- Учителю
- Нигилизм как явление русской жизни и русское понятие по данным словарей 19-н.20 веков.
Нигилизм как явление русской жизни и русское понятие по данным словарей 19-н.20 веков.
УДК 413.211
М. Н. Марченко (Брянск, Россия)
Нигилизм как явление русской жизни и русское понятие по данным словарей 19-н.20 веков.
В статье рассматривается история употребления в русских лексикографических изданиях слов «нигилизм, нигилист», появившихся в русском языке, прежде всего в результате осмысления образа Базарова из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Середина XIX века для России стала периодом тяжелых социальных потрясений. В это время на арену общественной борьбы выходят «новые люди» - разночинцы - со своими требованиями и новообразованиями, которые начали теснить дворян и их уклад жизни.
Именно столкновение этих двух сторон и прослеживает И. С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети», который был опубликован в 1862 году. Он сразу же привлек внимание широких общественных масс и до сих пор продолжает вызывать огромный интерес читателей как остротой поставленных в нем вопросов, так и своими художественными достоинствами. В этом произведении Тургеневу удалось поднять глубокие политические, философские и эстетические проблемы, запечатлеть реальные жизненные конфликты, раскрыть суть идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-начала 60-ых годов XIX столетия.
Образ главного героя романа Евгения Васильевича Базарова потряс воображение всей читающей публики. В русской литературе был впервые изображен разночинец-демократ - человек огромной силы воли и твердых убеждений. Аркадий Кирсанов, считавший себя его учеником, называет Базарова нигилистом. Да и Базаров не отрицает этого. Для людей того времени и того класса, куда попал Евгений Базаров это слово было сродни ругательству и звучало для них как-то варварски и дико.
Само слово нигилизм существует давно. «В средние века было еретическое учение нигилизм, преданное анафеме папой Александром III в 1179 году. Учение нигилизм … отвергало человеческое естество Христа.
В западной философской мысли термин нигилизм ввёл немецкий писатель и философ Ф. Г. Якоби. Это понятие использовали многие философы, … и чаще всего они понимали этот термин как осознание иллюзорности и несостоятельности христианской идеи надмирного Бога и идеи прогресса, которую считали версией религиозной веры». [1;97]
В русской же литературе слово нигилизм впервые употреблено Н.И.Надеждиным в статье «Сонмище нигилистов», опубликованной в «Вестнике Европы» в значении отрицателей и скептиков. В 1858 году вышла книга казанского профессора В. Берви: «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни». В ней тоже употребляется слово нигилизм, как синоним скептицизма. Критик и публицист Н. А. Добролюбов, осмеяв книгу Берви, подхватил это слово. Но оно не стало популярным до тех пор, пока И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» не назвал нигилистом Базарова. Его герой сразу превратился в обобщенный образ русского нигилиста, а автора записали в изобретателя самого понятия. Огромное впечатление, произведенное этим романом, сделало крылатым и термин нигилист. Никто, однако, из людей 60-ых годов официально его не принял. Писарев, который в ряде статей признавал в Базарове воплощение идеалов и взглядов нового поколения, называл себя «мыслящим реалистом». [1;97]
Таким образом, во второй половине XIX века нигилистами в Российской империи стали называть молодых людей, которые хотели изменить существовавший в стране государственный и общественный строй, отрицали религию, проповедовали материализм и атеизм, а также не признавали господствовавшие нормы морали. В частности, так называли революционеров-народников. Слово имело явную негативную коннотацию. Нигилисты изображались как лохматые, нечёсаные, грязные мужчины и утратившие всякую женственность женщины.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что нигилист - это отрицатель, разрушитель, и в своем отрицании он не останавливается ни перед чем.
В романе встречается и авторское определение этого понятия, так Аркадий Кирсанов объясняет своему отцу и дяде, что «нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». [2;21] Павел Петрович, ярый противник нового течения, высказал мнение, что нигилист - это человек, «который ничего не уважает». [2;21]
История лексикографического отражения слова нигилизм представлена в «Идеологически-оценочном словаре русского языка ХIХ-начала ХХ веков» А.Л.Голованевского. [3;63] По данным этого словаря, впервые это понятие зафиксировал «Полный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка», изданный Е.П.Печаткиным в 1861 году, где дается следующее определение: «учение скептиков, не допускающих существования чего бы то ни было». [3; 63] Интересно то, что сам роман «Отцы и дети» на русском языке появился в 1862 году, то есть «Словарь 1861 года» учел историю употребления этого понятия в предшествующий появлению романа Тургенева период. «Словарь русского литературного языка» (БАС) связывает первую фиксацию слова нигилизм со словарем В.И.Даля, первое издание которого вышло позднее, чем у словаря Е.П.Печаткина.[4; 1283]
Позже в словаре И.Ф.Бурдона разных годов издания дефиниция нигилизм употребляет со значением, данным «Словарем 1861 года». [3;63]
В словаре В.И.Даля нигилизм - это «безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать». [5;544] Здесь явно видна негативная оценочность слова, которая отражает и общественное отношение к данному течению. В словаре Ф. Толя слово нигилизм сохраняет отрицательную коннотацию, но трактуется уже больше как термин в смысле «материализма, необдуманного поборничества прогресса, хвастливого либеральничества,отрицания современной действительности». [6;1002]
К концу 1870-х годов слово нигилизм почти исчезло из русской полемической литературы, но стало употребляться в западноевропейской литературе как обозначение русского революционного движения. Его приняли и некоторые русские эмигранты, писавшие на иностранных языках о русском революционном движении. Так в 1884 году была издана повесть Софьи Ковалевской «Нигилистка».
В начале ХХ века данное понятие трактуется как «всякое отрицание исторических основ современной жизни»[7; 564] или «направление русской мысли конца 50-60-х годов, отрицающее религию, критикующее патриархальные условия семейной жизни и подчиненное положение женщины». [8;189] Примечательно, что на базе этого слова возникают новые термины, отраженные в третьем издании словаря В.И.Даля под редакцией И.А.Бодуэна де Куртенэ, например, «теоретический, научный нигилизм - отрицание всего, непризнавание авторитетов и принципов» и «практический нигилизм - разрушение существующего порядка, стремление к перевороту» [9;1412]. Мы видим, что с ходом времени развивается и само понятие, меняется специфика его трактовки, которая становится более научной и терминологической.
А.Н.Чудинова в редакции «Словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка» 1910 года говорит, что нигилизм - это «полемический термин для обозначения крайностей и уродливостей русского революционного движения». [3, 63] Таким образом, мы видим, что термин нигилизм в начале ХХ века в основном употребляется для обозначения исторических событий, происходивших в 60-ые годы XIX века. Это подтверждает и одна из дефиниций, данных в «Словаре современного русского языка»: «направление в среде русских разночинцев-шестидесятников, резко отрицательно относившихся к буржуазно-дворянским обычаям и традициям, к крепостнической идеологии». [4, 1284]
В словаре А.Л.Голованевского отмечается, что дефиниция нигилист впервые зафиксирована в первой редакции (1894 год) «Словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка» А.Н.Чудинова [3;63], а БАС относит первую фиксацию лексемы нигилист к 1898 году в «Объяснительном словаре иностранных слов» А.Д.Михельсона. [4;1283]
Как видим, явление нигилизма, по-видимому, было более распространенным, чем представление о конкретных личностях, исповедующих данное учение.
В настоящее время на семантической базе понятия нигилизм более широко распространен термин «правовой нигилизм», то есть неуважение к праву. «Он отражает широко распространенный феномен в правовой жизни российского общества. Его структурообразующим компонентом является идея, отрицающая социальные установки и несущая значительную идеологическую нагрузку, обусловленную не только тенденциями общественного развития и соответствующими ценностями, но и рядом психогенных факторов».[10;108]
Литература:
-
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах. Т.21. - СПб: Семеновская Типолитография (И.А. Ефрона), 1890-1907. - 500 с.
-
Тургенев И.С. Отцы и дети. (Роман для ст. школьного возраста)/ И.С.Тургенев. - Калининград: К-ое книжное изд-во, 1984. - 221с.
-
Голованевский А.Л. Идеологически-оценочный словарь русского языка XIX - начала XX вв. / А.Л. Голованевский. - Брянск: Изд-во Брян. гос. пед. ун-та, 1995.-169 с.
-
(Большой академический словарь)- Словарь современного русского литературного языка в 17 томах. Т.7/ Под ред. В.И.Чернышева - М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1948-1965. - 1610 с.
-
Даль В.И. Толковый словарь в 4 томах. Т.2 - М.:, Издание книгопродавца-типографа М. О. Вольфа, 1955. - 779 с.
-
Настольный словарь для справок по всем отраслям знания в 3 томах. Т 2/ Под ред. Ф.Толля и В.Р.Зотова. - Спб.: Ф. Толль, 1863-1864. - 1132 с.
-
Словарь научных терминов, иностранных слов и выражений, вошедших в русский язык/ Под ред.В.В.Битнера. - Спб.: Вестник знания, 1905. - 951 с.
-
Словарь политических, социально-экономических и некоторых других слов/ сост. Ачадов. - М., 1906.
-
Даль В.И. Толковый словарь русского языка. В 4 томах. Т.2. 3-е изд./Под ред. И.А.Бодуэна де Куртенэ. - Спб.: Издательство товарищества М. О. Вольф, 1903-1909. - 1017 с.
-
Гуляихин В. Н. Психосоциальные формы правового нигилизма человека</ // Вопросы права и политики. 2012. № 3. С. 108-148
-
Тургенев И.С. Полн. СОБР. Соч. и писем: в 28-ми т. М.-Л.:Наука, 1960-1968.т.15, 245 с.
Сведения об авторе: Марченко Марина Николаевна, студентка 1 курса магистратуры филологического факультета, направление: «Филология» Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского
Научный руководитель: Голованевский Аркадий Леонидович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского