7


  • Учителю
  • Постановки комедии Фонвизина Недоросль: история и современность

Постановки комедии Фонвизина Недоросль: история и современность

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





Постановки комедии Фонвизина "Недоросль": история и современность





Ш. Валентина, ученица 8 класса Б

МАОУ гимназия №6 г. Томска, учитель

Трушина Ольга Витальевна





Постановки комедии Фонвизина Недоросль: история и современность





























Томск-2016

Содержание:

  • введение (обоснование темы, цели и задачи исследования);

  • основная часть;

  • заключение с результатами вывода;

  • список используемой литературы;

приложение

Введение

Тема: Постановки комедии Фонвизина "Недоросль": история и современность

Актуальность работы заключается в том, что комедия «Недоросль» на протяжении более 200 лет - одна из самых репертуарных пьес русского театра. Сколько известных режиссеров, артистов было воспитано на этом произведении. Ушли в прошлое монархия, крепостное право, но пьеса напоминает людям (зрителям) о вечных ценностях. Вопросы воспитания гражданина, образования, отношения к власти, деньгам важны и сегодня. Трудно представить драматический театр, который ни разу не обращался бы к Фонвизину, не предлагал бы свою версию постановки. Я занимаюсь в театральной студии «Синтез», и я думаю, что мы тоже поставим эту пьесу. Интересно узнать, какие театральные постановки предлагают театры страны современным зрителям

Цель работы: доказать, что комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» интересна театральному зрителю на протяжении более двух веков.

Задачи:

Узнать историю первой постановки пьесы;

Пронализировать театральные постановки комедии «Недоросль», сравнить с текстом пьесы;

Проследить, какие тенденции характерны для современного театра, который ставит в репертуар комедию «Недоросль».





Практическая значимость: данная работа может быть полезна на уроках литературы для более глубокого понимания текста пьесы, для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по литературе, для возможной реализации театральной постановки комедии «Недоросль» в студии «Синтез»





Над комедией «Недоросль» Фонвизин Денис Иванович работал примерно 3 года. Он написал ее в 1781 году, когда в России господствовали идеи просвещенной монархии. Эти идеи имели широкое распространение, так как их поддерживала сама Екатерина II. Будучи дворянином, Фонвизин имел возможность наблюдать за сторонниками этих идей, их мыслей и заблуждений, и отразил всех в своей комедии «Недоросль».

Новаторство Фонвизина как драматурга:

1.Положено начало русской реалистической драматургии;

2.определена зависимость характера человека от окружающей среды и обстоятельств;

3.показаны типические явления русской жизни и созданы типические образы;

4.доказана связь между крепостничеством и нравственным обликом дворянства;

5.предсказано опасное влияние денег на человека.

Первая постановка.

Путь комедии на сцену был очень сложным. Сначала ее запретили ставить в Петербурге, а потом и в Москве. Однако, чуть позже, разрешение на постановку было дано. Премьера состоялась 24 сентября в 1782 году в Петербурге в театре Карла Книппера. Денис Фонвизин сам участвовал в постановке этого спектакля, сам назначал на роли актеров. Постановка произвела ошеломляющее впечатление. Люди восторгались смелым произведением автора, ведь никто и никогда не создавал произведения, где столь открыто критиковались бы основы государственного устройства. Особое внимание досталось монологам Стародума (актер Иван Афанасьевич Дмитревский), монологи произносились медленно, на низких нотах. Фонвизин писал: «Успех был полный». По легенде, Григорий Потемкин, посмотрев комедию, сказал автору: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Но Екатерина II была оскорблена высмеиванием государственных устоев, в кругу придворных императрица как бы в шутку пожаловалась: «Уж и господин Фонвизин хочет учить меня царствовать». Позднее она пресекала все возможности издания работ Фонвизина.

Но несмотря на жестокую реакцию Екатерины II, постановка стала весьма популярна в России. В Москве комедия была поставлена 14 мая 1783 года в театре Московского университета, а затем состоялось уже 8 спектаклей. Провинциальные театры Харькова, Полтавы, Казани тоже успешно ставили новую пьесу.

Но находились утонченные зрители, презрительно относящиеся к пьесе. Л.И.Кулакова в монографии «Д.И.Фонвизин. Биография писателя» приводит пример: «Уже в начале 19 века один из журналов писал, что картины, изображенные в комедии, ничего не дают людям «лучшего тона» и «больше всего нравятся мещанству и народу». В угоду особам «лучшего тона» режиссеры сокращали речи положительных персонажей и калечили язык Простаковой.» (стр.109)

В 19 веке «Недоросль» идет по 5-10 раз в год. В период 1813-1827 г.г. в Москве комедия ставилась 27 раз, а в Петербурге-14. Именно благодаря героям Фонвизина игра русских актеров приобретает правдивые, жизненно достоверные черты, начинает формироваться реалистический метод актерской игры. Особенно это проявилось в творчестве великого Михаила Семеновича Щепкина (1788-1863), который переиграл все роли в «Недоросли». Большой любовью у зрителей пользовался В.И. Живокини (1805-1874), актер разрушал границы зала и сцены, мог обращаться к суфлеру, импровизировать, за спиной партнера мимикой доигрывать роль. Это был один из лучших митрофанушек 19 века.





Герои комедии «Недоросль»

В пьесе 13 героев: дворяне, помещики, крепостные, разночинцы. Есть главные герои, второстепенные и внесценические персонажи.

Каждый герой имеет свою речевую характеристику.

Кутейкин, недоучившийся семинарист в речи использует церковнославянизмы: «Дому владыке мир и многая лета с чады и домочадцы».

Цыфиркин, бывший солдат, говорит по-военному четко: «Желаем вашему благородию здравствовать сто лет, двадцать, да еще».

Язык положительных героев книжный, наполнен общественной лексикой и старославянизмами. В современных постановках именно монологи Стародума и Правдина больше всего сокращают.

К примеру, эти слова были убраны из постановки Малого театра:

Стародум: «Люди забывают долг повиновения, видя в самом господине своем раба гнусных страстей его.

Правдин: «…из собственного подвига сердца моего, не оставлю замечать тех злонравных невежд, которые над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно».

Зато речь отрицательных героев в постановках не сокращается.

Просторечья, ругательные слова более, чем за 200 лет не изменились. «Я братец с тобою лаяться не стану. Отроду, батюшка, ни с кем не бранивалась. У меня такой нрав.»

Именно речь отрицательных героев ушла в народ, стала пословицами и поговорками:

«Не хочу учиться, хочу жениться» (Митрофанушка)

«Белены объелся» (Митрофанушка)

«Ученье-вздор» (Скотинин)

«По добру, по здорову» (Скотинин)

Постановка Малого театра. Постановки комедии Фонвизина Недоросль: история и современность

Премьера спектакля состоялась 6 января 1986 года, и с тех пор он прочно вошел в репертуар Малого театра. За это время ни один раз сменился актерский состав, но одно неизменно - классическое прочтение пьесы Фонвизина. Конечно, если придирчиво сверять все реплики и монологи героев, то увидим: все-таки кое-что было отредактировано. Действие 1,явл 1- исключено рассуждение Правдина о повелении «объехать здешний округ…»

Действие 3,явл.2-исключены слова Стародума: «Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Видал я молодцов в золотых кафтанах, да с свинцовой головой…»

Вот сегодня эти слова звучат актуальнее, чем в 80-е годы 20 века, когда ставили спектакль.

Действие 4, явл.1-исключен диалог Стародума и Софьи о чтении. Не устарела мысль Стародума о западных авторах: «Мне случилось читать из них все, что переведено на русский язык. Они , правда, искореняют сильно предрассудки, да воротят с корня добродетель». В этом же явлении сокращены и другие монологи Стародума: «Без благонравия умный человек - чудовище», «Подумай, что такое должность? Это священный обет…»

Действие 5, явл.1- исключены слова о воспитании : «Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Но что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды родители еще платят деньги невеждам-учителям?»

Остальной текст актеры произносят слово в слово. Но, благодаря прекрасному актерскому мастерству, спектакль смотрят и в 21 веке. Это подтверждают и отзывы зрителей.

Этот спектакль Малого театра представляет собой классическую постановку, "вслед за автором", никаких шуток, кроме тех, что есть в комедии, никаких новомодных режиссерских нововведений, все строго по тексту. Очень боялась, как такой сложный (даже на слух) текст удержит внимание зрителя, однако артисты старой школы справились замечательно.

Вчера были с дочкой 12 лет и ее подружкой на спектакле "Недоросль". На входе увидев целые классы детей лет 13-14, я сразу подумала, что спектакль может быть испорчен. А услышав, как они стали визжать, кричать и хлопать, как на футболе, подтвердили мои худшие опасения.



Но через десять минут дети были полностью захвачены спектаклем.

Несмотря на то, что язык устаревший, дети все понимали и были поглощены действием.

Замечательный спектакль и чудесная игра актеров. Изумительные декорации и костюмы, как же приятно видеть такую постановку! А как она современна без всяких потуг и претензий!

Очень рекомендую сходить!

Мы сидели во втором ряду партера. Подростки вокруг были серьёзные, не шумели

В зале преобладают школьники, ведь это произведение включено в программу по литературе. Малый театр славится своими постановками классики, поэтому понятен такой ажиотаж - зал полон. Надо отдать должное подросткам - смотрели с удовольствием, в тишине, почти без шуршаний и переговоров. ( с сайта www.osd.ru/resplnk. )

В версии Малого театра есть интересные режиссерские и актерские находки.

Например, в действии 3, в конце явления 8 Вральман открыто заигрывает с Простаковой. «Поти, моя матушка! Салетна птиса! С ним тфои гласа натопно.»

Действие 4, явление 7. Диалог Стародума и Скотинина неожиданным серьезным откровением обоих:

Стародум. Ты меня счастливее. Меня трогают люди.

Скотинин. А меня так свиньи.

Действие 5, явление 4. Сорвался план похищения Софьи. Простакова вот-вот начнет расправляться с крепостными. От ее угроз становится страшно. Даже современный подросток понимает, что такое произвол помещицы и как велика ее власть над крепостными людьми: «Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки!»

Мне понравилась мысль Афанасия Ивановича Кочеткова, первого исполнителя роли Стародума в этой постановке, о том, что « в нашей смутной реальности почти невозможно предугадать, чем, когда и как именно отзовется в зрителе заложенная в основу классического произведения мораль.» www.culture.ru/movies/1918

«Музыкальные спектакли

Но как ни странно, все меньше театров выбирают классическую постановку комедии. Когда-то в 1969 году пьеса была переложена на музыку известным композитором Юлием Кимом. А, режиссер Юлий Эйдлин поставил оперу «Недоросль». Авторы сохранили все сюжетные линии. Как говорят режиссеры, они создали народную оперу, в которой есть пародия, юмор, «яркие музыкальные номера».

Сегодня этот спектакль можно посмотреть в Ставропольском академическом театре драмы им. М.Ю. Лермонтова.

Постановки комедии Фонвизина Недоросль: история и современность

Постановки комедии Фонвизина Недоросль: история и современность





Режиссер Михаил Ковальчук в интервью(«Ставропольская правда» 2014 г.) делился своими находками:

«Будет много неожиданного, например музыкальный номер Скотинина в стиле гавота»

Или Стародум, этакий свободный мужчина при деньгах… его номер в стиле старинного романса.

Благодаря музыкальный обработке комедия стала более современной, доступной.»

Источник: www.stavteatr.ru

По этому же пути пошли и в Вологодском ТЮЗе.

Постановки комедии Фонвизина Недоросль: история и современность

Дидактический сюжет «Недоросля» превратили в занимательную сатирическую историю, освободились от «громоздкости и нравоучительности», сохранив основной конфликт между невежеством, бездуховностью и добродетелью, украшенной рассудком просвещения (Источник: CULtintO.ru )

Режиссер-постановщик Ирина Зубжецкая.

На большой сцене Саратовского театра юного зрителя тоже попытались с позиции зрителя XXI века взглянуть на героев известной комедии. Тем более именно для этого театра Юлий Ким и Леонид Эйдлин когда-то написали музыкальную версию «Недоросля» (+трейлер)

И вот уже современные подростки слушают не сложные монологи героев, а незатейливые куплеты. Никто не собирается лепить сложные образы, так: маски, которые поют и танцуют.

В рецензии на спектакль ижевского театра «Молодой человек» написано, « У музыки здесь особая роль. Она «осовременивает» спектакль. Дядюшка Стародум с медведем на пару читает рэп. Зрители в восторге - никто не ожидал внезапного перехода от старинной мещанской суеты к такому современному прочтению Фонвизина. Грань времен стирается, и кажется, что эта история вполне могла произойти и сегодня. Бессмертная комедия в постановке ижевского режиссера Андрея Опарина до краев наполнена самой отборной иронией.» (источник izhlife.ru/isskustvo/40280-nedorosl-v-izhevskom-teatre-podushechnye-boi-i-medved-reper.html )

Постановки комедии Фонвизина Недоросль: история и современность





В 2015 году в соревнование с Ю.Кимом вступили другие авторы. Композитор Александр Журбин написал мюзикл «Недоросль». Режиссер Геннадий Чихачев считает, что спектакль получился сложный и противоречивый о вечных русских проблемах: иждивенчестве, неуважении к личности, деспотии, слепой любви родителей к своим чадам. Композитор Журбин признается, что впервые написал музыкальную сатиру, бичующие человеческие пороки. У авторов появилась новая героиня Екатерина II, которая в арии объясняет, чем для нее так опасен Фонвизин: «Он все, что хочет говорит, слова его опасны. И никого он не щадит - последствия ужасны. Он говорит: прогнил мой двор, он говорит: ворУ - позор, он говорит: порок - цари, для честных путь навек закрыт, у власти те, в ком нет ума, достойных нет, порочных - тьма».

Постановки комедии Фонвизина Недоросль: история и современность Постановки комедии Фонвизина Недоросль: история и современность













Но больше всего меня удивило, что в «Омском театре кукол «Арлекин» прошла премьера спектакля по пьесе литератора XVIII века Дениса Фонвизина».

Постановки комедии Фонвизина Недоросль: история и современностьПостановки комедии Фонвизина Недоросль: история и современность

Классика у режиссёра осталась классикой. Собственный взгляд автора проявился, пожалуй, лишь в сценографическом решении. Визуальную красоту создавала художник Лиана Прохорова. Герои и декорации, расположение на сцене - это классический вертеп. Действие пьесы происходит в имении госпожи Простаковой. - Низ, где должен быть ад, мы закрыли, реальная жизнь - посередине, где все живут: Простаковы, Скотинин, Митрофанушка, а наверху, по вертепному закону, рай - там появляются Правдин и Стародум. Софья со своей любовью вне этого всего, так же, как и Милон - её возлюбленный, - разъясняет режиссёр.

(источник www.omsk.aif.ru/culture/1487392 )

На сайте Северского ТЮЗа среди архивных спектаклей можно посмотреть постановку Натальи Корляковой. В отзывах один старшеклассник написал: «Благодаря вашего спектаклю, я, наконец, понял, что такое «классика». «Классика» - это когда интересно всем и всегда! В 2000 г. Спектакль получил Губернаторскую премию. В спектакле я увидела самое удачное сочетание классического текста с музыкальными вставками (композитор Юлия Морозова, текст песен Ирина Яблова).





Итак, мы убедились, что пьеса Фонвизина интересна современному театру и зрителю. У нее есть самое главное-любовь народа.













Литература:

1. Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин. М.; Л., 1966.

2. Стенник Ю. В. Драматургия русского классицизма: Комедия // История русской драматургии. XVII - первая половина XIX века. Л., 1982.

3. Стричек А. Денис Фонвизин: Россия эпохи Просвещения. М., 1994

4. Морон А.Г.Три века русской сцены. М. Просвещение, 1978.

5.Фонвизин Д.И. Недоросль Красноярское книжное издательство, 1970г

Источники:

www.stapravda.ru/20140207/postanovku_nedoroslya_d_fonvizina_repetiruet_mikhail_kovalchik_v_74365.html Постановку «Недоросля» Д. Фонвизина репетирует Михаил Ковальчик в ставропольском театре драмы

www.stavteatr.ru/ Ставропольский драматический театр

www.granatov.ru/ Вологодский ТЮЗ

cultinfo.ru/news/2013/3/6136 Премьера спетакля «Недоросль» в Вологде

www.tuz-saratov.ru/ Саратовский ТЮЗ

sevtdu.tomsk.ru/ Северский ТЮЗ

www.omsk.aif.ru/culture/1487392</ АИФ







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал