- Учителю
- Конспект урока внеклассного чтения по теме Баснописец Иван Иванович Дмитриев и его басни (7 класс)
Конспект урока внеклассного чтения по теме Баснописец Иван Иванович Дмитриев и его басни (7 класс)
Конспект урока внеклассного чтения в 7 классе.
Учитель Е.В.Назарова
Тема: Баснописец Иван Иванович Дмитриев и его басни.
Цели: 1) образовательная: сформировать у учащихся представление о биографии и творчестве И.И.Дмитриева;
2) воспитательная: вызвать интерес к литературному наследию поэтов-симбирян, любовь к родному краю;
3) развивающая: развить навыки выразительного чтения, анализа произведения, инсценирования басен, продолжить работу над повышением познавательной активности, над совершенствованием связной и монологической речи учащихся.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Оформление: 1) эпиграфы: «Русский Лафонтен».
...Дмитриев, Державин, Ломоносов,
Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас.
А.С.Пушкин
2) портрет И.И.Дмитриева;
3) иллюстрации учащихся к его басням;
4) музыка для физкультминутки (из мультфильма «Пластилиновая ворона»;
5) карточки с названиями творческих групп : «биографы», «лингвисты», «актёры», «иллюстраторы», «исполнители басен», «исследователи»;
6) критерии оценки работы на уроке;
7) тексты басен И.И.Дмитриева.
План урока:
№
Этапы урока
Время
1
Организационный момент.
2
Сообщение учителем целей урока.
1 мин.
3
Изучение нового материала.
1.Знакомство с биографией И.И.Дмитриева (презентация и сообщения уч-ся)
2.Слово учителя о развитии жанра басни в мировой и русской литературе XVIII в.
3.Особенности басен И.И.Дмитриева (работа с тетрадями).
9 мин.
4
Закрепление
1 .Словарно-орфографическая работа.
2. Работа над выразительным чтением басен, определением их главной идеи.
3. Демонстрация иллюстраций к басням, комментарии к ним.
12 мин.
5
Физкультминутка.
1 мин.
4
Закрепление
4.Словарно-орфографическая работа.
5.Инсценирование басен И.И.Дмитриева.
6. Словарно-орфографическая работа.
7. Исследовательская работа (сравнительный анализ басен «Дуб и трость» И.И.Дмитриева и И.А.Крылова).
15 мин.
6
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Выставление оценок в группах.
6 мин.
7
Домашнее задание (по выбору) :
1)выучить понравившуюся басню И.И.Дмитриева;
2)сочинить короткий аллегорический рассказ с ненавязчивой моралью;
3)сочинить собственную басню.
1 мин.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Установление тишины, внимания; проверка готовности к уроку.
2.Сообщение учителем целей урока.
- Ребята, сегодня мы проводим урок внеклассного чтения по теме «Баснописец Иван Иванович Дмитриев и его басни». Вы познакомитесь с биографией и творчеством нашего земляка-баснописца, с особенностями его произведений. Я очень надеюсь, что этот урок вызовет у вас интерес к литературному наследию поэтов-симбирян, укрепит вашу любовь к родному краю. Также вы продолжите работу по развитию навыков выразительного чтения, анализа произведений, инсценирования басен и совершенствования связной речи.
-Наш сибирский край богат литературным наследием и традициями. Сколько замечательных поэтов с ним связано: Н.М.Карамзин, Н.М.Языков, Д.Н.Садовников. И среди них есть славное имя - Иван Иванович Дмитриев. А.С.Пушкин в одном из своих стихотворений подчёркивал, что Дмитриев внёс свой вклад в развитие русской литературы :
... Дмитриев, Державин, Ломоносов,
Певцы бессмертные, и честь, и слава россов.
Питают ум и вместе учат нас.
3.Изучение нового материала.
- При подготовке к уроку класс был поделён на творческие группы, и у каждой группы было своё задание. Сейчас слово предоставляется «биографам», которые познакомят вас с биографией И.И.Дмитриева.
1.Знакомство с биографией И.И.Дмитриева (презентация и сообщения учащихся).
Иван Иванович Дмитриев родился 21 сентября 1760 года в родовом имении своего отца, селе Богородское Симбирской губернии. До восьми лет мальчик рос под опекой бабушки в деревне, а потом был отправлен в Казань к деду - отставному полковнику Афанасию Алексеевичу Бекетову, который поместил его в пансион француза Манжена. Наук в пансионе было немного: французский язык, арифметика и рисование. Первыми книгами были произведения французских авторов в старинных неуклюжих переводах.
Затем дед переезжает в Симбирск, тогда небольшой провинциальный город на Волге. Сюда же Афанасий Алексеевич привозит внука. Учёба продолжается. Особое внимание мальчик уделяет французскому языку. Иван Дмитриев знакомится с произведениями Мольера, баснями Жана Лафонтена, а родители познакомили сына с одами Ломоносова и Сумарокова.
С началом пугачёвского бунта семья Дмитриевых переезжает в Москву, а затем в Петербург, где тринадцатилетний Иван Дмитриев был помещён в полковую школу (закрытое военное учебное заведение). Не имея к военной службе склонности, он, тем не менее, терпеливо дослужился до 1796 года, достигнув чина полковника.
Ивана Ивановича всё больше привлекает литература, он занимается переводами с французского языка небольших прозаических произведений.
Стремясь всецело заняться литературным трудом, в 1799 году уходит в отставку, но затем снова был вынужден вернуться на штатскую службу. В 1810 году Дмитриев становится министром юстиции. Он стремится на этом высоком посту быть честным и справедливым государственным деятелем.
Интерес к поэзии возникает v Ивана Ивановича в 70-е годы. Он сам стал сочинять стихи, сатирические сказки, басни.
-Ребята, а что такое басня?
(Басня - это короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная мораль.)
2.Слово учителя о развитии жанра басни в мировой и русской литературе 18 века.
-Первые басни появились в Древней Греции. Основоположником считают Эзопа.
В 17 веке древний жанр был возвеличен Жаном Лафонтеном, отдавшим дань почтения своим предшественникам:
Эллада- мать искусств, за это ей хвала.
Из греческих земель и басня к нам пришла.
От басни многие кормились, но едва ли
Они до колоска всю ниву обобрали.
Доныне вымысел - свободная страна.
Не вся захвачена поэтами она.
Лафонтен писал в отличие от античных авторов басни полные жизни, действии, диалогов, опираясь на народную мудрость.
Русская литература обратилась к басне в 18 веке. Жанр басни в русской поэзии утверждает А.П.Сумароков, обращаясь к сюжетам народных эпизодов. Первые басни И.И.Дмитриева - вольные переводы произведений Лафонтена.
Басни И.И.Дмитриева имели много общих черт с произведениями Жана Лафонтена, поэтому современники называли Ивана Ивановича «русским Лафонтеном».
3.Особенности басен И.И.Дмитриева (работа с тетрадями).
1)Басни назидательные.
2)В них нет сатирической прямоты. Автор не является судьёй пороков
человеческого общества. Он лишь указывает на них.
3)Его басни - это аллегорические рассказы с ненавязчивой моралью.
4)Басни имеют театрализованный вид.
5)Общая идея - справедливость.
-Вспомним значение использованных здесь терминов. Что такое назидание? (Наставление, поучение.)
-Что такое сатира? (Художественное произведение, в котором резко высмеиваются и осуждаются порочные явления общественной или личной жизни.)
-Поясните, что такое пороки? (Недостатки, например, лживость, зависть, жадность.)
-Дайте определение аллегории. (Это художественный приём, иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ.)
-Что такое мораль в басне? (Оценка, вывод.)
4. Закрепление.
1.Словарно - орфографическая работа.
-Итак, как и все баснописцы, Дмитриев указывал на пороки человеческого общества. Давайте почитаем басни Ивана Ивановича и определим, что в них высмеивает автор. Но сначала слово предоставим «лингвистам», которые пояснят некоторые слова в баснях.
Умилосердись (устар.) - склонись к милости, милосердию.
Помрачить (книж.) - сделать смутным, неясным.
2.Работа над выразительным чтением басен, определением их плавной идеи.
«Исполнители басен» читают басню «Нищий и Собака».
-Как сформулирована в этой басне мораль? Назовите строки.
-Какой вывод делает автор? (По внешности не судят о характере и душевных качествах человека.)
Звучит басня «Лебедь и Гагары».
-О каком пороке идёт речь в басне? (О зависти.)
-В каких строках И.И.Дмитриев сформулировал мораль?
Звучит басня «Осёл и Кабан».
- Назовите аллегорические образы басни?
-Как в этой басне сформулирована мораль?
-Какой порок высмеивает в басне автор? (Хвастовство.)
3.Демонстрация иллюстраций к басням, комментарии к ним.
-Наши «иллюстраторы» тоже хорошо потрудились и нарисовали к басням Дмитриева рисунки. Пожалуйста, прокомментируйте свои рисунки.
5.Физкультминутка.
Басни были популярны во все времена. Так в конце 20 века по мотивам известной басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица» даже был снят мультфильм и придумана песенка. Отрывок из неё поможет нам провести весёлую разминку.
4.Закрепление.
4.Словарно - орфографическая работа. (Проводит группа «лингвистов».)
Интрига - происки, скрытные действия, обычно неблаговидные, для достижения чего-нибудь.
Фортуна (устар.) - судьба, счастье.
Чин - служебный разряд у военных и гражданских служащих.
Беспристрастно - справедливо.
5.Инсценирование басен И.И.Дмитриева.
-Ребята, мы с вами говорили, что басни Дмитриева представляют собой аллегорические рассказы с ненавязчивой моралью, что придаёт им театрализованный вид. Давайте посмотрим, какие сценки подготовили наши «актёры».
Инсценирование басен «Отец с Сыном», «Две Лисы», «Хлеб и Свечка».
6.Словарно - орфографическая работа.
Феб - греческий бог Аполлон, божество солнечного света.
Зефир - лёгкий ветерок.
Аквилон - свирепый северный ветер.
Эол - в греческой мифологии : 1) родоначальник племени эолийцев; 2)повелитель ветров.
Рок (устар.) - злая судьба.
Роптать - проявлять недовольство, обиду.
Радснье (устар.) - забота, содействие.
7.Исследователъская работа (сравнительный анализ басен «Дуб и Трость» И.И.Дмитриева и И.А.Крылова).
-В 19 веке многие литераторы писали басни на одни и те же сюжеты, поэтому некоторые произведения баснописцев имеют одинаковое название. Так у И.И.Дмитриева и И.А.Крылова есть басня «Дуб и Трость». Но одинаков ли смысл этих одноимённых произведений? Группа «исследователей» провела сравнительный анализ басен. Предоставим им слово.
- Эти басни имеют схожий сюжет. Гибкая Трость, т.е. тростник, выдерживает силу ветра, а Дуб, гордившийся своей несгибаемостью, гибнет. Сильная буря вырывает его с корнем из земли. Оба автора в басне опираются на народную мудрость.
Но есть и различие. Басни написаны по-разному. Крылов передаёт сюжет более живо, используя выражения из разговорной речи. Басня Дмитриева более театрализована, в ней нет едкой сатиры, автор не навязывает читателю мораль.
6.Подведение итогов урока.
-Сегодня мы познакомились с удивительным баснописцем, нашим земляком, внёсшим большой вклад в развитие русской басни. Какие басни И.И.Дмитриева вам понравились?
-Какие вы знаете особенности басен Ивана Ивановича?
Рефлексия.
-Какие впечатления остались у вас от урока? Что понравилось? Почему?
-Что нового, интересного или полезного вы узнали?
Выставление оценок в группах.
Критерии оценки работы на уроке:
1 .Качество выполнения своего задания.
2.Правильностъ, точность и логика ответов.
3.Культура речи и поведения.
Комментирование оценок учащимися.
7. Домашнее задание (по выбору):
1)выучить понравившуюся басню И.И.Дмитриева;
2)сочинить короткий аллегорический рассказ с ненавязчивой моралью;
3)сочинить собственную басню.
Приложение
Басни И.И.Дмитриева
НИЩИЙ И СОБАКА
Большой боярский двор Собака стерегла.
Увидя старика, входящего с сумою,
Собака лаять начала.
«Умилосердись надо мною! -
С боязнью, по́шептом бедняк ее молил. -
Я сутки уж не ел... от глада умираю!»
- «Затем-то я и лаю, -
Собака говорит, - чтоб ты накормлен был».
Наружность иногда обманчива бывает:
Иной как зверь, а добр; тот ласков, а кусает.
<1803>
ЛЕБЕДЬ И ГАГАРЫ
За то, что Лебедь так и бел и величав,
Гагары на него из зависти напали
И крылья, тиной замарав,
Вкруг Лебедя теснясь, нарочно отряхали
И брызгами его марали!
Но Лебедю вреда не сделали оне!
Он в воду погрузился
И в прежней белизне
С величеством явился.
Гагары в прозе и в стихах!
Возитесь как хотите,
Но, право, истинный талант не помрачите;
Удел его: сиять в веках.
<1805>
ОСЁЛ И КАБАН
Не знаю, отчего зазнавшийся Осёл
Храбрился, что вражду с Кабаном он завёл,
С которым и нельзя иметь ему приязни
«Что мне Кабан! - Осёл рычал. -
Сейчас готов с ним в бой без всякия боязни!»
- «Мне в бой с тобой? - Кабан с презрением сказал.
- Несчастный! Будь спокоен:
Ты славной смерти недостоин». [1805]
1