7


  • Учителю
  • Научно-исследовательская работа 'Имя существительное собственное как название индивида' 5-11 класс

Научно-исследовательская работа 'Имя существительное собственное как название индивида' 5-11 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Актуальность и практическая значимость темы объясняется повышенным интересом родителей к данной проблеме при выборе имени родившегося ребенка, желанием будущих родителей через имя определить жизненный путь своего наследника. Имена призваны оберегать и приносить сча
предварительный просмотр материала


Содержание:

Введение…………………………………..............……….........….……… 2-3

Глава I.

Отношение писателей к имени героя………………............................................3-6

Глава II.

Имя в народном творчестве, писаниях, букварях ………………………..6-12

Глава III.

Человек и имя …………………………12-14

Глава IV.

Инварианты имен …………....................................…..…………….14-18

Глава V.

Имя - судьба ……………………………………………………..18-20

Глава VI.

Социологические исследования имен ………………………………….21-25

Глава VII.

Особенности склонения фамилий и личных имен ………………………25-30

Заключение……………………………....…...……………….……………30-31

Список использованных источников и литературы.......................... 32


Введение


Имена, имена, имена -

В нашей речи звучат неслучайно:

Как загадочна эта страна -

Так и имя - загадка и тайна.

В этой жизни, а может и в той,

Под земною звездою небесной

Охраняет любого святой,

Не для каждого, впрочем, известный.

А. Бобров


Актуальность исследования. Актуальность и практическая значимость темы объясняется повышенным интересом родителей к данной проблеме при выборе имени родившегося ребенка, желанием будущих родителей через имя определить жизненный путь своего наследника. Имена призваны оберегать и приносить счастье.

Наречение именем - большое событие в жизни каждого человека. Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падение, имя вспоминают родные и близкие на могиле усопшего. Огромную роль играет значение и тайна имени, то, что в него заложено веками. Одно звучание имени дает большое количество информации. Есть стародавнее поверье: каждый человек имеет свое отражение в окружающем мире.

В нашем городе очень много разных имен, одни употребляются чаще, а другие реже. Поэтому в данной работе мы решили проследить, какие имена самые популярные и выявить, с чем связана такая закономерность.


Цель: Выяснить, чем руководствуются родители, выбирая имя для своего ребёнка, путем проведения социологическое исследование имен.

Задачи:

1. Изучить историю русских имен.

2. Собрать список имен общеобразовательной школы №58 в период с 2010-2014 год, используя данные школьного архива.

3. Выявить редкие и наиболее популярные имена

4. Провести анкетирование среди учащихся школы

5. Проанализировать данные анкетирования.

В своей работе мы использовали такие методы исследования: анкетирование, социологический подсчет, математическая обработка данных, анализ полученных результатов.

Нет меж живущих людей

да и не может быть безымянных:

В первый же миг по рождении каждый,

Убогий или знатный,

От родимых своих получает…

Гомер


Глава 1

Отношение писателей к имени героя

Мы живем в мире имен. Мир имен безграничен, подвижен и изменчив, как сама жизнь. Изучением имен и их значений занимается прикладная антропонимика (наука о собственных именах людей). Имена, призванные называть, а не означать, могут быть чрезвычайно значимы.

Известные писатели разных стран мира неравнодушно, небезразлично относились к звуку имени; словесный облик имени открывал им далекие последствия в судьбе носящего это имя.

Так, Флобер за парадным обедом побледнел и почувствовал себя дурно при рассказе Эмиля Золя о задуманном романе, действующие лица которого должны были носить имена Бювара и Пекинэше. Задыхаясь от волнения, он умолял Золя уступить ему эти имена, потому что без них не может написать своего романа.

Считался с выбором имен Бальзак. Когда он создавал действующее лицо, то был озабочен, чтобы имя подходило герою « как десна к зубу, как ноготь к пальцу». Раз он долго ломал голову над именем, как вдруг ему подвернулось имя «Марка». « Больше мне ничего не нужно, моего героя будут звать Марка - в этом слове слышится и философ, и писатель, и непризнанный поэт, и великий политик - все. Я теперь придам к его имени «Z» - это прибавит ему огонек, искру» (Рассказ Оноре де Бальзака «З. Маркас»)

Проспер Мериме в « Виколо Ди Мадама Лукрециа» пишет: «… но необыкновенные истории случаются только с людьми, чьи имена произносятся трудно».

Восторженно писал В. Гюго о героине Бомарше: « … Как умно придумано это имя - Сюзанна! Как удачно оно выбрано! Я всегда был благодарен Бомарше за то, что он придумал это имя… Мы предостаточно обращаем внимания на то, что только гениальный поэт обладает способностью наделять свои творения именами, которые выражают их и походят на них. Имя должно быть образом…»

А.С. Пушкин, исключительно прозорливый к значимости звука и чувствительный к оттенкам, называл действующих лиц своих произведений очень проникновенно. Имена у него никогда не произвольны. Вяч. Иванов, разбирая поэму о цыганах, отметил, что духовная суть цыганского типа связана у Пушкина с именем Мариула. Это «глубоко женственное и музыкальное имя». Есть звуковая материя, из которой оформляется вся поэма - явление стихии цыганства.

В походах медленных любил

Их песен радостные гулы

И долго милой Мариулы

Я имя нежное твердил.

Здесь звуки, как отголоски кочевий в покрытых седыми ковылями раздолий, грустные, как развеваемый по степи пепел безымянных древних селений, или костров случайного становья.

Фонетика обнаруживает предпочтение гласного у, то глухого и задумчивого , то уходящего в былое и минувшее, то дикого, то знойного. Мариула - это имя - служит у Пушкина особым разрезом мира, оно все пронизывает и определяет.

Итак, имя, по мнению художников слова, - суть познания личности. Наверное, самое счастливое русское имя, которое Пушкин просто спас от забвения : « ее сестра звалась Татьяна». Хотя Пушкиным оно выбрано не случайно: должно было подчеркивать патриархальные традиции семьи Лариных. Но с тех пор оно входит прочно в «десятку сильнейших». « В самом деле, Онегин, Ленский, Татьяна, Репетилов, Хлестова… - разве все эти собственные имена теперь уже не нарицательные? И Боже мой! Как много смысла заключает в себе каждое из них! Это повесть, роман, история, поэма, драма и многотомная книга, короче: целый мир в одном, только в одном слове», - писал В.Г. Белинский. Его помещики Ларины ( Ларин, Лара - уменьшительная форма от Ларион). Используя эти фамилии, Пушкин, может быть, бессознательно как бы подчеркивал в героине семейное начало. Лари - домашние боги древних римлян, боги очага.

В пьесах А.Н. Островского можно получить реальную картину бытования имен в русских семьях. В пьесах Островского использовано 76 календарных женских имен и 179 мужских, 33 некалендарных мужских имен и 4 женских.

Чтобы пьеса была правдивой, имена ее персонажей должны соответствовать, считал драматург, действительному характеру наименования людей данной социальной группы. Поэтому Арина Егоровна не может быть Ариной Георгиевной («Бедная невеста») Ни разу не употреблены формы имен Евдокия (лишь Авдотья), Гликерия (но только Лукерья и Луша). Интересно и следующее: героине пьесы « Таланты и поклонники» Негиной драматург дал свое имя и отчество - Александра Николаевна. По-видимому, в ее судьбе он отразил тяготы жизни человека, связанного с искусством, вложив в ее образ много личных переживаний, он как бы создал свой двойник в женском обличии.


Глава 2

Имя в народном творчестве, писаниях, букварях.

Не только в произведениях индивидуального творчества, но и в творчестве народном, где все проверено опытом жизни, где словесное достижение полируется жизнью, сущность имен особенно обнаруживается.

Исторический опыт показывает, признает ли народ имена пустыми кличками, условно присоединенными к их носителям, или же полагает найти в имени форму личности, ключ к личному облику какой бы род народной словесности не взяли, непременно встретимся с типологией личных имен. Это значит: в народном сознании именем определяются не только отдельные признаки или черты, но и весь образ личности.

Пословицы и поговорки об именах, нередко едкие и убийственно верные, дразнилки, частушки, песни отмечают отличительные признаки.

Мели, Емеля, - твоя неделя.

Алтын пропадет - и Мартын упадет.

Доселева Макар грязи копал,

А ныне Макар в воеводы попал.

Прежде Макей был лакей, а ныне у Мокея 2 лакея.

Портит Ивашку белая рубашка.

Бить челом Фоме, а было бы в суме.

Люди с базара - Назар на базар.

Жвец Данило что ни жнет, то гнило

«Акуля, что шьешь не оттуда? - « А я, матушка, пороть буду».

Артамоны едят лимоны, а мы, молодцы, едим огурцы.

Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.

Всяк Семен про себя умен

Игумен Гурий до людей дурен.

Голодному Федоту и репа в охоту.

Грелся Максим вокруг осин.

Какова Устинья, такова у ней ботвинья.

Какова Маланья, таковы у ней оладьи.

Федос любит принос

У всякого Федорки свои отговорки.

Знай попа, Маланья, носи чаще пониманье.

По бороде Авраам, а по делам хам.

Наш Филат не бывает виноват

В людях - Илья. Дома - свинья.

Не нашел Филамей из избы дверей.

У всякого Филатки свои ухватки.

Каков Савва, такова ему и слава.

Этакой Демка из потемка!

Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.

На бедного Макара все шишки валятся,

По бедному Захару всякая щепка бьет.

Нашему Ивану нигде нет талану.

По Сеньке шапка.

Велика Федора, да дура.

Каков Дема, таково у него и дома.

Ешь кутью, поминай Кузьму.

Хороша дочка Аннушка, когда хвалят мать да бабушка.

Женился Тарас, не спросился у нас

Невесту доставай собой, а не Федорой да Фомой

Охала Маланья, что уехала Ананья.

Фетинья стара, да Федоту мила.

Князю княгиня, боярину Марина, а всякому своя Катерина.

Лакома Устинья до ботвинья.

Как видим, иногда словесно они связаны внутренней рифмой, тогда можно подумать о фонетической природе их сопоставлений. В самом созвучии открывается внутренняя необходимость, а рифмой и звуком выражается свойство имени. Смысл предусматривает рифму. А рифма намекает на единство смысла.

Итак, народное мышление сгустило своим опытом род именных типов и… твердое убеждение о жизненной значимости имен.

« По имени и житие» - формула житий; по имени - житие, а не имя по житию.

« Достойно имени пожил еси …Георгие», - воспевается святому. Это значит, славим за соответствие жизни своей - своему имени.

Народное представление именной типологии, по-видимому, не лишено жизненного значения. Раньше характеристике имени служило руководство в поведении. Одним из памятников такого рода руководств являлся «Реэстр о дамах и прекрасных девицах», печатавшийся в свое время на русских народных картинках. Вот этот реэстр


РЕЭСТР О ДАМАХ И ПРЕКРАСНЫХ ДЕВИЦАХ


Постоянная дама Варвара.

С поволокою глаза Василиса.

Кислой квас Марья.

Веселой разговор Аграфена.

Великое ябедство Елена.

Наглая спесь Маремьяна.

Средняя управа Устинья.

Толста да проста Афросинья.

Песни спеть Дарья.

Худое соврать Агафья.

Впролом сходить Улита.

Умильной взгляд Фекла.

Ни туды ни сюды Фетинья.

Белые белила Авдотья.

Скорая похотка Акулина.

Взглянет утешит Арина.

Промолвит накормит Марина.

Смиренная всегда Пелагея.

Всегдашняя суета Крестина.

Вправе устоять Зиннона.

Обещать не солгать Софья.

Черные глаза Улияна.

Воровской взгляд Хавронья.

Поскакать да поплясать Афимья.

Красные румяна Маланья.

Хорошая походка Настасья.

Приятна в любви Наталья.

Пирожная мастерица Феодора.

Горшешная пагубница Минодора.

Кринашная блудница Нимфодора.

Лукавый разговор Татиана.

Веселая беседа Маргарида.

Вкрасне походит Прасковья.

Чемы и ломы Макрида.

Ниския поклоны Веры.

Проста без лукавства Мавра.

Наварные щи Анисья.

Ленивая похотка Ненила.

Насмех поднять Каптелина.

В хорошей юпке Антонида.

Хвост поднять Марфа.

Винца испить Аксинья.

С молодцами погулять Матрена.

Дом содержать Лукерья.


Подобного рода таблицы имен встречаются и в лубочных изданиях других народов и простираются в Средневековье.

А вот букварь «Достоинства и недостатки». Относится, вероятно, к 70-м годам XIX века. Составитель букваря связал себя необходимостью на каждую букву алфавита привести по имени, и притом так, чтобы каждая пара смежных букв представляла противопоставление некоторого недостатка некоторому достоинству, рассматриваемых по одному и тому же признаку.

Вот текст ономатологического букваря:

Агата горда и надменна.

Берта - проста и скромна.

Шарль вежлив,

Даниэль большой грубиян.

Евлампия лакомка,

Фани очень воздержанна.

Гастон жесток и сварлив,

Анри характера болагожелательного,

Ирма аккуратна и заботлива,

Жюльетта вздорна и беспорядочна.

Каллист отважен,

Леон боится даже своей тени.

Мари прилежна,

Нелли ленива и невнимательна.

Октав неопрятен,

Поль аккуратен и тщателен.

Квирина завистлива,

Розалия радуется чужому благополучию.

Симон рассеян и дурашлив,

Теофил терпелив и ловок.

Урсула любопытна,

Валентина очень сдержанна.

Ксавье и Иван - лгуны,

Зоя обладает всеми качествами.


Каждое имя пояснено гравюрою ручной раскраски, изображающую наиболее характерное действие мальчика и девочки соответственно имени. Так, разряженная Агата, в белых перчатках, с бантами и под розовым зонтиком, надменно выступает по дорожке, тогда как скромно одетая Берта смиренно стоит с корзинкою и молитвенником; Гастон яростно бьет собаку кнутом, а Анри ласкает ее и т.д.

Данные характеристики не случайны, а итог большой вдумчивости, выраженный метким словом. Люди, духовно воспитанные и приучившие себя внимательно вслушиваться в слова, не пренебрегают показаниями имен. Так, покойный епископ Антоний (Флоренсов 1 всегда придавал именам и фамилиям большое значение, предлагал вдуматься в них, выводил свои заключения.

Оптинский Старец, иеромонах Амвросий, в одном из своих писем советует вдуматься в имена и фамилии, как существенно важный материал при обсуждении некоторого жизненного действия.

«Не спешите, а рассмотрите долю супружества со всех сторон, и рассмотрите основательно… По замечанию некоторых, в самой фамилии людей выражается иногда благоприятное и неблагоприятное свойство», - пишет Амвросий.

А.И. Булгаков 28 ноября 1804 года сыну в Неаполь пишет: «Нет фамилий без Катерины. А от чего? От того, что наша мать, наш Бог была Катерина ( то есть Императрица Екатерина II), и хотя еще не со святых, но все же за счастье почитали давать ея имя своим дочерям, так как теперь все дают сыновьям имя Александр. Я так был влюблен в имя Катерины во всю мою жизнь, что женщина, носящая его, всегда имела право на мое почтение и дружбу».

Пусть нам трудно понять эти параллелизмы. Подобных поверий неизвестного имени в известное время можно представить из истории немало, и все они строятся по схеме вышеприведенного: почитаемый государь или какое-либодругое лицо, стоящее на виду и привлекающее к себе внимание, как правитель, руководитель, большой талант и т.п., вызывают окружающих на подражание, и т.к. они не могут изменитьсвоего имени, то стараются насадить имя такого лица в своей семье, в своем роде. Так в известное время заметно возрастает процент содержания некоторых имен. С таким именем распространяется в обществе и комплекс известных представлений и эмоций.

Итак, хотя и полусознательно, мыслили родители об имени своих дочерей и сыновей, и, следовательно, социологически уже в силу своей веры полагали, что имя есть огромное и глубокое явление первостепенной важности. И думали и верили, а и думают и верят сейчас в силу и существенности имен.

Никто не может лучше выбрать имя ребенку, чем та, что будет кормить малыша, заботиться о нем и воспитывать, - его мать. Только мать вправе решать, какое имя будет носить ее малыш.

Дать имя означало дать судьбу, изменить которую невозможно. Имя - своего рода. Тот, кто обладает этим кодом, обладает властью над самим человеком.


Глава 3

Человек и имя

До имени человек не есть еще человек, ни для себя, ни для других, не есть субъект личных отношений, следовательно, не есть член общества, а лишь возможность человека, обещание такового. Да и за что ухватилось бы в нем общество, если бы у него не было имени? Как бы оно отметило носителя известных прав и обязанностей.

Вот пример, который поясняет, что в человеческом сознании не существует того, у кого нет имени.

К суду революционного трибунала был привлечен некто де Сен - Сир. Председатель предлагает ему обычный вопрос о его имени и фамилии. Между ними происходит диалог:

- Моя фамилия де Сен -Сир, - отвечает подсудимый.

- Нет более дворянства, - возражает председатель.

- В таком случае, значит, я Сен - Сир.

- Прошло время суеверия и святошества - нет более святых.

- Так я просто - Сир.

- Королевство со всеми его титулами пало навсегда, - следует опять ответ.

Тогда в голову подсудимого приходит блестящая мысль

- В таком случае, - восклицает он, - у меня вовсе нет фамилии и я не подлежу закону. Я не что иное, как отвлеченность - абстракция: вы не подыщите закона, карающего отвлеченную идею. Вы должны меня оправдать.

Трибунал, озадаченный подобной аргументацией, действительно признал подсудимого невиновным и вынес следующий приговор:

«Гражданину Абстракции предлагается на будущее время избрать себе республиканское имя, если он не желает навлекать на себя дальнейших подозрений».

Трибунал был прав, не осудив того, кто был сделан в отношении общества отвлеченным.

А у индейцев племени квакиютль человек, берущий взаймы, должен оставить в залог не что-нибудь, а… свое имя! И пока он долга не вернет, все члены племени считали этого человека безыменным и по имени не называли.

Окончательная утеря имени всегда означала гражданскую и историческую смерть, окончательное исчезновение с горизонта истории; наоборот, вхождение в историю, закрепление в ней своего места обозначалось как «создание себе имени»; высшею степенью чего является вечная память. А у индейцев племени квакиютль человек, берущий взаймы, должен оставить в залог не что-нибудь, а… свое имя! И пока он долга не вернет, все члены племени считали этого человека безымянным и по имени не называли. Расстройство личности нередко сопровождается утратою имени. Элементы личной жизни ослабляют связи с именем.

Восстанавливается личность с именем. Первый проблеск самосознания воссияет как ответ на вопрос о самом себе: «Кто я?» И когда ответ получен, самосознание зажило, и личность ожила.

Когда оратор или проповедник хочет обратить особенное внимание слушателя на те или другие из своих слов, он называет его по имени. Когда любовь и нежность, негодование и гнев ищут особенно близкого проникновения, опять повторяется имя. Когда мы видим, что человек уходит от нас, уходит из объективного мира или из его части, где находимся мы: опьянение, дурнота, сон, обморок, потеря сознания, летаргия, наконец, смерть - все это побуждает окружающих назвать уходящего по имени. Они убеждены, что имя есть та нить, которой можно удержать уходящего из объективного в субъективное, если вообще удастся удержать. Подобные случаи известны каждому. Вот газетное сообщение: «Замечательный случай. Главноуполномоченный северного района А.Д. Зиновьев доложил главному управлению, что недавно в лазарете, устроенном в здании Коллегии Императорского Петроградского университета и носящем имя графа Л.Н. Толстого, произошел следующий случай: нижний чин Павел Космаков, лишившийся дара слова, внезапно вновь приобрел таковой, приступая к Святому Причастию и будучи спрошен священником в третий раз о своем имени».


Глава 4

Инварианты имен

Мало задумываются, как при общем подсчете численно ничтожна совокупность имен, которая оказалась исторически жизнеспособной и выдержала испытания тысячелетий. Имена заимствуются народами, перевозятся, подвергаются морфологическим переработкам и в конце концов акклиматизируются. Сперва может показаться, что некоторые имена не имеют ничего общего между собою, но более внимательный взгляд живо установит внутреннее единство целых групп имен. Можно сказать: нет имен ни европейских, ни греческих, ни латинских, ни русских и т.п., а есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества. Даже исконные имена народа могут в звуковом отношении приспосабливаться к новой языковой среде. Так, в Испании у евреев библейские имена получили арабский звуковой стиль - например, Аказ - из Исаака, Коффеи - из Коген, Крескас - из Цемах и т.д. Нашему времени духовного оскудения чуждо звучит имя Иоанн в своем высоком мире. Оно вытеснено низшим перерождением своим - именем Иван. Сын грома, запертая молния, страх Божий, любовь и мудрость Божия - это Иоанн. Иван - имя, не содержащее ни оттенка особой любви, ни других каких - либо особых отношений, а просто приниженное и обедненное, расплывчатый слепок первоисточного имени Иван заимствуется иными народами, например немцами, Ivan . И таких имен - инвариантов, устойчивых и четких типов личностей жизни у человека оказывается в итоге вовсе не много, несколько сотен, когда пытаются умалить ценность имен, то совершенно забывают, что имен не придумаешь и что существующие имена суть устойчивый факт культуры. А придуманные временем - отмирают ( Октябрина, Ноябрина).

Имя дается либо бесхитростной интуицией простого сердца, либо сознательной опытностью. Имя направляет жизнь личности по известному руслу и не дает жизненным процессам протекать где попало.

Имя предопределяет личность и намечает идеальные границы ее жизни. Но это не значит, что личность не свободна в своем имени. С данным именем можно быть и святым, и обывателем, а можно - и негодяем, даже извергом. Уменьшительные, ласкательные, уничижительные, насмешливые, бранные и прочие видоизменения каждого имени надлежит понимать как различные приспособления данного имени к оттенкам отношений в пределах одного народа и одного времени. Эти приспособления не имеют замкнутого круга и могут продолжаться беспредельно. Но в определенные времена утрачивают эти формы.

Уменьшительность имен имеет задачей выразить исключительный характер некоторых личных отношений, порыв чувств, особый оттенок обращений.

Имена гибки и емки, способны вместить самые различные частные обстоятельства , в которых живет данная личность. Но главенствующий символ образует полное имя. Отчество подчеркивает духовную связь с отцом, фамилия - с родом.

Если имя личное и имя отца весьма далеки друг от друга по своему характеру, то чувствуется окружающими потребность перевернуть имя и отчество (Семен Натанович - Натан Семенович). Есть люди какие-то безотцовские, и во всем складе их чувствуется, что они рождены только матерью. Их называют чаще только по имени или по имени и фамилии. Для всех Александр Сергеевич Пушкин, Лев Николаевич Толстой, но Вячеслав Иванов, Максимилиан Волошин, Максим Горький, Роберт Рождественский. На язык не идет отчество Марина Цветаева, Николай Гумилев, хотя материнский момент в них чувствуется живо.

Но бывают люди, в которых лично индивидуальный момент настолько теряется в бытовом и родовом, что их именуют только по отчеству, особенно в крестьянских и рабочих семьях: Иванович, Семенович. Именование человека по имени его предков по мужской линии называется патриотическим, а сами эти особые имена - патронимами (гр. «Патрос» отец + «ним» имя). На определенном этапе развития общества, в условиях разрастания отдельных родов, знать, кто чей сын или внук, из чьего рода и дома происходит, было очень важным.

В Гомеровской Греции был обычай именовать почтенных людей лишь по отчеству. Патриотические образования, из которых позже развились фамилии и отчества, известны у русских с древнейших времен, задолго до принятия христианства. И Ярославль, и Житомир известные сегодня как названия городов, были притяжательными формами отвечавшими на вопрос чей? Сыновья князя Ярослава звались Ярославичи, дочь Ярослава- Ярославна ( Анна Ярославна - королева Франции). В списках русских послов 945 г. В некоторых именах уже есть отчества. С XIII в. Лица высших слоев общества у русских не зовутся одним лишь именем. Вот отрывок из романа « Петр I» А.Н. Толстого:

« Петр блестел на него глазами.

- А сам поедешь с товаром?.. Молодец!..

Андрей Андреевич, пиши указ… Первому негоцианту навигатору. Как тебя, - Жигулин Иван, а по батюшке?

Жигулин раскрыл рот, поднялся, глаза вылезли, борода задралась.

_ Так с отчеством будешь писать нас? Да. За это - что хошь!..»

Отчество на века стало своеобразным рыцарством при российском дворе. По указу Екатерины II только члены первых пяти классов табели о рангах имели право использовать патроним на - ВИЧ; в армии это соответствовало званиям от генерал-майора и выше. Классам от 6 до 8 разрешалось использовать только патронимы на - ов и -ин. Классам от 9 до 14 (в армии от звания капитана и ниже) не разрешались патронимы. Употребление патронима вместо имени встречается уже в X в. Жена князя Игоря вошла в историю и литературу как Ярославна, хотя ее звали Ефросинья.

Перемена места в мире, новое общественное соотношение с миром влечет за собой переименование. Иногда люди решаются на смену имени, или берут себе псевдоним. Наиболее частой причиной этого является то, что имя вызывает насмешки у окружающих(Грация Неумытова, Беляна Грязнова, Рудольф Степанович…) В таких случаях имя чаще всего действительно не подходит данному человеку. Можно иметь и очень красивое имя, но чувствовать себя с ним плохо, как в дурно сшитой одежде. Отсюда и появляется желание его сменить. Не следует забывать, что смена имени влечет за собой разрыв с прошлым, начало движения в новом направлении. Это как бы новое рождение. Чаще всего имена и фамилии меняют актеры, чтобы имя лучше звучало, легче запоминалось. Есть примеры, когда смена имени благотворно влияла на судьбу человека, но были и неудачные и даже драматические случаи. Любой из нас помнит, а иногда и не догадывается, что это не настоящие имена и фамилии: Станиславский, Аркадий Гайдар, Максим Горький, Марк Твен, Ленин, Сталин…

Так ,у мужа артистки Любови Орловой режиссера Александрова от первой жены был сын Дуглас, названный в честь американского артиста. Сын был в сталинских лагерях, освобожден после смерти Сталина, и его заставили сменить имя. Он стал Василием. При этом новые имена могут быть настолько сильны, что оттесняют в сознании как самого переименованного, так и окружающих его основное имя на второй план. Но это не означает полное исчезновение бывшего имени. Вглядываясь в личность, в ней можно открыть ее прежнее имя и прежний духовный склад. Так, при постриге дается другое имя, которое вкрапливается в новопостриженного и оттесняет в ней мирское имя. Но все же иногда проявляется двузначность. Все зависит от процесса усвоения и способа получения нового имени.


Глава 5

Имя - судьба

Родители долго выбирают имя своему ребенку. Ведь с самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как сое имя. Родителям хочется, чтоб оно звучало красиво (у каждого своя красота).

Чтоб наделяло мала добрыми качествами. Иногда ребенка называют так, а не иначе, потому что это вошло в семейную традицию (Валентин Валентинович, Иван Иванович в поколении сыновей).

Иногда в память или честь дорогого человека, чьи черты родителям хотелось бы видеть в сыне или дочери. Премудрая женщина княгиня Ольга нашла удивительное имя для своего сына, Святослав, вернее, сама его сочинила. Чисто славянское сочетание (до того у князей были варяжские имена: Рюрик, Игорь, Олег)включало в себя значения имен основателей династии: Олег (Хельг - освященный), Рюрик (Хрёрекр - славный), тем самым символизировало и верность дедовским традициям, и то, что Рюриковичи признавали себя славянской династией. Имя сына долгое время было боевым знаменем княгини Ольги.

В XVIII веке не существовало семьи, где не было бы Екатерины. По убеждению родителей, дочери должны уподобляться матушке Екатерине Великой, которая была «Богом» в глазах тогдашнего отцовства. Вера в силу имени сохранилась. И сейчас существуют правила, основанные на благозвучии русского языка:

  1. имя должно произноситься и запоминаться легко;

  2. от полного имени легко образовать ласкательные и уменьшительные формы;

  3. чтоб (касается мужского имени) было благозвучное отчество;

  4. чтоб не вызывало неприятных ассоциаций и не превратилось в дразнилку;

  5. называя в честь героини фильма или книги, чтоб сочетание с отчеством не вызывало недоумения;

  6. не делать тезкой великих людей. Такой ребенок может стать объектом насмешек.

Издревле существует поверье: не нарекать девочку именем матери; не давать ребенку имя умершего родственника (заранее накликать беду)

Философ П.А. Флоренский писал своим родственникам, отвечал на просьбу помочь найти имя будущему ребенку: «… имя само по себе не дает хорошего или плохого человека, оно лишь музыкальная форма, по которой можно написать произведение и плохое, и хорошее». Даже ученый попробовал «перебрать» имена: «горячее имя, с темпераментом и некоторою элементарностью - Петр. Из коротких имен, на границе с благою простотою - Иван. Извилистое и диалектичное с соответственными противоречиями - Павел. Огненное и очень духовное имя по своей природе, но могущее в неподходящих условиях дать тяжеловесность и неуклюжесть, как рыба на суше или, точнее, как намокшая птица - Михаил».

Святцы - список праздников и святых в календарном порядке (отдельная книга XV в.) содержали около 9 тысяч имен, многие из них забыты. О процессе наречения по святцам повествует Ю. Ливеровского:

Влияет ли на наш характер то, как вас звали в детстве? Во всяком случае, существует теория, основанная на наблюдениях О. Дунаевой. Младенец не подражает услышанным звукам. Он подражает озвученной мимике. Максимальная скорость роста мышечной ткани - в первые месяцы жизни. Самая частая гамма звуков, которую наблюдает малыш, - собственное имя. Предположения: рефлекторно у ребенка возбуждаются первые импульсы именно в тех группах мышц, которые участвуют в произнесении имени. Следовательно, приходим к выводу: имя воспитывает в человеке некоторые качества характера и темперамента, и даже черты лица.

Потому тезки чем-то похожи друг на друга.

Мамы и учителя учат детей не говорить о формах имени на - ка. « Не Олька, а Оля». А дети все равно кричат: «Верка! Машка! Женька!» В.Г. Белинский поддерживал матерей.

Был в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь. Там,

В страницы святцев пальцем тыча,

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван… именем таким.

Но если в день Иеронима,

То - хошь - не хошь - Иероним.

Отца гения отечественной комедии Леонида Гайдая звали Иов. «Отец Лени родился в многодетной и очень бедной семье, рассказывала Нина Гребешкова, жена Гайдая. - Поехали ребенка крестить, а батюшке заплатить нечем - ни денег, ни курицы. Так что тот и спрашивать не стал, какое имя хотите дать ребенку. Сегодня, говорит, по Святцам день Иова, и все тут. Ленина бабушка огорчилась: «Что за имя такое - будто кто лает!»

После Октябрьской революции, когда произошло отделение церкви от государства, родители получили право называть ребенка как угодно, минуя церковные каноны. В создаваемых имена люди стремились отразить революционные события: Революция, Ревдит (революционное дитя), Искра, Октябрина, Свобода, Нинель (читать с конца).

Многие имена перекликаются с именами и фамилиями вождей революции: Вилен, Будёна, Владлен. В ряде имен запечатлены первые этапы индустриализации: Мартен, Трактор, Рэм, Смычка.

Новые имена, правда, гораздо реже появляются сейчас: Снежана, Правдина, Юманита. Эти же тенденции имятворчества существовали и в 30-е годы и в революционной Испании. В начале XIX века в России было увлечение иностранными именами. Многие дворяне звались в быту на иностранный манер: Софии, Серж, Мишель и т.п. Иностранные имена были широко известны из литературы (романы Л.Н. Толстого).

В письме к Гоголю Белинский писал: «Россия представляет собой ужасное зрелище страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньки, Васьки, Парашки…»

Но за детей - А.С. Пушкин! Он считал такие формы - заменой ласкательных и своих нежно любимых детей так и звал: Сашка, Наташка, Гришка и Машка.


Глава 6

Социологическое исследование имен

Мы провели исследование имен учащихся общеобразовательной школы № 58 (11-А и 11-Б класс), которые обучались с 2010 по 2014 год

Самые популярные мужские имена этих лет:

  • Александр - 21 чел.

  • Андрей - 16 чел.

  • Алексей - 16 чел.

  • Дмитрий - 14 чел.

  • Артём - 12 чел.

  • Максим - 12 чел.

  • Сергей - 10 чел.

  • Кирилл -10 чел.

  • Владимир - 8 чел.

  • Иван - 8 чел.

Самые редкие мужские имена - это Антон, Анатолий, Аким, Борис, Валентин, Виктор, Матвей, Глеб, Григорий, Георгий, Семён, Тимур, Леонид, Олег, Тимофей, Филипп, Фёдор, Юрий (по - 1 чел).

Самые популярные женские имена этих лет:



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал