- Учителю
- Внеклассная работа по предмету. Литература. Фольклор
Внеклассная работа по предмету. Литература. Фольклор
ВОЗРОЖДАЕМ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ
Рождественские святки - это дни с 6 по 18 января, когда люди поздравляют друг друга с рождением Бога Младенца: «Христос родился - славьте!» Раньше эти рождественские праздники торжественно освящались благочестивыми делами. Государи освобождали народ от разных недоимок, уменьшали подати, щедро раздавали царскую милость в виде денег и угощений, выпускали преступников из темниц.
Отцы церкви наставляли святить праздники Господни богоугодными приношениями. Накануне праздника Рождества Христова, 6 января в Сочельник, детям поручали набрать и принести в хату самого чистого и душистого сена. Это душистое сено дети укладывали "на покути" - под образами (иконами) в "красный угол" хаты. Это место должно было напоминать собою ясли, в которых родился Христос-младенец. Название почитаемого многими вечер накануне Рождества (Сочельник) произошло от слова «сочиво» - традиционная каша с ягодами, орехами и медом, которую подавали на стол накануне рождественской трапезы. В святочные дни полагалось нечетное число блюд, среди которых обязательно была кутья (сочиво), а также готовили сбитень, ореховое печенье, маковник, блины и т.п.
В Святой вечер после богослужения дети несли ужин своим крестным родителям или дедушке и бабушке, а также другим родственникам, после чего начинались колядования. Колядование - песнопение, славление Рождества Христова. Это древний обычай хождения по домам с поздравительными песнями. Песни, которые исполнялись, назывались колядками и смысл их сводился к пожеланиям здоровья, обильного урожая, благополучия. Колядка всегда заключалась просьбой о подаянии. Молодежь и дети ходят по дворам или квартирам, исполняя колядки на рождество и церковные песнопения, посвященные Рождеству Христову. Их положено встречать с миром и давать щедрое угощение, дабы не было в доме грусти и нужды, а только лишь благополучие и взаимопонимание. Считалось, что посещая дома родственников, песенники приносят в дом удачу, а значит - будет добрый урожай и достаток. Выгнать колядующих было позорным и даже опасным. Не открыть дверь на Рождество считается плохой приметой. Духи (вера в которых так и осталась в представлениях народа) могли отомстить за «своих представителей». Их нужно было обязательно усадить за праздничный стол, накормить, да еще и подарками полные руки наполнить.
До нас дошла традиция благодарить колядующих за их песни и стихи. Колядовщикам давали разные гостинцы и праздничные пироги.
Ой, колядка-коляда,
Хозяюшка молода
И хозяин строгий,
Встречайте на пороге
Ряженых искусников,
Угостите вкусненьким.
Сыпьте деньги, сласти,
Не спугните счастье.
Пусть у вас все спорится
И воздастся сторицей!
Слово "колядки" имеет своим корнем латинское слово "календа", то есть "первый в месяце" или "первый в году", откуда в европейских языках и появилось слово «календарь». Пелись колядки под Рождество, под Старый Новый год, в прошлом приуроченный к зимнему солнцестоянию.
Мы пришли колядовать,
С Рождеством вас поздравлять!
У приветливых хозяев
Год пусть будет урожайным.
Дайте ряженым конфет,
Счастье вам пришлет привет.
Дайте рубликов, монет,
Жить вы будете сто лет.
Сыпьте все в мешок до кучи.
На дворе мороз трескучий,
Мы замерзли, но теплом
Отогрел ваш добрый дом!
Эти дни, которые прослыли Святками, или Святыми, народ обратил в свои забавы. Зимние колядки с давних пор прочно укоренились в нашей жизни. Обычай этот берет свое начало от древнего славянского праздника Коляда (Солнцеворот), отмечавшийся в день зимнего солнцестояния. В давние времена катание с горы на санках имело даже магическое значение. Считалось, что у того, кто дальше всех спустится с горы, в новом году будут длинные стебли злаковых культур и урожай будет хорошим.
В народе были популярны святочные игры, во время которых звучали шуточные поцелуйные песни и проходили представления ряженых. А вот с приходом Христианства важнейшим праздником этого периода стало уже Рождество Христово. Теперь песни-колядки на Рождество Христово прославляют Христа. Но память предков сильна, поэтому все восточные славяне сохранили святочные обряды, и новые колядки на Рождество слышны повсюду. Еще с первого тысячелетия нашей эры люди колядовали, наряжаясь в необычные одежды. Обычно колядующие наряжаются в потусторонних сущностей. Встретить в Рождественскую ночь черта или ведьму в деревне было обычным делом. Можно колядовать просто в масках. Маска медведя обозначала богатство, козы - плодородие, коровы - долгую жизнь, волка - злость и тупость, лисы - хитрость, старика и старухи - опыт и связь. Иногда люди путают Рождественские колядки с карнавалом. Это не совсем верно. Далеко не все персонажи по смыслу подходят к этому ритуалу. Колядуют души умерших рода, по традиции. Готовить костюм нужно, учитывая это. Традиционно славянские духи воплощались в русалок или домовых, леших или болотных. Среди них можно найти лесовиков или иных невидимых жителей природных просторов. Пираты, вампиры или скелеты - это совсем не тема для Рождества.
Вот и учащиеся 6 класса школы п. Цемзавод, вместе с классным руководителем и родителями, второй год ходят по улицам посёлка, разгоняя злые силы и славя рождение Спасителя. Тексты колядок разучиваются заранее, например:
Вот идём мы, пастухи,
Прощены нам все грехи!
К дому путь свой правим,
Христа, Бога славим!
Жители посёлка нам были очень рады, многие позже обижались, спрашивали, а почему к ним не заглянули. Не успели…Надеемся, что традиция приживётся, и на следующий год постараемся никого не обидеть. Дети выучили и текст молитвы, Тропарь праздника, глас 4:
«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся. Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе». Но этим текстом славили Господа уже утром 7 января. А 9 января мы приняли приглашение и стали участниками XI Межрегионального Рождественского фестиваля «Возродим Русь Святую!» в с. Арское Ульяновской области. Школа получила 6 Дипломов, 27 Грамот за участие в осенних Арских чтениях. В ноябре учащиеся 1-7 классов (38 человек) стали участниками Общероссийской олимпиады по Основам православной культуры и получили Дипломы 1-3 степени (12 человек), остальным были вручены Сертификаты участников. А в декабре начальные классы участвовали во Всероссийской интеллектуальной олимпиаде «Наше наследие», все тоже получили Сертификаты.
И ещё одно событие стало для нас радостным и знаковым: в конце уходящего года вышел сборник «Вести добра», выпущенный областным духовно-патриотическим центром «Арское» и Министерством образования и науки Ульяновской области, куда вошли святочные сказки и стихи наших учеников (Падерова Димы, Белоусова Егора, Рахимовой Азизы, Лыдиной Юлии) и наших преподавателей - супругов Марениных. География сборника: все города и районы Ульяновской области, а также Краснодарский край, Ивановская, Ростовская области, Чувашия, Тольятти, Самара, Сызрань, Саратов, Волгоград, Чапаевск, Жигулёвск, Карачаево-Черкесская республика и др.
Зимние святки всегда были и остаются очень интересными, увлекательными и весёлыми праздниками, где участвует огромное количество участников и зрителей различного возраста. Праздник заканчивался игрищами. Обязательно нужно было вкатить горящее колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись».
Заканчивались Святки 18 января, накануне Крещения Господня. Крещением завершается двенадцатидневный рождественский цикл, иначе Святки. Так же, как и в древние времена, в сегодняшние дни на праздник Богоявления и Крещения существует традиция купания в водоемах. Особенно рекомендуется это делать тем, кто ходил ряжеными, в масках нечистой силы, или грешил гаданием в предыдущие дни.
Для этого на реках или озерах делают особую прорубь в виде Креста - Иордань, в которую верующие окунаются три раза - во имя Отца, Сына и Святого Духа.
Желаем всем душевной чистоты, веры, благополучия! С нами Бог!
Маренина С.Н., преподаватель школы п. Цемзавод