7


  • Учителю
  • Урок на тему: ' Творчество Марины Цветаевой. ' Моим стихам настанет свой черед'

Урок на тему: ' Творчество Марины Цветаевой. ' Моим стихам настанет свой черед'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема урока: «Творчество Марины Цветаевой.

«Моим стихам настанет свой черед».

Цель:

1)познакомить с основными вехами жизни М. Цветаевой ,

2)определить основные черты личности поэта,

3) развивать навыки выразительного чтения, поэтического анализа текста;

4)воспитание любви к поэтическому слову, создать атмосферу « погружения» в творчество мастера.

Оборудование: портрет поэта, альбом, посвященный творчеству М. Цветаевой : «Простите - не вынесла»; экран , мультимедийный проектор, компьютер, презентации, иллюстрации, романс « Мне нравится, что вы больны не мной».

Ход урока:

Организационная часть. Цель.

Эпиграф урока: « Одна - из всех - противу всех!»

- Как вы понимаете эти строки?

Слово учителя.

Способность противостоять горестям, страданиям, испытаниям - считает она самым ценным качеством. Вся ее жизнь - это роман с собственной душой, отраженной в ее стихах.

Чтение наизусть стихотворения: « Красной кистью…

Красной кистью

Рябина зажглась.

Падали листья .

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний.

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

Золото моих волос

Тихо переходит в седость.

Не жалейте! Все сбылось!

Все в груди слилось и спелось…

Так скажет Марина Цветаева о себе.

На экране титульный слайд презентации « Марина Цветаева. Очерк жизни». Слайд ( № 1 -6)

Сообщение учащегося:

Марина Цветаева вспоминала: « По происхождению, семейным связям, воспитанию принадлежала к научно - художественной интеллигенции. Мой отец - известный филолог, искусствовед, профессор Московского университета, директор Румянцевского музея и основатель московского Музея Изящных искусств. Мать - из обрусевшей польско - немецкой семьи, натура художественно одаренная, ученица Рубенштейна.

Детство, юность, молодость прошли в Москве. Прогулки по Тверскому бульвару к памятнику Пушкину , кремлевские соборы. А летом Таруса, вид с калужского холма, с которого открывалась вся Россия. С детства проявилось у Цветаевой зоркость взгляда, проницательность, впечатлительность.

Чтение наизусть строк учащимися.

У меня в Москве - купола горят,

У меня в Москве колокола звонят,

И гробницы, в ряд, у меня стоят, -

В них царицы спят и цари.

И не знаешь ты, что зарей в Кремле

Легче дышится - чем на всей земле!

Не знаешь ты, что зарей в Кремле

Я молюсь тебе - до Зари!

Слово учителя:

Стихи начала писать Марина Цветаева рано с 6 лет, печататься с 16 лет. В 1910 году еще не сняв гимназической формы тайком « от семьи», выпустила она сборник стихов « Вечерний альбом». Его заметили и одобрили В. Брюсов, Н. Гумилев, М.Волошин.

Любовь, страдание, борьба - основные темы в творчестве Цветаевой. Все началось с «Вечернего альбома. 33 -х летний Максимилиан Волошин принес 17 - летней Марине рецензию на ее книгу. Отзыв был очень теплым. Макс открыл Марине дверь в большую поэзию, он стал другом Марины. Весной 1911 года Максимилиан приглашает сестер Цветаевых в Коктебель в свой дом. Коктебель - значит синяя вершина, ковыль, полынь, море. Коктебель - Сердолиновая бухта с розовыми , алыми, малиновыми камнями.

Слайд № 7,8.

Все было как в сказке: на пустынном берегу Марина ищет красивые камни. Высокий тонкий незнакомец с огромными серо - голубыми глазами просит разрешения ей помочь. Марина соглашается и загадывает: если молодой человек найдет и подарит ей любимый генеуэзский сердолик, она выйдет за него замуж. Через полгода Марина и Сергей поженились. Цветаева обещает себе никогда не расставаться с мужем, чтобы ни случилось.

Она признается Волошину: « Я смотрю на море, издалека и вблизи -но все оно не мое, а я не его. Раствориться в нем и слиться нельзя. Сделаться волной?

В счастливейшем 1911 году Цветаева нашла свое море . Ведь имя ей «морская», растворилась в нем, слилась с ним, превратилась в его волну… Морем Марины стал Сергей Эфрон. Она адресовала Эфрону более 20 стихотворений.

Встречи, расставания, разлука (около 4 - х лет). Вновь через много лет встреча. Семья воссоединится и 17 эмиграционных лет проживут они в Германии, Чехии, во Франции. О днях, месяцах, проведенных без Сергея Эфрона , рассказывают дневники, письма, воспоминания, стихи.

Исследование учащихся: Зачитывают отрывки из писем.

1)Марина: « с сегодняшнего дня - жизнь. Впервые живу. Мой, Сереженька. Если от счастья не умирают, то во всяком случае - каменеют. Закаменела. Знаю с чего начать, то тем и кончу: « Моя любовь к вам» .

2) С. Я. Эфрон: « Я единственный, кто тебя действительно любил, чтил в тебе поэта. А этого тебе как всегда не доставало. Чаще любила ты, меньше тебя. Я был единственный, который понял тебя. Я понял всю твою сложность, непохожесть на всех других.

Звучит романс на стихи Марины Цветаевой : « Мне нравится, что я больна не вами».

Это дневник с противоречивыми мгновениями душевной жизни. Тяжелые годы в эмиграции.

Сергей Эфрон остро ощущает трагедию « изгнанничества» - воздуха нет. Сергей Эфрон в 1931 г станет хлопотать о возвращении на родину, он станет агентом советской разведки. Заплатит он за возвращение на Родину дорогую цену .

Самое страшное - быть далеко от Родины, друзей.

Презентация. Чтение стихотворение « Тоска по Родине».

- О чем это стихотворение?

Марине Цветаевой не хватает воздуха Родины, звуков родного языка? Тоска по Родине, березам .

В этих стихах Цветаева воспринимает как предназначенную « книгу судеб» - свой крестный путь, который она пройдет стойко!

Она скажет: « Но душу бог мне дал иную; « Морская, она, морская! Свободная, своенравная.

Она дочь моря - крылатая душа».

Героине необходимо ощущение надобности в жизни, в этом мире. С требованием веры, с просьбой о любви она идет к « чужим», к своим». Ее спасает вера в энергию человеческих чувств.

Слайд № 9,10 « Возвращение на Родину».

В 1936 -1937 годах Цветаева готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом Сергей Эфрон . Летом Марина с Георгием вернулись в Россию. Арестованы муж и дочь. Начинается Великая Отечественная война. Эвакуация с сыном в небольшой городок Татарии Елабуга . Она продолжала много работать6 готовила сборник, много переводила. Сергей Эфрон расстрелян в 1941 году она не знала , что с дочерью, Между нею и ее сыном вырастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась.

Чтение стихотворения: « Расстояние - версты , мили» .Стихи строятся как драматические миниатюры или краткий пересказ драмы.

Чтение наизусть учащимися строк:

Никто ничего не отнял.

Мне сладостно, что мы врозь.

Целую вас через сотни

Разъединяющих верст…

Нежней и бесповоротней

Никто не глядел нам вслед.

Целую вас через сотни

Разъединяющих лет.

Слово учителя: Свой крестный путь Марина Цветаева прошла, воплотив в свои стихи. Это по плечу лишь « Великим».

Марина Цветаева скажет: « На стекло вечности легло мое дыхание, мое тепло. Голос - это и есть дыхание, связь человека с миром не вещественным, сверхчувственным. Вечность не уничтожает того, что поглотила, не стирает бесследно.

Если человек создает труд, то он неизгладимо запечатлевается в вечности. Отсюда и стихотворение:

« Прохожий, остановись!» Чтение стихотворения учителем. Анализ.

- Что вы заметили в стихотворении? (Странность, необычайное употребление глаголов прошедшего времени: опускала глаза, звали меня, было время, когда звали, - загробный голос, но стихи явились на свет - мысль быстротечности жизни).

- Кто становится собеседником?

( Собеседником поэта становится первый встречный , с кем нужно безотлагательно поделиться только, что возникшим чувством. Она обращается : « Прохожий , остановись».)

- Кому предназначены слова поэта?

(К будущему поколению).

Пройдет время , услышат и поймут ее стихи. Обращение к людям будущего , как к читателям, слушателям, собеседникам.

- Что отличает Цветаеву от других поэтов?

(Прохожий , на меня похожий, значит, не случайный человек. Риторический вопрос : « Кто это?»

(Марина то ли выискивает похожих на нее , поэта в будущем поколении или просто понимающего ее человека. А может, всякий , мимо идущий, кто настигает ее голос, становится похожей на нее?)

Случайная встреча вовсе не случайна.

Возникает желание остановить мгновение, сохранить мгновение навеки, запечатлеть. Оттого и призыв: « Прохожий, остановись».

Значит, это первый встречный, с которым необходимо поделиться с только, что возникшим чувством, пока оно не исчезло, не вытеснилось другими впечатлениями. Для нее важно ожидание и требование мгновенности. Поэт стремится увековечить мгновение. Насколько это ей удается сохранить ее и сберегает для будущего.

Смерть поэта тоже входит в бытие поэта. А бытие - это жизнь ее стихов.

Чтение наизусть учащимися стихотворения « Моим стихам, написанным так рано».

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся , как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся , как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

- Нечитанным стихам!

Разбросанным в пыли по магазинам,

(Где их никто не брал и не берет!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Исследование удивительного мира М. Цветаевой. Работа по группам;

1 группа. - Определите основную тему стихотворения. Подтвердите словесным рядом .

(Тема судьбы, пути в поэзию, пророчества. Словесный ряд: стихам о юности и смерти настанет свой черед . )

2 группа: - Какова идея стихотворения?

(Обращение к будущему поколению . надежда, что настанет день, когда будут понимать ее стихи, будут ее читать и печатать. Она верила, что читатели сами найдут дорогу к ее стихотворениям. Просто не пришло еще время. Марина Цветаева прекрасно понимала, что она не виновата, что ее не всегда понимали. Она уверена, что читатели дорастут до ее поэзии. Она осознает значимость своих произведений.

3 группа. - Определите эмоциональный тон стихотворения.( Светлая грусть , в связи с тем, что ее сверстники не понимают ее поэзию.

1 группа. - Какие поэтические средства автор использует для отражения своего переживания? Подтвердите словесным рядом.

(Марина Цветаева подбирает сравнения к своим стихам , словно художник подбирает к картинам краски. Сначала они , как « брызги из фонтана, как искры из ракет, как маленькие черти, как драгоценные вина).

2 группа. - Что хотела сказать поэт, называя свои стихи « маленькими чертями, ворвавшимися в святилище, где сон и фимиам?

- Что означает слово фимиам?

(Фимиам - благовонное вещество, сжигаемое во время богослужения, то есть стихи, ворвавшиеся в место, где совершается богослужение - то есть поэзия вопреки всему врывается в душу. )

3 группа. - Определите «цветопись» в стихотворении.

(« Стихи , как брызги из фонтана» , еще робкие, прозрачные, серебристо голубые, потом « как искры из ракет, уже ярко - зеленые, синие, желтые, как « драгоценным винам», сверкающие золотом, переливающие темно - красным цветом - цветами иконописей - истинной душевности).

Вывод. Исследование учащимися , сообщение .

Слайд слова со значением цвета в поэзии Марины Цветаевой.

Синонимичный ряд с общим значением красного цвета. Цвет, связанный с горением.

1 группа. Какие синтаксические конструкции можно выделить в стихотворении? ( Инверсия, анафорические повторы, обособленные предложения)

2 группа - Почему стихи М. Цветаевой можно сравнивать с драгоценными винами?

( Ее стихи можно сравнивать с драгоценными винами, которые долго хранятся в погребе и ждут своего часа, ждут своего читателя. И поэтесса понимает, что это время настанет, что читатели дорастут до ее поэзии, которая , как хорошее вино становится со временем лучше и лучше. Она верила, что ее читатели сами найдут дорогу к ее стихам , а она будет говорить с нами через многие годы.)

3 группа. «Как вы понимаете выражение « крылатая душа?»

Слово учителя. Порой Цветаева сама удивляется своей гениальности, спрашивая у мира, Бога, у самой себя. За что ей такая судьба дарована? Она прекрасно понимает свою избранность, неповторимость, но и высокую ответственность за талант, который нельзя растратить попусту. Талант надо отдать людям. Она говорит об этом в стихах:

Стихи растут как звезды и как розы,

Как красота - ненужная в семье,

А на венцы и на апофеозы -

Один ответ - откуда мне сие?

Мы спим - и вот, сквозь каменные плиты,

Небесный гость, в четыре лепестка,

О мир пойми! Певцам - во сне -открыты

Закон звезды и формулы цветка.

Автор оставалась верной себе, своему таланту, ведущему ее по жизни.

Пророчества, предсказания сбылись, к сожалению, поздно. А ведь ей хотелось внимания при жизни, но это удел избранных - творить для потомков, оставаясь в гордом одиночестве.

Вся жизнь метания, одиночество, постоянная тревога за жизнь близких ее людей. Нет места нигде: ни в эмиграции, ни дома. Кто - то сказал, чтобы убить поэта - его надо убить дважды. Сначала надо убить физически, потом убить его песни, потом память о нем.

Поэта убить нельзя - они живут в песнях, в стихах.

Жизнь. Гармония, умиротворение, вечный сон, мгновение, жизни на земле, любовь - все это в творчестве.

Цветаева в своем творчестве тянется к гармонии через раскаяние и покаяние.

Продолжают ее жизнь стихи, продолжают жить в нашем сознании, как замечательное явление духа, поэзии Марины Цветаевой. Потому что это прекрасная поэзия, рожденная истинным талантом и вдохновением!

И мы благодарны Марине Цветаевой за ее стихи.

Подведение итога. Оценивание.

Домашнее задание: Читать стихотворения Марины Цветаевой, читать статьи в учебнике с. 77 -88

Звучит песня на стихи М. Цветаевой: « Хочу у зеркала…»



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал