- Учителю
- Урок Жанр фэнтези в современной литературе . 6 класс
Урок Жанр фэнтези в современной литературе . 6 класс
Урок литературы. Жанр фэнтези в современной литературе: Д. Толкиен «Хоббит, или Туда и Обратно».
Учитель русского языка и литературы Елисеева Е.В.
Предмет
Литература
Дата
3.05.2016
Урок №
Тема урока
Жанр фэнтези в современной литературе: Д. Толкиен «Хоббит, или Туда и Обратно».
Цель:
Познакомить учеников с новым литературным жанром - фэнтези.
Задачи:
Вспомнить жанровые особенности изученных произведений; закрепить и углубить знания учащихся о жанрах литературы, провести различие между изученными жанрами и фэнтези.
Развивать познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; умение сравнить и аргументировать примерами.
Воспитывать интерес к изучению литературы.
Результат обучения (АВС):
Ожидаемые результаты: учащиеся знакомятся с творчеством Д. Толкиена; анализируют жанровое своеобразие его произведения; умеют критически мыслить.
Ученик А. Демонстрирует понимание через правильное воспроизведение, предположение или интерпретацию информации.
Ученик В. Демонстрирует способности делить информационные материалы на составные части, изучать информацию для получения различных выводов.
Ученик С. Формирует суждения о изученном материале по определенным критериям.
Ход урока.
Действия учителя
Действия ученика
I. Вводная часть:
3 мин
1.Организует, активизирует деятельность учащихся, создает положительный эмоциональный настрой: подарок - ирландская музыка в жанре фолк (из фильма «Властелин колец»).
2. Делит класс на группы. Деление на группы по цветным жетонам «Сказка», «Миф», «Притча», «Баллада».
Желают друг другу хорошего настроения.
Создают 4 группы
II. Актуализация имеющихся знаний - 10 мин.(5 мин. на работу и 5 мин. на защиту)
(На партах карточки с названиями жанров, их определениями, картинки, изображающие героев изученных произведений Приложение 1.
1. - Прочитайте и рассмотрите. Найдите тот информационный материал, который касается только вашего жанра. На листе А4 составьте кластер.
2.Защита кластеров.
Критерии:
1) Называют жанр и его определение.
2) Называют соответствующие жанру изученные произведения, автора (если есть) и выбранные иллюстрации.
3) Соотносят с городом или страной.
3. Беседа.
- Дома вы познакомились с новым произведением, назовите автора и его название.
- К какому жанру вы бы отнесли это произведение? Свой ответ обоснуйте.
Составляют кластеры по темам
«Сказка», «Миф», «Притча и библейская легенда», «Баллада и легенда».
За каждый названный пункт группа получает жетон.
Ученики называют - Д. Толкиен, «Хоббит, или Туда и Обратно», первая часть трилогии «Властелин колец».
III. Основная часть.
1. Целеполагание - 2 мин. + 3 мин. Биографическая страничка.
Формулировка темы, цели урока.
Формулируют тему, цель урока:
-Узнать характерные особенности жанра фэнтези на примере произведения Д. Толкиена «Хоббит, или Туда и Обратно».
Биографическая страничка - сообщение подготовленного ученика о личности и творчестве Д.Толкиена.
2. Получение и осмысление новой информации - 5 мин.
Приложение 2.
Технология ИНСЕРТ.
Ученикам раздаётся информационный текст, по которому они будут работать.
Ученики читают текст самостоятельно, заполняют таблицу.
Информационный текст - сайт «Википедия». Фэ́нтези (от англ. fantasy - «фантазия») - жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века. С середины века огромное влияние на формирование современного облика фэнтези оказал английский писатель Джон Рональд Руэл Толкин. Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы. Фэнтези - это также жанр кинематографа, живописи, компьютерных и настольных игр. Подобная жанровая универсальность особенно отличает китайское фэнтези с элементами восточных единоборств. | ||||
3. Соотнесение новой информации с собственными знаниями -10 мин.
Проверка выполнения задания (5 мин)
IV Рефлексия- «Выбор». Приложение 3. |
-Познакомимся поближе с повестью Толкина. Работа в группах. 1 группа - страна Средиземье. 1) Выберите ключевые фразы, описывающие географическое пространство воссозданной автором местности. 2) Сформулируйте три вопроса для других групп по теме «Ландшафт и природа вымышленного пространства». 2 группа - сюжет произведения. 1) Сюжетная линия развивается динамично, подчинена идее представить необычное как реальность, т. е. описываемый мир реален для героя. Восстановите калейдоскоп событий, которые меняют друг друга. 2) Сформулируйте три вопроса для других групп по теме «Калейдоскоп событий». 3 группа - главный герой. 1) Как зовут главного героя? Найдите в тексте описание важного качества хоббита. Какие черты характера присущи ему (подтвердите текстом). 2) Сформулируйте три вопроса для других групп по теме «Главный хоббит». 4 группа - персонажами повести. 1) Назовите их, найдите описание, какими силами- добра или зла- они обладают? 2) Сформулируйте три вопроса для других групп по теме «Герои произведения».
- Понравился ли вам новый жанр литературы, чем, и готовы ли вы читать произведения, написанные в этом жанре? А вы знаете названия и авторов этих произведений?
|
Работают в группах: нужную информацию конспектируют, отмечают закладками.
Представитель от группы обобщает результаты, задаёт вопросы другим группам. За обобщение и правильные ответы - жетоны.
Суммативное оценивание - по количеству жетонов две группы получают оценки. |
Приложение 1.
Миф - повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.
Сказка - один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.
При́тча - короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение.
Леге́нда - одна из разновидностей не сказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях.
Библейская легенда - религиозное предание, входящее в собрание библейских текстов.
Баллада - лирическое или лиро-эпическое стихотворение особой формы на историческую, обычно легендарную, тему.
Приложение 2.
Информационный текст - сайт «Википедия».
Фэ́нтези (от англ. fantasy - «фантазия») - жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века. С середины века огромное влияние на формирование современного облика фэнтези оказал английский писатель Джон Рональд Руэл Толкин.
Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.
Фэнтези - это также жанр кинематографа, живописи, компьютерных и настольных игр. Подобная жанровая универсальность особенно отличает китайское фэнтези с элементами восточных единоборств.
</Приложение 3