- Учителю
- Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. 'Помощник'
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. 'Помощник'
Для подготовки учащихся к ОГЭ
Данный материал можно использовать при аргументации своих рассуждений.
АНТОНИМЫ:
-
позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их,
-
помогают высказать мысль с большей точностью,
-
делают речь яркой и убедительной.
СИНОНИМЫ:
-
помогают избежать однообразия изложения,
-
разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,
-
позволяют всесторонне охарактеризовать образ,
-
помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание,
-
позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,
-
позволяют тонко и красочно описывать явления,
-
способствуют точности и ясности высказывания,
-
дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.
УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:
-
служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,
-
делают речь яркой и убедительной,
-
служат для передачи торжественности момента,
-
служат для воссоздания исторической обстановки,
-
служат средством речевой характеристики персонажа,
-
используются для создания комического эффекта, иронии;
-
помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,
-
подчёркивают достоверность сказанного,
-
служат названиями реалий прошлых лет.
ДИАЛЕКТИЗМЫ:
-
помогают передать местный колорит, особенности речи героев.
СЛОВА С ПРЯМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:
-
служат для обозначения предметов, признаков, действий.
СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:
-
выступают как одно из средств выразительности речи.
СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:
-
используется писателями как языковая основа произведения,
-
употребляется в любых условиях общения,
-
служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.
РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:
-
создаёт стилистическую окраску слова,
-
одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);
-
используется для словесной характеристики героя.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:
-
помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте,
-
служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,
-
служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,
-
служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.
КНИЖНЫЕ СЛОВА:
-
позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения,
-
помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему,
-
служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,
-
служат речевой характеристикой персонажей.
ЭПИТЕТЫ:
-
усиливают выразительность, образность языка произведения;
-
придают художественную, поэтическую яркость речи;
-
обогащают содержание высказывания;
-
выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
-
создают живое представление о предмете;
-
оценивают предмет или явление;
-
вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
-
помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:
-
придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,
-
характеризуют все стороны жизни человека.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:
-
помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,
-
средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,
-
средство передачи монотонности и однообразия действий,
-
повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования,
-
средство выражения многократности или длительности действия.
Данная статья адресована тем 9-классникам, которые из двух предложенных заданий остановили свой выбор на сочинении-рассуждении на лингвистическую тему.
Пост содержит теоретический материал, который поможет сориентироваться в подборе примеров из предложенного текста, иллюстрирующих лексические явления языка.
Напомню, что к лексическим явлениям относятся не только тропы, о которых пойдёт речь в этой статье, но и , а также .
ТРОПЫ - обобщённое название стилистических приёмов, состоящих в употреблении слова в переносном значении.
-
К основным тропам
-
метонимия
-
ирония
-
гипербола
А к их разновидностям:
-
олицетворение
-
синекдоха
-
литота
Значение тропов: с их помощью достигается особая изобразительность и образность.
МЕТАФОРА - вид иносказания, перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков, скрытое сравнение, в котором отсутствует сравнительный оборот. Например: Сыплет черёмуха снегом. (снег подобен цветущим кистям черёмухи). Колесом за сини горы солнце красное скатилось (солнце подобно колесу).
Значение: повышает точность поэтической речи и её эмоциональную выразительность.
МЕТОНИМИЯ - замена одного слова или понятия другим, имеющим с первым причинную или иную связь. Например: Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам. (метонимия "все флаги" заменяет многословное выражение "корабли всех стран под различными флагами")
Значение: приём краткой выразительной речи, экономия лексических средств.
ИРОНИЯ (притворство) - употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. Например: Ай, Моська, знать она сильна, Что лает на слона.
Значение: создание комического эффекта.
ГИПЕРБОЛА (преувеличение) - образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты и т.п. Например: ...дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни.
Значение: на гиперболах строится образность сатирических произведений. Гиперболизация является источником юмора, средством насмешки.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - разновидность метафоры, перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. Например: Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил.
Значение: повышает эмоциональную выразительность текста.
СИНЕКДОХА (обобщение) - частный случай метонимии, обозначение целого через его часть. Например: Швед, русский колет, рубит, режет.
Значение: придаёт речи краткость и выразительность, усиливает экспрессию речи и придаёт ей глубокий обобщающий смысл.
ЛИТОТА (простота) - образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета или явления. Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.
Значение: одновременное употребление литоты и гиперболы резко и сильно подчёркивает создаваемый образ. Стилистический приём двойного отрицания. Служит средством для создания сатирического и юмористического эффекта.
ЭПИТЕТ - образное определение предмета или действие. Например: На берегу пустынных волн Стоял он дум великих полн.
Значение: Создаёт зримый образ предмета, явления, формирует эмоциональное впечатление, передаёт психологическую атмосферу, настроение. Характеризует, поясняет какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления; воплощается мироощущение писателя. Эпитет в описании природы как средство выражения чувства, настроения. Выражение внутреннего состояния человека.
АНТОНОМАСИЯ (переименование) - троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного, вид метонимии. Например: в русском языке закрепилось использование в переносном значении слов Донкихот, донжуан, ловелас и др.
Значение: этот троп часто используется в публицистике. В его основе - переосмысление имён исторических деятелей, писателей, литературных героев. В художественной литературе используется как средство образной речи.
АЛЛЕГОРИЯ - иносказательное изображение предмета или явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты (в баснях, загадках). Выражение отвлечённого понятия или идеи в конкретном художественном образе. Например: в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе Осла, трусость - Зайца, хитрость - Лисы. Аллегорический смысл может получать иносказательное выражение: «пришла осень» может означать «наступила старость».
Значение: широко используется в эзоповом языке - манере, обнаруживающей изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок и прочих обманных средств. Используется для того, чтобы обойти цензуру. С помощью аллегории иносказательно выражаются идеи глубокого философского содержания.
ПЕРИФРАЗА или ПЕРИФРАЗ (описательное выражение) - стилистический приём, состоящий в замене обычного однословного названия какого-либо предмета или явления описательным выражением. Например: Лев - царь зверей. Унылая пора, очей очарованье (вместо «осень»).
Значение: подчёркиваются существенные стороны, характерные признаки предмета или явления.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СИМВОЛ - образные слова, которые замещают наименование жизненного явления, понятия предмета условным его обозначением, напоминающим это явление и придающим ему новый, глубинный смысл. Например: Дождь - символ печали и слёз. Кукушка - символ одинокой тоскующей женщины. Берёза - символ России.
Значение: придаёт слову новый, глубинный смысл.
Эта статья посвящена таким лексическим явлениям, как стилистические фигуры.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ построены на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного, "практического" употребления.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ усиливают выразительность и изобразительность текста.
СТИЛИСТИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ являются:
-
градация
-
антитеза
-
оксюморон
-
лексический повтор
-
анафора
-
эпифора
-
повтор-подхват, повтор-стык
ГРАДАЦИЯ - основа градации - синонимы. Это расположение ряда слов по степени нарастания или ослабления их смыслового или эмоционального значения. Например: Что-то неуловимо восточное было в его лице, на седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза.
Значение: предельно точно и выразительно передаётся мысль автора.
АНТИТЕЗА - основа антитезы - антонимы. эта стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний и т.п. Например: Смерть и бессмертное, Жизнь и погибель И деве и сердцу ничто. (Лермонтов)
Значение: выражают экспрессию, отражают философские вопросы жизни и смерти.
ОКСЮМОРОН - стилистическая фигура, в которой наблюдается необычное соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга. Контрастные эпитеты, образующие с определяемыми именами существительными сочетания противоположных по смыслу слов. Например: Живой труп. (Толстой) Ненавидящая любовь. (Шолохов) Мёртвые души. (Гоголь)
Значение: подчёркивают противоречивое психологическое состояние, выраженное в предельно лаконичной форме. Создаёт эмоциональное впечатление.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР - повтор одного и того же слова, словосочетания. Например: Она была прелестна в своём простом чёрном платье, прелестны были её полные руки с браслетами, прелестна твёрдая шея с ниткой жемчуга. (Толстой)
Значение: выделяет ключевое понятие.
Читаем отдельную статью:
АНАФОРА - стилистическая фигура, в которой повторение слова или группы слов происходит в начале смежных строк (единоначатие).
Например: Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза. (Есенин)
Значение: средство создания поэтического подтекста.
ЭПИФОРА - стилистическая фигура, в которой повторение слов или словосочетаний происходит в конце строки (единоокончание).
Например: Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня. (Блок)
Значение: эмоциональное воздействие на читателя, выделение ключевого понятия.
ПОВТОР-ПОДХВАТ, ПОВТОР-СТЫК - стилистическая фигура, при которой второе полустишие каждой нечётной строки повторяется как первое полустишие последующей чётной.
Например: Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасшего дня.
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня. (Бальмонт)
Значение: повторы несут иллюстративную функцию: создаётся впечатление тяжёлого переступания со ступеньки на ступеньку башенной лестницы. Тема движения, преодоления.
Роль грамматических явлений (подготовка к заданию С2.1)
Данный материал пригодится при написании той части сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание С2.1), где необходимо привести пример, иллюстрирующий грамматические явления.
1. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ
-
помогают перечислить действия героев;
-
позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета;
-
конкретизируют признак предмета.
2. ОБРАЩЕНИЕ
-
называет собеседника, того, к кому (звательная функция): Лена, дай мне одну краску.
-
выражает к нему определённое отношение говорящего, то есть выполняет оценочную функцию: Живёте на износ, бесценная наша, ...
-
раскрывает авторское представление о герое: Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.
-
в лирике выполняет изобразительно-выразительную роль, усиливая лирическое настроение текста: "Куда бежишь, тропинка милая, ...
3. ВВОДНЫЕ СЛОВА
-
выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др.
Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека. -
выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.): к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др. Но, к несчастью, в это время подвернулся губернатор.
-
указывают на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.
-
указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др. Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища.
-
указывают на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др. По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь.
-
указывают на источник сообщаемого: по словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др. По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути.
-
используются также для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др. Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти.
4. ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
-
помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета: Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими.
-
помогают автору полнее раскрыть отличительные свойства предмета;
-
помогают автору "сжать" информацию, позволяя в определении передать содержание, которое можно выразить и придаточной частью СПП: Выросшие за лето медвежата играли на камнях... (сравните: Медвежата, которые выросли за лето, играли на камнях...)
5. ОБОСОБЛЕННЫЕ НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
-
помогают автору ярко, многогранно представить предмет: Здесь уже начинался город, с высокими домами, с шумом трамваев.
-
помогают автору дополнить и усилить картину, установить причинно-следственные связи: Степан, в рваной телогрейке, пыльных сапогах, был похож на бродягу.
5. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
-
поясняют или уточняют нарицательное существительное;
-
помогают автору уточнить, кого он подразумевает, раскрывает содержание определяемого слова-местоимения: А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед.
6. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
-
выражают добавочное действие к основному;
-
помогают автору уточнить основное действие с помощью добавочного, выраженного деепричастным оборотом;
-
помогают автору выделить качество основного действия: Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы.
-
помогают автору обозначить цель основного действия: Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.
-
помогают автору конкретизировать причину основного действия: Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно.
-
помогают автору конкретизировать время основного действия: И лишь повзрослев, понял что это задание дала маме её совесть.
-
помогают автору обозначить условие, вопреки которому совершается основное действие: Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами.
-
помогают автору сказать об условии основного действия: Но, внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах - это олень Песчаных холмов.
-
помогают автору точнее сказать о том, как, каким образом совершается действие: Толик вглядывался в Тёмино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?
-
помогают автору сравнить одно с другим на основании общего для них признака: Он уже горел вовсю, словно факел.
7. ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ
-
несут значение исключения, то есть выполняют ограничительную функцию;
-
помогают автору внести в предложение значения включения или исключения: Он не видел ничего, кроме Таборки.
8. ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
-
помогают автору конкретизировать предшествующий член предложения: В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка...
9. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
-
помогают автору обозначить одно и то же понятие другими словами: Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства...
-
помогают автору внести дополнительные разъяснения или замечания: Рабочие лесопромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили.
10. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
-
ССП с противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО помогают автору показать, что одно событие противопоставлено другому: После пятого урока у меня был кружок, но я не остался.
-
ССП с соединительными союзами И, ДА (=И), НИ...НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, КАК...ТАК И, НЕ ТОЛЬКО...НО И помогают автору показать последовательно происходящие события: Город кончался, и вскоре показалось море.
-
ССП с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО позволяют автору указать на чередование событий: То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка...
11. СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
-
СПП с придаточным изъяснительным помогают автору раскрыть смысл глагола в главной части: Я должен немедленно доказать ей, что "предполагаемый диагноз" предположили напрасно, что всё будет хорошо.
-
СПП с придаточным определительным помогают автору раскрыть признак существительного из главной части: Она не могла пройти мимо человека, который недомогал.
-
СПП с придаточным времени помогают автору указать на время протекания действия в главной части: Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет.
-
СПП с придаточным цели помогают автору указать на цель, с которой выполняется действие в главной части: Она ела для того, чтобы не умереть.
-
СПП с придаточным причины помогают автору указать на причину, по которой происходят действия в главной части: Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос...
-
СПП с придаточным условия помогают автору указать на условие, при котором действие в главной части станет возможным: Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили.
12. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
-
помогают автору показать одновременно происходящие события: Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо по крыше.
-
помогают автору пояснить смысл сказуемого из первой части: Наконец мы дождались: позвонил папа.
-
помогают автору указать на причину того, о чём говорится в первой части: Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
-
помогают автору дополнить то, о чём говорится в первой части: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
-
помогают автору противопоставить два события: Лето припасает - зима поедает.
-
помогают автору уточнить, в какое время (когда) происходит событие, о котором говорится во второй части: Кончил дело - гуляй смело.
-
помогают автору указать на условие, при котором совершается действие во второй части: Посеешь ветер - пожнёшь бурю.
-
помогают автору сделать вывод из того, о чём говорится в первой части: Дети стали большими - им надо серьёзно учиться.
-
помогают автору передать быструю смену событий: Раздался выстрел - зверь упал.
-
помогают автору сравнить события: Скажет слово - соловей поёт.