7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе (7 класс)

Рабочая программа по литературе (7 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, Л. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008.

Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:

- А.С. Пушкин «Полтава» (отрывок), «Медный всадник» (отрывок), «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре);

- Л.Н.Андреев «Кусака»;

- Д.С.Лихачев «Земля родная»;

- песни на слова русских поэтов 20 века.

Вышеперечисленные произведения включены в рабочую программу для чтения и обсуждения в классе (кроме произведений А.С.Пушкина).

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 7 класса, обеспечивающие процесс обучения.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное пение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов;

- итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.


Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.

Учащиеся должны уметь:

видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

  • различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

  • видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

  • объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

  • видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

  • передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

  • видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

  • аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

  • выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

  • сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

  • оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

  • сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;

  • стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

  • написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.

  1. Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

Для учащихся:

  1. Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2008.

  2. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.

  3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

  4. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. - М.: Просвещение, 2000.

  5. Обернихина ГА, Соколов Л.Э., Вольнова И.А., Емельяненко Т.В. Как писать сочинения?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - М.: Просвещение, 2004.

  6. Русский фольклор: Словарь - справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 1999.

  7. Читательский дневник. Иду в 7 класс. - Саратов: Лицей, 2008.

  8. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. М.: Просвещение, 2004.

Для учителя:

  1. Аникина СМ., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАК 2002.

  2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.

  3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. -Дрофа, 2007.

  4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: Вако, 2006.

  5. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. - М.: Современник, 2000.

  6. Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2003.

  7. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

  8. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

  9. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. проф Н.И. Кравцова. - М.: Просвещен 1971.

  10. Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2001.

  11. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005.

  12. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. М.: Русское слово, 2003.


Содержание тем учебного курса.

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.


Устное народное творчество

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольта и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобрази былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузне Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Дл внеклассного чтения).

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).


Из древнерусской литературы

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).


Из русской литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Из русской литературы XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») - готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности

рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».

Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маглап» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).


«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.


Из русской литературы XX века

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.


На дорогах войны

Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов - участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль - макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная»

(главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.


Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.


Из зарубежной литературы

Роберт Берне. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.


Критерии оценивания достижений обучающихся.


Оценка сочинений.


В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка "5" ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.

Отметка "4" ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.


Отметка "2" ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.


Отметка "1" ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки "2".


Как видно, отметка "1" является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.


Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.


Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.


Оценка творческих работ.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.


Отметка "5" ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.


Отметка "4" ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.


Отметка "3" ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.


Отметка "2" ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.


Оценка дополнительных заданий.

При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом: - "5" - если все задания выполнены; - "4" - выполнено правильно не менее ¾ заданий; - "3" - за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы; - "2" - выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий. При оценке контрольного диктанта на понятия отметки выставляются: - "5" - нет ошибок; - "4" - 1-2 ошибки; - "3" - 3-4 ошибки; - "2" - допущено до 7 ошибок.


Критерии оценивания презентаций.

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.


Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн презентации

- общий дизайн - оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;


- диаграмма и рисунки - изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;


- текст, цвет, фон - текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;


- списки и таблицы - списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;


- ссылки - все ссылки работают

Средняя оценка по дизайну


Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию


Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы;

Средняя оценка по защите проекта

Итоговая оценка

Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях


Календарно - тематическое планирование.



Дата

по

плану


Дата

по

факту

Тема урока

Д/З

1

04. 09.


Вводный урок.

Читайте не торопясь.

Стр. 3 - 5 - читать.

2

07. 09.


Предания. Поэтическая автобиография народа. «Сороки- Ведьмы», «Петр и плотник», «Воцарение Ивана Грозного»

Подготовить пересказ одного из преданий.

3

11. 09.


Понятие о былине. Былина «Вольга и Микула Селянинович Прославление мирного труда героя - труженика

Выучить и выписать в тетрадь понятие «былина».

4

14.09.


Былина «Садко». Собирание былин. Собиратели.

Пересказ былины «Садко».

5

18. 09.


В.Ч. Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник.»

Прочитать «Калевара».

6

21. 09.


РР. Подготовка к домашнему сочинению «Русские богатыри как выражение национального представления о героях»

Стр. 36 - 41 - прочитать.

7

25. 09.


Карело - финский мифологический эпос. «Калевара».

Выучить 10 пословиц и 5 поговорок.

8

28. 09.


Пословицы и поговорки как выражение народной мудрости.

Прочитать стр.69 - 72 «Повесть временных лет».

9

02. 10.


«Повесть временных лет». «Поучение Владимира Мономаха»

Стр. 73 - 83 - прочитать и ответить на вопросы после текста.

10

05. 10.


«Повесть о Петре и Февронии Муромских» фольклорные мотивы.

Читать стр. 83 - 86.

11

09. 10.


Из похвалы князю Ярославу и книгам.

Выучить «Ода».

12


    Личность и судьба М.В. Ломоносова. Стихи М.В. Ломоносова.

    Читать стр. 89 - 92. Выучить «Последние стихи Державина».

    13

    16. 10.


    Г.Р. Державин. Очерк жизни и творчества. Стихи Г.Р. Державина.

    Реферат о жизни и творчестве А. С. Пушкина. Читать стр. 93 - 100.

    14

    19. 10.


    А.С.ПУШКИН и русская история «Медный всадник». Тема Петра 1 в поэме.

    Стр. 102 - 108 «Песнь о Вещем Олеге». Выучить понятие «баллада». Выучить «Медный всадник».

    15

    23. 10.


    «Песнь о вещем Олеге». Понятие о балладе.

    Читать трагедию «Борис Годунов».

    16

    26. 10.


    Пушкин - драматург. Трагедия «Борис Годунов»

    Читать «Станционный смотритель». Рефераты.

    17

    30. 10.


    О «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» «Станционный смотритель »

    Читать «Полтава», рефераты готовить.

    18

    02. 11.


    В.Ч.

    Пушкин «Полтава»

    Читать «Песня про купца Калашникова», выучить понравившийся отрывок.

    19

    06. 11.


    М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Личность поэта. «Песня про купца Калашникова»

    Стр. 160 - 165, выучить стихотворение «Ангел».

    20

    09. 11.


    Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

    Подготовиться к написанию сочинения.

    21

    13.11.


    РР. Подготовка к классному сочинению на тему «История России в Произведениях А.С Пушкина и М. Ю.Лермонтова»

    Читать стр. 167 - 193, рефераты о жизни Гоголя.

    22

    16. 11.


    Классное сочинение.

    Читать стр. 193 - 210 «Тарас Бульба».

    23

    20. 11.


    Н. В. ГОГОЛЬ. «Тарас Бульба». Эпоха и герои.

    Читать стр. 210 - 237 «Тарас Бульба».

    24

    23. 11.


    Товарищество и братство в повести «Тарас Бульба»

    Читать стр. 238 - 249 «Тарас Бульба».

    25

    27. 11.


    Художественные особенности повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

    Читать «Бирюк», рефераты по биографии И. С. Тургенева.

    26

    30. 11.


    И.С. ТУРГЕНЕВ. Рассказ «Бирюк»

    Читать стр. 250 - 253.


    27

    04. 12.


    Стихотворения в прозе.

    Читать стр. 254 - 271 - выучить понравившийся отрывок наизусть.


    28

    07. 12.


    Н.А. НЕКРАСОВ - поэт народной боли. Поэма «Русские женщины»

    Читать стр. 273 - 277, выучить 1 столбик.


    29

    11. 12.


    Тема подвига русских женщин в поэме Некрасова

    Рефераты по теме: «Своеобразие лирики Н. А. Некрасова».


    30

    14.12.


    Своеобразие лирики Н.А. Некрасова

    Читать стр. 279 - 288, биография А. К. Толстого.

    31

    18. 12.


    А.К. Толстой.

    Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»

    Читать и пересказывать биографию М. Е. Салтыкова - Щедрина.

    32

    21. 12.


    М.Е. САЛТЫКОВ - ЩЕДРИН. Образ писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» как сатирическая сказка.

    Читать стр. 289 - 300 «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».


    33

    25. 12.


    Паразитизм генералов. Трудолюбие и сметливость мужика, осуждение его покорности

    Читать сказку «Дикий помещик».


    34

    11. 01.


    Сказка М.Е. Салтыкова - Щедрина «Дикий помещик»

    Читать стр. 305 - 324, рефераты «Детство Толстого».


    35

    15. 01.


    Л.Н. ТОЛСТОЙ. Детство писателя. Автобиографический характер повести «Детство». Главы «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Классы»

    Читать стр. 325 - 332 «Хамелеон», биография Чехова.


    36

    18. 01.


    А.П. ЧЕХОВ - мастер жанра короткого рассказа. «Хамелеон»

    Написать мини-сочинение в тетради «Хамелеонство - как социальное явление».


    37

    22. 01.


    Хамелеонство как социальное явление. Язык рассказа «Хамелеон»

    Читать стр. 333 - 340 «Злоумышленник» и «Размазня».


    38

    25. 01.


    В.Ч.Рассказы А.П. Чехова «Злоумышленник», «Размазня»

    Читать «Цифры» и «Лапти» Бунина.

    39

    29. 01.


    И.А. БУНИН. Судьба и творчество. «Цифры», «Лапти».

    Читать стр. 20 - 27 «Детство» (1 глава).


    40

    01.02.


    М. ГОРЬКИЙ. О писателе. Автобиографический характер повести «Детство» (1 глава)

    Читать стр. 26 - 39 (2 глава) «Детство» М. Горький.


    41

    05. 02.


    «Свинцовые мерзости жизни», изображенные в повести «Детство»

    Читать стр. 39 - 56 (3 глава) «Детство» М. Горький.



    42

    08. 02.


    «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» на страницах повести «Детство»

    Читать стр. 57 -83 (4 - 8 главы) «Детство» М. Горький.


    43

    12.02.


    РР. Подготовка к домашнему сочинению на тему «Золотая пора детства» (по произведениям Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, М. Горького)

    Читать стр. 84 - 88 «Легенда о Данко» (отрывок).


    44

    15. 02.


    «Легенда о Данко» (отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»)

    Читать стр. 91 - 101 «Кусака».


    45

    19. 02.


    Л. АНДРЕЕВ Личность писателя. Рассказ «Кусака»

    Читать стр. 102 - 115 - Маяковский.


    46

    22. 02.


    В.В. МАЯКОВСКИЙ. Ранние стихотворения как отражение души поэта

    Выучить отрывок из произведения «Хорошее отношение к лошадям».


    47

    26. 02.


    Личность поэта. «Необычайное приключение…», «Хорошее отношение к лошадям»

    Читать А. П. Платонов «Юшка».

    48

    29. 02.


    А. П. Платонов. «Юшка»

    Читать А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире».


    49

    04. 03.


    В.ч.

    А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире»

    Подготовить рефераты по биографии А. П. Платонова.

    50

    07. 03.


    Р.Р. Подготовка к сочинению на тему «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

    Подготовиться к написанию сочинения «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

    51

    11. 03.


    Классное сочинение

    Стр. 148 - 153 - выучить «Снега потемнеют синие» А. Т. Твардовский.

    52

    14.03.


    Б.Л. Пастернак. «Никого не будет в доме…», «Июль»

    Рефераты жизнь и творчество А. Т. Твардовского.

    53

    18. 03.


    А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль - макушка лета…», «На дне моей жизни…»

    Выучить «Июль - макушка лета», читать стр. 155 - 164.

    54

    21. 03.


    Час мужества. Интервью с участником Великой Отечественной войны Ю.Г. Разумовским о военной поэзии.

    Читать стр. 165 - 173 «О чем плачут лошади».

    55

    25. 03.


    Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади»

    Читать стр. 174 - 182 «Кукла», биография Ф. А. Абрамова.

    56

    28. 03.


    Е. НОСОВ. Рассказ «Кукла». Нравственная проблематика рассказа

    Читать стр. 182 - 185 «Живое пламя» - нарисовать клумбу с цветами.


    57

    1. 04.


    Е. Носов «Живое пламя»

    Читать стр. 186 - 202 Ю. П. Казаков «Тихое утро».


    58

    04. 04.


    Ю.П. КАЗАКОВ и его рассказ «Тихое утро»

    Читать стр. 203 - 210 «Земля родная».


    59

    08. 04.

    11. 04.


    «Земля родная». Статьи Д.С. Лихачева

    Читать стр. 211 - 217 «Беда» - подготовить чтение по ролям.

    60

    15. 04.


    М.М.Зощенко «Беда»

    Выучить стихотворение В. Брюсова «Первый снег».


    61

    18. 04.


    «Тихая моя Родина» Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов).


    Читать стр. 220 - 237.


    62

    22. 04.


    Песни на слова русских поэтов ХХ века

    Подготовить доклад о жизни и творчестве Расула Газматова.


    63

    25. 04.


    Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

    Выучить стихотворение на стр. 240. Биография Бернса.


    64

    29. 04.


    Контрольная работа.

    Читать стр. 241 - 245, выучить «Честная бедность».


    65

    1. 05.


    Творчество Р. Бернса, Дж. Байрона.

    Записать в тетради что такое японские хокку.

    66

    06. 05.


    Японские хокку

    Мацуо Басе.

    Кобаяси Исса.

    Читать стр. 255 - 277 «Дары волхвов», «Каникулы».


    67-68

    09. 05. - 13. 05.


    О.Генри. «Дары волхвов».

    Р.Д.Бредбери. «Каникулы».

    Список литературы на лето.


    29. 04. Контрольная работа.

    Вариант 1

    1. Что такое былина:

    а)Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях.

    б)Это поэтическая биография народа

    в)Это краткое изречение

    г) Это рассказ об исторических деятелях.

    2. Лирика - это

    а) повествование о событиях, предполагаемых в прошлом;

    б) род литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора;

    в) стихотворение из двух строк.

    3. Какая тема раскрывается в повести Пушкина «Станционный смотритель»:

    1. Тема маленького человека

    2. Тема лишнего человека

    3. Тема богатого человека

    4. Тема интеллигентного человека.

    4. Что такое сатира:

    1. Это художественное произведение , в котором гневно осуждаются пороки общества и человека

    2. Это произведения, в которых отражается комическое, смешное в жизни.

    3. Это художественное произведение, в котором изображается судьба человека

    5. Из какого произведения Горького взят этот отрывок?
    «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, впала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни».

    6. Из какого произведения взят данный отрывок?
    «Собака выла - ровно, настойчиво и безнадёжно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».

    а) Леонид Андреев «Кусака».

    б) Андрей Платонов «Юшка».

    в) Фёдор Абрамов «О чём плачут лошади».

    7. Что больше всего возмущает Акимыча, главного героя рассказа Носова «Кукла»:

    1. Человеческое безразличие

    2. Неуважение к чужому труду

    3. Хулиганское поведение подростков

    4. Хамское отношение между людьми.

    8. Что составляло смысл жизни цветка из рассказа Платонова «Неизвестный цветок»?

    а) Один раз в день радоваться лучам восходящего солнца.

    б) Во что бы то ни стало спрятаться от ветра.

    в) Жить, расти, бороться за счастье жить.

    9. Какие чувства вызывает у автора Юшка из рассказа А. Платонова «Юшка»?

    а) Любопытство, б) Уважение, в) Сострадание.

    10.Темой рассказа Е. Носова «Кукла» является:

    а) Описание жизни простого деревенского человека.

    б) Изображение нравственных истоков жизни, отношение к земле и природе.

    в) История брошенной куклы.

    11. К какому типу народных сказок близки сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина?

    а) Волшебные б) О животных в) Бытовые.

    12. Каково авторское отношение к мужику в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

    а) Восхищение, любование.

    б) Презрение, пренебрежение.

    в) Сожаление, горечь.

    г) Безразличие.

    13. Определите жанр произведения И. С. Тургенева «Бирюк».

    а) Повесть.

    б) Очерк.

    в) Притча.

    г) Рассказ.

    14.Почему Бирюк всё же отпустил крестьянина?

    а) Постеснялся своей жестокости перед барином.

    б) Испугался мести крестьянина.

    в) Пожалел мужика.

    г) Понял, что крестьянин доведён до крайней степени нищеты.

    15. Из какого произведения взят этот отрывок?
    «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была покрыта

    туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не было видно...»

    Ключ. Вариант 1

    1. а

    2. Б

    3. 1

    4. 1

    5.»Старуха Изергиль»

    6. А

    7. 1

    8. В

    9. Б

    10. Б

    11. Б

    12. В

    13. Г

    14. Г

    15. Ю. Казаков «Тихое утро»

    Ключ. Вариант 2

    1.4

    2. А

    3. 2

    4. Б

    5. 4

    6. «Юшка»

    7. 3

    8. Б

    9. В

    10.В

    11.Б

    12.Г

    13.А

    14.В

    15.Б

    Итоговый тест по литературе

    Вариант II

    1. К каким былинам относится былина «Садко»:

    1. Героическая

    2. Бытовая

    3. Социально-бытовая

    4. Сказочная

    2.Повесть - это...

    а) Средняя форма эпической прозы, литературное произведение, описывающее не одно, а целый ряд событий, лиц, проблем.

    б) Короткий рассказ с острым сюжетом и неожиданным финалом.

    в) Стихотворное повествовательное произведение с развёрнутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чём повествуется.

    3. Почему память народная сохранила образ Калашникова:

    1. Совершил героический поступок

    2. Не побоялся вступиться за честь семьи

    3. Спас себя от позора

    4. Оставил богатое наследство потомкам.

    4.Эпиграф - это...

    а) стихотворная строка, в которой заключена основная характеристика героя;

    б) изречение, отрывок из произведений различных писателей, которые автор помещает после названия произведения или перед отдельными его главами;

    в) краткое описание развития сюжета.

    5. Кто такие казаки ( Гоголь «Тарас Бульба»):

    1. Регулярные войска

    2. Охрана царя

    3. Выполняли функции пограничных войск

    4. Свободные от военной службы люди.

    6. Из какого произведения взят этот отрывок?

    «Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его, толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмёт хворостину и не погонится за ними, как делают это большие люди. Дети не знали другого такого человека».

    7.Что нового открыл в себе главный герой рассказа Казакова «Тихое утро»:

    1. Умение сострадать

    2. Умение плавать

    3. Умение преодолевать собственный страх

    4. Умение вести себя правильно на воде.

    8. Каково авторское отношение к Бирюку из одноимённого рассказа?

    а) Уважение.

    б) Сочувствие.

    в) Пренебрежение.

    г) Осуждение.

    9. Какова, с вашей точки зрения, основная черта характера Бирюка?

    а) Честность, ответственность.

    б) Жестокость.

    в) Доброта.

    г) Любовь к детям.

    10. Определите идею сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

    а) Обличение чиновничества.

    б) Восхваление трудолюбия простого народа.

    в) Проблема рабского положения и бесправия покорного народа в условиях крепостничества.

    г) Преодоление сложностей, возникших у генералов на острове.

    11. Какой приём использует автор в следующем отрывке:
    «...Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетело глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался
    визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил...»

    а) Гипербола, б) Гротеск, в) Иносказание, г) Сатира.

    12. Определите жанр произведения А. П. Чехова «Хамелеон».

    а) Повесть, б) Очерк, в) Эпиграмма, г) Рассказ.

    13. Кого в произведении А. П. Чехова можно назвать «хамелеоном»?

    а) Очумелова. б) Хрюкина. в) Елдырина. г) Повара, д) Толпу зевак.

    14. Почему «без Юшки жить людям стало хуже»?

    а) Им не на ком стало вымещать злость и обиду.

    б) Он был незаменим в кузнице.

    в) Он был сельским праведником.

    15. Вспомните рассказ Абрамова «О чём плачут лошади».
    Почему рассказчик считает, что у него с Рыжухой уже не будет
    той искренности и того доверия, которые были до сих пор?

    а) Он не понял душевных переживаний лошади и обманул её.

    б) Он считает себя виноватым в том, что прошли «счастливые времена» для лошадей.

    в) Он не накормил Рыжуху.





     
     
    X

    Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

    После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

    Кнопки рекомендации:

    загрузить материал