7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе для 9 класса (По Беленькому)

Рабочая программа по литературе для 9 класса (По Беленькому)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ё«Рассмотрено»

Руководитель МО



_____ / Гришина В.Ю. /

ФИО

Протокол №1 от

«29» августа 2016г.





«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ «СШ № 14»

_____ /Платицына М.Г./

ФИО

«29» августа 2016г.



«Утверждено»

Руководитель

МБОУ «СШ № 14»

_______/_Полякова_В.А.__/

ФИО

Приказ №633от

«30» августа 2016г.





















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА



Дековой Татьяны Николаевны

УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

по литературе, 9 класс





Утверждено на заседании

педагогического совета

протокол № __1__от

«30» августа 2016г.





































2016- 2017 учебный год

город Нижневартовск



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умения оценивать и анализировать художественные произведения.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

В ходе изучения литературы в 9 классе учащиеся знакомятся с литературой и ее ролью в духовной жизни человека, шедеврами родной и зарубежной литературы. Знакомятся с творчеством следующих писателей и поэтов: М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова А.Т., В.В.Маяковского, А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, М.А.Булгакова, А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского ,А.И.Солженицына, М.А.Шолохова, Шиллера, Байрона, Э.По.



Содержание учебного курса



Планирование разработано на основе Программно - методических материалов: Литература. 5-11 кл./ Под ред. Г.И.Беленького и Ю.И. Лыссого, рассчитано на 35 учебных недель и проведение занятий 3 раза в неделю, что составляет 105 часов.



УМК:

  1. Учебник Литература 9 класс в 3-х частях / Под ред. Г.И.Беленького, Москва, Мнемозина, 2013 год

  2. Мультимедийный материал «Планирование к учебнику «Литература. Русская классика», 9 класс. Беленький Г.И. Учебник для 9 класса в двух частях. Под ред. Беленького Г.И. - 7-е изд., - М., «Мнемозина», 2007 год (материалы для подготовки презентаций, иллюстрации к произведениям, аудиозаписи, портреты писателей и поэтов, расположенные в порядке изучения тем) school-collektion.edu.ru/catalog/rubr/ee9ec



Использование образовательных Интернет-ресурсов:



  1. Википедия: Справочная литература (ru.wikipedia).

  2. Медиатека школы. Универсальные интегрированные образоват. ресурсы под OCKLINUX и WINDOWS. Диски 41, 42.

  3. Infourok.ru. Видеоуроки 5-9 кл. (UrokiRussogo.ru)

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  1. развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, устной и письменной речи учащихся;

  1. освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе; подготовка к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11классов, совершенствование умений подробного, выборочного, сжатого пересказа от другого лица; подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.





Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:

  1. познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

  2. практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

  3. эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.

Требования к уровню подготовки учащихся по литературе за курс IХ класса

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУН:

Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

  2. Тексты художественных произведений.

  3. Сюжет, особенности композиции изученных произведений.

  4. Типическое значение характеров главных героев произведений.

  5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм.

  6. Изобразительно-выразительные средства языка.

  7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

Учащиеся должны уметь:

  1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

  2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.

  3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

  4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

  5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

  6. Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

  7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать.

  8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

  9. Готовить доклад, сообщение, реферат, презентацию на литературную тему (по одному источнику).

  10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

  11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

  12. Пользоваться словарями различных типов и справочниками.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Работа со слабоуспевающими

  1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации про­белов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устране­нию типичных ошибок и пр.).

  2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

  3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуа­ций успеха, побуждение к активному труду и др.).

  4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

  5. Различные формы взаимопомощи (групповая, парная работа).

  6. Ведение учащимися читательских дневников.

  7. Дифференцированные задания.

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

  1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

  2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

  3. Индивидуальный подход к учащемуся.

  4. Специальная система домашних заданий.

  5. Усиление работы с родителями.

  6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.

Технологии обучения

  1. ИКТ: показ презента­ций, проигрывание музыкальных композиций, просмотр фильмов онлайн, работа с Интернет, использование ЦОР

Основная функция презентации - служить наглядным материалом (портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии). Вторая функция презентации - информатив­ная. Цели урока, задания, вопросы, большие по объему тексты выводятся на экран, чтобы предоставить учащимся воз­можность самостоятельно работать с ними

Учебно-тематический планп/п

Содержание

Количество часов

Основные вопросы

1.

Введение

1 час

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Литература как искусство слова.

2.

Литература Древней Руси

3 часа

Беседа о древнерусской литературе. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». Историческая основа памятника, его сюжет, жанр и композиция. Образы героев произведения. Художественные особенности памятника, его связь с фольклором. Вариативность переводов, «темные пятна» памятника. Роль «Слова…» в русской культуре.

3.

Русская литература XVIII века

10 часов

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его характерные черты. Классицизм в России.

М.В. Ломоносов - реформатор русского языка, стихосложения и системы жанров. Жанр оды. Оды «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» и «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление мира, науки и Родины. Вопросы просвещения в произведениях поэта.

Г.Р. Державин. Обзор творчества. Новаторство поэта. Гражданский пафос лирики. Ода «Фелица», стихотворения «Властителям и судиям» и «Памятник». Державин в оценке деятелей русской культуры.

А.Н. Радищев. Обзор творчества. Жанр путешествия. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор отдельных глав): сюжет, композиция, особенности жанра. Критика крепостничества.

Н.М. Карамзин - писатель и историк. Сентиментализм и его характерные черты. Сентиментализм в России. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести. Нравственность и безнравственность. Внимание писателя к внутреннему миру героини.

4.

Русская литература XIX века

56 часов

Расцвет русской поэзии. Проза и драматургия в эпоху «золотого века» поэзии. От классицизма и сентиментализма к романтизму. Романтизм и его характерные черты. Романтизм в России.

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. Жанр баллады. Баллада «Светлана» - первая русская национальная баллада. Народные обычаи. Герой и сюжет баллады.

А.С. Грибоедов. Очерк жизни и творчества. Творческая история комедии «Горе от ума». Сатирическое изображение жизни и нравов московского общества. Система образов: герои и их судьбы. Смысл названия. Развитие комедийной интриги, конфликт в комедии. Жанровое своеобразие (сочетание черт классицизма и романтизма). Критики о комедии. И.А. Гончаров «Мильон мечтаний» (обучение навыкам конспектирования).

А.С. Пушкин. Обзор основных этапов жизненного и творческого пути поэта. Обучение анализу лирического стихотворения. Традиции и новаторство поэта. Стихотворения «К Чаадаеву, «Анчар», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Во глубине сибирских руд», «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил…».

«Евгений Онегин» - роман в стихах. Система образов, особенности сюжета, «онегинская» строфа. Онегин и Ленский. Татьяна - нравственный идеал поэта. Пушкинский роман в оценке критиков.



М.Ю. Лермонтов. Основные периоды творчества. Обзор-осмысление Родины в ранней и поздней лирике Лермонтова («Родина», «Прощай немытая Россия»). Человек и природа в лирике поэта («Когда волнуется желтеющая нива», «На севере диком…», «Выхожу один я на дорогу…»). Раздумья Лермонтова о судьбах поколения («Дума»).

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Особенности композиции, художественное своеобразие, проблематика. Печорин среди других героев романа. Сочетание черт реализма и романтизма в романе.

Н.В. Гоголь. Краткий обзор творчества. «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, система образов. Деталь как средство создания образов. Чичиков и помещики. Чиновники и их жены. Жанровое своеобразие. Лирические отступления.

А.П. Чехов. Слово о писателе. Художественное мастерство Чехова-рассказчика.

5.

Русская литература XX века

26 часов

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Сложные пути литературы в связи с историческим развитием страны. Художественное отражение и осмысление событий революции, гражданской войны, истории нашей страны.

И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. Совершенствование навыков анализа текста.

Художественное своеобразие поэзии Серебряного века. Основные поэтические направления.

А.А. Блок. Женские образы («Незнакомка») и тема Родины («Русь») в лирике поэта.

С.А. Есенин. Слово о поэте и его судьбе. Своеобразие любовной лирики Есенина, ее народно-песенные основы. Тема родины в творчестве поэта («Край ты мой заброшенный…»). Совершенствование навыков анализа поэтического текста.

В.В. Маяковский и его поэтическое новаторство. Ранняя лирика, стихи о любви («Люблю»).

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Смысл названия, система образов произведения. Прием гротеска в повести.

М.И. Цветаева. Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой («Мне нравится, что вы больны не мной…», «Идешь, на меня похожий…»).

А.А. Ахматова. Стихотворения о поэте и поэзии. Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой.

Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц». Тема гармонии человека с природой.

М.А. Шолохов. «Судьба человека». Судьба взрослых и детей в годы Великой Отечественной войны. Андрей Соколов - образ простого и стойкого русского человека. Особенности авторского повествования. Композиция, автор и рассказчик.

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Философская глубина лирики поэта. «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест…».

А.Т. Твардовский. Военная тема в лирике поэта.

А.И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жанр притчи. Жанровые особенности рассказа.

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX - XX веков. Романсы и песни как жанр, который посредством словесного и музыкального искусства выражает переживания, мысли и настроение человека. Романс в наше время.

6.

Из зарубежной литературы

9 часов

Античная лирика

Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Слово о поэте. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворца Данте «Божественная комедия». Множественность смыслов поэмы, ее философский характер.

Уильям Шекспир. Очерк жизни и творчества. Характеристика эпохи Возрождения. Трагедия «Гамлет» (обзор отдельных сцен). Одиночество Гамлета, его конфликт с реальным миром. Трагизм любви Гамлета и Офелии.

Иоганн Вольфганг Гете. Жизнь и творчество. Характеристика эпохи Просвещения. Трагедия «Фауст» (обзор отдельных сцен). Сюжет и композиция трагедии.

Байрон «Шильонский узник»

Предметные УУД:

Знать

Важнейшие биографические сведения о писателях изученных периодов, жанры художественных произведений, признаки классицизма и сентиментализма. Жанровые черты оды, повести, пьесы, путешествия. Типические значения характеров главных героев. Сюжеты, композицию произведений.

Понятия:

«художественные средства языка», «речевая характеристика героев», «тема», «идея», «роль героя в раскрытии идейного содержания произведения», проблематика, авторская оценка героя, идейно-художественная роль элементов сюжета, композиции, системы образов, роды литературы. Приемы сатирического изображения

Уметь

Анализировать художественное произведении с точки зрения его идейного содержания. Применять полученные теоретические сведения и навыки анализа литературных произведений на практике самостоятельно. На основе анализа текста художественного произведения выявлять авторскую позицию и взгляды. Формировать самостоятельный взгляд на проблему.

Список произведений для заучивания наизусть

  1. «Слово о полку Игореве» (на выбор - вступление или «Плач Ярославны»)

  2. М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…» (отрывок)

  3. Г.Р. Державин «Властителям и судиям», «Памятник» (на выбор)

  4. А.С. Грибоедов «Горе от ума» (на выбор - любой монолог Чацкого или Фамусова)

  5. А.С. Пушкин «К Чаадаеву», «Анчар», «Памятник», «Я вас любил», «Пророк»

  6. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывок)

  7. М.Ю. Лермонтов «Пророк», «Смерть поэта», «Родина», «Выхожу один я на дорогу…»

  8. А.А. Блок «Незнакомка», из цикла «Русь» (на выбор)

  9. С.А. Есенин» Край ты мой заброшенный», «Разбуди меня завтра рано»

  10. В.В. Маяковский «Люблю» (отрывок)

  11. М.И. Цветаева «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Идешь, на меня похожий…» (на выбор)

  12. А.А. Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю…»

  13. Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц» (на выбор)

  14. А.Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом…» (отрывок), «Весенние строчки»







График промежуточной и итоговой аттестации



Раздел





Коли-чество часов

Тема



Период аттестации



1

Из русской литературы XIХ века

1

Контрольная работа по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

1 четверть

октябрь

2

М.Ю. Лермонтов. Лирика

Роман «Герой нашего времени»

1

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова

2 четверть

декабрь

3

Из русской литературы XIХ века



1

Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и XX веков.

3 четверть

март

4

«Серебряный век» русской поэзии

1

Зачетное занятие по русской лирике XX века

4 четверть

май



Контроль знаний учащихся



Периоды





Виды контроля



Контрольная работа

Сочинение

Внеклассное чтение

Чтение наизусть -20



I четверть

2

1

0

5

II четверть

2

1

1

6

III четверть

2

2

1

3

IV четверть

1

0

0

5



Планирование содержания регионального компонента



п/п

Содержание курса

Содержание регионального компонента

Кол-во часов

1

(Внеклассное чтение)

ПОЭТЫ ХХ ВЕКА О ПУШКИНЕ (внеклассное чтение)

Рег. компонент. Природа в произведениях писателей Тюменской области

Выразительное чтение лирических произведений, эмоциональный отклик на них

февраль

1час

2

(Внеклассное чтение)

Из поэзии XІX века

Стихотворения разных жанров Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии. Жанры лирических произведений интегрирование с темой Рег. компонент. Мифы народов ханты и манси

Раскрыть своеобразие мифов северных народов

1

март



Календарно-тематическое планирование



Наименование разделов и тем

Календарные сроки

Основные понятия, теория литературы

Домашнее задание

Наглядно-технические пособия и ТСО

Примечание

1

Введение

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека

2.09

Жанры древнерусской литературы: поучение, повесть, слово, житие, хождение, летопись

Стр.4-8 (читать, пересказывать), составить план текста. Вопросы на стр. 8





2

Из древнерусской литературы

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы



5.09

Жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер. , Художественные средства выразительности

Прочитать по учебнику текст "Слова", подготовить выразительное чтение понравившегося фрагмента.

Плач Ярославны наизусть.

Презентация

Гравюры А. В. Фаворского. Иллюстрации к «Слову…» Н. Рерих «Поход князя Игоря». В. Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами».



3

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

Проблема авторства «Слова…».

7.09

жанр и композиция про­изведения, художественные средства выразительности

Подготовиться к тестированию



Музыка. А. Бородин «Князь Игорь».



4

Контрольное тестирование по «Слову…»

9.09









5

Из русской литературы XVIII века

Литература XVIII века (общий образ). Классицизм в русском и мировом искусстве.

12.09

Построение связного монологического высказывания на определенную тему.

Знать лекцию, вопросы 1-6 стр.40

Презентация



6

М. В. ЛОМОНОСОВ - УЧЕНЫЙ, ПОЭТ, РЕФОРМАТОР РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА «ОДА НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ…» - ТИПИЧНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА

Особенности содержания и формы произведения.

14.09

Умение

анализировать стихотворение. Биография М.В. Ломоносова, теория 3 штилей, теория стихосложения, особенности жанра оды.

С.42-46 пересказ, с.58 вопросы, выразит.чтение Повторить биографию М. В. Ломоносова. Опорный конспект в тетради. Наизусть отрывок из "Оды на день восшествия… "

Презентация Портрет М. Ломоносова , портрет Елизаветы Петр.

работы Вишнякова, Державина.





7

Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта.

16.09

жанр гневная ода, особенности раскрытия темы поэта и поэзии, власти.



С.59-64, записи в тетрадях.

Анализ стихотворения на выбор "Властителям и судьям" или "Памятник"

Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010





8

Д.И.Фонвизин «Недоросль»

Черты классицизма в комедии. Композиция, сюжет и герои пьесы

19.09

Значение понятий

«основной конфликт», «комическое»,

«резонер»

Определить конфликт произведения, признаки классицизма,

жанровые черты классицистической пьесы

Презентация



9

Сатирическая направленность комедии. Проблема образования, воспитания истинного гражданина в произведении. Идеал человеческого достоинства

21.09

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика)

Знать понятия

сценические и внесценические персонажи, сюжет, композиция, сатира

Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010



10

Подвиг А. Н. Радищева.

"Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества.

23.09

черты сентиментализма в произведении

С.68-74, вопросы 1-6 Прочитать из "Путешествия из Петербурга в Москву" названные главы, подготовить по ним обзор содержания и комментарии.





11

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

26.09



Вопросы 7-9, с.74





12

Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека.

28.09

развитие умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои личные примеры.

С.75-85, вопросы с.85, знать материал о сентиментализме, прочитать «Бедную Лизу»

Портреты Карамзина.



13

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

30.09

Характеристика персонажа

С.103, вопросы

Презентация



14

Литература XVIII века в восприятии современного читателя. Обзор.

3.10

особенности литературы 18 века.



Выучить лекцию





15

Из русской литературы XIХ века

Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.

5.10

общая характеристика русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Выучить лекцию, с.112 вопросы

Презентация



16

Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения.

7.10

темы и мотивы лирики

анализ поэтического текста

Материалы, собранные по анализу стихотворения на уроке, оформить в виде сочинения (или самостоятельно проанализировать стихотворения поэта), с.114-126

Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010



17

В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады.

10.10

жанровые особенности баллады, сюжет произведения.



С.127-140, вопросы с.140, наизусть отрывок баллады

Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010



18

А. С. Грибоедов: личность и судьба.

12.10

драматические произведения, ремарка как выражение авторского взгляда

Прочитать комедию "Горе от ума".

Вальсы Грибоедова.



Портреты Грибоедова работы И. Крамского (1873), В. 14Машкова (115827)

Иллюстрации к комедии

Авторы: И. Кузьмин, П. Соколов, Д. Кардовский и др.



19

Комедия "Горе от ума". «К ВАМ АЛЕКСАНДР АНДРЕИЧ ЧАЦКИЙ…» Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.

14.10

основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова.



Выразительное чтение II действия





20

«ВЕК НЫНЕШНИЙ И ВЕК МИНУВШИЙ…» 2 действие комедии. Обучение анализу монолога.

17.10

особенности комедии как жанра,

теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка,

конфликт.

Перечитать 3действие комедии.





21

«БЕЗУМНЫЙ ПО ВСЕМУ…»

3 действие комедии. Анализ сцены бала.

19.10



Перечитать 4 действие комедии. Выучить наизусть монолог (по выбору)





22

«ПОЙДУ ИСКАТЬ ПО СВЕТУ, ГДЕ ОСКОРБЛЕННОМУ ЕСТЬ ЧУВСТВУ УГОЛОК…»

4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.

21.10

Выразительное чтение монологов и комментирование

Характеристика главных героев





23

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей Контрольная работа по комедии «Горе от ума»

24.10



Начать подготовку к сочинению по комедии.





24

«…КАРТИНА НРАВОВ, И ГАЛЕРЕЯ ЖИВЫХ ТИПОВ… И КОМЕДИЯ»

И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию.

28.10

основные положения статьи,

понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.

Закончить конспект статьи. Завершить подготовку к сочинению.

Презентация



25

Классное сочинение-рассуждение по комедии "Горе от ума".

1) «Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»;

2) «Молчалин и Скалозуб»;

3) «Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума».

26.10

сопоставлять эпизоды,

составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.

Работа в группах: собрать материалы о лицейских друзьях Пушкина.





26

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»), Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

7.11

изобразительно-выразительные средства литературы, особенности философской лирики

С.167-172, пересказ биографии Пушкина

Презентация

Портреты А.С.Пушкина



27

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар»

9.11

свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал.

С.172-178, анализ стих-я «Анчар», выучить наизусть, индив. задание «Любовная лирика» (презентация)

Презентация



28

Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта

11.11

Основы стихосложения.



Выучить одно из стих-й любовной лирики наизусть

Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010



29

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения

14.11

философские и христианские мотивы в лирике поэта.



с. 194-195, вопросы и задания, завершить анализ стих-я, подготовиться к к/р





30

ПОЭТЫ ХХ ВЕКА О ПУШКИНЕ (внеклассное чтение)</</p>



16.11

интегрированный урок

Чтение текста романа «Евгений Онегин»

Презентация



31

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа

18.11

теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа

По группам: мое представление об Онегине, Ленском, Татьяне

Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010



32

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

21.11

характеристика героя

С.215-232, изучение материала





33

Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

23.11

характеристика героини

С. 323-236, сравнительная характеристика героинь





34

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

25.11

содержание произведения



Выучить наизусть отрывки из писем Онегина и Татьяны (по выбору учащихся);



Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010





35

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

28.11

идея произведения, лирические отступления в романе

С. 236-240, пересказ,





36

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

30.11



Подготовиться к контрольной работе





37

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

2.12

Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос

прочитать статью в учебнике-хрестоматии «Реализм» (с. 214); подготовка к сочинению







38

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала 20 века. Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского.

5.12

Уметь строить сочинение-рассуждение на выбранную тему, уместно использовать цитаты.

Написание сочинения, прочитать с.199-214





39

А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции и сфере творчества

7.12

основная проблема, рассуждение по поднятым в произведении проблема.

Презентация /сообщение о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова,





40

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»

9.12

основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы

1) стр. учебника 250-262;

2) принести стихотворения «Смерть поэта»; «Как часто пестрою толпою окружен» («1 января»), «Желание», «Узник»;



Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010



41

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи - значенье…»

12.12

основные мотивы лирики поэта.



1) стр. учебника (263-279).

2) Принести на урок тексты стихотворений:

"К. н.и. "Я не достоин, может быть"

"К…" "Не думай, чтоб я был достоин сожаленья"

"Она была прекрасна, как мечта"

"Я не унижусь пред тобою"

"К" "прости! - мы не встретимся боле"

"Отчего" "Нет, не тебя так пылко я люблю"

Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010





42

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»

14.12

анализировать текст на.лексическом уровне

Выучить стих наизусть (по выбору)

Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010



43

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии

16.12

выделять смысловые части текста

«Выхожу один я на дорогу» или «Родина» Наизусть.





44

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе

19.12

понятия роман, психологический роман

читать главу "Максим Максимыч".

Кто более прав в отношении к другому: Печорин или Максим Максимыч?

Каким видит Печорина Максим Максимыча?

Какое впечатление на вас произвел Печорин в этой главе?

Портрет Печорина: "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть" в основе его характера?

Как меняется форма повествования, его характерная 17тональность?

Учебник - стр. 288 - 311.





45

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

21.12

Сопоставление эпизодов романа и характеристика персонажей

1) Стр. Учебника - "Печорин и Максим Максимыч".

2) Чтение "Тамань".

Как раскрывается Печорин в его истории с контрабандистами?







46 - 47

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

23.12

26.12

психологический портрет героя в системе образов

Чтение повести «Княжна Мери»,

повести "Фаталист»







48

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина



28.12



" ст. Белинского о Герое…"

-Почему повестью "Фаталист" заканчивается роман?

- В чем беда Печорина?

- Есть ли внутренняя связь между "Думой" и романом Лермонтова?

Где автор более сурово осуждает свое поколение?





49

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

13.01



С.317, в. 14(анализ сцен свидания Печорина с Белой, Верой, Мери)





50

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского.

16.01

понятия реализм и романтизм

1) Чтение статьи Белинского "Герой нашего времени" (Основные положения статьи записать в тетрадь). 2) Материал к сочинению.





51

Классное сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

18.01



Презентация /сообщение о жизни и творчестве Н.В.Гоголя





52

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя.

20.01

страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя

Аналитическое чтение 1-6 глав





53

«Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы

23.01

композиционные особенности, жан­ровое своеобразие







54

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода

25.01

анализ эпизода

Анализ эпизода; презентация





55

Образ города в поэме «Мертвые души»

27.01

анализ эпизода

Подготовить вопросы - тест для проверки знания содержание поэмы





56

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

30.01

анализ эпизода

План характеристикики Чичикова, с 344-350







57

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме

1.02

Изобразительные средства языка

Наизусть лирическое отступление о Руси





58

Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г.Белинского.

Тест по поэме

3.02



Чтение критической статьи







59

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Свои люди - сочтёмся». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада

6.02

творческая биография писателя, содержание произведения.



«Бедность не порок». Чтение статьи.

Презентация



60

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Свои люди - сочтёмся». Комедия как жанр драматургии

8.02

Комедия как жанр

Чтение статьи учебника.





61

(Внеклассное чтение)

Из поэзии XІX века

Стихотворения разных жанров Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии

10.02

уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства



«Белые ночи». Мое представление о главном герое.

Презентация



62

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи».

13.02

Развитие понятия о повести

Изучить материал лекции, дать развёрнутые ответы на вопросы.





63

Тема одиночества человека в странном мире ночей.

15.02



Дать характеристику главным героям, ответить на вопросы





64

Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

17.02



Подобрать рабочий материал по теме сочинения





65

Р. Р. Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского

20.02



Дописать сочинение





66

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии.



22.02

особенности автобиографического произведения



Чтение ст. о Л.Толстом, с.3-10; инд. обзор содерж. трилогии

Составить вопросы для анализа главы. Прочитать главу «Я проваливаюсь». Подготовить пересказ.

Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010



67

«Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление.

24.02



Прочитать полный текст главы «Comme il faut». Составить вопросы для анализа главы.







68

Подлинные и мнимые ценности жизни.

27.02

приёмы психологического самоанализа

Прочитать рассказы А.П. Чехова «Тоска» «Счастье», «Человек в футляре»





69

А.П. Чехов. Художественное мастерство Чехова-рассказчика.

1.03

Рассказ как жанр литературы, подтекст

Подготовиться к контрольному тестированию по русской литературе 19 века.





70

Контрольный тест по русской литературе 19 века

3.03



Прочитать рассказ Бунина «Тёмные аллеи»

Презентация



71

Из русской литературы XX века

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений

6.03

Понятие импрессионизма в искусстве изобразительно-выразит. средства.

Худож.пересказ истории любви, с.55-59

Презентация



72

И. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

8.03



*Прочит. повесть «Собачье сердце»





73

Мастерство И.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.



10.03

определять нравственную проблематику произведения; владеть различными видами пересказа.

«Собачье сердце Примеры гротеска в повести.



Отметить сатирич. приемы в повести

Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010



74

М.Булгаков. Жизнь и судьба. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести.

13.03



Прочит. рассказ «Судьба человека» с.170-190





75

Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия.

15.03

композиция рассказа, его пафос, приемы и средства изображения характера героя

Выделить особенности языка Шолохова в рассказе

портреты писателей, репродукции картин с изображением военных событий, песни военных лет.



76

М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины

17.03

Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования.

Прочит. рассказ «Матренин двор», с.241-277





77

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.

20.03

Композиция рассказа

Отв. на вопросы презентация

Презентация



78

79

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

22.02









Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.

3.04

художественное своеобразие расска­за

Письм. ответ на вопрос: "О чем заставил меня задуматься рассказ А. И. Солженицына "Матренин двор"?

Подготовиться к контрольной работе





80

Контрольная работа по произведениям XX века.

5.04

Решение тестов

Выучить наизусть стихотворения;





81

«Серебряный век» русской поэзии.

7.04

основные черты искусства «серебряного века», новые направления в противовес реализму изобразительно-выразительные средства.

В чем уникальность «Серебряного века»?

С.61-72, выразительное чтение и анализ любимых стихотворений

Портреты поэтов «серебряного века».

Презентация

Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010



82

А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта

10.04

содержание теоретико-литера­турных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале

Выуч. наизусть стихотворение (на выбор, с.73-74)

Презентация



83

С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики поэта.

12.04

конспектирование

Своеобразие ритма, интонации.





Анализ стихотв. (на выбор, с.89-95)

Выуч. наиз. ст-е (на выбор, с.89-95); эссе

Презентация

Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010







84

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского

14.04

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Анализ стихтв., с. 107-109

Презентация



85

Маяковский о труде поэта

14.04



Выуч. наиз. ст-е (на выбор, с.107-109); эссе





86

М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики

19.04

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Выразительное чтение, с.124-128; публика-ция (буклет)

Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010





87

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.

21.04

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Выуч. наизусть (на выбор, с.124-128)





88

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики.

24.04

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Анализ стихотворений, с.161-165

Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010





89

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике

26.04

Основы стихосложения

Выраз. чтение, с.141-144; эссе

Презентация



90

Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики

28.04

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Выуч. наизусть (на выбор, с.141-144)





91

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви

2.05. ИНТ

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Выраз. чтение, с.201-206

Презентация



92

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта

3.05



Анализ стих-й, с.221-223

Презентация



93

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне

5.05



Выуч. наизусть (на выбор, с.221-226)





94

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX веков. Подготовка литературно-музыкальной композиции.

ИНТ

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Выразительное чтение, с.286-296

Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010



95

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX -XX веков.

8.05

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Подготовиться к зачетному занятию





96

Зачетное занятие по русской лирике XX века

10.05

Уметь анализировать произведения русской лирики ХХ века.

Решение тестовых заданий







97

Из зарубежной литературы

Античная лирика

Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Слово о поэте. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворца.

11.05. ИНТ

античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху.







С.303-314





Презентация



98

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер.

12.05

выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер.

С.315-325





99

У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Общечеловеческое значение героев Шекспира.

15.05

основные факты из жизни Шекспира

*Анализ эпизода

Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010



100

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

17.05



С.335-346





101

И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен). «Фауст» как философская трагедия.

18.05 ИНТ.

раскрывать

мотивы поступков героев

Сочинение-миниатюра

Презентация



102

Фауст как вечный образ мировой литературы. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра.

19.05

Теория литературы







103

Байрон «Шильонский узник».

22.05

Выполнение

тестов







104

Повторение изученного. Основные признаки направлений литературы.

24.05

Теория литературы







105

Итоги года и задание для летнего чтения.

25.05 ИНТ.











Критерии оценивания достижений обучающихся.

Оценка сочинений



В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».



Отметка "5" ставится за сочинение:

  • глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

  • стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один - два речевых недочёта.



Отметка "4" ставится за сочинение:

  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

  • логичное и последовательное изложение содержания;

  • написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.



Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

  • в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

  • обнаруживается владение основами письменной речи;

  • в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.



Отметка "2" ставится за сочинение, которое:

  • не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

  • характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

  • отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.





Оценка устных ответов



При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:



  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.



При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:



Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.



Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.



Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.



Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.



Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

  • «5» - 90 - 100 %;

  • «4» - 70 - 89 %;

  • «3» - 50 - 69 %;

  • «2»- менее 50 %.

Оценка творческих работ



Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.

С помощью творческой работы проверяется:

  • умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);

  • соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;

  • широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия тема;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются:

  • разнообразие словарного и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается

  • правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;

  • реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;

  • широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.



Отметка "5" ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.



Отметка "4" ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.



Отметка "3" ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.



Отметка "2" ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.



Критерии оценивания презентаций

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». - Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008.



оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн презентации

- общий дизайн - оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации;



- диаграмма и рисунки - изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;



- текст, цвет, фон - текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;



- списки и таблицы - списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;



- ссылки - все ссылки работают



Средняя оценка по дизайну



Содержание

- раскрыты все аспекты темы;



- материал изложен в доступной форме;



- систематизированный набор оригинальных рисунков;



- слайды расположены в логической последовательности;



- заключительный слайд с выводами;



- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.



Средняя оценка по содержанию



Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;



- ученик владеет материалом своей темы;



Средняя оценка по защите проекта





Итоговая оценка





Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.



Критерии оценивания публикации (буклет)

отлично

4 балла

хорошо

3 балла

требуется доработка

Содержание

Наличие фактической информации, идеи раскрыты, материал доступен и научен, литературный язык, цитаты.

Наличие дидактичес-кой информации, материал доступен, но идеи не совсем раскрыты.

Информация не достоверна, идеи раскрыты плохо.

Дизайн

Эффективно использовано пространство, ярко пред-ставлен иллюстративный материал, публикация легко читается.

Публикация легко чи-тается, но простран-ство использовано не совсем эффективно.

Неэффективно использо-вано пространство, бед-ный иллюстративный материал.

Максимальная оценка - 10 баллов



Критерии оценивания коллективной работы над проектом

«5» - работал активно, самостоятельно добывал информацию, умело доказывал своё мнение, приготовил материал для большого количества слайдов.

«4» - работал активно, материал добывал с чьей-то помощью.

«3» - работал без интереса, только тогда, когда просили товарищи, но кое-что сделал для проекта.

«2» - несерьезно отнесся к общему делу, не выполнил поручения.





Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общее продвижение класса в той или иной сфере литературного развития.



Литература

  1. Новые государственные стандарты школьного оразования. М., «Аст - Астрель», 2004

  2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. (Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся). - М., «Вербум - М», 2004.

  3. Пособие для учителя к учебнику и хрестоматии «Русская литература 19 века. 9 класс» под ред. Беленького. - М., «Мнемозимна», 2003.

  4. Литература. Русская классика. В 2-х частях.9 класс. Под ред. Г.И..Беленького - М., «Мнемозина, 2003.

  5. Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе. 19 век. 9 класс. - М., «ВАКО», 2003

  6. КИМ Литература. Аттестация по всем темам 9 класс, - М., «ВАКО». Составитель Е.С.Ершова, 2010.

Медиаресурсы - СД

  1. Уроки литературы 5-11 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», 2005

  2. Репетитор по литературе. ООО «Кирилл и Мефодий», 2005

  3. Библиотека электронных наглядных пособий по литературе для 8-11 классов. «Дрофа» - ЗАО « IC» - ЗАО «НКПЦ Формоза - Альтаир» РЦИ Пермского ГТУ, Москва, 2004



4



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал