- Учителю
- Конспект урока русского языка Изобразительно-выразительная роль причастий и прилагательных(7 класс)
Конспект урока русского языка Изобразительно-выразительная роль причастий и прилагательных(7 класс)
Ф.И.О : Филиппова Татьяна Ивановна
Место работы: муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Титаревская средняя общеобразовательная школа Кантемировского муниципального района Воронежской области
Тема урока: Изобразительно - выразительная роль причастий и прилагательных. (Слайд 1)
Цели урока: а) формировать умения использовать полученные знания в нестандартной ситуации, высказывать собственное суждение, делать выводы;
б) совершенствовать умение анализировать текст;
в) раскрывать роль причастий и прилагательных в художественном тексте.
Вид урока: урок - исследование.
Оборудование: рабочая тетрадь «Комплексный анализ текста» для 7 класса (текст № 6), портрет Катаева, репродукция картины И.Айвазовского и И.Репина «Прощай, свободная стихия!», карточки с заданием, мультимедийный экран, презентация к уроку.
Эпиграф: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя». (А.С.Пушкин)
Ход урока:
I.Слово учителя:
- Мы подошли к концу изучения темы «Причастие», и сегодня в центре нашего внимания определения, выраженные причастиями, причастными оборотами и прилагательными. Этот урок особенный: вы не просто ученики, вы исследователи, которым предстоит внимательно всмотреться в причастия, прилагательные, понаблюдать за их жизнью в тексте; увидеть, как они побуждают к работе наше воображение и мысль.
(Запись в тетрадь числа, темы, эпиграфа урока)
II.Работа по теме урока (Слайд 2 )
- Материалом для исследования будет служить фрагмент из повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий». Познакомиться с этим произведением вы можете самостоятельно, взяв книгу в школьной библиотеке. Прослушайте текст. (Читает учитель)
- Внимательно перечитайте текст про себя и постарайтесь представить картину, нарисованную автором. (Чтение текста про себя учащимися)
- Что вы представили, читая текст?
Читая текст, я представила такую картину: безграничное, светло-голубое, сверкающее море. Оно спокойно. Волны тихо играют. И неожиданно дохнуло свежим ветром. Море изменяется: становится темно-синим, волны уже не играют, а толкаются, обгоняя одна другую. Спряталось солнце, ветер усиливается, низко над морем летают и кричат чайки. Громадные волны бушующего моря с грохотом обрушиваются на берег. Это зрелище прекрасно!
(Слайд 3)
- Сравните ваши впечатления с изображением моря на репродукции картины Айвазовского и Репина «Прощай, свободная стихия!» (Показ картины на мультимедийном экране)
- Что объединяет художественный текст и картину и чем они отличаются?
И в художественном тексте, и на картине взгляд человека сосредоточен на море, невиданном, полном какого-то тайного очарования. На картине И.Айвазовского и И.Репина мы видим Пушкина, стоящего на скале. Поэт смотрит на море, которое он очень любил и воспел во многих прекрасных стихах. Глядя на картину, мы, кажется, слышим, как Пушкин читает строки этих стихов:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой!
Море отвечает шумом: оно неспокойное, бурное, волны бьются о берег. Я думаю, что художественный текст отличается от картины еще тем, что в нем мы наблюдаем разное море, оно меняется на глазах каждый час. В тексте гораздо больше деталей, которые открывают нам могущество моря: штормовой ветер, грифельное небо, чайки, тело дохлого дельфина, облака шторма, туман брызг .
III Исследование текста учащимися.
- Художники Айвазовский и Репин передали красоту и какое-то тайное очарование моря красками, а как это удалось сделать Катаеву? Какую роль в этом сыграли причастия и прилагательные? Нам предстоит ответить на эти вопросы, проведя исследование. Для решения этой задачи мы разделимся на 5 мини-групп, каждая из которых получит творческое задание.
(Группы получают задание.)
- В течение 5-6 минут вы работаете в группах самостоятельно. Затем представитель от каждой группы выступает с результатами исследования.
Задание для первой группы (Слайд 4)
-
К какому типу речи относится данный фрагмент?
-
В каком стиле написан текст?
-
Докажите, что Катаев одушевляет море. Отвечая на вопросы, приводите доказательства.
Данный фрагмент является описанием природы - морского пейзажа. Типовым значением для него служит предмет и его признаки. Стиль текста - художественный. Автор словами рисует картину разного моря, каким он его увидел. В этом ему помогают такие изобразительно - выразительные средства языка, как эпитеты, сравнения, метафоры.
Задание классу: (Слайд 5)
-Выпишите эпитеты, сравнения и метафоры. (Повторяем определения этих понятий, пользуясь презентацией к уроку)
Эпитеты: тихое, ярко-синее, пламенное, сверкающее море. Грифельное небо; взбаламученные волны; глянцевитое тело; резкая зелень; малахитовые исписанные доски; в оглушенном воздухе; тонкий туман; потрясенных обрывов.
Сравнения: горизонт стоит зубчатой стеной; эхо звенит бронзой; туман висит кисеёй.
Метафора: Море становится шерстяным, точно его гладят против ворса. Волны волокут и швыряют. Доски прибоя разбиваются о берег.
Задание для второй группы (Слайд 6)
-
Какими частями речи широко пользуются автор в описании моря? Какова доля причастий в тексте?
-
Какие формы причастий представлены в тексте? Какое звучание они придают тексту?
В описании моря Катаев использует прилагательные, причастия, глаголы. Причастий в тексте шесть: море (какое?) покрытое, сверкающее; волны (какие?) взбаламученные; доски прибоя (какие?) исписанные; в воздухе (каком?) оглушенном; обрывов (каких?)потрясенных. Одно действительное причастие настоящего времени, пять страдательных причастий прошедшего времени. Благодаря использованию причастий, мы видим преображение моря. Глагольные признаки причастий помогают представить картину моря в движении.
Задание для третьей группы (Слайд 7)
-
Поработайте со словарем Ожегова, определите лексическое значение слов: темно-индиговое (море), (по) грифельному (небу), малахитовые (доски прибоя).
-
Какую роль они играют?
Нам нужно было объяснить лексическое значение слов. Темно-индиговое (море) - темно-синее, (по) грифельному (небу) - по серому, малахитовые(доски прибоя) - светло-зеленые. Это эпитеты-прилагательные, которые ярко и образно рисуют море, передают изменяющийся цвет моря, неба.
Задание для четвертой группы ( Слайд 8)
-
Представлены ли в тексте причастные обороты? Прочитайте предложения, соблюдая интонацию.
-
Какой ритм они создают? Объяснить знаки препинания.
-
Замените предложения с причастным оборотом синонимичной конструкцией. Сравните.
В этом тексте одно предложение с причастным оборотом: Малахитовые доски прибоя (какие?), размашисто исписанные белыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Причастный оборот придает прозаическому тексту ритмичность, мелодию звучания, выразительную краткость. Синонимичная конструкция - это сложное предложение. Малахитовые доски прибоя, которые размашисто исписали белые зигзаги пены, с пушечным громом разбиваются о берег.
Задание для экспертной группы ( Слайд 9)
1. Какие средства поэтического синтаксиса вы увидели в тексте?
Фрагмент из повести Валентина Катаева - поэтическое описание моря. Художественные средства языка: эпитеты, сравнения и метафоры - делают морской пейзаж видимым и зримым. Мы видим море величественным и мощным. Метафоры подчеркивают, что море - огромное живое существо, у которого своя, полная тайн и загадок жизнь. И в этом - его главное очарование.
IV. Подведение итогов урока.
- Как причастия и прилагательные помогают понять идею текста?
Глагольные признаки причастий помогают нам почувствовать движение моря. А признаки прилагательного в причастиях, как и сами прилагательные, делают море ярким, запоминающимся, как на картине Айвазовского и Репина. И сегодня у меня возникло огромное желание - увидеть настоящее море.
V.Домашнее задание:
- Продолжить работу над комплексным анализом текста