7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе к учебнику Бунеевых. 6 класс

Рабочая программа по литературе к учебнику Бунеевых. 6 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Пояснительная записка

Программа по литературе составлена в соответствии со стандартами основного общего образования (Приказ МО РФ №1089 от 05.03.2004)на основе примерной программы по литературе основного общего образования на базовом уровне (Образовательная программа «Школа 2100» авторы-составители: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. М.:Баллас.

В связи с этим основными целями в организации учебного процесса в 6 классе будут:

 воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

 освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

 овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу самостоятельной читательской деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.


Затруднения и пути их решения

Затруднения, с которыми я столкнулась:

  • учащиеся могут выдвинуть проблему и запутаться в большом количестве гипотез, её решающих;

  • иногда учащиеся хотят проявить себя и забегают вперед (подсматривают материал в учебнике), а потом пытаются показать, как быстро они поняли и сформулировали тему. Приходится это учитывать;

  • нет стремления самостоятельно расширять границы своих знаний и умений;

  • иногда не могут самостоятельно корректировать свои ошибки.

Авторы программы «Школа2100» Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева предлагают

пути решения проблем, связанных с преподаванием русского языка в средней школе. В основу своей программы они положили педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования.

К ним относятся:

  • Принцип развития (один из личностно-ориентированных принципов)

  • Принцип смыслового отношения к миру (один из культурно ориентированных принципов)

  • Принцип обучения деятельности

  • Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации (это деятельно ориентированные принципы)

Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В.Давыдова. В соответствии с этой теорией знания общего и абстрактного характера представлены в начале изучения литературы в 6 классе; более частные и конкретные знания выводятся из общих знаний как из единой основы

Технологии.

1. Технология проблемно - диалогического обучения

Технология проблемно - диалогического обучения позволяет организовывать на уроках самостоятельное открытие учащимися новых знаний. Данная технология реализуется в Образовательной системе «Школа 2100».

Цели и этапы учебного процесса и методика их проведения на основе технологии проблемно - диалогического обучения.

Цели

Этапы учебного процесса

Методика организации

Знания

Введения материала

Воспроизведение (проговаривание)

Методы

Задания

Умения

Задачи и упражнения

Задания

Навыки

Многократное повторение действий

Задания


Классификация методов обучения по технологии

проблемно - диалогического обучения


Методы

Проблемные

Традиционные

«Классические»

«Сокращённые»

Постановки проблемы

Сообщение проблемы учителем от пробл. ситуации

Постановка проблемы учениками от пробл. ситуации

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Сообщение темы

Поиска решений

Сообщение гипотез, проверка учителем

Выдвижение, проверка гипотез учениками

Побуждающий к гипотезам и проверке диалог

Подводящий от проблемы диалог

Подводящий без проблемы диалог

Сообщение заданий


Технология проблемно - диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего обучения, поскольку является:

результативной - обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников. Воспитание активной личности;

здоровьесберегающей - позволяет снижать нервно - психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и открытия знаний.

2. Технология критического мышления.

Результативность: у детей формируются способности применять в спорах аргументы, смотреть на старые идеи с новой точки зрения, отличать факты от предположений, выделять причинно-следственные связи, видеть несообразности и ошибки в изучаемом материале, быть открытым для новых идей, разграничивать обоснованные и необоснованные ошибки.

3.Здоровьесберегающая технология.

1.Снижение психофизиологической нагрузки учащегося за счет активного включения тактильного, зрительного, слухового анализаторов.

2.Высокая мотивация обучения за счет снижения стрессогенных факторов.


Критерии оценивания


Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идей-но-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка "5" ставится за сочинение:

• глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании тек-ста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

•стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

• написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один - два речевых недочёта.

Отметка "4" ставится за сочинение:

• достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

•логичное и последовательное изложение содержания;

• написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

• в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

• материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

•обнаруживается владение основами письменной речи;

• в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка "2" ставится за сочинение, которое:

• не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

• характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

•отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пре-делах программы данного класса:

• знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

•умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

• понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

• знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

• умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

• уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; не-умение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

•«5» - 90 - 100 %;

•«4» - 70 - 89 %;

•«3» - 50 - 69 %;

•«2»- менее 50 %.

Оценка творческих работ

Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.

С помощью творческой работы проверяется:

• умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);

• соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;

•широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

•соответствие работы ученика теме и основной мысли;

•полнота раскрытия тема;

•правильность фактического материала;

•последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается

• правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;

•реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;

• широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка "5" ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка "4" ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка "2" ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общее продвижение класса в той или иной сфере литературного развития.


Содержание программы в 6 классе

Введение (1 ч).Художественная литература как одна из форм освоения мира Роль худ.литературы в жизни человека.
Раздел 1. Пролетая над снами… (18 ч).
Место мистики в мире художественной литературы. Жанровое многообразие мистической литературы. Мистика как способ художественного отражения действительности. Способы изображения человека в эпическом и драматическом произведениях.
Для текстуального изучения.
В.А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Лесной царь» . Эпическое начало в балладе. Н.В.Гоголь Быт и нравы Малороссии.

А.С. Пушкин «Бесы», «Утопленник». Мистика как отражение внутреннего мира автора.
М. Метерлинк «Синяя птица» (в сокращении). Истинное и ложное в жизни человека. Поиски счастья героями.
Для обзорного изучения.
А.С. Пушкин «Песни западных славян» («Вурдалак», «Конь»).
А.П. Чехов «Страшная ночь».
Истоки мистического в литературе. П. Мериме «Венера Илльская» (в сокращении).

Теория литературы. Мистика. Мистификация. Символ. Сон как художественный прием. Перевод и переработка художественного произведения. Баллада, новелла. Роды литературы. Эпическое (повествование) в стихах и прозе. Драма как литературный род. Эпиграф, его смысловая нагрузка.
Раздел 2. Сказки для взрослых (12 ч).
«Вечные» темы в художественной литературе и разные формы их воплощения. Роль сказки в жизни читателя. Место сказки в мире художественной литературы. Нравственные ценности в сказках для взрослых.
Для текстуального изучения.
В. Гауф «Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и ее «недетские вопросы». Построение сказки («рассказ в рассказе»).

Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Нравственные уроки сказки.

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сказка о самоотверженности, любви и страдании.
Для обзорного изучения.
Н.Д. Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Н.П.Вагнер «Папа - пряник» (из цикла «Сказки кота Мурлыки»)
А.Н. Толстой «Русалка». Размышления о разрушительной силе любви.
М.Ю. Лермонтов «Русалка». Ритм и звукопись в стихотворении.
В.В. Вересаев «Состязание». Размышления о человеческой красоте.
Теория литературы.
Роды литературы. Жизнь сказки в эпосе и лирике. Литературная сказка. Художественная деталь в литературной сказке. Композиционный прием «рассказ в рассказе».
Раздел 3. «То времена, то деяния…» (12 ч).
Миф. Героический эпос разных народов. Миф, фольклор и литература. Герои эпоса.
Для текстуального изучения.
Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Герои и язык русского былинного эпоса.
Для обзорного изучения.
Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки). Величие древней легенды. Мастерство автора (Лонгфелло) и переводчика (И. Бунин).
Эпос разных народов.
Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр». Из киргизского эпоса «Манас».
Из карело-финского эпоса «Калевала».

Воплощение в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народа.
Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о Геракле.

Гомер «Одиссея»

Теория литературы.
Героический эпос, миф, былина. Отличие мифа от сказки. Герой-богатырь. Приемы создания героического характера в эпосе. Роль художественного слова в эпическом произведении. Гипербола.
Раздел 4. Открывая мир вокруг (13 ч).
Многообразие реального и художественного миров. Вечные темы в литературе. Литература как способ познания жизни.
Для текстуального изучения.
А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Выстрел») «Дубровский»

И.С. Тургенев «Муму»», «Бирюк».
Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Анализ собственных переживаний автора в рассказе.
К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете».
Многостороннее изображение человека в эпических произведениях. Автор и его герои.
Для обзорного изучения. Поэты о войне.
М. Лермонтов «Сон», К. Симонов «Жди меня», С. Гудзенко «Перед атакой», Б. Окуджава «До свидания, мальчики...», М. Петровых «Апрель 1942», Б. Слуцкий «Лошади в океане». Размышления о ценности человеческой жизни.
А. Грин «Четырнадцать футов». Изображение человека в рассказе.
О'Генри «Последний лист». Герои О'Генри. Размышление о назначении художника и искусства вообще.
Теория литературы.
Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры. Мастерство писателя, роль художественной детали в повествовании.
Раздел 5. Смеясь сквозь слезы… (9 ч).
Авторский взгляд на мир и его отображение в художественной литературе. Смешное в жизни и литературе. Поучительная литература. Жанры комического.
Для текстуального изучения.
И.А. Крылов. Басни: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок», «Демьянова уха», «Петух и жемчужное зерно», «Тришкин кафтан». Аллегорический смысл басен.
М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Мастерство иносказания. Объект сатиры писателя.
А.П. Чехов «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон». Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова.

Для обзорного изучения.
Эзоп. Басни.
Р. Бернс. Эпиграммы и эпитафии.
Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки» (главы).
Теория литературы.
Басня как литературный жанр. Аллегория, эзопов язык, мораль, нравоучение, олицетворение. Юмор и сатира, как средства выражения авторского отношения к изображаемому, приемы создания комического.

Отражение мира чувств человека в лирическом тексте.
Для текстуального и обзорного изучения.
С. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом...», М. Цветаева «Домики старой Москвы», А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...», И. Бунин «Первый утренник, серебряный мороз...», И. Бродский «Ветер оставил лес...», Б. Пастернак «Никого не будет в доме...» и др. по выбору учителя и учащихся.
Теория литературы.
Роды литературы. Лирика. Лирическое стихотворение. Особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа). Поэтическая антология. Метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение.
Мир твоей литературы.
Развитие речи.
1) Подробный, сжатый, выборочный пересказ текста.
2) Аннотация на прочитанную книгу. Сочинение-размышление о книге.
3) Сочинение о литературном герое, сравнительная характеристика двух героев.
4) Сочинение-подражание. Сочинение сказки, баллады, басни, былины и др. (по выбору).
Развитие речи - 6 ч.


Основные знания, умения и навыки учащихся 6 класса

Знать/понимать

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты из жизни поэтов и писателей, с которыми они познакомились на протяжении года;

- некоторые теоретико-литературные понятия.

Уметь

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения;

- интерпретировать художественное произведение, используя сведения из истории и теории

литературы.

- соотносить произведения русских писателей с зарубежными, выявлять общие темы, проблемы;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного

произведения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; по плану

писать сочинения на литературные темы.

Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся по литературе


В результате изучения литературы ученик должен

знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  •  наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  •  работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  •  определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  •  характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  •  выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  •  участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  •  писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.


Раздел IV. Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Учебно-методический комплект по литературе для 6-го класса (Образовательная система «Школа 2100»):

    1. Учебник «Год после детства» (авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.). Изд. 2-е. - М.: Баласс, 2009.

    2. Методические рекомендации для учителя. Уроки литературы в 6-м классе по учебнику-хрестоматии «Год после детства» (авт. Барова Е.С.). - М.: Баласс, 2005.

2.Литература. Библиотека электронных наглядных пособий. ООО «Физикон» ООО «Дрофа» Зинина Е.А. Теория литературы в таблицах.

3.Уроки Кирилла и Мефодия

4.Презентации из Интернета


Раздел V. Список литературы


  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах. Практическая методика. - М.: Просвещение, 2001

  2. Коршунова Н.Н., Липина Е.Ю. Литература. Тесты. 5-8 классы . - М.: Дрофа, 1997

  3. Статьи в журналах «Литература в школе», «Русская словесность»

  4. Литература. Приложение к газете «Первое сентября»

  5. Литература в таблицах. Сост. Полухина В.Т. и др. - М., 2000

  6. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. - М., Дрофа, 1997


п/п

Раздел.

Тема урока

Кол-

во

часов

дата

Форма контроля

примечание

По

плану

факт

1.

Ведение. Прощай, детство! Здравствуй, отрочество.

1

2.

Баллада как литературный жанр.


1

Фронтальный опрос


3.

В.А.Жуковский. Баллады.

«Здесь несчастье - лживый сон; счастье - пробуждение» (В.А.Жуковский и его баллада «Светлана»).

1

Чтение фрагмента и баллады «Светлана»

наизусть по собственному выбору


4.

Таинственная сила мистики (баллада И.-В. Гёте «Лесной царь» в переводе В.А.Жуковского).

1

Чтение баллады «Лесной царь» наизусть


5.

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Быт и нравы Малороссии в изображении Н.В.Гоголя (по повести «Ночь перед Рождеством»).

1

Работа в группах


6.

Смешно или страшно? (Изображение нечистой силы в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»).

1

Творческая работа по теме (на выбор)


7.

А.С.Пушкина «Утопленник» и «Бесы».

Мистическое и лирическое в стихотворениях.

1

Чтение стихотворения наизусть (на выбор)


8.

А.П.Чехов «Страшная ночь».

Шуточки писателя А.П.Чехов (рассказ А.П.Чехов «Страшная ночь»).


1

Работа в группах


9.

Проспер Мериме и его творчество.

«Песни западных славян» А.С.Пушкина.

1

Задания учебника


10.

«Берегись любящей» (новелла П. Мериме «Венера Илльская»).

1

11.

Ги де Мопассан «Орля»

« Как глубока эта тайна Невидимого!» (по рассказу Ги де Мопассана «Орля»).

1

Составление цитатного плана


12.

«Он мой пленник, новое Существо, новый повелитель - Орля!».

1

13

Морис Метерлинк «Синяя птица».

Лауреат Нобелевской премии (несколько слов о писателе Морисе Метерлинке).

1

Задания учебника


14

В каждом предмете есть своя душа.

1

Задания учебника


15

В поисках Синей птицы.

1

Задания учебника


16

Блаженства и Радости в жизни каждого из нас.

1

17

Где же наша Синяя птица?

1

Задания учебника


18

Подведём итоги.


1

19

Р./р. Сочинение по разделу «Пролетая над снами».

1

Сочинение по теме (на выбор)


20

Вильгельм Гауф «Маленький Мук».

Волшебники бывают молодыми (жизнь и творчество Вильгельма Гауфа).

1

Составление иллюстраций к сказке


21.

Бедный маленький Мук (анализ сказки В. Гауфа «Маленький Мук»).

1

Творческая работа по теме (на выбор)


22.

Н.Д.Телешова «Белая цапля».

Преступление принцессы Изольды (по сказке Н.Д.Телешова «Белая цапля»).

1

23.

Эрнст Теодор Амадей Гофман «Щелкунчик и Мышиный король».

«Музыкант» Гофман (несколько слов о жизни и творчестве писателя).

1

24.

Кто же такой крёстный Дроссельмейер? (Двоемирие в сказке «Щелкунчик и Мышиный король»).

1

Работа в паре


25.

Добрая Мари и отважный Щелкунчик.

1

Творческая работа по теме (на выбор)


26.

Ганс Христиан Андерсен «Русалочка».

Наш чудный сказочник (жизнь и творчество Г.-Х. Андерсена).

1

Индивидуальный опрос


27.

Любовь, самоотверженность, страдание (анализ сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка»).

1

Работа в группах


28.

Л.Н.Толстой «Русалка».

Русалочье коварство (по сказке А.Н.Толстого «Русалка»).

1

29.

А.А.Вересаев «Состязание».

Великая сила искусства (по сказке В.В.Вересаева «Состязание»).

1

Задания учебника


30

Подведём итоги.

1

31

Р./р. Сочинение по разделу «Сказки для взрослых».

1

Сочинение по теме (на выбор


32

Русские былины.

«То старина, то и деяние» ( о русской былине).

1

Устное сообщение


33

« А тут станут мужички меня похваливати: «Молодой Микула Селянинович!..» (былина «Вольга и Микула Селянинович»).

1

Выразительное чтение


34

«Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович» (былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»).

1

Творческая работа по теме (на выбор)


35

Эпос разных народов.

«Вот для чего я рождён батыром» (башкирский народный эпос «Урал - батыр»).

1

36

Сасрыква и Манас (эпос народов Кавказа и киргизский эпос).

1

37

«Калевала» - карело-финский эпос.

1

38

«Вам из диких стран принёс я эту песнь о Гайавате!» (Г. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате». Из древнего эпоса североамериканских индейцев).

1

Чтение отрывка наизусть


39

Мифы Древней Греции.

«Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи…»


1

Устное сообщение Составление иллюстраций


40

Мифологические образы в русской поэзии (А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, Ф. И. Тютчев)

1

41

Гомер. «Одиссея».

«…Старца великого тень чую смущённой душой» (анализ фрагмента из поэмы Гомера «Одиссея»).

1

42

«…Старца великого тень чую смущённой душой» (анализ фрагмента из поэмы Гомера «Одиссея»).

1

Задания учебника


43

Подведём итоги.

1

44

Р./р. Сочинение по разделу III «Следы во времени».


Сочинение по теме (на выбор


45

Книга - учебник жизни.

1

46

И.С.Тургенев. «Муму», «Бирюк».

Рассказ о страдающих душах (И.С.Тургенев «Муму»).


Задания учебника


47

Рассказ о страдающих душах (И.С.Тургенев «Муму»).

1

48

Глубокий интерес к человеку (И.С.Тургенев «Бирюк»).

1

Творческая работа по теме (на выбор)


49

Л.Н.Толстой. «Севастополь в декабре месяце»

Чувство, живущее в сердце солдата (по рассказу А.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце»).

1

50

Поэты о войне.

1

Чтение стихотворения наизусть (на выбор)


51

Александр Грин. «Четырнадцать футов».

Наше тайное «я» (изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов»).

1

52

О. Генри. «Последний лист».

Что такое истинный шедевр (по рассказу О. Генри «Последний лист»).

1

53.

А.С.Пушкин. Повесть «Выстрел»,

«Передаю тебя твоей совести» (нравственные проблемы повести А.С. Пушкина «Выстрел»).

1

54

Роман «Дубровский».Столкновение характеров упрямых и своенравных.

1

Творческая работа по теме (на выбор)


55

Офицер становится разбойником.

1

56

Искалеченные судьбы сына и дочери.

1

57

Подведём итоги.

1

58

Р./р. Сочинение по разделу IV «Открывая мир вокруг»…».

1

Сочинение по теме (на выбор)


59

Басня как литературный жанр.

Басня и её история.

1

Устное сообщение


60

Великий мастер русской басни (творчество И.А.Крылова).

1

Чтение басни наизусть (на выбор)


61

М.Е.Салтыкова - Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Страшная сила сатиры.

1

62.

А.П.Чехов. Рассказы.

Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехов.

1

63

Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехов.

1

64

Умей отличать эпиграмму от эпитафии!

1

Устное сообщение

Чтение эпиграммы наизусть (на выбор)


65

Что такое фельетон?

1

66

Джером К. Джером. «Трое в лодке.не считая собаки».

Хорошо втроём в лодке… не считая собаки.


1

Задания учебника


67

Подведём итоги (обобщающий урок по разделу V).

1

Сочинение по теме (на выбор)


68

Твоя поэтическая антология.

1

Составление антологии




1




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал