- Учителю
- Ремёсла народов Саратовской области
Ремёсла народов Саратовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Исследовательская работа на тему:
«Ремесло и быт народов Саратовской области»
Выполнила: ученица 11 класса МБОУ СОШ №2 Дынышева Регина
Руководитель: Лыженкова О. Д., учитель русского языка и литературы
с. Александров-Гай
-2015-
Введение.
Тема: Ремесло и быт
Цель работы: формирование представления о народных ремёслах Саратовской области, развитие интереса к народному ремеслу Саратова.
Задачи:
изучить литературу по теме;
знакомство с основными видами народных ремёсел.
раскрыть значимость народного ремесла;
узнать о народных умельцах нашей станицы.
Методы исследования:
чтение различной литературы; работа в интернете;
наблюдение;
опрос; интервью;
сравнение полученных результатов.
Основной вопрос, который возникает при обсуждении этой темы «Живут ли в наше время ремёсла или они уже давно забыты?»
Чтобы ответить на этот вопрос, я провёла наблюдения, изучила различную литературу, встретилась с интересными людьми.
Я выдвинула гипотезу: если в моей станице есть люди, которые владеют секретами традиционных ремёсел, значит возможно возрождение и сохранение этого мастерства в современном мире.
В ходе своего исследования я хотела бы убедиться в том, что народное ремесло не забыто.
Ремесла Саратовской области.
Свою работу я начала с выяснения значения слова «ремесло».
Ремесло - мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.
Для ремесла характерны: решающее значение личного мастерства ремесленника, индивидуальный характер производства (ремесленник работает один или с ограниченным числом помощников).
В самом начале развития ремесла ремесленник, как правило, работал один. Но это было не очень выгодно, потому что одному ему было трудно добиться больших результатов. Тогда мастера стали объединяться в бригады (артели). Теперь они могли принимать от населения заказы. Одни артели ходили по селам, городам в поисках заказов. Таких работников называли странствующими. Другие оставались на одном месте, жили постоянно в одном селе или городе.
Народом придумано много пословиц и поговорок со словом ремесло:
И то ремесло, коли, кто умеет сделать весло;
Без ремесла как без рук;
Соха кормит, ремесло поит, промыслы одевают, обувают;
Ремеслу везде почет;
Ремесло - кормилец;
Ремесло не коромысло, плеч не оттянет.
Из этого следует, что ремесло испокон веков было средством
существования русских людей.
Ремесла:
-
кузнечное
-
гончарное
-
вышивка
-
прядение и ткачество
-
плетение
-
вязание
-
скорняжное
1.Кузнечное ремесло.
Кузнец -мастер, занимающийся обработкой металла.
Кузнечное ремесло - одно из древнейших. Кузнец раньше, чем прочие мастера, должен был бросить заниматься другими делами (например, одновременно пахать, тачать, заниматься натуральным хозяйством и так далее) и полностью сосредоточиться на своём занятии, требующем достаточно сложных технологических процессов. Прочим крестьянам (или кочевникам) это было не всегда понятно и казалось загадочным. Вдобавок, из-за опасности возгорания кузнецы обычно поселялись на отшибе, что порождало дополнительную загадочность. Поэтому кузнецы часто считались шаманами, позже - колдунами, связанными с дьяволом, тёмными силами.
Кузнецы изготавливали огромное количество необходимых для существования человека предметов: инструменты, оружие, подковы, строительные элементы, украшения и т. д.
В русских деревнях считалось, что кузнец может не только выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни.
Ковка - основное техническое действие кузнеца. Она включает вытяжку, рубку, осадку, прошивку, гибку, торсирование (скручивание), отделку, насекание рисунка, набивка рельефа и фактуры, а кроме того кузнечную сварку, литьё, горновую пайку медью, термическую обработку изделий и проч. Производится исключительно с нагретым металлом, что принципиально отличает кузнецов от слесарей, мастеров по холодной обработке металла.
2.Гончарное ремесло.
Гончарное производство - изначально было ремеслом, служившим для изготовления ёмкостей для приёма пищи или сосудов для хранения жидких и сыпучих материалов. В настоящее время - обработка посредством формовки на гончарном круге, нанесением глазури и с последующим обжигом глины с целью превращения её в предметы домашнего обихода, строительные материалы, различные декоративные изделия, сувениры, украшения, одним словом, в керамику.
Технология гончарного производства включает три главных класса производств:
-
изготовление строительных кирпичей;
-
производство различной глиняной или каменной посуды вместе с различными более грубыми предметами украшений или заводских потребностей (огнеупорные кирпичи, реторты, кафели, трубы и тому подобное);
-
изготовление фаянсовых и фарфоровых изделий, как предметов более изысканной домашней и заводской обстановки.
С точки зрения технологии (техническая сторона вопроса) перечисленные выше классы гончарного производства похожи, однако в процессе изготовления для конечной продукции применяются разные сорта глины, и каждый отличается своими специфическими особенности производства.
3. Вышивка.
Вышивка - один из древнейших способов украшения не только
костюма, но и ткани вообще. В старину слово "шить" означало "вышивать", и это умела каждая уважающая себя женщина. Существует предположение, что вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности - охранительное. Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины.
Вышивание требовало не только мастерства, но и большого терпения, и считалось не прихотью и не развлечением, а важным и нужным делом. Вышивальщицы руководствовались определенными правилами и традициями, за рамки которых не выходили никогда.
4.Прядение и ткачество
Прядение - это совокупность операций, которым подвергается волокнистое вещество для получения нити; волокно очищают от примесей, разрыхляют для придания формы ленты, которая выравнивается, вытягивается, утончается и слегка закручивается.
Самая древняя и простая машина для прядения - прялка, на которой волокно ручным способом вытягивается и скручивается в нитку, которая наматывается на веретено; самопрялка производит обе эти работы одновременно.
Ткачество - производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших человеческих ремёсел. Оно возникло в позднем неолите как эволюция плетения. В более широком смысле под ткачеством понимают весь комплекс технологических процессов, составляющих ткацкое производство.
5.Плетение
Плетение, как ремесло имеет долгую историю. Плетеные изделия из различных растительных материалов были известны еще в Древнем Египте. При раскопках в гробнице Тутанхамона были обнаружены два плетеных стула, которые хорошо сохранились и выглядят вполне современно.
В античную эпоху для плетения использовали ветви деревьев и кустарников, особенно ивы, а также корни и другие материалы. Основным видом плетеных изделий были корзины, разнообразные по форме и назначению.
Особенно широкое распространение плетеные изделия получили во второй половине XIX и начале XX веков.
В России из лозы первоначально плели корзины, верши, мережи и другие снасти для рыболовства. К 1913 г. плетением занимались уже 37 тыс. кустарей в 17 губерниях, а в 1920 г. был выпущен каталог, который предлагал тщательно разработанные формы книжных полок, кресел, столов, шестиместных скамей и пр.
Начали организовываться фабрики по производству плетеных изделий. Появились мастера, способные удовлетворить самый взыскательный спрос. Народные умельцы создавали, используя простые материалы и доступные способы их обработки, высокохудожественные предметы плетеной мебели.
Ассортимент товаров был очень велик: различная мебель (кресла, диваны, столы, стулья, этажерки, ширмы, кровати, цветочницы и т.д.), дорожные принадлежности (сундуки, чемоданы, сумки, саквояжи, игрушки, посуда, кукольная мебель, погремушки) и пр.
6.Вязание
Вяза́ние - процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла, вилка) или на специальной машине (механическое вязание). Вязание, как техника, относится к видам плетения.
Основные виды петель - лицевая, изнаночная, накид, кромочная. С их помощью создаётся всё многообразие узоров трикотажа, связанного на спицах.
Инструмент для вязания представляет собой палочку одинаковой толщины по всей длине или с утолщением на ручке с крючком на конце. Для тунисского вязания предназначен крючок с очень длинной ручкой, на которую в процессе нанизываются петли. Крючки выполняются из разнообразных материалов: стали, дерева, пластика. Важно, чтобы крючок был хорошо отполирован, а ручка - удобной, не утомляющей руку.
7.Скорняжное ремесло.
Скорняжное дело(от слова скорá, скарá, стар. скорье - шкура, пушной товар) - выделка шкур пушных животных. Выделка и обработка шкур пушных зверей бывает различная, смотря по толщине звериной шкурки.
Мастера, живущие рядом.
Задавшись целью отыскать в нашей местности мастеров-умельцев, я расспросила своих родителей, дедушку и бабушку, одноклассников, соседей и узнала о некоторых умельцах, жителях нашей станицы.
Достаточно широко у нас на селе было распространено плетение из тальника. Этим ремеслом в районе занимается Шеломанов Василий Алексеевич. В его опытных руках из обычной лозы получаются всевозможные корзины: большие и маленькие, короба, заплечники и набирушки для грибов, гнёзда для птиц, плетни и многое другое. Начал заниматься Василий плетением с тринадцати лет, научился сам во время войны, за плетеную корзинку мальчишке давали еде и одежду. А потом, когда женился и появились дети, умение плести из лозы, стало еще и дополнительным заработком. И всегда ему помогала в этом жена Антонина Николаевна, они вместе уходили на реку, собирали тальник и там же появлялись незамысловатые изделия. Сейчас супруги Шеломановы на заслуженном отдыхе, и этим ремеслом заниматься уже трудно. В парке культуры и отдыха есть плетни, изготовленные руками Василия Алексеевича.
Жительница села Татьяна Васильевна Неверова- самородок нашей родины. Умеет эта простая женщина вдыхать жизни в обычный кусок глины. Возьмет его своими умелыми руками: помнет, покрутит, что-то проговаривает, и уже вылетают из её рук птицы райские, выбегают зверушки невиданные, важной походкой выходят судари и сударушки. Начинала лепить Татьяна Васильевна еще будучи студенткой педучилища, пробовала делать дымковскую игрушку. И теперь это увлечение всей её жизни. Лепит из обычной алгайской глины с добавлением своих секретов, чтобы глина стала добрее и податливей. От этой работы Татьяна Васильевна не устает, а наоборот, отдыхает душой и телом.
Заключение
В процессе выполнения работы я:
изучила историю ремёсел, используя различные источники информации: книги, экскурсии, Интернет;
узнала, что многие изделия мастеров, которые являются элементами одежды и украшениями, до сих пор считаются оберегами;
изучила искусство ремесленников Саратовской области.
Я пришла к следующим выводам:
Наработав личный практический опыт, освоив в полной мере ремесло, можно стать носителем традиции
мастерство и трудолюбие были, есть и будут ценными всегда;
некоторые ремесла, как женские, так и мужские,
сохранились до наших дней;
женские ремесла, связанные с обработкой ткани и шерсти, плетением, вязанием, вышивкой актуальны и в наши дни; секреты этих ремесел передаются от поколения к поколению.