7


  • Учителю
  • Эссе 'Есть ли свет в пьесе М. Горького 'На дне'?

Эссе 'Есть ли свет в пьесе М. Горького 'На дне'?

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МБОУ СШ №24 г., Дзержинск Нижегородской области

Есть ли свет в пьесе М.Горького «На дне»?

Сочинение - эссе Минеевой Ольги Сергеевны, учителя русского языка и литературы I категории.

User

2015 год

Эссе.


Есть ли свет в пьесе М.Горького «На дне»?

С детских лет я увлекалась литературой. Книги заставляли меня задумываться над жизненными ситуациями. Я искала ответ на вопросы: кто я? зачем я? Во многом помог Горький. Мне очень нравилась легенда о Данко. Этот герой покорил меня своей любовью к людям. И мне тоже хотелось любить всех вокруг и сделать что - то хорошее. А вот драма «На дне» оставила другое впечатление.

Впервые я прочитала пьесу, когда училась в школе, потом смотрела спектакль. Всегда было ощущение чего-то мрачного, серого. Отчего это?

В литературных произведениях проявляется мировоззрение писателя, связанное с эпохой.

В рассказе «Старуха Изергиль», созданном в 1894 году, автор верит в идеи социал-демократов, с которыми он познакомился и подружился. Поэтому появляется Данко, несущий людям свет своего сердца.

Данко, гордый, «лучший из всех», человек. Он жил и умер ради людей. В основе легенды, рассказанной старухой Изергиль , древнее сказание о человеке, спасшем людей, указавшем им путь из непроходимого леса. Данко обладал волевым характером: герой не хотел рабской жизни для своего племени и в то же время понимал, что люди не смогут долгое время жить в глубине леса, без привычного для них простора и света. Душевная стойкость, внутреннее богатство, истинное совершенство в библейских сказаниях воплощались во внешне красивых людях. Именно так выражалось старинное желание человека о духовной и физической красоте: «Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы». Данко верит в собственные силы, поэтому не хочет их тратить «на думу да тоску». Герой стремится вывести людей из тьмы леса на свободу, где много тепла и света. Имея волевой характер, Данко берёт на себя роль лидера, и люди «дружно все пошли за ним - верили в него». Идеи социал-демократов содержали в себе то, что привлекало Горького. Поэтому свет горящего сердца Данко помог вывести людей из тьмы, изменить их жизнь. Данко гибнет, но от его сердца остаются искры, свет, который должен был показать дорогу в прекрасное будущее для человечества.

Приближалась революция 1905 года. М.Горький был активным участником революционных событий. Он создаёт стихотворение «Песня о Буревестнике».

Это произведение наполнено революционным духом. Оно написано в ответ на кровавый разгон студенческой демонстрации в Санкт-Петербурге 4 марта 1901 года. Писатель в это время был связан с московской организацией «Искры», вел революционную пропаганду среди студентов и рабочих и выступал инициатором широких общественных протестов против преследования студентов. «…В сердце у меня горят зори весенние и дышу я во всю грудь», - писал он весной 1901 года Л.Андрееву.

Первоначально стихотворение являлось частью сатирического рассказа «Весенние мелодии», где разные слои общества были изображены в виде птиц. Песнь «О Буревестнике» здесь принадлежит Чижу, представляющему молодое поколение. Цензура запретила издавать рассказ целиком, но не распространила запрет на песню чижика. В результате стихи были опубликованы как самостоятельное произведение. Перед отправкой в печать Горький изменил финальную фразу: вместо «Ждите! Скоро грянет буря!» поставил «Пусть сильнее грянет буря!» Настроение на подъёме. Здесь нет прямых указаний на свет, но есть ожидание грозы, молнии, изменений.

«Горький и революция» - сочетание слов привычное, естественное, ибо революция и Горький неразрывно связаны по сути. Однако отношение Горького к революции было неоднозначным, даже противоречивым. Триумф революции стал триумфом Горького, а когда революция обернулась трагедией страны, это осознается и как трагедия Максима Горького - её провозвестника и глашатая, её трубадура и её жертвы. В одной из статей нашего современника - литератора Сухих С.И. есть высказывание о трех разных Горьких в разные периоды его жизни и деятельности:«Буревестник революции» до Октября 1917; один из самых яростных оппонентов большевизма в 1917-1918 годы, когда разразилась «накликанная» им буря, а Буревестник превратился в «горевестника», ужаснувшись тому, какой зверский облик приняла буря, грянувшая скорее, сильнее и совсем «не так», как он ожидал; и, наконец, согласившийся, обманутый, сломленный или даже «продавшийся» «бывший Глав-Сокол, ныне Центро-Уж», «первосвященник сталинизма», «один из главных виновников духовного закабаления страны» в конце 20-х и в 30-е годы».

В произведениях Горького нашли отражение не только его взгляды на революцию, но и философские размышления. Пьеса «На дне» - одно из таких произведений.

Эта пьеса о маргинальных слоях общества. Она была задумана в 1900 году, а напечатана в 1902году в Мюнхене. Три года до первой русской революции. Горький уже не тот , что в «Сказках об Италии». И нам понятно, что эта драма возникла не только как отражение социал-демократических настроений, но и как результат жизненных наблюдений , связанных с философскими исканиями автора.

Первоначальный план пьесы ,по словам Станиславского, имел светлый оптимистический финал: «В ночлежке было тесно, обитатели ее ругались, атмосфера была отравлена ненавистью. Второй акт оканчивался внезапным обходом ночлежки полицией. При вести об этом весь муравейник начинал копошиться, спешил спрятать награбленное; а в третьем акте наступала весна, солнце, свет ,природа оживала, ночлежники выходили на чистый воздух, на земляные работы, они пели песни и под солнцем, на свежем воздухе, забывали о ненависти друг к другу». Такой финал не заставил бы думать, есть ли свет в пьесе.

Премьера пьесы прошла на сцене МХАТа в Москве 18 декабря 1902 года. «Первое представление этой пьесы было сплошным триумфом, - вспоминала актриса МХАТа М.Ф.Андреева. - Публика неистовствовала». На премьере автора вызывали более 15 раз. «Нечто неподдающееся описанию произошло, когда М.Горький, наконец, вышел на вызовы один, - отмечал корреспондент газеты «Русское слово». - Такого успеха драматурга мы не запомним...»

Когда Горький искал для драмы подходящее название, он сообщал Станиславскому: «Плету потихоньку четырехэтажный драматический чулок со стихами, но не в стихах… Чувствую, что одна сцена мне удалась - благодаря тому, что в ней главным действующим лицом является солнце...» Писателю так хотелось, чтобы пьеса содержала светлое и радостное, что в следующем письме тому же адресату М.Горький признавался: «Мне очень хочется написать хорошо, хочется написать с радостью. Мне хочется солнышка пустить на сцену, веселого солнышка, русского эдакого - не очень яркого, но любящего все, все обнимающего...» Этому замыслу соответствовало первоначальное название пьесы «Без солнца».Именно под этим названием осуществлена постановка «На дне» в московском театре «Сопричастность» в конце 90-х годов XX века. Варианты заглавия пьесы уже другие: «Ночлежка», «В ночлежном доме», «Дно», «На дне жизни». Название «На дне» впервые появилось лишь на афишах Художественного театра. Автор показывет «дно» жизни.

Может ли быть свет в «среде опустившихся людей»?

Босячество, изображенное в пьесе, было крупным социальным явлением девятнадцатого и начала двадцатого веков. Это была реальность, это была правда жизни. Как указывал сам Горький, он наблюдал прототипы героев в Нижнем Новгороде. Почти у каждого героя был свой прототип: артист Колосовский - Соколовский послужил прототипом Актера; Бубнова Горький писал не только со своего знакомого босяка, но и с одного интеллигента, своего учителя; образ Насти во многом заимствован из рассказа Клавдии Гросс. В Нижнем Новгороде, да и в других местах Горький видел много странников, так что у писателя накопился огромный материал для создания образа Луки. Сатин также писался с конкретного человека.
Герои пьесы "На дне" получились обобщенными, собирательными образами, хотя они, без сомнения, типичны, они знакомы и близки Горькому.
Да, Горький пишет про "бывших людей", но теперь он из романтика с неосознанной ролью босяка превратился в философа, мучительно ищущего смысл существования. Он собрал вместе множество разнохарактерных лиц. И объединяло их стремление к справедливости. Разве нельзя назвать это

стремление стремлением к свету?

Каждое действие пьесы начинается с описания ночлежки, которая освещается либо керосиновыми лампами , либо дневным светом. Правда свет этот тускл и рассеян. Люди обречены здесь жить какой-то допотопной, доисторической жизнью, вынуждены вести поистине пещерное существование. Я как будто вижу эти тяжелые каменные своды, которые словно давят на людей, «желая» их пригнуть, принизить. Я живо представляю себе нары, на которых лежит Сатин, склонный гордиться своими лохмотьями. Вот слева маленькая каморка, отгороженная ситцевым пологом, за которым лежит больная, умирающая Анна. Где-то справа другая каморка, принадлежащая вору Ваське Пеплу, имеющему возможность жить отдельно и независимо. В центре за наковальней копошится бывший рабочий Клещ и что-то напряженно чинит своим инструментом. Отчетливо вижу Бубнова, картузника. Перед моим взором предстает Актер, страдающий от алкоголизма. Барон, вечно бранящийся с проституткой Настей, Татарин с подвязанной раненой рукой.

В пьесе темно, серо и тускло, но имеют место светлые мысли. И среди грязи, тряпья, пьяных криков, карточных игр, шулерства, денежных расчетов живут и не растворяются в этой серости люди, способные подниматься до философских высот в осмыслении сложных и трудных вопросов жизни, вопросов добра и зла, правды и лжи. Основная тема споров ночлежников- что важнее: жесткая правда или утешительная ложь.

Главными выразителями философских идей являются Лука и Сатин. Сатин весьма далек от философии христианского терпения, для него есть одно гордо звучащее слово - человек, который "за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он свободен". В этих словах мы слышим голос самого Горького. И как это ни странно, многие, читая "На дне", бросали уютную жизнь и шли на баррикады.
Основное направление пьесы было связано с образом Луки. Писали, что Лука "вызвал к свету то хорошее, что раньше дремало беспробудно". Первые строки о Луке не сулят никаких изменений в жизни людей. Потом мы видим, как он вмешивается в жизнь ночлежников добрыми замечаниями. «Эх, парень, запутался ты»,- жалеет он Алёшку. А потом предлагает подмести пол, чтобы чисто было. Но это означает: не просто смести пыль, что накопилась от бесконечного хождения людей, а ещё попробовать очистить души героев от того мелочного сора, с которым он столкнулся.

«Сколько разного народа на земле распоряжается… И всякими страхами друг дружку стращает, а всё порядка нет в жизни…и чистоты нет».

После всех своих разглагольствований Лука приступает к активным действиям: помогает Анне и произносит монолог о ценности человека: «… а разве можно человека эдак бросать? Он каков ни есть - а всегда своей цены стоит…» Он даёт своеобразную установку обитателям дна : каждый, именно каждый человек, имеет свою цену в этом мире. Мне нравится мысль Луки: цену человек назначает себе сам.

Ночлежники живут прошлым, не представляют себе будущего, не строят своего настоящего. До прихода Луки движение в пьесе будто остановилось. Появляется Лука, и всё изменяется.

Именно с подачи Луки Сатин в своих размышлениях пришел к выводу о значимости человека: "Человек- вот правда!" Растут надежды несчастных босяков. Ваське Пеплу Лука внушает мысль о поездке в Сибирь, где тот может начать новую жизнь; Актеру обещает назвать город, где есть больница для алкоголиков; умирающую Анну успокаивает надеждой, что за свои нестерпимые муки на земле она после смерти обретет покой и вечное блаженство на небе. Старику верят, так как хотят обрести веру в существование "другой правды", вырваться из ночлежки и пробиться к другой ,светлой, жизни, хотя пути к ней неясны.

Примечательно имя этого героя. Оно напоминает об одном из апостолов, создателе «Евангелия» от Луки. Значит, перед нами некий носитель мудрости, несущий людям что-то новое, светлое. Не зря ведь он странник. Понятие это часто соприкасалось с понятием «правдоискатель».

Правда - это источник света, или она приближает человека к свету.

Лука - это странствующий проповедник, который всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: "Ты надейся! ", "Ты верь! " Лука - личность незаурядная, у него большой жизненный опыт и острый интерес к людям. Вся философия этого человека выражена в одном его изречении: "Во что веришь, то и есть". Наверное, чтобы стать самодостаточной личностью, надо жить соответственно этому лозунгу.

В чем же состоит правда и мудрость Луки, есть ли в нём свет? Этот герой убежден, что человека надо уметь пожалеть, особенно когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание. Эта позиция по-своему близка нам сегодня, когда мы много думаем о милосердии, о помощи обездоленным людям; но это сострадание обретает у Луки весьма своеобразную форму. Он полагает, что людям страшнее подлинная правда жизни, ибо она слишком сурова, «обух для людей». Чтобы облегчить их положение, нужно приукрасить их жизнь, привнести в нее сказку, розовую мечту, «золотой сон».

Я думаю, это правильно, что после рассуждений Луки Актер, который внимательно слушает его, неожиданно вспоминает стихи на эту тему:


Господа, если к правде святой

Мир дорогу найти не сумеет,

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой.

Разве не так? Мне кажется, если ничего сделать нельзя, то уместно простое сочувствие. Может быть, это и есть свет Луки для других.

Горький называет своего героя мошенником. Но примеров его мошенничества в пьесе нет. К тому же Лука очень добр к окружающим. Он находит для каждого именно те слова, в которых человек нуждается. Пусть это утешение не имеет ничего общего с реальной правдой жизни. Но с другой стороны, если можно сделать человека хоть немного счастливее, зачем пренебрегать этой возможностью.

Человек не может измениться сразу, для этого нужно время. Так и в жизни бываюҭ периоды, когда Лука с его утешительством, ободрением, вниманием к окружающим просто необходим.

В точке зрения двух других ночлежников, Барона и Бубнова, просматривается какая-то категоричность и безысходность. Некогда богатый аристократ, опустившийся до положения сутенера, Барон оставил далеко в прошлом сотни крепостных, кареты с гербами, кофе со сливками по утрам в постели, и он прекрасно понимает, что всего этого уже не вернуть. Да и Сатин метко замечает ему: «В карете прошлого далеко не уедешь». И ныне Барон, полностью опустошенный, ни во что не верит, ни о чем не мечтает. И это стало его позицией, философией. Он произносит, например, такую заветную свою фразу: «Я - ничего не жду. Все уже... было! Прошло... кончено!» Барон никого не утешает, а настаивает на голых фактах, от которых никуда не уйдешь. И здесь не только света, но даже искорки нет.

Мне очень неприятна позиция Бубнова. Когда-то этот человек много натерпелся. Он" потерпел крах как владелец скорняжного заведения, полностью разорившись, пережил большую личную неудачу: ему изменила жена, и он ушел в запой. Жизнь сделала его равнодушным циником, ни во что не верящим человеком. Бубнов признает только то, что есть. Для него абсурдны рассказы Луки, наивная фантазия Насти, и он констатирует суровую правду жизни: «А я вот не умею врать! Зачем? По-моему, вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» И Бубнов не стесняется. Он изрекает свои истины, словно каркающий ворон. И не случайно Пепел именно так его и называет: «Ворон». Вот Анна умоляет ночлежников не шуметь, дать ей умереть спокойно, а Бубнов констатирует: «Шум смерти не помеха». Вот Пепел говорит Наташе о своей любви, обещает сделать ее счастливой. А Бубнов изрекает: «А ниточки-то гнилые». Он вроде говорит о своем, ибо шьет картуз, пользуясь гнилыми нитками, но фраза эта получает дополнительный, глубокий смысл. Всё, что говорит Пепел, шито гнилыми нитками.

Настя, задумавшая оставить подвал, восклицает: «Лишняя я здесь!», на что Бубнов реагирует так: «Ты везде лишняя». Сообщают о смерти Анны, а Бубнов роняет такие слова: «Кашлять перестала, значит». Все мечтания людей Бубнов объявляет ненужными, лживыми: «Раскрашивай, ворона, перья... валяй!» - говорит он Насте в ответ на ее мечтания о любви студента. Бубнов глубоко-убежден в том, что подобные «раскрашивания» ему не нужны, и в назидание другим рассказывает о том, что он, Бубнов, когда-то в красильной мастерской собак в енотов перекрашивал, отчего руки были постоянно красные, а теперь они стали просто грязными. Так что «как себя ни раскрашивай, все сотрется, один голый человек останется». Нетрудно увидеть в этих рассуждениях ту философию голого факта, которую Бубнов исповедует. Он говорит: «Люди все живут... как щепки по реке плывут». Правда Бубнова - это очень жестокая, бескрылая правда. Ведёт ли она к свету?

К позиции , которую в пьесе выражает и отстаивает Сатин, я отношусь неоднозначно. Сатин - бывший телеграфист, человек, владеющий информацией. который когда-то много читал, выступал на сцене. Читая, он не слепо доверял написанному, а анализировал, проверял усвоенное своим незаурядным критическим умом. Сатин отвергает ложь, разного рода иллюзии, золотые сны, сказки о жизни. По его словам, «ложь - это религия рабов и хозяев». Костылевым ложь нужна, чтобы обманывать таких, как ночлежники. А последним она нужна, чтобы оправдать свое униженное и бесправное положение или чтобы утешать себя жалкими и тщетными надеждами.

В то же время Сатин выступает и против бесчеловечной «правды» Бубнова и Барона. По мнению Сатина, надо жить настоящим, трезво оценивая реальную действительность, но одновременно и мечтой о будущем, отрывающейся от реальной жизни. Не могу с этим согласиться. Философы утверждают, что будущего не бывает не только без настоящего, но и без прошлого. Это прошлое у ночлежников не так уж плохо. Клещ - рабочий, слесарь, мастер своего дела. Разве не может он выбраться со дна?! Клещ говорит: «Работы нет…» Сегодня нет , а завтра вполне может быть. Вероятно, здесь сказывается статичное восприятие времени самим автором. Сатин - телеграфист, много читал. Он тоже может найти себе применение, но просто не хочет. Актёру дорога вновь на сцену. Надо было искать тех, кто помог бы ему избавиться от алкоголизма, а не вешаться. И Настя , и Пепел могли бы изменить свою судьбу. Но не хотят они ничего делать. И вот здесь вспоминается знаменитый сатинский монолог о человеке:

«Что такое человек? Это не ты, не я, не они, нет - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном. Это - огромно! В этом - все начала и концы…Человек! Это звучит гордо!.. Всё в человеке - всё для человека!». Это значит, что не будет одинокого, обособленного, отчужденного человека. Настанет такое время, когда люди будут сплочены и объединены общими делами и идеями. Более всего в этом обществе будет цениться человек. Он станет свободным, полноправным, гармонически развитым, прекрасным и величественным. Все будет в человеке и все - для человека. Вот почему, утверждает Сатин, нужно уважать человека. Это будет основой морали общества будущего, поэтому имя Человека, совершенного человека, будет звучать гордо.

Ночлежники же сами назначили себе цену. Они сами решили: «быть им или не быть».

Однако Сатин говорит о каком - то будущем , которое то ли будет,то ли нет. Совершенный человек - это всего лишь призрачная мечта. Таким человеком, о котором говорит Сатин, может быть , наверное, лидер, сильный человек, способный изменить мир.

А вот сострадание и сочувствие , которые исповедует Лука, могут прекрасно уживаться с уважением к человеку. И Сатину тоже дорого то внимание к человеческой личности, чуткость к ней, которые проявлял Лука. Именно поэтому Сатин заявляет: «Старик не шарлатан... он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету»; Лука дал герою импульс для размышлений и для его широких обобщений.

Есть ли свет в пьесе М.Горького «На дне»?

Столкновение разных позиций в горьковской пьесе высекает те самые искры , которые надо уметь рассмотреть. Они дают пищу уму. Они глубоко меня волнуют и не оставляют равнодушной. Ведь и сегодня, через более, чем сто лет после написания пьесы, мы размышляем о том, в чем правда и смысл жизни, нужно ли постоянно говорить о ее трудностях, не скрывая правды от людей, или, быть может, нужно доверяться оптимистическим прогнозам, пророчествам экстрасенсов, политологов, гадалок. И сегодня мы размышляем о сострадании к человеку, которому особенно тяжко живется в наши дни. А разобраться во всем этом помогает горьковская пьеса, ее глубокая философская мудрость.

Прочитав пьесу, я поняла , что истинная ценность человека в самом человеке. Наличие мужа, жены, детей, друзей не делают человека лучше и совершеннее. Человек ценен тем , что в нём есть для других людей.

Есть ли свет в пьесе Горького «На дне»?

Каждый может отвечать на этот вопрос по- своему. Интересен факт, что после просмотра пьесы многие представители дворянства и интеллигенции отказывались от своего имущества и в корне изменяли свою жизнь. И нас эта пьеса заставляет задуматься над многими вещами в жизни.

Есть ли свет в пьесе Горького «На дне»?
В квантовой физике действует закон , по которому электроны , двигаясь, создают электромагнитные волны, или излучение. Только длина волны может быть разной, и от этого зависит яркость и качество света. Поэтому свет сердца Данко , «как солнце, ярче солнца»,а свет в ночлежке тусклее, чем свет дня.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал