7


  • Учителю
  • Урок по литературе 'Религия осетин'

Урок по литературе 'Религия осетин'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Религия.

Осетины считаются . было усвоено аланами из в период с IV-IX вв. Далее возродилось православие в пeриод с 18 по 19 века. Осетины являются приверженцами традиционных осетинских верований, которые имеют дохристианские корни.

История становления традиционных верований.

Система религиозного мировоззрения осетин была унаследована от далёких предков и в своей основе имеет корни, но в условиях отсутствия духовенства, религиозной организации и письменности, она с течением времени претерпевала значительные изменения.

Процесс этногенеза осетин на базе кавказских с участием местного кавказоязычного (племён ), очевидно, стал основным составляющим и для становления их религиозно-культовых представлений. элементы в народной религии осетин частью наследовались и от самих , которые в период политического расцвета в - активно распространяли на своей территории . Эта политика также активно поддерживалась союзной .

В результате нашествия в , эти процессы были прерваны, так и не завершившись. В наступивший после крушения период и вплоть до вступления в состав , осетины изолированно жили в условиях труднодоступных горных ущелий. В этих условиях происходил процесс становления религиозной культуры осетин, характеризуемой синкретизмом национальных верований с православным христианством

Современная форма

На нынешнем этапе народная осетин имеет вид сложной системы мировоззрения и культов, основанной на древнейшей осетинской (отражённой в частности в осетинском ), которая характеризуется наличием единого Бога ( Хуыцау), имеющего эпитеты Великий (Стыр) и Единый (Иунæг).

Им сотворено всё во в том числе и нижестоящие небесные силы, покровительствующие различным стихиям, материальному миру и сферам человеческой деятельности и составляющие подвластный ему : святые покровители ( дзуар); небесные ангелы ( зæд) и земные духи ( дауæг).

В народном календаре осетин имеются праздники, отмечаемые в честь Великого Бога и большинства святых, которые сопровождаются молитвенными пиршествами ( куывд) и жертвоприношениями, зачастую проводящимися у посвящённых им святилищ ( дзуар).

Святилищами могут быть как определенные культовые сооружения, так и священные рощи, горы, пещеры, развалины древних часовен и церквей. Некоторые из них почитаются в отдельных ущельях или населенных пунктах, а некоторые являются общеосетинскими. Согласно масштабному опросу исследовательской службы «Среда», проведённому в 2012 году, в категорию «Исповедую традиционную религию предков, поклоняюсь богам и силам природы» в Северной Осетии были отнесены 29 % опрошенных - самый высокий процент в РФ (следующий - всего 13 %)

Осети́ны ( ир, ; . дигорӕ, ) - народ, живущий на , потомки, основное население () и . Живут также в других районах , в , и других странах. принадлежит к (северо-восточная подгруппа) . Осетины в основном (двуязычие -, реже осетинско- или осетинско-).

Общая численность в мире до 700 тыс. человек, из них в России 528,5 тыс. (по )

Этноним «осетины» является производным от названия «Осетия», который в русском языке появился от грузинского названия Алании и Осетии - «Осети». В свою очередь, «Осети» образован от грузинского названия алан и осетин - «оси», «овси» ( ოსები) и грузинским «-ети».

Грузинское название «оси» или «овси» происходит от самоназвания части алан - «асы». Также армянское название алан - «осы», русское название алан - «ясы» и название родственного осетинам народа ясов происходят непосредственно от «асы».

Из русского этноним «осетины» попал в другие языки мира.

Переименование осетин в алан

Среди некоторых осетин существует идея переименования в алан. Переименование неоднократно обсуждалось, и принимались решения в пользу переименования.

  • В 1992 году на собрании общества «» ( Хистæрты ныхас - совет старейшин Северной Осетии) было принято решение переименовать осетин в алан и Северную Осетию в Аланию.

  • В 2003 году священнослужители призвали восстановить исконное название государства и переименовать Республику Южная Осетия в Республику Алания.

  • В 2007 году на VI съезде осетинского народа, президент Южной Осетии , призвал принять единый гимн Южной Осетии, вернуть историческое название народа и переименовать Южную Осетию в Аланию.

Самоназвание

Самоназвание дигорцев

Самоназвание - дигорон во множественном числе дигорæнттæ или дигорæ. Этноним «дигорон» упоминается в в форме«тикор» и «астикор».

Согласно , этноним «дигорон» происходит от старого кавказского племенного названия. Он отождествлял корень «диг-» этнонима «дигорон» с «-дыг-» из самоназвания , «адыгэ». Эта точка зрения была подвергнута критике со стороны Р. Бильмайера и Д. Бекоева, которые возводили этноним к «tygwyr» в иронском диалекте, означающем «сборище, скопление, группа». (англ.) связывал «дигорон» с названием - «тогар». В свою очередь Алемань, соглашаясь с В. Абаевым, считает гипотезы его критиков малоправдоподобными.



Самоназвание иронцев

Самоназвание - «ирон», во множественном числе «ирӕттӕ» или «ирон адӕм».

С точки зрения , чья этимология была поддержана (англ.), (англ.), (нем.) и А. Кристолем, этноним «Ирон»восходит к «arya» (*aryāna- - «», «благородный»). Однако критически высказывался по этому поводу, указывая, что закономерное отражение *aryāna- в выглядит как аллон и предполагал для этнонима «ир» кавказский источник. Развернутую контраргументацию против выводов Абаева дал Т. Камболов.

В свою очередь Дж. Чёнг, соглашаясь с Абаевым в отношении критики этимологии Миллера и развивая позицию Р. Бильмайера, сопоставляет «ир» с «uira» (человек, мужчина), «vira» (мужчина, воин), «wyr» (мужчина, муж), «vir» и «vira» (мужчина, герой).

Самоназвание этнографических групп иронцев

Туальцы

Этноним «туал», «туалтӕ» или «твал», распространенный среди иронцев Наро-Мамисонской котловины, встречается у в виде «Valli», в форме «дуалк», у как «Tulas» и, по мимо этого, во множестве грузинских источников, идентифицирующих народ «двалов» в расположенной по обе стороны Кавказского хребта области «Двалетия» (находящаяся в Южной Осетии её часть «Урс-Туалта» известна в Грузии, как «Магран-Двалети»). С точки зрения ряда ученых этническая принадлежность этого народа менялась с течением времени. Будучи первоначально автохтонным кавказским народом (как предполагается принадлежащим к или языковой группе) они были постепенно ассимилированы аланами и в дальнейшем - осетинами.

Относительно этимологии «туал» даны разные предположения. Васо Абаев считал его связанным с местным кавказским этно-культурным миром. Агусти Алемань, признавая неизвестность этимологии, возводил сам этноним к грузинской форме и названию схожего народа у Птолемея, а Т. Пахалина связывала его с «t/dwar/la» из индоевропейского корня, означающего «набирать силу, иметь силу». В свою очередь, шведский лингвист Г. Шёльд соотносил «туал» с - «Dula», именем аланского князя.

Кударцы

Этнографическая группа иронцев - , происходящая из ущелья в Южной Осетии, сохраняя общее самоназвание - ирон, также имеют собственное - къуыдайраг (во множественном числе къуыдайрæгтæ или къуыдар). Этноним «къуыдар», предположительно, упоминается в в форме Kowdētk (Кудеты). идентифицировал его с топонимом ущелья в Южной Осетии. определял в качестве алано-осетинского племени, обитавшего у истоков Риони и известного в Грузии, как Kudaro. Иное понимание представил , возводя этноним к грузинскому наименованию в переводе на армянский язык - k' ut' k.

Для объяснения этимологии топо- и этнонима Къуыдар были даны разные предположения. В. Хугаев, аналогично выдвинутой ранее А. Т. Агнаевым точке зрения, сопоставляет этноним «къуыдар» с топонимом «Kudar» - названием реки и ущелья, которое при членении на «K'wy + dar» связано, с его точки зрения, в первой части с «kuh 'гора'», а во второй - персидским «dar 'дверь'». Юрий Дзиццойты, подвергая критике остальные версии, предложил свое понимание происхождения этнонима от самоназвания древних (из *skuda/*skuta/*skuδa).

Проблема общего самоназвания.

Н. Г. Волкова в работе «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа» констатирует, что среди осетин отсутствует общее самоназвание, несмотря на наличие общего самосознания и единого представления своего этноса при контакте с иными народами Кавказа. Она утверждает, что в своей собственной среде осетины четко различают две группы: иронцев и дигорцев, а также считает, что общее название для всей территории Осетии в осетинском языке отсутствует. Как отмечает Н. Г. Волкова, хотя иронцами являются все южные осетины, тем не менее осетины Северной Осетии именуют их «кударцами» - название которое у самих осетин Южной Осетии ассоциируется исключительно с теми иронцами, которые являются выходцами из ущелья. В. Абаев, в свою очередь, писал, что этноним iron, которое исследователи считают одним из важнейших доказательств иранского происхождения осетинского народа, является племенным самоназванием восточных и южных осетин.

Перевод «осетины, Осетия» на диалекты осетинского языка.

Как отмечает Т. Камболов в своей работе по языковой ситуации в Северной Осетии, рядом осетин признается определённая проблема с переводом «осетины, Осетия» на диалекты осетинского языка. Им, в частности, приводится заявление ряда представителей осетинской научной и творческий интеллигенции, утверждавших, что в результате проведения в советское время дискриминационной политики слова «осетинский» и «иронский» стали синонимами и из понятия «осетинский язык» исключалась дигорская составляющая, хотя литературный язык, как они утверждают, формировался и развивался как на иронском, так и на дигорском диалекте.

Самоназвание в фольклоре

Общее самоназвание «аллон» сохранилось у осетин только в и других жанрах национального . Более старой формой является «аллан», который, в результате закономерного перехода а в о, перешёл в «аллон». Восходит к *aryāna- - «». Как отмечал в своих работах «Историко-этимологический словарь осетинского языка» и «Осетинский язык и фольклор»:

«Неверно, что термин алан исчез из осетинского. Он сохранился. Сохранился в фольклоре, в сказках. Там, где в русских сказках людоед говорит о "русском духе", в осетинских неизменно фигурирует "аллонский (=аланский) дух", или "дух аллона-биллона" (аллон-биллоны смаг). Здесь "аллон" может означать только "осетин", ибо героев своих, осетинских сказок народ, естественно, мыслит осетинами. Если эти герои в сказках зовутся allon, то очевидно, что это allon было в прошлом самоназванием осетин»

Что касается billon, то он представляет, всего вернее, искусственный ассонирующий вариант к allon (Reimwort), ср. . alani-malani (Капшидзе 193). - sӕ iw u allon, se 'nnӕ u billon «один из них - аллон, другой - биллон» (Брит. 86); иногда allon встречается и самостоятельно, без billon: … fӕlӕ wӕm allony smag cӕwy (ЮОПам. III 82).


Язык.

Основная статья:

относится к северо- и является единственным сохранившимся реликтом языкового мира. Выделяется два диалекта: и .

Диалекты и субэтнические группы[ | ]

В настоящее время осетины, живущие в , делятся на две субэтнические группы: (самоназвание - ирон) и (самоназвание -дигорон). Численно преобладают иронцы, положен в основу осетинского литературного языка. Литературную форму имеет и : на нём, как и на иронском, издаются книги и периодические издания, функционирует драматический театр. Дигорский и иронский диалекты осетинского языка довольно сильно различаются, в основном, в фонетике и лексике.

За осетинами, живущими в (ЮО), и выходцами из ЮО ошибочно закреплён термин «» (къуыдайраг), по названию в Южной Осетии. Выходцами из этого ущелья являются лишь несколько осетинских фамилий. Фактически же население Южной Осетии говорит на двух говорах иронского диалекта осетинского языка - кударо-джавском (распространён на большей части территории РЮО) и чсанском (распространён на востоке РЮО). В южных говорах больше заимствований, в северных на месте тех же заимствований - корни (например, «роза» на севере называется розæ, а на юге уарди). Что касается наречий в Северной Осетии, то следует отметить, что в результате переселения из гор на предгорные равнины говорные различия в иронском диалекте нивелировались с вытеснением других говоров «сокающим» (по произношению фонемы /ц/) куртатинским.

Также существует давняя научная дисскусия в отношении в Южной Осетии. Хотя по всем основным фонетическим, морфологическим и лексическим признакам он смыкается с и противостоит , некоторые авторы, как Г. С. Ахвледиани, Ю. А. Дзиццойты и И. Гершевич выделяют в качестве третьего диалекта в осетинском языке (в частности, на основании особой парадигмы будущего времени глагола). (англ.), кроме того, указывал на близость кударо-джавского с рядом скифских рефлексов, считая этот диалект потомком скифского, в отличие от иронского диалекта, который, по его мнению, является потомком сарматского. В свою очередь (норв.) полагал, что кударо-джавское наречие в некотором отношении представляет собой более архаичный диалект, в отличие от родственных ему северо-иронских. А (англ.) высказывал мнение о возможной связи некоторых рефлексов в старо-кудароджавском непосредственно с древнеиранскими.



Происхождение

Основой этногенеза осетинского народа послужило объединение с местным кавказским населением. Это подтверждается как по и , так и по археолого-антропологическим данным осетинских захоронений.

История исследований

Впервые, гипотеза иранского происхождения осетин была выдвинута в XVIII в. и развита в первой половине XIX века и вскоре подтверждена языковыми исследованиями русского академика .

Уже в середине XIX века русский учёный писал:

Можно теперь считать доказанной и общепринятой истиной, что маленькая народность осетин представляет собою последних потомков большого иранского племени, которое в средние века известно было как аланы, в древние - как сарматы и понтийские скифы".

История

Древняя история и средневековье

По свидетельствам археологии и древних авторов, в прошлом кочевники занимали значительные территории от Дуная и Восточной Прибалтики примерно до Урала, их страна называлась по названию господствующего народа - скифов. Позднее главенствующую роль в Скифии заняли сарматы или савроматы. Во II веке до нашей эры в своих трудах по географии, называет эту территорию . , как и, были не единым народом, а группой родственных племен.

Гранича с хазарами, аланы являлись серьёзной военной и политической угрозой для каганата. Византия неоднократно разыгрывала «аланскую карту» в своих постоянных имперских амбициях по отношению к . Используя географическое расположение единоверцев-алан, навязывала хазарам свои политические планы.

Позднее, были разгромлены и окончательно добиты . К началу XIII в. аланы находились с половцами в союзе. В 1222 г. на Северный Кавказ вторглись . Аланы в союзе с половцами сразились с монголами, но ни одна сторона не одержала верха над другою.

На курултае 1235 г. в столице было принято решение о новом, грандиозном походе на Русь и Кавказ. Во главе этого вторжения на запад был поставлен (Батый, в некоторых источниках Саин-хан) - сын Джучи и внук умершего .

В 1237 году, , татаро-монголы обрушились на Северо-Западный Кавказ. Осенью 1238 г. началось завоевание . Алания, переживавшая период политической децентрализации и раздробленности, не могла объединить все свои силы перед лицом надвигающейся опасности и оказать организованное сопротивление.

Произошедшее в январе 1239 г. падение - наиболее значительного и укреплённого города Алании для было тяжёлым ударом, окончательно решившим исход борьбы в пользу завоевателей.

В результате кампании 1238-1239 гг. значительная часть равнинной Алании оказалась захваченной татаро-монголами, сама Алания как политическое образование перестала существовать. Это была крупнейшая для средневекового Северного Кавказа катастрофа, резко изменившая соотношение политических сил в регионе, перекроившая всю его жизнь и положившая начало новой исторической эпохе позднего Средневековья.

В 1346-1350 гг. на территории (и на Северном Кавказе) разразилась эпидемия чумы, унёсшая тысячи человеческих жизней, а с 1356 г. в. Орде начались феодальные смуты и междоусобицы, положившие начало её упадку. Это предрешило судьбу золотоордынского государства перед лицом новой грозной опасности, выросшей на востоке в лице среднеазиатского эмира (Тимура).

Затем Тимур вторгся на территорию современной . Это вторжение зафиксировано в осетинском фольклоре, в исторической песне «Задалеская Нана» (осет. Задалеская мать): «Кровавый дождь, кровавый дождь над Тапан-Дигорией, над Тапан-Дигорией. От волков Ахсак-Тимура с железными пастями почернели их зелёные поля», - говорится в этой песне. В представлении Тамерлан трансформировался в существо со сверхъестественными чертами, поднявшееся на небо и ставшее . По другим преданиям, Тимур связывается с концом света.

Некрополь у селения , . Крупнейший на Северном Кавказе.

Аланское население сохранилось в горах, где оно смешалось с местными автохтонными племенами и передало им свой язык. В это же время, вероятно, оформилось деление осетинского народа на ущельные : ,, Алагирское, Туалгом, Дигорское.

Присоединение Осетии к России

Весной 1750 г. российское правительство и посольство приступили к официальным переговорам. Они начались на заседании Сената, которое было посвящено специальному обсуждению вопроса о развитии русско-осетинских отношений. На этом заседании были поставлены основные задачи, которые им рассматривались как наиболее важные на переговорах. В их числе были: присоединение к , обеспечение её внешней безопасности, переселение части осетинского населения на предгорные равнины Центрального Кавказа и установление взаимовыгодных торговых отношений. В сложившейся к середине XVIII в. международной обстановке российское правительство ещё не могло ради Осетии идти на такие шаги, которые повлекли бы за собой дипломатические осложнения для России. Надеясь подтолкнуть российскую сторону к более решительным действиям, Зураб Магкаев заявил о том, что Осетия готова выставить армию численностью в 30 тысяч воинов для участия в военных действиях против Турции и Ирана - главных соперников России на Кавказе. Кроме геополитических, Россия имела и экономические интересы в : из-за частых войн, которые вела Россия в первой половине XVIII в., и большого недостатка в таком стратегическом сырье, как , особый интерес у правительства вызывала перспектива промышленной добычи в Осетии свинцовой руды.

В конце декабря 1751 г. состоялся официальный приём осетинского посольства . На нём по заранее предусмотренному протоколу не обсуждались конкретные вопросы, касавшиеся русско-осетинских отношений. Приём больше напоминал торжественный церемониал, посвящённый установлению российско-осетинских дипломатических контактов. На нём произносились торжественные речи. Зураб Магкаев благодарил императрицу за оказанный посольству тёплый приём и высказал надежду на установление тесных взаимоотношений между и.

В соответствии с новыми соглашениями, достигнутыми после встречи с Елизаветой Петровной, предгорную равнину Центрального Кавказа, бассейны рек , и российское правительство объявляло землями «вольными и свободными». Переселение на эти земли осетин, рассматривавших их как свою историческую территорию, поддерживалось официальным Петербургом.

После победы России в , Россия могла открыто заявлять о своих интересах на Кавказе.

Астраханскому губернатору в качестве срочной меры было предложено провести переговоры с Осетией по поводу её присоединения к России. В свою очередь губернатор поручил кизлярскому и моздокскому комендантам направить в Осетию официальных лиц, которые бы занялись подготовкой русско-осетинских переговоров. Кизлярский комендант направил в Осетию геолого-политическую экспедицию во главе с ротмистром Афанасием Батыревым. На несколько дней Афанасия Батырева опередил посланник моздокского коменданта ротмистр Казыханов, прибывший в с переводчиком Пицхелауровым.

В Куртатинском ущелье в доме Андрея (Алегуки) Цаликова собрался совет влиятельных старейшин из Алагирского и Куртатинского обществ. На нём обсуждался вопрос о присоединении к России. На заседании совета присутствовали ротмистр Казыханов и Афанасий Батырев. Накануне Афанасий Батырев успел встретиться с жителями Алагирского ущелья. Он сообщил совету старейшин, собравшемуся у Андрея Цаликова, что «от многих слышал желание, чтоб зделать от России, где прежде было осетинское подворье, крепость и иметь в ней коменданта с командою, где б они многие поселились и, не опасаясь никого, жили».

После заседания совета осетинские старейшины отправились в на переговоры с губернатором. В состав посольства, сформированного советом, входило 20 человек. С собой осетинские послы везли заранее составленное на имя астраханского губернатора «Прошение», состоявшее из «преамбулы» и «положений». В преамбуле подчеркивалась приверженность осетинского народа «христианскому закону» и выражалась благодарность России за возрождение христианства. В его констатирующей части отмечалась политическая независимость от какой-либо другой страны, а набеги черкесских князей назывались главной внешней опасностью. Стремление осетин к союзу с Россией формулировалось как надежда на то, что «мы противу желания нашего оставлены не будем и будем под протекциею всемилостивейшей нашей государыни».

Присоединение к отвечало национальным интересам Осетии. Оно приближало решение таких важных вопросов, как переселение осетин на предгорные равнины, обеспечение внешней безопасности и установление торговых отношений с Россией. Осетины участвовали во многих войнах России, в составе Терского казачьего войска было немало казаков-осетин

Общества Осетии

Ранее осетины делились на отдельные общества, обладающие самоуправлением. Большинство обществ Осетии были демократическими - управлялись народным собранием ( ). В некоторых правили .

Исследования

Первыми подробно описали хозяйственную жизнь, традиционный быт и культуру осетин экспедиции С. Ванявина (), А. Батырева (, ) и (-). Уже тогда учёными были отмечены как «кавказские черты» осетин, так и явное несходство их с соседними народами. Этим объясняется особый интерес к научному изучению Осетии.

Важный вклад в изучение осетинского народа внёс крупный русский учёный : он установил сходство осетинского языка не только с , но и славянскими и языками. Так, уже в была замечена принадлежность осетинского языка к индоевропейской языковой ветви.

Французский учёный (-) обнаружил поразительные соответствия между и преданиями .

Работы русских и иностранных учёных наряду с научными экспедициями послужили началом всестороннего изучения Осетии и осетинского народа.

Осетинская кухня

Основными блюдами осетинской кухни являются ( чъиритæ),

  • лывзæ - рагу из мяса с картофелем и другими овощами;

  • джыкк-лывзæ - мясо тушенное в сметане;

  • дзæрна - блюдо из сваренных вместе фасолью и кукурузой;

  • дзыкка - блюдо (сырная каша) из осетинского сыра сваренной с мукой ,

  • цыхтыдзыкка - блюдо разновидность дзыкка - из свежего сыра, сливочного масла, кукурузной муки, соли.

  • уæлкъæй дзыкка - кукурузное тесто, творожный сыр, сметана, соль.

  • дзæхæра - густой суп из кукурузной муки, нарезанные свекловые листья, петрушки, листья крапивы, зелени, киндзы, сметаны, 7 куриных яиц, соли.

  • сир - блюдо (сладкая каша) из топлёного масла, сахара или меда,

  • цывзы-цæхдон - соус из сваренных и замаринованных перцовых листьев со сметаной или сливками,

  • нуры-цæхдон - соус из измельченного чеснока со сметаной или сливками.

  • Из напитков можно выделить ( бæгæны) и къуымæл - квас из хлеба или фруктов,

  • а также традиционный крепкий алкогольный напиток арахъхъ - виски (арака).

  • Как и на всём , в Осетии распространен ( физонæг).

  • а также в Осетии сильно распространены .





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал