- Учителю
- Разработка урока литературы в 11 кл'Кистью и словом о русском символизме'
Разработка урока литературы в 11 кл'Кистью и словом о русском символизме'
Кистью и словом о русском символизме
(интегрированный урок литературы и МХК в 11 классе)
Цели урока:
1.Познакомить обучающихся с философско-историческими предпосылками возникновения символизма,раскрыть историю происхождения понятия «символизм»,его содержание,показать его значение для развития литературы и живописи в России.
2Активизировать художественное восприятие литературы в контексте истории культуры данного периода; пробудить интерес к явлению символизма в живописи и литературе
3.Развивать словесно-образное мышление обучающихся,совершенствовать умение обучающихся анализировать поэтический текст и картину,навыки работы по поиску дополнительной информации.
Тип урока: интегрированный урок.
Форма урока: виртуальная экскурсия
-
Инструментарий : интерактивная, мультимедийная экскурсия, компьютер, проектор, экран);
-
компьютеры с выходом в Интернет;
-
тетради;
-
творческие задания.
Ход урока:
Милый друг,иль ты не видишь,
Что всё видимое нами-
Только отблеск,только тени
От незримого очами
В.Соловьёв.
I.1. Мотивация учебной деятельности.
Дорогие любители виртуальных путешествий и экскурсий. Сегодня мы в очередной раз отправимся на виртуальную экскурсию в интереснейшие места, не выходя за пределы класса.
2. Актуализация знаний учащихся.
Но прежде чем мы начнем нашу экскурсию нам необходимо вспомнить, что Но прежде чем мы начнем нашу экскурсию нам необходимо вспомнить, как называется…Учреждение, собирающее и выставляющее для всеобщего обозрения произведения искусства, предметы истории, науки, быта, которые располагаются в экспозиции по определенной системе (Слайд №2)Мы побываем в залах Третьяковской государственной галереи,в Омском музее изобразительных искусств имени М.Врубеля
II.
3.Постановка проблемы
Перед Вами картины художника В. Э.Борисова -Мусатова «Водоём», М.Врубеля «Демон сидящий»
Стихотворение Зинаиды Гиппиус «»Мне мило отвлечённое..» Сопоставьте картины художников и стихотворение. Какая идея их объединяет?
4.Целеполагание.
Какова же цель урока? Какие задачи решаем на уроке? Чтобы достигнуть результатов, мы делимся на группы: эксрурсоводы проведут нас по храмам искусства, литературоведы познакомят с новыми терминами и понятиями, артисты будут читать для нас стихотворения поэтов серебряного века.,линвисты проведут лингвоанализ стихотворений.
5.Слово литературоведам
Культурно-историческое развитие России в первые десятилетия ХХ века характеризуется сложнейшими переменами во всех сферах жизни.Духовная атмосфера этого периода наиболее ярко проявляется в общем умонастроении,характере эстетических поисков и пафосе творчества поэтов и художников.Поэтому они пытаются осмыслить эти факты действительности, выходя за рамки повседневного, обыденного.
Нарядус реалистической тенденцией появилось понятие модерн и новые течения.Искусство начала ХХ века переживает своеобразную революцию-это время интенсивных художественных поисков-время Серебряного века., характеризующееся множеством художественных течений, систем.группировок.Итак \2\серебряный век»-это не только время, но и отношение художника к нему, которое осознаётся как целенаправленное воссоздание в своём творчестве образа мира и времени в тех формах,которые диктует эпоха.Поэты и художники «серебряного века» создали новую концепцию мира и человека в этом мире.
Символизм - первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма - «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.
Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений - от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов - подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вяч. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи - в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.
6.В исполнении ученика звучит стихотворение В.Соловьёва «Милый друг,иль ты не видишь…»
Рассказ литературоведа. Это был непростой человек. С ранних лет (ему еще не было десяти) у него начался особый, мистический (или, если хотите, оккультный) опыт. Он стал видеть какое-то женское существо космического характера. Он переживал встречу с ней как встречу с Душой Мира. Больше никогда Владимир Соловьев не верил, что мироздание - это механизм, что это агрегат вещества. Он видел Душу Мира! Первый раз это было в детстве, в церкви Московского университета. Второй раз он сознательно стал искать ее, он просил, чтобы она явилась. И это произошло во время заграничной командировки, когда он посетил Западную Европу после защиты диссертации. Соловьев жил в Лондоне, работал в знаменитом Британском музее, изучал древние тексты, старинные мистические учения (Якоба Бёме и других). И во время напряженнейшей работы в библиотеке он вдруг увидел лицо, то самое женское космическое лицо, которое явилось ему в университетской церкви, когда ему было 8 лет.
Владимир Соловьев решил, что в Египте, в древнем отечестве мистерий, великих религий, гностической теософии, он увидит все то, что составляет Душу Мира. И вот однажды в Каире он уходит из гостиницы и бредет по голой каменистой пустыне в цилиндре, в своем европейском платье, он бредет наугад, попадает там в руки бедуинов. Он сам не мог сказать, куда он шел. Он заснул на холодной земле, и, когда проснулся, вздрогнув, вдруг увидел (в тот момент, который называют фазовым состоянием, когда человек переходит от сна к бодрствованию) другой мир, совсем иной. Как будто бы с окружающего его мироздания сняли пелену. Вот почему он писал в одном из своих стихотворений: «Милый друг, иль ты не видишь, что все видимое нами - только отблеск, только тени от незримого очами». Это было его главное внутреннее переживание.
Группа лингвистов предлагает вопросы классу,(обучающиеся оформляют записи в тетради):
- Какова тема стихотворения?
-Каковы
особенности этого стихотворения?
-Почему в стихотворении задана тема двойственного восприятия действительности?К чему призывает поэт?
-Можно ли сказать, что для поэта существует два мира, которые он обозначил в своём стихотворении?
-Разграничим их. Каков первый мир?
-Назовите черты этого мира. Какую характеристику даёт ему поэт?
Запишите данные определения в столбик.
-Каков второй мир? Что говорится о нём?
-Запишите определения во второй столбик.
-Сделайте вывод об отношении Вл. Соловьёва к этим мирам.
Как обращается к своему читателю лирический герой Владимира Соловьёва? Почему?
Но для того, чтобы читатель смог понять тайный смысл, нужно было как-то его выразить. Посмотрите ёщё на одну особенность, которую мы не отметили: от какого лица написаны стихотворения? Какими чертами обладает человек, написавший их?
Как обращается к своему читателю лирический герой Владимира Соловьёва? Почему?
Но для того, чтобы читатель смог понять тайный смысл, нужно было как-то его выразить. Посмотрите на название направления, от какого слова оно образовано?
Именно символ и явился таким средством. Дадим определение символа: «Символ - многозначный образ, выражающий суть какого-либо явления».
Учитель: запишите это определение у себя в тетрадях
Комментарий учителя: Соловьёв исходил из того, что помимо наличной действительности существует сфера божественного, т.е. абсолютных, безусловных начал, оказывающих положительное влияние на человечество.
Особенность его идеализма в стремлении выразить языком философских понятий принадлежность человека к двум мирам - материальному и идеальному.
По Соловьёву, добро, истина и красота - три ипостаси идеального бытия, важнейшие категории, выражающие его всеединство.
Подлинное искусство, по Соловьёву, должно отличаться синтезом жизненно важного содержания и идеи необходимости пересоздания действительности таким образом, чтобы в ней сочетались божественный, человеческий и природный элементы.
Поэтическим выражением идеи всеединства служат символы «вечной женственности», «души мира», «золотистой лазури», «неземного света» и «созвучия вселенной».
III.Виртуальная экскурсия в Третьяковскую государственную галерею. Проводят экскурсоводы. Символизм в живописи выразился в картинах таких художников, как И.Крамской, В.Э. Борисов-Мусатов, М.Врубель.
«Неизвестная»(1883) И. Крамского. На картине изображена молодая женщина, принадлежащая к аристократическим кругам. Об этом свидетельствуют её одежда, украшения, гордый взгляд. Но кроме этого нам о ней ничего неизвестно. Мы становимся свидетелями мимолётной картины: неизвестная едет в экипаже, создаётся впечатление, что ещё минута, и она вновь скроется из виду.
Борисов-Мусатов В.Э. Водоем. 1902. 177 x 216 см.
Этот признанный шедевр Борисова-Мусатова, в какой-то мере ставший художественным символом первого десятилетия XX века, навеян зубриловскими усадебными пейзажами. Он писался в самую счастливую пору жизни художника - летом 1902 года, во время очередного посещения Зубриловки. Вместе с Борисовым-Мусатовым в имении жили его сестра, Е. Мусатова, и невеста, Е. Александрова, именно тогда согласившаяся стать его женой (спустя семь лет после первого предложения). Они и послужили художнику моделями для героинь этой удивительной картины-грезы. Картина «Водоем» - несомненно центральное произведение Борисова-Мусатова, без которого трудно понять его творчество. Можно просто любоваться картиной, красотой и грацией молодых женщин, замерших на фоне живого узора отражения, которое вспыхивает пятнами просеиваемого листвой света. Но картина не только очаровывает, но и вызывает размышления. Перед нами «дуэт» двух женщин, в котором улавливается тень каких-то сложных отношений. Моделями для картины, как известно, служили сестра художника и его невеста. Сам художник рассматривал свое произведение как «свадебный подарок» невесте. Художник изображает двух дорогих ему, но дорогих по-разному, существ. Сестра - неизменная натурщица, вдохновительница художника, воспринимаемая им в романтическом свете, и другая - женщина, с которой ему предстояло делить жизненные заботы и невзгоды. Облик ее хотя и опоэтизированный, но очень земной. Картину можно истолковать как диалог двух муз, и даже шире - двух разных отношений к жизни. Сидящая - воплощение простодушия. В противовес ей - стоящая вопрошает решительностью энергично резкого поворота головы, всей фигуры. Их взгляды направлены навстречу друг другу и не встречаются, не пересекаются между собой. Сложное психологическое противопоставление, составляющее драматургию полотна, выражается изобразительно. Композиционно - его пластикой, ритмикой. Женщина, которая сидит на земле, - как бы часть окружающей природы. В ее фигуре преобладают плавные линии, и эта тема находит отклик в очертаниях берега, замыкающего композицию. Профильное изображение фигуры поддерживает плоскость картины. Ее взгляд направлен параллельно плоскости картины. Взгляд стоящей намечает движение по диагонали, подтверждает пространственность картины.
Очень важен для художника прекрасный мир отражения. Ведь отражение делает видимым то, что не видно непосредственно, прямым зрением, но тем не менее существует реально. Реальностью, в данном случае, является синее небо, которое предстает еще более синим и глубоким. Мечта сталкивается с действительностью, спокойной приземленности противостоит страстный призыв к миру призрачному, однако порождаемому самой природой.
Картина «Водоем» внутренне конфликтна, однако ее драматизм не достигает своего предельного звучания, получая разрешение в светлом лиризме темы природы
Картина «Призраки» Борисова-Мусатова 177х216 1992 г
Эта картина является завершающим штрихом к саратовскому циклу художника, написанному в Зубриловке в период между 1902 и 1903 годом.
Полотно изображает удаляющиеся полупрозрачные фигуры женщин. На лице одной из них запечатлено печальное молчание, понимание невозможности выразить внутреннюю драму словами. В данном полотне женщины не лишены черт таинственности. Художественная манера Борисова-Мусатова оказывается близкой стилю живописцев символистов изображением мира, как некой дымки, легкой завесы над таинственным Нечто. В «Призраках» этот эффект достигается применением особой гаммы красок, из-за которых расплываются и сливаются черты не только признаков, но и самой усадьбы. Все это создает впечатление миражности, зыбкости полотна. Кажется, что под изображением кроется еще одна реальность, однако и она сама не прочнее газовой ткани.
Наиболее глубоким и ярким явлением в русском изобразительном искусстве стало творчество М.В.Врубеля,художника, родивщегося в г.Омске.Его творчество полно мятежной страстности,стремления постичь мир не только эстетически, но и нравственно философски.
М.В. Врубель во многом прославился благодаря своим «Демонам». Экскурсовод демонстрирует картины «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный»
Самое шикарное произведение русского символизма, "Демон" Врубеля, появился в 1890 году. Сейчас эта картина находится в Третьяковской галерее, в мрачном и таинственном 33 зале с приглушенным светом. Зал Врубеля действительно выделяется некой потусторонней силой. Центральной фигурой здесь, конечно же, является "Демон". Полотно определило главную тему русского символизма - стремление творческой личности к высшей красоте. Художник сотворил "демона", но не такого, каким мы привыкли его понимать. Демон Врубеля - это современная душа эпохи, он "не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, и, при всем этом дух величавый и властный". Он противоречив: могучее тело и задуманный, отрешенный от мира сего взгляд внутрь себя, руки сжаты, будто в только что разорванных оковах. Картина обжигает меланхолией, но холодные краски заката охлаждают этот жар.
Врубель работал тонкой стальной пластиной - мастихином, таким образом он выступил в роли не только живописца, а и скульптора. Картина будто соткана из камней и граней, с первого взгляда чувствуется ее могущественность и сила. В этой картине Врубель нашел свою главную тему для творчества - борьбу мятущегося духа. Он завуалировал демона, но все же понятно, что в первую очередь Врубель предложил посмотреть на демона внутри себя.В его палитре преобладают синий и сиреневый цвета. Образ Демона - это символ эпохи мучительных поисков и невозможности раскрытия сокровенных тайн бытия. Огромные глаза, в которых застыло страдание, и титанический образ незаурядной личности (Демону сидящему словно малы рамки картины), «мозаичность» картины заставляют задуматься об отсутствии цельности в современном человеке. В колорите картины - контрасты. Холодный лиловый цвет "борется" с теплым оранжево-золотистым. Скалы, цветы, фигура написаны по-особому, по-врубелевски: художник как бы рассекает форму на отдельные грани и создается впечатление, что мир соткан из глыб драгоценностей. Рождается ощущение первозданности. Но Врубель не был бы самим собою, если бы в этой огромной картине не было второго плана. Ведь ни непомерные по мощи объемы торса, ни вздутые в страшном напряжении мышцы рук, ни саженный разлет плеч - ничто не может скрыть бессилия, тоски, горечи юного титана. "Куда идешь ты?" Вот лейтмотив этой дантовской поэмы в красках. Всезнание и бессилие - адский искус, эта тема становится любимой мелодией лиры Врубеля. Демон владел им больше, чем он Демоном. Он колебался - написать ли Демона летящим или поверженным. Сначала остановился на первом: сохранился большой неоконченный холст (1899). Закрывая небосвод, дух изгнанья парит на тускло-серебряных крыльях над пропастями и кручами земли. Лицо дано крупно и более всего закончено: холодное, мрачное, неумолимое лицо. Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. Колорит картины мрачен. Такой Демон, какой ныне рисовался воображению художника, летел навстречу катастрофе, гибели: идея «поверженного» сама собой возникала.
Последняя картина врубелевской демонианы - - относится к 1901-1902 годам. Художник ощущает приближение неотвратимого конца. Все силы его напряжены до предела.
С такой одержимостью Врубель не работал никогда :по двадцать часов в сутки без отдыха проводя со своим заветным творением. Он десятки раз переписывает огромный холст.
Демон Врубеля - воплощение «прекрасного зла» и «злой красоты» - был неразрывно связан с миром абсолютной красоты, свободной для него от всех этических уз.
Чтец исполняет отрывок из «Демона»М.Ю.Лермонтова.
Задание: Что объединяет и образ Демона Лермонтова и Врубеля.Что их различает?
Вывод: Демон Лермонтова и Врубеля- не дьявол, носитель зла. А символ мятежного начала. Ангел, восставший против бога.Лермонтовкий Демон достиг полной свободы, но она оказалась для него тяжким бременем.У Врубеля он не царстве-в нём больше тоски и тревоги. Чем величия и гордости.Врубель в символической форме выдвигает свой идеал героической личности-бунтаря, отверженного пророка.
IV.Самостоятельная работа:
Найдите стихотворение символиста
Полна страданий наших чаша
Слились в одно и кровь, и пот,
Но не угасла сила наша:
Она растёт,она растёт.
(Д.Бедный/)
Угрюмый дождь скосил глаза:
А за
Решёткой
Чёткой
Железной мысли проводов
Перина
И на
Неё
Встающих звёзд
Легко опёрлись ночи
(В.Маяковский)
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор,
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
(К.Бальмонт)
V. Подводя итоги урока, ещё раз вспомним и запишем в тетради основные черты символизма:
-
поэтика намёка и иносказания;
-
отношение к слову, как к шифру некоей духовной тайнописи, знаковое наполнение обыденных слов;
-
восхваление мига, в котором отражается Вечность;
-
стремление создать картину идеального мира, существующего по законам Вечной Красоты;
-
глубокий историзм, с позиций которого видятся и современные события;
-
изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога.
VI. Рефлексия
VII. Домашнее задание : 1. Сочинение .Моё восприятие стихотворения З.Гиппиус «Мне мило отвлечённое.» или «Моё восприятие картины Врубеля «Царевна-лебедь»
2.инд сообщения о поэтах-символистах.
3.инд сообщение «Символика цвета в поэзии символистов)
8