7


  • Учителю
  • Пьеса А. П. Чехова «Вишнёвый сад» (1903) .

Пьеса А. П. Чехова «Вишнёвый сад» (1903) .

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Пьеса А.П.Чехова «Вишнёвый сад» (1903).


Цели:

познакомить учащихся с особенностями творчества Чехова - драматурга;

развитие умений и навыков воспринимать драматургический материал;

нравственное воспитание учащихся.


Оборудование: портрет писателя, компьютер, диск.

Ход урока

Эпиграфы на слайде


Пусть на сцене всё будет так же сложно и вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни.

А.П.Чехов

Чехов был несравненный художник… художник жизни.

Л.Н.Толстой

В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и всё что угодно, но только не себя самих.

Платон

Даже самый богатый человек не в состоянии откупить своё прошлое.

О.Уальд

…Жизнь - не сад, в котором растут только одни цветы.

И.А.Гончаров

Что прошло, того уж нет.

Цицерон

  1. Оргмомент.

  2. Изучение новой темы.

Вступительное слово учителя.


Рассказ - основной литературный жанр Чехова. В многочисленных рассказах писателю удалось отразить сложность жизни «эпохи безвременья», с её гнётом пошлости и обывательщины, и типичные настроения представителей интеллигенции.

Параллельно с рассказами и повестями Чехов работал над драмами. Драматическая форма позволяла в течение нескольких актов рассказать о судьбе нескольких персонажей, показать многоплановую картину жизни. Главный тезис А.П.Чехова: «Пусть на сцене всё будет так же сложно и вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни».

Лучшими драмами Чехова считаются «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1903).

Основная тема - изображение судьбы провинциальной интеллигенции, лишённой каких-либо интересных жизненных перспектив.

Основные черты новаторства чеховской драматургии:

- отсутствует деление на главных и второстепенных действующих лиц;

- нет деления акта на явления;

- «подводное течение» - наличие текста и подтекста как двух уровней реальности: бытового, конкретного, ясного и духовного, глубинного, скрытого; взаимодействие текста и подтекста создаёт ощущение подводного течения, ощущение двойственности человеческого существования; на этом строится приглушённый конфликт; с этим связаны монологи и диалоги

- герои часто «не слышат друг друга»; иносказания и недомолвки «присутствуют» в разговорах героев.


Подтекст - внутренний, сокровенный смысл текста.

Подтекст часто помогает писателю осветить вопрос с точки зрения действующего лица и с точки зрения автора.

Подтекст является своеобразным комментарием к мыслям героев.

С помощью подтекста автор выражает своё отношение к персонажам пьесы, даёт оценку происходящему на сцене и придаёт его пьесам лирическую окраску.


«Подводное течение», подтекст есть углублённый психологизм.


Работа над содержанием пьесы «Вишнёвый сад» (1903).

«Вишнёвый сад» (1903) - итоговая пьеса Чехова, пьеса о родине. Пьеса Чехова «Вишневый сад» написана в период общественного подъема масс в 1903 году. Пьеса поражает нас своей поэтической силой, драматизмом. Писатель ярко показывает глубокие психологические конфликты, помогает читателю увидеть отображение событий в душах героев, заставляет нас задуматься о смысле истинной любви и истинного счастья.

Пьеса «Вишневый сад» - это пьеса о прошлом, настоящем и будущем не только ее героев, но и страны в целом. Автор показывает столкновение представителей прошлого, настоящего и заложенного в этом настоящем будущего.


В основе сюжета - продажа дворянской усадьбы. Драматург рассказал о судьбе трёх общественных групп: дворянства, буржуазии и интеллигенции.

Композиция пьесы:

  1. Первый акт - надежда на спасение усадьбы. Лирические воспоминания, нежные встречи.

  2. Второй акт - нервозность, отрезвление. Приближение торгов.

  3. Третий акт - герои в смятении, ждут решения судьбы. Предчувствия оправданы - вишнёвый сад продан за долги.

  4. Четвёртый акт - расставание с прошлым, отъезд, прощание.


Своеобразие конфликта

Внешний, бытовой конфликт - борьба за вишнёвый сад; внутренний конфликт - недовольство жизнью всеми персонажами (человек в потоке времени).

Основных действующих лиц в «Вишнёвом саде» - 14, кроме того, есть герои, которые не появляются на сцене, но мы узнаём о их существовании.

Автор выделяет 3 идейно-композиционных центра (вокруг которых группируются персонажи пьесы): прошлое связано с Раневской и Гаевым, настоящее - с купцом Лопахиным, будущее - с молодыми героями Петей Трофимовым и Аней Раневской.


Чтение по ролям и анализ пьесы


- Так кто же они, владельцы сада? Что связывает их жизнь с его существованием? Чем дорог им вишневый сад? Отвечая на эти вопросы, Чехов раскрывает важную проблему - проблему уходящей жизни, ее никчемность и консерватизм.


- Дайте характеристику Любови Андреевне Раневской и её брату Гаеву.

- Раневская - хозяйка вишневого сада. Сам вишневый сад служит для нее «дворянским гнездом». Без него жизнь для Раневской немыслима, с ним связана вся ее судьба. Любовь Андреевна говорит: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мой отец и мать, мой дед. Я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и уж если так уж нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом».

Гаев, брат Раневской, тоже представитель прошлого. Он как бы дополняет Раневскую. Гаев отвлеченно рассуждает об общественном благе, о прогрессе, философствует. Но все эти рассуждения пустые и вздорные. Пытаясь утешить Аню, он говорит: «Проценты мы заплатим, я убежден. Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано!»

Яша оказывается сатирическим отражением своих хозяев, их тенью.


- Почему их некогда процветающее имение разоряется?


- Найдите в 1 действии любые упоминания о времени (например: на 2 часа опаздывает поезд).


3.Закрепление материала.


- Найдите «постоянную тему» главных героев (например: Раневская - телеграммы из Парижа).


- Возможно ли разделение героев на «победителей» и «побеждённых» в свете внутреннего конфликта?


- Согласны ли вы с мнением Короленко: «Главным героем этой последней драмы, её центром, вызывающим наибольшее сочувствие, является вишнёвый сад»?

- Какова динамика развития конфликта?

- Любимый сад, символ детства, безмятежной юности, красоты, продаётся купцу, лишённому каких бы то ни было иллюзий, и он уже начинает рубить сад и уничтожать красоту ради выгоды.

4.Подведение итогов урока.


5.Домашнее задание: придумайте название каждому действию, исходя из центрального конфликта - продажи вишнёвого сада.

Ответить на вопрос: в каком времени (прошлом, настоящем, будущем) живут герои пьесы, кто из них «победитель», кто «побеждённый»?

По учебнику ч.2 стр. 272- 276.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал