7


  • Учителю
  • 'Двусложные размеры стиха' (7 класс)

'Двусложные размеры стиха' (7 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:        Урок знакомит с двусложными размерами стиха, показывая на классических стихах ритмическую основу ямба и хорея, дает представление о том, что на практике поэт часто отходят от избранной схемы стиха.      Урок содействует развитию познавательной активности учащихся,
предварительный просмотр материала

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Двусложные размеры стиха.

(Тема урока)


ФИО (полностью)

Малышева Надежда Вячеславовна

Место работы

МОУ «ООШ» с.Шепелёвка Турковского райна Саратовской области

Должность

учитель

Предмет

Литератураа

Класс

7


Базовый учебник

Русский язык: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений / Р89 [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, О.М. Александрова, Л.Т. Григорян И.И. Кулибаба, Л.А. Тростенцова; научный редактор Н.М.Шанский]. - 30-е издание. - М.: Просвещение, 2008. - 223 с., [4]л.ил: - ISBN 978-5-09-019695-6


  1. Цель урока: Знакомство с двусложными размерами стиха.

9. Задачи:

Обучающие: 1 Показать на классических образцах ритмическую основу ямба и хорея - правильное чередование ударных и безударных слогов.

  1. Дать учащимся представление о том, что на практике поэты часто отходят от избранной схемы стиха.


Развивающие:1.Содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию информационной и коммуникационной культуры учащихся. 2.Развитие навыков работы на компьютере и использования информационных технологий.

3. Развивать речь учащихся.


Воспитательные: продолжать воспитывать любовь к слову.


  1. Тип урока комбинированный

  2. Необходимое техническое оборудование Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.


Ход урока.

  1. Организационный момент. Целеполагание.

  2. Краткий разбор домашнего задания. ( Было дано задание: кратко определить различия между стихом и прозой)

Учитель подводит итог: стихотворная речь отличается от прозаической своеобразным характером чувства автора, особенным настроением, что и ведет к особой её организации. Особенности стихотворной речи яснее всего обнаруживаются в её ритмичности (хотя это и не единственный признак).

  1. Работа со стихами. (Слайд 1)

Задание: Прочитайте строки стихотворения А.С.Пушкина. Спишите, расставьте в них ударения:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман.

Учитель: Сверим.( Слайд 2)

ЛюбвИ, надЕжды, тиИхой слАвы

НедОлго нЕжил нАс обмАн.

Учитель: Как располагаются ударные и безударные слоги? Они правильно чередуются, это создает ритмическое звучание речи.

Основной способ определения размеров заключается в том, чтобы расставить в стихах ударения, определить чередование ударных и безударных слогов. Этим способом мы и воспользовались в данном случае. Но иногда возможен и другой приём.

Учитель, скандируя, читает стихи, уже известные учащимся (Слайд 3)

МчАтся тУчи, вьЮтся тУчи;

НЕвидИмкОю лунА

ОсвещАет снЕг летЕчий;

МУтно нЕбо, нОчь мутнА.

«Бесы»

( Слайд 4)

МорОз и сОлнце; дЕнь чудЕсный!

ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный -

ПорА, красАвицА, проснИсь:

ОткрОй сомкнУты нЕгой взОры…

«Зимнее утро»

Вопрос: Похожи ли эти стихи друг на друга? Почему?

Учитель: Выпишем по одной строке из стихотворений и составим их схемы, заменив ударный слог знаком , безударный слог - знаком . Тогда схема первой строки из «Бесов» приобретает такой вид (Слайд 5):

Мчатся тучи, вьются тучи…

Мчатся тучи, вьются тучи…





А схема строки из «Зимнего утра» будет выглядеть так (Слайд 6):

Мороз и солнце; день чудесный!


Учитель: В чём сходны и в чум различны эти строки?

Ученик: Обе они построены на чередовании ударных и безударных слогов, но в «Бесах» за ударным следует безударный, а в «Зимнем утре», наоборот, после безударного стоит ударный.

Учитель: Чем в данном случае отличалось его чтение?

Ученик: В этом чтении выделялись ударные слоги, подчеркивалось их чередование с безударными.

Учитель: Правильно, но это условное чтение, обычно так стихи не читают, но в некоторых случаях такое чтение помогает определить размер.


  1. Объяснение нового материала.


Учитель: Так что же такое стихотворный размер? Давайте присмотримся ещё раз к строкам, которые мы выписали из «Бесоа» и «Зимнего утра». Ударные слоги, чередуясь образуют постоянные сочетания, группы слогов. В первом случае эта группа состоит из ударного и безударного (Слайд 7) . а во втором - из безударного и ударного(Слайд 8) . Такие повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов, которые определяют ритмический рисунок строки в целом, называются(Слайд 9) стопами. Число и порядок чередования слогов в стопах принято определять как (Слайд 10) размер.

Перед нами стопы, состоящие из двух слогов, (Слайд 11) - двусложные, они различаются в зависимости от места ударного слога. Если первый слог ударный, стопа называется (Слайд 12) хореем (), а если второй, то стопа называется (Слайд 13) ямбом ( ). Но есть и другие стопы, с которыми мы будем знакомится позже.

Давайте проследим, как в уже проанализированных стихах соотносятся слова и стопы. Это соотношение может быть разным. Так, в «Бесах» есть строки, где стопа совпадает со словом (Слайд 14):


Мчатся тучи, вьются тучи,

есть строки. В которых слово составляет две или более стопы (Слайд 15):


Невидимкою луна…

Когда же в стихе употребляется односложное слово, то стопа составляется из него и части другого (Слайд 16):


Мутно небо, ночьму тна.

Но, ребята, на практике поэты часто отходят от избранной схемы стиха. Если мы с вами вспомним четверостишие из послания А.С. Пушкина «К Чаадаеву» со слов «Пока свободою гори» и расставим ударения (Слайд 17):

ПокА свобОдою горИм,

ПокА сердцА для чЕсти жИвы,

Мой дрУг, отчИзне посвятИм

ДушИ прекрАсные порЫвы!

Поэт в основном соблюдает принятый порядок чередования ударных и безударных слогов, но иногда и отклоняется от нормы, заменив ударный слог безударным. Такие отступления обогащают возможности стиха, делают его более гибким и разнообразным, позволяют поэту использовать в стихотворной речи все богатство словарного запаса русского языка.


  1. Самостоятельная работа.

Задание: определить стихотворный размер в данных примерах и нарисовать схемы.

Слайд ( 17)

1.


Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет

∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́ __


Ви́хри сне́жные крутя́;

∩́ __ / ∩́ __ / __ __ / ∩́


,


2.

Наря́жены мы вме́сте го́род ве́дать,

__ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __


Но, ка́жется, нам не́ за кем смотре́ть

__ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ __ / __ ∩́

,

Слайд 18


Ночевала тучка золотая

На груди утёа-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя…

М.Ю.Лермонтов

Схема: !-!-!-!-!-

!-!-!-!-!-

!-!-!-!-!-

!-!-!-!-!- пятистопный хорей.

Слайд 19.

Опять стою я над Невой,

И снова, как в былые годы,

Смотрю и я, как бы живой,

На эти дремлющие воды.

Ф.И.Тютчев.

Схема: -!-!-!-!

-!-!-!-!-

-!-!-!-!

-!-!-!-! четырехстопный ямб

Слайд 20.

Вот холм лесистый над которым часто

Я сиживал недвижим - и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны.

А.С.Пушкин.


Схема: -!-!-!-!-!-

-!-!-!-!-!-

-!-!-!-!-!-

-!-!-!-!-!- пятистопный ямб

Слайд 21.

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное.

Ф.И.Тютчев.

Схема: !-!-!-!

!-!-!-!-

!-!-!-!

!-!-!-!- четырёхстопный хорей


Домашнее задание: найти у себя стихи, относящиеся к разным стихотворным размерам, нарисуйте их схемы.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал