- Учителю
- Методическая разработка урока по литературе на тему «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПАМЯТЬ…?» (ПО ТВОРЧЕСТВУ КОНСТАНТИНА МИХАЙЛОВИЧА СИМОНОВА)
Методическая разработка урока по литературе на тему «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПАМЯТЬ…?» (ПО ТВОРЧЕСТВУ КОНСТАНТИНА МИХАЙЛОВИЧА СИМОНОВА)
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский электромеханический техникум»
(ОБПОУ «КЭМТ»)
«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПАМЯТЬ…?»
(ПО ТВОРЧЕСТВУ КОНСТАНТИНА МИХАЙЛОВИЧА СИМОНОВА)
Методическая разработка открытого урока
по учебному предмету
ООПу.01 «Русский язык и литература»
для преподавателей русского языка и литературы ОБПОУ «КЭМТ»
Специальность 23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)
(базовая подготовка)
в рамках проекта «Россия. Третье тысячелетие (тематические уроки, приуроченные к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры, к всероссийским образовательным событиям)»/проект «Метапредметные недели русского языка и литературы, английского и немецкого языков, истории «Линия»
Разработчик: Усова Галина Анатольевна,
преподаватель высшей квалификационной категории
2015 г.РАССМОТРЕНА
на заседании предметной (цикловой)
комиссии преподавателей русского языка
и литературы
Протокол №___ от______2015г.
Председатель ПЦК
____________ Г.А. Усова
«____» __________ 2015г.
Заведующий отделением
________В.И. Паньков
«____» __________ 2015г.
Данная методическая разработка рекомендована для проведения
открытого урока в рамках проекта «Метапредметные недели русского
языка и литературы, английского и немецкого языков, истории «Линия»
в 2015-2016 учебном году РАССМОТРЕНА
методическим советом техникума
Протокол №___ от______2015г.
Председатель методического совета ________ Г.Н. Галахова
«____» __________ 2015г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
__________А.В. Ляхов
«____» _________2015 г.
«С чего начинается память…?»
(по творчеству К.М. Симонова)
Методическая разработка открытого урока
по учебному предмету
ООПу.01 «Русский язык и литература»
для преподавателей русского языка и литературы ОБПОУ «КЭМТ»
Специальность 23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)
(базовая подготовка)
в рамках проекта «Россия. Третье тысячелетие (тематические уроки, приуроченные к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры, к всероссийским образовательным событиям)»/проект «Метапредметные недели русского языка и литературы, английского и немецкого языков, истории «Линия»
Разработчик: _________ Г.А. Усова, преподаватель высшей
квалификационной категории.
Рецензенты:
1. Г.М. Шемет, методист ОБПОУ «КЭМТ»
2. С.В. Дюмина, доцент кафедры коммуникологии и психологии ЮЗГУ, к.п.н.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ПЛАН УРОКА
Специальность: 23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)
(базовая подготовка)
Учебная группа: ЭТЭА-11
Учебный предмет: Русский язык и литература
Тема учебного занятия: «С чего начинается память…?»
(по творчеству К.М. Симонова)
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Вид урока: урок-память
Место проведения: учебный кабинет
Межпредметные связи: история, музыка, обществознание
Средства обучения:
-
технические:
-экран, персональный компьютер;
-
информационно-коммуникационные:
- компьютерная мультимедийная презентация
-
дидактический материал:
- брошюры с биографией и эпизодами произведений К. Симонова, роман «Солдатами не рождаются».
Цели урока:
деятельностная: создание условий для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся средствами технологии проблемного диалога и обучения в сотрудничестве;
содержательная: формирование знаний о понятии «память», роли Константина Симонова как проводника памяти, осмысление трагизма в Великой Отечественной войне, исторического опыта Второй мировой войны и ответственность писателей за судьбы своего народа и человечества;
воспитательная: воспитание патриотизма, интереса к литературе, общечеловеческих ценностей;
методическая: использование технологии проблемного диалога в рамках реализации ФГОС.
Задачи урока:
учебно-практические:
-
расширить и систематизировать биографический материал о К. Симонове, мотивы его творчества, жанровое многообразие тем в отражении Великой Отечественной войны и памяти об этом событии в истории всего народа;
-
развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, критическое мышление через проблемные ситуации, дискуссии;
-
совершенствовать речевые умения - умения декламировать стихи, пересказывать текст, комментировать, анализировать прочитанное, строить монологические высказывания, используя адекватные языковые средства, тропы и стилистические фигуры;
-
воспринимать писателя и поэта в контексте национальной культуры, истории и мирового искусства;
-
закрепить общеучебные умения и навыки через обучение в сотрудничестве;
учебно-познавательные:
-
создать условия для развития положительной мотивации к учению;
-
формировать умение сопоставлять факты и делать выводы;
-
развивать познавательный интерес и эмоции обучающихся.
воспитательные:
-
способствовать воспитанию у обучающихся чувства гордости за русского человека, патриотизма;
-
воспитывать высокую гражданскую позицию, общечеловеческие ценности;
-
подвести детей к осознанию Родины и своей национальности, необходимости памяти о Великой Отечественной войне и людях в истории своей страны.
Образовательные технологии:
технологии обучения:
- технология критического мышления;
- технология проблемного диалога;
- информационно-коммуникационные технологии.
Организационные формы образовательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения:
- словесные: беседа;
- наглядные: компьютерная мультимедийная презентация;
- интерактивные: диалог, групповая дискуссия;
- практические: частично-поисковый;
- методы контроля и самоконтроля: устный контроль, самоконтроль.
Планируемые результаты:
а) предметные:
-
освоение знаний о понятии «память», «герой», «проводник»; роли личности поэта и писателя К. Симонова и военных корреспондентов в отражении событий Великой Отечественной войны как ее участников;
-
освоение знаний о своеобразии решения Симоновым проблемы памяти;
-
совершенствование умений чтения наизусть, анализа, комментирования текста;
-
осмысление событий художественных произведений;
-
осознание эстетической функции родного языка.
б) метапредметные:
-
регулятивные:
-
умение планировать деятельность, намечать цель;
-
умение находить пути решения учебных задач, самооценка;
-
познавательные:
-
самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;
-
поиск и отбор необходимой информации,
-
структурирование знаний, обработка и преобразование информации;
-
осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
-
коммуникативные:
-
умение воспринимать речь устную и письменную;
-
адекватно отвечать на вопросы; выделять главную мысль;
-
умение находить в тексте нужные эпизоды, анализировать фрагменты текста, фиксировать нужное;
-
умение строить диалогическую речь (обмениваться доступной информацией, учитывать особенности диалога и участников общения; высказывать свою точку зрения);
-
в) личностные:
-
осознание значения литературы как части национальной культуры, ее духовную составляющую;
-
развитие и совершенствование собственной речи.
Нормативный документ
-
Федеральный государственный образовательного стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. №413.). - М.: Министерство образования и науки РФ.-2012.
Образовательные ресурсы:
Основная литература
-
Обернихина Г.А. Литература. М., 2011.
-
Баранников А.В., Калганова Т.А.; Русская литература XX век. Хрестоматия.
-
11 кл. - М., 2013.
-
Быкова В.В.; Хрестоматия по литературе 11 класс. Справочник школьника. - М., 2012.
-
Симонов К.М. «Живые и мертвые», «Сборник стихотворений»
Дополнительные источники
-
Иванов Д. А. Технология КМ: «Вызов» //Директор школы -2013.-№4 с.59-64, №5 с.40-46
-
Зимнева О.Н. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы. Курск, 2012.
-
Фрагменты художественного фильма «Живые и мертвые».
-
Фрагменты видеороликов: «Песня военных корреспондентов», «Интервью Симонова Г.К. Жукову», «История создания стихотворения «Жди меня», «Песня о Победе».
Основные термины и понятия: память, герои, проводник, пакт.
Организационная структура учебного занятияНаименования
этапов учебного занятия/регламент
(в минутах)
Ключевые учебно-познавательные, учебно-практические задачи, решаемые на данном этапе
Виды деятельности студента
Виды деятельности преподавателя
Средства контроля достижения планируемых результатов
Формируемые УУД
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
2 минуты
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности.
Создание деловой атмосферы, позитивного настроения на активную деятельность и мыслительную работу, включение в деловой режим
Настраиваются на продуктивную мыслительную деятельность
Приветствует обучающихся. Отмечает отсутствующих. Представляет гостей. Настраивает студентов на продуктивную деятельность.
диалог
Личностные: самоопределение
Познавательные: готовность к информационно-познавательной деятельности; готовность к саморазвитию
Регулятивные:
саморегуляция; умение быстро включаться в деловой ритм, активную мыслительную деятельность
Коммуникативные:
умение и готовность работать в коллективе
2. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание.
5 минут
Активизация мыслительных операций и познавательных процессов. Погружение в тему занятия, мотивированное пробуждения интереса к теме; актуализация опорных знаний, создание условий для дальнейшей познавательной деятельности, планирование личностного смысла урока (самоопределение и смыслообразование), прогнозирование результатов; постановка целей урока
Пытаются определить и сформулировать тему и цель занятия по предложенному фрагменту «Песни военных корреспондентов», размещенному на слайде электронной презентации.
Корректирует и конкретизирует тему и цель занятия, организует деловое общение, способствующее актуализации опорных знаний и целеполагания
побуждающий
диалог (наводящие вопросы)
Личностные:
выработка учебной мотивации; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла урока.
Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели.
Регулятивные: умение планировать деятельность, намечать цель.
Коммуникативные:
умение и готовность обмениваться мыслями и суждениями в диалоге.
3. Подготовка к открытию нового знания.
Формулирование учебной задачи
10 минут
Создание условий по применению ранее приобретенных знаний; выстраивание логики развития учебного занятия.
Участвуют в организованной преподавателем беседе, соотносят свое определение терминов со словарной статьей; аргументируют свои высказывания примерами
Формулирует проблему, участвуют в формулировании учебной задачи.
Подводящий
диалог
Личностные: смыслообразование (выработка учебной мотивации)
Познавательные: постановка учебной задачи.
Регулятивные:
умение анализировать информацию
Коммуникативные: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; адекватно отвечать на вопросы; выделять главную мысль.
4. Работа над новой темой (открытие нового знания)
20 минут
Формирование представления о К. Симонове как проводнике памяти о Великой Отечественной войне, развития навыков критического мышления, диалога; пробуждение интереса к получению новой информации; развитие речевых умений и навыков.
Обучающиеся, получившие опережающие задания, читают стихотворения К. Симонова, остальные участвуют в обсуждении вопросов, опираясь на историю создания стихотворений.
Направляет деятельность обучающихся, акцентирует их внимание на ключевых вопросах, моделирует и организовывает диалоговую беседу.
Организует работу со стихотворениями. Сохраняет интерес к теме, пробуждая к авторской позиции в отношении мотивов и идеи стихотворений.
беседа
Личностные:
соотнесение предметного содержания с ценностно-смысловыми установками, морально-этическими нормами.
Познавательные
: поиск и отбор необходимой информации, структурирование знаний, обработка и преобразование информации; представление информации в разных видах и формах (монологическая речь, выразительное чтение), использование ИКТ в решении коммуникативных задач (фрагменты документальных фильмов).
Регулятивные:
умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность, оценивать результаты совместной деятельности.
Коммуникативные
: умение формулировать свои мысли; понимать собеседника; использовать адекватные языковые средства, тропы и стилистические фигуры; умения и навыки обмениваться мыслями.
5.Включение нового знания в систему имеющихся знаний
4 минуты
Выявления границ применимости нового знания, тестирование.
Участвуют в организованной беседе, позволяющей оценить «прирост» знаний, умений и навыков, осознать их личностный смысл. Выполняют выборочное чтение и анализ фрагмента произведения. Сравнивают текст с киноинтерпретацией
Моделирование и организация беседы по выявлению границ применимости нового знания; проведение контроля знаний с помощью выборочного чтения.
диалоговая беседа, взаимооценка, самооценка
Личностные:
действия смыслообразования.
Познавательные:
Понимание и адекватная оценка ценностного смысла нового знания и границ его применимости.
Регулятивные:
контроль, коррекция, самооценка (осознание качества и уровня освоения)
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения.
6.Рефлексия
Подведение итогов учебного занятия
2 минуты
Развитие у обучающихся навыков познавательной рефлексии как осознание результата состояния развития, саморазвития, а также причин положительной либо отрицательной динамики деятельности.
Оценивают свою работу на занятии, дают оценку самоощущения.
Оценивает работу студентов, стимулирует рефлексивную деятельность. Дает для просмотра видеоролики «Интервью К. Симонова с Г. Жуковым», «Отношение студентов техникума к Великой Отечественной войне»
Подводит итоги проделанной работы. Выставляет отметки.
Беседа, самооценка
Личностные: умение оценивать усваиваемое содержание урока, исходя из общечеловеческих и личных ценностей.
Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: выделение и осознание обучающимися того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации.
7.Инструктирование о выполнении домашнего задания
2 минуты
Ознакомление с творческим домашним заданием, детализация информации по его выполнению
Записывают домашнее задание
Инструктирует по выполнению домашнего задания
Личностные:
осознание личностного смысла творческого домашнего задания
Познавательные: самостоятельное решение проблем творческого характера
Регулятивные: саморегуляция
Коммуникативные: умение работать с разными источниками информации, выделять главное формулировать мысль, аргументировано высказывать свое мнение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Она такой вдавила след,
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет, и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
Константин Симонов
Великая Отечественная Война отразилась на судьбах каждого гражданина нашей страны. Нет такой семьи, в которой бы не погибли родные или близкие люди. Прошло уже 70 лет после окончания второй мировой войны, а для каждого гражданина России, будь он молод или стар, война отдается страшным эхом тяжелых воспоминаний.
Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
- формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
В программе учебного предмета «Русский язык и литература» представлена тема «Литература Великой Отечественной войны». Константин Симонов писал о Великой отечественной войне не по обязанности, а по глубокой внутренней потребности и с юных лет до конца дней своих продолжал думать и писать о людских судьбах, связанных с войной и военной службой.
Среди писателей военной поры Константин Михайлович был одним из наиболее подготовленных в военно-профессиональном отношении, глубоко знавшим военное дело, природу военного искусства, и особенно его морально-психологические аспекты. Для современного читателя Симонов должен стать неким проводником памяти и национального самосознания.
Данная тема находится в тесной взаимосвязи с такими учебными дисциплинами, как история, обществознание. Поэтическое творчество находит отражение в музыкальном искусстве, проза - в кино.
Определяя приоритетные задачи образования в виде «шести ключевых умений», ведущие отечественные и зарубежные педагоги и психологи единодушны в том, что два из них непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий: 1) общение и взаимодействие и 2) работа в группе.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
На данном уроке я использую диалог. При этом каждая реплика, направленная на реализацию содержательной цели урока, несет в себе воспитательный импульс и оказывает своего рода психотерапевтическое воздействие на личность обучающегося: поддерживает его веру в свои силы, помогает удерживать в некотором привычном пределе уровень самооценки, ликвидировать, в случае необходимости, отрицательные тенденции в организации межличностных отношений в коллективе и нежелательные проявления в поведении отдельных обучающихся.
Содержание диалога учебного занятия характеризовалось четкой предметной отнесенностью и сохранением единства темы памяти вплоть до намеченного уровня ее исчерпания. Тема памяти была представлена различными мотивами и жанрами творчества Константина Симонова.
Методическая разработка урока «С чего начинается память…?» (по творчеству К.М. Симонова) составлена в соответствии с требованиями, изложенными в Методических рекомендациях по составлению методических разработок педагогическими работниками Областного профессионального образовательного учреждения «Курский электромеханический техникум» (ОБПОУ «КЭМТ») и может быть использована для работы преподавателями со студентами разных специальностей и профессий.
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку.
Преподаватель: Сегодня наш урок хочется начать с просмотра видеофрагмента. После просмотра вы должны будете ответить на вопросы:
- О каких событиях истории фрагмент?
- Кто является автором этой песни?
- Кем был Симонов на войне?
2. Этап актуализации опорных знаний
- О каких событиях истории фрагмент?
- Кто является автором этой песни?
- Кем был Симонов на войне?
Рассказ обучающихся (от имени Симонова) об истории появления «Песни военных корреспондентов»
- Как вы думаете, как фрагмент будет связан с темой нашего урока?
- О чем мы будем говорить?
- Чьими глазами мы взглянем на события военных лет? (глазами К. Симонова)
3. Подготовка к открытию нового знания. Формулирование учебной задачи
- В год литературы, как страна обращается к судьбе Симонова?
- Почему мы вновь обращаемся к этому событию? (это память, гордость, наша история)
Чтение стихотворения обучающихся:
С чего начинается память - с берез?
с речного песка? С дождя на дороге?
А если - с убийства!
А если - со слез!
А если - с воздушной тревоги!
А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых в пыли распростертых!
А если с недетского знания - как
Живое становится мертвым!
И в пять,
И в пятнадцать,
И в двадцать пять лет
Войной начинается память
Здесь в этой стране,
Где не помнящих - нет,
Попробуем это представить…
- Сформулируйте цели урока.
1) Каждый по-своему защищал Родину. Писатели и поэты тоже были на защите своего Отечества: военные корреспонденты, рядовые, офицеры. Не понаслышке они создавали свои произведения о войне. Художественное слово, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе! Мы будем говорить о К. Симонове и его произведениях.
2) Тема урока, цель, запишите.
4. Работа над новой темой (открытие нового знания)
Сообщение о Симонове
Симонов: «Я понял, насколько сильно во мне чувство Родины, насколько я чувствую эту землю своей и как глубоко корнями ушли в нее эти люди, которые живут на ней… Было чувство острой жалости и любви ко всему находившемуся здесь: к этим деревенским избам возле дороги, к траве, к березам, ко всему русскому».
Преподаватель: Это из дневника, опубликованного значительно позже. А тогда, в 41-м, Симонов свои чувства выразил в стихах. В сильных стихах.
Чтение стихотворения «Если дорог тебе твой дом»
- Что вы узнали об истории этого стихотворения?
- Какой призыв оно несет?
- Почему необходимы были такие стихотворения?
(В 1942 году Симонов пишет стихотворение «Если дорог тебе твой дом», о котором Маршал Советского Союза И. Х. Баграмян сказал: «Я бы присвоил этому стихотворению звание Героя Советского Союза: оно убило гитлеровцев больше, чем самый прославленный снайпер»). И. Х. Баграмян - выдающийся советский полководец, дважды Герой Советского Союза. В трудные дни битвы за Москву</ по разработанному И.Х. Баграмяном замыслу и при активном его участии в управлении войсками было проведено контрнаступление советских войск в районе Ростова-на-Дону. В ходе этой операции противник был успешно выбит из города.
Преподаватель: Они отступали, оставляя врагу на разорение русские города и села, понимая, что местные жители должны их ненавидеть за трусость. Однако все оказалось совсем иначе, и в каждой деревне их провожали со слезами на глазах и с благословением, что произвело на Симонова неизгладимое впечатление.
Отступая по пыльным, разбитым и грязным сельским дорогам, возле каждой деревни поэт видит погосты - традиционные деревенские кладбища, где покоятся участники многих войн. И у Симонова складывается такое ощущение, что вместе с живыми в это непростое время за спасение страны молятся и мертвые - те, кто отдал свою жизнь за то, чтобы Россия была свободной страной. Не менее сильно поразил поэта тот факт, что именно в это непростое для страны время обычные люди начинают вспоминать о Боге, само существование которого советская власть отвергала.
Чтение стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?»
- Какой период войны описан в стихотворении? (начало войны)
- Начало войны - самый сложный и тяжелый период
войны.
- Какую проблему открывает нам автор?
(Как тяжело оказаться на дорогах войны, как тяжело смотреть на
людей, которые страдают от потери близких и это еще тяжелее, чем
воевать, как тяжело терять товарищей и осознавать, что по родной
русской земле шагает беспощадный враг)
- К чему призывает нас автор?
(Стойко переносить трудности войны, верить в победу, защищать
Родину, близких, родных от врага).
- Какие чувства вызывает стихотворение?
(Тревогу, сострадание, радость, страх, восхищение, я чувствую горе,
боль, тяжесть испытаний, сочувствие).
- Кому оно посвящено?
Буквально с первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов в качестве корреспондента газеты «Правда» оказался на фронте и вынужден был отступать почти до самой Москвы вместе с советскими войсками.
Его верным спутником был Алексей Сурков, военный корреспондент, с которым поэта связывали теплые дружеские отношения. Осенью 1941 года поэт написал стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», в котором словно бы ведет неспешную беседу со своим фронтовым товарищем. Ответы Суркова остаются «за кадром», да и они не так уж и нужны в данном случае. Гораздо важнее то, что чувствуют и помнят оба военных корреспондента. Уже в первые месяцы войны, пройдя пыльными дорогами Смоленщины, поэт начинает осознавать, что родина для него - это не уютный мирок столичной квартиры, где он чувствует себя беззаботно и безопасно.
Преподаватель: Война - самое трагическое событие
в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и
разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей.
Чтение стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете»
- Вы послушали стихотворение. Какое впечатление оно на вас произвело?
- Назовите тему этого произведения.
- Какой момент войны (наступление или отступление) описан в
стихотворении?
-Откуда везли мальчика?
(Из Бреста)
- Что вы знаете о Бресте? (Брест - крепость, которая первая приняла
на себя удар фашистской армии).
- На какую картину обращает внимание рассказчик особенно?
(«Седой мальчишка»)
- Что означает выражение: «...Седой мальчишка на лафете спал»?
(Выражение «...Седой мальчишка на лафете спал» обозначает, что
поседевший от горя мальчик спал на лафете, т. е. на станке
артиллерийского орудия.)
Словарная работа: лафет - станок артиллерийского орудия.
-Почему мальчик седой? (Мать мальчика погибла под обстрелом,
мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту,
чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам,
которые шли из глубины России на фронт.)
- Сколько лет мальчику? Почему, по-вашему, «: За десять лет на том
и этом свете// Ему зачтутся эти десять дней»? (Мальчику десять лет,
но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под
силу порой выдержать и взрослому человеку: гибель матери, обстрелы,
эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал
«на том свете», потому что уже видел смерть и страдание. Десять
дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться
последующими поколениями как подвиг.)
- Как вы понимаете слова: «Ты говоришь, что есть еще другие, // Что
я там был и мне пора домой...» (Автор вспоминает, вероятно, о
женщине, которая уговаривает любимого не ездить в опасные
командировки, говорит ему, что он уже видел настоящую войну, что
есть другие корреспонденты, которые еще не ездили на фронт, и можно
устроить так, чтобы остаться дома, чтобы послали не его, а
других...)
- К кому обращается автор со словами: «Ты это горе знаешь
понаслышке, // А нам оно оборвало сердца»? (Автор стихотворения
обращается к человеку, который не был на фронте (к женщине), знает
о войне только со слов других людей и не может почувствовать всей
душой трагедию войны. Солдатам, которые отступали с западной
границы, чувство сострадания проникло глубоко в душу.)
- «Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до
конца». Что значат эти строки? Как следующее четверостишие
раскрывает мысль автора?
(Пока не закончена война, пока не освобождена от фашистов вся наша земля, воины не могут чувствовать себя спокойно, не смогут «домой прийти... до конца»: они постоянно помнят о том, что в это время кто-то страдает там, где идут бои.
Автор хочет сказать, что он будет участвовать в
борьбе с врагами, пока фашистов не прогонят с нашей земли. Он хочет
увидеть, как ребенку будет возвращена его родина, как он
возвратится в свой город и «поцелует горсть своей земли».)
- Почему автор пишет, что «твой» мальчик спит «за тридевять земель,
в горах Урала»? (Большинство жителей Центральной России во время
войны были эвакуированы на Урал и в Сибирь.)
- О каком, о чьем мальчике говорит автор в двух последних строфах?
(Ребенок любимой женщины, к которой обращается поэт, находится в безопасности, в эвакуации, тогда как миллионы других детей каждый день страдают от приближающейся к их домам войны. Автор верит в то, что он останется жив, вернется к любимой.
Но если не вернется, если сын вырастет и ему «наступит дата», придет срок «идти в такие дни», т. е. на фронт, - поэт просит любимую вспомнить о нем тогда, когда она будет прощаться с сыном. Этими словами он словно говорит: мы, мужчины, солдаты, и наш долг - защитить нашу страну от врагов.)
Стихотворение Симонова -это монолог мужчины-воина. Оно состоит из двух частей - описания увиденной при отступлении картины и непосредственного обращения к любимой женщине. Стихотворение производит сильное эмоциональное впечатление.
Именно такие проникновенные стихи нужны были
русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и
звали на борьбу с врагом.
- Что вы можете сказать об истории этого стихотворения?
В 41-м поэт потрясен седым мальчишкой, которого отец-майор на пушечном лафете вывез из Брестской крепости. И Симонов пишет стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете».
Преподаватель: Среди всех мужских привязанностей
- самая могучая, самая естественная - любовь к женщине. Поэтому
вовсе не случайно Симонов опубликовал в 1941-1945 годах две книги
стихов, из которых одну называет «Война», а другую - «С тобой и без
тебя».
Это были особые стихи. Это была его, Симонова, судьба.
Симонов писал стихи о любви, и они пользовались огромным успехом у читателей, потому что человек, лишенный любви, чувствует себя обделенным. Любовь для фронтовика - это невидимая, но крепкая, надежная ниточка между ним и всем тем, что находится за его спиной.
Чтение стихотворения преподавателем «Когда на выжженном плато»
Война, как вор, прокралась в наш дом, оторвала нас от родной земли, разделила семьи, разрушила домашний очаг. Каждый чувствовал, что он, как любимой, лишился родной земли. И каждый повторял: «Жди меня». Но до этого никто не написал этих слов. Их написал Симонов. Писал о своем, но произнес мысль миллионов. В её начале Симонов писал: «Будь хоть бедой в моей судьбе, но кто б нас ни судил, я сам пожизненно к тебе себя приговорил».
Видеофрагмент «История создания стихотворения
«Жди меня»
Чтение стихотворения «Жди меня»
- Что вы знаете об истории этого стихотворения?
Их написал Симонов. Писал о своем, но произнес
мысль миллионов.
Слова «Жди меня…» были солдатским паролем. В них было заключено все
- вера, надежда и любовь.
Это стихотворение, звучащее как заклинание, десятки, если не сотни, раз перепечатывалось во фронтовых и армейских газетах, выпускалось как листовка, постоянно читалось по радио и с эстрады. Его переписывали друг у друга, отсылая с фронта в тыл и из тыла на фронт, эти листовки хранили с самыми дорогими реликвиями - люди военного поколения отлично это помнят.
Впервые Симонов читает «Жди меня» в октябре, на Северном фронте, своему товарищу - фотокору Григорию Зельме. Для него же переписывает стихотворение из блокнота, ставит дату: 13 октября 1941 года, Мурманск.
5. Включение нового знания в систему имеющихся знаний
Преподаватель: Пятнадцать лет писатель работает
над трилогией «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются»,
«Последнее лето».
«Это самое капитальное из того, что написано о войне», - писал
Алексей Сурков.
Сообщение обучающихся: Трилогия Константина Симонова «Живые и мертвые» считается первым «панорамным» романом, представляющим широкую картину событий Великой отечественной войны. В центре произведения - человек на войне. Писатель изображает судьбы более 200 героев, многие из которых не завершены, что показывает одну из главных трагедий войны. Один из центральных образов книги - командарм Серпилин, задумываясь над неудачами советской армии, приходит к истинному пониманию сути войны и роли Сталина, в чем прослеживаются раздумья самого автора.
В первой книге трилогии «Живые и мертвые» автор воссоздает в судьбах своих героев мужественную борьбу советского народа против фашистских захватчиков в первые месяцы Великой Отечественной войны.
События второй книги трилогии К. Симонова «Живые и мертвые» разворачиваются зимой 1943 года - в период подготовки и проведения Сталинградской битвы, ставшей переломным моментом в истории не только Великой Отечественной, но и всей второй мировой войны.
Роман «Последнее лето» завершает трилогию «Живые и мертвые»; в нем писатель приводит своих героев победными дорогами «последнего лета» Великой Отечественной.
Преподаватель: Давайте обратимся к эпизоду получения сводки Серпилиным.
- С чего начиналась новогодняя встреча в отряде Серпилина?
- Найдите размышления командира о войне?
- О чем это говорит?
- О чем писалось в сводке?
- Как автор говорит о Пикине и Серпилине в этот момент?
- Что значит «беречь людей»?
- Как звучат слова Серпилина о меры власти на войне?
- Что ощутил командир у себя за спиной?
- Что можно сказать о командире Серпилине?
- На какие мысли наталкивает нас этот отрывок?
Просмотр эпизода из фильма «Живые и мертвые»
- Каким здесь мы видим Серпилина?
- Какие чувства, эмоции возникли у вас после просмотра эпизода?
- На каком литературном приеме основано название романа? (антитеза)
- Подберите синонимы к словам из названия.
Чтение стихотворения «Слава»
«Песня Победы»
- О чем вы думали, слушаю эту песню?
- Кто является проводником памяти о войне? (ветераны)
Обратите внимание на портреты наших земляков, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Преподаватель: В 1966 году маршал СССР Г.К. Жуков в интервью К.Симонову ответил на вопрос: Что для него Великая Отечественная война? Давайте посмотрим, какие ответы прозвучали на этот вопрос у студентов нашего техникума.
Симонов: «Я уже ничего не могу доделать. Что сделано, то сделано, что задумано и не додумано, тоже не в моей власти. Я могу только, если потребуется, привести в порядок не приведенное в него».
Сообщение уч-ся: Умер Константин Михайлович в Москве 28 августа 1979 года. По завещанию писателя прах его развеян на Буйническом поле под Могилевом, откуда он чудом выбрался живым, тогда, в июле сорок первого. Сейчас там, на поле боя, стоит валун, на котором высечено «Константин Симонов», а в каких-нибудь ста метрах - обелиск воинам 388-го полка, почти целиком полегшего под Могилевом. Прах его смешался с прахом погибших в сорок первом.
6. Рефлексия. Итог урока.
- Что больше всего вам сегодня запомнилось на уроке?
- Какие впечатления вы вынесли для себя с сегодняшнего разговора?
7. Домашнее задание
Написать эссе «Что для меня память о Великой Отечественной войне?»
Приложение 1
Симонов
Ехал в открытом «виллисе», сидел закутавшись в бурку. На холодном ветру неохота даже вытащить руку. А я бубнил себе под нос, сочинял, а потом зубрил только что сочиненные строфы, чтобы закрепить в памяти их все, начиная с первой. Водитель решил, что я - подполковник тронулся умом - всю дорогу громко разговаривал сам с собой. По приезду водитель сигнализировал в санчасть штаба полка. Недоразумение было выяснено.
«Я понял, насколько сильно во мне чувство Родины, насколько я чувствую эту землю своей и как глубоко корнями ушли в нее эти люди, которые живут на ней… Было чувство острой жалости и любви ко всему находившемуся здесь: к этим деревенским избам возле дороги, к траве, к березам, ко всему русскому».
«Я уже ничего не могу доделать. Что сделано, то сделано, что задумано и не додумано, тоже не в моей власти. Я могу только, если потребуется, привести в порядок не приведенное в него».
Приложение 2
Биография
Родился Константин Михайлович Симонов в Петрограде в 1915 году. Детство прошло в Рязани и Саратове. Отчим - кадровый офицер. Жизнь в командировках, общежитиях. Военный быт. И дисциплина в семье строгая, почти военная.
Армейские впечатления, накрепко связанные с детством и юностью писателя, хорошо подготовили Симонова к военным испытаниям, которым суждено стать судьбой его поколения.
Судьба возложила на его плечи нелегкий солдатский труд еще до начала Великой Отечественной. Летом 1939 года Симонов побывал на своей первой войне, на Халхин-Голе, в качестве сотрудника газеты «Героическая красноармейская». Здесь поэт услышал первые раскаты будущей Второй мировой войны. Тогда же Симонов был удостоен первой правительственной награды - ордена «Знак Почета». Симонову было 24 года. В 26 - он уже лауреат Государственной премии СССР. А потом - шесть Государственных премий СССР, Государственная премия РСФСР, Ленинская премия и звание Героя Социалистического Труда. Три ордена Ленина, орден Красного Знамени, два ордена Отечественной войны, первой степени, орден «Знак Почета» и медали, медали, медали…Так страна отметила силу его поэзии, прозы, публицистики, общественную работу. Отметила его вклад, внесенный в развитие нашего государства.
Его перу принадлежат лирические стихи и поэмы, очерки и рассказы, повести и романы, пьесы и сценарии, мемуары и дневниковые записки. Он постоянно выступал в печати как публицист и литературный критик. Самое замечательное из написанных им в этих жанрах составило одиннадцать томов Собрания сочинений.
Множеством разных дел занимался Симонов. По его инициативе и при его содействии были организованы в доме писателей выставки Петрова-Водкина, Пиросмани, Татлина, создан музей-квартира Блока в Петербурге, сохранена квартира Маяковского в Москве; созданы памятники Арсеньеву и Яшину, и многое, многое другое. По инициативе и стараниями Симонова были выпущены в свет или переизданы после долгого перерыва «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, романы Ильфа и Петрова, стихи О. Мандельштама, произведения И. Эренбурга и другие.
Умер Константин Михайлович в Москве 28 августа 1979 года. По завещанию писателя прах его развеян на Буйническом поле под Могилевом, откуда он чудом выбрался живым, тогда, в июле сорок первого.
Сейчас там, на поле боя, стоит валун, на котором высечено «Константин Симонов», а в каких-нибудь ста метрах - обелиск воинам 388-го полка, почти целиком полегшего под Могилевом. Прах его смешался с прахом погибших в сорок первом.
Приложение 3
«Живые и мертвые»
Трилогия Константина Симонова "Живые и мертвые" считается первым "панорамным" романом, представляющим широкую картину событий Великой отечественной войны. В центре произведения - человек на войне. Писатель изображает судьбы более 200 героев, многие из которых не завершены, что показывает одну из главных трагедий войны. Один из центральных образов книги - командарм Серпилин, задумываясь над неудачами советской армии, приходит к истинному пониманию сути войны и роли Сталина, в чем прослеживаются раздумья самого автора.
В первой книге трилогии «Живые и мертвые» автор воссоздает в судьбах своих героев мужественную борьбу советского народа против фашистских захватчиков в первые месяцы Великой Отечественной войны.
События второй книги трилогии К. Симонова «Живые и мертвые» разворачиваются зимой 1943 года - в период подготовки и проведения Сталинградской битвы, ставшей переломным моментом в истории не только Великой Отечественной, но и всей второй мировой войны.
Роман «Последнее лето» завершает трилогию «Живые и мертвые»; в нем писатель приводит своих героев победными дорогами «последнего лета» Великой Отечественной.
Федора Серпилина Симонов показывает, как солдата, любящего свою родину и готового до конца стоять за ее свободу. На войне раскрываются такие его качества, как мужество, стремление к победе, чувство долга. Мы видим, что душа этого человека не загрубела от ужасов войны - он сопереживает тем, кто был осужден вместе с ним, и пытается помочь этим людям. Серпилин пишет письмо в защиту друга с просьбой пересмотреть его дело: «Дорогой товарищ Сталин! Считаю своим долгом доложить Вам, что комкор Гринько не меньше меня предан Родине и не хуже меня защищал бы ее от фашистских захватчиков. Если Вы верите мне, то нам с комкором Гринько обоим место на фронте, здесь, где я, а если Вы мне не верите, то, значит, нам обоим место там, где он».