7


  • Учителю
  • Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации учащихся 8 класса по литературе. По модели ОГЭ. К учебнику Коровиной

Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации учащихся 8 класса по литературе. По модели ОГЭ. К учебнику Коровиной

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Вариант 1



Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения

и выполните задания 1-3.



Начало формы

На воле? Жил - и жизнь моя

Без этих трёх блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил...

Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?..

9

Бежал я долго - где, куда?

Не знаю! ни одна звезда

Не озаряла трудный путь.

Мне было весело вдохнуть

В мою измученную грудь

Ночную свежесть тех лесов,

И только! Много я часов

Бежал, и наконец, устав,

Прилёг между высоких трав;

Прислушался: погони нет.

Гроза утихла. Бледный свет

Тянулся длинной полосой

Меж тёмным небом и землёй,

И различал я, как узор,

На ней зубцы далёких гор;

Недвижим, молча я лежал,

Порой в ущелии шакал

Кричал и плакал, как дитя,

И, гладкой чешуей блестя,

Змея скользила меж камней;

Но страх не сжал души моей:

Я сам, как зверь, был чужд людей

И полз и прятался, как змей.



10

Внизу глубоко подо мной

Поток, усиленный грозой,

Шумел, и шум его глухой

Сердитых сотне голосов

Подобился. Хотя без слов

Мне внятен был тот разговор,

Немолчный ропот, вечный спор

С упрямой грудою камней.

То вдруг стихал он, то сильней

Он раздавался в тишине;

И вот, в туманной вышине

Запели птички, и восток

Озолотился; ветерок

Сырые шевельнул листы;

Дохнули сонные цветы,

И, как они, навстречу дню

Я поднял голову мою...

Я осмотрелся; не таю:

Мне стало страшно; на краю

Грозящей бездны я лежал,

Где выл, крутясь, сердитый вал;

Туда вели ступени скал;

Но лишь злой дух по ним шагал,

Когда, низверженный с небес,

В подземной пропасти исчез.

(М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»)



Для выполнения заданий 1 и 2 сначала запишите в бланке номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой и связный ответ (3-5 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённый текст.

1. Каковы причины побега Мцыри из монастыря?

Конец формы

Начало формы

Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации учащихся 8 класса по литературе. По модели ОГЭ. К учебнику Коровиной2. Какую роль играет описание природы в раскрытии душевных переживаний героя поэмы?



Для выполнения задания 3 сначала запишите в бланке номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой и связный ответ (5-8 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённый текст.

Конец формы

Начало формы

Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации учащихся 8 класса по литературе. По модели ОГЭ. К учебнику Коровиной3.Сопоставьте фрагмент поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» с приведённым ниже фрагментом рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Чем различаются два описания побега?

Перекрестился Жилин, подхватил рукой замок на колодке, чтобы не бренчал, пошёл по дороге, - ногу волочит, а сам всё на зарево поглядывает, где месяц встает. Дорогу он узнал. Прямиком идти вёрст восемь. Только бы до лесу дойти прежде, чем месяц совсем выйдет.

Перешёл он речку, - побелел уже свет за горой. Пошёл лощиной, идёт, сам поглядывает: не видать ещё месяца. Уж зарево посветлело и с одной стороны лощины всё светлее, светлее становится. Ползёт под гору тень, всё к нему приближается.

Идёт Жилин, всё тени держится. Он спешит, а месяц ещё скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор, - бело, светло, совсем как днём. На деревах все листочки видны. Тихо, светло по горам, как вымерло всё. Только слышно, внизу речка журчит.

Дошел до лесу - никто не попался. Выбрал Жилин местечко в лесу потемнее, сел отдыхать.

Отдохнул, лепёшку съел. Нашёл камень, принялся опять колодку сбивать. Все руки избил, а не сбил. Поднялся, пошёл по дороге. Прошёл с версту, выбился из сил - ноги ломит. Ступит шагов десять и остановится, «Нечего делать, - думает, - буду тащиться, пока сила есть. А если сесть, так и не встану. До крепости мне не дойти, а как рассветёт, - лягу в лесу, переднюю, а ночью опять пойду».

Всю ночь шёл. Только попались два татарина верхами, да Жилин издалека их услыхал, схоронился за дерево.

Уж стал месяц бледнеть, роса пала, близко к свету, а Жилин до края леса не дошёл. «Ну, - думает, - ещё тридцать шагов пройду, сверну в лес и сяду». Прошёл тридцать шагов, видит - лес кончается. Вышел на край - совсем светло, как на ладонке перед ним степь и крепость, и налево, близёхонько под горой, огни горят, тухнут, дым стелется и люди у костров.

(Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»)

Конец формы



4. Выберите только одну из предложенных тем и напишите сочинение в объёме 150-200 слов. В бланке ответов укажите номер выбранной вами темы.

Опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения.

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продумывайте композицию сочинения.



4.1 Почему легкомысленный хвастун Хлестаков не был разоблачён опытным городничим? (по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»).



4.2 Как в исповеди Мцыри проявляются его представления об истинных ценностях жизни? (по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)



4.3 Как в повести Н.В.Гоголя «Шинель» раскрывается тема «маленького человека»?































Вариант 2



Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения

и выполните задания 1-3.



Начало формы

«Любезный Пётр Андреевич, пожалуйста пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах.

Готовый ко услугам

Иван Зурин».

Делать было нечего. Я взял на себя вид равнодушный и, обратясь к Савельичу, который был и денег, белья, и дел моих рачитель, приказал отдать мальчику сто рублей. «Как! зачем?» - спросил изумленный Савельич. «Я их ему должен», - отвечал я со всевозможной холодностию. «Должен! - возразил Савельич, час от часу приведённый в большее изумление, - да когда же, сударь, успел ты ему задолжать? Дело что-то не ладно. Воля твоя, сударь, а денег я не выдам».

Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж в последствии времени трудно мне будет освободиться от его опеки, и, взглянув на него гордо, сказал: «Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои. Я их проиграл, потому что так мне вздумалось. А тебе советую не умничать и делать то, что тебе приказывают».

Савельич так был поражён моими словами, что сплеснул руками и остолбенел. «Что же ты стоишь!» - закричал я сердито. Савельич заплакал. «Батюшка Пётр Андреич, - произнёс он дрожащим голосом, - не умори меня с печали. Свет ты мой! послушай меня, старика: напиши этому разбойнику, что ты пошутил, что у нас и денег-то таких не водится. Сто рублей! Боже ты милостивый! Скажи, что тебе родители крепко-накрепко заказали не играть, окроме как в орехи...» - «Полно врать, - прервал я строго, - подавай сюда деньги или я тебя взашей прогоню».

Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошёл за моим долгом. Мне было жаль бедного старика; но я хотел вырваться на волю и доказать, что уж я не ребёнок. Деньги были доставлены Зурину. Савельич поспешил вывезти меня из проклятого трактира. Он явился с известием, что лошади готовы. С неспокойной совестию и с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска, не простясь с моим учителем и не думая с ним уже когда-нибудь увидеться.

(А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»)

Для выполнения заданий 1 и 2 сначала запишите в бланке номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой и связный ответ (3-5 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённый текст.



1.Какие черты характера Гринёва проявились в приведённой сцене?

Конец формы

Начало формы

Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации учащихся 8 класса по литературе. По модели ОГЭ. К учебнику Коровиной2.Как в приведённом фрагменте передано состояние Савельича?



Для выполнения задания 3 сначала запишите в бланке номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой и связный ответ (5-8 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённый текст.









Конец формы

Начало формы

Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации учащихся 8 класса по литературе. По модели ОГЭ. К учебнику Коровиной3.Сопоставьте рассматриваемый фрагмент романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с фрагментом пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль». Чем отличаются отношения Гринёва и Савельича от отношений Митрофана и Еремеевны?

Еремеевна. Да поучись хоть немножечко.

Митрофан. Ну, ещё слово молви, стара хрычовка! уж я те отделаю! Я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему.

Скотинин. Подойди сюда, дружочек.

Еремеевна. Изволь подойти к дядюшке.

Митрофан. Здорово, дядюшка! Что ты так ощетиниться изволил?

Скотинин. Митрофан! Гляди на меня прямее.

Еремеевна. Погляди, батюшка.

Митрофан (Еремеевне). Да дядюшка что за невидальщина? Что ты на нём увидишь?

Скотинин. Ещё раз: гляди на меня прямее.

Еремеевна. Да не гневи дядюшку. Вон, изволь посмотреть, батюшка, как он глазки-то вытаращил, и ты свои изволь так же вытаращить.

Скотинин и Митрофан, выпуча глаза, друг на друга смотрят.

Милон. Вот изрядное объяснение!

Правдин. Чем-то оно кончится?

Скотинин. Митрофан! Ты теперь от смерти на волоску. Скажи всю правду; если б я греха не побоялся, я бы те, не говоря ещё ни слова, за ноги, да об угол. Да не хочу губить души, не найдя виноватого.

Еремеевна (задрожала). Ах, уходит он его! Куда моей голове деваться?

Митрофан. Что ты, дядюшка? белены объелся? Да я знать не знаю, за что ты на меня вскинуться изволил.

Скотинин. Смотри ж, не отпирайся, чтоб я в сердцах с одного разу не вышиб из тебя духу. Тут уж руки не подставишь. Мой грех. Виноват Богу и государю. Смотри, не клепли же и на себя, чтоб напрасных побой не принять.

Еремеевна. Избави бог напраслины!

Скотинин. Хочешь ли ты жениться?

Митрофан (разнежась). Уж давно, дядюшка, берёт охота...

Скотинин (бросаясь на Митрофана). Ах ты чушка проклятая!..

Правдин (не допуская Скотинина). Господин Скотинин! Рукам воли не давай.

Митрофан. Мамушка! заслони меня.

Еремеевна (заслоняя Митрофана, остервенясь и подняв кулаки). Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю.

Скотинин (задрожав и грозя, отходит). Я вас доеду.

Еремеевна (задрожав, вслед). У меня и свои зацепы востры!

Митрофан (вслед Скотинину). Убирайся, дядюшка; проваливай.

(Д.И. Фонвизин. «Недоросль»)

Конец формы





















4. Выберите только одну из предложенных тем и напишите сочинение в объёме 100 слов. В бланке ответов укажите номер выбранной вами темы.

Опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения.

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продумывайте композицию сочинения.



4.1 Почему никто из чиновников города N не осознаёт, что Хлестаков не ревизор? (по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)



4.2 Образ «маленького» человека и тема сострадания в повести Н.В.Гоголя «Шинель».



4.3 В чём противопоставлены натуры Швабрина и Гринёва? (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)















































































Пояснительная записка

Контрольная работа по промежуточной аттестации учащихся 8 классов составлена к учебнику В.Я.Коровиной «Литература. 8 класс» по модели Основного государственного экзамена.

Цели: выявить уровень образовательных результатов учащихся:

предметные:

- уметь характеризовать литературного героя, опираясь на приведённый фрагмент произведения (зад.1);

- уметь выявлять средства передачи эмоционального состояния персонажа (зад.2);

- уметь сравнивать поведение героев разных литературных произведений в схожих ситуациях (зад.3);

- уметь анализировать причины поступков героев произведений (зад.4);

- уметь формулировать идею произведения (зад.4);

- уметь определять тематику произведения, раскрывать ее в сочинении (зад.4);

- уметь сравнивать героев одного художественного произведения (зад.4);

- уметь формулировать позицию автора художественного текста (зад.1,2,4);

- уметь пользоваться знаниями по теории литературы (зад.4);

- уметь использовать отсылки к тексту художественного произведения (зад.4);

метапредметные:

- уметь понимать смысл заданий контрольной работы (зад.1-4);

- соблюдать литературные нормы языка (зад.1-4);

- уметь выражать свое мнение по заданному вопросу (зад.1-4);

- уметь приводить примеры для доказательства своей точки зрения (зад.1-4);

- владеть беглым чтением и письмом (зад.1-14);

личностные: стремиться к культурному, нравственному самосовершенствованию (зад.1-4).

Краткая характеристика КИМа.

Форма контроля: тестовая работа.

Количество вариантов - 1.

Количество заданий в варианте - 4.

Распределение заданий по уровню сложности:

- базовый: 2 задания;

- повышенный: 1 задание;

- высокий: 1 задание.

Тексты художественных произведений, использованных при составлении КИМа:

-А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»;

- Д.И.Фонвизин «Недоросль»;

- Н.В.Гоголь «Ревизор»;

- Н.В.Гоголь «Шинель».

Схема поэлементного анализа выполнения заданий.1 Анализ приведённого фрагмента

1.1 Глубина суждений и убедительность аргументов

















1.2 Следование нормам речи







  1. Дан прямой связный вопрос с опорой на авторскую позицию, сформулировано свое мнение, аргументированы тезисы, фактические ошибки отсутствуют

  2. Не дан прямой связный ответ, искажена авторская позиция, изложено лишь свое мнение, не все тезисы аргументированы, анализ подменен пересказом, допущены 1-2 фактические ошибки

1.2.1 Допущено не более 2 речевых ошибок







2









1













1

3

2 Анализ приведённого фрагмента

2.1 Глубина суждений и убедительность аргументов

















2.2 Следование нормам речи







  1. Дан прямой связный вопрос с опорой на авторскую позицию, сформулировано свое мнение, аргументированы тезисы, фактические ошибки отсутствуют

    1. Не дан прямой связный ответ, искажена авторская позиция, изложено лишь свое мнение, не все тезисы аргументированы, анализ подменен пересказом, допущены 1-2 фактические ошибки

2.2.1 Допущено не более 2 речевых ошибок







2









1













1

3

3.Сопоставление художественных произведений

3.1.Умение сопоставлять художественные произведения



3.2.Глубина суждений и убедительность аргументов















3.3 Следование нормам речи







3.1.1 Сравнение проведено по указанному направлению, верно построена сравнительная характеристика

3.1.2 Допущены ошибки в построении сравнительной характеристики

3.2.1.Дан прямой связный вопрос с опорой на авторскую позицию, сформулировано свое мнение, аргументированы тезисы, фактические ошибки отсутствуют

3.2.2.Не дан прямой связный ответ, искажена авторская позиция, изложено лишь свое мнение, не все тезисы аргументированы, анализ подменен пересказом, допущены 1-2 фактические ошибки

3.3.1 Допущено не более 2 речевых ошибок









2





1



2









1











1

5

4.Сочинение на литературную тему

4.1 Глубина суждений и убедительность аргументов















4.2.Уровень владения теоретико-литературными понятиями







4.3.Обоснованность привлечения текста произведения



4.4.Композиционная цельность









4.5.Следование нормам речи







4.1.1.Раскрыта тема сочинения с опорой на авторскую позицию, сформулировано свое мнение, аргументированы тезисы, фактические ошибки отсутствуют

4.1.2.Раскрыта тема сочинения, не все тезисы аргументированы, допущены 1-2 фактические ошибки

4.1.3.Тема раскрыта поверхностно без опоры на авторскую позицию, тезисы не обоснованы, допущены 3-4 фактические ошибки

4.2.1.Использованы теоретико-литературные понятия для анализа, ошибки в их употреблении отсутствуют

4.2.2. Теоретико-литературные понятия присутствуют, но не использованы для анализа, допущены 1-2 ошибки в их употреблении

4.3.1.Текст привлекается обоснованно и разносторонне

4.3.2.Текст привлекается без связи с выдвинутым тезисом

4.4.1.Части высказывания связаны, мысль развивается, нет повторов

4.4.2. Части связаны, но мысль повторяется, есть отступления от темы, есть нарушения в последовательности изложения

4.5.1.Допущено не более 2 речевых ошибок

4.5.2.Допущены 3 речевые ошибки

4.5.3.Допущены 4 речевые ошибки









3







2





1







2





1







2



1



2



1







3



2

1

12Критерии выставления оценки.

«3» - 12-14 баллов

«4» - 15-19 баллов

«5» - 20-23 балла

«2» - 0-11 баллов

Время, необходимое для выполнения работы, - 120 минут.

























 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал