторское отношение к героям. Нравственная проблематика произведения

пересказ эпизодов рассказа, устный рассказ об одном из героев, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы

46





В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Изображение трудностей послевоенного времени. События, рассказанные от лица мальчика, и авторские оценки.



Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «рассказ, сюжет, герой-повествователь», подбор цитат к теме

47





В.Г. Распутин «Уроки французского». Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости

Нравственная проблематика рассказа. Смысл названия произведения

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «рассказ, сюжет, герой-повествователь», подбор цитат к теме « Трудности послевоенного времени в рассказе «, анализ эпизода «Игра в замеряшки»

48





В.Г. Распутин «Уроки французского». Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь.



Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «рассказ, сюжет, герой-повествователь», подбор цитат к теме « Трудности послевоенного времени в рассказе «, анализ эпизода «Игра в замеряшки»

49





Ф.А.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Мир детства в рассказе





50





В.М.Шукшин. «Критики».

«Чудаки» и «чудики» в расска-

зах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем

крае и его месте в жизни человека.







составление словаря языка персонажей

51





Д.С.Самойлов Стихотворение «Сороковые, роковые…». Идейно-эмоциональное содержания произведения, посвященного военной теме. Образы русских солдат

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции, подбор примеров к теме «Роль антитезы в стихотворениях о войне»

52





Дина Сабитова. Повесть «Цирк в шкатулке». Литература о подростках.



Из литературы народов России

53





Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своему родному краю, верность обычаям своей семьи, традициям своего народа. Книга как «отрада из отрад», «путеводная звезда»

Чтение статьи учебника о Тукае, выразительное чтение стихотворений, сопоставление произведений художественной литературы подбор цитат, иллюстрирующих общечеловеческое и национальное в лирике разных народов, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы

54





К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым не был мой народ…». Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворениях балкарского поэта. Тема бессмертия народа, его языка, поэзии, обычаев. Поэт как вечный должник своего народа.



Чтение статьи учебника о К. Кулиеве, выразительное чтение стихотворений, сопоставление произведений художественной литературы подбор цитат, иллюстрирующих общечеловеческое и национальное в лирике разных народов, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы

55





Защита проектов



56





Мифы и легенды Древней Греции. Подвиги Геракла.

Представление о мифах и мифологии. Мифология как отражение взглядов человека на происхождение мира, его устройство и его законы. Античная мифология. Сходство мифов разных народов о сотворении мира и человека.

Выразительно читать фрагменты мифов, пересказывать, определять сходство мифов разных народов о сотворении мира и человека.

57





Гомер «Одиссея» (фрагменты). «Одиссей у Циклопа». Мифологическая основа античной литературы. Приключения Одиссея и его спутников. Жажда странствий, познания нового. Испытания, через которые проходят герои.

Понятие о героическом эпосе, Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «миф

58-59





М.де Сервантес «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы.



Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, жанровое своеобразие романа.



60





В.Скотт. Баллада «Клятва Мойны».

История жанра баллады. Жанровые признаки. Своеобразие балладного сюжета. Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного в балладе.



Воспринимать текст литературного произве дения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

61





Ф. Шиллер «Перчатка», Гёте «Лесной царь» (обзор). Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).



Сообщения о поэтах, выразительное чтение произведений, ответы на вопросы, Понятие о рыцарской балладе, сопоставление русских переводов баллады Шиллера и Гете, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы

Понятие о рыцарской балладе.

62-63





П.Мериме «Маттео Фальконе». Своеобразие главного героя.

Понятие о новелле.

Анализ эпизода из новеллы, комментированное чтение

64





А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Постановка нравственных вопросов в философской сказке.

Понятие о притче. Анализ эпиз Чтение и комментирование отдельных эпизодов, рассказ о главных героях

65





«Маленький принц». Образы повествователя и маленького принца. Символическое значение образа маленького принца. Роль метафоры и аллегории в произведении. Нравственная проблематика сказки. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Непонятный мир взрослых, чуждый ребенку.

Составление плана, характеристика главного героя, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы

66





Итоговое тестирование



67





Л.Кэролл. Сказка «Алиса в стране чудес»

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, жанровое своеобразие романа.



68





М. Энде. Повесть «Пунш желаний»

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя. Делать выводы об особенностях художествен ного ми¬ра, сюжетов, проблематики и тематики произведения

69





А. Линдгрен. Сказка «Крошка Нильс Карлсон»



70





Д.Пеннак. Повесть «Глаз волка». Мир людей и животных.

Задание на лето.





Учебно-методический комплект учащихся:



Основной учебник:

Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин; под ред В. Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2011



Дополнительные пособия:

Г. С. Меркин. Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса. - М.: РОСТ, Скрин, 1997

Учебно-методический комплект учителя:

1. Н. В. Егорова Литература 6 класс: Поурочные разработки к учебникам-хрестоматиям В. П. Полухиной и Т. Ф. Курдюмовой. - М.: ВАКО, 2005

2. Турьянская Б. И. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М.: Русское слово, 1999

3. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим: Вопросы и задания по лит.: 6 кл. - М.: Просвещение, 1996

4. Полухина В. П. Литература: 6 кл.: Метод. советы. - М.: Просвещение, 2003

5. В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс». - М.: Просвещение, 2011













НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.

1. Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4. Знание теоретико-литературных понятий ж умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В соответствии с этим:

Отметкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной, речью.

Отметкой "4" оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями: и навыками разбора при анализе прочитанных произведений: умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.

Отметкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании я понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерны и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории:, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения:

ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.

Отметкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.

Отметкой "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

- правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

- соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Отметка "5" ставится за сочинение:

- глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;

- стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;

- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

- допускается одна - две неточности в содержании.

Оценка "4" ставится за сочинение:

- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

- логическое и последовательное в изложении содержания;

- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;

- допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

- в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей,

- обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.

Отметка "2" ставится за сочинение, которое:

- не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на

- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка "1" ставится за сочинение:

- написанное не на тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

- содержащее большее число ошибок, чем это установлено для оценки

Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

 знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

 умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

 понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

 знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

 умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

 уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %





















































































Приложение

Положение

об итоговом индивидуальном проекте обучающихся

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного учебного предмета.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования, Программы формирования УУД.

1.2. Данное Положение регламентирует деятельность образовательного учреждения по организации работы над итоговым индивидуальным проектом (далее ИИП) в связи с переходом на ФГОС ООО.

1.3. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и учащихся.

1.4. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 5-9 классов, перешедшего на обучение по новым ФГОС, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. В течение одного учебного года учащийся обязан выполнить один итоговый индивидуальный проект.

1.5. Руководителем проекта является учитель-предметник, классный руководитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования.

1.6. Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками. Тема, предложенная учеником, согласуется с педагогом.

1.7. Проект может быть только индивидуальным.

1.8. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.

1.9. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, совместно с учащимися составлена программа действий.



2. Цели и задачи выполнения ИИП.

2.1. Для обучающихся:

Продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области.

2.2 Для педагогов:

Создание условий для формирования УУД учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления.

2.3 Задачами выполнения проекта являются:

2.3.1. Обучение планированию (учащийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).

2.3.2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать).

2.3.3. Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.

2.3.4. Формировать и развивать навыки публичного выступления.

2.3.5. Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).



3. Этапы и примерные сроки работы над проектом:

3.1. В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.

3.2. Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и руководителя проекта.

3.3. Основной этап (ноябрь-март): совместно с педагогом разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта.

3.4. Заключительный (апрель-май): защита проекта, оценивание работы.

3.5 Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, руководитель проекта.

3.6 Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет классный руководитель.

4. Возможные типы работ и формы их представления

4.1 Типы проектов.Тип проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Практико-ориентированный

Решение практических задач

анализ данных социологического опроса,

атлас,

атрибуты несуществующего государства,

бизнес-план,

веб-сайт,

видеофильм,

выставка,

газета,

журнал,

действующая фирма,

игра,

карта,

коллекция,

компьютерная анимация,

костюм,

макет,

модель,

музыкальное произведение,

мультимедийный продукт,

отчёты о проведённых исследованиях,

оформление кабинета,

пакет рекомендаций,

письмо в …

праздник,

публикация,

путеводитель,

реферат,

справочник,

система школьного самоуправления,

стендовый доклад

сценарий,

статья,

сказка,

серия иллюстраций,

тест,

учебное пособие,

чертеж,

экскурсия.

Исследовательский

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.

Информационный

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении.

Творческий

Привлечение интереса публики к проблеме проекта.

Игровой или ролевой

Представление опыта участия в решении проблемы проекта









5. Требования к оформлению ИИП.

5.1. В состав материалов готового проекта в обязательном порядке включаются:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;

2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной печатной страницы) с указанием для всех проектов:

а) исходного замысла, цели и назначения проекта;

б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;

в) списка использованных источников.

Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов - описание эффектов/эффекта от реализации проекта;

3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе:

а) инициативности и самостоятельности;

б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);

в) исполнительской дисциплины.

5.2. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

5.3. Обязательным во всех работах является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.



6. Требования к защите проекта.

6.1 Защита проекта осуществляется на уроке. По желанию педагога и ученика на защите могут присутствовать представители администрации, другие учителя-предметники, классный руководитель, родители. У ученика имеется возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения отдельными элементами проектной деятельности. Ученик может использовать мультимедийные формы для представления своего проекта.

Результаты выполнения проекта оцениваются учителем. По итогам защиты представленного продукта, составленной учеником краткой пояснительной записке, руководитель проекта пишет отзыв и выставляет оценку.



7. Критерии оценки проектной работы:

7.1. Для оценивания проектной работы педагог руководствуется уровневым подходом сформированности навыков проектной деятельности.

7.2. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх критериев.

























Содержательное описание каждого критерияКритерий

Содержание критерия

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый (1 балл)

Повышенный (2-3 балла)

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Способность поставить проблему и выбрать способы её решения, найти и обработать информацию, формулировать выводы и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Регулятивные действия

Умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца и представлена комиссии;

некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Коммуникация

Умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.



Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

7.3. Условия принятия решения по проекту:

7.3.1. Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей.Базовый уровень

отметка «удовлетворительно»

4 - 6 первичных баллов

Повышенный уровень

отметка «хорошо»

отметка «отлично»

7-9 первичных баллов

10-12 первичных баллов

7.3.2. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования - аттестат об основном общем образовании - отметка выставляется в свободную строку.































































































































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал