7


  • Учителю
  • Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-9 классов

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-9 классов

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

57

МБОУ "Соревнованская основная общеобразовательная школа"



























Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-9 классов













































п. Соревнование

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Игровые технологии ……………………….. …………………… 6

  1. Игровые технологии на современном уроке ………………….. 6

  2. Концептуальные основы игровых технологий………………… 9

Глава 2.Активизация познавательной деятельности ……………………. 14

2.1 Активизация познавательной деятельности на уроках русского

языка………………………………………………………………….. 14

Глава 3. Игровые формы …………………………………………………… 19

3.1 Игровые формы на уроках русского языка……………………. 19

3.2 Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических

норм…..………………………………………………………………... 20

3.3 Лексико-фразеологические игры………………………………… 23

3.4 Игровые задания, направленные на отработку орфографических

и пунктуационных норм……………………………………………… 25

3.5 Микроисследования как одна из форм реализации игровых

технологий……………………………………………………………. 27

3.6 Кроссворды, чайнворды, ребусы на уроках русского языка….. 30

Заключение…………………………………………………………………… 31

Литература…………………………………………………………………… 32

Приложения…………………………………………………………………… 34

























«Ребёнок может понять весьма многое,

если только оно будет предложено ему

в доступной форме и с его точки зрения»

Я.К. Грот

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей. Знание как ценность перестало быть «символическим капиталом», оно превратилось в «средство преобразования ситуации (Б.Д. Эльконин: «Школа - не место реализации чего - либо, а место проб, поиска, испытания мощности способа»), так как сегодня остро стоит вопрос о быстром приспособлении человека к слишком часто меняющимся условиям.

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.



Игра на уроке может стать очень серьёзным занятием. Дидактические игры при правильном их использовании, грамотном включении в учебный процесс могут стать эффективным средством активизации деятельности учащихся на уроках русского языка. Игра развивает у ученика познавательный интерес. Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предмет и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Вот почему в процессе игры необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышение его качества. «Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их», - писал К.Д.Ушинский. Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока; контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы, экзамены и т.д.).

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Задачи, которые решаются в процессе такой деятельности:

  • расширение и углубление запаса знаний учеников;

  • выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;

  • поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;

  • развитие совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе - развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиться поставленной цели.







































Глава 1 Игровые технологии

1.1. Игровые технологии на современном уроке

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. Большинству игр присущи четыре главные черты:

- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

-эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как объект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлека­тельно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее фе­номен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна пере­расти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа чело­веческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколе­ний младшим люди использовали с древности. Широкое приме­нение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельной технологии для освоения по­нятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элемент (иногда весьма существенный) более обшир­ной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяс­нения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница»,

«Орленок» и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает до­статочно обширную группу методов и приемов организации педа­гогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра об­ладает существенным признаком - четко поставлен­ной целью обучения и соответствующим ей педагогическим ре­зультатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном ви­де с четко выраженной учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи иг­ровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

• дидактическая цель ставится перед учащимися в форме иг­ровой задачи;

• учебная деятельность подчиняется правилам игры;

• учебный материал используется в качестве игрового сред­ства;

• в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым ре­зультатом.

Спектр Целевых ориентаций

• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотруд­ничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышле­ния, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений сравнивать, сопоставлять, умения находить анало­гии, находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной дея­тельности.

• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

















1.2. Концептуальные основы игровых технологий

• Психологические механизмы игровой деятельности опи­раются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

• Игра - форма психогенного поведения, то есть внутренне присущего, имманентного личности (Д. Н. Узнадзе).

• Игра - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л. С. Выготский).

• Игра - свобода личности в воображении, «иллюзорная реа­лизация нереализуемых интересов» (А. Н. Леонтьев).

• Способность включаться в игру не связана с возрастом че­ловека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

• Содержание детских игр развивается от игр, в которых ос­новным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в ко­торых главным содержанием выступает подчинение правилам об­щественного поведения и отношения между людьми.

• В возрастной периодизации детей (Д. Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности воз­никают и формируются соответствующие психические новооб­разования.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребно­сти в создании своего собственного мира, в стремлении к взрос­лости, бурное развитие воображения, фантазии, появление сти­хийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористи­ческая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Поэтому в данном возрасте детям интересны деловые игры.

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала и его закрепления, развития творче­ских способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, де­ловой театр, психо- и социодрама.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятель­ность какой-либо организации, предприятия или его подразде­ления, например профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т. д. Имитироваться могут события, кон­кретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т. д.) и обстановка, условия, в кото­рых происходит событие или осуществляется деятельность (ка­бинет начальника цеха, зал заседаний и т. д.). Сценарий имита­ционной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выпол­нение конкретных специфических операций, например, методи­ки написания сочинения, решения задач, ведение пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствую­щий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей кон­кретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разра­батывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распреде­ляются роли с «обязательным содержанием».

«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуа­ция, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оце­нить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача методов инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывая возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описывается конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценить и изменить состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов, входящих в данную технологическую схему.Этап подготовки

Разработка игры

-разработка сценария;

-план деловой игры;

-общее описание игры;

-содержание инструктажа;

-подготовка материального обеспечения.

Ввод в игру

-постановка проблемы, целей;

-условия, инструктаж;

-распределение ролей;

-формирование групп;

-консультации.

Этап проведения

Групповая работа над заданием

-работа с источниками;

-тренинг;

-«мозговой штурм»;

-работа с игротехником.

Межгрупповая дискуссия

-выступление групп;

-защита результатов;

правила дискуссии;

-работа экспертов.

Этап анализа и обобщения

- вывод из игры;

- анализ, рефлексия;

- оценка и самооценка работы;

- выводы и обобщения;

- рекомендации.



I. Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

Далее идёт ввод в игру, ориентация на деятельность участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

II. Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться в её развитие и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

В зависимости от модификации деловой игры могут введены различные типы ролевых позиций участников:

- Позиции, проявляющееся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор; эрудит, диагностик, аналитик.

- Организация позиции: организатор, координатор, контролёр, тренер, манипулятор.

- Позиции проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.

- Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

- Социалыю-психологические позиции: лидер, предпочитае­мый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергае­мый.

III. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов иг­ры. Здесь осуществляются выступление экспертов, обмен мне­ниями, защита учащимися своих решений и выводов. В заклю­чение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соот­ветствующей областью реального лица, установление связи иг­ры с содержанием учебного предмета.









































Глава 2 Активизация познавательной деятельности

2.1 Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка

Модернизация образования поставила перед современной школой задачу- воспитание грамотного, творчески мыслящего поколения. Творческое использование системы заданий по развитию познавательных способностей школьников и создание определённых условий в преподавании различных предметов повышает эффективность работы учителей и процесс усвоения знаний учениками. К сожалению, современная теория общения пока ещё не располагает достаточными средствами для того, чтобы с необходимой точностью и надёжностью учесть и сделать уровень развития познавательных способностей школьников. Но психологами установлено, что наиболее достоверными признаками, характеризующими этот уровень, является степень развития памяти, внимания, наблюдательности, воображения и, кроме того, способности ученика к анализу и синтезу, обобщению и конкретизации, абстрагированию и переносу, то есть владение теми мыслительными процессами, которые отличают творчески активную личность. Стоит отметить и ещё один важный показатель уровня развития познавательных способностей учеников - это темп решения учебных задач, определяющий индивидуальный стиль познавательной деятельности учащихся. Опираясь на психолого-педагогические источники и на опыт работы можно предположить, что в ходе применения системы развивающих задач, направленной на развитие познавательных способностей школьников, будет осуществляться и формирование так называемых «запредельных» новообразований, не запрограммированных процессом приобретения знаний и умений, но успешно развиваемых при соответствующей работе учителя.

Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, поэтому развитие познавательного интереса к русскому языку оказывается столь важным для учащихся.

Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивный, фактологический, описательно-поисковый или творческий. Ведя ученика по ступеням от одного вида деятельности к другому, мы развиваем познавательный интерес школьника. Формирование познавательного интереса - сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности обучающихся. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к формированию познавательного интереса у обучающихся. Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к организации познавательной деятельности. Как утверждают психологи, активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса. Интерес - это «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке». У учащихся одного и того же класса познавательный интерес часто проявляется по-разному. Выделяются три уровня познавательного интереса. Элементарным уровнем принято считать «открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой на уроке». Более высоким считается интерес к познанию существенных свойств, предметов и явлений. Этот уровень требует поиска, оперирует имеющимися знаниями, догадками. Наиболее высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, установлению общих принципов явлений, действующих в разных условиях.





В связи с необходимостью повышения успеваемости развитие познавательных интересов школьников в процессе обучения имеет большое значение для любого учебного предмета. Для развития учебно-познавательного интереса существует множество различных методик и приёмов. В своё время В.А.Сухомлинский обращал внимание педагогов на то, что ребёнок только в том случае полюбит школу, свой класс, если учитель сохранит те радости, которые его окружали. Таким образом, занимательный материал не перестаёт влиять на развитие ребёнка и в школьном учебном процессе. Использование занимательного материала на уроках русского языка помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Занимательный материал развивает у детей творческое воображение, образное мышление, снимает утомление. Творческая деятельность возникает при наличии интереса к предмету. Для развития познавательного интереса необходимо активизировать деятельность учащихся, творчески применить принципы и методы, на основе исследовательского подхода развивать у детей потребности в самообразовании. Задания творческого характера - это задания, прежде всего предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей обучающихся. Характерной чертой творческих заданий является наличие в них не какого-либо познавательного содержания, а скрытых путей решения игровой задачи, что требует от обучающихся смекалки, сообразительности, т.е. нестандартного творческого мышления. Игры дают возможность ученику стать соавтором учителя на уроке. Но проведение одного урока не решает проблемы повышения активизации познавательной деятельности обучающихся; необходимо использовать игры в системе всего курса. Использование игр в обучении русскому языку способствует становлению творческой личности ученика, формирует умение видеть проблемы, принимать решения, развивать познавательный интерес к предмету, оказывая сильное эмоциональное воздействие, формирует черты характера. Игры повышают качество знаний, вызывают рост интереса к предмету, делают атмосферу урока психологически лёгкой и благоприятной. Такие уроки - один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при организации деятельности учащихся на уроках нетрадиционной формы происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но накопление опыта творчества. Используются три аспекта методики познавательного интереса: 1)привлечение учащихся к целям и задачам урока; 2) возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала; 3) включение учащихся в интересную для них форму работы.

Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе её школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Итак, ориентация школьного общения на формирование в большей мере эмпирического, репродуктивного мышления приводит к тому, что многие школьники не в состоянии использовать свои знания в нестандартной обстановке. А любой современный человек знает, что популярный тезис нашего времени звучит так: «Не бери знающего и опытного, а бери мобильного и гибкого». Отсюда следует, что среди задач школьного обучения и воспитания необходимо выделить развитие познавательных способностей учащихся. Особенностями этих способностей являются оценочность, открытость новым идеям, целостное рассмотрение ситуаций, стремление к разносторонней осведомленности, поиск альтернатив, выбор точки зрения, позиции (а также ее изменение при наличии достаточных оснований), склонность к применению навыков критического мышления в жизни, готовность к непрерывной профессиональной подготовке и переподготовке, умение принять решение и отвечать за него.

Есть ли возможности у общеобразовательной школы решать подобные задачи? Современные дети любознательны и активны, раскованны и хорошо информированы. Но получение и переработка информации в большинстве своем носит опосредованный бессистемный характер (имея в виду СМИ, Интернет ресурсы и т. п.). Следовательно, необходима система заданий по развитию познавательных способностей школьников, которая поможет раскрыться и развиться этим способностям. Такую систему желательно использовать на различных предметах школьного курса. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предмет и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышение его качества.

Л.Н.Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитать ученика - люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». Но сейчас мало любить и знать свой предмет. Необходимо еще и знание учителем возрастных психологических особенностей детей и применение педагогом на уроках русского языка, разнообразных форм и методов обучения. «Разнообразие - добрый знак хорошего преподавания» - говорил Ф.И.Буслаев. Нельзя забывать, что занимательность, игра - естественная потребность для детей среднего школьного возраста. В игре ребенок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве. Однако игра не должна уводить от усвоения трудных вопросов грамматики, а делать это усвоение прочным и интересным



Глава 3 Игровые формы

3.1 Игровые формы на уроке русского языка

Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка. Но время не стоит на месте. Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику как личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её творческой.

Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своём ученике будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека. Для этого приучаю своих учеников выполнять задания в своём неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, т.е. качества, сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие творческих способностей. Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существует множество, но одной из самых благодатных была и остаётся игра. Игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию.



3.2. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно па каждом уроке находить возможность для от­работки произносительных норм.

Это может быть минутка - разминка «Говорите по-русски правильно».

В каких формах можно предложить задания детям? Вот лишь некоторые из возможных вариантов, которые могут под­сказать учителю, как разнообразить задания.

  • «Составь текст и озвучь его».

Учащимся предлагается набор слов, которые могут пред­ставлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая ор­фоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, кото­рые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае по­лучают сразу двое учащихся.)

Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, сви­тер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украин­ский, термос, начал (слова содержатся в словарике «Произносите правильно», под ред. А.Ю. Купаловой «Русский язык.. Практика. 5класс»).

Вариант текста, составленного из предложенных слов.

Помощ[шн]ник шофёра снял телефонную трубку:

- Ты чего звонить?

- На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шоферов мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс.

Помощ[шн]ник шофера положил трубку и начал сборы.

Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в те[тэ]рмос украинский борщ, приготовленный женой, надел свите[тэ]р, шине[и'э]ль, захватил ящик с инструментами и по­спешил в гараж.

Подобное задание может быть несколько видоизменено: учи­тель предлагает

учащимся тему (например «Научное исследова­ние» или «Меню»), учащиеся в течение определенного времени должны составить текст на эту тему, используя слова из орфо­эпического словарика, включенного в учебник.

  • «Пригласи на обед».

Задача: озвучить меню обеда, на который вы хотите при­гласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сли­вовый или грушевый компот и т. д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).

  • «В эфире - новости».

Данный тип заданий предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произно­шения. Тематика текста: события, происходящие в мире (стране, области). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, по и стимулировать интерес учащих­ся к событиям, происходящим в мире, а значит, обеспечивают расширение кругозора. Как показывает опыт, систематическое применение подобного задания превращает школьников в зри­телей новостных программ.

Вариантом данного задания может стать «Конкурс дикто­ров».

Задача участника- прочитать предложенный текст, об­ращая внимание на выделенный текст. «В Государственной Думе ведутся дебаты о путях выполне­ния поручений Президента. Намерение углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе позитивно. Приведённые данные о процентах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и пре­тензий. Однако общая тенденция, прослеживающаяся в рефор­мах, должна облегчить обсуждение спорных вопросов.

Было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, по­ложенные регионам в рамках реформы социальной сферы, от­правлялись на места по облегчённому варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось преми­ровать.

Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3-й декады текущего месяца до конца квартала. Дебаты прошли без инцидентов».





























3.3 Лексико-фразеологические игры

• «Собери фразеологизм».

Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.

Ответы: - Куда Макар телят не гонял.

- Как в воду канул.

- Ветер свистит в карманах.

- На языке вертится.

- В ежовых рукавицах.

  • «Угадай-ка».

Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лап­чатый», «собаку съел».

  • «Собери пословицу».

1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.

1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.

2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).

3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.

4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.

5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.

Ключ: правильно - - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.

2. Восстановить пословицы, части которых соединены не­верно. Раскрыть скобки.

1) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.

2) (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет.

3) Волков бояться - друга обмануть.

4) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.

5) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.

6) (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться.

Ключ: правильно - 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.

3. Восстановить пословицы, части которых соединены не­правильно. Указать, какие предложения получились: сложносо­чиненные или простые с однородными членами.

1) Семь раз отмерь, а реч(?) короткая.

2) Без грамоты хоть плач(?) а корень свеж(?).

3) Веревка хороша длинная, а один раз отрсж(?).

4) Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?).

Ключ:правильно-- 1 + 3; 2 + 4; 3 + 1; 4 + 2.

  • Акростих

Задача: к данному слову подобрать фразеологизмы,

начинающиеся с определенной буквы.К

Кануть в лету

О

Обетованная земля

С

Сорвать маску

М

Мозолить глаза

О

От доски до доски

С

Сбросить иго



(Приложение 1)



















3.4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм

  • Мягкая посадка

При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит. Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и воз вращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.

  • Третий лишний

Необходимо найти слово, не соответствующее определенно­му правилу, части речи, смыслу и т. д. Например:

• лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);

• горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);

• революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).

  • Игра «Я работаю волшебником»

Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формиру­ет умение применять полученные знания в новых ситуациях.

Например: Превратить имена нарицательные в собствен­ные.

Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодо­родная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).

  • Игра «Помоги Пете Ошибкину»

Например:

1) В слове вьюга Петя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Со­гласны ли вы с Петей?

2) В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное слово - сало», - объяснил он. Правильно ли это?

3) Не был Петя Ошибкин написал слитно. «Это слово, - сказал он, - можно заменить синонимом без не - отсутствовал». Почему он неправ?

4) Ненавидел к тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно», - заявил Ошибкин.

5) Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Петя?

6) Расчистил Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: «Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются». Прав ли он?

7) Цыган Петя написал с и. «В конце слова после ц пишется и я точно помню», - сказал Петя. Почему он неправ?

8) «Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово второго склонения мужского рода», - услышали ребята на уроке, когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?

9) Вырастили у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит проверочное слово -рослый. А как надо?

  • Игра «По щучьему велению»

Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфо­грамм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.

Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой -тся- -ться- в глаголах». И др. (Приложение 2)



3.5. Микроисследование как одна из форм реализации игровых технологий

Предложите детям стать ненадолго пытливыми исследовате­лями какой-либо лингвистической проблемы.

Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работы с научно-популярной литературой и справочниками; умения анализировать языковые единицы; фор­мулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Здесь за внешней простотой формы - серьезное лингвистическое содержание. Задания рассчитаны на высокий уровень раз­вития и подготовки школьников, но их всегда можно трансфор­мировать с учетом конкретных условий обучения.

Наиболее типичны следующие:

• развернутый ответ на вопрос проблемного характера или обычно сформулированный вопрос (в основе - сопоставление несопоставимых, на первый взгляд, фактов);

• сочинение на лингвистическую тему (в серьезной или ­занимательной форме);

• исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры! (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).

Задание 1 . Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и сле­дующие источники (в каждом конкретном случае они рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.

1. Что общего между шпаргалкой и пеленкой!

2. Что общего между капором, капюшоном и капустой"? (По И. М. Подгаецкой.)

3. Являются ли однокоренными слова: кусок, закуска, иску­сать, искушение, искусство, искусный?

4. Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осёл, основа, остов, остров, острый?

5. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мои, лай, клей,

Задание 2. Напишите сочинение па одну из тем (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и др. - в зависимости от формулировки темы).

1. Волшебник по имени Йот. (Варианты: Приключения Йота. Где прячется Невидимка?)

2. «Портреты» суффиксов (-чик- -щик, -гель), приставок пре- / при-, раз- / рас-, с-), корней-омонимов.

3. Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах).

4. Как вас теперь называть? (О переходе слов из одной части речи в другую.)

5. История слов в истории города (о топонимах).

6. Пропала буква (детективное расследование).

  • Задания «на засыпку»

Нестандартный подход к этому виду заданий касается харак­тера дидактического материала и состоит в максимальном усложнении его содержания, составляющих его языковых единиц (большей насыщенности однородными орфограммами, пунктограммами, лексическими и грамматическими явлениями, чем при традиционно отобранном материале). Таким образом, оставаясь по форме выполнения привычными, нестандартные задания этой группы расширяют возможности учителя в осущест­влении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку (степень усложнения материала будет зависеть от уровня подготовки учащихся и этапа работы над ним). Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.

К нестандартным заданиям этого типа можно отнести:

• диктанты «на засыпку»;

• редактирование предложений и текстов, максимально на­сыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, не­уместно употребленными словами и конструкциями);

• подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родст­венных слов и др.) к данной (по принципу «кто больше?»);

• упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу «третий лишний»).

Задание. «Предметные» (терминологические) диктанты. Запишите одним словом диктуемые словосочетания.

  • Лингвистический диктант

Наука о языке (языкознание). Графическое обозначение зву­ка на письме (буква). Часть слова перед корнем (приставка).Определение, выраженное существительным (приложение). Во­да, от воды, к воде... (склонение). Голубое небо, смотреть на не­бо, смотреть вдаль... (словосочетание).

  • Литературоведческий диктант

Художественное преувеличение (гипербола). Строение ху­дожественного произведения (композиция). Краткое изречение (афоризм). Литературные воспоминания (мемуары). Литератур­ное воровство (плагиат).

  • Математический диктант

Вытянутый квадрат (прямоугольник). Равносторонний прямоугольник (квадрат). Линия, делящая угол пополам (биссек­триса). 1000 грамм (килограмм). 100 килограмм (центнер). 1000 килограмм (тонна). 1000 метров (километр).









3.6. Кроссворды, чайнворды, ребусы на уроках русского языка

Этот вид заданий по-прежнему достаточно часто используется на уроках русского языка. Оживить опрос и активизировать работу учащихся на уроках русского языка мне помогают творческие формы проверки усвоение фактического материала - это кроссворды. Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать свое­образным подведением итогов работы на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения - хорошая возмож­ность поддержать умственную активность учащихся на уроке. Кроме этого, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме. Кроссворды не оставляют равнодушными школьников любого возраста. Педагогически оправданным является использование таких кроссвордов, как составленные на базе основного программного материала с зашифрованными понятиями и терминами. В кроссвордах могут быть зашифрованы слова на какое-либо правило, изученное детьми и отрабатываемое на уроке повторения. Работа с кроссвордом не потребует от учителя каких-то особых усилий. Объяснив однажды учащимся, как их нужно решать, вы будете постепенно предоставлять ребятам всё большую самостоятельность, и результаты не заставят долго ждать: ребята очень быстро увлекаются этим занятием, появляется элемент соревновательности, и, как следствие, ребята начинают составлять свои собственные кроссворды и предлагают их для решения на уроке. Отличительной особенностью кроссвордов является то, что они могут быть использованы на любом этапе урока и способны привлечь внимание к учебной деятельности даже не самых трудолюбивых учеников. ( Приложение 3)

Заключение

Итак, можно сделать вывод, что используя на уроках все перечисленные виды работ вызывают у школьников желание изучать предмет, видеть в нём необходимость, развивают интерес, потребность к знаниям, а значит, любовь и понимание родного языка. И немало важную роль будет играть, какую жизненною позицию они займут: то ли будут пассивными созерцателями, то ли просто хорошими исполнителями, то ли людьми активными, думающими, способные преобразовать любую ситуацию, решить любую проблему.

Поэтому данная технология отвечает целям образования на современном этапе, учит воспитывать у детей интерес и любовь к русскому языку, кроме того, развивает учебно-познавательную мотивацию, мышление учеников, обогащает опыт творческой деятельности, способствует осмысленному овладению учебным материалом.

В своём отчёте я попыталась отразить приёмы работы, которые чаще других использую в своей практике.

Меня заинтересовала эта работа. В перспективе я хочу продолжить, углубить, расширить знания по внедрению игровых технологий на уроках русского языка.























Литература

1.Айзенк, Г. Проверьте свои способности [Текст] / Г. Айзенк. - М.: Мир, 1972.

2. Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 6 классе [Текст] / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2003.

3. Бурмако, В. М. Русский язык в рисунках [Текст] / В. М. Бурмако. - М.: Просвещение, 1991.

4. Граник, Г. Г. Секреты орфографии: книга для учащихся 5-7 классов [Текст] / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Кон­цевая.-М.: Просвещение, 1994.

5. Иванова, В. А. Тайны слова: занимательная грамматика [Текст] / В. А. Иванова, Г. А. Панов, 3. А. Потиха, Ф. П. Сергеев. -Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1961.

6.Пташкина, В.Н. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков [Текст]/ авт.-сост. В.П. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 238с.

7. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие [Текст] / Г. К. Селевко. - М.: Народное образо­вание, 1998.

8. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. [Текст] / Г.К.Селевко М.: НИИ школьных технологий, 2005. 228с.

9. Служевская, Т. Л. Что повторить?.. Выбирайте! [Текст]: дидактические материалы по русскому языку для повторения орфографии при изучении сложного предложения в 9 классе / Т. Л. Служевская. - М.: Просвещение, 1997.

10. Франклин, Фоле. Книга о языке [Текст] / Фоле Франклин. -М.: Прогресс, 1974.

11. Шаулъская, Н. А, Поиграем в эрудитов? Идеи для школь­ных викторин и олимпиад [Текст] / Н. А. Шаульская. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

12. Шипачева, Л. А. Нестандартные задания на уроках рус­ского языка [Текст] / Л. А. Шипачева // Русская словесность. -2000.-№5.-С. 16-19.

13. Шкатова, Л. А. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку: книга для учащихся 5-7 классов средней школы [Текст] / Л. А. Шкатова. - М: Просвещение, 1989.

14. Штрекер, Н. Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов [Текст] / Н. Ю. Штрекер. - М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2003.





































































Приложения

































Приложение 1

Лексико-фразеологические игры

  • Переводчик

Суть игры: необходимо перевести на понятный язык диалектные, профессиональные, устаревшие слова.



• Показать на портрете неизвестной красавицы (учащимся демонстрируют репродукцию картины с изображением человека в полный рост) указанные части тела и предметы:

Око - (глаз). Зеница - (глаз, зрачок).

Чело - (лоб). Рамо - (плечо, множественное число -рамена).

Выя - (шея). Длань - (ладонь).



Чрево - (живот). Шуйца - (левая рука).

Перст - (палец). Десница - (правая рука).

Перси - (грудь). Чресла - (поясница, бедро).

Вежды - (веки). Челюсть - (лицо, образовано от чело + уста).

Ланиты - (щёки). Рыло - (то же, что лицо).

Уста - (губы). Пясть - (ладонь с пальцами).



• Слова, приведенные ниже, охотно употребляли наши предки. Явления и предметы, обозначаемые ими, до сих пор су­ществуют в нашей жизни. А как же они называются?

Мыльня - (баня). Всеградник - (космополит).

Ветродуй - (вентилятор). Представщик - (актер).

Самодвйг - (автомат). Ошейник - (галстук).

Звонознание - (акустика). Скоропись - (стенография).

Единопродавство - (монополия). Любомудр - (философ).

  • Найди пару

Из данных фразеологических оборотов нужно составить пары,

противоположные по смыслу.

Например: Ни зги не видно - хоть иголки собирай.

Ни зги не видно Жить своим горбом

заварить кашу воспрянуть духом

коломенская верста от горшка два вершка

по чайной ложке на ночь глядя

чуть свет как кошка с собакой

повесить нос хоть иголки собирай

на чужой шее сидеть единым духом

душа в душу расхлёбывать кашу

сидеть сложа руки не покладая рук





  • Аукцион

В этой игре побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.



Покупать кота в мешке; волка ноги кормят; всяк кулик свое болото хвалит; куры не клюют; комар носа не подточит; когда рак свистнет; мартышкин груд; подложить свинью; кот напла­кал; первая ласточка; умирающий лебедь; брать быка за рога; блоху подковать; надуться как мышь па крупу; хорош гусь; уп­рямый осел; носиться как курица с яйцом и т. п.

  • Замени фразеологизмом

Учитель называет слова. Нужно заменить их фразеологиче­скими оборотами.

Метко - не в бровь, а в глаз; неожиданно - как снег на голо­ву; тесно - яблоку негде упасть; темно - хоть глаз выколи; опытный - стреляный воробей; мокрый - ни одной сухой нитки; молчать - держать язык за зубами; хвалить - возносить до не­бес; обманывать - водить вокруг пальца; бить - намять бока; исчезать - рассеиваться как дым.

  • Подбери синонимы

К фразеологизмам, которые читает учитель, нужно подоб­рать синонимичные фразеологические обороты.

Кот наплакал - с гулькин нос, с мизинец, капля в море, не густо, всего ничего, по пальцам пересчитать можно, раз-два и обчелся.

Во всю прыть - что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счета, в мгновение ока, раз-два и готово, не ус­пеешь моргнуть.

В тот же миг - сию минуту, не долго думая, не мешкая, не тратя времени, с места в карьер, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мановению волшебной палочки, по щучьему велению.



Лингвистические «Угадайки»

Выполнение подобных заданий во многом напоминает хорошо известную игру-задачу под названием «Кроссворд» (без привычного заполнения буквами его клеточек, хотя возможно и такое задание).

Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся (за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов) и грамматический строй речи - при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).



  • Угадайте слово по его описанию.

-Объясните, как вам это удалось сделать. «Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» плеч. Родной или крёстный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.

-Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

1) Не воробей. (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.)

2) На дворе, па траве. (На дворе трава, на траве дрова.)

3) Продукт, который маслом не испортишь. (Кашу маслом не испортишь.)

4) Она пущи неволи. (Охота пуще неволи.)

5) Суп, сваренный Демьяном. (Демьянова уха.)

6) Мельник, работающий неделями. (Мели, Емеля, твоя неделя)





























Приложение 2

Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм

  • Игра «Справочное бюро»

Игра способствует воспитанию навыков работы со словарем. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой уча­тся, необходима тренировка. Игра оживляет работу, разнообразит её.

  • Словарный диктант

Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами (содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова, удвоенные согласные): винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуна, прий­ти, электрификация, поливитамины, кофта, одноклассники, фут­бол, хоккей, рассчитать.

  • Диктант - шутка

Такой диктант позволяет обыграть в небольшом тексте ка­кие-либо трудные для запоминания слова. Так, например, при изучении орфограммы «Гласная после шипящих в корне» боль­шую сложность вызывают слова-исключения. Возможно, шу­точный диктант, в который включены эти слова, поможет детям запомнить их.

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал чокаться крюшоном. Настроение у пего было мажорное, будто он ехал на весёлое шоу.

Вдруг раздался шорох. Это у обжоры лопнул шов на шортах. Все, конечно, были шокированы происшедшим.

  • Диктант-«молчанка»

Этот вид диктанта позволяет разнообразить деятельность учащихся на этапе контроля знаний Он не может быть исполь­зован при изучении каждой темы, но там, где возможен, будет полезен учителю. Суть диктанта состоит в следующем: учитель показывает учащимся карточку с изображенной на ней орфограммой, например: пол-…., пол… Подождав одну-две минуты, пока учащиеся вспомнят соответствующее правило, он поочерёдно показывает набор иллюстраций, а ребята должны записы­вать слова, обозначающие изображенные па них предметы. В набор к данной орфограмме входят фотографии, журнальные вырезки, рисунки разрезанных пополам овощей и фруктов: капусты, лимона, дыни, яблока, сливы и т. д. Ученики, соответственно, должны написать: полкапусты, пол-лимона, полдыни, пол-яблока, полсливы и т. д.

  • Лингвистический футбол

Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.

  • Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант

Этот прием позволяет ученикам сразу же включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретенные базовые знания, которые необходимо быстро помнить для понимания новой темы, а учителю - тут же диагностировать степень усвоения и, в случае необходимости, про­извести коррекцию слабо осознанного материала.

Данный вид работы развивает также скорость реакции, непроизвольное внимание, формирует умение не только слушать, но и слышать задания учителя, быть независимым от мнения других.

Детям дастся установка:

- Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет - 0. Затем проверьте ответы и разберитесь в ошибках. Итак, дайте свой ответ на мои утверждения.

1) Слово «пунктуация» произошло от «пунктуальный». (Нет.)

2) В предложении Скоро будет лето в грамматической основе нет сказуемого. (Нет.)

3) В предложении Мы живем в городе, в котором много но­вых красивых домов есть определения. (Да.)

4) Придаточное предложение может стоять только после главного. (Нет.)

5)Независимое предложение в составе сложноподчиненного

называется главным. (Да.)

6) И - это схема сложносочиненного предложения с союзом. (Нет.)

Итого ответов: 001010.

  • Найди пару

Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них главное и придаточное.

1) Николай и не заметил,

надо прилежно учиться. 1 4

2) Скучен день до вечера,

установилась теплая, солнечная погода. 2 5

3) Чтобы получить хорошую профессию,

тихо шелестящих под ветром. 3 1

4) Которая бывает в начале сентября,

что стало светать. 4 2

5) Воздух пропитан ароматом трав,

коли делать нечего. 2 5

  • Умный редактор

Исправить предложения, заменив в одном из придаточных союзное слово который союзными словами где, откуда, когда. Исправленные предложения записать, расставляя знаки препи­нания.

Образец. Город, в котором я родился, славится заводом, который выпускает автомобили. - Город, где я родился...

1. Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи. 2. Год в который я переселился в был богат такими событиями которые (не) возможно забыть. 3. Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час который все еще спали. 4. Завод на который направили молодого инженера выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству. 5. Страна из которой приехали студенты нуждается в специалистах которых выпускает наш институт.

- Объяснить и исправить ошибки в построении предложений. Предложения записать в исправленном виде. 1. Коля стоял во дворе, который был огорожен забором и ждал брата. 2. Ольга подошла к тому повороту, на котором скамья, с которой она любила смотреть на море. 3. На подоконнике лежало несколько игрушек, которые принадлежали малышу, который сейчас был в детском саду. 4. Около балкона сидела собачка, которая надеялась получить косточки, которые приносили ей ребята. 5. Сосед по купе помог Ане донести чемодан, в котором был тяжелый мешочек с камешками, которые набрала на морском берегу. 6. В саду было много яблок, которые очень любил мальчик, который каждое лето приезжал к бабушке, которая работала в этом колхозе садоводом. 7. Пассажиры заполнили трамвай, который шел к заводу, на котором через полчаса начиналась смена.



Приложение 3

Кроссворды, чайнворды, ребусы

  • Знаете ли вы пословицы?



7





1



5





6





2







































3









4











1. Слово - ..., а молчание - золото. (Серебро.)

2. Авось да как-нибудь до добра не ...(доведут).

3. Доброе ... и кошке приятно. (Слово.)

4. Делу ..., потехе - час. (Время.)

5. Где тонко, там и ... (рвется).

6. Копейка ... бережет. (Рубль.)

7. Один с сошкой, а ... с ложкой. (Семеро.)

Игра «Разгадай кроссворд. Спрятанное слово»

1) Заполни клетки именами прилагательными, образованными от слов:

1. Скрипеть 2. Январь 3. Вчера

4. Синь 5. Перрон 6. Группа

7. Кость 8. Техас 9. Глаз

10. Яблоня 11. Глубина 12. Греция2) Впишите по горизонтали глаголы совершенного вида, образованные от следующих глаголов:

1. Прощать. 2. Сбрасывать. 3. Сдавливать. 4. Вывозить. 5. Избирать.

6. Лишать. 7. Относить. 8. Двигать. 9. Ронять. 10. Скрываться. 11.Прохаживаться.



3) Спрятанные слова. Разместите корни в пустых клетках по смыслу.

Корни: -прав-, -брос-, -глав-, -ровн-, -чист-, -винт-, -вред-, -дрог-, -стон-, -прос-, полз-, -ловч-, (-ловк-), -длин-, -добр-, -корм-, -мозж-, (-мозг-).

При правильном решении в выделенном столбике сверху вниз вы прочтёте название важнейшего явления языка.



Используя шифр, как можно быстрее найдите слова, которые

скрываются за этими цифрами:

421 3467 35121

9810 104239 25131

1086 108910 28517



Шифр: А В Г И Л М Н О Р Т Я

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11



Ответы: ива гимн глава

рот тигр влага

том торг волан

  • Отделите под от растения

СОШИСНШАКА

Комментарий: зачеркнув буквы слова «шишка» (плод), получаем название растения - слово «сосна». Также решаются остальные задачи.

  • Растворите белое в прозрачном.

СВОАДХАРА

Ответ: вода, сахар

  • Уберите горячее - останется холодное.

КИАЙПЯСТОБЕКРГ

Ответ: кипяток, айсберг

  • Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь буквы, которые

не повторяются, и составьте из них пожелание.

АОБООУАДА - _______________________

ИПЬРТПЕИР - ________________________

ЭПВФСФПЕ - ________________________

ВЮЛГВДЛАЮ - ______________________

ЖЗСУУЧЖАЗ - _______________________

ОАСАОТАЛО - _______________________

ГЦИДВГЦЫД! - _______________________

Ответ: Будьте всегда счастливы!

  • Составьте анаграммы.

Например: Карета - ракета

Урон - (руно), арап - (пара), мошкара - (ромашка), осколок - (колосок), соха - (хаос), ниша - (наши).

  • Чайнворд «Имя существительное»

Цель: повторить формообразование некоторых

существительных.. Все слова в этом чайнворде (в виде буквы «С»)1

















































~ ~



























1

































существительное. Какие же это слова?

1. Существительное 1-го склонения, означающее неопрятного человека. (Неряха))

2. Существительное женского рода, склонения, синоним выражения вооруженные силы в родительном падеже единственного числа. (Армий.)

3. Существительное мужского рода, склонения, синоним слова истукан в творительном падеже единственного числа. (Идолом.)

4. Существительное мужского рода 2-го склонения, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, образованного от существительного медведь. (Медвежонок.)

5. Существительное мужского рода 2-го склонения, с суффиксом -щик, обозначающее профессию и образованное от слова камень. (Каменщик)

6. Существительное женского рода, 1-го склонения, являются названием домашней птицы, в дательном падеже единственного числа. (Курице.)

7. Существительное женского рода, 3-го склонения, являющееся названием породы деревьев, в дательном падеже множественного числа. (Елям.)

8. Существительное мужского рода, 2-го склонения, обозначающее сооружение для переезда и перехода через реку, в родительном падеже множественного числа. (Мостов.)

9. Существительное среднего рода, в котором при склонении появляется суффикс -ен, в родительном падеже множественного числа. (Времен.)











Приложение 4



























Урок русского языка по теме:

Путешествие в страну морфемики и орфографии

(обобщающий урок, 5 класс)



















































Тема: Путешествие в страну морфемики и орфографии

Цели:

- повторить, обобщить и закрепить знания по данному раз­делу;

- воспитывать интерес к русскому языку;

- формировать в детях чувство Родины, патриотизм и гордость за свою малую родину.

Оборудование: схема путешествия; кроссворд.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Сообщение темы урока, постановка цели, вступительное слово учителя.

- Сегодня мы отправляемся в путешествие - плавание по Стране морфемики и орфографии. Этой страны вы не найдете на географической карте. Путешествуют по этой стране на корабле знаний. Я думаю, что ваши знания по разделу «Морфемика и орфография» помогут преодолеть проливы, препятствия, которые встретятся во время плавания. На островах, которые выделены коричневым цветом, безжизненных и пустынных, появятся зеленые ростки ваших знаний.

Мы с вами повторим и закрепим то, что узнали при изучении того раздела.

- Но чтобы отправиться в путь, нам надо приобрести билеты. Билет считается купленным, если команда сможет справиться с заданием.

III. Работа с классом по теме урока.

А. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 1 .

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните графически их выбор.

Было это поздней осенью. Ночью мы ра. пол. жились в лесу. Ра..ожгли костер, ра..огрели чай. На небе стоит полная луна. От нее ра..ходятся лучи. (В. Арсеньев.)

Карточка 2.

Контрольное списывание.

Распахни мне объятья твои,

Густолистный, развесистый лес!..

Чтоб и я в этом мире исчез,

Потонул в той душистой тени,

Что раскинул твой пышный навес.

Л. Фет

Кар т очка 3 .

Из данных слов составьте и запишите предложения, добавив, где нужно, предлоги. В словах с чередующейся корневой глас­ной обозначьте корень.

1. Учитель, предлагает, маршрут, интересный, поход. 2. Рас­положиться, костер, туристы, вечер. 3. Трудный, после, поход, горы, полагается, отдых. 4. Сложить, песню, мы туристы. 5. Лесник, предложить, нам, цветочный, чай.

Карточка 4.

Спишите, вставляя пропущенные слова. Объясните графиче­ски написание букв а-о в корнях с чередованием.

1. Недавно мы узнали о новом ... к газете «Аргументы и факты». 2. Школьники ... цветы к Могиле Неизвестного солда­та. 3. Мы живем в городе ..., который ... на реке Дон. 4. По всей России ... белоствольные березки. 5. На могучем дубе молодая

Слова для справок: поросль, Ростов, растут, расположился, приложение, возложили.

Б. Работа с текстом па доске.

На доске написаны слова А. Костецкого. Прочитайте внима­тельно.

«Что такое Родина? Солнце, лес, дыхание пашен, сад в цве­ту, где не молкнут пчелы, и твой дом, и огни твоей школы. Наша Родина - труд и праздник, сто дорог для тебя самых разных, и любовь твоя к папе и маме, и ты сам - не один, а с друзьями...»

- А что такое Родина для вас?

- Внимательно послушайте задание. Найдите в тексте слова, к которым можно подобрать 2-3 однокоренных слова, где можно наблюдать чередование звуков, беглые согласные. Выпишите их.

Чередование звуков: дыхание - дышать, дорог - дорожный, молкнуть - молчат, друзьями - дружный - подруга.

Беглые гласные: - пашен - пашни, огни - огонь.

-Ответьте на вопрос: что называется чередованием звуков?

- Приведите примеры.

Корабль отплывает. Билеты куплены. Следующая остановка отнюдь не близко, и пассажиры будут коротать время за выпол­нением устного задания.

IV. Игра «Помогите Пете Ошибкину».

1. Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Петя?

2. Расчистил Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: «Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются». Прав ли он?

3. Вырастали у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит проверочное слово -рослый. А как надо?

4. Цыган Петя написал с и. «В корне слова после ц пишется и, это я точно помню», - сказал Петя. Почему он неправ?

V. Фронтальный опрос.

- Наш корабль приближается к острову Морфем. Но, чтобы нам разрешили выйти на берег и погулять, вам придется отве­тить на несколько вопросов.

1. Что изучает Морфемика?

2. Что такое морфемы?

3. Назовите морфемы в слове ПРИДОРОЖНЫЙ.

4. Как найти окончание и основу слова?

5. Что такое корень? Подберите однокоренные слова к слову вода.

6. Для чего служат в слове приставка и суффикс?

- Вы видите, что на острове видны большие черные точки. Это самые крупные города острова Морфем. Но ураган унес таблички с названиями городов, нам придется их восстановить.

- Как называются города на острове Морфем? (Приставка, Корень, Суффикс, Окончание).

VI. Выборочный диктант.

- Чтобы удачно переплыть Пролив однокоренных слов, нам нужно выполнить два небольших задания (один человек у доски).

1. Выпишите из ряда слов в левый столбик однокоренные в правый - формы одного и того же слова..

Лес, лесник, лесной, перелесок, лесники, лесничий, лесником, честно.

2. Коля получил задание выделить корни в однокоренных словах в отрывке из стихотворения М. Исаковского. Вот как он (сделал. Прав ли Коля?

(На доске написан текст).

Летят перелетные птицы

Ушедшее лето искать,

Летят они в дальние страны,

А я не хочу улетать.

Однокоренные: летят, перелетные, улетать (лексиче­ское значение «нестись, передвигаться по воздуху»),

Лето - лексическое значение «теплое время года, следующее за. весной».

VII. Словарный диктант на основе загадок.

Один ученик работает у доски.

- Вспомните, в каких случаях в корне слова после шипящих пишется Е, а когда - О.

(В корне слова после шипящих под ударением пишется Е, без ударения - О.)

- Посмотрите на карту. На острове Е - О в корне после шипящих есть река Слов-исключений. Назовите слова-исключения.

(Шомпол, трущоба, крыжовник, шов, шорох, обжора, капюшон.)

- А в каких случаях пишется в корне И ~ Ы после Ц?

(И пи­шется в корне и словах на -ЦИЯ, Ы - в окончаниях и суффик­сах.)

- А река Слов-исключений?

(Слова-исключения: цыкнуть,ц цыпленок, цыган, на цыпочках.)

- Я читаю вам загадку, а вы записываете ответ.



1.Костяная спинка, 2.Зубастая пила

Жестяная щетинка. В лес густой с утра пошла.

С мятной пастой дружит, Весь лес обходила,

Нам усердно служит. Ничего не спилила.

(Зубная щетка.) (Расчёска)

3. По пригоркам, по равнинам 4. Он циркач такой ли

Я веду свою машину. Чертит круг одной ногой,

Я люблю дорог простор, А другой проткнул бумагу,

А зовут меня ... (шофер). Уцепился - и не шагу. (Циркуль)

5. По десятку на шесточке 6. В золотой клубочек

Сели умные кружочки Спрятался дубочек (Жёлудь)

И считают громко вслух, Явился в жёлтой шубке.

Только слышно: стук да стук. (Счёты) Прощайте две скорлупки! (Цыплёнок)





VIII. Работа с сигнальными карточками.

- Что-то штормит на Море приставок на 3 и С. Давайте вспомним правило написания 3 и С в приставках.

- Прочтите стихотворение:

Не забудьте, что приставки

Раз-, из-, воз-, низ-, через-, без-, вз-

Перед согласными глухими

Быстро сменят 3 на С.

- Приготовьте сигнальные карточки с буквами 3 и С.



Бережливый, бесшумный, беззаботный, истратить, испы­тать, раскрасить, расписать, безжалостный, исчезать, бес­предельный, бесснежный, бесчеловечный, растаять, расписать, безвкусный.



IX. Работа с перфокартой.

Перед нами откроется большой остров, который разделён на две части: О - А в корне -ЛАГ- , -ЛОЖ- и О - А В корне - РАСТ- , - Рос- .



1. заросли вырастали отрасль

2. растут отрасти поросль

3. растительный растение взросление

4. росток подросли водоросли

5. малорослый растительность прорастают

6. выращенный росла росточек

7. расти сращение вырос

8.зарастать нарастёт возрастаю

9. вырастаю взрослый Ростов







X.Кроссворд



1. Движение с целью набрать скорость. (Разбег.)

2. Соленая вода для засолки овощей. (Рассол.)

3. Место раздвоения железнодорожного пути. (Развилка.)

4. Молодые растения, выращенные для пересадки. (Рассада.)

5. Сбор сведений о противнике. (Разведка.)

6. Словесное сообщение о чем-либо. (Рассказ.)

7. Полное поражение кого-либо. (Разгром.)

8. Время восхода солнца. (Рассвет.)

9. Расставание. (Разлука.)

XI. Подведение итогов урока. Оценки.

- Справившись со всеми заданиями, преодолев все препят­ствия, мы берем курс домой.

- Путешествие подошло к концу, и мы опять дома.

- Чем мы сегодня занимались на уроке? Что повторяли? Что лично запомнил каждый из вас?

Домашнее задание.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-9 классов



























 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал