7


  • Учителю
  • Исследовательская работа Мифологические образы в творчестве поэтов пушкинской поры

Исследовательская работа Мифологические образы в творчестве поэтов пушкинской поры

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





СОДЕРЖАНИЕ:Введение…………………………………………………………



3

  1. Подготовка к исследованию……………………………...

4





  1. Проведение анкетирования………………………………

  2. Проведение викторины «Узнай поэта»………………….

5

5







Глава 1. Исторические сведения……………………………….



7

Глава 2. Мифологические образы и золотой век русской поэзии……………………………………………………………..





12

2.1. Образ Музы в стихотворениях поэтов пушкинской поры.................................................................................................





13

2.2. Образ Афродиты в стихотворениях поэтов пушкинской поры………………………………………………………………..





14

2.3. Образ Аполлона в стихотворениях поэтов пушкинской поры………………………………………………………………..





15

2.4. Образ Зевса в стихотворениях поэтов пушкинской поры...

16

Заключение……………………………………………………….



19

Список литературы……………………………………………..



21



















ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследовательского проекта заключается в том, что данная тема мало исследована, не смотря на то, что она сама по себе очень интересна. Новизна работы заключается в том, что исследованы будут именно образы мифических героев и их значение в стихотворениях разных поэтов. Каждый поэт обращался к мифическим образам по своему, каждый видел в них что-то свое. Именно это я и попытаюсь выделить в работе.

Объект исследования - образы мифологических богов: Музы, Афродиты, Аполлона, Зевса.

Предмет исследования - стихотворения поэтов золотого века, в которых встречаются данные образы.

Цель исследовательской работы - проанализировать необходимость использования античных мифологических образов в стихотворениях поэтов пушкинской поры и понять толкование некоторых отдельных образов в творчестве разных поэтов.

Задачи исследовательской работы:

1. Изучить особенности творчества поэтов пушкинской поры и обращение их к мифологически образам;

2. Рассмотреть, как преобразуются античные образы в поэзии первой половины XIX века;

3. Научиться сопоставлять мифологический образ и поэтический.

Методы исследования:

- изучение теоретических сведений об исторической эпохе, литературных направлениях первой половины XIX века;

- сравнительный анализ толкования античных образов в творчестве отдельных поэтов;

- обобщение и систематизация полученных данных;

- проведение анкетирования среди одноклассников и друзей по теме «Поэты пушкинской поры»

- проведение викторины на тему «Узнай поэта».

Теоретическая значимость работы - в данной работе будет исследовано: с какой целью поэты XIX века использовали в своих произведениях мифологические образы, понять какие именно образы помогали поэтам передать смысл их стихотворений, оценить в какой степени мифология повлияла на творчество некоторых представителей поэтов пушкинской поры.

Практическая значимость работы - в 6 классе на уроках литературы мы должны учиться находить причинно-следственные связи между историческими и общественными процессами, жанровыми и тематическими литературными предпочтениями и личностным самовыражением писателей и поэтов. Данная работа способствует умению выявлять эти связи и анализировать их.

Как показала практическая работа, современное поколение, к сожалению, почти не знает стихотворения поэтов «золотого века», их затмевает поэтическое творчество А.С.Пушкина. А ведь в творчестве молодых поэтов начала XIX века отразилось очень многое: общественные проблемы, народное настроение, мировоззрение образованных людей.





















































  1. Подготовка к исследованию

Поэзия пушкинской поры - золотой век русской литературы. Именно в начале XIX века в России начинается небывалый подъем во всех областях общества. В литературе на смену классицизму приходит направление - романтизм. Подъем романтического направления в поэзии - это период творчества А.С. Пушкина и его друзей-соратников. Отличие стихотворений этих поэтов от всего, что было написано до них «прежде всего в ощущении времени, в стремлении утвердить в поэзии новые идеи, новые формы. Изменился и сам идеал прекрасного: неограниченному господству разума, абстрактной нормативности эстетики классицизма противопоставлено было чувство, эмоционально-духовный мир человека.»1.



  1. Проведение анкетирования.

Спустя два месяца после изучения творчества А.С.Пушкина и поэтов первой четверти XIX века, мы решили проанализировать, что запомнили ребята с этих уроков. Было проведено анкетирование в 6 «а» классе: одноклассники должны были назвать фамилии запомнившихся поэтов пушкинской поры, вспомнить основные темы их поэтического творчества. В анкетировании приняли участие 31 человек. Проанлизировав результаты опроса, я пришла к следующим выводам:

1. 84% моих одноклассников не знают поэтов-современников А.С. Пушкина и их творчество;

2. 16% знают творчество поэтов пушкинской поры, хотя во многих ответах были ошибки.







1.3. Проведение викторины среди одноклассников. Так же в раскрытие темы, мы провели викторину-презентацию «Узнай поэта». Ребятам предлагалось узнать поэта по его портрету, некоторым ярким фактам биографии. В результате подведения итогов, мы получили следующие сведения:

  1. По портрету узнали одного поэта из семи;

  2. По фактам из биографии - узнали двух поэтов из семи.



















































































Глава 1. Исторические сведения

Период романтизма длился в русской литературе недолго, но оставил яркий след. Расцвет творчества поэтов - современников А.С. Пушкина приходится примерно на 1805 - 1827 года. Это время, когда поэзия была ведущим направлением в искусстве. Поэты были модными, их с охотой принимали в высшем обществе, их стихи читали и пересказывали друг другу.

Александр Сергеевич Пушкин затмил всех своих друзей поэтов: Константина Батюшкова, Антона Дельвига, Кондратия Рылеева, Николая Гнедича, Евгения Баратынского и многих других. Хотя и их поэзия наполнена душою, глубоким духовным смыслом, стремлением к идеалу. Поэзия античности - это и есть пример, идеал для поэтов, ведь именно в античной литературе родилось понятие о единстве внешней и внутренней красоты. По мнению древних греков, искусство и красота неразрывны, вся античная литература пронизана преклонением перед силой искусства. Поэты начала 19 века пользуются мифом как способом выражения своих настроений, подобно тому, как мифы были способом выражения настроений в Древней Греции. Миф используется как идеальный инструмент, с помощью которого поэт выражает свои переживания.

В творчестве поэтов пушкинской поры можно выделить три временных периода.

Первый период - начало их творчества, примерно 1805 - 1810 года. Почти все поэты - ровесники. Они молоды, только начинают свою литературную жизнь. В этот период в их стихотворениях чувствуется радость жизни, жажда наслаждений, нерушимой дружбы и вечной любви.

О, пока бесценна младость

Не умчалася стрелой,

Пей из чаши полной радость

И, сливая голос свой

В час вечерний с тихой лютней,

Славь беспечность и любовь!

(К.Н. Батюшков «Эллизий» 1810г.)

Второй период - Отечественная война 1812 года, несомненно, наложила свой отпечаток на творчество поэтов пушкинской поры. Он характеризуется военно-патриотической тематикой, верой в победу, радостью от победы, предчувствием новой жизни и скорых перемен.

Люблю я бранные шатры,

Люблю беспечность полковую…

Тебя зовет любовник брани;

Ступай служи богине бед,

И к ней трепещущие длани

С мольбой подымет твой поэт.

(Е.А. Баратынский «К**** при отъезде в армию» 1820г.)

Но самым печальным периодом творчества оказался третий период событий в декабре 1825 года, после неудачного восстания декабристов и жестокой расправы с ними. Этот период в творчестве характерен разочарованием, упадком настроений.

Я чувствую, во мне горит

Святое пламя вдохновенья,

Но к темной цели дух парит…

Кто мне укажет путь спасенья?

(Д.В. Веневитинов, б/н, 1827 год)

Именно ранний период творчества современников А.С. Пушкина насыщен мифическими образами. Поэты стремились к идеалу, к единению человека, его внутреннего духовного мира с природой. Именно этим объясняется обращение поэзии к образам античных богов. Античность для них - воплощение духовного здоровья и полноты жизни, выражение гармонического начала. Боги - бессмертны, а люди - смертны. Боги наслаждаются счастьем и вечной жизнью, а люди - несчастны, им предназначено жить в лишениях и трудностях. Поэтому обращение поэтов к образам античных богов - это попытка нарисовать идеальный мир, идеальную жизнь, идеальную любовь.

…Что розы может быть славнее?

Ее Анакреон воспел.

Что розы может быть милее?

Амур из роз венок имел.



(К.Н. Батюшков, «К Мальвине», 1805 год)





Но нас больше интересует другое деление. Исследователи подразделяют творчество поэтов эпохи романтизма на несколько тематических направлений. Как писал Н.Л. Степанов, «Трудно точно классифицировать основные сферы поэзии пушкинской поры. Приблизительно, со многими оговорками, можно лишь наметить ведущие тенденции в ее развитии».2

Первое направление - романтическое, эмоциональное, лирическое. Здесь стихотворения наполнены духовным подъемом, радостью и восторгом жизни, любовью и единением с природой. Представители этого направления, такие поэты, как: Батюшков, Дельвиг, Гнедич. Именно в их произведениях чаще всего можно встретить обращение к античности, к мифу.

Идеал Батюшкова находит поэтическое воплощение в образах далёкого прошлого. Как бы напоминая читателю о прекрасном детстве человечества - эпохе античности, населяет он свою лирику персонажами древнегреческой и древнеримской мифологии, насыщает предметами античной культуры и быта. В его стихах постоянно встречаются имена Афродиты, Аполлона и Марса, Амура, Вакха, Эрота и Морфея, упоминания о музах, нимфах, вакханках, идиллических пастухах и пастушках, о жертвенниках и венках из роз и златых чашах, полных светлого вина.

Пафоса бог, Эрот прекрасный

На розе бабочку поймал

И, улыбаясь, у несчастной

Златые крылья оборвал.

«К чему ты мучишь так, жестокий? » -

Спросил я мальчика сквозь слез.

«Даю красавицам уроки», -

Сказал - и в облаках исчез.

(К.Н. Батюшков, 1809г.)

Мечтая о совершенном человеке и совершенном обществе, другой поэт, А. А. Дельвиг, обратился к античности, чтобы воплотить свой идеал гармонии человека с природой. При этом он думал о России, о том, как страдают и тоскуют по воле и счастливой любви простые юноши и девушки, ставшие героями его песен. В античности поэт нашёл свой романтический идеал гармонического общества и прекрасного, совершенного человека. В ней он увидел прообраз счастливого будущего человечества.

Но Дельвиг был человеком нового времени, и его античность - не достоверная копия древнего мира. Он вносил в античность, пользуясь словами Пушкина, «вкус и взгляд европейца». Можно даже сказать, что античность Дельвига - славянская, русская античность. Недаром Пушкин называл Дельвига «молодой славянин».

Второе направление - гражданское. Поэты этого направления соединили свою гражданскую позицию, свои взгляды на управление государством, на построение общественной жизни с романтизмом. Для них обращение к античности - это выражение идеального общества. Представители этого направления: Рылеев, Языков, Кюхельбекер, Одоевский.

Античные герои помогают поэтам передать выражение своей гражданской позиции, представить новых героев своего времени. Так Вильгельм Кюхельбекер отзывается на гибель Пушкина в стихотворении «19 октября 1837 года»:

Блажен, кто пал, как юноша Ахилл,

Прекрасный, мощный, светлый, величавый,

В средине поприща побед и славы,

Исполненный несокрушимых сил!

Блажен! Лицо его, всегда младое,

Сиянием бессмертия горя,

Блестит, как солнце вечно золотое,

Как первая эдемская заря.

А я один среди чуждых мне людей…





Третье направление - реалистическое. Поэты этого направления, соединяя в своем творчестве гражданскую позицию и романтизм, трезво изображали действительность. Их творчеству присуща патриотическая тема (героическая победа в Отечественной войне 1812 года). Поэты этого направления: Пушкин, Давыдов, Вяземский, Баратынский.

На новую ступень поднялась в пушкинскую эпоху поэзия мысли. Ее успехи связаны с именем Е. А. Баратынского - крупнейшего поэта русского романтизма, автора элегий, посланий, поэм. Вместо иллюзий и «снов» поэт предпочитает спокойное и трезвое размышление. Стихотворения Баратынского в предельно заостренной форме запечатлели гибель благородных порывов человеческого сердца, увядание души, обреченной жить однообразными повторениями, и, как следствие, исчезновение искусства, несущего в мир разум и красоту.





















Глава 2. Мифологические образы и золотой век русской поэзии.

Мифология как наука о мифах имеет богатую и продолжительную историю. С появлением первых образцов народного творчества, появляются и первые мифологические образы. Народ наделял своих героев силами и свойствами, присущими явлениям природы. Так в древней Греции появляются образы Зевса-громовержца, Аполлона - бога любви, Муз, постоянных спутниц Аполлона и др.

В различных словарях я нашла определения понятию «миф». Так, литературный энциклопедический словарь дает следующее определение мифа: «Мифы - создания коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающие действительность…».3

Большой Энциклопедический словарь содержит такое определение: «Миф - повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшие в первобытном обществе… Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы.»4

В словаре Ожегова я нашла самое короткое определение: «Миф - древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы»5.

Поэзия античности - это пример, идеал для поэтов, в том числе и для современников А.С. Пушкина. Поэты пользуются мифом как способом выражения своих настроений, подобно тому, как мифы были способом выражения настроений в доисторическую эпоху. Миф используется как идеальный инструмент, с помощью которого поэт выражает свои переживания.

В работе я ставила цель: проанализировать мифологические образы в стихотворениях некоторых поэтов пушкинской поры и понять, зачем они их использовали в произведениях. В поэзии первой четверти XIX века присутствует много образов мифологических героев: Амур, Бахус, Гермес, Фортуна, Фавн, Вакх, Лилета и др. В данной работе я рассмотрю только четырех героев античности в стихотворениях Батюшкова, Дельвига, Гнедича, Баратынского и Языкова.

2.1. Образ Музы в стихотворениях поэтов пушкинской поры.

«Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хороводы с музами. Юные прекрасные Музы - дочери Зевса и Мнемосины, богини памяти, постоянные спутницы Аполлона»6. Считалось, что музы обладают даром предсказывания. Этим же даром они награждали своих любимцев.

Знакомясь с поэтическим творчеством поэтов «золотого века», мы обратили внимание на наиболее частое использование образа Музы. У каждого поэта своя Муза. Романтик К.Н. Батюшков связал свою мечту о счастье с ценностями "земного мира". В этом жизнелюбии, оптимизме, несмотря на скептицизм, и заключалась особенность его лирики. Вот некоторые упоминания о музах в стихотворениях Батюшкова: «С тех пор, как с музами, к несчастью, обращаюсь, покоя не на час…» («Послание к стихам моим», 1804 год); «Льстец моей ленивой музы!...» (П.А.Вяземскому, 1810 год); «…Спешу восстановить алтарь и муз и граций, сопутниц жизни молодой…» («Беседка муз», 1817 год). Уже позже, разочаровавшись в идее о том, что поэзия может изменить существующий мир, Батюшков горестно восклицает «Нам музы дорого таланты продают…» («Гезиод и Омир, соперники»1827 год). Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что ранняя муза Батюшкова - любимая и желанная спутница поэта, но позднее она доставляет наряду с удовольствием и много трудностей, ведь результаты творчества не всегда оправдывал ожидание автора.

Совсем другая Муза у представителя того же романтического направления Дельвига. Он готов класть на ее алтарь «красу цветов, при пенье радостных стихов».

С благоговейною душой

Поэт, упавши на колени,

И фимиамом и мольбой

Вас призывает, о камены,

В свой домик низкий и простой!

Придите, девы, воскресить

В нем прежний пламень вдохновений…

(«Музам», 1821 год)

Музы Дельвига сильные, яркие создания, способные наделить своего любимца талантом и вдохновением. Они дают ему силы жить, творить и даже противостоять смерти.

Смерть, души успокоенье! Наяву или во сне

С милой жизнь разлученье объявить слетишь ко мне?

Утром вечного союза ты со мной не заключай!

По утрам со мною Муза, с ней пишу я - не мешай!

(«Смерть, души успокоенье…», 1830 год)





Музы Дельвига предстают в неконкретном очеловеченном образе, а как раз в античном понимании помощниц творчески одаренных людей.

В этом же значении музы предстают в стихотворении его друга Евгения Баратынского «Пиры» (1820 г.):

… Сберемтесь дружеской толпой

Под мирный кров домашней сени:

Ты, верный мне, ты, Дельвиг мой,

Мой брат по музам и по лени…





Для представителя гражданского направления Н.М. Языкова муза - прежде всего хранительница его души от «пучины бытия». Она его «бессмертный ангел вдохновенья».

Муза лиры! Ты прекрасна, ты мила душе моей;

Мне с тобою не ужасна буря света и страстей.

Я горжусь твоим участьем, ты чаруешь жизнь мою, -

И, забытый рано счастьем, я утешен: я пою!

(«Чужбина», 1823 год)

Николай Михайлович Языков всегда верил, что искусство способно многое сделать для торжества справедливости. Его Муза - это воительница и защитница.

Богиня струн пережила богов и грома и булата;

Она прекрасных рук в оковы не дала

Векам тиранства и разврата.

(«Муза», 1824)

Таким образом, мы видим, что образ Музы в творчестве каждого отдельно взятого поэта носит различные характерные черты, но объединяет их то, что все они являются, так или иначе, помощницами в развитии поэтического дара.

2.2. Образ Афродиты в стихотворениях поэтов пушкинской поры.

«Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр (поэтому Афродиту часто называли Кипридой)»7. Это одна версия рождения Афродиты (в римской мифологии - Венеры). Более поздний вариант говорит о том, что Афродита - дочь Зевса и богини Дианы. Афродита - богиня красоты и любви, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов. Она также богиня плодородия, вечной весны и жизни.

Афродита и ее образ как пеннорожденной богини прослеживается в поэзии современников Пушкина и раскрывается по-разному в зависимости от того, какие чувства выражал поэт.

Рассмотрим "Гимн Венере"(1807 года) Н.И. Гнедича, представителя романтического направления.

Пою златовенчанну, прекрасную Венеру,

Защитницу веселых Киприйских берегов,

Куда ее дыханье зефиров тиховейных

На нежной пене моря чрез волны принесло...

Приветствую тебя я, богиня черноока,

О мать сладкоречива веселий и любви!

Услышь мои ты песни и возлюби меня.

В нем представлен наиболее классический образ Афродиты. Это пеннорожденная богиня (ее "На нежной пене моря чрез волны принесло»). Таким образом, рождение богини изображено поэтом как рождение гармонии из лона природы, в первую очередь - из моря, и, следовательно, как рождение самой гармонии. Он просит ее покровительства, т.к. Афродита дарит счастье тому, кто ей верно служит.

Совсем разная Афродита у К.Н. Батюшкова. В начале она благоволит ему:

…любимец Афродиты, с свирелью тихою,

С увенчанной главой, вкушает лишь покой,

Лишь радости одни встречает

И розами стезю сей жизни устилает…

(«Послание к Н.И. Гнедичу», 1805 год)

В конце пути Афродита отвернулась от Батюшкова, он просит ее покровительства в последний раз:

Конец борению; увы! Всему конец.

Киприда и Эрот, мучители сердец!

Услышьте голос мой последний и унылый…

(«Изнемогает жизнь в груди моей остылой», 1818 год)



Реалист Е.А. Баратынский возвышает Афродиту, сравнивая творчество поэта с тем, как «некогда возникла Афродита из пенистой пучины вод морских» (Последний поэт», 1835 год). Афродита сопровождает его до самой смерти, не покидая и защищая его:

И, Афродита гробовая, подходит, словно к ложу сна,

За ризой ризу опуская, к одру последнему она.

(«Филида, с каждою зимою», 1841 год)

В тоже время этот образ Афродиты лишен ее прежней красоты и гармонии, она «пугает большей наготою своих старушечьих плечей». Так выражается разочарованность Баратынского, его реакция на несбывшиеся мечты и надежды изменить существующую действительность.

2.3. Образ Аполлона (так же его называют Фебом) в стихотворениях поэтов пушкинской поры.

Божество солнца, сын Зевса и Лето (Латоны), брат-близнец богини Артемиды, Аполлон считался богом музыки и искусств, богом прорицания и покровителем стад и скота. Он принимает живое участие в основании городов и управлении ими, карает преступников, почему часто изображается с луком и стрелами. Как бог солнца - Аполлон часто называется Гелиосом.



К.Н. Батюшков очень часто использует в своем творчестве образ Аполлона. В своем знаменитом стихотворении «К Тассу» (1808 год) он говорит, что поэт, который достиг определенных высот в своем творчестве - «любимец Аполлона» и что такому поэту

В Феррару с музами Феб юный ниспустился,

Назонову тебе он лиру сам вручил

И гений крыльями бессмертья осенил.



Сам Батюшков жалеет, что связался с Аполлоном, что был причислен к «Фебовым сынам»:

Я чересчур болтлив: я с Фебом подружился,

А с ним ли бедному поэту сдобровать?

(«Послание к Н.И. Гнедичу», 1805 год)



Сам Аполлон также не любил его:



Терпенье и труды ведь любит Аполлон -

А друг твой славой не прельщался,

За бабочкой смеясь, гонялся.

(«Послание к Н.И. Гнедичу», 1805 год)

Реалист Е.А. Баратынский говорит об Аполлоне, что он сам считает, кому раздавать свои награды и давать вдохновенье.

Так своенравно Аполлон

Нам раздает свои награды;…

Ему отказан дар певца,

Трудится он, а Феб хохочет.

(«Чтоб очаровывать сердца», 1821)

Можно сказать, что через образ Аполлона поэты передают свое отношение к искусству в целом, а также показывают, какое творческое состояние переживает поэт в конкретное время: сопутствует ему успех или он находится в творческом кризисе.





2.4. Образ Зевса в стихотворениях поэтов пушкинской поры.

«Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, божественно прекрасное лицо Зевса.

С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть - все в его руках. И горе тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей - удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп»8.

С помощью образа Зевса поэты рисуют нам картины завоеваний и побед, как в общепринятом, гражданском смысле, так и в духовном.

Центральное место в творчестве Баратынского занимает элегия, в которой поэт передает тончайшие оттенки чувств тоски, разочарования, уныния. Многие его элегии автобиографичны, они отражают мир чувств и мыслей самого поэта.

Так в его стихотворении «Элизийские поля» (1820 год) он представляет себе загробную жизнь в виде веселого праздника в кругу друзей. Образ Зевса здесь означает, что все мы смертны, все когда-нибудь умрем, и это закон.

Закон губительный Зевеса

Велит покинуть мир земной;

Мы встретим вас у врат Айдеса

Знакомой дружеской толпой.





Тот же образ «губительного» Зевса мы видим и в произведениях Батюшкова К.Н. В руках Зевса жизнь и смерть поэта.

Что же медлить! Ведь Зевеса

Плачь и стон не укротит.

Смерти мрачной занавеса

Упадет - и я забыт!

(«Привидение», 1810 год)

Иначе представляется Зевс в поэзии Дельвига А.А. В одном из своих первых стихотворений он проводит сравнение российского императора Александра I с древнегреческим богом Зевсом. Подобно тому, как Зевс боролся с титанами на Олимпе, Александр I победил в войне Наполеона Бонапарта.

Кроткий российский Зевес!

Мрачного сердцем Сизифа

Ты низложил и теперь,

Лавром побед увенчанный,

С поля кровавого битвы

К верным сынам возвратился!

(«На взятие Парижа», 1814г.)



Образ Зевса, с одной стороны, вызывает некий страх и настроение обреченности, не дает забыть о недолгом жизненном пути человека на Земле, а, с другой стороны, Зевс - это грозный хозяин в своем доме Олимпе, воин, уничтоживший Крона и страшных Титанов, и вызывающий желание подражать ему.



















Заключение

В заключении своей работы я сделала следующие выводы:

Цель моей работы - проанализировать необходимость использования античных мифологических образов в стихотворениях поэтов пушкинской поры и понять толкование некоторых отдельных образов в творчестве разных поэтов, достигнута.

Я проанализировала образы в стихотворениях поэтов пушкинской поры и узнала, что всем поэтам удалось в той или иной степени выразить свои чувства в своих же стихотворениях через образы мифологических богов. Возрождение античности в России проходило в несколько этапов, но подлинное, творческое освоение классического наследия древних произошло в первой четверти XIX века, в предромантическую и романтическую эпохи.

Задачи, которые были поставлены в работе, выполнены:

- Я изучила особенности творчества поэтов пушкинской поры и обращение их к мифологически образам;

- Мной были выделены мифологические образы в стихотворениях поэтов Батюшкова, Языкова, Баратынского, Гнедича;

- Я сопоставила мифологический и поэтический образ Музы, Афродиты, Аполлона и Зевса в стихотворениях вышеперечисленных поэтов.

Помимо проанализированных мной поэтов, не менее яркими поэтами современниками А.С. Пушкина были такие поэты, как Рылеев, Вяземский, Глинка, Козлов, Катенин, Веневетинов, Кюхельбекер. О них часто говорят, как о поэтах имеющих «особый отпечаток», выгодно отличающий их от поэтов следующего поколения.

В дальнейшей своей работе над этой темой я хочу изучить их творчество, а также другие мифологические образы, используемые этими поэтами, ставя перед собой, возможно новые цели и задачи.







Список литературы

  1. Степанов Н.Л. «Поэты пушкинской поры» Антология./ Редакция Г. Колосовой. - М.: изд-во «Художественная литература», 1972;

  2. Литературный энциклопедический словарь. / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987;

  3. Большой Энциклопедический словарь/ Гл.ред. А.М.Прохоров. - М., научное изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 1998;

  4. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»./ Под редакцией Л.Н.Скворцова. - М., изд-во Мир и образование, 2014;

  5. Кун Н.А. «Боги, дети богов». - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014;

  6. «Е.А. Баратынский, Стихотворения и поэмы» - М.: изд-во «Художественная литература», 1971;

  7. «К.Н. Батюшков, сочинения» - М.: изд-во «Художественная литература», 1955;

  8. «Дельвиг А.А. Сочинения: стихотворения; статьи; Письма»/Сост., вступ. ст., комент. В.Э.Вацуро. - Л.: Худож.лит., 1986.

  9. Роговер Е.С. «Отечественная война 1812 года в творчестве русских писателей XIX века» - журнал «Литература в школе», 2012, № 10.













1 Степанов Н.Л. «Поэты пушкинской поры» Антология./ Редакция Г. Колосовой. - М.: изд-во «Художественная литература», 1972, с.6.

2 Степанов Н.Л. «Поэты пушкинской поры» Антология./ Редакция Г. Колосовой. - М.: изд-во «Художественная литература», 1972, с.8.



3 Литературный энциклопедический словарь. / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987.С. 64-65

4 Большой Энциклопедический словарь/ Гл.ред. А.М.Прохоров. - М., научное изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 1998, с. 733.

5 С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»./ Под редакцией Л.Н.Скворцова. - М., изд-во Мир и образование, 2014 г.

6 Кун Н.А. «Боги, дети богов». - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. - с.41.

7 Кун Н.А. «Боги, дети богов». - М.:ОЛМА Медиа Групп, 2014. - с.19.

8</ Кун Н.А. «Боги, дети богов». - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.



20



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал