- Учителю
- Урок, Тема: Древнерусская литература и язык древнерусской живописи. (На основе описания иконы «Богоматерь Владимирская») .
Урок, Тема: Древнерусская литература и язык древнерусской живописи. (На основе описания иконы «Богоматерь Владимирская») .
Тема: Древнерусская литература и язык древнерусской живописи.
(на основе описания иконы «Богоматерь Владимирская»).
Цели урока: 1) познакомить учащихся с типами икон Богоматери;
2) постичь глубину духовного содержания иконы;
3) подобрать материал к сочинению - описанию иконы «Богоматерь
Владимирская»;
4) получить эстетическое наслаждение от общения с духовной культурой.
Тип урока - развитие речи; подготовка к сочинению - описанию иконы.
На фоне музыки «Адажио» Т. Альбинони читаю эпиграф урока:
Не на троне - на Её руке,
Левой ручкой обнимая шею,
Взор ко взору, щеку прижав к щеке,
Неотступно требует…Немею -
Нет ни сил, ни слов на языке…
А она в тревоге и печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где закат пожарами повит…
(отрывок из поэмы М. Волошина
«Владимирская Богоматерь»).
Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению - описанию иконы Богоматерь Владимирская. А итогом этой работы должно стать написание домашнего сочинения - описания иконы Богоматерь Владимирская.
Далее я рассказываю детям следующее:
Богоматерь издавна считается покровительницей и заступницей русской земли. Она окружена особым почитанием, особой любовью верующего народа. На Руси было великое множество чудотворных и явленных (явившихся чудесным образом в каком-то определённом месте) икон Богоматери: Владимирская, Смоленская, Донская, Иверская, Казанская. Много и всевозможных празднований в честь и Девы Марии и её икон. Многие изображения Девы Марии связаны с различными событиями нашей истории. Так, Владимирская икона, по преданию, несколько раз спасала Москву от нашествия татар. Донская принимала участие в исторической Куликовской битве. С древнейших времён до наших дней сохранились основные типы изображения Богоматери, зародившиеся в Византии и пришедшие на Русь с принятием христианства : Одигитрия (в переводе с греческого означает Путеводительница), Оранта (Молящаяся), Елеуса (Умиление), деисусная (из деисусных чинов иконостасов).
Оранта. «Орантами» называли изображения человеческих фигур в молитвенной позе. Богоматерь Оранта представляется с воздетыми вверх руками.
Одигитрия. Богородица явилась двум слепым и велела идти в свой храм, где они нашли исцеление. Вот почему Богородица получила название «Одигитрии», т.е. «Путеводительницы».
Елеуса (Умиление). Лирический образ. Богоматерь с умилением смотрит на Сына. Мать ласкает его, и Младенец с нежностью прижимается к ней. Между Марией и Богом - сыном нет расстояния, их любовь безгранична. К типу Умиление относится икона Владимирской, Донской Богоматери. Икона символизирует Христа - Спасителя как высшее выражение любви к людям.
Деисусное изображение. Богородица обращена вполоборота влево, к Христу; руки сложены на уровне груди: Мария как бы протягивает их в молитвенном жесте к своему Божественному Сыну, прося его за род человеческий.
Далее, обращаясь к учащимся, прошу найти общие черты в изображении типов Богоматери. (Ученики отмечают главные черты изображения - это лиричность, просвещённость, отрешённость.) Подводя итоги высказываниям учащихся, я акцентирую их внимание на главных чертах изображения Богоматери: изображая Деву Марию, русские иконописцы создавали образ Матери, которая знает о страданиях, ждущих её сына и которая с рождением Младенца отдаст Его людям во имя спасения. На русских иконах Богоматерь всегда в печали, но эта печаль разная: то скорбная, то светлая. Однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы.
Далее идёт работа по сбору материала к сочинению - описанию иконы Богоматерь Владимирская. На дом детям было дано задание: подобрать материал, связанный с этой иконой. Я предоставляю слово учащимся, предварительно дав задание классу, дать анализ и оценку собранному материалу.
Икона Владимирской Богоматери - памятник мирового значения, православная святыня, прославленная своими деяниями, она издавна почиталась как покровительница и защитница Руси. Богоматерь держит младенца на правой руке, а ребёнок прильнул к её щеке и протягивает ручки, обнимая за шею. Левая ножка Иисуса согнута так, что видна ступня - характерный признак иконы, по которому её легко узнать среди других изображений типа «Умиление». Младенец одет в золотой хитон, на котором много складок. Они символизируют трудный путь Иисуса. На ногах у младенца сандалии, пояс вокруг талии, а через плечо перетянута лента. Сандалии - символ долгого пути, пояс и лента - символ святости.
Мария задумалась, прижимая к себе сына. Её отстранённый невидящий взгляд устремлён куда-то вдаль. В этом взгляде и отрешённость, и мудрость, и печаль: мать знает, какие страдания ждут её дитя, она отдаёт своего сына людям, уже сейчас предугадывая его крестный путь.
Богоматерь одета в мафорий - тёмно - вишнёвое одеяние (траур). На мафории две золотых звезды - ассисты - символ святости. Багряный цвет на иконе - символ жертвенной материнской любви. На руках у неё поручи - нарукавники, символ служения церкви. По древнему преданию известно, что икона Владимирской Богоматери была написана евангелистом Лукой.
Особое внимание обращает общий неяркий колорит иконы: тёмно-вишнёвый мафорий Богоматери, золотисто- охряный хитон Иисуса. Икона имеет абстрактный золотой фон, заменяющий реальное трёхмерное пространство. Этот золотой фон изолирует изображение Богоматери и Иисуса, вырывая его из реального круговорота жизни. Фон создаёт ощущение вознесения в идеальный мир, оторванный от земли и её физических законов. (на доске и в тетрадях записываются слова мафорий, ассисты и даётся их толкование).
Далее приступаю к непосредственному описанию иконы, где приоритет в работе отдаю детям. Предлагаю подобрать словосочетания к описанию позы, одежды, взгляда, выражения лица, цветовой гаммы:
---Как держит мать своего сына?
(нежно, бережно поддерживает младенца, не стискивает его в своих объятиях, показывая, что ребёнок принадлежит не только ей, но и всему человечеству)
---А в какой позе изображён Младенец?
(нежно прижался к матери, обвил рукою её шею, нежно прильнул, ноги его находятся в движении).
---Опишите черты Богородицы.
(вытянутый тонкий нос, плотно сжатые губы, большие выразительные глаза).
---Подберите эпитеты для описания взгляда Богоматери.
(печальный, мудрый, отрешённый, отстранённый, невидящий, нежный, скорбный).
---А взгляд Иисуса? Опишите его.
(глубокий и задумчивый, совсем не детский, умный, преисполненный сознания своей особой роли).
---Что вы можете рассказать о колорите иконы?
(когда художник писал икону, он использовал специальные приёмы и краски . Фон иконы покрыт золотом - знак вечной святости; это же символизируют и золотые звёзды на тёмно - вишнёвом мафории, в который одета Богоматерь. На Иисусе золотой хитон с багряными оттенками - символ жертвенности. Светлая цветовая гамма на лицах Марии и младенца и на руке ребёнка. Доминирует тёмно - вишнёвый цвет - цвет скорби.)
(Ученики записывают те словосочетания, которые им кажутся наиболее приемлемыми.)
Говорю детям, что с чудотворной иконой связаны предания и сказания: икона исцеляет, спасает, «парит в воздухе».
(Заранее подготовленные ученики знакомят класс со сказанием о Владимирской иконе Пресвятой Богородицы. Этот материал будет полезен при работе над вступительной или заключительной частями сочинения.)
Владимирская икона Божьей Матери, согласно преданию, была написана ещё при жизни Богоматери святым апостолом и евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовало Святое Семейство. В начале XII века список с неё был послан великому князю Киевскому Юрию Долгорукому. Сын его, благоверный князь Андрей Боголюбский, переходя на княжение во Владимир, перенёс с собою и икону Богоматери. Прославившись во Владимире множеством чудотворений, икона получила наименование Владимирской. Она осталась невредимой во время страшного пожара 1185 года, когда сгорел Успенский собор Владимира, и при разорении Владимира Батыем в 1237 году. В 1395 году, когда Тамерлан, разорив Рязань, направился к Москве, уничтожая и опустошая всё вокруг, решено было перенести в Москву Владимирскую икону. Митрополит Московский Киприан с духовенством, княжеская семья и народ встретили икону за городом, на Кучковом поле, и торжественно перенесли в Успенский собор Кремля (это событие празднуется 26 августа \9сентября\). Тамерлан, простояв с войском две недели на одном месте, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. С тех пор неоднократно великая святыня - Владимирская икона - спасала столицу от бед и вражеских нашествий. Празднование иконе совершается также 23 июня \6 июля\, в память избавления Москвы в 1480 году от нашествия хана Золотой орды Ахмата. Этим событием закончилось татарское иго.
Празднованием 21 мая \3 июня\ вспоминается избавление Москвы от разгрома казанским ханом Махмет- Гиреем, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь её посады, но по заступлению Богородицы отступил от Москвы, не причинив ей вреда. Святители Московские Иов и Ермоген молились пред этой чудотворной иконой в страшные годы Смутного времени, когда польско-литовские орды в союзе с русскими изменниками Отечества расхищали и разоряли страну. Все важнейшие государственные акты совершались пред этим прославленным образом: пред ним приносили присягу на верность России, пред ним молились, выступая в военные походы, пред ним совершали избрание Всероссийских митрополитов, а впоследствии и Патриархов. К Владимирской иконе Божией Матери приходил с молитвой весь русский народ и в нужде, и в радости, от неё изливалась благодать на всю Россию.
Итог работы в классе - составление плана описания иконы.
-
Значение иконы для человека.
-
1. Кто изображён на иконе?
-
Описание позы, одежды, взгляда Богоматери и Иисуса.
-
Цветовая гамма иконы.
-
-
Общее ощущение от иконы.
Предлагаю по плану составить устное описание с использованием записей в тетрадях.
Вызываю к доске двух учеников.
Подвожу итоги работы в классе:
- Понравились ли работы;
- Что особенно привлекло ваше внимание?
Дома учащимся предстоит написать сочинение - описание Иконы Богоматерь Владимирская, используя те материалы,которые мы составили на уроке.
Русская икона…В мировом искусстве это явление уникальное. Русская иконопись имеет огромное художественное значение. Это источник света и радости, который вызывает у зрителя ощущение внутренней лёгкости, ощущение гармонии.
4