7


Урок развития речи 5 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема урока: Рождение иконы

Цель урока: обогащение внутреннего духовного мира детей через соприкосновение со святынями Христианства, пополнение знаний о вере и иконах как неиссякаемых источниках душевных и физических сил человека.

Русская икона - явление совершенно уникальное в мировой культуре. Она не создаётся как картина для любования, украшения или наслаждения. Она создаётся для молитв, но вместе с тем не является кумиром, идолом. Икона есть окно в Горний мир, мир Божественного Бытия.

В связи с этими особенностями восприятия иконы важно показать обучающимся назначение иконы, её изобразительные особенности, которые образуют целую систему условностей русской церковной живописи.

Остановимся на истории возникновения икон, их рождении.

Иконы - это небольшие двери,

Они нас в жизнь иную приглашают…

А. Адриянов

I. Организационный момент. Повторение темы предыдущего урока.

- Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы с вами совершили экскурсию в Крестовоздвиженскую церковь и узнали, как появились первые иконы, что они обозначают, какие иконы называются чудотворными, как нужно молиться перед ними.

- Итак, что представляет собой икона?

- Иконы - это не картины, на них изображены жители Царства Божия.

- Расскажите, когда появились первые русские иконы?

- В 988 году Древняя Русь, став христианским государством, перенимает от Византии православные традиции, в том числе и в сфере церковного искусства.

- Правильно, усвоение этих традиций и их творческая переработка породили оригинальное и самобытное явление - русскую икону. Назовите имена известных русских иконописцев.

- История сохранила не так много имён древнерусских живописцев, но имена Феофана Грека, Андрея Рублёва знают многие.

- Известно ещё одно имя в истории русской иконописи, с которым связано её зарождение. Это инок Киево-Печерского монастыря Алимпий Печерский (умер в 1114 году). Сведений о других иконописцах этого или более раннего периода не сохранилось.

II. Объяснение нового материала. Чтение стихотворения А.Адриянова «Иконы - это небольшие двери…»:

Иконы - это небольшие двери,

Они нас в жизнь иную приглашают.

Войти сквозь них по нашей вере:

Одних впускают, а другим мешают.

Иконы - это светлые оконца,

И в каждой Боголепный мир сияет:

То строго поглядит, то улыбнётся,

То дивное смирение являет.

Пройти сквозь позолоту к ним бы.

Но так ничтожны силы человечьи.

И мы лишь издали глядим на нимбы,

Лампады зажигаем, ставим свечи.

Но чудо происходит и от взгляда

На эти духом дышащие лица.

И утешенье есть, и слов не надо.

И сердцу сладко, и легко молиться.

- О чём это стихотворение? На какие мысли оно вас наводит?

- Иконы имеют огромное значение для верующего человека. В них он находит утешение от невзгод и тревог, звучные краски и тончайшие контуры иконописи радуют душу, озаряют её какими-то своими празднично сияющими лучами.

Слово учителя: Древнерусская живопись чаще всего остаётся для многих тайной за семью печатями, а знакомство с иконописью - это первый шаг к её пониманию.

Часто люди не осознают, что такое икона. Они ищут в иконах то, что привыкли искать на живописных полотнах: правдоподобие, узнаваемую реальность, но ведь икона предназначена не для услаждения зрения, как светская живопись, а для духовного общения, для молитвы, и потому пропорции, цвет, композиция выполняют в ней совсем другие задачи, чем в живописи. Нельзя подходить к иконе с бытовыми мерками.

Непонимание идёт от незнания, безграмотности. Раскрыть особенности древнерусской иконы, познакомить вас с её условностями, манерой письма, помочь почувствовать гордость за созданные в глубокой древности удивительные живописные полотна, которыми восхищались в своё время Леонардо да Винчи, Гёте, Матисс - вот задачи, которые стоят перед нами на уроке.

Русский поэт и прозаик Владимир Солоухин (1924-1997) называл древнерусскую живопись жар-птицей. И не для красного словца. Она удивительно радостная, жизнеутверждающая, дарующая Надежду и Веру. «Композиция и колорит, тон и линия, плюс нечто большее, что должно быть растворено, что присутствует во всяком истинном произведении искусства, - вот что составляет истинную прелесть русской древней иконы, её обаяние, её чарующую красоту. И помимо всего, её роль непреходящего образца, некоего вечного эталона и красоты просто как красоты, и живописной техники, и мастерства в особенности, её непреходящего значения для живописи настоящего и будущего»,- пишет Солоухин в своих «Письмах из Русского музея». И мы с ним вправе согласиться, потому что это - непреложная истина.

Солоухин спрашивает и сам отвечает на свой вопрос: «Откуда же пришла красота в живопись? Да из души человека, откуда же ей ещё было прийти!»

- Иконотворчество на Руси было делом особо авторитетным и чрезвычайно ответственным, рассматривалось как подвиг, требующий от мастера соответствующей жизни: праведной, смиренной, монашеской, поэтому писали иконы иноки.

- Приступаем к рассмотрению техники иконописи. Нужно сказать, что она сложна и своеобразна; последовательность писания иконы выработана в древности, изменению не подлежит и по традиции передаётся из поколения в поколение. Поэтому начинающие иконописцы должны также строго и неуклонно её придерживаться. (Слайд презентации даёт для сравнения образы Иисуса Христа, выполненные в разное время. Их отделяют столетия, но они похожи, потому что иконописцы работали в каноне - строгом следовании выполнения всех правил и норм написания образа).

Нужно обязательно помнить, что каждая деталь в иконе имеет символику, на первый взгляд непонятную. Например, перстосложение (слайд) несёт в себе имя Христа, Ιс - Хс. Если возьмём крест, как символ христианства, то необходимо знать, что вертикальный луч каждого креста означает любовь и связь между Богом и человеком, горизонтальный - любовь и связь между людьми. Голубь символизирует Святого Духа, сошедшего на Христа во время его крещения, нимб - ореол святости, славы, якорь - знак надежды на спасение и символ самого спасения.

Как пишется икона? Иконопись - трудоёмкое и сложное искусство. Икона пишется на деревянной, чаще всего липовой доске, которую нужно сначала тщательно обработать и просушить. На лицевой её стороне вырезается небольшое углубление - ковчег, по краям оставляются довольно широкие, чуть выступающие поля. Затем на доску наклеивают полотно, которое называется паволока, чтобы, даже если доска потрескается, изображение не пропало, а на неё наносится специальный грунт - левкас, сделанный из мела и клея. (Слайд показывает залевкашенную доску). А потом на этот грунт наносится или процарапывается рисунок - графья. Мастера сквозь столетия учились друг у друга через прориси (кальки с контурами лика). Прорись - это рисунок линией, изображение которой признано церковью совершенным и является наследием старорусского иконописного стиля.

Далее идёт работа с красками. Для придания иконе цвета использовали натуральные краски (яшма, сажа, киноварь, глауконит, азурит, голубец и т.д.), растёртые на яичном желтке - темперу. (Слайд с перечислением и изображением природных красок.) Приготовленная краска наносится поверх прорисей в соответствии с техникой письма, которая включает в себя разнообразные приёмы (слайд). Сначала икону «раскрывают», то есть намечают основные цветовые пятна. Потом следуют опись и роспись - тоненькими кисточками обводятся все детали. Потом постепенно наносят друг на друга слои пятен всё более светлых оттенков там, где нужно передать объём. Желтковая темпера - краска, слои которой просвечивают один через другой. Желток содержит яичное масло, придающее слоям краски неповторимую эластичность и прозрачность. Поэтому при освещении иконы, особенно колеблющемся светом свечи, меняется не только яркость, но и цвет изображения, образ как бы движется, оживает.

Особенно сложным было написание ликов, то есть лиц на иконах. Их писали плавями, разводя краску очень жидко, чтобы один цвет почти незаметно перетекал в другой. Самыми последними наносились белые пробела или оживки, которые делали лица более выразительными и яркими. Почти всегда какие-то части иконы золотили, то есть покрывали тончайшим слоем настоящего золота. (Слайд, на котором икона Богоматери с младенцем на золотом фоне.)

- Давайте обобщим, о каких основных этапах работы над иконой вы узнали?

III. Икона написана. Что же она несёт в себе? Чтобы ответить на этот вопрос, я вам предлагаю вновь обратиться к Владимиру Солоухину (отрывок из «Писем из Русского музея» предлагается на следующем слайде.): «Чаще всего мне думается, что древние мастера писали просто молитву… Подходит верующий к иконе, чтобы помолиться, а его молитва, оказывается, уже выражена, изображена. То, что изображено на доске, вполне соответствует настроению, душевному состоянию молящегося. Именно своё состояние он и узнаёт в иконе. В этом-то и заключается вся сила воздействия древней живописи. В этом-то и состоит её загадочное, подчас неуловимое нечто, что пытаются разгадать искусствоведы всех стран и что ускользает всякий раз при анализе только красок, только линий, только сюжетов, только композиции».



В качестве проверки усвоенных знаний обучающимся предлагается тестирование:

1. Какой год считается годом крещения Руси?

а) 1; б) 988; в) 999; г) 1000

2.Когда появились первые христианские иконы?

а) в IV в до н.э.; б) во II в до н.э.; в) во II в н.э.; г) в IV в н.э.

3. Икона с греческого означает:

а) картина; б) образ;3) лицо; г) портрет

4. Какой красочный материал использовался для написания икон?

а) водяная краска; б) масляная краска; 3) краска, замешанная на яичном желтке; г) смальта

5. Чем покрывали икону, чтобы придать краскам особенную красоту и предохранять её от пыли 7

а) лаком; б) олифой; в) клеем; г) смазкой

6. Красный цвет одежд на иконе является символом:

а) праведности; б) власти; в) красоты; г) мученичества

7. Как называли в старину кисть?

а) вапа; б) перо; в) вапница; г) расписка

8. Кого из иконописцев считают первым на Руси?

а) Андрей Рублёв; б) Феофан Грек; в) Алимпий Печерский; г) Симон Ушаков.


IV. Домашнее задание содержит творческую работу: написать сочинение на тему «Красота древнерусской живописи»


V. Литература:

  • А.В.Бородина. Основы православной культуры. - М., 2002

  • Н.И.Платонова. Энциклопедия: «Искусство».- М: «Издательство «Россмен-Пресс», 2003

  • Л.Д.Любимов. Искусство Древней Руси. - М: Просвещение, 1996

  • В.А.Солоухин. Письма из Русского музея.

  • А.В.Павлова. Соборы Московского Кремля // Литература в школе.- 1996.-№ 6

  • Воспитание души в христианской традиции (Сотрудничество Кукнурской средней школы и Крестовоздвиженской церкви в духовно-нравственном воспитании) / Сост. Овечкина И.Д. - Йошкар-Ола: Педагогическая инициатива, 2005

  • Техника иконописи. Руководство к практическому изучению писания православных икон по приёмам первых иконописцев

http://svet-nesu.ru/index.

  • Иконопись - Википедия

  • 1 История иконописи 2 Техника иконописи 2.1 Символика процесса иконописи ...

http://sgpi.ru/wiki/index.php/Иконопись.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал