- Учителю
- Урок литературы в 7 классе 'Средства создания образа в реалистическом произведении' (по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк») .
Урок литературы в 7 классе 'Средства создания образа в реалистическом произведении' (по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк») .
Урок литературы в 7 классе
Средства создания образа в реалистическом произведении
( по рассказу И.С. Тургенева « Бирюк »).
Дети заранее распределяются на группы, им даются вопросы, над которыми они размышляют дома, т.е. дома должна быть проведена большая самостоятельная работа.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний. Вид урока: урок-поиск (урок-практикум).Форма урока : групповая, фронтальная.
Методические приемы: повторение изученного; объяснение учителя; беседа; выразительное чтение; комментированное чтение; элементы анализа художественного текста: работа со средствами выразительности языка, стилистический анализ текста; «собирание» «рассредоточенного» пейзажа, интерьера, портрета (выборочное чтение); сравнение; монологическое высказывание; словарная работа.
Цели урока :
- развитие у учащихся знаний о месте и роли внесюжетных элементов: пейзажа,
интерьера, портрета как средств создания образа в реалистическом произведении,
- развитие умения анализа данного внесюжетного элемента как одного из путей
постижения идейно-тематического своеобразия художественного произведения;
- совершенствование умений анализа литературного произведения в его историко-
литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний
- совершенствование навыков характеристики героя;
- развитие умений создания собственного высказывания в жанре характеристики героя;
- совершенствования навыков выразительного чтения;
Оборудование: портрет И.С. Тургенева, рассказ писателя « Бирюк », картина И.И. Шишкова «Перед грозой», теневой рисунок «Улита» Е.М. Бем, портрет И.Н. Крамского «Полесовщик», иллюстрация к рассказу « Бирюк » К.Лебедева
Эпиграф: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Враг этот был - крепостное право». (И. С. Тургенев).
Ход урока:
Ключевые слова: пейзаж, портрет-впечатление, интерьер, внутренний конфликт, идея произведения
I. Вступительное слово учителя
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством И.С. Тургенева
- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. В чём необычность этого высказывания? Известно, что в решении царя Александра II освободить крестьян, "Записки охотника" сыграли большую роль. Сам И.С. Тургенев желал, чтобы после смерти на его памятнике были написаны слова о том, что его книга ("Записки охотника") послужила делу освобождения крестьян. Рассказ не содержит прямого протеста против крепостного права, однако он интересен тем, что писатель сумел разглядеть и показать нам духовную силу русского мужика. Недаром известный критик В.Г. Белинский сказал, познакомившись с "Записками охотника", что И.С. Тургенев "зашел к русскому мужику с такой стороны, с какой еще никто не заходил".
-Вспомните, что вы знаете об этом писателе? (сообщение учащегося)
Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в 1818 году. Детство и все лучшие годы жизни будущий писатель провел в селе Спасском. Еще мальчиком он подружился с дворовым человеком Пуниным, первым своим учителем. Под влиянием Пунина, который прекрасно знал русскую литературу, любил и умел читать стихи, в мальчике проснулся поэт.
Время учения Тургенева сначала в пансионе, затем в Московском и Петербургском университетах было временем романтических привязанностей, увлечений, большого интереса к наукам и искусствам: молодежь зачитывалась Шиллером, вела постоянно споры о добре, красоте, истине. Уже в студенческие годы появились его первые переводы, небольшие поэмы, стихотворения, а в 1847 году и первые рассказы из будущих «Записок охотника», принесших ему славу.
-Какова основная тема «Записок охотника»? Какие рассказы вам известны из этого сборника? (сообщение учащегося)
Основной темой «Записок охотника» были взаимоотношения помещиков и крестьян, поруганное человеческое достоинство русского мужика. Писатель выступил как непревзойденный мастер русского пейзажа, который соотносится с душевным состоянием автора и его героев.
Очерки Тургенева были восторженно встречены демократической критикой, общественностью, Белинским и Герценом, Некрасовым и Гончаровым. Но в правительственных кругах они вызвали осуждение. Было проведено специальное расследование по поводу того, как цензура могла пропустить такое издание. Сам писатель был арестован и отправлен в ссылку в свое родовое имение, село Спасское - Лутовиново, где провел около двух лет. Поводом к этому послужил некролог, написанный писателем в связи со смертью Гоголя, но всем было ясно, что главная причина ареста и ссылки - «Записки охотника».
Долгие годы живет впоследствии писатель вдали от России, но его мысли и сердце всегда с ней. Тургенев глубоко любил свою родину, свой народ, его культуру, его язык. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких иностранных языков, он на всю свою долгую жизнь не написал ни одного произведения на каком - либо другом языке, кроме своего родного.
- В чем новизна сборника «Записки охотника»? 1. Крестьяне внушают не только жалость, но и уважение. 2. Тяжелая и простая жизнь крестьян дается на фоне поэтичных и волнующих картин русской природы. Пейзаж живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей. 3. Рядом с крестьянами особенно мелкими и ничтожными выглядят их господа.
Тема нашего урока : Средства создания образа в реалистическом произведении ( по рассказу И.С. Тургенева « Бирюк »).
- Вспомните, какие средства создания образа вам известны? (запись в тетрадь)
Интерьер, портрет, пейзаж, авторская характеристика, поступки, характеристика, данная другими персонажами, антитеза, речь, художественная деталь.
При анализе рассказа « Бирюк » мы остановимся на тех, которые выделим как основные средства создания образа, которые играют важную роль: помогают составить целостное представление об образе литературного героя, понять главную идею произведения.
- Как вы считаете, какие из перечисленных средств являются основными в данном рассказе ?
-Предлагаю поработать в группах: I. Пейзаж. II. Интерьер. III. Портрет. Способы выражения авторской позиции показаны через пейзаж, интерьер, портрет. Все остальные средства создания образа будут тоже так или иначе названы.
Основные образы в «Записках охотника» - это образы русских крестьян. Попробуем вместе с вами увидеть и понять душу русского человека.
-
Работа в группах
Первая группа. Роль пейзажа в рассказе Тургенева.
- С чего начинается рассказ? ( охотника в лесу застала гроза).
А теперь прочитаем строки первой пейзажной зарисовки «Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели…»[Слайд №7. И.И.Шишкин. Перед грозой.1884г.] Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями».
В момент перед грозой природа выглядит относительно спокойно, ярче, все краски яркие.
Краски цвета исчезли, главное место занимают глаголы, передающие движение, динамичность этого явления. Гроза изображена страшной и величественной: автор несколько раз повторяет слово «внезапно», подчеркивая, что это стихия, неподвластная и непонятная человеку.
- Есть ли ещё в рассказе пейзажные зарисовки?
(«Дождик перестал. В отдалении ещё толпились тяжёлые громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии; но над нашими головами уже виднелось кое-где тёмно-синее небо, звёздочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных дождём и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака). Обращаем внимание на олицетворения, эпитеты, выразительные возможности морфологии (причастные обороты).
- Какую из пейзажных зарисовок можно считать ключевой для понимания образа главного героя?
- Понаблюдайте, как ведёт себя рассказчик-охотник, убегающий от грозы?
Вот и автор видит огромную лиловую тучу, длинные серые облака, густые тени на земле, слышит шелест и лепетание ракит, а затем всё это исчезает за мутной пеленой дождя.
Рассказчик во время грозы чувствует себя неуютно: «не видел ни зги», «кое-как приютился к высокому кусту», «сгорбившись…ожидал терпеливо конца ненастья».
- Какую роль играет образ-символ грозы?
Во-первых, «гроза» произойдет в доме лесника. Во-вторых, Бирюк - гроза леса. В-третьих, он сам похож на грозовую тучу. Если рассказчик чувствует себя неуютно, то главный герой, наоборот, чувствует себя в своей стихии: «словно привидение», при вспышке молнии появляется высокая грозовая фигура лесника, его фигура, «словно выросла из земли», из тьмы. Несмотря на усиление грозы («белая молния осветила его с головы до ног», «дождик хлынул с удвоенною силою»), он спокоен. Он так силен, что без труда «сдернул с места» испуганную лошадь, которая потом в отличие от этого могучего человека «шлепала по грязи, скользила, спотыкалась», а он даже в конце этого сложного пути по грозовому лесу сохраняет спокойствие. Видимо, гроза для героя не страшна, он сам ей подобен.
-Здесь используется особый тургеневский приём: человек у него приближен к природе, он как бы является её составляющей.
Вспомните другие рассказы из «Записок охотника»: Хорь живёт далеко от помещика, в лесу на болоте («Хорь и Калиныч»), детей из рассказа «Бежин луг» видим на фоне природы, в рассказе «Свидание» из голубых теней в берёзовой роще возникает трогательный образ крестьянской девушки Акулины.
-Вывод. Какую роль играет пейзаж в рассказе ? (запись в тетрадь)
Мы еще раз убедились в том, что Тургенев мастер-пейзажист. Природа выступает в рассказе средством изображения главного героя. Тургенев мастерски умел «вписывать» в пейзажи человеческие фигуры, органически связывая их с природой. Это мы увидели и в рассказе « Бирюк »: главный герой слит с природой, он её часть.
Вторая группа. Какую роль играет описание интерьера.
Через некоторое время вместе с автором войдём в избу лесника. Что же предстанет нашему взору?
Перескажем близко к тексту описание избы Бирюка .
- Какие слова в описании являются опорными, ключевыми? (Комната закоптелая, низкая и пустая, отсутствие полатей и перегородок, изорванный тулуп, груда тряпок, большие горшки, крошечная скамейка, люлька и двое детей). Изба лесника производит тягостное впечатление: присутствующие скудные эпитеты подчеркивают бедность и неуют [Cлайд № 8.Теневой рисунок «Улита» Е.М.Бем]
-Обратите внимание на одну художественную деталь, подчёркивающую убогость жилища. Найдите её.
Это лучина. «Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая». (Исследователи отмечают любовь Тургенева к прилагательным и наречиям). От лучины исходит скудный свет.
- Интерьер в рассказе подан «объективно» или «субъективно»? С каким чувством описывает рассказчик мужицкую избу? Обоснуйте свое мнение.
«Субъективно»: рассказчик передает свои впечатления, делится своими чувствами от увиденной картины. Он не остался равнодушен к увиденному: «Я посмотрел кругом - сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу». В этих словах звучит горечь, душевная боль за подневольного, нищего мужика.
Узнав чуть больше о жизни лесника (кроме хлеба, в доме ничего нет, чаю нет, ушла жена, бросив двоих детей), изба показалась писателю «ещё печальнее прежнего». «Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание».
- Вывод. Какую роль играет интерьер в рассказе ? (запись в тетрадь).
Вся обстановка говорит о том, что трудно, безрадостно живётся обитателям этого жилища. Бедность, нищета, неустроенность выглядывает из всех углов. Интерьер и предметно-бытовые детали выступают средством раскрытия образа. Интерьер помогает представить бедную, убогую жизнь Бирюка и вызывает чувство сострадания к его судьбе.
Третья группа. Портрет.
И среди этой убогости контрастно смотрится сам лесник Фома Кузьмич. На вопрос об имени лесник не только называет себя, но и добавляет своё прозвище - Бирюк .
- Как в действительности звали героя? (Фомой называет себя сам герой, "Фома Кузьмич"- так обращался к леснику мужик, пойманный ночью в лесу, Бирюком прозвали героя крестьяне, И.С.Тургенев делает примечание о том, что в Орловской губернии бирюком называют одинокого, угрюмого человека.)
- Как Фома стал Бирюком? Почему он суровый и нелюдимый? (Фома отлично "справляет свою должность", "мастер своего дела", "силен и ловок, как бес", в любую пору не даст утащить и "вязанки хворосту", неподкупен и никому не дает спуску. Окрестные мужики боятся его, как огня. Сам Фома говорит: "Даром господский хлеб есть не приходится". Герой живет в лесу с двумя малыми детьми, его жена с "прохожим мещанином сбежала".)
- Чьими глазами мы видим Бирюка ? В чём особенность портрета лесника?
Глазами охотника-рассказчика мы видим человека. («Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза»).
[Слайд № 9. Портрет И.Н. Крамского. Полесовщик.1874]
Запись в тетрадь словесный портрет героя, отношение автора к герою. Учащиеся выписывают ключевые слова, а затем дают словесный портрет.("Молодец", "плечист и сложен на славу", "могучие мышцы", "суровое и мужественное лицо", глаза "смело глядели" - вcё убеждает нас в том, что и рассказчик, и автор уважительно, с симпатией относятся к герою.)
Обращаем внимание на стилистически окрашенные слова, эпитеты, выразительные возможности синтаксиса (инверсия).
- Какой вид портрета перед нами в рассказе ?
Словесный. «Портрет-впечатление». Рассказчик описывает человека, встреченного впервые, описание передаёт его впечатление от случайного знакомого. Портрет вызывает симпатию. Лесник поразил рассказчика своим сказочным, каким-то богатырским видом, Бирюк представляется человеком сильным, смелым, мужественным, суровым, уверенным в себе. Охотник много наслышан о леснике, поэтому смотрит на него с «удвоенным любопытством» и «выискивает» в его портрете то, что подчёркивало бы в герое «редкого молодца».
На портрет героя наложили отпечаток относительно свободная, по сравнению с крепостными мужиками, жизнь и служба лесника, в портрете отразился внутренний мир героя произведения.
Перед нами не только словесный вид портрета, но и «рассредоточенный» портрет.
- Как характеризуют Бирюка окрестные мужики? За что они его ненавидят?
«…окрестные мужики боялись как огня». «Вязанки хвороста не даст утащить», «Ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет». В вину ставится его честность.
Пойманный на воровстве мужик леса мужик называет его «душегубцем окаянным», «зверем», грозит местью. Несмотря на то, что по их же словам, «не бывало на свете такого мастера своего дела», но и мастерство ставится ему в вину. Парадокс.
Темная грозовая ночь подарила автору возможность увидеть лесника в деле. Слышит ли охотник какие-нибудь звуки, в отличие от Бирюка ? Бирюк же обладает тонким слухом и безошибочно находит дорогу в ночном лесу. Скоро будет пойман и жалкий порубщик
- Прочитайте описание внешности порубщика. Какое чувство он вызывает у вас?
Особенно ярко видно, как красив и могуч Фома, когда сопоставляем его портрет с портретом крестьянина-порубщика. «Я увидел мужика мокрого, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой…»; «дрянная лошаденка»; «Мужик глянул на меня исподлобья… При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены…».
- Сравните с портретом Бирюка . Как автор относится к порубщику? ( здесь нет любования этим героем, только жалость).
- Что меняется внезапно в поведении крестьянина, после того, как лесник отвергает его просьбы? Отчего это происходит?
- И все-таки Бирюк отпускает мужика. Почему? Как объяснить психологически поступок Бирюка , чем он должен быть мотивирован?
Испугался угроз? Конечно, нет. Немало он их слышал. Наверное, тем, что хотя и нелюдим Фома Кузьмич и зовут его Бирюком , но знает же он людской мир, знает, что в этом мире не всех останавливает страх греха, воруют же. Воруют старосты, бурмистры, исправники, чиновники. И что по сравнению с этим воровством мужицкое «баловство» от нужды. Подспудно чувствует лесник, что есть и у нищего мужика, замученного барщиной и «голодухой» мужика, своя правда.
-Вывод. Какую роль играет портрет в данном произведении? (запись в тетрадь)
Тургенев - замечательный мастер портретных зарисовок. Портрет, изображенный в рассказе , помог увидеть нам сильного, мужественного человека, сурового, добросовестного, честного, гостеприимного, спокойного, неозлобившегося, не лишенного чувства собственного достоинства. Бирюк отличается от других, прежде всего, нравственными качествами. Откуда это? Вспомните тургеневский прием, о котором мы говорили в начале урока . Бирюк связан с природой множеством нитей, он человек леса, а поэтому нравственно здоровее. Общение с миром природы дает человеку больше, чем сообщество людей с уродливыми отношениями. В портрете, созданном писателем, четко выражена авторская оценка. Бирюк вызвал восхищение, симпатию не только у охотника, но и у нас, читателей.
III. Беседа со всем классом.
-Итак, назовите центральный (кульминационный) эпизод рассказа . Столкновение между мужиком и Бирюком (внешний конфликт)
Рассказчик дает себе слово «во что бы то ни стало освободить бедняка».
- На чьей же стороне автор-рассказчик? Почему же Тургенев в конфликте между Бирюком и крестьянином, все-таки на стороне крестьянина, хотя восхищается Бирюком ?
Здесь особое внимание нужно обратить на внутренний конфликт, который переживает Бирюк .
-За что клянут Бирюка , угрожают? За то, что сам не украдёт и другим не дает, за то, что живет по библейской заповеди «не укради».
- Может, не стоило Бирюку враждовать с местными крестьянами, стоило быть более снисходительным? Но на мольбу порубщика Бирюк отвечает: «Говорят, нельзя. Я тоже человек подневольный: с меня взыщут». В том-то и дело, что взыщут. В комментарии к одному из изданий «Записок охотника» было написано: «Лесник, не поймавший вора, предавался суду и либо возмещал полную стоимость порубленных деревьев, либо подвергался другим формам наказания вплоть до ссылки в Сибирь».
- Как и любой крестьянин, Бирюк как лесник стоит перед выбором?
Во-первых, воровать - грех, к тому воровство-преступление, лес-то барский. А если не воровать, то семье грозит нищета, погибель.
Потакать крестьянам - взыщут по всей строгости. Не давать «баловать» в лесу мужику - «добрые люди» сживут со свету.
- Находит ли внутренний конфликт разрешение?
Нет…Утихла гроза в избе лесника, но за окном все льет дождь, долго еще быть ненастью. Ненастье долго будет сопровождать жизнь крестьянина. Освобождение крестьянина пока что оставалось мечтой. Какой же выход из этой ситуации?
IV. Подведение итогов урока-поиска .
- Какова идея произведения?
Во-первых, одна из важнейших идей цикла «Записки охотника» - красота души русских крестьян. Рассказ « Бирюк » не является исключением. Что помогло это увидеть?
Все рассмотренные средства помогли создать образ крестьянина Бирюка , главного героя рассказа И.С. Тургенева, мастера-пейзажиста, мастера-портретиста.
Сравним свои выводы с выводами литературоведов и писателей. В «Записках охотника» впервые в русской прозе звучит тема самоценности, нравственной значительности людей из народа.
М.Е.Салтыков-Щедрин утверждал, что «Записки охотника» положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды…»[6]
Жорж Санд писала: «Какая мастерская кисть! Их будто действительно видишь, слышишь, знаешь - всех этих крестьян…У вас жалость и глубокое уважение к любому человеческому существу, в каких бы лохмотьях оно ни ходило…На то вы и реалист, чтобы все замечать, поэт, чтобы все облагородить, и человек большого сердца, чтобы все понять и всем сочувствовать» [1]
«Мужик должен быть освобожден от крепостного права» - таков лейтмотив рассказа . Уничтожение крепостного права, по мнению И.С.Тургенева, приведет и к духовному, и к экономическому оздоровлению общества. Крепостное право виновно в том, человек, одаренный от природы недюжинными способностями, не может реализовать их на благо себе и своим собратьям-крестьянам, потому что его лучшие качества, как физические, так и моральные - сила, мужество, мастерство, трудолюбие, честность, - становится инструментом угнетения ему подобных, обращаются во зло им, а самого человека делают одиноким и несчастным - бирюком .
V. Домашнее задание на выбор:
1. Выучить наизусть отрывок из рассказа «Бирюк» со слов «Гроза надвигалась 2. «Записки охотника» - обвинительный акт крепостному праву. Предположите, как зазвучало бы обвинение Тургенева, если бы он выразил его не в художественных образах, а в публицистическом высказывании.
8