7


  • Учителю
  • ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ IX КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ IX КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ IX КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

Г.И. Баева, учитель русского языка и литературы

С. Давликеево, МБОУ «Давликеевская основная

общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района

Республики Татарстан,

e-mail: baeva-gulnara78@mail.ru



ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ IX КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА



В современном обществе значительно повысились эстетические и этические требования к взаимоотношениям людей, к уровню их внутренней и внешней культуры. В жизнь россиян все глубже проникает желание жить по законам красоты.

Эстетическая культура человека закладывается в детстве, в школьные годы. В школе формируются основы того отношения к искусству, литературе, красоте, плоды которого человек пожинает всю свою жизнь.

Искусство правомерно считается важным средством воспитания личности. Школа должна помочь детям не только овладеть определенным запасом знаний, умений и навыков, а научить их выразить себя в этом мире, ощутить свою эстетическую и нравственную сопричастность к нему.

Наши ученики - люди будущего. Они должны вырасти влюбленными в жизнь, в прекрасное, творчески устремленными к нему. Ведь человек с развитым чувством прекрасного не способен на плохие поступки, жестокость, вандализм, равнодушие.

Но как окрылить, сохранить чистыми детские души в мире разгула насилия, пошлости, бескультурья, цинизма? Как спасти их от потребительского отношения к жизни, погони за пустыми развлечениями, душевной черствости, глухоты к истинному искусству? Эти проблемы стоят перед современным учителем. Наравне с родителями ребенка он является спасителем его души и ваятелем характера.

Русская литература является ведущим предметом в системе нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Поэтому и роль этого предмета особенная: литература призвана закладывать в детях тягу к красоте, доброте, справедливости.

Универсальными задачами литературного образования школьников являются приобщение их к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развитие художественно-творческих способностей, эстетических ориентаций, воспитание их эмоциональной отзывчивости при восприятии художественных произведений.

Изучение литературы в школе всегда сопровождается обращением к другим видам искусства: музыке, живописи, театру, кино. Знание имен художников, создавших портреты писателей и иллюстрации к художественным произведениям давно является обязательным для учащихся. В современной школе отпадает принцип наглядности, но задачи "внедрения" искусства расширяются. Учитель литературы должен прежде всего помочь учащимся осознать внутреннюю логику развития литературы и искусства, вскрыть общее и особенное в их развитии на разных этапах их формирования.

«Изучая художественную прозу М.Ю.Лермонтова, а именно романа «Герой нашего времени» учащиеся открывают «историю души человека», одной личности, воплотившей своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода. Лермонтовский роман - явление не только русской литературы, но и всего мирового литературного процесса. «Герой нашего времени» впитал в себя многообразные традиции предшествующей мировой литературы в изображении «героя века» («Исповедь» Ж.-Ж.Руссо, «Рене» Ф.Р.Шатобриана, «Оберман» Э.Сенанкура, «Адольф» Б.Констана, «Исповедь сына века» А.Мюссе и др.) Образ Печорина как героя времени имел своих предшественников и в русской литературе. С начала XIX века в ней чаще стал появляться тип «странного», а затем и «лишнего человека» как один из наиболее характерных для русской действительности («Рыцарь нашего времени» Карамзина, «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Евгений Онегин» А.С.Пушкина и др.)»- утверждает М.Г. Ахметзянов.[1]

«Герой нашего времени» - принципиально новый этап в исторической эволюции романа. Он вмещает в себя не только углубленное отображенную «биографию чувств», характерную для «субъективного» романа, но и в не меньшей мере «жизнь и приключения» героя, столь характерные для «объективного» романа. Лермонтов усвоил и творчески переработал достижения «субъективного» французского романа с его психологизмом, но не отбросил и опыта «авантюрного» романа, уходящего своими истоками к западному «плутовскому» и русскому авантюрно-бытовому, нравоописательному и даже историческому роману.

Задача учителя помочь учащимся понять, что литературные произведения, ставшие художественным открытием, заключают в себе не только черты времени, в которое они создавались, но и вступают в живую связь с новыми эпохами. Отсюда вытекает задача освоения классики с тесной связи с современными процессами жизни, что дозволяет открыть непреходящее, общечеловеческое значение художественного произведения.



_____________

1 Ахметзянов М.Г. Формирование художественно-эстетических ориентаций старшеклассников в процессе освоения курса русской литературы: Дис.докт.пед.наук: 13.00.02.-Казань, 1995.-223 с.



«Герой нашего времени» не просто психологический, а в первую очередь социально-психологический роман - и по характеру психологизма в раскрытии главного героя, и по широте и многообразию отображенной в нем социальной действительности, представленной рельефно выписанными образами персонажей, каждый из которых является, в свою очередь, определенным социально-психологическим типом. Однако психологизм романа не только социален, но и в тоже время глубоко философичен. Отношение человека с человеком, личности с обществом и природой, с миром, человеческие устремления, возможности и действительность, свобода воли и необходимость - все эти, по сути, философские проблемы ставятся в «Герое нашего времени». А это делает его романом не только социально-психологическим, но и философским.

Отсюда становится понятно, почему современная школа при определении содержания литературного образования учащихся предпочтение отдает произведениям высокохудожественным, несущим в себе вечные общечеловеческие ценности.

В романе «Герой нашего времени» органически сочетаются социально-психологическая проблематика и нравственно-философская, острая сюжетность и беспощадный самоанализ героя, очерковость отдельных описаний и новеллистическая стремительность поворотов в развитии событий, философские размышления и необычные эксперименты героя; его любовные, светские и иные похождения оборачиваются трагедией несостоявшейся в полной мере судьбы незаурядного человека. Тем самым, роман при своей необычайной сжатости, отличается исключительной насыщенностью содержания, многообразием проблематики, органичным единством основной художественной идеи, которая развивается в главном герое - Печорине. Именно герой является основой произведения. Раскрытие героя - цель всей системы повестей, она определяет и построение сюжета.

"Герой нашего времени" - первый в русской литературе роман, в центре которого представлена не биография человека, а именно личность человека - его душевная и умственная жизнь как процесс. Произведение не случайно представляет собой цикл повестей, сконцентрированных вокруг одного героя. Хронология жизни героя нарушена, но четко выстроена хронология повествования: читатель постепенно постигает мир главного героя романа, Григория Александровича Печорина, от первоначальной характеристики, которую дает Максим Максимыч, через авторскую характеристику к исповеди в "Журнале Печорина". Второстепенные герои также нужны прежде всего для того, чтобы полнее раскрыть характер Печорина. Итак, главная задача М. Ю. Лермонтова в романе "Герой нашего времени" - рассказать "историю души человеческой", увидев в ней признаки эпохи. В предисловии к "Журналу Печорина" автор подчеркнул, что в образе героя дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.

История разочарованной и гибнущей печоринской души изложена в исповедальных записях героя со всей беспощадностью самоанализа, будучи одновременно и автором, и героем «журнала», Печорин бесстрашно говорит о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей души, и о противоречиях сознания.

Цель изучения художественной прозы М.Ю.Лермонтова в школе - помочь учащимся овладеть ее идейно-художественными богатствами, приобщить их к искусству слова, развивать их художественное восприятие и на этой основе формировать их читательские интересы и эстетические вкусы. Важно научить учащихся внимательно вглядываться в изображаемую писателем действительность, сопоставлять ее с окружающим их миром, постигать характер социально-нравственных взаимоотношений, осознавать такие сложные общественные явления, как самоотверженность в утверждении гуманистических идеалов.

На основе чтения и изучения художественной прозы М.Ю.Лермонтова развивается эстетическое чувство, обогащается духовный мир школьника, укрепляется потребность в постоянном притоке художественных впечатлений, в общении с книгой. Такая потребность является одной из главных в системе духовных ценностей личности, которые формирует школа у учащихся.

Так же необходимо учесть целый ряд условий преподавания русской литературы в национальной школе. Прежде всего, это национальное своеобразие русской литературы, отражающей историю, быт, культуру русского народа; своеобразие русского национального характера; национальное и общечеловеческое в русской литературе, выражающееся в идейно-нравственной проблематике произведения; своеобразие изобразительно-выразительных средств русской литературы.

Как отмечает М.Г.Ахметзянов: «…важно помнить, что изучение русской литературы осуществляется в иной языковой и культурной среде с учащимися, чьи эстетические и литературные вкусы и представления формировались под влиянием родной литературы и искусства, принадлежащей иной эстетической системе со своим специфическим арсеналом художественных средств.[ 2]

Все эти факторы осложняют восприятие учащимися татарской школы русской литературы, их вхождение в инонациональный художественный мир, в иную образную систему. Реализация принципа общности и национального своеобразия русской и родной литератур предполагает выявление не только национального своеобразного, но и общечеловеческого в разных литературах, что очень важно для преодоления трудностей психологического и эстетического характера, и способствует осознанному, эмоциональному восприятию русской литературы.



________________

2 Ахметзянов М.Г. Формирование эстетических ориентаций учащихся на уроках литературы (на материале школ Республике Татарстан) / М.Г.Ахметзянов. - Казань: Магариф, 2007. - 120 с.







Список литературы:



  1. Ахметзянов М.Г. Формирование художественно-эстетических ориентаций старшеклассников в процессе освоения курса русской литературы: Дис.докт.пед.наук: 13.00.02.-Казань, 1995.-412 с.

  2. Ахметзянов М.Г. Формирование эстетических ориентаций учащихся на уроках литературы (на материале школ Республике Татарстан) / М.Г.Ахметзянов. - Казань: Магариф, 2007. - 264 с.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал