- Учителю
- 11 класс Литература: «И всеми силами своими молюсь за тех и за других». (По творчеству Максимилиана Волошина)
11 класс Литература: «И всеми силами своими молюсь за тех и за других». (По творчеству Максимилиана Волошина)
Урок литературы в 11 классе по творчеству Максимилиана Волошина.
Тема урока :«И всеми силами своими молюсь за тех и за других». ( по творчеству Максимилиана Волошина)
Цели:
-
Учебная: Познакомить с творчеством М.Волошина. Познакомить с темой гражданской войны в лирике поэта.
-
Развивающая: Создать условия для восприятия и интерпретации текстов поэта. Развивать личностное восприятие поэзии М.Волошина. Развивать речевые умения в устной и письменной речи.
-
Воспитывающая: Создать условия для воспитания чувства гражданственности на материале поэзии М.Волошина. Создать условия для выражения своего мнения, создания собственного произведения.
Технологии, методы:
-
Технология «Мастерская».
-
Индивидуальная работа.
-
Средства ИКТ.
1 Часть урока.
Учитель: Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с поэтом Максимилианом Волошиным. Для того, чтобы поэт зазвучал для каждого из вас, поработаем в «мастерской». В тетрадях запишите слово «ВОЙНА». Приведите как можно больше ассоциаций-существительных к этому слову (2 мин.).
Теперь подберите определения - ассоциации к этому слову.
Прочитаем, после прослушивания высказываний одноклассников добавьте слова в свой список, те, которые вам показались точными, верными.
А теперь запищите слова «ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА». Подберите слова -ассоциации к этому словосочетанию, определения (2 мин.).
Прочитаем, добавим в свои записи самые точные, верные слова одноклассников.
Какое понятие наиболее страшное? Почему?
Задание 2.
Напишите небольшое сочинение о гражданской войне, используя слова, словосочетания, определения из своих записей. Время выполнения 5 минут.
Молодцы. Таперь в группах из 4 человек прочитайте свои сочинения, выберите из группы самые точные, интересные, глубокие, оригинальные для чтения всему классу.
Этап социализации - ученики читают свои работы в группах, затем читаются только лучшие работы вслух.
Учитель: Итак, вы считаете, что гражданская война - явление еще более разрушительное и ужасное, чем любая другая война: убийство брата, отца. Происходит во время гражданской войны разрушение семьи, дома, страны, разъединение, разобщение людей.
2 часть урока.
У Максимилиана Волошина, являвшегося свидетелем гражданской войны, есть стихотворение, которое так и называется. Послушаем стихотворение.
Задание 3
Каким чувством проникнуто стихотворение?
Сборник «Усобица»
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА
Одни восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные темной волей
И горьким дымом городов.
Другие - из рядов военных,
Дворянских разоренных гнезд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.
В одних доселе не потух
Хмель незапамятных пожаров,
И жив степной, разгульный дух
И Разиных, и Кудеяров.
В других - лишенных всех корней -
Тлетворный дух столицы Невской:
Толстой и Чехов, Достоевский -
Надрыв и смута наших дней.
Одни возносят на плакатах
Свой бред о буржуазном зле,
О светлых пролетариатах,
Мещанском рае на земле...
В других весь цвет, вся гниль империй,
Всё золото, весь тлен идей,
Блеск всех великих фетишей
И всех научных суеверий.
Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
В тех и в других война вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хмель разгула,
А вслед героям и вождям
Крадется хищник стаей жадной,
Чтоб мощь России неоглядной
Pазмыкать и продать врагам:
Cгноить ее пшеницы груды,
Ее бесчестить небеса,
Пожрать богатства, сжечь леса
И высосать моря и руды.
И не смолкает грохот битв
По всем просторам южной степи
Средь золотых великолепий
Конями вытоптанных жнитв.
И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
"Кто не за нас - тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами".
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
21 ноября 1919
Коктебель
Вопросы для обсуждения:
О ком говорит поэт?
Кто одни и другие?
Откуда они появились?
Чем они отличаются друг от друга?
Оказывается ни та ни другая сторона не отличается друг от друга:
В тех и в других война вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хмель разгула,
А вслед героям и вождям
Крадется хищник стаей жадной,
Чтоб мощь России неоглядной
Pазмыкать и продать врагам…
Чем губительна гражданская война, по мнению М.Волошина?
Как вы понимаете строчки:
А вслед героям и вождям
Крадется хищник стаей жадной,
Чтоб мощь России неоглядной
Pазмыкать и продать врагам…
На чьей стороне поэт? Можно ли принять чью-либо сторону в гражданской войне?
В чем гуманистический пафос стихотворения?
(А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.)
Давайте обобщим: Почему губительна гражданская война? К своему сочинению добавьте позицию М. Волошина.
3 Часть урока.
Максимилиан Волошин - поэт и художник.
Слово учителя. Русский апокалипсис для Волошина начался с войны 14-го года. Уже там, на мировой арене, противоборствующие стороны затянуты братским узлом. Война уравнивает всех - и победителей, и побеждённых. "Эта война есть одно огромное целое. Противники слиты в одном объятье. Её надо одолеть - самое войну, а не противника". И ещё: "Дозволь не разлюбить врага // И брата не возненавидеть" - это сказано о чужеземцах, но то же самое он скажет скоро о соотечественниках.
В его натуре было заложено отвращение к распре. Мать даже подговаривала мальчишек задеть его, поколотить, чтобы он дал сдачи, проявил бойцовские качества. Но её уловки не имели ожидаемых результатов. Ему было дано иное понимание силы. Не благоприобретённые знания научили его побеждать зло добром. Он с этим родился. Знания лишь закрепили врождённые качества. Это был знак особого благоволения свыше, который до конца так и остался непонятен современникам, живущим по законам мира сего.
Его настроение могло казаться антипатриотическим и вызвать на себя волну шовинизма, поднятую на родине. В его книге «Anno mundi ardentis 1915», посвящённой войне, стихотворение «Россия» зияет сплошными отточиями. И тогда, и в будущем "полное государственное поглощение России Германией" не кажется ему национальной катастрофой. Правда, немцы 1916 года ещё не были фашистами. Еврейское население на Украине помнило их сносное поведение и почти поголовно осталось перед оккупацией в 41-м году. Волошин согласен со Штейнером, что Россия "выплавит из себя шестую великую расу, но под опекой Германии". В истории было не раз, когда завоёванная страна не теряла своей самобытности и даже ассимилировала в себе пришельцев. Например, античная Греция и полонивший её "тупой и косный Рим", который тем не менее образовал в ней "крепкий государственный строй".
Эти мысли ещё более утвердились в нём, когда распад России стал очевиден и окончателен. "Россия кончилась, она себя сожгла. // Но Славия воссветится из пепла". Воссветится, если обретёт государственный порядок... Но то, что возникало на пепелище, обещало ещё больший хаос, ещё больший распад. Прозрение ясновидца подсказывает: "И тут внезапно и до ужаса отчётливо стало понятно, что это только начало, что русская Революция будет долгой, безумной, кровавой, что мы стоим на пороге новой Великой Разрухи Русской Земли, нового Смутного времени".
Его поэзия этого времени документальна, как русские летописи. Один из циклов так и называется «Повесть временных лет». Он сокрушается: "Ужасно мало документов сохранится от нашего времени, а стихи имеют больше шансов запомниться". В письме к Вересаеву (1922 год) он рассказывает об участившихся случаях каннибализма в голодном Крыму. Матери убивают и засаливают впрок собственных детей, брат поедает умершего брата. "Трупоедение стало явлением бытовым". Эти же детали есть в стихах; изложенные кратко и ужасающе точно, они знаки нового искусства, нового опыта, который Солженицын назовёт опытом художественного исследования и основательно прозондирует им свой «Архипелаг ГУЛАГ».
Он видит библейский смысл в происходящих событиях, видит сиюминутное в перспективе вечности. Это вносит надежду, ибо действительность кажется бессмысленной, бесперспективной. На дне преисподней он верит в "правоту верховных сил, // Расковавших древние стихии". Тому, кто достиг дна и почувствовал последнюю степень падения, есть от чего оттолкнуться, чтобы не пребывать в прострации, болтаясь между добром и злом.
Апокалипсическому зверю,
Вверженный в зияющую пасть,
Павший глубже, чем возможно пасть,
В скрежете и смраде - верю.
Многие стихотворения из цикла «Усобица» похожи на репортёрские хроники с места событий. Самые, можно сказать, кровавые: «Бойня», «Террор», «Красная Пасха», «Терминология», «Голод», «Потомкам», «Плаванье». Ни намёка на благозвучие. Как будто рифма не вправе облагородить чудовищную реальность. Слышны ритмические сдвиги, рваный, задыхающийся пульс. Строка ритмически напоминает короткую пулемётную очередь за шумовой завесой. Большевики, чтобы заглушить выстрелы, на месте казни включали автомобильные моторы. Это практиковалось повсюду. Российский обыватель узнавал эти зловещие ухищрения - сквозь лавину механического гула внятный пулемётный пунктир. И всё это запечатлелось в звуке и в обнажённом смысле волошинского стиха.
Ещё недобитых валили в яму.
Торопливо засыпали землёй.
..............................................
А к рассвету пробирались к тем же оврагам
Жёны, матери, псы.
Разрывали землю. Грызлись за кости,
Целовали милую плоть.
Как это близко в земной реальности: грызться и целовать, звериный азарт и человеческая милость. Близко, через запятую, на расстоянии строки. Близко, но не тождественно. Милая плоть не исчезает из всесильного поля любви... Ни страха, ни брезгливости не вызывает она в этот миг, быть может, уподобленная святым мощам...
4 часть урока.
Самостоятельный анализ произведений.
Задание 4
Прочитайте стихотворения «Россия» и «Мир» (по группам).
Какие темы раскрывает поэт в своих произведениях? С кем из предшественников или современников поэта вы можете провети связи? Почему? Докажите письменно (5-10 предложений).
РОССИЯ (1915 г.)
Враждующих скорбный гений
Братским вяжет узлом,
И зло в тесноте сражений
Побеждается горшим злом.
Взвивается стяг победный...
Что в том, Россия, тебе?
Пребудь смиренной и бедной -
Верной своей судьбе.
Люблю тебя побежденной,
Поруганной и в пыли,
Таинственно осветленной
Всей красотой земли.
Люблю тебя в лике рабьем,
Когда в тишине полей
Причитаешь голосом бабьим
Над трупами сыновей.
Как сердце никнет и блещет,
Когда, связав по ногам,
Наотмашь хозяин хлещет
Тебя по кротким глазам.
Сильна ты нездешней мерой,
Нездешней страстью чиста,
Неутоленною верой
Твои запеклись уста.
Дай слов за тебя молиться,
Понять твое бытие,
Твоей тоске причаститься,
Сгореть во имя твое.
17 августа 1915
Биарриц
МИР
С Россией кончено... На последях
Ее мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик, да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.
О, Господи, разверзни, расточи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
Германцев с запада, Монгол с востока,
Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного Суда!
23 ноября 1917
Коктебель
Подведем итоги урока: Как понимает М.Волошин гражданскую войну? За что и против чего он выступает?
Домашнее задание: Какие поэты и писатели обращались к теме гражданской войны? Какие общие мотивы мы можем найти в произведениях других писателей?
Используемая литература :
-
Русская советская поэзия .Составители :В.Ф. Огнев, В.С.Фогельсон.- Москва. «Художественная литература» 1990.
-
2.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе 20 века: 11 класс .2-е полугодие. М.: ВАКО, 2011.
-
3. Русская литература 20 века. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений в 2-х частях. В.В. Агеносов. Под редакцией В.В.Агеносова. М.: Дрофа, 2005.
-
4.Русская литература 20 века.11 класс: Поурочные разработки. Методические рекомендации для учителя. В.В. Агеносов, Э.Л.Безносов,Н.С.Выгон; Под редакцией В.В.Агенсова.- М.: Дрофа, 2005.