7


  • Учителю
  • Проектная работа по литературе 'Жанры литературы'

Проектная работа по литературе 'Жанры литературы'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №113 городского округа Самара



Исследовательский проект по литературе

«Жанры в литературе»



Автор проекта:
ученица 10 «А» класса

ГБС(К)ОУ школы-интерната №113
Моисеева Мария

Руководитель проекта:
преподаватель русского языка и литературы
Тлупова Эмма Нургалиевна

Самара 2015

Цель:

изучить и проанализировать виды литературных жанров.

Задачи:

  • Расширить знания о литературных жанрах;

  • Выяснить критерии причисления литературного произведения к тому или иному жанру;

  • Изучить типологию литературных жанров.



Гипотеза:

Литературный жанр - закрепленная система, обладающая определенными нормами, которых должен придерживаться автор при написании.



Введение

Художественная литература - вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного (письменного человеческого) языка.

Понятие "жанр" обобщает черты, свойственные большой группе достижений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще. В каждом виде искусства система жанров складывается по-своему. В литературе жанр определяется на основе принадлежности достижений к роду литературного, преимущественно эстетического качества (идейно-оценочного настроения - сатирического, патетического, трагического), объема произведения и способа построения образа (символика, аллегория, документальность).

Не стоит считать, что жанры раз и навсегда жестко определены. Они живут и развиваются. Причина, выдвинувшая данный жанр может отпасть, основные признаки жанра могут изменяться, но жанр продолжает жить генетически. Так современный роман эволюционировал из средневекового рыцарского романа. Бывает, что жанры распадаются, как случилось в литературе XIII в. с комедией, распавшейся на чистую комедию и "слезную комедию", из которой выросла современная драма. И все же, что такое «литературные жанры» и какими они бывают?


Этих книг тебе не прочитать

Ни за что на свете.

Для тебя стоит на них печать,

Ибо книги эти -

Книги для ума и для души,

Разные такие -

Для тебя чрезмерно хороши.

Ты прочтешь другие.

Здесь на полках - всевозможных книг

Столько тысяч!

Ты проходишь, безмятежно в них

Взглядом тычась.


Константин Ваншенкин


Литературные жанры - группы литературных произведений, объединенных совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках).

Если на фольклорной стадии жанр определялся из внелитературной (культовой) ситуации, то в литературе жанр получает характеристику своей сущности из собственных литературных норм, кодифицируемых риторикой. Вся номенклатура античных жанров, сложившаяся до этого поворота, была затем энергично переосмыслена под его воздействием.

Понимание жанра - как предлежащей автору готовой структуры - привело к появлению целого ряда, содержащих указания для авторов относительно того, как именно должны быть написаны или ; вершиной такого типа сочинений является трактат «Поэтическое искусство» (). Это не означает, разумеется, что система жанров в целом и особенности отдельных жанров действительно оставались неизменными на протяжении двух тысяч лет, - однако перемены (и очень существенные) либо не замечались теоретиками, либо осмыслялись ими как порча, отклонение от необходимых образцов. И лишь к концу разложение традиционной жанровой системы, связанное, в соответствии с общими принципами , как с внутри литературными процессами, так и с воздействием совершенно новых социальных и культурных обстоятельств, зашло настолько далеко, что нормативные поэтики уже никак не могли описать и обуздать литературную реальность.

Современные литературные жанры (и такое предположение мы встречаем уже в размышлениях М. М. Бахтина) не являются элементами какой-либо предзаданной системы: наоборот, они возникают как точки сгущения напряжённости в том или ином месте литературного пространства в соответствии с художественными задачами, здесь и сейчас ставящимися данным кругом авторов, и могут быть определены как «устойчивый тематически, композиционно и стилистически тип высказывания». Специальное изучение таких новых жанров остаётся делом завтрашнего дня.

Литературное произведение может быть причислено к тому или иному жанру по различным критериям. Можно рассматривать следующие критерии: форма, содержание и род.



Литературные формы - группы литературных произведений, объединенных теми или иными формальными и только свойствами (в отличие от , выделение которых основано на совокупности формальных и признаков). Граница между формами и жанрами проницаема и исторически изменчива. Так, , на ранних стадиях своего существования тяготевший к жанровой природе (т.е. к довольно определенному кругу тем и образов), к XX веку сохранил только некоторые элементы формальной структуры (14 стихотворных строк с определенным строфическим рисунком). же, исходно характеризующийся единственным формальным признаком (однострочное стихотворение), в творчестве приобретает свойства . Споры между сторонниками формального и жанрового понимания (хайку или хокку - трехстишия, форма японской поэзии) сопровождают этот вид стихотворной миниатюры на протяжении всей истории ее существования в западной литературной традиции.

Роды литературы - это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося ("носителя речи") к художественному целому.

На протяжении истории существования словесного искусства осуществлялись неоднократные попытки разделить литературу на роды. При этом основания для такого деления были разными.Один из наиболее ранних опытов группировки произведений литературы по родам был осуществлён в античности, о чём свидетельствуют трактаты Платона и Аристотеля. Классификация родов осуществлялась в соответствии с типом отношения автора к высказываемому. Если автор говорит от своего лица - это поэзия, если представляет содержание в форме «обмена речами» героев - это драма. Если же автор соединяет свои слова со словами чужими, принадлежащими действующим лицам, то - это эпос. «Подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остается сам собой, не изменяя своего лица, или представляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных» (Аристотель). Как видим, изначально главным критерием в отнесении художественного произведения к тому или иному роду служил тип организации речи.


Рассказ (новелла) - повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.

Рассказ, как правило, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода. В этом его отличие от , как более развернутой формы, где описывается обычно несколько эпизодов, отрезок жизни героя. Но дело не в количестве страниц (есть небольшие по объему повести и относительно длинные рассказы), и даже не в количестве фабульных событий, а в установке автора на предельную краткость. Так, рассказ Чехова «Ионыч» по содержанию близок даже не к повести, а к роману (прослежена почти вся жизнь героя). Но все эпизоды изложены предельно кратко, авторская цель одна - показать духовную деградацию доктора Старцева.

По словам Джека Лондона, «рассказ - это… единство настроения, ситуации, действия». Малый объем рассказа определяет и его стилистическое единство. Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой. Но в рассказе гораздо чаще, чем в «крупных» жанрах, перо как бы передается герою, который сам рассказывает свою историю. Зачастую перед нами - сказ: рассказ некоего выдуманного лица, обладающего собственной, ярко выраженной речевой манерой (рассказы Лескова, в 20 в. - Ремизова, Зощенко, Бажова и др.).


Повесть - прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Данное определение жанра характерно исключительно для российской литературоведческой традиции.В западном литературоведении для прозаических произведений такого рода используются определения «роман» или «короткий роман».

Повесть - средняя эпическая форма, прозаический жанр занявший свое место между рассказом и романом. Для жанра повести характерно достаточно медленное развитие действия (по сравнению с рассказом и романом), ровный темп повествования, равномерное распределение сюжетного напряжения по ряду ситуаций, простота композиции, хроникальное расположение материала. Тематика данных произведений может быть различной: повесть может иметь героическое, романтическое или нравоучительное содержание.

В древнерусской литературе повестью называли житийные, новеллистические, агиографические и летописные произведения («Повесть временных лет», «Повести о мудрых женах»). Затем стали появляться повести светские, отражающие современные события. Появляются так называемые воинские повести («Слово о полку Игореве», «О приходе Батыевой рати на Казань», «Сказание о побоище Дмитрия Донского»). В XVII веке значение термина «повесть» начинает приближаться к современному. В этот период создаются бытовые и авантюрные повести, вырабатываются соответствующие художественные приемы («Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Ерше Ершовиче»). Повесть начинает занимать свое место между романом и новеллой. В XIX веке к жанру повести обращаются многие русские писатели (Гоголь, Тургенев, Толстой, Достоевский, Чехов). В западноевропейской литературе данный жанр представлен в творчестве Мериме, Флобера, Мопассана, Гофмана.


Роман - жанр литературных эпических произведений, вид повествовательной литературы имеющее максимальнодопустимый размер, внушительное содержание романа обволакивает значительный временной отрезок и описывает судьбы многих действующих персонажей.

В романе широко изображена жизнь, гладко выстроен ряд событий, обычно используется большое количество героев, которые участвуют в событийном ряде произведения.

Роман дает талантливому писателю возможность показать прогресс духовного мира задействованных героев, обнажать изменения на любом отрезке времени, делать некий анализ тех условий, которые способны повлиять на формирование их характеров.

Изначально под романом подразумевались только те произведения, которые были написаны на живом романском языке, в отличие от духовных канонических или научных произведений, написанных по-латински. Романские повести и рассказы с "легкими" сюжетами распространялись в кругах простых людей, не знающих латыни. Позже прилагательное "романский" приобрело самостоятельное значение. Так возник этот жанр повествовательных произведений на любом языке.

В современном значении под романом понимается вымышленная (или основанная на реальных событиях, но с долей вымысла) история с цельным сюжетом, развернуто описывающая картину жизни и охватывающая судьбы, как правило, нескольких действующих лиц.

Роман может быть психологическим, бытоописательным, приключенческим. Написан он может быть как в прозе, так и в стихах (вспомним роман в стихах Пушкина "Евгений Онегин").


Комедия - драматический жанр, в котором характеры, действия, ситуации проникнуты комическим, представлены в смешных формах. Длительное время (вплоть до эпохи классицизма) комедия считалась «низким» жанром. Жанровые черты комедии: наличие эффекта неожиданности, наличие комедийного противоречия, противостояния (безобразного - прекрасному, ничтожного - возвышенному, ложного - истинному и т.д.), присутствие «смеха» как незримого положительного лица произведения, рельефно выписанные характеры, наличие алогизмов, каламбуров, карикатуры, буффонады, пародии, использование автором приема гиперболы, гротеска, комических положений и диалогов . Типы комического: юмор, сатира, ирония, сарказм, карнавальный смех, шутка, насмешка, каламбур. Различают комедию положений, комедию интриги, комедию характеров, комедию нравов, комедию идей, комедию настроений, комедию-буффонаду, бытовую комедию, лирическую комедию, сатирическую комедию, героическую комедию и сентиментальную комедию.
По Аристотелю, разница между трагедией и комедией состоит в том, что одна стремится подражать худшим, другая лучшим людям, нежели нынешние. Представление о комическом восходит к древним обрядам, игровому, празднично-веселому народному смеху. Это «фантазирование рассудка, которому предоставлена полная свобода». Комическим называют также жизненные изменения, в которых содержится несоответствие общепринятой норме, алогизм.

Постоянным предметом комедии служит необоснованная претензия безобразного мнить себя прекрасным, мелочного - возвышенным, косного, омертвевшего - живым. Все элементы комического образа при этом взяты из жизни, у реального предмета, лица. Они не преображены творческой фантазией. Виды комического - ирония, юмор, сатира. По значению различаются высокие виды комедии (величайший образец в литературе - Дон Кихот М. деСервантеса, смех над наиболее высоким в человеке) и забавные, шутливые виды (каламбуры, дружеские шаржи). Комедия связана не только с отрицанием отжившего, но и с духом утверждения, выражая радость бытия и вечное обновление жизни.


Трагедия - драматический жанр, противоположный комедии, в основе трагедии лежит острый и неразрешимый конфликт, заканчивающийся гибелью героя. В трагедии особенно важной считалась трагическая эмоция, сочетание глубокой печали и высокого восторга, элемент зрительского сопереживания, процесс душевного очищения через страдание (катарсис). Жанр возник в Древней Греции из культовых обрядов, посвященных богу Дионису. Греческая трагедия дала миру идеальные образцы данного жанра (Софокл, Эсхил, Еврипид).

Античная трагедия была основана на мифологическом материале, ей были свойственны героичность, философичность, она затрагивала высшие проблемы бытия (жизни и смерти, вечности и т.д.), она утверждала свободу характера, действующего в русле необходимости. Герой, как правило, оказывался во власти судьбы, злого рока, должен был исполнить предначертанное. При этом важна была и его свободная воля - именно она заставляла его выполнить свою миссию в соответствии с волей богов, пусть даже ценой собственной жизни.

В Средние века в качестве трагического выступает мученическое, драматическое произведение, изображающее глубокие, чаще всего неразрешимые жизненные противоречия. Их последствия завершаются гибелью героя. Конфликты реальности переданы в трагедии в предельно напряженной форме. Это, воздействуя на зрителей, пробуждает силу их чувств и рождает душевный подъем (катарсис - очищение).

Трагедия возникла в Древней Греции из религиозно-культового обряда поклонения богу виноградарства и виноделия Дионису. В честь Диониса устраивались празднества, торжественные шествия с пением дифирамбов. Разыгрывались действия, участниками которых становились одетые в козлиные шкуры поклонники Диониса и запевала хора (корифей). Эти игры, эти «песни козлов» положили начало трагедии как одной из разновидностей драмы.


Драма - это форма литературного произведения, которая позволяет в кратком сюжете показать конфликты общества, чувства и взаимоотношения героев, раскрыть нравственные вопросы.

Как и комедия, драма воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, однако главная ее цель не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом.

При этом, как и трагедия, драма тяготеет к воссозданию острых противоречий, но вместе с тем эти противоречия не столь напряженны и допускают возможность благополучного разрешения.

Понятие драма как жанр сложилось во второй половине 18 в. у просветителей. Драма 19-20 в.в. является преимущественно психологической. Отдельные разновидности драмы смыкаются со смежными жанрами, используя их средства выразительности, например приемы трагикомедии, фарса, театра масок.

Основные признаки драмы:

  • конфликт или событие лежит в основе сюжета;

  • отсутствие повествования (первоочередную роль играют диалоги и монологи героев);

  • быстротечность сюжета;

  • при чтении драмы создается впечатление, что автор у этого произведения отсутствует;

  • небольшой объем произведения.

В России первыми произведениями в жанре бытовой драмы стали «Ревизор» и «Горе от ума» Гоголя. Большой вклад в развитие драмы сделал Островский - после его произведений драма обрела серьезную почву.


Баллада - это слово, пришедшее в русский лексикон из итальянского языка. Переводится оно как "пляска". Таким образом, баллада - это танцевальная песня. Писались такие произведения в стихотворной форме, а куплетов было много. Стоит отметить, что исполнялись они только под какой-либо музыкальный аккомпанемент. Но со временем под баллады плясать перестали. Потом они и вовсе преобразовались. Стихи-баллады стали носить эпический и очень серьезный смысл.

Жанр баллады является одним из любимых лирико-эпических жанров русских романтиков, который позволял полностью отойти от реальности, создать собственный фантастический мир, противопоставленный миру реальности.

Нельзя не отметить такую личность, как Роберт Бернс, который стал основателем этого жанра. В центре этих произведений всегда был человек, однако поэты, творившие в XIX-м веке, которые избрали этот жанр, знали то, что людские силы далеко не всегда могут дать возможность ответить на каждый вопрос и стать полноправным хозяином собственной судьбы. Именно поэтому зачастую баллада - это сюжетное стихотворение, в котором рассказывается о роке. К подобным произведениям относится "Лесной царь". Оно было написано поэтом Иоганном Вольфгангом Гёте.

Стоит отметить, что баллада - это жанр, который претерпевал изменения и продолжает их терпеть. В Средние века данные произведения стали песнями с бытовой тематикой. В них велась речь о набегах разбойников, мужественных подвигах рыцарей, исторических воинах, а также о любых других событиях, которые касались жизней людей. Следует оговориться, что в основе любой баллады всегда лежал конфликт. Разворачиваться он мог между кем угодно - детьми и родителями, молодым человеком и девушкой, из-за нашествия врагов или социального неравенства. Но факт остается фактом - конфликт был. И в Средние века был ещё один момент. Тогда эмоциональное воздействие данных литературных произведений основывалось на том, что драматический конфликт между смертью и жизни помогал начать ценить смысл сущности и бытия.

Жанр баллады играет важную роль в развитии русского романтизма и занимает значительное место в творчестве В. А. Жуковского, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.


Миф - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о , о и героях.

Проблема мифа намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд, и многогранна. Следует отметить хотя бы тот факт, что среди исследователей до сих пор нет общепринятого определения мифа. Миф - не сказка: на интуитивном уровне некоторые мифы (например, древневосточные) не воспринимаются как выдумки, но мыслятся содержащими в себе какую-то интересную, но непонятную информацию. Иногда миф противопоставляется легендам и преданиям, которые, как считается, в отличие от абсолютно фантастического повествования мифа, содержат в себе рациональное зерно реальных событий.

Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

Миф соединяет в себе рациональное (современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение) и иррациональное (мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности). Однако эффективное воздействие мифологического проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.


Сказка - это произведение, зачастую связанное с народным фольклором или другими формами вымысла излагаемых в устной форме с целью развлечения, в иных случаях сказкой называют произведение, основанное на личной фантазии или идее автора.

«Сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. От слова «каза́ть». Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII-XIX века. Ранее использовалось слово баснь. Слово «сказка» предполагает, что о ней узнаю, «что это такое» и узнают «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.
Сказка фольклорная - эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разно-жанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза).

Сказка литературная - эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.


Ода - жанр лирики, стих, который выражает возвышенные чувства, вызванные важными историческими событиями, деятельностью исторических лиц. Изначально, в древнегреческой поэзии - лирическое стихотворение на разные темы, исполнявшееся хором. Различали оду хвалебную, танцевальную и плачевную.

В одах древнегреческого поэта Пиндара воспеваются цари и аристократы, удостоенные, по мнению поэта, расположения богов. Особое развитие жанр оды получил в поэзии европейского классицизма.

Торжественная ода - основной жанр творчества основоположника французского классицизма Ф. Малерба. Тема его од - прославление абсолютистской власти во Франции. Этапом в развитии жанра оды является творчество Ж. Ж. Руссо.

В России ода, которая «высокую, благородную, иногда же и нежную материю воспевает» (В. К. Тредиаковский), была главным жанром поэзии классицизма. Образцовые произведения этого жанра принадлежат М. В. Ломоносову, известными авторами од были его поэтический наследник В. П. Петров и противник А. П. Сумароков, лучшие произведения этого жанра принадлежат Г. Р. Державину. Кроме торжественной (пиндарической) оды, в русской поэзии бытовала ода нравоучительная (горацианская), любовная (анакреонтическая) и духовная (переложение псалмов).

Теоретик классицизма Н. Буало в «Искусстве поэтическом» установил суровые правила жанра оды: композиционно она начинается с запева, дальше идет изложение «материи благородной и важной», куда входят и разные эпизоды, и отступления, и так называемая лирическая «безалаберщина» («перескакивание» поэта с одного мотива на другой), а завершается ода окончанием.

Отрицаются «переносы» и бедные рифмы. Ода должна наполняться мифологическими образами. Стиль ее торжественный. Классиком оды в Италии стал Г. Квябрер, в Англии - Д. Драйден.

В наше время в оде философские мотивы неотделимы от гражданских национальных, общечеловеческих проблем. В философско-патетичных одах выступает авторское отношение к проблемам мировоззренческих, вечности и бессмертия, жизни и смерти. Часто «я» в оде сливается с «мы», используются реальные или народно-песенные образы и символы. Расширился тематический спектр оды, преодолена неминуемая для этого жанра ситуативность и риторичность, более богатой стала поэтика.


Элегия - лирическое стихотворение эмоционального содержания, проникнутое настроением грусти, тоски. Обычно написано от первого лица, не имеет четкой композиции.Это может быть жалобное, скорбное стихотворение о безответной любви, размышление о смерти, о мимолетности жизни, а могут быть и грустные воспоминания о прошедшем. Чаще всего элегии пишутся от первого лица.

Это жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение, это грустное раздумье, размышление поэта о быстро текущей жизни, об утратах, расставании с родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека... В России расцвет этого лирического жанра относится к началу XIX века: элегии писали К.Батюшков, В.Жуковский, А.Пушкин, М.Лермонтов, Н.Некрасов, А.Фет; в ХХ веке - В.Брюсов, И Анненский, А.Блок и др.

Возник в античной поэзии; первоначально так называли плач над умершим. Элегия основывалась на жизненном идеале древних греков, в основе которого лежала гармония мира, соразмерность и уравновешенность бытия, неполные без грусти и созерцательности, эти категории и перешли в современную элегию. Элегияможет воплощать как жизнеутверждающие идеи, так и разочарование. Поэзия XIX века еще продолжала развивать элегию в "чистом" виде, в лирике ХХ века элегия встречается, скорее, как жанровая традиция, как особое настроение. В современной поэзии элегия - это бессюжетное стихотворение созерцательного, философского и пейзажного характера.


Стансы - небольшое стихотворение медитативного или (реже) любовного содержания, состоящее из композиционно замкнутых строф. Родиной стансов является Италия.

Стансы представляют собой жанр средневековой поэзии, который оставался популярным и в поэзии более поздних эпох. Разные писатели создавали стансы, часто обращались к этой стихотворной форме и русские поэты.

В литературе стансы - это строфы, каждая из которых имеет свое особое значение, то есть каждая новая строфа не продолжает предыдущую, а является законченным целым. Один станс выражает собой какую-либо одну идею, но в целом стихотворении стансы органически связаны друг с другом и все вместе создают художественное целое.

Джордж Гордон Байрон - великий британский поэт, который был современником Пушкина. Поэзия Байрона была посвящена гордости человеческого духа, красоте любви. Байрон принимал участие в восстании карбонариев и греков, и написал свои «Стансы» в 1820 году. Есть еще стансы Байрона, посвященные Греции и красивым уголкам греческой природы. Основная тема его стансов - это любовь к красавице-гречанке и борьба Греции за свободу и независимость. Поэзия Байрона оказала большое влияние на творчество Пушкина. Стансы в русской поэзии Стансы - это жанр, который в русской поэзии начал активно развиваться в восемнадцатом веке. В русской литературе это небольшое стихотворение, которое состоит из четверостиший, и чаще всего его размер - это четырехстопный ямб. Стансы в русской литературе посвящены чаще всего любви лирического героя к молодой девушке, но иногда были связаны с социально-культурными прорывами в жизни страны, как, например, стансы Пушкина.

Жизнь коротка и быстротечна,
И лишь литература вечна.
Поэзия душа и вдохновенье,
Для сердца сладкое томленье.

Константин Бальмонт

Заключение

Проблеме жанра в художественной литературе посвящались, посвящаются и еще будут посвящены бесчисленные исследования. И это закономерно: для ученого жанр в литературоведении - категория ключевая, для читателя, на первый взгляд, жанр - понятие абстрактное, умозрительное. Ему важно, чтобы читать было интересно, для него все жанры хороши, кроме скучного. А будет ли прочитанное социальным романом или психологической новеллой - вопрос вроде бы второстепенный.

Так думать и рассуждать может лишь читатель, не слишком искушенный. По мере роста читательского мастерства все яснее, очевиднее становится связь между содержанием и формой литературного произведения. И приходит время, когда жанр выступает той единственно возможной формой, в которой только и могло быть изложено данное содержание.

Определение жанра перестает быть простым наклеиванием этикеток и превращается в творческую задачу первостепенной важности. Творческую потому, что для читателя ограничиваться расхожей формулой общего плана (социально-психологический роман, например) невозможно. Он знает или должен знать, что создание подлинно художественного произведения - это всегда и создание нового жанра. Здесь надо оговориться: в литературоведении понятие жанра фактически безразмерно. Им обозначают и род литературы (жанр эпоса, лирики, драмы), и вид (жанры романа, элегии, комедии и т. п.), и собственно жанр (социальный, философский и т. п.). Наконец, слово жанр обозначает и то, что важно читателю в первую очередь, над чем работает его творческое воображение, а именно - неповторимую индивидуальную форму изложения конкретного мастера. Роман Достоевского или поэма Твардовского - это ведь и жанровые определения. Другое дело, что на этом уровне термины допускают большую свободу, субъективность оценок, в них меньше четкости, научности. Что такое поэма сказано в справочниках, учебниках, энциклопедиях; что такое поэма Твардовского - устанавливает для себя каждый читатель, критик, литературовед, при возможном совпадении, разумеется, каких-то общих параметров.

Список использованных интернет ресурсов:

  1. http://www.bukinistu.ru

  2. https://ru.wikipedia.org

  3. http://www.genon.ru

  4. http://randal.pochtamt.ru

  5. http://elhow.ru

  6. http://www.textologia.ru

  7. http://lit100.ru

  8. http://fb.ru

  9. http://literatura5.narod.ru

  10. http://historylib.net

  11. http://fantasy-bookfb.ru

  12. https://sites.google.com



Использованная литература:

1.Книга сочинителя. - сост. М. Позднев. - СПб. : Амфора. ТИД Амфора, 2008. - 391 с. - (Серия «Александрийская библиотека»).



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал