7


  • Учителю
  • Обличение социальных пороков в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина 'Дикий помещик'

Обличение социальных пороков в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина 'Дикий помещик'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Цель урока по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» - развивать творческие способности школьников, приобщать их к многообразной творческой деятельности Большое внимание на уроке уделено развитию самостоятельности суждений детей, в чем помогает принцип
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа № 6 г. Орёл

Обличение социальных пороков в сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина «Дикий помещик»

(урок - экскурсия, литература, 10 класс).

Извекова И. Н.,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория



Тема: «Обличение социальных пороков в сказке Салтыкова - Щедрина «Дикий помещик».

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока.

Образовательные:

  • определить роль сказок в творчестве М. Е. Салтыкова - Щедрина;

  • дать обзор сказок писателя;

  • раскрыть художественное своеобразие сказки «Дикий помещик».

Развивающие:

  • развивать творческое воображение учащихся, логическое мышление;

  • развивать языковую интуицию учащихся;

  • совершенствовать навыки анализа прозаического произведения;

  • развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание любви и интереса к историческому прошлому России, к классической литературе;

  • воспитание нравственных ценностей учащихся.

Методы: беседа, сообщения, исследования учащихся, анализ текста, самостоятельная работа учащихся.

Оборудование: портрет писателя, Эзопа, иллюстрации разных художников к сказке «Дикий помещик», раздаточный материал для самостоятельных работ.

Ход урока.

  1. Организация класса на работу.

  2. Сообщение цели урока - дать обзор сказок, раскрыть художественное своеобразие сказки «Дикий помещик». Урок сегодня необычный. Это урок - экскурсия, экскурсия заочная, воображаемая, во времени и пространстве. Я осмелюсь взять на себя функции экскурсовода, буду присутствовать с вами на протяжении урока, у меня будут помощники - юные экскурсоводы, чьи сообщения помогут расширить, углубить имеющиеся знания. Перенесемся в XIX век.

  3. Проверка домашнего задания. Беседа по биографии писателя.

- Назовите годы жизни Салтыкова - Щедрина (1826- 1889).

- В каком « литературно - знаменитом» учебном заведении учился Салтыков? (с 1838 - 1844 в Царскосельском лицее), (с 1844 - Александровском).

На каждом курсе лицея по традиции объявлялся очередной продолжатель Пушкина.

В своём классе им стал Салтыков.

- Почему писатель не любил вспоминать своё детство?

«Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем, - вспоминал писатель. - Детство и молодые годы мои были свидетелями самого разгара крепостного права».

1844г. - служба в канцелярии военного министерства.

- Как Салтыков стал Н. Щедриным?

Находясь на государственной службе, Михаил Евграфович пишет две повести «Противоречия» (1847г.) и «Запутанное дело» (1848г.), вышедшая под псевдонимом Н. Щедрин. В них он резко критикует общественный строй, основанный на угнетении. Ему намекнули на то, что неудобно подписывать труды своей фамилией. В дневнике чиновника для особых поручений при военном министерстве и одновременно писателя Н. Кукольникова читаем: «Неприятная история. Приказано арестовать чиновника за какое-то сочинение, напечатанное без ведома начальства». Этим чиновником и был М. Е. Салтыков, который по высочайшему повелению был сослан на Вятку.

- Как складывается судьба писателя?

В 1855 году, после смерти Николая I, возвращается в Петербург с огромным «запасом» фактов и впечатлений из жизни простых людей и господствующих классов.

- В каких журналах работает?

В 1858 году Салтыков - Щедрин назначен на должность вице - губернатора в Рязани.

- Как проявил себя Салтыков на посту вице - губернатора в Рязани?

Вся энергия его была обращена на искоренение взяточничества, дошедшим до того, что оно считалось как бы делом нормальным, законным, и на преследование злоупотреблением помещичьей властью. По делам о помещиках открывались вопиющие деяния. Имения у них отбирались в опеку, сами они изгонялись или предавались суду.

- Можно ли считать деятельность Щедрина образцом подражания для чиновников любой эпохи?

Да, такие люди нужны во все времена. Ведь за короткое время Рязанская губерния стала иной, не похожей на себя.

1864-1866г.г. - председатель Пензенской казённой палаты.

1866-1867г.г.- управляющий Тульской казённой палатой.

Не успеет где-нибудь прижиться, как опять поссорится с губернатором.

Октябрь 1867г. - управляющий Рязанской казённой палатой. Так и переезжал с места на место до полной отставки.

В 1868г. ушёл в отставку, т.к. Салтыков «всегда держал себя в оппозиции к представителям власти в губернии, даже противодействуя их мероприятиям». Но если бы он не прошёл всех стадий службы, он не знал бы так Руси…

- Назовите произведения Салтыкова - Щедрина. (Очерк «Помпадур и помпадурши», «Господа Головлёвы», «История одного города», «Благонамеренные речи», «Мелочи жизни», «Современная идиллия», «Пошехонская старина»).

- В каких жанрах работал писатель?

(романы, драмы, очерки, рассказы, статьи, рецензии, сказки).

-Какие еще писатели использовали жанр сказки?

Пушкин «Сказки», Лермонтов «Сказка для детей», Жуковский «Тюльпанное дерево», «Спящая царевна», 80-ые г.г. XIX века появятся сказки Л. Толстого, сказка Гаршина («Лягушка - путешественница».

- Вспомним определение слова сказка!

Древний жанр УНТ, произведение эпическое, волшебного или бытового характера. Корень -сказ-, т.е. сказка - то, что рассказывают, сказывают.

- Что всегда присутствует в сказках?

Вымысел, комическое, фантастика, поучение. Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Объяснение нового материала.

Учитель. Вот к этому древнейшему жанру народного творчества обратился Салтыков - Щедрин. Но его сказки особенные, они в большой степени сатиры, в которых форма сказки используется для сатирического иносказания. Открыто писатель не мог говорить, это было опасно, поэтому он пользуется своеобразной манерой повествования.

Эксперт - литературовед. Эту манеру именуют эзоповской, по имени древнегреческого баснописца Эзопа, жившего в VI веке до н.э. (Слайд 1). Состоит эта манера в изобретении оговорок, недомолвок, иносказаний и прочих обманных средств. Эзоповская речь - это рабья манера писать, имеется в виду её вынужденный, связанный с цензурными давлениями характер.

Чего только ни делали с произведениями Салтыкова: «и вырезывали и урезывали, и перетолковывали, и целиком запрещали». Но писатель не сдаётся, и из-под его пера появляются сказки. В сказках сатирик берёт наиболее яркие черты действительности, сгущает их, показывает как бы под увеличительным стеклом. Современные литературоведы называют сказки «малой энциклопедией его сатиры». Темы, герои, художественные приёмы, которые накапливал автор 40 лет, сконцентрировались на 3 - 5 страничных сказках. Они в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества сатирика. Если бы, кроме «Сказок», Щедрин ничего не написал, то и они дали бы ему право на бессмертие. Из 32-х 29 написаны в последнее десятилетие, и лишь 3 сказки созданы в 1869г. («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть»).

Многозначителен подзаголовок «Сказки для детей изрядного возраста» и 2 - ой вариант «Для детей от 7 до 70 лет» (Слайд 2), т.е. для взрослого читателя, но по уму находящегося в состоянии ребёнка, которому нужно открыть глаза на жизнь. Цель сказок - пробудить народ, чтобы эти дети возмужали и перестали быть детьми. Щедрин хотел издать сказки в виде сборников - брошюр ценой по 3 копейки, чтобы любой их мог купить. Цензура запретила это издание, но всё же сказки дошли до читателя. (Показ иллюстрации нелегального издания). Писатель выступает как защитник народных интересов. Девиз Салтыкова - Щедрина: «Я не дам в обиду мужика».


Основные темы сказок (Слайд 3):

  1. Народ и самодержавие («Медведь на воеводстве», «Орёл - меценат»).

  2. Народ и господствующие классы («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

  3. Народ и буржуазная интеллигенция («Либерал», «Премудрый пискарь», «Карась - идеалист»).

  4. Идеал жизни по правде - стремление к справедливому устройству общества («Христова ночь», «Дурак», «Рождественская сказка»).


Обобщение:

- Почему Салтыков обратился к жанру сказки?

Обойти цензуру, понятна простому народу!)

Учитель. Итак, сегодня объектом нашего внимания станет одна из первых сказок, написанная в 1869 г., «Дикий помещик», отражающая сложные пореформенные процессы.

- Вспомним, что произошло в нашей стране в это время.

Экскурсовод - историк. 1861г. - отмена крепостного права.

В пореформенной России помещичьи привилегии, бережно охраняемые царизмом, приносили колоссальный ущерб экономике. В сущности, после 1861г. сохранялась «старая крепостная система хозяйства». Политический строй России за это время был насквозь пропитан крепостничеством. Крестьяне голодали, вымирали, разорялись, как никогда прежде, и бежали в города, забрасывая землю. В пореформенное время возникло немало адвокатских контор, рассматривавших претензии помещиков к крестьянам. Конторы предлагали свои услуги и через газеты, советуя штрафовать за порубки, за выпасы на тех землях, которые прежде принадлежали крестьянской общине, а после реформы помещики присоединили эти земли к своим. Неграмотные в большинстве своём крестьяне не понимали новых хитрых порядков и нередко попадали даже под суд. Подобная ситуация и описана Салтыковым в сказке «Дикий помещик».

Беседа:

- Напомните сюжет сказки. О чём она? (краткий пересказ)

Анализ сказки:

- Как проявляется фольклорная традиция в сказке?

Зачин («В некотором царстве»); присказки («сказано - сделано», «по щучьему велению», «много ли, мало ли времени прошло»); лексика (глядючи (диал.), молвит, кишмя - кишит); эпитеты (туча чёрная, тело белое, нежное рассыпчатое).

Троекратное повторение однородных действий:

«Третий человек его дураком чествует… посмотрит - посмотрит на него, плюнет и отойдёт.»

Сказочный персонаж- медведь Михайло Иванович разговаривающий, мышка.

- Назовите теперь «приметы» реального исторического времени (помещик, газета «Весть (консервативная газета, призывающая помещиков не делать уступок крестьянам, стараться и в пореформенное время сохранить свои привилегии), актёр малого театра Садовский, генералы, капитан - исправник, временнообязанные мужики, Сенька).

- Как зовут помещика? Случайно ли дано такое имя?

Князь Урус - Кучум - Кильдибаев (гордится тем, что он потомственный русский дворянин с нерусским именем, оплот государства).

Экскурсовод - языковед.

В своём творчестве Салтыков - Щедрин продолжал и развивал традиции русских сатириков Фонвизина и Гоголя. Вслед за ними он использует «говорящие» имена. О чём нам говорит имя Урус - Кучум - Кильдибаев? Прежде всего, о том, что носитель этой фамилии не может быть русским, тем более потомственным. Русские фамилия, имя, отчество никогда не писались через дефис, за исключением тех случаев, когда рядом идут две фамилии. Казалось бы, в первой части этого имени есть - рус -, но перед ним стоит словообразовательная приставка у-. Большинство приставок произошло из предлогов, если предположить, что у- образовалась от предлога у, (у дома, у русских, со значением «рядом», «около»), то можно сделать вывод, что Урус - переводиться, как «что - то, нечто стоящее рядом с русским, имеющее отношение к русскому. Известно, что УРУС - поселение в Хакасии.

Вторая часть Кучум имеет корень -куч- (возникает ассоциация со словом куча) и корень -ум-. Дословно, можно перевести это слово, как «куча ума» - в переносном смысле.

Кильдибаев - 3-я часть - напоминает фамилию тюркских народов, к которым принадлежат прежде всего татары, узбеки, казахи, киргизы и др. (Слайд 4)

Анализ текста.

- Какой используется приём автором? (иносказание).

Эта фамилия напоминает татаро-монгольское иго. Потомок татарских ханов, он выступает как враг русского народа, чужеземный захватчик, который ненавидит и презирает порабощенный народ.

- С каким игом сравнивается татаро-монгольское иго?

С крепостным игом: только врагу может прийти мысль «сократить» и истребить население, уничтожить крестьянина - кормильца.

- Каково материальное положение помещика?

(Жил и радовался; всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов).

- Как описывает автор внешность помещика?

(Тело нежное, белое, рассыпчатое - легко рассыпающееся, крошащееся).

- Какой приём?

(Контекстные синонимы).

- Почему и в какой момент автор меняет эпитет «нежное» на «рыхлое»?

(После исчезновения крестьян. Рыхлое, т.е. тучное, дряблое тело, начинается физическое «дряхление», дичание помещика, хотя он ещё не осознаёт это).

- Каким вы себе представляете помещика до того, как он одичал? (словесное рисование).

(Невысокий, плотный, важный, с медленной походкой, надменный, высокомерный, пренебрежительное выражение лица, нежное тело).

-Каков смысл его существования?

(нежить тело)

-Какую характеристику помещику даёт сам Салтыков - Щедрин? Назовите черты характера помещика.

(Глупый, жадный (боится потерять состояние, мужик «добро приест», самоуверенный (сразу обращается к богу с просьбой), упрямый (пытается отстоять свою «твёрдость души»), высокомерный (существуя за счёт крестьянства, пренебрежительно к ним относится ), не выносит холопьего духа. Деспотичен по отношению к крестьянам (крестьянскую курицу - в суп, дрова, отобранные у крестьян, - на господский двор, с порубщика - штраф (это приметы реального пореформенного времени).

- Как складывается жизнь «освобожденных» крестьян в это время?

(Куда ни глянут - всё нельзя, да не позволено, да не ваше… Лучины не стало, прута не стало).

- Помещик и крестьяне недовольны друг другом, поочерёдно обращаются к Богу с просьбой.

-Почему сразу именно к Богу? В чём разница в обращении?

(Помещик уверен, что Бог должен потакать именно его прихотям, чтоб не мешали нежиться, для крестьян же - Бог - последняя надежда, спаситель от господского гнёта).

- Случайно это?

(Нет, человек создан по образу и подобию Божию, для него все равны, независимо от положения, рассчитывают на Божий суд (справедливый)).

-Чью же просьбу выполнил Бог? Почему?

(Бог внял «молитве сиротской» мужика, и мужик исчез).

С этого момента мы становимся свидетелями сказочного, фантастического эксперимента: («куда же девался мужик - никто того не заметил…»).

-Какие «благоприятные» для помещика изменения произошли?

(Воздух стал чистый - пречистый, т.к. нет крестьян), помещик на полном самообеспечении, живёт в своё удовольствие, думает, как душу утешить, приглашает актёров, генералов).

- Почему гости долго не задерживались и при этом называли его глупым?

(Ставить театр и занавес поднимать некому, умываться никто не подаёт, печка не топлена, еда не готовится, генералы голодны).

- Каково состояние помещика в этот момент?

«Сколько дней немытый хожу», «сырьём кой-каким питаюсь» (теряет круг общения, продолжается не только физическое «дичание», но и душевное), т.е. деградация происходит как внешняя, так и внутренняя). Его дважды назвали глупым, пора призадуматься над правильностью своего поведения.

- Почему не меняет своё поведение?

(Пытается оправдать свою линию поведения, должен проявить «твёрдость души», не меняет прежнего решения жить без крестьян).

- С какой целью автор показывает мечты, сны помещика? О чём они?

(Снится, что губернатор доволен его твёрдостью, его сделали за это министром; райское житьё с Евой на берегах великих рек; он добивается процветания хозяйства: сады, ягоды растут, английские машины заменяют крестьян.

Он силён лишь во снах и мечтах, в реальной жизни, где нет привычного Сеньки, он не может сделать ничего, он бесполезен).

- К каким серьёзным последствиям в масштабах губернии привело это поведение?

Драматизация.

- Сценка - разговор с капитаном исправником.

-В каком значении употреблено слово пахнет?

(В переносном: пахнет водворением, т.е. ссылкой).

- Итак, ссылка за что?

(Прекратились поступления налогов, податей; государственная казна пуста; вино по кабакам пить некому; продукты исчезли, грозит голод; распространились грабежи, разбой, убийства.)

- Оправдано поведение помещика с политической, экономической точки зрения?

Нет. «Нежелание поступиться принципами во вред себе, государству определяется писателем как дикость «политическая, гражданская, интеллектуальная» т.е. показано не только 1) физическое, но 2) нравственное, 3) политическое дичание помещика. Более того, он из «оплота государства» превращается в дикаря, а позже попадает в категорию врагов государства.

  • Страшно самодовольное ничтожество, которое ни о чём не хочет слышать, ничего не хочет знать, кроме самого себя. Иногда это ничтожество взбирается на высоту… Тогда действительно становится страшно за все живущее и мыслящее. (Слайд 5) Салтыков - Щедрин М.Е.

Он дичает окончательно, его не боится даже мышь, медведь на него смотрит и облизывается. «И вот одичал… оброс волосами, ногти сделались железные, ходит на четвереньках , рявкает, ест животных даже со шкурой; сделался силён ужасно, что вошёл даже в дружеские отношения с тем самым медведем…» Т.е. он стал неуправляемым, опасным.

Здесь уже было, о чём призадуматься властям, которые «покровительствовали помещикам» (на днях исправника чуть «не задрал» медведь не медведь, человек не человек…). Иными словами, помещик становится опасен , неблагонадёжен для властей.

- Что волнует представителей власти: причина, по которой исчезли мужики, или следствие - плохие показатели?

(Пустая казна, возможный голод, повышенный уровень грабежей, убийств.)

- Кто же в этом виновен, по мнению властей? (народ).

- Какое решение приняли обеспокоенные начальники? В чём абсурд?

(«Мужика изловить и водворить», хотя он ни в чём не виноват, а помещику, несмотря на то, что он всей смуте зачинщик, «наиделикатнейше внушить», власть у него не отобрали, он по-прежнему владеет мужиками).

- Как заканчивается этот сказочный эксперимент? («Летел рой…»)

- Почему мужики летели роем, не стаей?

(Сравнивается с трудолюбивыми пчёлами).

- Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд.

- Почему автор называет мужиков благодатью?

(Изобилие земных благ, благодатное место).

-Почему использует неопределенно-личные предложения?

(Неизвестная сила поймала мужиков, а они и не сопротивлялись).

- Что же произошло после водворения крестьян?

( Всё стало по - прежнему: запахло мякиной … Податей поступило… (безличные предложения).

- Почему используют безличные, неопределённо-личные предложения?

Мужик обезличен, представлен как безликая масса, живущая стадной жизнью.

- Как относится писатель к народу?

(С одной стороны, восхищается его сноровкой, трудолюбием, работоспособностью, пишет с любовью («запахло овчинами», с другой стороны, осуждает его за покорность рабскую, долготерпение, безропотность).

Подведение итогов

- Какова роль народа в жизни общества?

Народ - создатель и материальных, и духовных ценностей, он поилец и кормилец. Без него не только мясо исчезает, но наступает упадок культуры, «дичание». Иными словами, Щедрин, изображая образ народа и помещика, как представителя господствующего класса, сознаёт широчайшие художественные обобщения.

Так литературный критик Покусаев Е. И. писал:

«Гротескный намёк был очевиден: мужиком живёт Россия, его трудом и заботами, подневольный мужичий труд дебелость помещичью сохраняет.» (Слайд 6) Покусаев Е.И.


- Как вы понимаете значение слова дебелость?

Работа со словарями Ожегова, Даля, этимологическим.

  • Словарь Даля (Слайд 7):

  • Дебéлый - матёрый, толстый, плотный, здоровый, гладкóй, тучный.

  • Дебéлый скотъ. Дебелая стена, арх. капитальная, бревенчатая внутри дома, не перегородка.

  • Дебелость , качество это, толстота, плотность, тучность.

  • Дебелеть, плотнеть, тучнеть, толстеть.

  • Этимологический словарь:

  • Дебелый. Искон. Суф. Производное от той же основы, что и доба «пора, время», добрый, удобный. Исконно добелый > дебелый в результате межслоговой ассимиляции о-е в е-е, ср. ребенок < робенок. Дебелый буквально - «находящийся в поре, большой».

Дебелость - дородность, основательность, стабильность.

- Какие пороки обличает сатирик?

(Глупость, жадность, дебелость, паразитизм господствующего класса, насилие в адрес народа).

-Чем отличается образ мужика в сказке Щедрина от образа мужика в русских народных сказках?

( В УНТ мужик счастлив, ловок, находчив, с помощью этих качеств побеждает глупого барина, а щедринский мужик, обладая теми же качествами, остаётся в дураках. Он мученик, не сопротивляется властям).

Щедрин, как и Некрасов, задаёт вопрос: «Ты ль проснёшься исполненный сил?»

- Почему сатирик иначе изображает отношения между барином и мужиком?

(Он вскрывает коренное противоречие современной ему России: между безграничными возможностями трудолюбивого народа и его рабской покорностью).

- Какой нравственный урок можно извлечь из этой сказки?

(«Научись мужика уважать», возлюби ближнего, как самого себя, ведь все мы - дети Божии).

-Мог ли открыто Щедрин высказать свои мысли?

(Нет, именно поэтому и обратился к жанру сказки, используя большой арсенал художественных приёмов. Вынужденный прибегать к всевозможным ухищрениям, чтобы выразить свою крамольную мысль, Салтыков сетовал, что не знает, в «какие чернила обмакнуть перо, в какие ризы её одеть, чтоб она не вышла уж чересчур доступною для цензурного ока», и кутает - кутает, обматывает всевозможными околичностями и аллегориями).


Работа по теории литературы

Заполнение кроссворда. Начертить кроссворд. (Слайды 8-9)

Гипербола - ( греч. преувеличение) - художественный приём, основанный на чрезмерном преувеличении свойств изображаемого предмета или явления.

Абсурд-нелепость, бессмыслица.

Ирония-употребление слова или выражения в смысле, обратном действительному, с осознанной целью открытой насмешки.

Эпитет - (греч. приложение) - образное определение какого - либо предмета, явления или лица, выраженное обычно метафорическим прилагательным, иногда и наречием, существительным, числительным, глаголом.

Аллегория - (греч. иносказание) - литературный приём, основой которого является иносказание: изображение отвлечённого понятия, суждения при помощи конкретного образа, наделённого жизненными реалиями.

Фантастика - (греч. искусство воображать) - одна из разновидностей художественной литературы, в которой идеи и образы строятся на вымышленном автором мире, на изображении странного и неправдоподобного.

Разговорная лексика - слова, употребляющиеся в повседневной, обиходной речи, имеют характер непринужденности.

По вертикали получилось слово гротеск, определение которого вы дадите сами.

Гротеск - (франц. grotesque. итал. grottesco - причудливый от grotta - грот) - предельное преувеличение основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

Самостоятельная работа учащихся по заполнению таблицы.

Работа с иллюстрациями. Эксперт - искусствовед. (Слайд 10)

Сообщение учащегося о работах Кукрыниксов, Н. Муратова, Е. Рачева к «Дикому помещику». (Слайды 11-13)

- Какие из эпизодов сказки изображены художниками?

- Какой из рисунков кажется наиболее выразительным?

- Что общего в иллюстрациях? В чём разница?

- Почему он не одет?

- Есть ли сейчас люди подобные дикому помещику?

- Во что может быть одет современный представитель господствующего класса?

Дом. задание.

Написать сочинение-рассуждение (не более 150 слов) на тему: «Справился ли Щедрин с общественной ролью писателя-сатирика?» (аргументируйте ответ)



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал