7


  • Учителю
  • 'Мне бы только правду рассказать о жизни. . . ' (По рассказам В. М. Шукшина 'Мастер', 'Крепкий мужик')

'Мне бы только правду рассказать о жизни. . . ' (По рассказам В. М. Шукшина 'Мастер', 'Крепкий мужик')

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Рассказы Шукшина «Крепкий мужик» и «Мастер» связаны между собой и сюжетно, и полярными главными героями (созидание и разрушение в природе человеческой и в русском национальном характере). В советский период молодёжь воспитывалась в духе атеизма. Это привело к тому, что
предварительный просмотр материала

Урок внеклассного чтения

«Мне бы только правду рассказать о жизни…»

(Рассказы В.М. Шукшина «Мастер», «Крепкий мужик»).


Не было бы добрых людей, жизнь давно бы остановилась…

В.М. Шукшин

Цель урока:

  1. дать представление о личности В.М. Шукшина и значении его произведений.

  2. осознать непреходящие духовно- нравственные ценности русской культуры.

  3. создать условия для формирования интереса к чтению книг и литературному анализу

  4. способствовать развитию осознанного понимания значимости этических понятий в реальной человеческой жизни, умения действовать сообразно нравственным законам человеческого существования;


Методические приёмы:

-лекция с элементами беседы;

- сообщения учеников;

- использование межпредметных связей с историей;

- анализ эпизодов;

- обсуждение прочитанного.

Оборудование.

- Компьютерная презентация по теме урока.

- Оборудование для показа компьютерной презентации (компьютер, проектор, экран).

- Выставка книг по теме урока.

1. Вступительное учителя.

Вам уже приходилось слышать имя Василия Макаровича Шукшина, смотреть фильмы, в которых он принимал участие как актёр и режиссёр. Сегодня состоится знакомство с Шукшиным - писателем, мастером короткого рассказа.

2. Знакомство с фактами биографии Василия Макаровича Шукшина.

учеников.

Сообщения учеников.

До обидного мало - 45 лет прожил Василий Макарович Шукшин. Но то, что он создал, хватило бы на несколько биографий.

Родился Шукшин25июля1929 года в Сибири, в деревне Низовке. Фамилия его происходит от слова «шукша» что означает «волокна, остающиеся после трепания и чесания льна». Василию ещё не исполнилось четырёх, когда его отец, двадцатилетний парень, был арестован, и уничтожен как кулак. Семья (а кроме Василия, была ещё младшая сестра Наталья) потеряла кормильца, и уже с шести лет мальчику пришлось работать в колхозе.

В одиннадцать лет он в первый раз попал в город. Там, на базаре сибирского городка Бийска, он «окончательно решил стать жуликом». Полуголодный мальчишка мечтал о том, как будет воровать арбузы.

Во время войны семья особенно бедствовала. В1942 году от рук злых людей погибла корова Райка - горе для крестьянской семьи огромноё. Нужда заставила подростка идти в город. Внчале он пытался учиться на бухгалтера, потом - в автомобильном техникуме. Но не было способностей у Шукшина ни к автоделу, ни к бухгалтерии. Уже в это время он втайне пишет стихи, а концу войны - небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимают.

В поисках заработка Шукшин переезжает из города в город. Был он и разнорабочим, и учеником маляра, и грузчиком, и слесарем, работал на стройке, на восстановлении железных дорог. В 1949 году его призвали в армию, но из-за язвы желудка демобилизовали досрочно. Полечившись дома мамиными травами, Шукшин сдаёт экстерном экзамены на аттестат зрелости. Трёх лет не доучился он в школе, некоторое время работает сельским учителем, а затем, получив мамино благословение и деньги, вырученные за продажу тёлки, отправляется в Москву - учиться дальше.

Шукшин хотел поступить в литературный институт, учиться «на писателя». Но к этому времени приём уже был закончен, да и опубликованных произведений у деревенского парня не было, а без этого в институт не брали. И он подаёт документы в институт кинематографии, где и учится потом в классе известного кинорежиссёра Михаила Рома.

Но и в этом институте непросто складывалась судьба Шукшина. Не мог он смириться с тем амплуа «деревенского дурачка», в которое его пытались втиснуть. Он хотел говорить о людях, хотел говорить правду.

Работа над заданиями в институте, необходимость ставить жанровые сценки, этюды не прошли даром для становления Шукшина - писателя. Всё это помогло ему стать мастером динамичных, ярких, психологически точных коротких рассказов, большую часть которых занимает выразительный, живой диалог героев. Поддержал в это время Шукшина и его учитель Михаил Ромм. И в августе 1958 года в журнале «Смена» появился первый рассказ Василия Шукшина - «Двое на телеге».

Много трудностей и невзгод выпадает на его долю. Приходилось часто жить в напряжении, «стиснув зубы», но за себя он умел постоять.

Наверноё, отсюда встречаются высказывания о том, что этот большой художник слова был злым в жизни. Эти слова опровергаются его суждениями. Шукшин как- то заметил: « Главная тема искусства есть необходимость добра и знаний среди людей». Творец, несущий людям добро своим искусством, не может быть злым. Непримиримость к человеческому унижению, к хамству - отличительная черта характера. В его художественных произведениях очень редки прямые авторские оценки, нет назидательности. Василий Макарович Шукшин - явление уникальное. Актёр, снявшийся в 24 картинах, знаменитый режиссёр, постановщик, сценарист, писатель…

Жизнь его не была ни простой, ни долгой. Умер Василий Макарович 2 октября 1974 года на съёмках очередного фильма.


На доске появляются вопросы, на которые учащимся необходимо ответить после прослушивания докладов.

ЗАДАНИЕ. Рассмотрите фотографию Шукшина. Ответьте на вопросы.

- Как вы думаете, какой характер скрывается за этой внешностью?

- Каких рассказов вы ждёте от него?

- Как пригодился Шукшину его ранний профессиональный опыт?

- Как связаны в судьбе Шукшина две его профессии - актер и писатель.

- Оправдались ли при знакомстве с жизнью и творчеством писателя ваши ожидания, вызванные портретом?


Слово учителя. Вы видите, что Шукшину привелось узнать разную жизнь - и города, и деревни, пришлось перепробовать немало специальностей. О чём же писал Шукшин? Писал о том, что очень хорошо знал, что пережил сам. Рассказы его, собранные вместе, соединяются в умный и правдивый, порою смешной, но чаще глубоко драматичный рассказ о русском мужике, о России.


Герой рассказа«Мастер - Семка Рысь - непревзойденный столяр, мастер своего дела. Казалось бы, все должны его уважать, но в деревне называют его уменьшительным именем Сёмка. Почему?

Сёмка - забулдыга, пропивает все полученные «левые» деньги, не пользуется своим мастерством, чтобы улучшить свое благосостояние. Мастерство для него не является источником процветания в жизни.

- У тебя же золотые руки! Ты бы мог знаешь как жить! Ты бы как сыр в масле катался, кабы не пил - то.

- А я не хочу как сыр в масле. Склизко.

- Почему Семка пьёт?

Сам он объясняет это тем, что выпив, он лучше думает про людей. Душа героя ищет добра и красоты, но неумело.

- Чем привлекла внимание героя талицкая церковь?

Каменная, небольшая, она открывалась взору - вдруг, сразу за откосом, который огибала дорога в Талицу.. По каким - то соображениям те давние люди не поставили ее на возвышение, как принято, а поставили внизу, под откосом. Еще с детства помнил Сёмка, что если едешь в Талицу и задумаешься, то на повороте, у косогора, взжрогнешь - внезапно увидишь церковь, но явно позднего времени, большая, с высокой колокольней. Она тоже давно была закрыта и дала стене трещину. Казалось бы две церкви, одна большая, на возвышении, другая спряталась где - то под косогором - какая должна выиграть, если сравнить? Выигрывала маленькая, под косогором. Она всем брала: и что легкая, и что открывалась глазам внезапно… Чебровскую видно было за пять километров - на то и рассчитывали строители. Талицкую как будто нарочно спрятали от праздного взора, и только тому, кто шел к ней она являлась сразу.

Талицкая церковь кажется Семке поэтому особенно человечной, задушевной.


4.Рассмотрим с учащимися несколько фотографий с изображением русских церквей. //Развёрнутый историко -культурный комментарий

Советский период истории нашей страны, который начался в октябре 1917 года и длился более 70 лет. Был явлением неоднозначным. До сих пор еще ему не дана объективная оценка. После падения советской системы общество раскололось на тех, кто с ожесточением критикует ее на тех, кто остался ее убеждённым сторонником. В советский период молодёжь воспитывалась в духе атеизма. Это привело к тому, что не одно поколение советских людей оказалось отлучено не только от своей веры (христианской, мусульманской, буддийской), но и от определённой части национальной культуры, выросшей на этой духовной основе. Этим во многом объясняется поступок героя рассказа В.М. Шукшина «Крепкий мужик». В рассказе говорится о том периоде нашей страны, когда церкви уже не разрушали. Но было и такое время, когда в борьбе с религиозным дурманом сносили не только маленькие сельские церквушки, но и величественные храмы, имеющие большую историческую и художественную ценность.

Пример тому - главный собор Русской Православной церкви, храм Христа Спасителя в Москве, памятник воинской славы России, построенный в честь героев Отечественной войны 1812 года. Храм был разрушен в 1931 году. Воссоздание его было завершено к знаменательному юбилею - 2000- летию Рождества Христова.

5. О чём же думал Сёмка , глядя на церковь?

«Тишина и покой кругом. Тихо в деревне. И стоит в зелени белая красавица - столько лет стоит! - молчит. Много - много раз видела она, как восходит и заходит солнце, полоскали е дожди, заносили снега… Но вот - стоит. Кому на радость? Давно уж истлели в земле строители ее. Давно распалась в прах та умная голова, что задумала ее такой, и сердце, котороё волновалось и радовалось, давно есть земля, горсть земли. О чём же думал тот неведомый мастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку? Бога ли он величил или себя хотел показать? Но кто хочет показать, тот не забирается далеко, тот норовит поближе к большим дорогам или вовсе - на людную площадь - там заметят. Этого заботило что - то другоё - красота, что ли? Как песню спел человек, и спел хорошо. И ушел. Зачем надо было? Он сам не знал. Так просила душа».

Близко к этому ощущению - ощущение праздника, этого всплеска души, необходимость которого в жизни человека остро осознавалась Шукшиным. Душе нужны моменты взлёта, радости, освобождения. Чистый звук души - как колокол.

-Чем вызвано решение Семки отреставрировать талицкую церковь?

-Чем его так поразил блестящий отшлифованный камень на восточной стене?

Семке показалось , что он проник в замысел автора, оставшийся неосуществленным. Он на момент как бы слился душой с неизвестным зодчим и захотел доделать задуманное им, представил, как это могло быть красиво. Эти два момента подчёркивает Шукшин, когда пишет о Сёмке («обеспокоенный красотой и тайной»).

-Почему никто не согласился помочь Сёмке? К кому он обращается за помощью?

Он обращается за помощью вначале к церкви, затем в ОБЛИСПОЛКОМ, но всюду получает отказ. У служителей культа потому что нельзя открыть в Талице новый приход, а в ИСПОЛКОМЕ потому что, как оказалось, здание не представляет «исторической ценности» являясь копией Покрова на Нерли. (показ слайдов).

-Что общего во взгляде на проблему церковников и просвещенного чиновника?

Никого не волнует духовность и красота.

Игорь Александрович говорит Сёмке, что обманулся так же, как и он. Но обманулся ли Сёмка?

Нет. Он иначе смотрит на церковь, поэтому и продолжает упорствовать: «Но красота - то какая»! Для него дорога была сама красота, чистая, в снятом виде, бесцельная и бескорыстная.

Как вы думаете, для чего понадобился Шукшину эпизод с писателем?

Для Шукшина принципиально важно, что герой обращается именно к этим людям и не получает от них поддержки. Ведь все они - своего рода пастыри народа. И они оказываются не в силах спасти разрушающиеся духовные ценности, доверенные им. Храм - это душа народа, опора его нравственности.

Почему рассказ называется «Мастер»? Кто этот мастер?

Оказывается их двое: Сёмка и неизвестный создатель талицкой церкви. Почему же слово стоит в единственном числе? К кому оно относится?

Такое название, во - первых, говорит о единстве, слиянии душ Сёмки и безвестного зодчего, общности их идеалов, нравственных и эстетических; во- вторых, подчеркивает обобщающий смысл слова «мастер» как созидательного начала в человеке.

Почему же Сёмка перестал ходить к талицкой церкви?

«Обидно было и досадно…». И Сёмка, все эти дни сильно загребавший против течения, махнул рукой.. В нем не умерло чувство красоты, только теперь он пытается спрятать его от людей.

Против какого течения «загребал» Сёмка? Почему его снова «выносит» к ларьку?

Это течение обыденной жизни, и выносит оно его… «к ларьку» «Он взял на поповские деньги «полкилограмма » водки, и тут же осаденел… Сёмка пьёт, чтобы уйти от злобы: на людей, самого себя, бессильного и даже совестящегося отстоять «поруганную красавицу».

Сёмка Рысь - «забулдыга, но непревзойдённый столяр». «Сёмка не злой человек, но ему, как говорят, остолбенело всё на свете», и он транжирит свои свои «лошадиные силы» на что угодно: поорать, позубоскалить, нашкодить где - нибудь, - милоё дело. Временами он крепко пьёт. Правда, полтора года в рот не брал, потом заскучал и снова стал поддавать».

Неприглядный портрет, но прочитав рассказ, мы все свои симпатии отдаём этому человеку. Чем же взял нас за живоё Сёмка Рысь, какими качествами он привязал нас к себе?

Одно намерение Сёмки отремонтировать церковь, хотя об этом его никто не просит, его способность ради большого интересного дела забыть и «зелёного змея», и прочие удовольствия ( когда его заинтересовал заказ местного писателя оборудовать рабочий кабинет того под избу шестнадцатого века, тогда Сёмка тоже не пил, читал разные книги про старину, рассматривал старые иконы, прялки) - это намерение и способность уже сами по себе очень дороги и обнаруживают в Сёмке высокие нравственные качества. Через мысли, думы Сёмки, когда он сидит на косогоре и смотрит на красавицу Церковь, мы узнаём самоё сокровенное в его душе, нерастраченное, подлинное, отзывчивое, очень человечное, «история его души » приоткрывается нам.

Рассказы Шукшина «Крепкий мужик» и «Мастер» связаны между собой и сюжетно (мечта о реставрации церкви и её разрушение и понимание храма как нравственной опоры и души народа), и полярными главными героями (созидание и разрушение в природе человеческой и в русском национальном характере). Эта полярность возникает при сопоставлении рассказов Шукшина.

Где в рассказе «Мастер» находится «зерно» коллизии «Крепкого мужика»?

Семка Рысь считал:«Умеешь радоваться - радуйся, умеешь радовать - радуй… Не умеешь - воюй, командуй или что - нибудь такоё делай - можно разрушить вот эту сказку: подложить пару килограммов динамита - дроболызнёт, и все дела. Каждому своё

Поразмышляем о прочитанном

  1. С описанием сельской церквушки и с главным героем, бригадиром Шурыгиным, на страницах рассказа мы встречаемся почти одновременно. Найдите то место в рассказе, где впервые упоминается о церкви. Что говорится о ней, чем она привлекательна? Чем заинтересовала церковь Шурыгина?

«Она хоть небольшая, церковка, а оживляла деревню, собирала вокруг себя, далеко выставляла на показ».

«Кирпич добрый, я бы его на свинарник пустил».

  1. Перескажите разговор Шурыгина с председателем колхоза. Обратите внимание на то, как спокойно реагирует председатель на предложение Шурыгина разобрать церковь, чтобы пустить кирпич на свинарник. Естественное его сомнение - разбирать церковь трудно, кладка крепкая. Предложение Шурыгина «свалить» церковь тракторами фактически не вызывает возражений у председателя. Вспомните также, что после разрушения церкви Шурыгин звонит председателю, чтобы отчитаться о проделанном. И также не слышит ни слова осуждения. В конце рассказа он бежит от разозлённых односельчан, жены, упрекающей его матери в райцентр к председателю, как бы ища у него защиты. Как вы думаете, какую роль сыграл председатель в истории с разрушением церкви. Обоснуйте свой ответ.

  2. Как происходит разрушение храма?

«Тросы натянулись. Заскрипели, затрещали , зазвенели … Хрустнуло одно бревно, трос, врезавшись в угол, запел балалаечной струной. Странно, что все это было хорошо слышно - ревели же три трактора, напрягая свои железные силы. Дрогнул верх церкви… Стена противоположная той, на какую сваливали. Вдруг разодралась по всей ширине… Страшная, чёрная в глубине, рваная щель на белой стене пошла раскрываться. Верх церкви с маковкой поклонился, поклонился и ухнул вниз. Земля вздрогнула, как от снаряда, все заволокло пылью… Через три часа все было кончено. От церкви остался только невысокий, с неровными краями остов. Церковь лежала бесформенной грудой, прахом».

Шукшин говорит о гибели церкви как о смерти живого существа «хрустнуло бревно», «стена … вдруг разорвалась по всей ширине», «верх . поклонился, поклонился и ухнул вниз», «церковь лежала бесформенной грудой, прахом».Но наиболее ярко это видно в предложении: « Страшная, чёрная в глубине, рваная щель на белой стене пошла раскрываться». Ассоциация с рваной раной на живом теле сразу же возникает в сознании читателя.


  1. Резким контрастом безразличию председателя выглядит сопротивление жителей села. Расскажите об их поведении во время сноса церкви. Приведите реплики жителей, которые говорят о том, что они были против затеи Шурыгина.

Люди, видя, как гибнет церковь, застыли, будто в оцепенении. Они пытаются как- то образумить Шурыгина, жалеют церковь, охают и ахают, но никто кроме учителя, не пытается ему помешать.

«Колька, ты зачем это?»

«Мешала она тебе?»

  1. Как повёл себя в создавшейся обстановке сельский учитель? Охарактеризуйте его.

«Прибежал учитель, молодой еще человек, уважаемый в деревне.

- Немедленно прекратите» Чь1 это распоряжение? Это семнадцатый век!..

- Не суйся не в своё дело, - сказал Шурыгин.

- Это моё дело! Это народноё дело!.. - Учитель волновался, поэтому не мог найти сильные, убедительные слова, только покраснел и кричал: _ Вы не имеете права! Варвар! Я буду писать!..

… Учитель вдруг сорвался с места, забежал с той стороны церкви, куда она должна была упасть, стал под стеной.

… Становитесь все под стену!

  1. Как относится автор к затее Шурыгина? Сочувствует ли он ей или осуждает? Найдите в тексте слова автора, которые подтвердят ваше мнение.

«Сейчас взревут тракторы и произойдёт нечто небывалое в деревне упадёт церковь. Люди постарше все крещены в ней, в ней отпевали усопших дедов прадедов, как небо привыкли видеть каждый день, так и её…»

  1. Подумайте, почему, когда учитель просил народ стать под стену церкви, чтоб остановить её разрушение, люди, которые до этого выражали своё возмущение, «не двигались с места»? как сам автор объясняет поведение жителей в этот драматический момент?

«И вокруг все удивились и примолкли». «Но все не двигались с места. Всех парализовало неистовство Шурыгина. Все молчали. Ждали».

  1. Проследите, как нарастало озлобление Шурыгина:

а) когда начал сбегаться народ;

б) когда учитель стал под стену церкви, куда она должна была упасть. Приведите соответствующие цитаты из текста.

  1. Зададимся вопросом: откуда у героя то остервенение, та злоба, с которой он совершает своё чёрное дело? Каковы причины поступка Шурыгина?

Причин несколько.

Во- первых, удовольствие от того, что можно распоряжаться, почувствовать себя большим начальником, к которому окружающие относятся со страхом и почтением, он почувствовал себя героем, появилась возможность самоутвердиться.

«Сперва Шурыгин распоряжался этим делом, как всяким делом, - крикливо, с матерщиной. Но когда стал сбегаться народ, когда кругом стали ахать и охать, стали жалеть церковь, Шурыгин вдруг почувствовал себя важным деятелем с неограниченными полномочиями. Перестал материться и не смотрел на людей - вроде и не слышал их и не видел».

Во - вторых, он мечтает оставить о себе память, пусть геростратову, но славу:

«Вырастут, будут помнить.»

В - третьих, Шурыгину просто некуда деть свою силы.

Однако дело не только в этом. Проследим изменение душевного состояния героя, его разные психологические оттенки. В начале рассказа желание разрушить церковь имеет чисто практическую цель - взять кирпич для строительства свинарника. Ещё нет ни жажды разрушения, ни злобы. Когда Шурыгин начинает распоряжаться и ощущает свою власть над людьми, любое сопротивление со стороны рядовых жителей села или же учителя вызывает у него раздражение и злобу. Упоение властью, наряду со смутным ощущением, что он делает, что-то не то, выливается во внешнюю агрессивность. Не случайно жена замечает, что «что-то непонятное творится с мужем».

После разрушения церкви Шурыгин искренне не понимает, что совершил дикий поступок, не понимает, почему так негодуют жители: ведь в церковь они не ходили. Он, улыбаясь, рассказывает продавщице, как «уговорил церкву».

Сомнение в правильности своего поступка закрадывается в душу лишь после того, как он услышал злость в ответе продавщицы, как стал замечать, что и у «баб злость какая-то необычная», «всерьёз ненавидят».

Как всякий сомневающийся человек, Шурыгин хочет оправдать себя, говорит о том, что всё равно никто не молился. Но смутное осознание своей неправоты остаётся. И он находит себе оправдание, вспоминает, как в пору его детства «своротили» с церкви крест (маленькая, но важная деталь), а тот, кто своротил крест, стал большим человеком. И вот уже со спокойной совестью он глядит на роющихся в кирпиче ребятишек и думает: «Вырастут, будут помнить: при нас «церкву свалили…» Будут своим детишкам рассказывать: дядя Коля Шурыгин зацепил тросами и…» Но снова, как укол совести, вспоминаются злые слова продавщицы и вновь непреклонное злобное чувство овладевает им: «Нечего ей (церкви) стоять, глаза мозолить». Внутренняя душевная борьба героя говорит о том, что характер Шурыгина не такой уж однозначный, его нельзя рассматривать лишь как олицетворение злобной разрушительной силы.

  1. Расскажите об отношении к Шурыгину продавщицы магазина, жены, матери после разрушения церкви.

После содеянного стена отчуждения отгораживает Шурыгина от людей, в глубине души ощущающих, что рухнуло не старое здание, давно поруганное, превращенное из храма в складское помещение, - рухнуло что - то очень важное, частица их души.

  1. Интересен эпизодический персонаж-мать героя. В рассказе дана её яркая речевая характеристика. Именно из слов матери и, обращённых к сыну, становиться понятным, что Шурыгин совершил не просто необдуманный , глупый поступок, за который его «сама власть взгреет», но и совершил греховный поступок, за который его проклянут , «он усохнет со стыда». Браня сына, мать говорит: «Кто тебя счас-то подталкивал - рушить её? Кто? Дьявол зудил руки…» Жена, вторя матери, на просьбу Шурыгина купить бутылку, отвечает: «Пошёл к чёрту! Он теперь дружок тебе». Таким образом, поступок Шурыгина расценивается и женой, и матерью как греховный, дьявольский, за который он будет проклят. Обратите внимание на то, что слова грех и чёрт как бы стоят в одном ряду. Человек, совершивший греховный поступок, отходит от Бога и служит сатане.

  2. Вспомним главный аргумент учителя, который требовал прекратить разрушение церкви: «Это семнадцатый век!» Разрушение церкви для учителя- это разрушение культурного памятника, памятника старины. Для жены и особенно для матери - разрушение церкви - это грех, уничтожение духовности, нравственности.

  3. Обратите внимание на то, что слова учителя вызывают у Шурыгина только озлобление. Можно ли считать, что слова матери о том, что он совершил грех, если не полностью дошли до сознания Шурыгина, то хотя бы заронили в нём искру сомнения?

  4. Мать Шурыгина - носительница народного нравственного сознания. Она глубоко чувствует духовную силу церкви, даже превращённую в склад. Приведите её слова, подтверждающие эту мысль. «Почто не замечали! Да, бывало, откуда ни идёшь, её уж видишь. И как пристанешь, а увидишь её - вроде дома. Она сил прибавляла».

  5. В конце рассказа сильно подвыпивший Шурыгин садится на мотоцикл и едет в райцентр. Автор замечает, что он любил быструю езду. Как вы думаете, нет ли в этой детали намёка на то, что Шурыгин может не доехать до райцентра, разбиться по дороге, что он может понести наказание за свой греховный поступок?

И созидатель Сёмка Рысь, и разрушитель Николай Шурыгин оказываются у Шукшина стоящими особняком, не понятыми и не принятыми другими людьми ибо они представляют собой крайние проявления, два полюса, полярностью, которых создается национальный характер.

Домашнее задание.

Написать сочинение на тему:«Мастера и геростраты в рассказах В.М. Шукшина «Крепкий мужик» и «Мастер».




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал