- Учителю
- Художественное своеобразие произведений Эльдара Ахадова о Сибири и сибиряках
Художественное своеобразие произведений Эльдара Ахадова о Сибири и сибиряках
Лесосибирский педагогический институт -
филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Сибирский федеральный университет»
VIII региональные Чтения, посвященные памяти А.И. Малютиной
Литература Сибири
Художественное своеобразие
произведений Эльдара Ахадова о Сибири
Исследовательская работа
Выполнила: Серба Мария, ученица 7А класса МБОУ «Гимназия», обучающаяся педагогического класса «Учёный будущего»
Руководитель работы: Яковлева Татьяна Борисовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия»
Лесосибирск, 2016
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….. . 3 §1. Понятие «художественное своеобразие»……… …………………………………..4 §2. Краткие сведения о жизни Эльдара Ахадова…………………………....................5-6 §3. Книга «Северные рассказы и повести» - живое слово о Сибири, Севере, о сибиряках и северянах ……………………………….……………………………….7 §4. Художественное своеобразие исследуемых произведений из книги «Северные рассказы и повести»……………………………………...................................................8-12 Заключение……………………………………………………………………..…..……..13 Список литературы………………………………………………………… ……….. ….14
Введение
«Читателям представляется уникальная возможность прикоснуться к живому слову о Сибири и Крайнем Севере, о судьбах сибиряков и северян. К слову, рожденному любящим эти суровые края и этих людей сердцем». Это я прочитала в аннотации к книге Эльдара Алихасовича Ахадова «Северные рассказы и повести». И была удивлена, что человек, рожденный далеко за пределами Сибири, может так искренне и глубоко любить эту землю и сибиряков.
Тема моей работы: «Художественное своеобразие произведений Эльдара Ахадова о Сибири и сибиряках».
Цель: выявить особенности художественного стиля данных произведений.
Чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
- понаблюдать, как читаются данные произведения;
- найти использованные автором изобразительно-выразительные средства и определить их роль;
- проанализировать жанровую принадлежность произведений, указывая на элементы определённых жанров;
-сделать выводы из исследования. Гипотеза: многие писатели обращались в своих произведениях к теме Сибири и сибиряков. Возможно, Эльдар Ахадов показал своё отношение к Сибири в образной форме, в системе индивидуальных средств, приемов.
Предмет исследования: средства и приёмы , с помощью которых автор показывает Сибирь и жизнь сибиряков.
Объект исследования: произведения Э.Ахадова из книги «Северные рассказы и повести».
В работе использованы следующие методы исследования: изучение теоретического материала, сбор и обработка информации, поиск, анализ результатов исследования.
Структура работы состоит из введения, 4 параграфов, заключения, списка литературы.
§1. Понятие «художественное своеобразие»
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ - неповторимые черты и свойства того или иного литературного произведения, придающие ему индивидуальность и непохожесть на другие произведения. Художественное своеобразие часто проявляется в индивидуально-авторской трактовке общих тем, мотивов, проблем и т.п. (например, различное понимание сущности и назначения поэзии у Пушкина, Лермонтова, Некрасова и т.п., противоположная трактовка образа разночинца-демократа у Тургенева и Чернышевского). В наибольшей же степени художественное своеобразие произведения выявляется в образной форме, в системе индивидуальных средств, приемов. Художественное своеобразие проявляется в способах создания образа, способах выражения авторской позиции, в неповторимых композиционных особенностях, в характере изображенного мира, в организации художественной речи.
§2. Эльдар Ахадов - человек уникальной судьбы
Ахадов Эльдар Алихасович (Алихас оглы)
Российский писатель, член Союза «Писатели ХХI века» и Союза
писателей России, родился 19 июля 1960 в Баку. В 1983 году закончил
Ленинградский горный институт. С1986 года живёт в г. Красноярске.
Помимо творческой деятельности работал и работает по специальности.
Побывал в самых глухих таёжных и тундровых уголках - от Заполярья
до монгольских степей… Делегат IV съезда писателей Сибири(2002 г).
Член Ассоциации писателей Сибири. Член Красноярской краевой
писательской организации (1998 г.). Член Литфонда России. Член
Союза маркшейдеров России. Заместитель председателя правления
красноярского регионального отделения Союза писателей России
(2003-2008 г.г.). В течении 10 лет (2000-2010) руководил Краевым
литературным объединением при Государственном Центре народного
творчества Красноярского края и краевой литературной студией
«Былина» для незрячих и слабовидящих. Автор 24 изданных книг поэзии
и прозы. Кроме того, с его произведениями можно ознакомиться в
электронных библиотеках и во всемирной электронной энциклопедии
Википедия.
Ахадов - основатель сайта «Миры Эльдара» www.ahadov.ru (2010 г.) и
международного русскоязычного поэтического конкурса «Озарение».
Произведения Ахадова опубликованы в журналах «Молодая гвардия»
(Москва), «Мурзилка» (Москва), «Кукумбер»(Москва), «Сибирские огни»
(Новосибирск), «Неизвестная Сибирь» (Новосибирск), «День и Ночь»
(Красноярск), «Обская радуга» (Салехард), «Ямальский меридиан»
(Салехард), «Сибирячок» (Иркутск), «Дети Ра» (Москва) и в других
изданиях… Он - автор книг «Моя азбука», «Вещий сон», «Скрижали
ветра», «Каменная азбука», «Посмотри мне в глаза», «Молитва о
тебе», «Державный пантеон», «Славянский пантеон», «Ненецкий
пантеон», «Книга любви», «Путешествие очарованных странников»,
«Куюмба», «Васильковое небо» и многих других… Произведения Эльдара
Ахадова изданы в США, опубликованы в Болгарии, Израиле, Украине,
Азербайджане. Своё уважение к таланту и личности Ахадова в разное
время выражали всемирно известные писатели Виктор Астафьев и Тимур
Зульфикаров.
Ахадов - соавтор книги «Путешествие по Красноярскому краю» -
уникального школьного пособия по национально-региональному
компоненту. Журнал "Неизвестная Сибирь" ( №4 за 2010 год), назвал
Эльдара Алихасовича одним из самых талантливых писателей России.
Его «Молитва о тебе» переведена на 13 языков мира, в том числе на
арабский, греческий, английский, испанский и китайский. В конце
ноября 2010 г. Центр национальной славы России при поддержке Фонда
имени святого Апостола Андрея Первозванного объявил Эльдара Ахадова
победителем Всероссийского литературного конкурса «Святость
материнства». В феврале 2011г. председатель Совета муфтиев России
Муфтий шейх Равиль Гайнутдин подписал Диплом о награждении Ахадова
за второе место во Всероссийском поэтическом конкурсе «Пророк
Мухаммад - милость для миров». Поэма Ахадова «Державный пантеон»
вошла в состав изданной Центром национальной славы в начале ноября
2011 года книги «История России в семейных преданиях».
Женат. Отец четверых детей.
§3. Книга «Северные рассказы и повести»
Проза известного российского писателя Эльдара
Ахадова, повествующая о Сибири и Крайнем Севере, во многом основана
на личном жизненном опыте автора. Эльдар Ахадов - не только имя в
литературе, но и человек уникальной судьбы. От знойных тывинских
степей до студёных ямальских тундр пролегла история его жизни…
Часть рассказов Ахадова с 2009 г. входит в состав школьного пособия
по краеведению Красноярского края.
Благодаря интересным сюжетам, легкому слогу, точным описаниям
и глубокому осмыслению жизни сибиряков и северян произведения
Ахадова захватывает внимание читателя с первых же строк. За прозой
Ахадова "стоит настоящая человеческая судьба - это не подделаешь",
- отмечает лауреат всероссийской премии "Национальный бестселлер"
писатель Захар Прилепин.
§4. Художественное своеобразие произведений Э.Ахадова
-
Произведения очень легко читаются, сюжеты живые и интересные.
-
Жанровое своеобразие.
Книга «Северные рассказы и повести» содержит 101 произведение. Они небольшие по объему. По определению самого автора в книге три повести, а остальные произведения по жанру - рассказы. Многие произведения имеют двойное жанровое определение. Например, «НОЖКИ-НОЖЕНЬКИ…» - (сибирское исповедальное); «В ДАЛЕКОЙ СЕВЕРНОЙ СТРАНЕ…» - ( маленькая сказка).
-
Необычными завораживающими заголовками Ахадов привлекает внимание к чтению, создают интригу. Например, «Музыкальный медведь», «Чебурашкины уши», «Исчадие ада» «Между солнцем и солнцем», «Не от мира сего».
-
Ахадов часто использует фольклорные элементы ( сюжеты песен «Ножки-ноженьки»; обращения к силам природы; сказочные зачины «жили-были» в рассказах «На Чапе», «В далекой северной стране», сказочные образы, сказочные формулы « Диво-дивное»)
Солнце, небо, реки, облака, снег - всё оживляет автор с помощью олицетворения. Показывает их жизнь, действия, настроения. Образы живого солнца « Вот оно какое»,
Образ живой реки « Течёт река мимо»
-
Использует в речи особенности отдельных народных говоров: большое количество слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, устаревшие слова, просторечья, современную разговорную лексику ( «нашарились»).
Большое количество изобразительно-выразительных средств (метафоры, большое количество сравнений, эпитетов, риторические восклицания, риторические обращения, риторические вопросы.Девать некуда
Носы повесили, не солоно хлебавши
Денно и нощно
Заветные слова
Семь глухарей
Живая вода
Эпитеты
Разлапистая ель
Печальный снег
Промозглый октябрь
Скрипящие осины
Двурогое солнце
Молчаливое небо
Одинокие холмы
Изумрудное море
Бездонное небо
Серебристое небо
Белоснежные облака
Волшебные розы
Присмиревшая зима
Одряхлевший лед
Бесчисленные озера
Нерукотворные розы
Волшебная река
Синяя река
Семь глухарей
В далекой северной стране
Волшебные розы тундры
Течет река мимо города
Сравнения
Такое же живое, как небо
Сияет, как улыбка
Становится свечкой над горизонтом
Розы, как застывшие бутоны
Льды, словно зимние сны
Ручьи и речки, как нежные стебли огромных роз, с ложбинками и овражками, как шипами
Змеится лазурным зеркалом речная дорога
Рыбу, словно душу
Города и селенья, словно мухи
Бегут воды, словно губами ловя на лету поцелуй осенней листвы
Глаза, как летящие голоса журавлиного клина
Земля, как ладонь доброго человека
Глаза, словно темные тундровые озера с бурыми берегами
Вечер течет, как река
Вот оно какое
Волшебные розы тундры
Живая вода
В далекой сказочной стране
Течет река мимо города
Устаревшие слова
Очи
Каменья
В далекой северной стране
Живая вода
Метафоры
На душе было слякотно
Тоскливо скрипели
Проплывает над застывшими белоснежными облаками высокое серебристое небо
Любовь милосердствует, не завидует, не гордится, не мыслит зла, не радуется неправде
Мечутся снега
Скользит Енисей навстречу объятиям северного океана
Спешит Енисей - Бий Хем с вершин тувинских, кипит в валунах, кружит в омутах.
вздрагивает вода твоя, как брызгами-слезами она умывается, как, морщась от боли внезапной, нестерпимой, возникают и разбегаются волны твои.
Речная морщинка
Волшебные розы тундры
Мигает река от ветра отражениями ночных огней
Хлопает ресницами волн, шумно вздыхает. Разбежалась и прошла через ветер.
Жмурится река белобровыми туманами. Ёжится рябью спросонья. Просыпается, прыгает по перекатам, блестит золотинками на солнышке навстречу новой заре.
Смеётся синяя река, радуется небу голубому.
Семь глухарей
В далекой северной стране
Заветные слова
Живая вода
Волшебные розы тундры
Течет река мимо города
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Речушки
Извилинки
Морщинки
Человечка
Грузовичка
Человечки
Ребятишки
Ноженьки
Волшебные розы тундры
Семь глухарей
В далекой северной стране.
Ножки-ноженьки
Риторические обращения
Низкий вам поклон, ЛЮДИ ДОБРЫЕ…
Эх, вода, вода!
Енисей, Енисей…
Ножки вы мои, ноженьки!
Никому ты, хозяин, не нужен.
Заветные слова
Живая вода
Ножки-ноженьки
Риторические вопросы
Чтобы в тундре розы сами собой цвели?
Вот и подумалось мне однажды: может быть, зря мы, взрослые, боремся с этой неформальной традицией? Что если и город наш до сих пор стоит на великой сибирской реке лишь потому, что Коля любит Олю, а Маша любит Сашу?
Что ж тебя так тянет к человеку? Тебе ли не знать на что он способен? Не его ль корабли тело твоё рассекают денно и нощно? Не из тебя ли сетями, словно душу, вынимает он вольную рыбу? Не к тебе ль, будто мухи, лепятся его города и селенья? Не в тебя ль то и дело летят острые палки да каменья шальные?
Волшебные розы тундры
Заветные слова
-
Писатель постоянно подчёркивает, что сибиряки и северяне - необычные люди. «Замечательные люди живут на Севере! Ни на кого не похожи! Не каждый их поймет». Ещё и подчеркивая, что сибиряки более открытые и добрые. Многие рассказы так и называются «Люди добрые», «Вечный свет рода», «Северные люди», «Северные чудики».
Заключение
Произведения Эльдара Ахадова о Сибири и Крайнем Севере отличаются сказочностью, хотя эти произведения ореальных событиях. Огромное разнообразие изобразительно-выразительных средств, с помощью которых образы оживают.
Просматривается актуальная во все времена идея превосходства добра над злом, света над тьмой с очевидной победой первого и поражением второго. Возникает желание посмотреть на себя, сопоставить себя с описываемыми событиями и ситуациями, охватить себя другим охватом - во всю даль и ширь души.
Список литературы (источников)
-
Ахадов Э. Северные рассказы и повести. Издание: 2013
-
www.e-reading.mobi
-
www.litmir.co
-
www.writer21.ru
-
www.45parallel.net
-
www.kkdb.ru</</p>