- Учителю
- Урок по литературе 'Футуризм в творчестве В. Маяковского и А. Лентулова'
Урок по литературе 'Футуризм в творчестве В. Маяковского и А. Лентулова'
Щербакова Л. М., учитель МХК
1категории МОУ СОШ №16
Литературно-художественная зарисовка
Футуризм в творчестве
В. Маяковского и А. Лентулова
Цели: познакомить с творчеством В. Маяковского - футуриста, акцентировав внимание на связи поэта с живописью; познакомить с творчеством А. Лентулова; увидеть связь мироощущения В. Маяковского и А. Лентулова в творческом изображении действительности.
Оборудование: репродукция картин А. Лентулова, В. Маяковского; рисунки-иллюстрации учащихся к произведениям В. Маяковского.
Картина №1
Ведущий 1: Ранее творчество Маяковского связывается обычно с футуризмом. Футуризм, авангард привлекали поэта не только новыми требованиями к поэзии (идея «самовитого слова» и др.), но и особой раскованностью в бытовом поведении, которая тоже становится текстом, соединяясь неразрывно с текстом поэтическим.
Ведущий 2: Первое напечатанное стихотворение Маяковского - «Ночь» - начинается так:
Багровый и белый отброшен и скомкан,
В зелёный бросали горстями дукаты,
А чёрным ладоням сбежавшихся окон,
Раздали горящие жёлтые карты.
Поэт словно перенёс увиденное сперва на полотно, а потом уж описал пейзаж. Начало было положено. Явился поэт с характерным зрительным восприятие мира, с особой тягой к живописному образу. Оттенки чувств не названы прямо, они переданы через активизацию внешних, зримых деталей городского пейзажа, из которых, по сложной ассоциации, возникает делимая картина.
Ведущий 1: Никто из русских поэтов-футуристов не был так близко связан с живописью, как Маяковский. Маяковский подошёл к ней как мастер, увидевший в самих приёмах живописи возможности для обновления стиха. Разумеется, не всякий зрительный образ у Маяковского можно рассматривать как живописный по своей природе и тем более по конкретным связям с произведениями живописи. Всё обстоит гораздо сложнее. Живопись вошла в плоть стиха Маяковского, стала элементов его стиля, т.е. органически срослась с другими особенностями его поэтического мировосприятия.
Ведущий 2: В сознании молодого Маяковского живопись заняла примерно такое же место, как в сознании Блока - музыка. И причина этого не только его связь с художниками, она глубже. Мир открылся Маяковскому в зримых, пластических образах, из всех органов чувств, кажется, больше всего доверял глазу, и это уже не «поэтика», а мироощущение.
Ведущий 1: Одним из главных центров его поэтического мировосприятия является урбанизм. И в жизни, и в стихах он сбегал в Москву, в город пёстрый, многословный, открытый конгломерат провинции. Он и городу удивлялся, как в детстве заводику князя Накашидзе, увидел его как бы вдруг, неожиданно и поразился - чему? Останавливает его уже обилие «природных» сравнений, принесённых из «другого» мира, того же детства биографического и литературного. «Прижались лодки в люльках входов к сосцам железных матерей» (о кораблях). Или «В нём жирафий рисунок», «умная морда трамвая». Контраст города и природы предполагается, но важнее то, что сам город у Маяковского куда-то «лезет», «скачет», содрогается, как природное существо. В городе поэт открыл образ соизмеримый с ним самим, способное вместить его боль и его стремление.
Ведущий 2: В сложном метаморфическом образе («приём развёрнутой зрительной метафоры») у Маяковского как бы два слоя: идёт рассказ о психологическом действии - и одновременно даётся показ, точнее - появляется ряд картин-иллюстраций к событию, которые в предметности своей могут вовсе не совпадать с сюжетом, а дополняют, «дорисовывают» его эмоциональным. Происходит своеобразный кинематографический «наплыв». Маяковский не просто заимствовал у живописи предметность и колорит. Речь идёт о живописности поэта, прежде всего поэта. Картина слилась с энергией слова, обогатилась ею и подчинилась ей, приобретя тем самым признаки временного искусства.
Раздвинув локтём тумана дрожжи,
Цедил белила из чёрной фляжки
И, бросив в небо косые вожжи,
Качался в тучах седой и тяжкий…
(чтение стихотворения наизусть)
Ведущий 1: У Маяковского зримая картина часто встаёт как бы «за стихом», они не предмет непосредственного сюжетного повествования, а резкое метаморфическое ответвление от его деталей, зрительная, неожиданная реализация метафоры. Она - выражение чувства поэта, и это часто освобождает его от прямой лирической самохарактеристики в словах, в понятиях. Поэтому можно говорить именно о живописности Маяковского (не просто изобразительности), не боясь ошибки с точки зрения теоретической. Он «доверяет» своей живописи, знает, что она скажет «сама».
Автомобиль подкрасил губы
У блеклой женщины Карьера,
А с прилетевших рвали шубы
Два огневые фокстерьера.
(чтение стихотворения наизусть)
Ведущий 2: Всё сказанное о связях Маяковского с живописью относится в основном к раннему футуристическому периоду его творчества. Именно здесь наиболее очевидно его стремление показать не только предметный мир, но и само лирическое чувство, перенеся его на предмет, «вселив» в предмет и тем самым изменив привычное представление о вещах.