7


  • Учителю
  • Урок-исследование по литературе на тему Война и мир

Урок-исследование по литературе на тему Война и мир

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Идеалы прекрасного в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Урок-исследование в 10-м классе





Цель урока: развитие исследовательского и ассоциативного мышления учащихся.

Аспекты цели:

  • Обучающий: последовательное исследование позиции Л.Н.Толстого об идеале прекрасного в романе.

  • Развивающий: нравственное и эмоциональное развитие учащихся, развитие умения аргументировать и отстаивать своё мнение.

  • Воспитывающий: воспитание чувства прекрасного на примере героев Л.Н. Толстого.

Оборудование:

Эпиграф: "Самое прекрасное - то, чего не увидишь глазами" ("Маленький принц" Антуан де Сент-Экзюпери)

Оформление доски.

На левой стороне: (из толкового словаря С.И.Ожегова)

красивый -

  1. приятный внешним видом,

  2. высоконравственный,

  3. эффектный, но бессодержательный.

</ прекрасный -

  1. очень красивый,

  2. очень хороший,

  3. то, что воплощает красоту, соответствует идеалу.

идеал - совершенное воплощение прекрасного.

На правой стороне: (из толкового словаря С.И.Ожегова)

эмансипация - освобождение от зависимости (женских обязанностей в семье); шестидесятники - общественно-политические деятели в России 60-х годов XIX века.

В центре доски: кроссворд.

Тексты с эпилогом романа (том 4, эпилог, часть первая, глава X).

На столе учителя:

  • невзрачное комнатное растение с распустившимся прекрасным цветком,

  • засохшая веточка,

  • хрустальная ваза,

  • незажжённая свеча.

Ход урока

1. Музыкальная заставка.

Звучит старинный вальс. Через несколько секунд в класс входят и кружатся в танце две пары в костюмах, встают перед классом у доски и приветствуют присутствующих (девушки - реверансом, юноши - наклоном головы).

2. Бал литературных героев.

(Примечание: Элен и Наташа в причёсках с локонами, одетые в пышные длинные платья, Пьер в классическом костюме, белой рубашке с "бабочкой", Андрей может быть в военной одежде, с эполетами.)

Учитель: Ребята, вы, конечно, узнали героев романа Льва Николаевича Толстого "Войн и мир" - Пьера и Элен, Наташу Ростову и Андрея Болконского. А теперь вы должны вспомнить эпизоды, в которых они сказали эти фразы. Кому и когда?

Андрей Болконский: "Весь мир для меня разделён на две половины. Одна - она, и там всё счастье, надежда, свет; другая половина - всё, где её нет, там всё уныние и пустота".

Наташа Ростова: "Вы все меня ненавидите, презираете!"

Пьер: "Теперь всё кончено, да и я люблю её. Ge vois aime".

Элен: "Что вы доказали этой дуэлью? То, что вы дурак, так это все знали! Ежели бы вы были умнее, то я бы предпочитала ваше общество!"

Ответы учащихся.

Учитель. Итак, сейчас вы аплодисментами должны показать, какая пара лучше представила своих героев. Андрей и Наташа! Пьер и Элен!

(Аплодисменты. Выбор.)

Спасибо, вас прошу садиться (Юноша провожает свою даму на место, соблюдая правила этикета). А вас (паре, получившей больше аплодисментов) я попрошу остаться и продолжить урок.

3. Устный опрос.

Устный опрос мы проведём, отгадывая этот кроссворд. (Юноша читает вопросы, девушка заполняет клеточки кроссворда на доске, учащиеся отвечают).

Урок-исследование по литературе на тему Война и мир

  1. Состояние Пьера в то время, когда он увидел, что Андрей Болконский и Наташа Ростова полюбили друг друга? (Ипохондрия)

  2. Кто хотел убить Наполеона? (Пьер)

  3. Что для Андрея стало символом жизни под Аустерлицем? (Небо)

  4. Андрей сказал Пьеру: "Не женись, мой друг, ….!" (Никогда)

  5. Что выбрал Андрей Болконский во сне? (Смерть)

  6. Черта характера Берга? (Меркантильность)

  7. Кто сказал: "Яйца курицу учат"? (Ростов)

  8. Ошибка Наташи. (Анатоль)

  9. Кто считал, что всё вокруг происходит по его воле? (Наполеон)

  10. Предмет борьбы в доме умирающего графа Безухова. (Портфель)

4. Объявление темы и цели урока.

Учитель. Спасибо, прошу садиться. Ребята, посмотрите, какое слово мы видим в кроссворде по вертикали? (Прекрасное) Тема нашего урока: "Идеал прекрасного в понимании Л.Н.Толстого". Цель нашего урока:исследовать позицию автора романа "Война и мир", попытаться найти идеал прекрасного с точки зрения Толстого.

5. Работа с эпиграфом. Вопросы для обсуждения:

- Согласны ли вы с точкой зрения Маленького Принца?

- Что можно не увидеть глазами?

- Что для вас является прекрасным?

- Подходит ли эпиграф для нашей темы?

6. Словарная работа (красивое, прекрасное, идеал). Актуализация знаний учащихся. Вывод учащихся: идеал для человека - высшее воплощение прекрасного.

7. Самостоятельная работа.

Учитель. Основной литературоведческий композиционный приём, которым пользуется Толстой в романе - антитеза. К противопоставлению писатель обращается, чтобы подчеркнуть положительные и отрицательные явления, образы. Кто противопоставлен военным трутням в романе? Простые солдаты, скромный капитан Тушин, которыми руководят не эгоистические, а народные, освободительные мотивы. Иными словами, прекрасное противопоставлено безобразному. Учитывая данную точку зрения, составьте таблицу.

Самостоятельное составление сравнительной таблицы "Прекрасное и безобразное в понимании Л.Н.Толстого".

8. Аналитическая беседа по результатам самостоятельной работы.

- Назовите образы, противопоставленные любимым героям Толстого.

- Почему блистающие внешней красотой герои тем не менее для Толстого безобразны?

- С чьей точкой зрения Толстой спорит в романе?

- Что объединяет представителей светского общества?

- Как Толстой понимает "безобразное"?

- Почему эти герои прекрасны? Что их объединяет?

- Как Толстой понимает "прекрасное"?

Из ответов учащихся.

- Внешняя красота таких персонажей, как Элен, Анатоль, Вера, Берг прикрывает пустое и холодное сердце, меркантильные интересы, голый расчёт.

- Лев Николаевич Толстой спорит в романе с позицией светского общества, имеющего ложное представление о красоте, о прекрасном.

- Представителей светского общества объединяет то, что в людях они видят прежде всего содержимое кошелька, возможность протекции. Их объединяет ложь, фальшь, бездуховность, пошлость и безнравственность.

- Писатель видел прекрасное и в человеческих взаимоотношениях, в поведении, мыслях и чувствах человека, и в природе, и в искусстве.

- "Прекрасные" образы объединяет нравственная чистота, естественность, бескорыстие, любовь, великодушие, вера.

Учитель. Обобщим всё сказанное (учащиеся пишут вывод по результатам самостоятельной работы). Мы отметили основные безобразные и прекрасные, в понимании Толстого, образы. Кто же стал идеалом прекрасного для русского писателя? Вы, наверное, догадались, что это женский образ. А какой именно - предлагаю вам ответить на этот вопрос, используя ассоциативное мышление. Для размышления мы используем эти предметы: цветок, ваза, веточка, свеча.

9. Дискуссия.

Учитель. Ребята, вы должны дать свой ответ, представив свои аргументы из текста, показать позицию Толстого и сделать вывод по своему ответу. Итак, с каким образом у вас ассоциируется это невзрачное комнатное растение с распустившимся прекрасным цветком? Вы можете сделать символический рисунок в тетради и соотнести с героиней романа. Минута на размышление.

Ученик (выходит к доске и берёт горшочек с цветком). Это неприметное растение с красивым цветком ассоциируется у меня с образом княжны Марьи. У неё некрасивое, болезненное тело, тяжёлые шаги, некрасивое лицо. Но у Марьи Болконской большие, лучистые, прекрасные глаза - зеркало души. Она считала, что слишком некрасива, чтобы мечтать о счастье. Толстой писал, что лицо её преображалось, когда она думала о других или плакала. А после встречи с Николаем Ростовым княжна Марья стала совсем другой. У неё появились грудной голос, грация и женственность. Всё это, по-моему, стало притягательным для Ростова, и он полюбил её. Для Толстого она прекрасна, т.к. у неё прекрасная душа.

Ученик (берёт хрустальную вазу). Эта ваза напоминает мне образ Элен. Ваза очень красивая, но холодная, пустая. И Элен Курагина блистает в обществе внешней красотой, но внутренне она совершенно пуста. Толстой подчёркивает её красивые плечи, руки, грудь, но на ней как будто лак от всех взглядов. Элен женила на себе Пьера, а потом ещё выбирала себе мужей. У неё красивая улыбка, но она всё время "дежурит" на её лице, она скрывает безнравственность и пошлость, корыстолюбие и эгоизм - главные признаки представителей светского общества. Я согласна с позицией Толстого. Это отвратительный образ.

Ученица (берёт засохшую веточку). Я думаю, эта веточка похожа на образ Бурьен. Она мечтала о богатом принце, и готова выйти за любого: хоть за Анатоля, хоть за старика Болконского. Она застыла в развитии, как эта веточка, хотя внешне была симпатичной.

Ученица (берёт засохшую веточку). А я считаю, что эта нераспустившаяся веточка напоминает образ Сони. Она притворяется благородной, даже письмо Николаю Ростову написала в надежде, что он оценит её жертву. А когда Наташа отдавала подводы раненым, она старалась захватить побольше для себя. Толстой назвал Соню "пустоцветом". По мнению Толстого, у неё бесполезное существование. Поэтому Соня и напоминает сухую веточку.

Учитель (зажигает свечу). С каким образом у вас ассоциируется зажжённая свеча?

Ученик. Мне эта свеча напоминает Наташу Ростову. Она так же, как свеча, отдаёт себя людям без остатка. Наташа не может жить без любви. "Сущность её жизни - любовь" - сказал Толстой. Любовь к близким, любимому, родине… Она любит танцевать, она в восторге от красоты ночи в Отрадном, но в то же время она делает ошибки и страдает из-за них. А в целом это изменяющийся к лучшему образ. Она умеет делать добро, она чистая, живая, искренняя, и её нельзя не любить. Окружающим от неё светло, как от зажжённой свечи.

10. Аналитическая беседа (по образу Наташи).

Учитель. Вспомните, в какие моменты Толстой описывает её некрасивой, даже дурной внешне?

Ответы учащихся.

- На именинах: "некрасивая, но живая девочка".

- "Распустив свой большой рот … заревела" из сострадания к Соне.

- Во время эвакуации из Москвы, когда вбежала к родителям, узнав, что они не хотят отдавать подводы раненым, лицо её было безобразным.

- У постели раненого князя Андрея лицо Наташи "было страшно".

Учитель. В какие моменты она прекрасна, все любуются ею?

Ответы учащихся.

- На своём первом балу она сияла от счастья.

- Рядом с князем Андреем (до их помолвки).

- На спектакле, где её заметили все, в том числе и Анатоль.

Учитель. Итак, мы с вами исследовали позицию автора романа "Война и мир". Так кто же идеал прекрасного в романе Толстого?

- Наташа Ростова.

11. Работа с текстом.

Учитель. Да, наряду с образами Андрея Болконского, Пьера Безухова, княжны Марьи, это любимый образ Льва Толстого. Но образ Наташи ещё и идеал прекрасного для писателя. И наш урок был бы неполным без рассказа о ней в эпилоге романа. Ещё при жизни Толстого Наташа в эпилоге выдержала много критики. Найдите строки, какой мы её видим после замужества (Эпилог, часть 1, глава X).

"…у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын…Она пополнела и поширела".

"Теперь часто видно было одно её лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка".

Учитель. Как теперь выглядела она?

- Наташа опустилась, отказалась от светского общества, она "не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей", забыла о локонах и костюме…

Учитель. Почему?

- Ей совершенно некогда было "взбивать локоны, надевать роброны и петь романсы". (Роброны - длинные платья со шлейфом.)

Учитель. Что стало теперь сущностью её жизни?

- "Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, - была семья, то есть муж… и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать".

Учитель. Какое у неё было отношение к мужу?

- Наташа ревновала Пьера "к Соне, к гувернантке, ко всякой красивой и некрасивой женщине".

- "Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа… Стоило ему выразить желание, чтобы Наташа вскакивала и бежала исполнять его".

Учитель. Таким предстаёт перед нами идеал Толстого в эпилоге. Что вы не приемлете в образе замужней Наташи?

- Неопрятность, ревность, мысли только о муже и детях, никаких увлечений, отказ от света.

Учитель. Ребята, сейчас вы подтвердили точку зрения, которая существует в литературной критике более 140 лет. Но поверили бы мы Толстому, если бы он нарисовал в эпилоге прежнюю Наташу - мать четырёх детей, порхающую на балах, мечтающую, чтобы её пригласили на танец? Нет, конечно. Могла ли быть иной кормящая мать, проводящая ночи без сна у постели больного ребёнка, поглощённая заботами о большой семье, всревоженная долгим отсутствием мужа? Значит, Наташа в эпилоге - такая, какой хотел видеть женщину Лев Николаевич Толстой, эта перемена является логическим продолжением её характера. Именно в семье проявилась её настоящая красота, именно в семье она нашла настоящее счастье, о котором мечтает каждый человек. А как вы относитесь к выражению "плодовитая самка"? (Ответы учащихся) Писатель сказал это с иронией. Кому так сказал Толстой? Может быть, он с кем-то спорил, изображая Наташу такой в замужестве?

12. Подготовленное выступление.

Ученик. (Обращение к значению слов на правой доске: эмансипация, шестидесятники) В 60-х годах XIX века в России существовало движение эмансипации женщин. Их назвали "шестидесятниками". Они боролись за права женщин быть наравне с мужчинами, за самоотречение от женских обязанностей. Это отразилось даже на женской моде: эмансипированные женщины отказались от корсетов, впервые надели брюки, что было крайне возмутительным в то время. Образ Наташи Ростовой, и противоречивый, и цельный, отражает отношение Толстого к семье и материнству. Русский писатель считал, что для женщины должно быть высшее призвание и назначение - материнство. Поэтому Наташа в эпилоге, пополневшая и поширевшая, - идеал Толстого. Возможно, этим образом Лев Николаевич спорил шестидесятниками, которые хотели уравнять в правах женщин с мужчинами.

13. Заключительное слово учителя. Итог урока. Так, начиная с первых страниц и заканчивая эпилогом, Толстой подводит нас к своему пониманию идеала, истинной красоты человека. Идеалом прекрасного для Толстого была Наташа Ростова. И если бы писатель свой воплотил первоначальный замысел - написать о возвращающемся декабристе, мы не сомневаемся в том, что Пьер вышел бы на Сенатскую площадь в 1825 году. И так же мы не сомневаемся в том, что Наташа, конечно, поехала бы за ним в Сибирь. В этом образе звучит одна из главных идей романа: красота и счастье там, где есть простота, добро и правда.

- Кто ещё из героев романа Толстого, на ваш взгляд, приближается к идеалу? - Что на уроке было главным, на ваш взгляд?

- Что нового вы узнали?

- Что было интересно для вас?

Спасибо вам за работу. Домашнее задание к следующему уроку: сочинение-миниатюра "Кого из героев романа Л.Н.Толстого напоминает мне этот предмет?"

14. Звучит вальс Наташи из оперы Сергея Прокофьева "Война и мир".

Приложение

Из сочинений учащихся

"Хрустальная ваза ассоциируется у меня с образом Анатоля…" (Сергей)

"Сухая веточка мне напоминает образ Пети Ростова, который ушел в расцвете лет на войну и погиб там…" (Сергей) "Он прожил очень мало, не успел вырасти, стать мужественным и принести много добра людям" (Саша)

"Болконский - яркая личность (как пламя), он умер в расцвете сил, как потухла недогоревшая свеча…" (Олеся)

"У каждого цветка листья и большие, и маленькие. Этот цветок у меня ассоциируется с Пьером. Он попадал под влияние то французской революции, то Элен, то Анатоля Курагина, то масонов. Каждый из них оставил свой след в жизни Пьера. То маленький, то большой. Как листья у цветка…" (Кайрат)

"Свечку можно сравнить с Андреем Болконским, который жил ярко, жаждал прославиться в решающем бою. Но вскоре после смертельного ранения его жизнь угасает, как свеча…" (Сергей)

"Невзрачный цветок, готовый расцвесть, ассоциируется с Наташей…" (Инна)

"Увядшая веточка - это Андрей Болконский…" (Куаныш)

"Свеча - это Пьер Безухов. Он освещает всех своей добротой, любовью. Но он колеблется в своих мыслях, как колеблется пламя от ветра…" (Олеся







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал