- Учителю
- Интегрированный урок Ветер перемен.
Интегрированный урок Ветер перемен.
Интегрированный урок. Круглый стол: «Ветер перемен? ! …
I. Цели и задачи урока.
1)образовательные:
- выявить качество и уровень владения знаниями и умениями, полученные на предыдущих уроках;
- обобщить материал, как систему знаний, проверить способности к творческому мышлению и самостоятельной деятельности;
- закрепить умение работать с творческими заданиями;
- вдумчиво и творчески работать над текстами различных стилей;
- показать эстетическую функцию языка через эталон художественной речи;
2) воспитательные:
- способствовать формированию ответственного отношения к учению,
- готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении;
- воспитать культуру учебного труда, экономного расходования времени;
- создать условия для реальной самооценки учащегося, реализации его как личности.
3) развивающие:
-развить пространственное мышление, память; умение классифицировать и выявлять связи, формулировать выводы, абстрагировать и обобщать;
- формировать коммуникативные навыки при работе в группах;
- развивать познавательный интерес к предмету;
- умение анализировать разные типологические тексты.
II. КОНЦЕПЦИЯ.
Уроки и развития речи - уроки, на которых должна проявляться индивидуальность каждого ученика, его творческие способности, так как творчество, по утверждению Л.С. Выготского - норма детского развития.
Использование на уроках развития речи музыки, живописи, образцов художественного слова даст возможность для моделирования такой ситуации, которая раскрепощает ученика, будит в нем творческое начало, мотивирует его речевую деятельность.
Интегрированный урок «Ветер перемен» помогает повысить интерес к предмету речи, вызвать у них желание высказаться, порассуждать и поразмышлять.
Мне хотелось создать нужный эмоциональный настрой, который поможет учащимся вдумчиво подойти к наблюдениям над эталонами художественной речи. Понаблюдать за изобразительными возможностями средств графики в художественном тексте. Сравнить их с современными, молодежными текстами в стиле «реп». Поразмышлять над различными инновациями в разговорном языке молодежи. Поднять проблемы, волнующие их, найти разные подходы к раскрытию одной и той же проблемы.
Все это делается для того, чтобы этот урок стал уроком настроений, раздумий, оригинальных выводов и противоречий.
III. ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ.
-
Тексты.
Стихотворения В.В.Маяковского «Из улицы в улицу», «Утро».
Высказывания Сократа, Гесиода, египетского жреца.
Стихотворение Б.Пастернака.
Т.Толстая. Очерк «На липовой ноге».
Стихотворение «В разных мирах живут поколенья…».
Фразеологизмы, пословицы, поговорки.
-
Словари.
«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. Российская АН.; Российский фонд культуры;- М.; АЗЪ, 1995г.
Фразеологический словарь русского литературного языка. Изд.: «Флинта». М.; 2007г.
-
Словарь тезаурус.
Графика - особая экспрессия в художественном стиле.
Анемон - ветер
Граффити - молодежная субкультура и молодежное неформальное течение.
Реп - (от анг.rap - резко говорить - выкрикивать), жанр поп-музыки, ритмический речитатив рифмованного текста на остроактуальную тему. Возник на основе негритянского фольклора.
Сленг - экспрессивно и эмоционально окрашенная лексики разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы (термин «СЛЕНГ» чаще всего употребляется применительно к английскому языку и его функционированию в Англии и США). Распространен главным способом среди школьников, студентов, военных, молодых рабочих. Сленг подвержен частым изменениям, что делает его языковой приметой поколений. Легко проникая в литературный язык, используется для речевой характеристики героев и авторской речи.
ИЖИЦА - () ), последняя буква кирилловского, глаголического и русского (до реформы 1917-18) алфавитов. Цифровое значение в кириллице -400. Восходит к греческому «ипсилону» ¡ , u.
-
Музыка.
И.-С.Бах. Современная обработка.
Песня «Ветер перемен» из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания!», композитор М. Дунаевский.
-
Выставка работ граффити, выполненных учениками.
-
Сообщение по теме «Лексические новации в современном молодежном языке» в формате презентации.
-
Карточки с фразеологизмами.
-
Интерактивная доска.
IV. СПОСОБ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Звучит песня «Ветер перемен» из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания!», композитор М. Дунаевский.
(Слайд 1)
Разбужен чудным перечнем
Тех прозвищ и времен,
Обводит день теперешний
Глазами анемон.
Б.Пастернак.
2. Слово учителя. (Слайд 2).
В разных мирах живут поколенья,
Стена кирпичей стоит преткновеньем,
Читают в томах, кто Отцы, а кто Дети.
Живут на одном, на разном проспекте…
Их взгляды столкнуться со мненьем иным,
Может, и был ты, когда-то своим.
Но стена кирпичей стоит преткновеньем,
И в разных мирах живут поколенья.
-Проанализируйте тему и идею стихотворения вашего современника. Определите круг проблем, которые будут в центре внимания сегодня на уроке, выразите их в одном слове. (учащиеся предлагают следующие темы: культура, музыка, язык, общение, досуг, рэп, сленг, хип-хоп, брейк-данс, тусовка, айрен-би).
-Да, разногласия молодых и зрелых было всегда, сколько помнит себя история. Вот несколько высказываний на этот счет.
3.Индивидуальное задание. ( Работа с интерактивной доской. Слайд 3).
Чтение высказываний подготовленными учениками.
«Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством, нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие».
«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна».
«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек».
-Попробуйте определить, какому времени принадлежат эти высказывания.
- Согласны ли вы с этими утверждениями.
-Эти высказывания написаны очень давно. Первое высказывание принадлежит Сократу (470-399 гг. до нашей эры); второе Гесиоду (около 720 года до нашей эры); третье египетскому жрецу, жившему за 2 тысячи лет до нашей эры.
- А это высказывание обнаружено на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. (Слайд 4).
«Наша молодежь растленна до глубины души. Молодые люди нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».
- Согласны ли вы с тем, что вы не сумеете сохранить культуру?
- Что вы подразумеваете под словом «культура»?
- Мы сегодня поговорим о внутренней культуре. А наша речь, как ничто другое, является убедительным показателем внутренней культуры. Правильность, красота, образность речи вырабатывается при анализе художественных произведений.
4. Фронтальная работа. Выразительное чтение отрывка из повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка». Это образец литературной речи. (Слайд 5).
Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела. Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. Здесь она должна была ожидать Алексея. Сердце ее сильно билось, само не зная почему; но боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть. Лиза вошла в сумрак рощи. Глухой, перекатный шум ее приветствовал девушку. Веселость ее притихла. Мало-помалу предалась она сладкой мечтательности. Она думала... но можно ли с точностию определить, о чем думает семнадцатилетняя барышня, одна, в роще, в шестом часу весеннего утра?
А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка».
5.Анализ диалога из очерка Т.Толстой «На липовой ноге». (Слайд 6).
- Прочитайте диалог из очерка Т.Толстой «На липовой ноге». Можно ли назвать общением данный диалог? Какую роль играют в нем жаргонные слова?
Клиент. Дай суп.
Официант. Вот суп.
Клиент. Суп - крут?
Официант. Крут плюс!
Клиент (ест). Э?!?!
Официант. М?!
Клиент. Суп не крут.
Официант. Нет? Как не крут?
Ну, клев.
Клиент. Не клев. Суп - вон.
Официант. Что ж... С вас бакс.
Инсценировка учащимися речевой ситуации «Разговор двух девушек».
6. Работа над словом «сленг». (Работа со словарем С.И.Ожегова).
7. Сообщение «Лексические новации в современном молодежном языке» в формате презентации. ( См. Приложение)
- Что нового вы узнали из этой презентации?
-Какие выводы вы можете сделать для себя?
-Каковы минусы и плюсы сленга как явления языка?
-Можно ли со временем «вынырнуть» на поверхность литературного языка
- Над чем она вас заставила задуматься?
8. Работа над словами графика и граффити. ( Звучит музыка. И.-С.Бах. Современная обработка).
- Вам, наверняка, известна такая молодежная субкультура как граффити.
- Как вы думаете, есть общее между графикой и граффити?
Работа над этимологией слова «графика» и «граффити». (Работа с толковым словарем С.И.Ожегова).
- В русском языке используются изобразительные возможности графики. Алфавит ее составная часть. Названия старых букв алфавита используется в устойчивых выражениях - фразеологизмах, пословицах, поговорках.
9. Упражнение «Закончи фразу». ( Использование интерактивной доски. Слайд 7).
Начать с ...(азов).
Аз да буки - …(вот науки).
Сперва аз да буки, а потом …(науки).
Аза в глаза не знает, ни …(аза) не смыслит.
10.Работа в парах. Упражнение «Объясни выражение». (Работа по карточкам).
Дать добро
Выписывать мыслите
Поставить покоем
От аза до ижицы
Ухватиться за ижицу
Стоять фертом, ходить фертом
ОТВЕТЫ.
Дать добро - «разрешить» (из флотской сигнализации: вывесить флаг, означающий букву «добро», так как с этой буквы начинается слово «да»).
Выписывать мыслите («идти нетвердым шагом, зигзагами, то есть ломанными линиями, которые напоминают букву М ).
Поставить покоем ( «В форме буквы п ).
От аза до ижицы («от начала до конца» - ижица была самой последней буквой алфавита).
Ухватиться за ижицу (обращать внимание на несущественное, неважное, то, на что нужно смотреть в последнюю очередь).
Стоять фертом, ходить фертом (буква напоминает подбоченившегося человека).
11. Упражнение «Ассоциация».
-Прослушайте стихотворения В.В.Маяковского «Из улицы в улицу» и «Утро», где он использует прием намеренного искажения графического облика слова. (Обязательно использовать интерактивную доску для зрительного восприятия текста). (Слайд 8, 9).
Стихотворение «Из улицы в улицу».
У-
лица.
Лица
У
догов
годов
рез-
че.
Че-
рез
железных коней
с окон бегущих домов
прыгнули первые
кубы…
Стихотворение «Утро»
…железной мысли проводов
перина.
И на
нее
встающих звезд
легко оперлись ноги.
Но ги-
бель фонарей,
царей
в корне газа…
-О чем хотел поведать поэт читателю?
-Каким чувством пронизаны стихотворения?
-С помощью чего автор передает пустоту города?
-Что усиливает это впечатление?
12. Работа с классом.
-А можно ли создать гарффити на основе произведений мастеров художественного слова? Давайте попытаемся это сделать.
13. Работа в группах.
1-ая группа по впечатлениям стихотворений В.В.Маяковского рисует в стили граффити.
2, 3,4-ые группы работают над происхождением слова «реп» и отвечают на вопросы: «Почему он популярен сегодня среди молодежи?»
«Что это «мощный бизнес» или искусство?»
После обсуждения 1-ая группа демонстрирует свои работы, а подготовленные ученики читают реп на темы, затронутые в стихотворениях В.В.Маяковского.
V. ВЫВОДЫ. Слово учителя.
( Звучит песня «Ветер перемен» из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания!»)
Встреча поколений - это встреча Опытности и Неопытности. Стихов и Прозы. Сленга и литературного языка. Льда и Пламени. И важно, чтобы при этой встрече каждый мог стать на точку зрения другого, глубоко постичь человеческие ценности, достоинство, стремления, желания не только своих сверстников, но и людей других возрастов. Это одна из важнейших деталей красоты человеческих отношений, красоты человеческой речи. И тогда «анемон», разбуженный «чудным перечнем прозвищ и имен» будет добрым и ласковым.
Звучит песня «Ветер перемен» из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания!»
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1. Написать свои рассуждения по проблемам, поднятым на уроке.
2. Составить список сленговых выражений и слов, которые употребляете в речи и без которых не можете обойтись. Объяснить, почему эти слова вам необходимы.
3. Ответить на вопрос «Что я возьму из «века прошлого» в «век нынешний» и от чего я откажусь?» в жанре эссе или письма.