- Учителю
- Разработка урока по русскому языку на тему Односоставные предложения и по литературе Баллады В.Жуковского
Разработка урока по русскому языку на тему Односоставные предложения и по литературе Баллады В.Жуковского
ТЕМА:
Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»
ЦЕЛЬ:
закрепить полученные знания,
отработка навыков грамотного письма,
отработка навыков анализа литературного текста.
ХОД УРОКА:
I. Начало урока.
Задание:
- Из известных вам афоризмов назвать только те, что представляют собой односоставные предложения.
Учащиеся называют много таких предложений, мы же записываем:
С русским языком можно творить чудеса. (К. П а у с т о в с к и й).
Учитель объясняет, что на этом уроке, как и на всех уроках русского языка вообще, мы постараемся увидеть, почувствовать, как удается «творить чудеса» великим писателям.
Сегодня мы посмотрим, как и зачем использует односоставные предложения М. Ю. Лермонтов и те, кто пишет о нем.
Записываем тему урока.
Продолжите и запишите стихотворение М. Ю. Лермонтова:
И снится ей все... (что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.)
Один из учеников проводит анализ текста, задавая вопросы классу:
- В чем смысл этих строк?
- Сколько простых предложений входит в этот текст?
- Какие орфограммы есть здесь? Сгруппируйте их
(непроизносимые согласные и отсутствие их:
солнца, грустна, прекрасная;
чередование гласных в корне: растет;
проверяемые гласные и согласные,
падежные окончания существительных и прилагательных и т. д.).
Такая группировка нужна, предлагаю учащимся назвать строчки
М. Ю. Лермонтова, в словах которых встречались бы перечисленные орфограммы
(«И скучно, и грустно...»;
«Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали»;
«Отворите мне темницу» и т. д.).
Нужно воспользоваться всеми стихотворениями Лермонтова, которые учили наши ученики.
Проводим анализ слова горючий.
Говорим об омонимах:
-
Способный гореть. Горючий материал.
-
Горючие слезы (разг.) - горькие слезы.
-
Почему же утес, большой, крепкий, назван горючим?
В другом известном вам стихотворении поэт называет утес великаном.
-
Подберите и запишите синонимы к слову горевать.
(Скорбеть, сокрушаться, крушиться (разг.),
тужить (разг.),
убиваться (разг.),
кручиниться.)
-
А к слову грустный?
(Печальный, унылый, невеселый, скучный.)
-
Почему же Лермонтов берет слово горючий?
- Что вы знаете о происхождении слова утес ?
Утес (по Л. Успенскому) - от тесать - «сглаживать, срубая»;
скала, плоско утесанная природой, образующая гладкую стену, обрыв.
Утес (по Н. Шанскому) - собств. русское. Образовано безаффиксным способом от утесать «стесать». Буквально «гладкая (обтесанная) скала».
II. Переходом к односоставным предложениям станет синтаксический разбор первого лермонтовского предложения:
И снится ей все...
Повторяем все теоретические сведения о безличном предложении, приводим примеры безличных предложений из поэзии М. Ю. Лермонтова:
1) В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
2) Вот смерклось. И т. д.
Стилистическую роль безличных предложений показываем, читая домашнюю работу - миниатюру о стихотворении М. Ю. Лермонтова «Сосна».
Следующий этап урока посвящен повторению определенно-личных предложений.
Но о том, что сейчас пойдет речь об определенно-личных предложениях, учащиеся не знают, им это предстоит определить.
Переход будет такой:
- Я прочитаю вам слова М. В. Ломоносова об одном из типов односоставных предложений.
- О каком? «Умолчание» местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит».
- Какие предложения называются определенно-личными?
- Чем выражено сказуемое в этих предложениях?
Приведите примеры из стихотворений Лермонтова:
1) Люблю дымок спаленной жнивы...
- Для чего они служат? Какова их роль?
Начинаем с вопроса:
- «Как ученый-лингвист А. М. Пешковский писал о неопределенно-личных предложениях?» - и повторяем этот тип односоставных предложений.
Слова А. М. Пешковского были записаны на уроке, когда изучались неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения:
действующее лицо «намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное».
Записываем, комментируем и разбираем предложения:
Схоронили его за Москвой-рекой...
И бугор земли сырой тут насыпали,
И кленовый крест тут поставили.
Сфера употребления неопределенно-личных предложений широка, мы показываем их использование в отрывке из литературно-критической статьи из «Энциклопедического словаря юного филолога».
Чтобы ощутить своеобразие лермонтовского языка, начнем с одного очень характерного для поэта слова-символа и подумаем, что значит слово буря в памятном всем с детства «Парусе» (1832).
Очень часто говорят, что в этом стихотворении выражен призыв к буре. И в самом деле:
«А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой».
Но, с другой стороны, буря в своем прямом значении ведь только что описана («Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрипит»).
И лирическим откликом на нее было вовсе не выражение радости, а грустное, скептическое «увы!».
Значит, буря здесь - это прежде всего борьба, неприятие того, что есть, в том числе и реально происходящей бури.
Назывные предложения повторяем по такому же плану, что ранее:
теория,
примеры,
стилистические особенности употребления.
С помощью назывных предложений учащиеся должны создать сценарий любого эпизода любого произведения М. Ю. Лермонтова
(«Песня про купца Калашникова...»,
«Мцыри»,
«Бородино» и т. д.
Например:
«Кремль. Старинные царские палаты. Причудливая роспись на стенах. Узкие небольшие оконца. Длинные столы, уставленные яствами. Опричники вокруг царя». И т. д.).
Использование односоставных предложений в собственных письменных работах - заключительный этап урока.
На доске написаны задания для разных групп учащихся:
I группа
создает эссе
(слово толкуется как «очерк», «статья», «попытка» (на этом мы делаем акцент!), «свободная трактовка какого-нибудь вопроса»), началом которого могут быть слова:
1. Этой жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставив после себя длинную струю света... (В. Г. Белинский).
2. Прочла и тут же запомнила стихи...
(О. Берггольц).
II группа учащихся
списывает тексты с листочков, находит односоставные предложения, графически их обозначает.
Тарханы - имение Арсеньевой. Светелка в барском доме, служащая Арсеньевой и малой комнатой, и комнатой для дневного отдыха.
1) Никита, вели возок готовить. В Петербург еду. Ступай! (Читает!) «Милая бабушка, не убивайтесь слишком по мне... С меня хватит тупой жестокости одних, рабьего смирения других.
...Ни в чем, ни в чем себя не упрекайте. Вы сделали для моего счастья больше, чем это в силах смертного человека. Простите меня, милая, родная моя, любимая, последняя мысль будет...» (голос Арсеньевой пресекается).
Как же вышло, что никто за Мишу не заступился? Ведь это же не дуэль, а убийство... Раз нет мужчины, чтобы отомстить, я сама негодяя вызову.
(По Ю. Нагибину).
2) Его тело перевезли поздно вечером. Извозчики не желали ехать «в такую даль» и «в такую грозу».
По тем же причинам не могли раздобыть лекаря, чтобы оказать помощь тому, кто лежал на траве под Машуком.
Потом положили на диван. Позже перенесли на стол. Рана была смертельной. Хорошо целил Мартынов! «Милая бабушка, будьте здоровы и уверены, что бог Вас вознаградит за все печали». (По Г. Гулиа).
III. Домашнее задание:
1. если учащиеся на уроке не успеют закончить работу, то заканчивают ее дома:
2. если успеют - составляют небольшой текст с использованием односоставных предложений на любую тему.
Открытый урок по русскому языку в 8 классе
по теме
«Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»
учитель: Лисовицкая Л.Ю.
Открытый урок по литературе
по теме «Баллады».
«Баллада В.А. Жуковского «КУБОК»
учитель: Лисовицкая Л.Ю.
ЦЕЛЬ УРОКА:
ввести учащихся в мир баллад Жуковского;
познакомить с их жанровыми особенностями;
дать понятие о стихотворной строфе;
помочь ребятам осмыслить трагизм содержания баллады «Кубок»; продолжить обучение выразительному чтению;
развивать ассоциативное мышление учащихся средствами музыки и живописи.
ОБОРУДОВАНИЕ:
На уроке используются репродукция портрета Жуковского работы О.Кипренского;
иллюстративный материал, воспроизводящий эпоху средневековья; иллюстрации к балладе «Кубок» (худ. А.Кошкин и А. Озерская);
магнитофонная запись «Римский-Корсаков.
Сюита "Шехеразада". Фрагмент "Буря на море"».
ХОД УРОКА:
Во вступительной беседе задаю вопросы:
- Любите ли вы истории о чудесных событиях?
- О страшной судьбе бесстрашных героев?
- О таинственном мире духов и оборотней? Интересны ли вам истории о рыцарях?
- Если да, то в таком случае вам наверняка понравится
стихотворение с острым сюжетом о неотвратимой судьбе героя или
случае, в корне изменившем его жизнь.
Такое стихотворение называется балладой.
(Баллада - новый для восприятия учащихся литературный жанр,
К этому времени ученики знакомы с такими фольклорными жанрами, как миф, сказка, загадка, пословицы и поговорки.
Узнавание же жанровых особенностей баллады происходит в процессе чтения и разбора баллады Жуковского «Кубок».)
Баллада - это сюжетное стихотворение, в основе которого лежит необычный случай.
(Такое определение жанра баллады учащиеся под мою диктовку записывают в свои тетради. Оно дано в кратком литературоведческом словаре, с которым мы работаем на уроке.)
Существующие определения данного жанра имеют общую основу, но в них есть свои нюансы.
Примеры:
1. Баллада - это стихотворное лиро-эпическое произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера.
-
Это лиро-эпическое сюжетное произведение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом,бытовом материале с таинственным колоритом - мрачным или героическим.
-
Это стихотворение особой формы ,преимущественно на историческую, обычно легендарную форму (словарь под ред.
С.И.Ожегова).
-
Небольшое стихотворное произведение с легендарным, историческим, сказочным или бытовым содержанием (академический словарь)
5. Лирическое стихотворное повествование , основан на предании
( словарь В.И.Даля)
Как стихотворное произведение, баллада написана строфами.
СТРОФА - группа стихотворных строк, объединённых содержанием и связанных между собой определённой рифмой ( записывается в тетрадь).
Добавим:
чаще всего встречается строфа из 4 строк (четверостишие).
Но бывают строфы, имеющие 5,6,7 и более строк. Строфы отделяются друг от друга интервалами.
( Кратко раскрываю исторический период, на фоне которого и развёрнутся главные события, описанные в балладе.
Попутно уточняем значения некоторых слов, которые встречаются в тексте произведения.)
В русскую поэзию балладу ввёл В.А.Жуковский. Он написал 39 баллад, которые пользовались огромной популярностью и прославили поэта.
Один из современников поэта художник Орест Кипренский создал в 1816 году портрет, на котором изобразил Жуковского. Обращаю внимание на фон портрета: башни замка, ненастное облачное небо, сумрак.
- Случайно ли это? Когда строили замки? ( в средние века)
Часть своих баллад Жуковский посвятил средневековым сюжетам. Средние века - века рыцарства с вечными раздорами, войнами и замкнутой жизнью, которая протекала однообразно и скучно за зубчатыми стенами замков.
Нередко к замкам подступали враги.
Для защиты от них владельцы замков держали воинов: латников, рыцарей.
-
Кто такой латник? (Простой воин в латах - доспехах, прикрывавших грудь и спину.)
-
Кто такой рыцарь?
Рыцарь - профессиональный воин.
Но не просто воин, воин - всадник в шлеме, панцире со щитом, мечом и копьем. То есть это тяжеловооруженный воин. Все его снаряжение было дорогим, следовательно, он должен быть богатым человеком знатного происхождения.
К рыцарскому званию готовили с детства.
Мальчик из знатной семьи становился пажом и обучался послушанию и хорошим манерам.
Пажи носили епанчу - длинный широкий плащ.
Пажами служили мальчики 7-14 лет, то есть ваши сверстники. Такой мальчик-паж и является героем баллады Жуковского «Кубок».
- Что такое кубок?
(Старинный сосуд для вина в виде большого бокала, иногда с
крышкой.)
После чтения баллады спрашиваю:
- Понравилась ли вам баллада?
- Какие слова остались непонятными?
Затем веду беседу по содержанию баллады:
- Какой случай описан в балладе? В чем его необычность?
-
Зачем царь бросил кубок в море?
(Бессердечный и жестокий, он требует от своих подданных бессмысленной жертвы под видом верности долгу и преданности царю. Он толкает их на верную смерть.)
-
В балладе очень важным является поведение героев в необычной ситуации. Как отнеслись приближенные царя к его призыву
«сыскать» кубок? («...рыцарь и латник недвижно стоят...», «все безответны».)
- Почему паж вышел «смиренно и дерзко вперед»? (В нем сочетаются воспитанная покорность и природная смелость.)
После ответов на вопросы предлагаю музыкальный фрагмент.
И продолжаем беседу:
-
Найдите строфу, которая ассоциируется у вас с этой музыкой.
Прочитайте.
- Почему вы так решили?
- Что помогла почувствовать музыка?
(Лучше представить картину бушующего моря, понять грозную стихию, с которой боролся паж.)
-
А заметили ли вы, что в самом тексте
звучит музыка моря?
-
Какими языковыми средствами поэт добивается этого? (Повторением шипящих и
свистящих звуков.)
- Прочитайте строфу, интонируя.
Далее провожу конкурс на лучшего чтеца строфы о море (3 человека).
- Представьте, что чувствовал мальчик,
оказавшись в пучине моря? (Не скрывает, что страх.)
- Что было причиной страха?
Включаемся в конкурс на самого внимательного читателя:
- Назвать морских чудищ, увиденных
юношей.
(«Млат водяной» - рыба молот,
«уродливый скат», «однозуб», «мокой ненасытный» - вид морских
акул, «стоногое».)
Следует конкурс «подпиши иллюстрацию».
-
Обратите внимание на иллюстрации к
балладе «Кубок». Сравните их.
-
Найдите в рассказе пажа строчки, которые можно подписать под каждой иллюстрацией.
-
Каким вам показался рассказ пажа, вернувшегося из глубины моря? (Страшным.)
-
А каким рассказ показался царю? (Чудесным.)
-
Почему? (Он был черствым, душевно холодным. Был глух к душевным переживаниям пажа, бессердечен. Он не мог испытать
того страха, который пережил юноша, не проявил сочувствия. Потому посылает его в море еще раз - практически на верную
смерть. И даже просьба дочери не изменила решения царя. Таково упоение властью.)
-
Какое чувство двигало царем? (Самодурство.)
Вновь определяем «внимательного читателя».
-
Сколько и какие награды пообещал царь, призывая на новый подвиг?
-
Какая из наград была дороже всего юноше?
-
Почему второй прыжок юноши в море кажется нам более величественным? (При первом прыжке он не знал страха. Теперь
знает: для него это дело чести.)
-
Что нам дает право назвать поступок юноши подвигом? (Самоотверженность; бескорыстие во имя жизни, любви; бес
страшие.)
-
Чем герой близок автору? Прочитайте последнюю строфу баллады. Какое чувство владеет автором? (Он бунтует против не
справедливости и гибели отважного юноши или смирился с ней?)
- В чем смысл баллады?
Переходим к обобщению изученного:
-
Какие требования будете к себе предъявлять, если возьметесь сочинять собственную балладу?
-
Всегда ли в балладе трагический финал?
В поисках ответа на этот вопрос рекомендую дома прочитать другие баллады Жуковского