7


  • Учителю
  • Пояснительная записка к рабочей программе по литературе (6 класс)

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе (6 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Пояснительная записка составлена к рабочей программе «Литература» для учащихся 6-х классов, разработанной на основе авторской  программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И.Лыссого  (авторы-составители: Г.И. Бе
предварительный просмотр материала

Пояснительная записка

Рабочая программа «Литература» для учащихся 6-х классов разработана на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И.Лыссого (авторы-составители: Г.И. Беленький, Э.А. Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М. Хренова- М.: Мнемозина, 2006г.), утвержденной Министерством образования РФ, в соответствии с ФКГОС и учебным планом образовательного учреждения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14».

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:

  1. Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И. Беленького - М.: Мнемозина, 2006.

  2. Учебники: Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс 6 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2007.

  3. Методические пособия: Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 6 кл. «Литература. Начальный курс». - М.: Мнемозина, 2008.

Цель и задачи

Цель литературного образования в школе: приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, развить их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни, и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.

Основные задачи изучения литературы в 6 классе:

  • чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

  • формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

  • развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;

  • развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

В авторскую программу изменения не вносились.

Содержание программы

Введение. Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. О книге и чтении.

I. Былины

Для чтения и изучения

«Илья Муромец и Соловей Разбойник». Былина как один из видов устного народного творчества. Особенность построения и язык былин. Былинный стих, гипербола. Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли. беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца.

Для самостоятельного чтения

Былины об Илье Муромце (в пересказе Б.Шергина); «Вольга и Микула Селянинович».

II. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» (А.С.Пушкин)

Древнерусская повесть

Для чтения и бесед

«Повесть временных лет» (сказание о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше-кожемяке, о белгородском киселе).

«Слово о погибели Русской земли».

Для чтения и изучения

«Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отраженные в повести. Картины разорения Русской земли. Прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.

Для самостоятельного чтения

Рассказы из начальной русской летописи; рассказы из русских летописей ХII-XIV веков.

Баллады

В. А. Жуковский - оригинальный поэт и переводчик.

Для чтения и изучения

«Светлана». Фольклорная основа баллады. Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле. Баллада как литературный жанр.

Для чтения и бесед

«Лесной царь» (из Гете); «Перчатка» (из И.Ф.Шиллера).

А. К. Толстой. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и бесед

«Канут»

Для самостоятельного чтения

Л. Н. Майков. «Емшан»

III. Человек в окружающем его мире. Внутренний мир человека.

А. С. Пушкин. Широта интересов поэта: историческое прошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта.

Для чтения и изучения:

«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник и балладный характер «Песни...» Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). Торжественность поэтической речи.

«Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики, выразительность деталей.

«Зимняя дорога», «Бесы» Многогранность чувств, выраженных в стихотворении. Роль глаголов, эпитетов, передающих динамику действия и переживаний.

«Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Поэтические средства создания этих картин.

Для чтения и бесед

«Цветок», «Узник», «Туча».

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский - старший и Троекуров. Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство и власть. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа.

Н. М. Языков. Слово о поэте. Песенная поэзия Языкова.

«Песня», «Пловец».

М. Ю. Лермонтов. Жизненные условия, породившие чувства одиночества и грусти поэта. Для чтения и изучения:

«Парус». Обобщенный смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: жажда деятельности, борьбы и в то же время одиночество, грусть. Роль эпитетов в стихотворении. Мастерство Лермонтова в создании живописных картин. Парус в стихах и рисунках Лермонтова.

«Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Аллегорический смысл стихотворения.

Стихотворные размеры.

Для чтения и бесед

«На севере диком...», «Утес», «Казачья колыбельная песня».

Н. В. Гоголь. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Майская ночь, или Утопленница». Сказочность повести. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти» (пана головы). Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы.

Для самостоятельного чтения

С. Т. Аксаков. Сведения о жизни писателя.

:«Очерк зимнего дня». Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкое чувство природы. Особенности интонации.

Для чтения в классе:

Н. П. Огарев. «Дорога»; И. С. Никитин. «Ярко звезд мерцанье…»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Колокольчики мои…», «Колодники»; А. А. Фет. «Чудная картина…»; И. З. Суриков. «Степь»; А. Н. Плещеев. «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…» и другие стихотворения по выбору учителя.

IV. Смешное в жизни и литературе

А. П. Чехов. Сведения о жизни писателя. Детские и юношеские впечатления как источник ранних произведений.

Для чтения и изучения

«Пересолил», «Толстый и тонкий». Юмор и сатира как две разновидности комического изображения жизни. Приемы создания комического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя. Острота комического сюжета. Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Для чтения и бесед

«Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «С женой поссорился», «Дорогая собака» и др. ранние рассказы по выбору учителя.

V. Дети и взрослые в чрезвычайных обстоятельствах

В. Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе».

«В дурном обществе». («Дети подземелья») Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание - основа отношений в семье. Особенности повествования (рассказ от первого лица).

Теория литературы. Портрет литературного героя. Композиция литературного произведения.

Для самостоятельного чтения

Н. Д. Телешов. «Домой». Мотивы поведения осиротевшего мальчика. Человечность старика-каторжника. Изображение трагической участи и нищеты народа. Роль пейзажа в рассказе.

А. П. Платонов. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героев. Идея доброты, отзывчивости, взаимопомощи.

М. М. Пришвин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Пейзаж и его роль. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения. Жанр сказки-были.

М. М. Зощенко. Сведения о писателе.

Для чтения и бесед:

«Не надо врать», «Бедный Федя». Комическое в рассказах. Вопросы нравственности в рассказах Зощенко.

Для самостоятельного изучения

Ю. М. Нагибин. Сведения о жизни писателя.

«Старая черепаха». Тема верности и доброты в рассказе.

В. Г. Распутин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Д. Олдридж. О писателе.

Для чтения и бесед

«Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бэна и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.

VI. «Соловьиное горло - Россия, белоснежные пущи берез» (А. А. Прокофьев)

Н. М. Рубцов. Слово о поэте.

Для чтения и изучения

«Звезда полей», «Далекое», «Старый конь», «Левитан», «Сапоги мои скрип да скрип…», «Воробей».

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия:

  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ.

  • Фольклор. Жанры фольклора.

  • Литературные роды и жанры.

  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория.

  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Тематическое планирование курса



Содержание

Кол-во часов

всего

по развитию речи

Введение

1


I. Былины

3


II. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»

9


Древнерусская повесть

4


Баллады

5


III. Человек в окружающем его мире.

Внутренний мир человека

23

3

А. С. Пушкин

11

2

Н. М. Языков

1


М. Ю. Лермонтов

3


Н. В. Гоголь

4


С. Т. Аксаков

2

1

Мотивы родной природы в русской лирике

2


IV. Смешное в жизни и литературе

3


А. П. Чехов

3


V. Дети и взрослые в чрезвычайных обстоятельствах

26

5

В. Г. Короленко

6

2

Н. Д. Телешов

2


А. П. Платонов

2


М. М. Пришвин

5

2

Страницы поэзии

2


М. М. Зощенко

1


Ю. М. Нагибин

2


В. Распутин

2

1

Н.Рубцов

2


Джеймс Олдридж

2


Повторение изученного

3


Итого

68

8


Контрольно-измерительные материалы

Итоговая контрольная работа по литературе для 6 класса

Часть I

1.Назовите жанр литературного произведения, в котором несколько персонажей связаны одной сюжетной линией.

А. Повесть

Б. Рассказ

В. Сказка

Г. Стихотворение

2. Назовите автора данных сток: «Буря мглою небо кроет…»

А. Лермонтов М.Ю.

Б. Пушкин А.С.

В. Тютчев Ф.И.

Г. Фет А.А.

3. К какому жанру относится произведение «Лесной царь» в переводе В.А.Жуковского

А. Баллада

Б. Поэма

В. Былина

Г. Повесть

4. Кто из перечисленных персонажей относится к былинным богатырям:

1. Алёша Попович 3. Князь Олег

2. Добрыня Никитич 4. Микула Селянинович

А. 1,2,4.

Б.1,2,3,4

В. 1,2,4

Г. 2,4,3

5.Назовите трёхсложный размер стиха с ударением на первый слог.

А. Дактиль

Б. Анапест

В. Амфибрахий

Г. Хорей.

Часть II

1. Определите стихотворный размер и вид рифмы в отрывке.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя.

2. Соотнесите с названиями произведений имена их авторов и персонажей.

«Дубровский»

В.Короленко

Лидия Михайловна

«В дурном обществе»

М.Пришвин

Митраша

«Майская ночь или утопленница»

А.Чехов

Марья Кирилловна

«Уроки Французского

Н.В.Гоголь

Евтух Макогоненко

«Смерть чиновника»

В.Распутин

Тыбурций Драб

«Кладовая солнца»

А.С.Пушкин

Иван Дмитриевич Червяков


3.Узнайте героя по описанию:

А. «…был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет

с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок

широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

Б. «Она падала, вновь приподымалась и наконец направилась нетвёрдыми шагами к мальчишке. Подойдя вплоть, она крепко ухватилась за него…»

В. «Девка на поре семнадцатой весны, на шее у неё красовалось красное монисто…»

4. Найдите в отрывке художественные средства.

А. Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Б. Ветер под окошками,
тихий, как мечтание,
А за огородами
в сумерках полей
Крики перепелок,
ранних звезд мерцание,
Ржание стреноженных
молодых коней.

5. Назовите жанр произведения В. А. Жуковского «Людмила». Докажите.

Часть III

Подумайте и ответьте на вопрос:

На долю кого из персонажей прочитанных вами произведений выпало наибольшее количество испытаний? Свой ответ обоснуйте. Что помогло этому персонажу справиться с проблемами?





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал