7


  • Учителю
  • Внеклассное мероприятие по литературе родного края Н.Е. Каронин-Петропавловский «Очерки Донецкого бассейна» Тема Донбасса в творчестве писателя

Внеклассное мероприятие по литературе родного края Н.Е. Каронин-Петропавловский «Очерки Донецкого бассейна» Тема Донбасса в творчестве писателя

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Внеклассное мероприятие по литературе родного края

Бойко Виктория Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Тема: Н.Е. Каронин-Петропавловский «Очерки Донецкого бассейна»

Тема Донбасса в творчестве писателя

Цель мероприятия:

  1. Пропаганда произведений литературы родного Донецкого края.

  2. Повышение общественного внимания к миру родной художественной литературы, литературы родного края.

  3. Повышение уровня интеллектуального развития учащихся.

  4. Повышение уровня мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы, литературы родного края.

  5. Развитие творческих способностей обучающихся.

Применяемые методики, технологии.

Информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированное направление в обучении и воспитании, активизация познавательных и творческих способностей детей, организация поисковой самостоятельности.

Технические средства.

  1. Компьютер для воспроизведения музыкального сопровождения, электронной презентации.

Музыкальное оформление: музыкальная композиция «Спят курганы темные» (слова Б. Ласкина, муз. Н. Богословского).



Ход мероприятия



  1. Звучит первый куплет песни

«Спят курганы темные» (слова Б. Ласкина, муз. Н. Богословского).



  1. Учитель

Всего один куплет хорошо известной песни, а перед нами своеобразная визитная карточка родного края: курганы, туманы, рощи, поля зеленые, степь…

Наш Донецкий край никогда и никого не оставлял равнодушным. Всех восхищала дикая роскошная природа и сильные, мужественные, трудолюбивые люди. Давайте прислушаемся к голосам гостей нашего края и тех, кто тут родился и трудится, чтобы хоть немного приблизиться к разгадке тайны загадочного Донбасса.

  1. Чтец 1

…А в Донбассе август - золотой…

Далеко еще до листопада,

Но горят, впитав июльский зной,

Золотые гроздья винограда.

Под нежарким солнечным огнем

Ветки яблонь стали тяжелее,

И о бывшем золоте своем

У плетня подсолнух не жалеет.



Золотые скирды возле ферм,

Сладкий дух донецких абрикосов,

Тополя, нацеленные вверх,

Словно бы выглядывают осень.

Золотые сполохи зарниц

(То - металл, то - скоростные плавки)

Не пугают перелетных птиц,

Задремавших в придонцовых плавнях…



  1. Учитель

Таким увидел наш край известный донецкий поэт ХХ века Борис Ластовенко. А что удивляло и восхищало наших гостей в конце ХІХ - начале ХХ века?

Кто из русских писателей бывал в Донецком крае, посвятил ему свои строки?

(И.А. Бунин, А. Куприн, А. Блок, М. Цветаева, А. Ахматова)

Все они побывали в Святогорье, проехались бескрайними полями, наполненными пьянящими ароматами разнотравья.



  1. Чтец 2

Иван Алексеевич Бунин прибыл в Славянск апрельским утром. Идя двадцать верст до Святых гор, он испытывал необыкновенное волнение: «На западе картинно рисовалась на горизонте гряда меловых гор. Темнея пятнами лесов, как старинное, тусклое серебро чернью, она тонула в утреннем тумане…

Побывать на Донце…, воспетом «Словом»,- это была моя давнишняя мечта. Донец видел Игоря; может быть, видел Игоря и Святогорский монастырь. Сколько раз разрушался он до основания и пустели его разбитые стены! Сколько претерпел он, стоя на татарских путях, в диких степных равнинах, когда иноки его были еще воинами, когда переживали они долгие осады от полчищ диких орд и воровских людей!»



  1. Учитель (слайд 1)

Вот так же однажды открыл для себя красоту и богатство Донецких земель русский писатель Николай Елпидифорович Каронин - Петропавловский .

(слайд 2)

Родился в семье священника, первые годы жизни провел в деревне.

1866 г. - закончил духовное училище и поступил в Самарскую семинарию. 1871 г. - был лишен казенного содержания за непочтительное отношение к начальству и осенью подал заявление о выходе из семинарии, стал усердно готовиться к поступлению в классическую гимназию.

1872 г. - успешно выдержал экзамен в 6-й класс. Однако учеба в гимназии разочаровала, стал пропускать уроки и был отчислен.

1874 г. - увлекшись идеями революционного народничества, летом принял участие в «хождении в народ». Был арестован и помещен в саратовскую тюрьму, затем его перемещают в Петропавловскую крепость в Петербурге. В каземате настойчиво занимается самообразованием.

1878 г. - после освобождения живет в Петербурге, перебиваясь случайными заработками. Он продолжает революционную деятельность, за что в феврале 1879 г. вновь был заточен в Петропавловскую крепость.

(слайд 3)

Точных сведений о начале литературной деятельности нет. Первые публикации - рассказ «Безгласный» под псевдонимом С. Каронин (Отечественные записки.- 1879.- № 12) и повесть «Подрезанные крылья» (Слово.- 1880.- № 4-6).

1889 г. - переехал на местожительство в Саратов, где и умер после тяжелой болезни (туберкулез горла). Его похороны превратились в массовую демонстрацию.



«Очерки Донецкого бассейна» - это своеобразные путевые заметки, запечатлевшие чувства и мысли писателя, открывающего для себя земли от Дона до Донца.



  1. Чтец 3 (слайд 4, 5)

«Были уже сумерки. Вода Донца приняла густо-зеленый цвет. С левого берега в него заглядывали столетние дубы, а с правого, на котором мы стояли, высокие сосны. Там, на левом берегу, конец леса скрывался из глаз, - это было зеленое море, ровное, неподвижное, а правый берег возвышался крутыми горами, по которым густо лепились стройные сосны. И между этими-то соснами расположился Донец, и не то ленивою негой, не то грустью вяло от его зеленой воды. Нам открывалась только небольшая его полоса; по левую руку от нас он вдруг таинственно скрывался за крутым утесом, также покрытым соснами, а с правой стороны он, казалось, манил за собой, в те лесистые горы, откуда белелись церкви»





Чтец 4(слайд 6)

«. Наконец, совершенно задыхаясь, мы взобрались на последнюю площадку, где прилепилась маленькая церковка. Держась за скалу, мы стали отдыхать. В то же время и взор отдыхал, - для него вдруг открывался необъятный простор, широкое море леса, несколько сел и деревень, а внизу, глубоко под горой, зеленый Донец; даль покрыта была дымкой, и ближайшие места ярко блестели, залитые горячим солнцем. Мы долго не могли оторваться от ветхих перил, отделяющих гору от пропасти, на дне которой сосны казались плотною и низкою густиной»



  1. Учитель (слайд 7 )

- Определите тип текста.

- Какие художественные средства и ключевые слова создают главный образ и выражают авторскую позицию?



  1. Учитель

Но Донецкий край - это не только милые красоты. Это земля тяжелого изнуряющего труда. Н. Каронин - Петропавловский попадает в самое сердце Донбасса - в шахты. В конце ХІХ века это было тяжелейшее испытание. Писателя шокируют нечеловеческие условия каторжного труда и изможденные люди.

(слайд 8)

«Ствол шахты - подземное древо, со штреками вправо и влево, где ствол вырастает не к свету, а в тьму, то есть к центру планеты.

Он движется как бы обратно, размеры его необъятны в теснинах пород беспредельных, в урочищах царств подземельных.

И древо, и угольщик - вместе, как музыка в начатой песне, ее и не петь невозможно, и петь беспробудно - оплошно.

Вот так достается державе сегодня, как уголь, свобода, - работа до слезного пота» (Александр Яровой)



- Прочтите фрагменты произведения «Очерки Донецкого бассейна». Сравните впечатления и чувства автора в частях, посвященных Святогорью, и в описаниях шахт.

- Что более всего удручает писателя?

- Почему через 100 лет после Н. Каронина - Петропавловского донецкий поэт Александр Яровой называет шахтерский труд по-прежнему каторжным?

  1. Чтец 5

Какою же мерой измерить

Шахтерский каторжный труд?

Я здесь не открою америк,

А выйду, как в песне поют,

В Донецкую степь, где отвалы

Привычно зовут террикон,

Которого время позвало

Собой подпирать небосклон.

Алесандр Яровой

  1. Учитель (слайд 10)

Мы увидели сегодня родной край глазами русского писателя Н.Е. Каронина - Петропавловского. В произведении представлены интересные образные зарисовки людей, которые пришли на богомолье, монахов, крестьян и рабочих. Автор словно фокусирует внимание читателя сначала на группе людей издалека, затем приближается ближе и ближе, и вот перед нами один человек, своеобразный и неповторимый. Это может быть простая курская баба, жадно сующая свой любопытный нос во все углы монастыря, или уставший шахтер, покуривающий на завалинке и мудро всматривающийся в высокое небо.

Так, каким же увидел наш край более 130 лет назад русский писатель?

</

  1. Творческое итоговое задание

Составление синквейна, даймонда «Шахта», «Донецкий край».



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал