7


  • Учителю
  • Личностно ориентированные методы на уроках русского языка и литературы как технология развития творческой активности учащихся

Личностно ориентированные методы на уроках русского языка и литературы как технология развития творческой активности учащихся

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Личностно ориентированные методы на уроках русского языка и литературы как технология развития творческой активности учащихся


Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «Тюльганская СОШ№1» Каразбаевой Расили Шарифьяновны




Цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех.

Б. Пастернак


Мастерство педагога невозможно без умелого сочетания различных форм работы. Одна из главных задач - развивать творческие способности учащихся. Безусловно, положительный результат возможен при условии совместной творческой деятельности учителя и учеников на каждом уроке.


Актуальность данного опыта Причиной обращения к проблеме развития творческой личности является понижение творческой активности учеников, снижение интереса к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение художественной литературы, произведений, нежелание самостоятельно писать сочинения, выполнять творческие работы.

Задача воспитания людей с творческим складом ума давно превратилась в назревшую социальную необходимость. Поэтому развитие в наших детях стремления к творческой активности становится одной из важнейших задач современной школы.

Данный педагогический опыт позволяет решить следующие проблемы: развитие творческих способностей учащихся;

развитие исследовательских интересов и навыков;

создание условий для самовыражения учащихся, саморазвития их творческой индивидуальности.

Ведущая педагогическая идея опыта состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией» ( И.С. Якиманская), чтобы создать условия для проявления творческой активности учащихся.

Да, не каждый станет поэтом, писателем, журналистом. Но ведь не это важно. Главное в том, чтобы помочь ребёнку найти себя, поверить в собственные силы, при этом стать грамотным, образованным человеком.


Длительность работы над данной проблемой - 4 года


1 этап (2010 - 2011 гг.) - возникновение идеи опыта, определение цели, постановка задач; знакомство с технологией личностно ориентированного обучения;

2 этап (2011-2012 гг.) - активное внедрение методов личностно ориентированного обучения в образовательный процесс; разработка и внедрение системы уроков и внеурочных занятий по русскому языку и литературе с использованием личностно ориентированного обучения; определение методов и критериев оценки творческой активности учащихся;

3 этап (2012-2013 -2014гг.) - систематизация и оформление результатов динамики развития творческой активности учащихся, которая отражает результативность опыта работы.


В своем опыте я опиралась на теорию личностно-ориентированного обучения; идеи педагогики сотрудничества


Творческая деятельность учащихся представлена многообразно:


  • выразительное чтение и чтение по ролям

  • иллюстрирование;

  • анализ и сопоставление художественных произведений различных видов искусства;

  • лексико-семантический и этимологический анализ;

  • ассоциативный и стилистический эксперименты;

  • методика ключевых слов;

  • устное словесное рисование

  • пересказ, составление монологов и диалогов

  • диктанты и изложения с творческими заданиями;

  • написание сочинений различных типов, стилей и жанровых единиц в тексте;

  • сравнение, конструирование и моделирование речевых ситуаций;

  • написание стихов, сказок (в том числе и грамматических), рассказов;

  • составление кроссвордов на заданную тему и другие задания творческого характера.


Созданию творческой атмосферы на уроке помогают специальные педагогические приемы: написание сочинений, изложений; рецензирование сочинений; лингвистические игры; творческие словари; акростихи к юбилеям писателя в рамках гуманитарной декады; ребусы; шарады; кроссворды; творческие домашние задания; устные словесные рисования, синквейны после изучения темы и др. Одним из основных видов творческих работ является сочинение. Эта работа учит школьников мыслить, рассуждать. Именно в сочинении проявляются творческие способности учащихся. Но для того, чтобы этот вид работы действительно заинтересовал детей, нужно правильно сформулировать тему сочинения. Продумать её так, чтобы ученик, работая над ней, мог выразить своё мнение, личное отношение к проблеме. Обычно охотно учащиеся пишут сочинения на темы, которые предполагают возможность эмоционального отклика на прочитанное или увиденное учеником поощряют личностные оценки литературных фактов, жизненных ситуаций. Сочинение должно быть не только трафаретной проверкой знаний учащихся. Ведь в таких работах не остается места для изложения своих переживаний, намерений, суждений, отсутствует элемент творчества.

Детское сочинение - это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка. Посредством сочинения дети поделятся впечатлениями, переживаниями с учителем, классом. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.

Сочинение, как и связанная речь в целом, - это не только и не столько раздел русского языка и литературы, сколько отражение и результат всего обучения, а значит, и подготовка к нему начинается задолго до его написания - с первых дней обучения в школе.

Тематика определяет содержание сочинения, поэтому всякая новая тема - это новое содержание. Однако сегодня форма, а не содержание выступает системообразующим фактором, определяющим назначение сочинения. В результате все богатейшие возможности этого вида обучения ставятся в полную зависимость от правильности написания текста, что исключает всякую возможность самостоятельного раздумывания над поставленной темой. Ведь ясно, что в творческой работе трудно запланировать количество предложений. Поэтому и даются ученикам узкие скучные темы, которые не затрагивают их ум и эмоции. Это, в свою очередь, сказывается на общем развитии ребенка, на формировании его мировоззрения.

Выделяются две основные группы тем: репродуктивная и творческая. Темы первой группы предполагают раскрытие какого-либо отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом. Вторая группа - темы творческие, написание которых требует от ребенка творческой переработки всего фонда полученных знаний. Разрабатывая такие темы, ученик вынужден совершать предметный перенос знаний, появляются эмоционально-оценочные суждения. Творческие темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, формируют умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.

Для развития индивидуальных возможностей школьников очень важны такие темы, которые предоставляют им полную свободу в выборе жанра и даже, в какой-то мере, содержания своего сочинения. Например, "Пусть всегда будет солнце!"

Особое значение имеет формулировка тем, их эмоциональное представление. Учитель должен стремиться вызвать у ребят интерес к работе. Этот аспект очень важен для мотивации речевого творчества, ведь именно то, как отреагирует ученик на задание, во многом определяет его выполнение. Формирование творческих тем должно отвечать ожидаемому результату: многоаспектному охвату действительности, проявлению эмоционально-оценочного суждения, т.е. затрагивать не только ум ребенка, но и его чувства.

На мой взгляд, яркую эмоциональную окраску носят сочинения-миниатюры. Этот вид творческой работы в последнее время используется часто и на уроках русского языка, и на уроках литературы. В пятых и шестых классах детям можно предложить самые разные темы для написания сочинений-миниатюр, например такие: «Моя школа», «Урок русского языка», «Наш класс», «Мой учитель», «Моя мама» и другие. Такие творческие работы, занимающие не более десяти минут на уроке, очень нравятся школьникам, развивают их речевые умения. Самое важное, что в таких сочинениях можно увидеть непосредственную реакцию детей на то, о чём они пишут. Возможно, что авторы учебника, предусматривая подобный вид творческой работы, не предполагали, какие судьбы, мысли раскроются перед учителями, читающими торопливые детские строки. Сочинения-миниатюры важны не только с точки зрения учебного процесса, но и играют важную роль в воспитании детей. Творческие работы способствуют литературному и общему развитию школьников, нравственному воспитанию учащихся, формированию у них эстетического вкуса. На всех ступенях обучения русскому языку с целью развития монологической речи учащихся можно использовать пейзажный жанр живописи. Как показывает опыт, школьники с интересом пишут сочинения-описания по картинам. В пятых - шестых классах целесообразно использовать пейзажи с ясной предметностью содержания, с чётко выраженным рисунком, близкие жизненному опыту учащихся окружающей их среде, простые по композиции. Пейзажи должны быть доступны ученикам, связаны с определённой лексико-грамматической темой, вызывать у обучаемых потребность в речевой деятельности, помогать воспитанию их нравственных и эстетических качеств. Этим требованиям отвечают следующие пейзажи: «Сенокос» А.Пластова, «Девятый вал» А.Айвазовского, «Пейзаж с дубами» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору», «Рожь» И. Шишкина, «Зимний вечер» Н. Крымова, «Мартовское солнце», «Конец зимы. Полдень» К. Юона, «Грачи прилетели» А.Саврасова и т. п. Сочинение-описание по картине не только развивает творческие способности детей, но и приобщает школьников к искусству, развивает эстетический вкус, знакомит их с творчеством выдающихся художников.

Как раз на таких уроках можно использовать мультимедийные технологии. Можно показать детям портрет художника, коротко рассказать о его жизни и творчестве, познакомить с лучшими произведениями. Это гораздо эффективнее, чем работа с репродукцией в учебнике, так как дети могут проследить за этапами творчества художника, лучше понять тему, идею картины. Всё это вызывает у них живой интерес, заставляет работать воображение.

Другим видом творческих работ является изложение, а также изложение с элементами сочинения. Этот вид работы развивает память детей, умение пересказывать текст. А изложение с элементами сочинения учит школьников не только письменному изложению прочитанного, но и умению выражать свои мысли по конкретной теме.

Процесс организации речевого творчества детей включает следующие взаимозависимые этапы:

этап косвенной подготовки;

этап непосредственной работы над сочинением (выбор темы, представление ее детям, организация самостоятельной работы);

этап работы над сочинением после его написания (устное обсуждение, использование на уроках по различным учебным предметам).


Творческие сочинения:

формируют личность ребенка в целом (творческое мышление, эмоциональное восприятие);

обогащают содержание литературного образования, выступая средством обучения различным учебным предметам, привлекая внешкольный опыт детей; могут являться оценкой результативности обучения по всем направлениям (образование, развитие, воспитание);

реализуют преемственность между начальником и средним звеном, между средним и старшим в организации обучения развитию речи.


«Сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его сознательного отношения к жизни», - писала М. А. Рыбникова. Написать хорошее сочинение нелегко. Почти все дети нуждаются в доброжелательной помощи, консультации учителя с учётом индивидуальности школьника.

На уроках литературы используются различные виды творческих работ. Например, в пятом классе при изучении фольклора дети с удовольствием сочиняют загадки, детские песенки, небылицы, сказки. Многовековая фольклорная, а вслед за ней и литературная традиция создали специальный жанр, адресованный детскому воображению, - сказку. Дети любят сочинять сказки по типу сказок Киплинга, Андерсена. При оформлении таких работ формируется художественный вкус, развиваются творческие способности. Сочиняя сказку, учащиеся развивают в себе такой неотъемлемый компонент интеллекта, как воображение. Эту возможность можно дать детям и в старших классах. На уроке русского языка, например, иногда прошу сочинить сказку с грамматическим заданием. При этом нужно соблюсти определенные условия: написать по заданной теме (например, «Ночь перед Рождеством» или «Путешествие по стране Стилистике»), использовать как можно больше повторяемых на данный момент орфограмм и пунктограмм. Лучшие работы используются затем в качестве дидактического материала на уроках, как для коллективной, так и индивидуальной работы учащихся. Они используются не только в том классе, где учится автор, но и в параллельном, а это является своего рода стимулом для дальнейшей творческой работы для всех. А на уроке литературы в старших классах, развивая творческое воображение, например, при знакомстве с легендой А.И. Куприна «Суламифь», ребята в качестве домашнего задания (по выбору) получают такие: написать свою легенду до любой библейской истории или мифу о языческих богах;сочинить «Песнь о любви Суламифь и Соломона»; нарисовать, какими представляются им Соломон и Суламифь; написать письмо в Прошлое о том, возможна ли такая любовь, какая была у царя и простой девушки из виноградника, сегодня.

Умению собирать материалы для сочинения, вести дневники, записные книжки, наблюдать жизнь, вдумываться в смысл происходящего, находить подтверждение своим мыслям и мечтам в поступках реальных людей, а также умению интересно рассказывать - этому должны мы научить ребят в школе. Решающим условием развития литературно-творческих способностей школьников является повседневная работа учителя с учётом интересов, способностей и подготовленности учеников. Развивая воображение, образное мышление ребят учитель формирует творческую личность. Только при таких условиях сочинения не превращаются в тяжкую повинность для учеников, а служат их самопознанию, самовыражению, духовному и нравственному развитию. Воспитывать творчеством призваны уроки русского языка и литературы. Кто, как не учитель литературы, может и должен привить детям вкус, и художественный, и литературный; научить их замечать красоту во всём, что нас окружает.

Воспитание человека, гражданина - задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя - развивать творческие силы в маленьком человеке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Надо и самих ребят учить любить то, что они делают на уроках, относиться к этому уважительно и с достоинством.

Да, получается, может быть, только у одаренных детей, но подобная работа стимулирует потребность в творческом самопроявлении у всех учащихся.

При оценивании творческих работ необходимо терпение («быстрых» результатов практически не бывает), доброжелательность, деликатность, равноправие (недопустимо делить детей на талантливых и «остальных»). Детей без воображения не бывает.

«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - эти пронизанные болью слова Антуана де Сент-Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того, чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых.

Существуют и другие приемы, которые помогают активизировать школьников и развивать их творческое воображение.


  • стилизация;

  • прием Э. де Боно, который передается тремя слова­ми: «плюс, минус, интересно»;

  • творческие мастерские;

  • сочинение синквейнов и диамантов;

  • написание центонов; создание проектов.


Прием Э. де БОНО

который передается тремя слова­ми: «плюс, минус, интересно». Смысл его заключается в том, что учащимся предлагается на рассмотрение любая проблема: «Как, на Ваш взгляд, сложилась бы судьба Ильи Ильича Обломова, если бы он все-таки женился на Ольге Сергеевне Ильинской?». В данном решении проблемы учащиеся должны выделить все возможные достоинства («плюсы»), недостатки («минусы») и такие особенности, которые на данном этапе трудно соотнести с конкретным «плюсом» или «минусом» (для того и выделена категория «интересно»).

Мастерская - это психология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися. Преобладающие методы на таких уроках проблемно-поисковые и диалогические.

Обязательное сотрудничество, сотворчество. Тип управления - система малых групп+репититор (мастер). Даже слабоуспевающие ученики не испытывают больших затруднений в работе, потому что постоянно чувствуют в группе локоть друг друга, поддержку, помощь, понимание. Заканчивается мастерская всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своих ощущений, впечатлений. Творческие мастерские можно проводить не только на уроке, но и на занятиях кружка.

Данная методика была использована на Уроке года «Услышать зов земли, которой ты частица». Тема урока звучала так: «И с каждой осенью я расцветаю вновь». Данный урок занял 1 место в районном конкурсе, проходившем в октябре 2013 года. Также этот опыт был представлен на осенней сессии Школы мастеров для педагогов. Рефлексия - создание своего произведения на основе тех материалов, которые были использованы на занятии. Педагоги и ученики во время урока активно включились в творческую деятельность и создали свои произведения и синквейны:

Поэтическая миниатюра:

Осень - чудесная пора!

Слегка поет моя душа.

Чуть слышно падает листва,

Шурша под нашими шагами.

Уже ноябрь на дворе,

Но дождь стучит, не умолкая.

И в вихре танца ты

Спешишь ко мне…

Ничто тебя не остановит, дорогая!

Синквейн: Пушкин

Великий, удивительный

Творит, впечатляет, воодушевляет

На творчество вдохновляет!

Гений

Акростих: (Пушкин)


Печаль

Удивительная!

Шикарна

Красота

И

Непогода!!!


Писать синквейны, хокку, диаманты, стилизации и центоны можно научить каждого. Главное: писать не ради стихов, а ради выражения своих чувств и отношения к окружающему миру.

Творчество ученика начинается с творчества учителя, поэтому в организации урока постоянно присутствует элемент творчества: составление опорных конспектов, создание творческой ситуации, создание творческой слайдовой презентации, создание проектов, решение лингвистических задач, создание проблемной ситуации

Диаманта

Обломов

честный, умный

бездеятельный, ленящийся, разорившийся, простодушный

халат, тапочки, диван, Захар

влюбленный, окрыленный, мечтающий

равнодушный, нерешительный

угасание, смерть

Синквейн. Существует много интересных и эффективных приёмов развития и совершенствования творческих способностей учащихся, каждый учитель выбирает наиболее подходящий для своих учащихся. В своей педагогической практике я использую приём технологии РКМЧП - синквейн.

Синквейн» - это стихотворение, состоящее из 5 строк, каждая из которых имеет своё содержание и определённую форму:

- первая - имя существительное, задающее тему стихотворению;

- вторая - два прилагательных к данному существительному;

- третья - три глагола к данному существительному;

- четвертая - осмысленная фраза, показывающая отношение к теме;

- пятая - заключительное слово или предложение, определяющее эмоциональное

отношение ко всему сказанному.

Почему уделяю синквейну такое внимание? Во-первых, можно использовать на различных этапах урока и в качестве домашнего задания. Во-вторых, приём эффективен как на уроках русского языка, так и на литературе. В-третьих, работа и индивидуальная, и групповая. В-четвёртых, составление синквейна приводит к осознанию того, что «художественное творчество» интересно.

На разных этапах урока имеет разные цели. Вот пример использования синквейна на уроке русского языка в 6 классе по теме « Местоимение» (2 урок).

Вызов - В чём особенность местоимений?

Работая в группах, учащиеся составляют синквейн. При этом, рассказывая о местоимении, повторяют существительное, прилагательное, глагол, виды предложений по цели высказывания, развивают свой лексический запас.

Местоимение

Загадочное, обманчивое

Заменяет, указывает, но не называет.

Так в чём же роль местоименья?

С ним избегаем повторенья!

Местоимение

Маленькое, но важное.

Указывает, но называть не хочет.

Его роль важна:

Заменяет слова.

В старших классах на стадии «Рефлексия» после изучения произведения можно обобщить информацию. Например, в 9а классе после изучения темы «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя» предложила учащимся с помощью синквейна обобщить материал: «Почему Манилова, Коробочку, Ноздрёва, Собакевича, Плюшкина можно назвать «мёртвой душой»?». Ответив на этот вопрос индивидуально, учащиеся объединяются в группы в соответствии с выбранным литературным персонажем и составляют синквейн.

Манилов

Пустой, приторный.

Строит проекты, но ничего не делает.

Почему он такой?

Потому что «душа мертва».

Коробочка Подозрительная, хозяйственная Во всем контроль, не доверяет, проверяет

Дубиноголовая


А эти синквейны составлены после изучения драмы «Гроза» Н. Островского и построены они на антитезе, подчеркивающей разность личностей двух персонажей.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал