- Учителю
- «Образ солнца в языке и культуре русского народа»
«Образ солнца в языке и культуре русского народа»
МБОУ СОШ №22 с углубленным
изучением французского языка
город Дзержинск,
учитель русского языка и
литературы, учитель
высшей категории
Романова Алла Александровна
Интегрированный урок
«Образ солнца в языке и культуре русского народа»
Интегрирование знаний из различных областей науки и искусства способствует постижению учащимися целостной картины мира. Интерес учителя и учеников к художественной и духовной культуре народа, его истории и языку побудил нас обратиться к данной теме.
Цели урока:
-
обучающие: исследовать отражение культа солнца в языке и обычаях русского народа.
-
развивающие: развивать познавательный интерес, связную речь, навыки работы с лингвистическими словарями и научной литературой, формировать навыки исследовательской работы.
-
воспитывающие: воспитывать бережное отношение к языку и уважение к культуре русского народа.
Методы и приёмы: метод исследовательских проектов, эвристический (эвристическая беседа)
Задачи:
-
Изучить особенности образа солнца в славянской мифологии и найти отражение понятий солнечного годового цикла в словаре В.И.Даля.
-
Исследовать особенности славянской мифологемы «солнце». Раскрыть отражение культа солнца в народных обычаях славян (по роману П.И.Мельникова - Печерского «В лесах».).
-
Рассмотреть особенности концепта солнца» в русском языковом сознании.
-
Проанализировать произведения устного народного творчества, в которых создаётся образ солнца.
Опережающие задания по группам были направлены на решение поставленных задач.
Учащиеся обращались к литературе по языкознанию, к различным словарям, в том числе «Словарю символов», «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля. Особое внимание уделялось анализу фольклорных и художественных произведений, изучению монографии Панасовой Е.П. «Концепт СОЛНЦЕ в русском языке и речи», исследованию Семёновой М.Н. «Быт и верования древних славян».
Слово учителя: Как известно, СОЛНЦЕ является уникальным объектом, значимым для всех живущих на Земле людей, поэтому так или иначе образ СОЛНЦА представлен в культуре разных народов. Сегодня на уроке мы выясним особенности образа солнца в славянской мифологии, рассмотрим, как отразились вехи солнечного годового цикла в словаре В.И.Даля, определим особенности славянской мифологемы «солнце» и концепта «солнце» в русском языковом сознании. Каждой группе предстоит выступить с защитой своего проекта и задать классу 1-2 вопроса по своему выступлению.
-
Актуализация опорных знаний. «Понятие о солнце в культуре народов мира. Солярные мифы разных народов мира»
Как известно, СОЛНЦЕ является уникальным объектом, значимым для всех живущих на Земле, поэтому так или иначе образ СОЛНЦА представлен в культуре разных народов. В курсе МХК мы знакомились с солярными мифами древности.
Давайте вспомним, как представлен образ Солнца у тех или иных народов мира?
Обобщение:
-
У разных народов Солнце может соотноситься как с мужским (славяне, шумеры, египтяне), так и с женским (эвенки, сибирские народы) началом.
-
Представление о Солнце как живом существе в метафорическом виде: сохраняется в языке, например, солнце встало/село/... // sun rose/set/...(англ.) Die Sonne geht auf/ geht unter/... (нем.) II el sol se ha levantado/se ha puesto/..(исп.).
-
Почти у всех народов СОЛНЦУ сопутствуют эпитеты «золотое», «златокудрое», а в испанском языке слово «sol» - «солнце» ранее употреблялось также в значении «золото».
II. Образ солнца в культуре и языке русского народа - содержание центральной части урока.
Тема выступления 1 группы: Культ солнца в жизни древних славян Славянская мифологема Солнца. Образ солнца в русской культуре.
Задания для 1 группы:
-
Объяснить значение понятий «культ», «культ солнца».
-
Раскрыть роль мифологических персонажей Даждьбог и Ярила в культе солнца славян.
-
Охарактеризовать мифологему солнце как составной элемент мифологического сюжета и общекультурную идею русского фольклора.
Словарная работа. Слово «культ» происходит от латинского cultus - почитание, поклонение. В европейских языках мы находим близкие по написанию и звучанию слова: англ. cult, немец. Kult, франц. culte, итал. culto, исп. culto.
Слово культ является многозначным:
а) форма общественного поклонения, почитания богам; б) форма богослужения.
Культ солнца - форма религиозного действия, представляющая собой совокупность специфических действий (ритуалов, обрядов, церемоний), вызванных соответствующим вероучением: славяне одухотворяли солнце, наделяя его функциями высшего божества.
Вывод 1.
-
Солнце - небесное светило, почитавшееся древними славянами как источник жизни, тепла и света. Солнце называли ясным и красным, светлым и святым, божьим и праведным, добрым и чистым.
-
Славяне считали солнце Всевидящим оком, которое строго следит за нравственностью и соблюдением законов.
-
Мифологема солнце - это некая первичная сюжетная схема, общекультурная идея, встречающаяся в фольклоре, перешедшая из мифа в эпос и волшебную сказку, затем в художественную литературу. Солнце - доброе и справедливое божество, которое даёт жизнь всему живому на земле, это творец; к солнцу обращаются за помощью в трудных ситуациях Солнце - источник жизни на земле, залог урожая, символ мирной жизни; представитель истины и блага: солнце правды; «кормилец или благодетель, радость и надежда», «Солнце - князь земли». Такова суть мифологемы солнце.
-
Многие древнеславянские боги имели солнечную природу: Дажьбог - бог Солнца и творец всего сущего. Сварог - отец бога Солнца и создатель огня. Слово Даждьбог (или Дажьбог ),что значит «дающий бог», «податель всех благ», образовано от старославянского «даждь» - дай. Это Солнце -бог, подающий все блага и саму жизнь.
-
Ярила - Бог плодородия. По своему значению он близок египетскому богу Осирису. Оба служили идее плодородия, оба умирали поздней осенью, а весной возрождались к новой жизни, как и зерно, похороненное в земле, воскресает стеблем, колосом и новым, яровым, зерном.
. Вопрос классу: В опере Римского -Корсакова «Снегурочка» хор поёт о том, что Ярила - бог Солнца. Прав ли создатель либретто, называя Ярилу богом солнца? Кто такой Ярила и что связывает его с Даждьбогом?
Работа с толковыми словарями. Ярила - отнюдь не бог солнца, это совсем иной мифический персонаж. Имя «Ярила» восходит к словам «ярость», «ярый». Задание: найдите в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля значение слова «ярый». По Далю, оно означает «огненный, пылкий; сердитый, злой, лютый; горячий, запальчивый; крепкий, сильный, жестокий, резкий; скорый, бойкий, безудержный, быстрый; крайне ретивый, рьяный; весьма горючий; белый, блестящий, яркий; горячий». Какие из перечисленных определений отражают характер Ярилы - солнца?
Обратимся к «Толковому словарю» С.И.Ожегова, чтобы выяснить значение слова «ярость». Так называют «порыв слепой, стихийной, зачастую бессмысленной силы, неистовство». Яростный - значит неукротимый, озверелый. Найдите в толковом словаре слова, которые имеют общий корень со словом Ярила:
-
яровать - неистовствовать, забываясь,
-
«ярун» - глухарь во время тока, охваченный любовным порывом,
-
«яровые» - зерновые культуры , которые сеют весной,
-
«ярилки» - праздник, посвящённый культу плодородия земли.
Вопрос классу: Во время проведения праздника Ярилки появлялся ряженый в костюме Ярилы, с колосьями и черепом в руках. Что символизировали эти предметы?
2. О связи культа солнца с народными обычаями можно узнать из романа П.И.Мельникова - Печерского «В лесах», с которым учащиеся познакомились самостоятельно.
Тема выступления 2 группы: Миф о Солнце в изложении П.И. Мельникова-Печерского. Задания для 2 группы: Исследовать отражение культа солнца в народных обычаях славян (по роману П.И.Мельникова - Печерского «В лесах».). Найдите элементы русской обрядности, связанные с культом Ярилы. Какими средствами создаётся всеохватывающий образ веселого бога Ярилы? Почему в сказании о Яриле и Земле автор не использует слово «солнце»?
Вывод 2. В романе П.И.Мельникова - Печерского «В лесах» изображается всеохватывающая панорама культа Ярилы:
-
элементы русской обрядности; гулянья на Ярилином поле в Нижнем,
-
похороны чучела Ярилы в Муроме и Костроме,
-
изображения Ярилы актёрами на игрищах в Кинешме и Галиче.
-
С именем Ярилы связывает писатель название озера Светлояр: «То озеро по имени старорусского бога Светлым Яром зовется».
-
В романе создается яркий и праздничный образ бога весны, любви, плодородия: «...на головушке у него венок из алого мака, в руках спелые колосья всякой яри» (т. е. злаков яровых: пшеницы, овса, ячменя). Для создания образа Ярилы автор использует эпитеты: «вечно юный, вечно радостный светлый», метафоры:«пламень взора светлого Яра», « волны лучезарного Ярилина света».
-
В роман включены тексты нижегородского песенного фольклора:"Нет меня, Ярилушки, краше, нет меня, Хмеля, веселее - без меня, веселого, песен не играют, без меня, молодого, свадеб не бывает».
-
Кульминацией романа является утверждение жизнетворящей силы любви Земли-матушки и Ярилы-солнца: «Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких его поцелуев разукрасилась злаками, цветами»;
-
В тексте нигде не названо слово «Солнце», это даёт нам возможность предположить, что писатель отчётливо понимал различие между богом плодородия Ярилой и собственно богом Солнца (Даждьбогом).
Вопрос классу: Докажите, что воссоздавая мифологический образ солнца , автор имеет в виду не Даждьбога( главу славянского пантеона богов), а именно Ярилу?
Тема выступления 3 группы: Отражение понятий солнечного годового цикла в словаре В.И.Даля
Задания для 3 группы: В календаре присутствуют особые дни, связанные с положением солнца на небосклоне - дни зимнего и летнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия. Расскажите, как понятия солнечного годового цикла закрепились в русском языке и нашли отражение в словаре В.И.Даля
Вывод 3. Языческие народные праздники солнца связаны с днями зимнего и летнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия.
-
С ночи 24-го декабря на 25-е декабря - первый годовой праздник Солнца - солнцеворот или Корочун. По Далю это древнерусское слово означает «капут, конец, сметь, гибель, извод». Корочун символизирует минимальную силу огня, тепла, света. Это день смерти солнечного божества Ярилы.
-
Второй праздник Солнца - день возрождения солнечного божества - приходится на 24 марта и называется Комоедицы. Смысл названия этого главного праздника восходит к древним славянским словам «комо» - и - «едиц(а)», т.е. « поедающая комо».
Словарная работа с раздаточным материалом. Чтобы выяснить лексическое значение слова «комо», обратимся к однокоренным словам, представленным в словаре В.И.Даля: комуха - трясучка, лихоманка, лихорадка, гнетучка; комаха, комоха, кумаха, комошица ( она гнёт человека в ком).
Определите лексическое значение слова «комо»?
-
Можно предположить, что «комо» это болезнь, смерть, а слово Комоедицы означает уничтожение смерти-зимы и прославление огня, тепла, солнца - Ярилы.
-
Утверждение сил жизни и уничтожение смерти - таков смысл этого праздника, который в более поздние времена был вытеснен близким по смыслу праздником Масленицы.
-
Третий праздник Солнца - Купало - отмечается в разгар лета, в ночь с 22 на 23-е июня. Этот древний народный религиозно-магический земледельческий праздник был распространён у славян на Руси и в Европе. В этот день разводили костры и прыгали через них, КУПАЯСЬ в огне (пале) костра, КУПАЯСЬ в реке. Молодёжь водила хороводы, делала из травы чучело КУПАЛЫ.
Работа с информационной карточкой:
-
Значение слова «Купало» принято связывать со словом «купать», которое означает «окунать с погружением во что-либо».
-
По Далю, «купа» - «костёр», а также « большой чан».
-
Синонимом к слову «купаться» является слово «лить», поэтому, очевидно, купать(ся) можно не только в воде, но и в огне, в лучах солнца, вообще в каком-либо льющемся потоке.
-
Вторая часть слова - «пал» - созвучна со славянским словом «пал», обозначающим огонь, а также полевой, степной, лесной пожар
-
Во время праздника Купалы максимален день, и наиболее ярко/jарко/жарко солнце (Ярило), поэтому в этот праздник славяне купались в лучах солнца - днём, а ночью - в огне костра.
4). Четвёртый праздник Солнца - день осеннего равноденствия - Радогощь (Радогост) отмечали 24 сентября.
-
Считалось, что в этот день Солнце-муж Дажьбог становится мудрым Солнцем-стариком Световитом. О Яриле речь уже не шла.
-
К этому дню пекли огромный, в рост человека, медовый пирог, за который прятался славянский жрец, который произносил пожелания и предсказания на следующий год, Затем начинался пир в честь солнца, которое дарит людям радость и щедрый урожай.
Вопросы классу:
-
Чем, по-вашему, объясняется второе название этого праздника - «поедание солнца»?
(это название связано с праздником урожая, когда люди могла насладиться дарами солнца и земли)
-
Как этимологическая сущность славянского праздника Радогощь (Радогост) отражается в фонетическом строе его названия? ( Радогощь - «радость гостям», «угощение»)
-
Так как у славян было немало врагов, то в контексте праздника была и настороженность к тем «гостям», которые могут прийти с войной, чтобы отобрать не только урожай, но и жизнь. Не случайно в этот день проходили смотры воинского мастерства, устраивались потешные поединки. Т.о., семантика праздника Радогощь связана, с одной стороны, с урожаем, а с другой - с подготовкой к войне и смерти.
-
Тема выступления 4 группы: Образ солнца в фольклоре и русском языковом сознании. Динамика концепта «солнце».
Задания для 4 группы:
1.Определить значение образа солнца в произведениях русского фольклора.
2.Изучить монографию Панасовой Евгении Петровны «Концепт СОЛНЦЕ в русском языке и речи».
3. Раскрыть особенности концепта «солнце»
Вывод 4.
Общеславянское слово «солнце» ассоциируется с понятиями «рождать», «творить», «оживлять Бытие мира зависит от плодоносящей силы солнца.
-
Солнце обозначалось кругом или кругом с расходящимися лучами, прямыми и косыми крестами, кругом с крестом внутри, концентрическими кругами с крестом внутри, розеткой и свастикой. Изображениями солнца украшались предметы обихода: прялки, полотенца и т.п.
-
В песнях и загадках Солнце изображается в девичьем образе: «Красная девица в зеркало глядится», «Красная девушка в окошко глядит».
-
В сказках оно живет там, где земля сходится с небом. Солнце опускается на ночь под землю или в море. Ладья, запряженная утками или лебедями, доставляет его к стороне восхода.
-
В былинах с Солнцем образно сравнивали Великого князя (Владимир Красное Солнышко) или богатыря.
-
В песнях «светлое» или «красное солнышко» - это родной человек, например, родимая матушка. Мать сравнивают с солнцем, потому что она, как и Солнце, дарит нам жизнь и тепло своей души.
-
В пословицах используется слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом - солнышко, что указывает на любовно-уважительное отношение к объекту, используется неделимое сочетание - постоянный эпитет «красное солнышко».
-
Ряд пословиц и поговорок утверждает восприятие солнца как духовно значимого объекта, например, « И на солнце есть пятна» (солнце как образец добродетели, чистоты); «За ушко да на солнышко» (солнце как что-то высвечивающее, выявляющее всё в истинном свете),
-
В русском языке существуют устойчивые выражения, связанные с образом солнца: «солнце правды», «солнце истины» (об Иисусе Христе), «солнце русской поэзии» (о Пушкине).
Работа с информационной карточкой
-
Концепт - это сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека.
-
Концепт - это то, посредством чего обычный человек входит в культуру, а иногда и влияет на неё.
-
Концепт отправляет читателя к миру духовных ценностей, смысл которых может быть явлен лишь через символ - знак, предполагающий использование своего образного предметного содержания для выражения содержания абстрактного
-
Понятийные признаки концепта СОЛНЦЕ в русской языковой картине мира составляют признаки: «свет», «тепло», «шар» (в наивном сознании форма светила скорее представляется как «круг»), «цвет - красное», «огромное».
-
Образный слой концепта включает традиционные признаки, свойственные народному сознанию: «бог», «живое», «на небе», «красивое», «яркое», «любимый, значимый человек», «золото», «труд», «благо», «власть», «ценное», «истина», «непогрешимое», «мудрое», «справедливое», «ласковое», «огонь».
-
Ядро концепта «солнце» представляют следующие смыслы:
-
Центральное тело Солнечной системы, звезда, представляющая собой гигантский раскаленный газовый шар, излучающий свет и тепло за счет протекающих в его недрах термоядерных реакций. С этим смыслом связаны следующие примеры: «Восход Солнца». «Солнце - звезда-карлик». «Вращение Земли вокруг Солнца».
-
.Свет, тепло, излучаемые этим телом. С этим смыслом связаны выражения: «Греться на солнц». «Подойти к солнцу» (т. е. «к свету»).
-
(переносное значение) О ком-(чём) - нибудь очень дорогом, ценном, являющимся источником, средоточием чего-нибудь ценного, высокого, жизненно необходимого. Примерами могут служить выражения: «Солнце моё, не плачь». «Солнце правды» - о том, кто прославился в какой-либо области искусства, науки. Так, например, солнцем драматургии принято считать Шекспира, солнцем математики - Лобачевского. Солнцем русской поэзии назвал Достоевский Пушкина.
-
Солнце (мн., солнца, солнц). Это центральное тело среди других планетарных систем, играющее роль, подобную Солнцу в солнечной системе. Точно неизвестно, сколько солнц в нашей Вселенной.
-
Динамика формирования концепта «Солнце» в русском языковом сознании схематично может быть представлена следующим образом: энергия - божество - планета - тепло - жизнь - радость - красота - жизнь - ласка - любовь.
III. Заключительная часть урока. Солнце - основа жизни на земле. Обобщение. Каким предстаёт образ солнца в языке и культуре русского народа?
-
Понятие «солнце» имеет многослойную структуру, включающую широкий культурный фон.
-
Образный слой понятия солнце включает традиционные признаки, свойственные народному сознанию: «бог», «живое», «на небе», «Красивое», «Яркое», «любимый, значимый человек», «золото», «благо», «власть», «истина», «непогрешимое», «мудрое», «Огонь», «справедливое», «ласковое».
-
Солнце является вечным идеалом, средоточием добра и добродетели, а удаленность солнца и восприятие его как постоянного, неизменного («солнце - вечность»; «солнце - даль») позволяет ему сохранять положение божества.
« О великий бог-светоносец! Тебя славили в храмах Египта и Эллады, на берегах Ганга и в стране Восходящего Солнца, и на далеком Западе, на плоскогорьях Анд. Мы любим тебя все, и злые, и добрые, мудрые и темные, верующие по-разному и неверующие, - те, кто чувствует твое сердце, неизмеримое в своей благости, и те, кто просто радуется свету твоему и теплу»
( Д. Андреев «Роза мира»)
IV. Домашнее задание (по выбору учащихся):
-
Сочинение-рассуждение: «Почему русские писатели на протяжении веков обращаются к образу солнца?»
-
Образ солнца в «Слове о полку Игореве».
-
Солнце как символ поэтического творчества в поэзии А.С.Пушкина ..
.Данный урок, рассчитанный на 2 часа, может быть проведён в VIII - IX классах. Работа основывается на проектной деятельности учащихся, которые овладевают навыками работы с научной литературой, словарями. В ходе урока, опираясь на знания по русскому языку, литературе, мировой художественной культуре, учащиеся приходят к выводу, что Солнце неизменно предстает как величайшая ценность и в нравственном, и в материальном смысле, так как с солнцем связан урожай - основа жизни. Солнце является неким идеалом, средоточием добра и добродетели. Память о культе солнца жива в русском языке.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
" Средняя общеобразовательная школа № 22
с углубленным изучением французского языка "
г. Дзержинска Нижегородской области
Методическая разработка интегрированного урока
«Образ солнца в языке и культуре русского народа»
Выполнила :
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №22
г.Дзержинска Нижегородской области
Романова Алла Александровна
г. Дзержинск
2016-2017 учебный год