- Учителю
- Рабочая программа по русской литературе (8 класс)
Рабочая программа по русской литературе (8 класс)
МКУ Управление образования МР Дюртюлинский район ООШ Чишминский филиал МБОУ СОШ с. Исмаилово
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Рук. МО______ Зам. дир. по УР ______ Директор МБОУ СОШ с.Исмаилово _____ Набиева М.Р. Кильметова Р.Д. Шайниязов Р.А.
Протокол № ___от «___» __________ 2014 г. Приказ №___ «__» _________2014 г. от «___» ____________2014 г.
Рабочая программа
на 2013-2014 учебный год
Предмет: русская литература
Класс: 8 класс
Общее количество часов: 67
Количество часов в неделю: 2
Программа. 1) Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011. 2) Программы основной школы. Литература 5-9 классы ОУ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения./ С.К.Бирюкова, Р.З.Хайруллин, Н.Н.Вербова, К.М.Нартов, Н.С.Русина. - СПб: Филиал издательства «Просвещение», 2005.
Учебники. Литература: 8 класс: Учебник для общеобраз. учрежд. с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: В 2-х частях. Ч.1 /Авт.-сост.: С.К.Бирюкова, К.В.Мальцева, М.М.Бакеева, К.М.Нартов, Н.Н.Вербовая, Н.С.Русина, А.М.Мансурова, Л.В.Тодоров, Р.З.Хайруллин. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2010.
Литература: 8 класс: Учебник для общеобраз. учрежд. с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: В 2-х частях. Ч.2 /Авт.-сост.: В.Н.Джанаева, А.М.Мансурова С.К.Бирюкова. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2010.
Учитель: Маннанова Найла Зулефовна
Чишма- 2014
Наименование видов работ
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Всего
Классное
сочинение
-
2
1
1
4
Домашнее сочинение
1
1
1
-
3
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011г., программы основной школы по литературе для 5-9 классов ОУ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения./ С.К.Бирюкова, Р.З.Хайруллин, Н.Н.Вербова, К.М.Нартов, Н.С.Русина.- СПб: Филиал издательства «Просвещение», 2005 г., и рассчитана на 67 часа (2 часа в неделю), что соответствует учебному плану на 2014/15 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Литература» как базовой учебной дисциплины определяется спецификой литературы как словесного искусства. Образная природа литературы позволяет оказывать непосредственное эмоциональное воздействие на читателя и таким образом активно формировать его мировоззренческие установки духовно-нравственные идеалы, эстетический вкус. Сложность учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. При этом в школе с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения соотношение литературного материала (художественных произведении) с историко- и теоретико-литературными знаниями оказывается несколько иным в сравнении с русской школой, поскольку определенный объем сведений историко- и теоретико-литературного характера учащиеся приобретают в курсе родной литературы.
Курс литературы на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представления о литературе как о необходимой части многонациональной культуры России, способствует формированию гармоничной личности, обладающей этническим и общероссийским гражданским сознанием; гармонизирует межнациональные отношения.
Изучение русской литературы учащимися школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения характеризуется ярко выраженной спецификой. Наряду с русской литературой в них изучается родная литература. Русская литература изучается в нерусской культурно-исторической среде, отражающей своеобразие социально-исторического развития нации, национального предметного мира (природа, быт), национальных традиций развития культуры. Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися.
Учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения русской речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Русская литература тесно связана с русской культурой, являясь ее неотъемлемой частью. Изучение литературных произведений на широком общекультурном фоне поможет учащимся воспринять русскую литературу как существенную часть русской культуры, а также учесть этнокультурную специфику родной литературы и культуры. Таким образом, реализуется принцип диалога культур.
Изучение русской литературы, тесно связанное с изучением обществоведения, истории Российского государства и истории родного края учащихся, формирует у них историзм мышления, гордость за свое многонациональное Отечество.
Целями изучения предмета «Литература» в основной школе с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, способной, осознавая свою принадлежность к родной культуре, уважительно относиться к русской литературе (культуре), культурам других народов;
-вхождение в мир многонациональной российской интеграция на этой основе в единый многонациональный российский социум;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственных и эстетических ценностях, выдающихся русских писателей, их жизни и творчестве, произведениях литератур народов России и зарубежной литературы; формирование потребности в самостоятельном чтении произведений русской литературы, овладение умениями анализировать художественные произведения с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы, выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание;
• формирование представления о специфике литературы в ряду других видов искусств, эстетической восприимчивости к произведениям иноязычной и инокультурной русской литературы; эстетического вкуса на основе освоения русских художественных текстов; умений сопоставлять их с художественными текстами родной литературы, выявлять сходство и различия, обусловленные особенностями образно-эстетической системы обеих литератур;
• овладение умениями формулировать собственное отношение к изученным литературным произведениям, давать им обоснованную оценку, в отдельных случаях - собственную интерпретацию;
• развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся на русском языке на основе изучения произведений русской литературы, понимание русского слова в его эстетической функции, овладение стилистически окрашенной русской речью;
- овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.
Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. В программе представлены следующие разделы:
1. Из древнерусской литературы.
2. Из русской литературы XVIII в.
3. Из русской литературы XIX в.
4. Из русской литературы XX в.
5. Из литературы народов России.
6. Из зарубежной литературы.
Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Сведения по теории литературы в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Результаты изучений учебного предмета
Личностными результатами учащихся, формируемыми при изучении предмета «литература», являются:
• осознание себя и представителями своего народа, и гражданами многонационального Российского государства;
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе (культуре), культурам других народов;
• умение адаптироваться в современном мире; сотрудничать со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях, особенно с представителями иной этнической принадлежности;
• развитие личной ответственности за свои поступки на основе этикета родного народа, уважительное отношение к иным, отличных от своих, нормам этикета и традициям других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и другие базы данных).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях на русском языке, формулировать выводы;
• овладении умениями самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• использовании в самостоятельной деятельности приемов сопоставления и сравнения;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты учащихся состоят:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов России, произведений древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., произведении литературы народов России и зарубежной литературы; способность грамотно формулировать эти проблемы;
• понимание связи литературных произведении с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, а также произведений русской и родной литературы;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями своего народа;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях; изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и умение выразить свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров на русском языке, осмысленное чтение их и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать на русском языке устные монологические речевые высказывания разного типа; вести диалог на русском языке, соблюдая нормы русского речевого этикета и понимая особенности речевого этикета собеседника, принадлежащего к иной культуре;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классных и домашних творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений русской литературы, выраженных в образной системе иной национальной культуры; формирование эстетического вкуса на основе освоения русских художественных текстов;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений;
• умение при сопоставлении произведений русской и родной литературы выявлять их сходство и национальное своеобразие, обусловленное особенностями образных систем русской и родной литературы, структурными особенностями русского и родного языков.
Календарно-тематическое планирование на 2014-2015 учебный год
№
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
ТСО,
ИКТ, наглядность
Характеристика основных видов учебной деятельности
По календ.
Факт.
1 четверть
Введение
1
Инструктаж по ТБ. Художественная литература как искусство слова
1
03.09
Беседа, работа с учебником, конспектирование
Древнерусская литература
2
«Поучение Владимира Мономаха»
1
06.09
Чтение с элементами анализа
Русская литература 18 века
3
Денис Иванович Фонвизин. Комедия «Недоросль»
1
10.09
Портрет драматурга
Инд. сообщение, знакомство с действующими лицами, чтение фрагментов
4
Проблема воспитания истинного гражданина
1
13.09
Иллюстрации
Пересказ, беседа. Д/с
5
Александр Николаевич Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»
1
17.09
Компьютер, экран, проектор, презентация
Инд. сообщение, чтение, беседа
Русская литература 19 века
6
Александр Сергеевич Пушкин. «19 октября» - стихотворение о лицейской дружбе
1
20.09
Компьютер, экран, проектор, презентация
Чтение и анализ стихотворения
7
Сила любви и дружества в стихотворении А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд…»
1
24.09
Чтение, анализ стихотворения, работа с учебником
8
А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар»
1
27.09
Компьютер, экран, проектор, презентация
Чтение наизусть стихотворения, анализ стихотворения
9
«Подражание Корану» - произведение философской лирики Пушкина
1
01.10
Иллюстрации
Чтение, анализ стихотворения
10
А.С.Пушкин. Стихотворение «Осень»
1
08.10
Чтение, анализ стихотворения
11
Стихотворение А.С.Пушкина «Вновь я посетил…»
1
15.10
Чтение, анализ стихотворения
12
Стихотворение А.С.Пушкина «Я памятник воздвиг нерукотворный»
1
18.10
Компьютер, экран, проектор, презентация
Чтение, анализ стихотворения
13
Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
1
22.10
Компьютер, экран, проектор, презентация
Чтение наизусть стихотворения, сообщения учащихся
14
Становление личности Петра Гринёва
1
25.10
Компьютер, экран, проектор, презентация
Сообщения учащихся, аналитическая беседа
15
Емельян Пугачёв - центральный герой повести. Его встречи с Гриневым.
1
29.10
Компьютер, экран, проектор, презентация
Выборочное чтение, аналитическая беседа
2 четверть
16
Маша Миронова, её душевная стойкость, нравственная красота
1
05.11
Иллюстрация
Пересказ, аналитическая беседа
17
Развитие речи. Написание сочинения по повести «Капитанская дочка»
1
08.11
Написание сочинения
18
Михаил Юрьевич Лермонтов. Тема Кавказа в творчестве Лермонтова
1
12.11
Портрет поэта, компьютер, экран, проектор, презентация
Выразительное чтение, беседа, выступления учащихся
19
Отклик Лермонтова на смерть А.С.Пушкина в стихотворении «Смерть поэта»
1
15.11
Портреты поэтов
Чтение, анализ стихотворения
20
Образ родины в творчестве Лермонтова. «Родина»
1
19.11
Чтение наизусть, чтение и анализ стихотворения
21
Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Основные черты Мцыри
1
22.11
Иллюстрации, компьютер, экран, проектор, диск «К и М»
Чтение, аналитическая беседа, работа над иллюстрациями
22
Своеобразие композиции поэмы «Мцыри». Основные роды художественной литературы
1
26.11
Компьютер, экран, проектор, презентация
Аналитическая беседа, работа с учебником
23
Развитие речи. Написание сочинения по творчеству М.Ю.Лермонтова
1
29.11
Написание сочинения
24
Николай Васильевич Гоголь. Комедия «Ревизор». Анализ 1, 2 действий
1
03.12
Портрет драматурга, компьютер, экран, проектор, презентация
Знакомство с действующими лицами, чтение и беседа
25
Анализ 3-5 действий комедии «Ревизор»
1
06.12
Пересказ, чтение и аналитическая беседа
26
Иван Сергеевич Тургенев. Стихотворения в прозе «Два богача», «Как хороши, как свежи были розы»
1
10.12
Портрет писателя
Чтение и анализ стихотворения в прозе
27
Повесть «Ася»
1
13.12
Компьютер, экран, проектор, диск «К и М»
Аналитическая беседа
28
Н. А. Некрасов. «Железная дорога»
1
17.12
Портрет поэта
Иллюстрация
Чтение и анализ стихотворения
29
Стихотворение Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда»
1
20.12
Компьютер, экран, проектор, презентация
Чтение наизусть, чтение и анализ стихотворения, тестирование
30
Стихотворение Н.А.Некрасова «Тройка»
1
24.12
Работа над иллюстрацией, чтение, анализ стихотворения, исследовательская работа
31
А. А. Фет. «Учись у них - у дуба, у берёзы...»
1
27.12
Портрет поэта
Чтение и анализ стихотворения
3 четверть
32
Мечта поэта о встрече с любимой в стихотворении «Как много, Боже мой»
1
17.01
Чтение, анализ стихотворения
33
Николай Семёнович Лесков. «Левша». Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.
1
21.01
Компьютер, экран, проектор, презентация
Чтение сказа
34
Трагедия русского гения
1
24.01
Иллюстрации
Аналитическая беседа, д/с
35
Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». Образы главных героев рассказа «После бала»
1
28.01
Портрет писателя,
иллюстрации, компьютер, экран, проектор, диск «К и М»
Чтение, беседа
36
Сюжет и композиция рассказа «После бала»
1
31.01
Аналитическая беседа, наблюдение над языковыми средствами
37
Развитие речи. Написание сочинения по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»
1
04.02
Написание сочинения
38
А.П.Чехов. Рассказ «Смерть чиновника»
1
07.02
Портрет писателя
Исследовательская работа
Русская литература 20 века
39
Иван Алексеевич Бунин. Мир живой природы в поэзии Бунина в 900-х гг. «Как дымкой даль полей», «Густой зеленый ельник у дороги»
1
11.02
Портрет поэта
Сб. стихов
Работа с учебником, чтение и анализ стихотворений
40
Философская лирика Бунина. «Вечер», «Слово»
1
14.02
Сб. стихов
Чтение наизусть, выразительное чтение и анализ стихотворения
41
Рассказ И.А.Бунина «Ворон»
1
18.02
Чтение наизусть, чтение рассказа и аналитическая беседа
42
М.Горький. «Легенда о Данко»
1
21.02
Портрет писателя
Чтение легенды и аналитическая беседа
43
М.Горький. «Мои университеты»
1
25.02
Чтение отрывка и беседа
44
Александр Александрович Блок. «О, весна без конца и без краю…». «Россия»
1
28.02
Портрет поэта
Сб. стихов
Сообщения учащихся, выразительное чтение и анализ
45
Трёхсложные размеры стиха. Особенности стихов В.В.Маяковского
1
04.03
Презентация
Работа с учебником, беседа
46
Стихотворения В.В.Маяковского «Прозаседавшиеся», «Хорошее отношение к лошадям»
1
07.03
Портрет поэта
Сб. стихов
Сообщение ученика, словарная работа, выразительное чтение и анализ
47
Сергей Александрович Есенин. Образы природы в стихах поэта
1
11.03
Презентация
Сб. стихов
Выразительное чтение и анализ стихотворения
48
Александр Грин. «Алые паруса». Образы Лонгрена и Ассоль
1
14.03
Портрет писателя, иллюстрации
Выразительное чтение и аналитическая беседа
49
Анна Андреевна Ахматова. «Родная земля»
1
18.03
Портрет поэта
Сб. стихов
Выразительное чтение и анализ стихотворения
50
Михаил Михайлович Зощенко. Рассказы «Баня», «Любовь», «Кочерга»
1
21.03
фотография писателя
Чтение наизусть, пересказ, чтение рассказа и беседа
4 четверть
51
Николай Алексеевич Заболоцкий. «Ещё заря не встала над селом»
1
1.04
Портрет поэта, иллюстрация
Выразительное чтение и анализ стихотворения
52
Константин Георгиевич Паустовский. «Зарубки на сердце»
1
04.04
Портрет писателя,
иллюстрации, компьютер, экран, проектор, диск «К и М»
Чтение рассказа и беседа
53
Александр Трифонович Твардовский. Поэма «Василий Тёркин»
1
08.04
Презентация
Выразительное чтение
54
Тёркин - воплощение лучших качеств война
1
11.04
Иллюстрации
Аналитическая беседа
55
Развитие речи. Написание сочинения по картине Непринцева «Отдых после боя»
1
15.04
Компьютер, экран, проектор, презентация
Написание сочинения
56
Василий Макарович Шукшин. Обличение грубости, казённого отношения к человеку в рассказе «Обида»
1
18.04
Портрет писателя
Сообщения учащихся, чтение рассказа и аналитическая беседа
57
Фёдор Александрович Абрамов. Рассказ «В Питер за сарафаном»
1
22.04
Фотография писателя
Словарная работа, пересказ, аналитическая беседа
58
Евгений Александрович Евтушенко. Воспевание дружеских отношений между народами в стихотворении «Платок»
1
25.04
Фотография поэта,
сб. стихов
Выразительное чтение и анализ
Литература народов России
59
Якутский героический эпос. «Олонхо». Подвиги Нюргун Боотура в борьбе с чудовищами Подземного Мира
1
29.04
Работа с учебником, чтение и беседа
60
Калмыцкий героический эпос. «Джангар»
1
02.05
Сообщения учащихся, чтение и беседа
61
Мустай Карим. Пейзажная и философская лирика поэта.
1
06.05
Фотография поэта, сб. стихов
Работа с учебником, выразительное чтение и анализ стихотворений
62
Муса Джалиль. «Красная ромашка», «Пташка»
1
13.05
Фотография поэта, сб. стихов
Работа с учебником, чтение и анализ стихотворений
Зарубежная литература
63
Творчество греческого поэта Алкея. «Весна», «Буря», «Новый вал»
1
16.05
Чтение и анализ стихотворений
64
Творчество афинского поэта Солона. «Благозаконие», «Седмицы человеческой жизни»
1
20.05
Чтение и анализ стихотворений
65
Уильям Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта»
1
23.05
Портрет драматурга
Пересказ, аналитическая беседа
66
Мигель де Саавера Сервантес. «Дон Кихот»
1
27.05
Портрет писателя
Пересказ, аналитическая беседа
Повторение изученного за год
67
Повторение изученного за год
1
30.05
Беседа, тестирование
Содержание учебного предмета
Введение
Художественная литература как искусство слова.
Теория литературы. Развитие понятия о художественном образе.
Древнерусская литература
«Поучение Владимира Мономаха» (отрывки).
Поучения - традиционный жанр древнерусской литературы. Религиозно-назидательный характер поучений.
«Поучение Владимира Мономаха» как историко-политический трактат, рисующий образ идеального государственного деятеля, мудрого политика, борца за единство Руси. Автобиографические мотивы в «Поучении».
Теория литературы. Жанр поучения.
Русская литература XVIII века
Краткие сведения о литературе XVIII в.
Денис Иванович Фонвизин
Фонвизин - известный драматург, сатирик эпохи классицизма в русской литературе.
«Недоросль» (фрагменты).
Комедия «Недоросль» - произведение эпохи классицизма в России. Злонравные и добродетельные персонажи (Простакова, Митрофан, Скотинин, Правдин, Стародум, Софья, Милон). Обличение невежества, безнравственность провинциальных помещиков-крепостников.
Проблема воспитания истинного гражданина.
Гуманистическая направленность комедии.
Теория литературы.Первоначальное знакомство с классицизмом как ведущим литературным направлением в литературе
18 в.
Александр Николаевич Радищев
«Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «Любани» (отрывок), «Спасская Полесть» (отрывок), «Пешки» (отрывок).
«Путешествие из Петербурга в Москву». Гневный протест писателя против крепостного права и самодержавия, против угнетения человека человеком. Вера в торжество справедливости и в светлое будущее России.
Теория литературы. Развитие понятия о литературном направлении.
Классицизм. Жанр путешествия в русской литературе.
Русская литература XIX века
Краткий историко-литературный обзор данного периода.
Александр Сергеевич Пушкин
«19 октября», «19 октября 1827», «Во глубине сибирских руд...», «Анчар», «Подражание Корану», «Не пой, красавица, при мне...», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Осень», «Вновь я посетил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Капитанская дочка».
Пушкин - гениальный русский почт.
«Анчар» - одно из самых ярких произведений вольнолюбивой лирики Пушкина. Осуждение произвола и деспотизма, рабства и тирании. Значение символического образа «древа яда».
«Во глубине сибирских руд...». Восхищение поэта мужеством декабристов, вера в торжество светлых идеалов.
«Не пой, красавица, при мне...», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» - произведения любовной лирики поэта. Поэтический образ любимой женщины.
«19 октября»,«19 октября 1827» - стихи о лицейской дружбе. Воспевание бескорыстных дружеских чувств и преданности лицейских товарищей.
«Подражание Корану» - произведение философской лирики Пушкина. Иносказательный смысл стихотворения.
Тема человеческого греха и ответственности человека перед Богом.
«Осень». История создания стихотворения (вторая Болдинская осень поэта). Поэтическое описание Пушкиным его любимого времени года. Лирический герой произведения. Образная система.
«Вновь я посетил...» - один из лучших образцов философской лирики Пушкина. Созидательная идея о преемственности поколений в произведении. Нерифмованный («белый») стих.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» - стихотворение Пушкина, подводящее итог его размышлениям о поэте и поэзии. Эпиграф к стихотворению. Лексика произведения.
Теория литературы. Средства художественной выразительности поэтических произведений. Развитие знаний об эпитетах, сравнениях, метафоре.
Повесть «Капитанская дочка».
Причины обращения Пушкина к истории пугачевского бунта. Отношение автора повести и рассказчика (Гринева) к Пугачеву и народному восстанию.
Художественный вымысел в произведении и историческая правда, их соотношение и способы воспроизведения. Главные герои - Пугачев, Гринев, капитан Миронов, Швабрин, Маша Миронова.
Проблема чести и долга в повести. Чистота любви, верность любимому человеку, искренность отношений (Маша Миронова-Гринев).
Особенности художественного мастерства Пушкина-прозаика.
Теория литературы. Историческая правда и художественный вымысел в художественной литературе. Назначение эпиграфа в произведении. Соотношение темы, идеи и художественных образов в произведении.
Михаил Юрьевич Лермонтов
«Смерть Поэта», «Поэт», «Утро на Кавказе», «Черкешенка», «Баллада», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина», поэма «Мцыри».
Героический дух поэзии Лермонтова, неповторимость ее содержания. Своеобразие проблематики в лирике Лермонтова. Трагический и романтический пафос, психологизм. Патриотическая и гуманистическая направленность лирики.
Тема Кавказа в творчестве Лермонтова («Утро на Кавказе», «Черкешенка»).
Образ родины в творчестве поэта.
Отклик Лермонтова на смерть великого поэта А. С. Пушкина как выражение политических взглядов.
Поэма «Мцыри».
Исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер героя. Любовь к родине, стремление к свободе, протест против смирения и покорности - основные черты Мцыри, «любимого идеала Лермонтова». (В. Г. Белинский)
Своеобразие композиции поэмы. Значение лирического монолога в поэме.
Теория литературы. Развитие понятия о теме и идее произведения. Закрепление знаний о жанре поэмы.
Николай Васильевич Гоголь
«Ревизор» (в сокращении).
Комедия «Ревизор» - выдающееся творение Гоголя. Изображение социальных и нравственных сторон жизни царской России. Бичевание пороков представителей чиновничьего мира в России первой половины ХIХ века.
Образ Хлестакова как порождение социальных и нравственных условий жизни крепостной России.
Хлестаков и «хлестаковщина». Широкое и обобщающее значение характеров комедии (городничего Антона Антоновича, чиновников уездного города, юродских помещиков).
Теория литературы. Драматическое произведение. Жанр комедии. Понятие о литературном типе.
Н. В. Гоголь. «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1842). Рассуждения писателя о «честном, благородном лице» в комедии «Ревизор» - смехе. Смех - единственно «честное, благородное лицо» в пьесе, которого никто не заметил.
В. Г. Белинский о комедии «Ревизор» (статья «Русская литература в 1841 г.»). Оценка критиком «веселого комизма» Гоголя, переходящего в юмор, в повестях писателя («Миргород»). Высокая оценка Белинским комедии «Ревизор»: «Комедия Гоголя "Ревизор" стоит всякой трагедии...». Теория литературы. Критическая статья как жанр.
Иван Сергеевич Тургенев
Повесть «Ася» (в сокращении), стихотворения в прозе «Два богача», «Как хороши, как свежи были розы...», «Роза».
Повесть «Ася». Проблема взаимоотношений между молодыми людьми, отраженная в личностных переживаниях рассказчика.
Право личности на счастье, отношение человека к окружающему миру, его место в природе - главные темы повести.
Образ рассказчика-повествователя. Семья Гагиных - брат и сестра, мастерство психологической характеристики персонажей. Любовь как самое прекрасное чувство на земле.
Теория литературы. Развитие понятия о характере и герое художественного произведения.
«Два богача», «Как хороши, как свежи были розы...», «Роза».
Социальные мотивы в стихотворениях в прозе Тургенева.
Торжество вечно обновляющейся жизни на земле. Гимн всепобеждающей, торжествующей любви, молодости, непреходящей силе прекрасного.
Николай Алексеевич Некрасов
«Железная дорога», «Песня Ерёмушке», «Размышления у парадного подъезда», «Тройка».
«Железная дорога». Фактическая основа стихотворения. Картины тяжелого труда народа. Мысль о величии народа-созидателя, его противопоставление господствующим классам. Своеобразие композиции стихотворения (сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор, пейзаж); разнообразие авторских интонаций. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения. Вера Некрасова в великое будущее народа.
«Песня Еремушке». Страстный призыв к новому поколению демократической молодежи. Боль поэта за судьбу своего народа. Смысл концовки стихотворения.
«Размышления у парадного подъезда». Сочувствие поэта обездоленным. Сатирическое изображение людей господствующего класса. Антитеза как основной художественный прием, раскрывающий идейное содержание стихотворения. Связь картин природы с раздумьями поэта о родине. Смысл заключительных строк стихотворения.
«Тройка». Мотивы народной песни в лирике Некрасова. Лиризм, искренность чувств - основные черты его лирических произведений.
Взаимодействие социальных и лирических мотивов в стихотворении.
Горькие раздумья автора о судьбе крестьянской девушки.
Теория литературы. Антитеза. Эпиграф.
Афанасий Афанасьевич Фет
«Учись у них - у дуба, у березы...», «Как много, Боже мой, за то б я отдал дней...».
Природа-объект эстетического восторга, художественного наслаждения поэта. Неразрывная связь человека с природой в стихотворениях Фета. Мечта поэта о встрече с любимой. Возвышенность чувств. Теория литературы. Лексика высокого поэтического стиля.
Николай Семенович Лесков
«Левша» («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»), «На краю света» (отрывок).
Особенности стиля Лескова - ориентация на сказ, на устную форму народной речи.
Русский национальный характер и его изображение в «Левше». Гордость писателя за своего героя. Трудолюбие, талантливость и патриотизм русского народа и одновременно чувство горечи по поводу униженности и бесправия народа.
Комическое в произведении.
Теория литературы. Понятие о сказе как особом жанре рассказа.
Рассказ «На краю света» (отрывок). Художественное описание жизни, обычаев и культурных традиций народов Сибири.
Образ русского архиерея, просвещенного человека, гуманиста. Рассуждения о «святой скромности православия», об особом «русском Боге». Мысль о том, что принуждением и обольщением нельзя навязывать человеку свою веру.
Фигура проводника как образ-символ доброты и самоотверженности.
Теория литературы. Развитие понятия о жанре рассказа.
Лев Николаевич Толстой
«После бала». Обличительная сила рассказа. Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи. Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества. Автор и рассказчик в произведении.
Теория литературы. Развитие понятия о сюжете и композиции произведения (антитеза как способ построения произведения).
Антон Павлович Чехов
«Смерть чиновника». Жанр рассказа-анекдота, в котором через внешний комизм бытовых ситуаций выражается критика рабской психологии запуганного человека.
«Говорящие» фамилии в рассказе.
Образ Червякова, продолжающего галерею «маленьких людей» в русской литературе XIX века: Самсон Вырин («Станционный смотритель» А. С. Пушкина), Акакий Акакиевич Башмачкин («Шинель» Н. В. Гоголя), Макар Девушкин («Бедные люди» Ф. М. Достоевского).
Теория литературы. Юмористические рассказы, рассказы-анекдоты.
Русская литература XX века
Иван Алексеевич Бунин
«Как дымкой даль полей...», «Густой зеленый ельник у дороги...», «Вечер», «Слово», рассказ «Ворон».
Реалистическое и детальное изображение мира живой природы в поэзии Бунина 900-х гг.
«Густой зеленый ельник у дороги...». Образ оленя, уходящего от преследующих его охотников и собак. Мысль о неотделимости живой природы от бытия человека.
«Слово». Философская лирика Бунина. Рассуждения о грандиозности мира Вселенной. Поэт о значении человеческой речи, слова в истории.
Рассказ «Ворон». Тема первой любви. Отражение в рассказе быта и нравов семьи губернского чиновника. Образ Елены Николаевны, девушки-гувернантки, воспитательницы дочери чиновника. Трагическая судьба двух влюбленных - гувернантки и сына чиновника. Проблема отцов и детей в рассказе.
Теория литературы. Жанр рассказа.
Максим Горький
«Легенда о Данко». Образ смельчака Данко. Воспевание подвига во имя счастья людей. Осуждение обывателя, мещанского стремления к покою. Образ «осторожного человека».
Теория литературы. Развитие понятия о символе. Развитие понятия о языке (единство изобразительно-выразительных и ритмико-интонационных средств языка).
«Мои университеты». Заключительная часть автобиографической трилогии писателя. Взаимоотношения героя с окружающим миром. Утверждение мысли, что человека создает его сопротивление окружающей среде.
Теория литературы. Развитие понятия об автобиографической повести.
Александр Грин
«Алые паруса» (отрывки).
Романтическое произведение писателя. Воспевание любви, верности. Вера в исполнение мечты. Образы Лонгрена и Ассоль.
Александр Александрович Блок
«Девушка пела в церковном хоре...», «О, весна без конца и без краю...», «Россия».
Высокие идеалы и предчувствие перемен в жизни России в поэзии Блока 900-х гг. Чистота и возвышенность чувств лирического героя; постижение им красоты окружающего мира; стремление проникнуть в тайны, которые находятся за пределами Земного. Образ «нищей России», вера в ее будущее. Религиозно-философское осмысление тайн Вселенной: образ плачущего ребенка, «причастного тайнам».
Теория литературы. Развитие понятия о художественном образе-символе. Метафорические образы в поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский
«Прозаседавшиеся», «Хорошее отношение к лошадям».
«Прозаседавшиеся». Патетика и сатира в произведениях Маяковского. Обличение бюрократизма как выражение патриотических чувств поэта.
«Хорошее отношение к лошадям». Сострадание, сочувствие, доброта как естественная норма жизни человека.
Теория литературы. Расширение понятия о ритме и рифме (особенности ритма и рифмы Маяковского). Пауза как элемент стиха.
Сергей Александрович Есенин
«Гой ты, Русь моя родная...», «Каждый труд благослови, удача...», «Отговорила роща золотая...».
Образы русской природы в стихах Есенина. Народно-песенные истоки его лирики. Близость в сознании автора труда поэта и труда крестьянина.
Теория литературы. Образные средства художественно» выразительности в лирической поэзии.
Анна Андреевна Ахматова
«Родная земля». «Из четверостиший».
«Родная земля». Отношение поэта и лирического героя к родной земле как к святыне. Слово-образ «земля» и его значение для раскрытия основной идеи стихотворения.
Михаил Михайлович Зощенко
«Баня», «Любовь», «Кочерга».
Зощенко - продолжатель юмористических и сатирических направлений в русской литературе. Маска рассказчика - повествователя в произведениях писателя. Осуждение пошлости и «обывательщины» в общественной жизни в эпоху расцвета нэпа.
Николай Алексеевич Заболоцкий
«Еще заря не встала над селом...». Человек и природа. Красота зимнего пейзажа и ее восприятие человеком. Воздействие природы на внутренний мир человека.
Теория литературы. Средства художественной выразительности в пейзажной лирике.
Константин Георгиевич Паустовский
«Зарубки на сердце». Моральный долг детей перед родителями. Проблема отцов и детей. Смысл названия рассказа.
Теория литературы. Развитие понятия о композиции произведения.
Александр Трифонович Твардовский
«Василий Теркин» (главы «Переправа», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?»), «Я убит подо Ржевом».
Замысел, история создания, народнопоэтическая основа поэмы. Юмор в поэме. Веселая удаль, жизнерадостность, душевная стойкость Василия Теркина. Теркин - воплощение лучших качеств воина. Тема большой и малой родины. Широкая популярность поэмы во время Великой Отечественной войны. Отношение к поэме современного читателя.
Авторские размышления и обобщения в поэме.
Теория литературы. Традиции русского народнопоэтического творчества в поэзии Твардовского.
«Я убит подо Ржевом». Чувство сопричастности поэта к истории своей страны. Желание понять истоки побед в годы Великой Отечественной войны. Чувство горечи автора от огромных потерь народа на войне.
Теория литературы. Своеобразие средств художественной выразительности в поэзии Твардовского.
Василий Макарович Шукшин
«Обида», «Срезал».
Обличение грубости, казенного отношения к человеку- всего того, что ранит и калечит «светлые души» людей. Шукшин как знаток сложных социально-психологических процессов, происходящих в сознании человека.
Теория литературы. Развитие понятая о жанре короткого рассказа.
Федор Александрович Абрамов
«В Питер за сарафаном». Боль писателя за судьбу крестьянской России Реалистическое изображение деревенской жизни. Образ русской женщины ее душевная красота, жизнелюбие, стойкость.
Теория литературы. Развитие понятия о юморе и сатире.
Евгений Александрович Евтушенко
«Платок». Воспевание дружественных чувств в отношениях между народами. Осуждение жестокости национальной розни. Обращение поэта к интернациональным традициям народа. Актуальность проблематики стихотворения в наши дни.
Теория литературы. Развитие понятия о стихе (ритм, рифма, строфа).
Литература народов России
Эпические произведения народов России.
«Олонхо» - древнейший героический эпос якутов, сказание о богатырях, отстаивавших мирную и привольную жизнь.
Индивидуальные и коллективные формы исполнения «Олонхо». Основные герои «Олонхо» - Нюргун Боотур и Айтами Куо. Подвиги Нюргун Боотура в борьбе с чудовищами Подземного Мира.
«Джангар» - народная эпическая поэма калмыцкого народа. Описание подвигов хана Джангара и его 12 баатров (богатырей). Заветная мечта калмыцкого народа о счастливой стране Бумбе, где «все родовиты, нет бедняков и сирот»,- стране вечного счастья.
Мустай Карим
«Подует ветер - и все больше листьев...», «В дороге - ноги. В песне - думы...», «Давай, дорогая, уложим и скарб, и одежду...».
М. Карим - башкирский прозаик, лирик, драматург.
Пейзажная и философская лирика поэта. Лиризм и психологизм в изображении родной поэту природы. Сопоставление природы и мира человека. Раздумья о кратковременности жизненного пути человека. Своеобразие средств художественной выразительности в лирике М. Карима.
Муса Джалиль
«Красная ромашка». Песни поэта - песни «правды и страсти», посвященные родине. Красный цвет как символ общечеловеческого горя в годы Великой Отечественной войны.
«Пташка» Поэт в лагерных застенках, в фашистской тюрьме. «Враги надели на него оковы, но не сумели волю в нем сломить...». Мечта поэта о том, что даже после его гибели «будет песня жить в стране родной».
Теория литературы. Закрепление знаний о средствах художественной выразительности в лирической и гражданской поэзии.
Зарубежная литература
Античная лирика (VI век)
Алкей
Алкей - греческий поэт, аристократ с острова Лесбос, защитник интересов родовой знати.
«Буря». «Новый вал». Образы гражданской лирики поэта. Призыв к борьбе с «тиранами» вождями демоса.
Любовная лирика в честь поэтессы Сапфо (по выбору).
«Весна» - любование красотой весенней природы.
Солон
Солон - афинский поэт, законодатель в Афинах.
«Благозаконие» - стихотворение, в котором нашла отражение законодательная деятельность автора и его представления об обществе. Взгляд на поэзию как на средство воздействия на умы граждан.
«Седмицы человеческой жизни» - образец философской лирики поэта. Выражение активной гражданской позиции автора.
Уильям Шекспир
«Ромео и Джульетта». Сонеты.
Уильям Шекспир - драматург и поэт, его влияние на английскую и на мировую литературы.
Трагедия «Ромео и Джульетта». Тема романтической юной любви. Ее трагический финал. Конфликт между прекрасным чувством влюбленных и враждебностью взрослых. Враждующие семейства Монтекки и Капулетти и последствия их ненависти друг к другу. Сила великой трагической любви Ромео и Джульетты и ее влияние на прозрение представителей враждующих родов. Подлинные и мнимые ценности в укладе жизни средневековой Англии в оценке Шекспира.
Сонеты - новая поэтическая форма, способная вместить обширную гамму мыслей и чувств - от интимных излияний до философских раздумий. Творчество Шекспира в многочисленных переводах русских поэтов (В. Г. Бенедиктова, Б. Л. Пастернака, С. Я. Маршака и др.) - часть русской национальной культуры.
Переводы сонетов Шекспира на языки народов России.
Теория литературы. Жанр трагедии. Жанр сонета.
Мигель де Сервантес Сааведра
«Дон Кихот».
«Дон Кихот» - социально-бытовой роман, рисующий картины жизни Испании XVI-начала XVII в. Рыцарь Дон Кихот - обедневшим испанский
дворянин (идальго), мечтатель. Бескорыстие, человечность героя. Оруженосец Санчо Пансо - практичный, простодушный крестьянин, преданный своему господину, здравомыслящий, обладающий житейской мудростью.
Роман «Дон Кихот» - сатира на реакционную испанскую действительность XVI начала XVII в. «Дон-Кихот» - непревзойденное произведение эпохи Возрождения.
Теория литературы. Жанр социально-бытового романа.
Описание материально-технического обеспечения
1.Библиотечный фонд
1.1. Учебники (автор, наименование, год издания)
Литература: 8 класс: Учебник для общеобраз. учрежд. с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: В 2-х частях. Ч.1 /Авт.-сост.: С.К.Бирюкова, К.В.Мальцева, М.М.Бакеева, К.М.Нартов, Н.Н.Вербовая, Н.С.Русина, А.М.Мансурова, Л.В.Тодоров, Р.З.Хайруллин. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2010.
Литература: 8 класс: Учебник для общеобраз. учрежд. с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: В 2-х частях. Ч.2 /Авт.-сост.: В.Н.Джанаева, А.М.Мансурова С.К.Бирюкова. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2010.
1.2. Методические пособия
1. Турьянская Б. И. и др. Литературе в 8 классе. Урок за уроком.- М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2003.
2. Золотарева И.В.,Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе, 8 класс, М.: ВАКО, 2004.
3. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. - М.: Айрис-пресс, 2004 .
4. Волжина Е.Д. «Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы»/ Издательство « Айрис-пресс», 2008.
5 Оглоблина Н.Н. «Тесты по литературе. 5-11 класс»/ Издательство «Астрель», Москва, 2004.
1.3. Рекомендуемая литература по предмету
1. Бельская Л.Л. Литературные викторины.- М.: Просвещение, 2005.
2. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века.- М.: Материк Альфа, 2006.
3. Волжина Е.Д. «Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы»/ Издательство « Айрис-пресс», 2008.
4. Оглоблина Н.Н. «Тесты по литературе. 5-11 класс»/ Издательство «Астрель», Москва, 2004.
2. Технические средства обучения
3. Экранно-звуковые пособия
Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 классы
4.Оборудование класса
Альбомы
Класс
Название
Кол-во
5-9
А.С.Пушкин
1
5-9
М.Ю.Лермонтов
1
5-10
Л.Н.Толстой
1
6-11
А.М.Горький
1
6-11
В.В.Маяковский
1
Раздаточный иллюстративный материал
Класс
Название
Кол-во
8
Раздаточный иллюстративный материал по литературе
1
25