7


  • Учителю
  • Урок литературы в 10 классе 'Петербург Достоевского'

Урок литературы в 10 классе 'Петербург Достоевского'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МБОУ СОШ с.Рощинский









Урок литературы

в 10 классе


Петербург Достоевского

Разработала и провела

учитель русского

языка и литературы

МБОУ СОШ

с. Рощинский

Голякова С.А.


2010



Цели урока: закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения, совершить заочную экскурсию по Петербургу, показать учащимся своеобразие изображения этого города Достоевским и его литературными предшественниками, понять причины подобного изображения, увидеть, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои, как показывает писатель жизнь униженных и оскорблённых, подвести к осмыслению главного конфликта романа - конфликта между Раскольниковым и миром им отрицаемым; развивать образное мышление, речь, логику; воспитывать любовь к городу на Неве, развивать чувство прекрасного.


Оборудование и материалы к уроку: компьютер; медиапроектор; экран; компьютерная презентация, выставка с видами современного Петербурга.

I. Актуализация темы, эпиграфы. Постановка цели урока.(Слайд № 2-3)

Великий и священный град,

Петром и Пушкиным созданный.

И. Бунин.

В атмосфере туманов этого призрачного города

зарождаются безумные мысли, созревают

замыслы преступлений…

Н. Бердяев


II. Заочная экскурсия по Петербургу.

Город, основанный Петром I в 1703 году, в 1712 году становится русской столицей и почти сразу же художественным образом.

Красота Петербурга поистине легендарна. Его великолепные архитектурные памятники, царственные площади и набережные, многочисленные фонтаны, его белые ночи и туманы навсегда заворожили русское искусство.

Петербург, по мнению многих, явление мировой цивилизации. Город рядится в античные одежды, что не соответствует ни его климату, ни его географии, ни его истории, ни его культуре.

Слайды № 4-8. Поочередный показ:

- Летний сад.

- Петродворец. Золотая гора.

- Вид на Большой каскад, Морской канал и Аллею фонтанов.

- Эрмитаж. Три грации.

- Эрмитаж «Зал Августа».

Да и само название города Санкт-Петербург означает на русском языке город святого Петра, и лишь в 1914 году название зазвучало по-русски - Петроград.

Сегодня, вновь став Петербургом, он по-прежнему влечет к себе поэтов, художников, фотографов, сюда приезжают толпы туристов со всех концов света, чтобы восхититься одним из красивейших городов мира.

Его улицы, площади (Дворцовая площадь), набережные (Университетская набережная Невы) - подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих. Это город рек и каналов (Канал Грибоедова), перевитых ажурными мостами (Дворцовый мост).

Как и Рим когда-то, Петербург начинался со строительства административного центра: Петропавловской крепости и Адмиралтейства, башня которого стала своеобразным символом города. XIX век по праву считается «золотым» не только для русской литературы, но и для всей русской культуры. Именно он подарил Петербургу Зимний дворец, Казанский собор, знаменитый Исаакиевский собор, массивное здание высотой 101 м, завершённое куполом. ( Показ слайдов № 9-16 во время рассказа учителя.)

Так выглядит город сегодня. И если с этих прекрасных улиц убрать транспорт, электричество, а людям надеть одежды в соответствии с модой XIX столетия, то при известном воображении, легко себе представить, как выглядела когда-то эта Северная Пальмира. (Слайд № 17 - репродукция картины Б. Патерсона «Вид на Дворцовую площадь от начала Невского проспекта).

II. Петербург в произведениях писателей I половины XIXвека. Необходимо помнить, что Петербург не просто город. Это особый мир, весьма значимый и в русской культуре, и в русской литературе. Об этом хорошо сказал С. Маршак:

Давно стихами говорит Нева,

Страницей Гоголя ложится Невский,

Весь Летний сад - Онегина глава,

О Блоке вспоминают острова,

А по Разъезжей бродит Достоевский.

Как художественный образ Петербург - город-призрак, город-фантасмагория, где соседствуют торжественное и повседневное, реальное и фантастическое. Эта традиция изображения Петербурга открывается в русской литературе именами Гоголя, Пушкина, Некрасова.

