7


  • Учителю
  • Урок 2 по роману И. С. Тургенева 'Отцы и дети'

Урок 2 по роману И. С. Тургенева 'Отцы и дети'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети».



Урок второй (главы 5-11).

В имении Кирсановых.



Цель урока: используя детальный анализ текста разобраться в жизненных взглядах главных героев; разобраться в понятии «нигилизм» и во взглядах передового дворянства 2-ой половины 19 века; работать над художественной деталью и сделать вывод о её роли в тексте.


1. Как ведёт себя в доме Кирсановых Базаров? Чем занимается?

2. Как Аркадий отнёсся к тому, что у отца вторая семья? Такой ли реакции ждал от него отец?

3. Как вы думаете, почему при каждом появлении Павла Петровича даётся очень подробное описание его внешности, его костюма? (другие герои произведения так подробно не описываются)

4. Как Аркадий объясняет значение слова «нигилист»? (глава 5: «Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип»).

5. Что на это возражает П.П. Кирсанов? («Мы, люди старого века, полагаем, что без принципов, принятых на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя. Посмотрим, как вы будете существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве»). Как вы думаете, его брат, Н.П. Кирсанов, тоже так же жёстко следует принципам? Можно ли считать отступлением от принципов его любовь (по-моему, именно любовь, а не увлечение) к небогатой мещанке Федосье Николаевне? Кстати, как вы думаете, почему он не женился на ней и женится ли когда-нибудь?

6. Расскажите историю жизни Павла Петровича (глава 7). Как оценивают произошедшее с П.П. Аркадий и Евгений? («Аркадий: «Он скорее сожаления достоин, чем насмешки... Надо быть справедливым, Евгений... Он глубоко несчастен, поверь мне; презирать его - грешно».

Базаров: «Да кто его презирает?... А всё-таки я скажу, что человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не самец»).

7. Как вы думаете, почему П.П., который никогда раньше не заходил в комнату к Фенечке и, скорее всего, вообще не общался с ней, после приезда Аркадия решился зайти к Фенечке и взглянуть на ребёнка Н.П.? Зачем, по-вашему, автор заканчивает эту главу описанием его одиночества (см. конец 8 главы)?

8. Как вы понимаете слова Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»? Почему Евгений рассмеялся, услышав, как отец Аркадия играет на виолончели? Согласны ли вы с ним?

9. В чём состоит суть спора между П.П. Кирсановым и Е. Базаровым (глава 6 и 10)?

Попробуем заполнить таблицу, которая поможет нам разобраться в предмете их спора и уяснить их позиции.

Подымаемые в споре вопросы

Взгляды Павла Петровича

Взгляды Евгения Базарова

О роли аристократии (дворянства) в обществе

В аристократах развито чувство собственного достоинства, они уважают других, и это уважение начинается с того, что они не теряют в себе Человека, следовательно, они достойны уважения.

«… вы уважаете себя и сидите сложа руки; какая же польза от этого (обществу)…? Вы бы не уважали себя и то же бы делали».

Об отношении к истории

Надо следовать логическому ходу истории (эволюционный путь).

Надо всё ломать. А строить будут другие (революционный путь).

Об отношении к России, русскому народу.

С умилением относится ко всему патриархальному, чтит традиции, с любовью говорит о России и русском народе (хотя знает об этом больше теоретически: говоря с мужиками, не понимает их и «нюхает одекалон», так как запаха их не переносит)

Надо критиковать то, что плохо в России, а не умиляться её историей и красотой. С русским мужиком надо уметь говорить на его языке. И если русский мужик жостоин презрения, то надо его презирать, а не заигрывать с ним.

Считает, что он и сам - представитель русского народа («Мой дед землю пахал»).

Отношение к плодам цивилизации (культурному наследию)

Надо быть культурным человеком, для которого важны плоды цивилизации (искусство, литература).

Культура - чепуха: «Рафаэль гроша ломаного не стоит», надо признавать лишь то, что приносит практическую пользу.

Отношение к науке, прогрессу

Скептически относится к тому, что молодёжь сейчас увлекается западными учениями: «… немцы мне не по нутру. Ещё прежние туда-сюда… А теперь пошли какие-то химики да материалисты».

Наука намного важнее искусства. Не важно, кто наши «учителя», важно, чтобы они дело говорили.


10. О чём размышляет после этого спора Николай Петрович? (Зачитать отрывок из гл. 11 от слов «Но отвергать поэзию? - подумал он опять, - не сочувствовать художеству, природе?..»).


Вывод: итак, что мы узнали о взглядах главных героев?

(Итак, взгляды Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова прямо противоположны: Павел Петрович - дворянин (аристократ) и либерал; Базаров - разночинец и демократ. В них есть и сходство: они непримиримы и не признают ничьих взглядов, кроме своих, то есть категоричны.

Н.П. и Аркадий пока находятся в тени двух выше названных героев. Хотя лирическая душа Н.П., его способность ценить простое семейное счастье, его любовь к сыну, к природе, к искусству вызывают уважение).


11. Какова роль художественной детали в тексте романа И.С. Тургенева?


Художественная деталь очень важна. (Далее ребята доказывают эту мысль примерами из текста).

Например, красная (рабочая) рука Базарова и холёная, с ухоженными ногтями, в белом манжете, застёгнутом запонкой с опалом, рука Павла Петровича могут уже многое сказать о том, что за герои перед нами (разночинец - аристократ и т.д.).

Во фразе Павла Петровича о современных немцах «… немцы мне не по нутру. Ещё прежние туда-сюда… А теперь пошли какие-то химики да материалисты» уже это одно слово подчёркивает неуважение к современным немецким учёным. И т.д.

В конце 11 главы автор показывает двух братьев, Николая Петровича и Павла Петровича, на фоне природы (в вечернем саду под звёздным небом), но если у Николая Петровича такая картина природы вызывает слёзы умиления («…навёртывались слёзы, беспричинные слёзы; это было во сто раз хуже виолончели»), то в глазах его брата «не отразилось ничего, кроме света звёзд. Он не был рождён романтиком, и не умела мечтать его щёгольски-сухая и страстная… душа». Если мы обратим внимание на эту деталь, то в конце романа нам станет понятно, почему Николай Петрович обретает в живёт счастливо, а Павел Петрович одинок и несчастлив.

И т.д.


(Д.з. прочитать главы 14-19 романа)




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал