- Учителю
- Конспект урока литературы в 11 классе 6
Конспект урока литературы в 11 классе 6
Конспект урока литературы в 11 классе.
Автор: Учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ №1» пгт Уренгой Пуровского района ЯНАО Ивасюк Клара Расулован
Тема : Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Поэма В. Маяковского «Во весь голос»
Цель: определить отношение Маяковского к теме поэта и поэзии;
показать пути решения В. Маяковским темы поэта и поэзии;
выявить лирическое «Я» Маяковского.
Задачи:
-художественное осмысление роли поэзии и назначения поэта;
-умение сопоставить произведения разных поэтов, работать со словом;
-умение находить в тексте способы выражения авторского отношения к миру;
-овладение историко-литературными знаниями.
Вид урока: применение полученных знаний
Тип урока: урок - семинар
Технология: организация групповых проблемных дискуссий
Методы и формы работы:
Методы: словесный, наглядный, репродуктивный.
Приёмы: устные выступления учащихся (сообщения, анализ поэтического текста, выразительное чтение наизусть).
Основная форма работы на уроке - групповая.
Виды читательской деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.
Виды речевой деятельности: монолог, диалог, анализ текста, выразительное чтение наизусть.
Подготовка к уроку.
Учащиеся: делятся на 4 группы, получают опережающее задание: прочитать, провести анализ по плану, выучить наизусть стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
Учитель: 1. Разбивает учащихся на группы, даёт задание каждой группе.
2. Проводит консультации для учащихся, рекомендует литературу.
3. Готовит наглядность: портреты, репродукции с картин; продумывает оформление доски.
ЭПИГРАФ К УРОКУ
«Маяковского ведут массы…, это гений масс, потому что и он их ведет. Маяковского ведет история, он ведущий и ведомый. Маяковский начал с явления себя миру: с показа, с громогласия…
Маяковский ничего не боялся, стоял и орал, и чем громче орал - тем больше народу слушало…Первый в мире поэт масс. Первый русский поэт-оратор. Маяковский неустанно что-то в мозги вбивает, чего-то от вас добивается - какими угодно средствами, вплоть до грубейших, неизменно удачных. Маяковского нужно вместе читать… всем залом. Всем веком».
М. Цветаева
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя. Работа с эпиграфом
- Как вы понимаете слова М. Цветаевой, сказанные о Маяковском?
Ученики находят оценочные характеристики М. Цветаевой, высказывают свое мнение, выделяют ключевые слова, отмечают внутреннюю связь Маяковского и Цветаевой.
Слово учителя. Теме поэта и поэзии большое внимание в своем творчестве уделяли многие русские поэты - Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие. Владимир Маяковский не был исключением. Но эта тема осмысливалась поэтом в другое время, на фоне литературного развития 20-х годов XX века. Поэтому у Маяковского мы находим новое понимание этой проблемы. Но многое в его понимании роли поэта и поэзии идет именно от литературной традиции XIX века.
Владимир Маяковский был поэтом революции, он принял ее восторженно и воспевал ее. События, происходившие в молодой советской России, выдвинули перед литературой задачу создания нового искусства. Маяковский пытался всем своим творчеством ответить на запросы современности. В стихотворении "Приказ № 2 по армии искусств" он обращается к работникам пера с призывом: "Товарищи! Дайте новое искусство - такое, чтобы выволочь республику из грязи". Свою задачу он определил как "светить всегда, светить везде". Маяковский считал, что время требовало от поэта такого напряжения сил и такой самоотдачи, чтобы он стал светилом новой жизни. В этом выражалась гражданская позиция Маяковского. И, несмотря на всю неоднозначность политических событий того времени, можно сказать, что этот поэт служил своей стране. И именно в этом мы видим в творчестве Маяковского продолжение литературной традиции XIX века. При жизни Маяковского вышло 100 книг. Маяковского упрекали в том, что он пишет не поэзия. «Во весь голос» - это ответ. Надежда, если современники не поняли, потомки поймут. «Во весь голос» - вступление к ненаписанной поэме о пятилетке.
Разъяснение непонятных выражений
ярый враг воды сырой - при вспышке холеры Маяковский, работая в «Окнах РОСТА», агитировал не пить сырой воды
очки-велосипед - круглые очки без душек
ассенизатор - тот, кто удаляет и обезвреживает нечистоты
водовоз - в значении, что вода - это то, что жизненно необходимо человеку
«засадила садик мило» - строчка из популярной в те годы песни «Сама садик я садила, сама буду поливать»
«кудреватые митрейки, мудреватые кудрейки» - молодые в те годы поэты Митрейкин и Кудрейкин, принадлежащие группе литераторов, которых Маяковский неоднократно критиковал за эстетство.
«тара-тина, тара-тина» - строка из стихотворения «Цыганский вальс на гитаре»
агитпроп - отдел массовой агитации, пропаганды и партпросвещения, существовавший до 1930 года при местных комитетах партии
ЦКК - центральная контрольная комиссия, партийный орган, избиравшийся съездом ВКП (б)
провитязь - неологизм Маяковского, образованный от слов «провидец» и «витязь»
водопровод, сработанный рабами Рима - имеется в виду водопроводная система Рима - акведуки - является архитектурным памятником античности из Леты выплывут - Лета - в древнегреческой мифологии река забвения (утрата памяти) в подземном царстве
III Работа с текстом поэмы.
Чтение поэмы «Во весь голос»
Беседа с классом:
1. О чем это произведение? (- О времени, об эпохе. О времени «бряцания боев», «когда под пулями у нас буржуи бегали», «года труда и дни недоеданий»
- Об эстетических взглядах Маяковского
- О поэте и поэзии, об авторе.)
2. Кто является лирическим героем стихотворения? (Образ автора во многом тождественен лирическому герою. Это одна из граней самого Маяковского.)
3. В какой форме написано произведение? (Разговор с предполагаемым собеседником.)
4. В каких стихотворениях поэта мы уже встречались с подобной формой? («Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку».)
Работа групп. Сообщения, подготовленные к уроку.
В стихотворении "Юбилейное" Маяковский мысленно обращается к Пушкину. В нем поэт говорит великому классику: "Вам теперь пришлось бы бросить ямб картавый". По мнению Маяковского, бурное время, в котором он жил, требовало другого оружия ("штык да зубья вил"). Поэт утверждает, что "битвы революций посерьезнее "Полтавы", и любовь пограндиознее онегинской любви". Эти строки говорят о том, что Маяковский считал, что новое время требует новой поэзии. Но это не означает, что он не признает заслуг величайшего русского поэта. В этом же стихотворении Маяковского находим такие строки:
Александр Сергеич,
да не слушайте ж вы их!
Может,
я
один
действительно жалею,
что сегодня
нету вас в живых...
Я люблю вас,
но живого,
а не мумию.
Навели
хрестоматийный глянец.
Вы, по-моему,
при жизни
- думаю - тоже бушевали,
Африканец!
Поэзия в понимании Маяковского - это труд. И вот к такому поэту-труженику заглядывает летом на дачу... солнце. Этот интересный сюжет придумывает поэт в стихотворении "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче". Аллегорическая форма этого стихотворения помогает поэту ярко и образно выразить свое понимание роли поэзии. Цель солнца - светить людям, поддерживать жизнь на земле. Таким же тружеником должен быть и поэт. И его миссия столь же значительна:
Светить всегда,
светить везде, до дней последних донца,
светить -
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой - и солнца!
Владимир Маяковский большое внимание уделял профессионализму поэта. Проблеме поэтического мастерства посвящено стихотворение "Разговор с фининспектором о поэзии". Маяковский считал, что настоящий поэт, работая над стихотворением, должен затрачивать большие усилия. Только в этом случае его слово будет достойным того, чтобы его услышали ("Эти слова приводят в движение тысячи лет миллионов сердца"). "Труд мой любому труду родствен", - говорил Маяковский. Его перу принадлежат и такие известные строки:
Поэзия -
та же добыча радия, В грамм добыча,
в год труды. Изводишь
единого слова ради
Тысячи тонн
словесной руды.
Владимир Маяковский считал, что поэт должен быть строителем новой жизни.
В неоконченной поэме "Во весь голос" поэт подводит итог своей 20-летней деятельности. По форме это произведение представляет собой разговор поэта того времени с потомками. Маяковский говорит с теми, кто будет жить после него, "как живой с живыми". Поэма "Во весь голос" по своей тематике перекликается с пушкинским "Памятником" - в ней Маяковский, так же, как Пушкин в своем известном стихотворении, дает оценку своему творчеству, его общественному значению. Маяковский, поэт своего времени, считает, что только тот достоин остаться в памяти народа, кто посвятил себя строительству новой, лучшей жизни.
И все
поверх зубов вооруженные войска, что двадцать лет в победах
пролетали, до самого
последнего листка я отдаю тебе,
планеты пролетарий.
Поэма Маяковского и стихотворение Пушкина "Памятник" были написаны в разные исторические эпохи, но оба поэта рассчитывают, что их поэзия и после их смерти будет нужна людям. Так, Маяковский пишет:
Заглуша
поэзии потоки, я шагну
через лирические томики, как живой
с живыми говоря.
Про Маяковского можно сказать, что он действительно бескорыстно служил людям, даже презирал личную славу:
Мне наплевать
на бронзы многопудье,
мне наплевать
на мраморную слизь...
пускай нам
общим памятником будет
построенный
в боях
социализм.
Политическая острота этих строк сегодня приглушилась. Но мы с уверенностью можем сказать, что Владимир Маяковский действительно остался в нашей памяти не только как яркий выдающийся поэт своего времени, но и как создатель оригинального и необычного поэтического стиля. Многие из его стихотворений и сегодня злободневны. Например, его сатира на бюрократов и приспособленцев. Интересна и его лирика, открывающая нам новые грани человеческих чувств. Про Маяковского можно сказать, что этот человек был искренним, он верил в то, что писал, и поэтому, я думаю, не зря надеялся, что его "стих трудом громаду лет прорвет".
5. К кому обращается Маяковский в данном произведении? Приведите примеры.
К потомкам:
«Уважаемые товарищи потомки!»
«Слушайте, товарищи потомки!»
«Потомки, словарей проверьте поплавки».
«Я человек решительный, я хочу поговорить с потомками, а не ожидать, что им будут рассказывать мои критики в будущем. Поэтому я обращаюсь непосредственно к потомкам в своей поэме, которая называется «Во весь голос». В.В. Маяковский. Выступление в Доме комсомола Красной Пресни. 1930)
6. Как вы думаете, почему поэму с грандиозным замыслом, обращенную к грядущим поколениям, поэт начинает с грубовато-фамильярных, а то и просто грубых выражений? Против каких явлений в поэзии он выступает?
Автору важно предостеречь потомков от высокомерно-пренебрежительного подхода к социальной поэзии, который усвоили его современники («певец воды кипяченой и ярый враг воды сырой»). Маяковский усугубляет резкость оценок своего творчества, вводя грубые самохарактеристики. Он как бы говорит: «Да, я был певцом воды кипяченой, так как во время голода и эпидемий это занятие приобретает великий смысл на пути к счастливому будущему». Вспомните работу в «Окнах РОСТА». Время давало Маяковскому социальный заказ, и поэт не чурался никакой работы, если считал, что она поможет строительству социализма.
В предсмертной записке Маяковский напишет: «Пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил». Чтобы избежать кривотолков, поэт рассказывает «о себе сам».
Маяковский отстаивает свою дерзкую, независимую и даже вызывающую поэзию.
Автор использует будничную разговорную речь. Это не стилизация «под простонародность», так поэт разрушает штампы и стереотипы. В борьбе с пороками Маяковский не боялся прибегнуть к антиэстетическим чувствам. Неэстетический образ поэта-ассенизатора укладывается в эстетическую систему Маяковского. Поэт смело вводит в поэзию слова и выражения вульгарного стиля.
Уже с первых лет революции поэт заявлял, что поэт революции должен быть «активным борцом», не гнушаться никакой черной работы, если эта работа полезна. «Поэт тот, кто полезен».
Еще в предреволюционные годы Маяковский заявил со всей определенностью: «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства».
В статье 1926 года «Как делать стихи» Маяковский писал: «Наша постоянная и главная ненависть обрушивается на романсово-критическую обывательщину».
7. Как утверждает себя Маяковский? Какой прием использует Маяковский, называя бесполезную поэзию «бабой капризной», а свою - «фронтом»? (Маяковский утверждает себя от противного, используя антитезу.)
8.Найдите в тексте антитезу.
Возникает антитеза: садик-фронт.
Возникает параллель: «поэзия - боец»
Стихи Маяковского не «ласкающие ушко», а сражающиеся.
Маяковский и в раннем творчестве сравнивал поэзию с оружием.
Поэма «Облако в штанах»: «Сегодня надо кастетом кроиться миру в черепе»
Стихотворение «Домой» - «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо»
Стихотворение «Господин народный артист» «И песня, и стих - это бомба и знамя»
8. С какой интонацией говорит о поэзии Кудрейкиных-Митрейкиных? (Вспомнить, что такое «ирония».)
9. Какие изобразительные средства использует автор поэмы «Во весь голос» в центральной части произведения, когда говорит о своих стихах?
(Центральная часть поэмы - парад строк. Стихи - солдаты. Автор использует метафоры и развернутые метафоры. Стать воином потребовала эпоха. Фразеологизм «революцией мобилизованный и призванный» создает образ поэта-солдата революции. Это повлекло за собой целю цепь ассоциаций:
«строчечный фронт»
«парад войск»
«жерла заглавий»
«кавалерия острот»
«пики рифм»
Стих для Маяковского обретает силу лишь тогда, когда он становится «оружием класса, оружие революции»)
10. В критике особенно много споров вызывали строки Маяковского:
«И мне
агитпроп
в зубах навяз,
и мне бы
строчить
романсы на вас -
доходней оно
и прелестней.
Но я
себя
смирял,
становясь
на горло
собственной песне»
Некоторые считали, что Маяковский все годы, прожитые им при советской власти, фальшивил, ломал себя, «убивал в себе поэта». Как думаете вы?
Да и сам поэт говорил: «Мне наплевать на то, что я поэт. Я не поэт, а прежде всего поставивший свое перо в услужение, заметьте - в услужение, сегодняшнему часу, настоящей действительности и проводнику ее - советскому правительству и партии»
(Не надо слово «смирял» понимать, что он делал не то, во что верил, что думал, что чувствовал. Нет, роль «агитатора-горлана-главаря» была избрана им абсолютно добровольно и отвечала убеждениям Маяковского. Ранее он писал:
«Поймите ж -
Лицо у меня
Одно -
Оно лицо, а флюгер»
Да, были другие чувства и мысли. Было желание писать о другом:
«Я в долгу перед Бродвейской
Лампионией,
Перед вами,
Багдадские небеса,
Перед Красной Армией,
Перед вишнями Японии -
Перед всем, про что не успел написать», но когда «голосует сердце», поэт пишет по «мандату долга»)
IV. Вопросы для обобщения. Художественный мир поэмы « Во весь голос»
- Какой хотел видеть новую поэзию В. Маяковский? Что, по мнению поэта, остается от его наследия? ( ответ аргументируйте при помощи цитат)
- Как вы поняли высказывание Маяковского - « наступал на горло собственной песне»? Против каких явлений в поэзии он выступает?
- Почему у поэта возникло желание поговорить « во весь голос» не с современниками, а с « товарищами - потомками»? Что он этим хотел сказать?
V. Работа в группах .
Задание для первой группы.
Что понимал Маяковский под словом « поэзия»? Составить цитатный план по поэме « Во весь голос»
Задание для второй группы.
Составить таблицу( с примерами) художественных приемов, используемых Маяковским в поэме
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
VI I. Домашнее задание.
Мини- сочинение. Каково ваше отношение к воззрениям В. Маяковского о задачах поэзии?