Продолжим разговор о различных образах Петербурга в русской литературе. Вам предлагается сопоставить картины города в произведениях названных писателей. Для этого класс разделён на три рабочие группы. Поработайте с отрывками из произведений Пушкина, Гоголя и Некрасова, представленными на карточках-информаторах. Выясните, какие реалии попадают в поле зрения каждого из поэтов и писателей. Подготовьте небольшие сообщения по данному материалу.

Работа в группах.

Материл для первой группы. (Слайд №18)

Учитель. Пушкин воздал «державному» городу положенные почести. Прочтите, пожалуйста, отрывок из вступления к поэме «Медный всадник».


Карточка №1.

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид.

Свод небес зелёно-бледный,

Скука, холод и гранит…


Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознёсся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов,

Печальный пасынок природы,

Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды

Свой ветхий невод, ныне там

По оживлённым берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Тёмно-зелёными садами

Её покрылись острова,

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.

(Отрывки из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»)

- Каков ракурс изображения Петербурга и эмоциональный колорит поэтической картины в каждом отрывке?

Карточка №2.

Пушкинский Петербург - это и великолепный город вступления к поэме «Медный всадник», олицетворение русской государственности, и город, разорённый взбунтовавшейся Невой, это и жестокий город «Станционного смотрителя», оскорбивший Самсона Вырина, лишивший его последней надежды, это и город пышных особняков и сумрачных белых ночей «Евгения Онегина».

Именно А.С. Пушкин первым сказал о многоликости, о контрастности Петербурга.

Этот город становится городом «маленького человека». На первый план выступают «переулки», «трущобы», «углы», «каморки» и «щели». В.Г. Белинский признавался, как ненавистен ему Петербург, где так тяжело и мучительно жить.

Словарная работа.

Ребята, вы обратили внимание на то, что главной чертой поэтического облика Петербурга становится контраст, который лёг в основу приёма «антиномии». Давайте запишем, что такое антиномия. (Слайд №19, 20) Антиномия - это противоречие между положениями, каждое из которых признаётся логически доказуемым. Какие слова противопоставляются в отрывке из стихотворения А.С. Пушкина?

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид.

Свод небес зелёно-бледный,

Скука, холод и гранит…


Материал для второй группы. (Слайд№ 21)

А теперь попробуем увидеть, как изображает Петербург Н.А. Некрасов.

Карточка №1. (Слайд №22)

Серебром отливают колонны,

Орнаменты ворот и мостов,

В серебре лошадиные гривы,

Шапки, бороды, брови людей,

И, как бабочек крылья, красивы

Ореолы вокруг фонарей.

«Кому холодно, кому жарко».

Там высох человек, погрязнув в барыши,

Улыбка на устах, а на уме коварность:

Святого ничего - одна утилитарность!

«Дружеская переписка Москвы с Петербургом».

Все больны, торжествует аптека

И варит свои зелья гуртом;

В целом городе нет человека,

В ком бы желчь не кипела ключом…

«До сумерек».

- В чём образ некрасовского Петербурга полемичен по отношению к пушкинскому?

Карточка №2.

Рисуя облик столицы, Пушкин и Некрасов обращаются к одним и тем же реалиям. Но в противовес высокому, величественному образу Петербурга Пушкина Некрасов создаёт трагическую хронику жизни большого города. Для Некрасова Петербург - социальное пространство, наполненное самыми прозаическими реалиями. Город, кажется, оборачивается своей «оборотной стороной»: «строгий и стройный вид» Петербурга Пушкина - «грязные улицы, лавки, мосты» Некрасова, «береговой гранит» Невы - «громадная гробница».

Пушкинская поэтизация Петербурга уступает место подчёркнуто прозаическому его изображению у Некрасова. Но образ Петербурга у Пушкина сложнее, порою он противоречив, как, например, в «Медном всаднике». Вспомните Евгения. Он безразличен городу. Холодом бьёт от Петербурга. Евгений и его погибшая девушка - песчинки по сравнению с громадой большого города…

Петербург Пушкина - классическая архитектура, статуя Петра и безымянная могилка на взморье (одиночество, безразличие, холод), шум приятный, весело.

Петербург Некрасова - грязные улицы, сырость, гниль, стон, смрад. Поэт внимательно всматривается в очертания северной столицы. Но постепенно со страниц произведений исчезает удивительная красота города. Пейзаж становится не только унылым, он провоцирует человека на безнравственные поступки. (Слайд № 23)


Материал для третьей группы. (Слайд № 24)

- А каков Петербург Гоголя? Какую тайну скрывает он? Прочитайте, пожалуйста, отрывки из «Невского проспекта» и «Шинели» Гоголя.

Карточка №1. (Слайд № 25)

«Пустынные улицы даже и днём не так веселы, а тем более вечером. Теперь они сделались ещё глуше и уединённее: фонари стали мелькать реже; пошли деревянные домы, заборы, нигде нет ни души; сверкал только один снег по улицам да печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки».

(«Шинель»).

«Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущённою массою наляжет на него…»

(«Невский проспект»).

Подытожим ваши ответы.

Карточка №2.

Глубоко отрицательные впечатления и горестные размышления в «Петербургских повестях Гоголя».

Петербург у Н.В. - оборотень с двойным лицом: за парадной красотой («Ночь перед Рождеством») скрыта бедная и убогая жизнь, показанная в «Шинели».

Призрачный свет фонарей обманывает нас и скрывает жуткую суть «фантасмагории». Именно у Гоголя блестяще показана оппозиция внешнего блеска и внутреннего разложения, в его Петербурге всё дышит обманом - это дьявольский мираж. Город трактуется как призрак.

В произведениях Гоголя образ Петербурга как бы раздваивается: его великолепие отходит на второй план, отступая перед проблемами обезличивания человека. Холодный, равнодушный, бюрократический, он враждебен человеку и порождает странные зловещие фантазии. Петербург Гоголя - это город чердаков и замусоренных проходных. (Слайд № 26)

III. Заочная экскурсия по современному Петербургу Достоевского.

Давайте теперь совершим заочное путешествие по Петербургу, ставшему одним из основных художественных образов романа «Преступление и наказание». Если мы возьмём роман писателя и пройдёмся с ним по современному городу, то убедимся прежде всего в предельной конкретности и топографической достоверности изображения. (Рассказ учителя сопровождается показом слайдов 27-36 с изображением всех называемых объектов).

Для жительства Раскольникова Достоевский избрал самую «пьяную» улицу - Столярный переулок. Переулок этот, состоявший из 16 домов, насчитывал 18 питейных заведений. Поэтому крики и брань постоянно сопровождали героя.

Через грязную Сенную площадь, где ещё в XVIII рынок для продажи скота, дров, сена, овса, лежал путь Родиона Романовича в город. Здесь же, на этой площади, Раскольников попытался испросить у мира прощения себе.

С площади путь лежал в улицу Садовую. «В последнее время его даже тянуло шляться по всем этим местам, когда тошно становилось, чтоб ещё тошней не было». По адовой и Гороховой шёл Раскольников к старухе-процентщице (всего 730 шагов от его дома).

Столярный переулок находился на Екатерининском канале, поэтому основные маршруты героя пролегали либо вдоль этого канала, либо по его пересечению, то есть по мостам (например, по Кокушкину).

Здесь же, на канале находилась квартира Сони Мармеладовой и здесь же, на набережной канала, погибает Катерина Ивановна.

Друг Раскольникова Разумихин живёт на Васильевском острове, и Родион Романович добирался к нему по Вознесенскому проспекту. Он не уступал Столярному переулку. В нем помещалось 6 трактиров, 19 кабаков, 11 пивных, 16 винных погребов. Именно на этом проспекте, в одном из дворов, находился камень, под которым Раскольников зарыл украденное. Проходя этим маршрутом, герой встретил девушку на Конногвардейском бульваре. Далее, идя по Вознесенскому проспекту, Раскольников выходил к Неве и по Николаевскому мосту попадал на Васильевский остров.

Тот, кто прочитал роман никогда не сможет забыть сон Раскольникова о забитой клячонке. Произошло это на Петровском острове, куда герой попал, направляясь к Разумихину и не дойдя до цели, прошёл весь Васильевский остров, вышел на Набережную Малой Невы, перешёл Тучков мост и оказался на острове, где упал в траву и заснул.

В своих лихорадочных блужданиях по городу герой любил останавливаться на мостах и глядеть на воду. Однажды на Вознесенском мосту (на том же Екатерининском канале) Раскольников стал свидетелем попытки самоубийства. Среди мостов у героя были свои излюбленные места. Помните панораму на Зимний дворец и Исаакиевский собор, великолепную картину, от которой «веяло необъяснимым холодом». Вот этот вид открывается с Николаевского моста (ныне мост Лейтенанта Шмидта).

IV. Городской пейзаж глазами Достоевского.

- Похоже то, что мы видели, на описанное в книге? Конечно, нет.

Этому есть объяснение. Ведь мы идём по городу вместе с героем и видим всё его глазами.

Преступление Раскольникова, отвратительное и низкое, имеет сообщником трущобы, подвалы, распивочные, трактиры, кабаки, подвалы, закоулки тёмных дворов-колодцев. Кажется, что ядовитые испарения большого города проникли в мозг нищего студента и породили в нём мысль об убийстве.

Окунёмся в эти грязные воды, опустимся на самое дно, чтобы понять, почему и зачем он идёт убивать… Итогом нашего разговора будет выполненный вами опорный конспект на тему: «Петербург Достоевского» в виде таблицы, схемы или рисунка. По ходу урока вы можете записывать мысли, опорные слова, которые пригодятся вам при выполнении домашнего задания.

- Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников? Обратите внимание на общую атмосферу улицы? (Слайд № 37)

Выборочное чтение отрывков из I части романа с описанием Сенной площади).

(Слайды № 38 - 41. Кадры из к/ф Д. Светозарова «Преступление и наказание»).

Обратите внимание на запахи, исходящие со страниц романа (духота, пыль, извёстка, вонь дешёвой краски, гниющей рыбы, прокисших винных остатков…). Поневоле задохнёшься и захочется на воздух. Сам Петербург провоцирует Раскольникова на идею и поступок. Именно таким показан город в иллюстрациях к роману И. Глазуновым. ( Слайд № 42.)

В XIX веке строили много и не только шедевры архитектуры, часто в погоне за прибылью заказчики требовали от архитекторов только лишь дешевизны в работе. Так возникли тесно стоящие доходные дома с дворами-колодцами, с тёмными комнатами, с мрачными чёрными лестницами. В таких домах и поселил своих героев Ф.М. Достоевский.

-Как чувствует себя Раскольников в этом городе?

-Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на этих улицах?

(Учащиеся работают с текстом романа, характеризуют Раскольникова, Мармеладова, Екатерину Ивановну, старуху-процентщицу.)

-Какое ощущение остается от встреч с этими людьми?

От встреч с этими людьми остается ощущение чего-то грязного. «Серединные» улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения».

Индивидуальное задание. (Слайд № 43)

-Какую роль играет в романе образ - символ « лестницы»?

(Анализ текста романа, сообщение учащегося, проводившего исследование.)

Раскольников взбирается и спускается с лестницы, по крайней мере, 48 раз. Его «путь» - это буквально путь «вверх» и «вниз»). (Слайд №44)

По этим лестницам поднимемся и мы в крохотную клетушку героя.

V. Описание помещений, в которых живут герои.

-Каково ваше впечатление, когда вы, «покидая» улицу, входите в в каморку Раскольникова? (Слайд № 46. - отрывок из романа)

Работа с текстом.

- С чем сравнивает комнату Раскольникова Достоевский? (Гроб, сундук, шкаф, скорлупа…Только в такой тесной и низкой каморке могла родиться дикая идея о преступлении). (Слайд № 47)

- Есть ли общее в описании комнаты Сони и Раскольникова? (Слайд № 48)

- Найдите описание комнаты бывшего чиновника Мармеладова. (Слайд № 49-50) Самое страшное, что здесь жили дети.

А вот комнаты, в которых существовали герои, глазами художника. Презентация учащегося «Иллюстрации к роману художника Д.А. Шмаринова. (Слайды № 51 - 57.)

Как видите перед нами те же мрачные краски, угрюмые здания и стены. Жилище старухи-процентщицы имеет те же мрачные уродливые формы.

- Обратили ли вы внимание на цвет, преобладающий в описании помещений? (Жёлтый - цвет безумия, именно он создаёт ощущение неправильности происходящего. Мы встречаемся с этим цветом неоднократно: жёлтые обои у Раскольникова, в комнате Сони, цвет его лица при болезни, мебель у Порфирия Петровича, лицо следователя, обои у старухи, мебель, рамы картин и т. д. (Слайд № 58)

- Почему основной цвет романа - желтый? (Учащиеся делают выводы по таблице)

VI. Итоги урока.

-Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них людей?

- Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова: «Человеку некуда пойти»?

( Учащиеся делают вывод о том, что Петербург Достоевского - это город, в котором невозможно жить.)

- Каким показан Петербург в романе? (Слайды № 59- 60)

- В чём заключается двойственность в изображении Петербурга?

- Как соотносятся в романе состояние героя и состояние города?

Подводя итоги урока, мы можем сказать, что городской пейзаж в «Преступлении и наказании» - пейзаж психологический. Он органически связан с внутренним миром героев, с их душевным состоянием. Душа Петербурга - это душа Раскольникова. (Слайд № 61).

Петербург так же двойственен, как порождённое им человеческое сознание.

- К какому из городов - пушкинскому, гоголевскому или некрасовскому - ближе Петербург Достоевского? ( Слайд № 62)

В создании образа города Достоевский развивает традиции предшественников: Пушкина - город контрастов, Гоголя - город фантасмагория, Некрасова - внимание к быту и деталям. Но при этом у Достоевского свой образ Петербурга.

В дымном городе душно,

Тесно слуху и взору.

В нём убили мы скучно

Жизни лучшую пору.

В небе - пыль, либо тучи,

Либо жар, либо громы;

Тесно сжатые в кучи,

Кверху кинулись домы…

Н.М. Коншин. «Жалобы на Петербург»

Кажется, именно так мог бы сказать главный герой романа. Всё вместе: пейзажные картины, сцены уличной жизни, интерьеры «углов» - создаёт общее впечатление города, который враждебен человеку. В нём все несёт на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования. Эта страшная жизнь пробуждает возмущение, уверенность в том, что так жить человек не должен. Страницы романа проникнуты болью о человеке, вынужденном страдать. Образ Петербурга помогает понять главную мысль романа: оправдание униженных и всеми отринутых парий общества, осуждение общественного строя, обрекающего людей на подобную жизнь.

VII. Домашнее задание. (Слайд №63)

  1. Сделать опорный конспект на тему: «Петербург Достоевского» в виде таблицы, схемы или рисунка.

  2. Перечитать эпизоды:
    Ч.1 гл.2-4, 6-7.

  3. Ответить на вопросы:
    Как родилась у Раскольникова идея убийства и на чем она основана?
    Что несет обездоленным теория Раскольникова?

VIII. Источники информации.
1. Используемая литература:
Поурочные разработки по литературе . 10 класс 2 полугодие, Москва «Вако»,2003 г.
Белов С.В. Петербург Достоевского.- «Нева», 1983, №11, с195-200

Москаленко О.В. Изучение Петербурга на уроках по «Преступлению и наказанию» // Литература, №2, 2006

Символика цвета в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»// Литература, №3, 2007
2.Адреса в ИНТЕРНЕТ

3. Экранизация романа Ф.М.Достоевского. Режиссер Дмитрий Светозаров.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал